Какие картины шибанова и как называются. Шибанов, михаил

Михаил Шибанов (отчество и год рождения неизвестны, родился в селе Мясоедово - умер после 1789) - русский художник второй половины XVIII века, живописец из крепостных крестьян. С 1783 года - «вольный живописец». Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения. Известно, что работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве. Видимо, его приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф Потемкин, были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается «живописцем его светлости». Доподлинно известно, что художник выполнял образа и писал иконостасы для церквей южных городов России. Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века.

Прежде всего речь идет о двух полотнах художника, на которых он изобразил две сцены из жизни крестьян: «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777). Картины не только несут явные художественные достоинства, но и уникальны для своего времени по тематике изображаемого - в XVIII веке в отечественном изобразительном искусстве крестьян просто не писали.

В 1770-1780 годы русский художник обучался в Академии художеств, в классе бытовой живописи.

Последнее свидетельство о жизни М. Шибанова относится к 1789 году: художник обращается в канцелярию Екатерины II с просьбой о назначении ему жалования. Об ответе или действиях императорской администрации история молчит - быть может, и назначили.

ТВОРЧЕСТВО

Портреты Спиридовых являются началом живописной деятельности Шибанова.

Они писаны еще робко, неуверенно и вяло. Головы как-то неестественно приставлены к туловищам, одной и той же манерой сделаны глаза с большими темными зрачками, у всех схож рисунок пальцев и одинаковое движение рук, держащих книгу. И вместе с тем наиболее ранний портрет Алексея Григорьевича Спиридова с его пристальным взглядом живет своей углубленной жизнью и свидетельствует о проникновении художника в человеческую психологию.


Прочие портреты неравноценны по своим художественным качествам. Лучше других портреты А.М. Спиридовой и Матвея Спиридова. В живописи их чувствуется связь с живописью . И вообще из всех художников XVIII века наибольшую близость Шибанов имеет лишь к творчеству . Это чувствуется и в лучших его произведениях — портретах Екатерины II и Дмитриева-Мамонова.

В 1917 году были открыты два неизвестных его произведения, которые показали художника с новой стороны и сразу выдвинули его на почетное место родоначальника нашей жанровой живописи. Более того, этими двумя своими картинами Шибанов почти на пятьдесят лет предвосхитил крестьянские жанры знаменитого А.Г. Венецианова.

Одна из этих картин называется «Крестьянский обед» (Третьяковская галерея). На обороте холста тем же почерком, что и на портретах Спиридовых, написано: «Сия картина представляет суздалской провинцыи крестьян. Писал в 1774 году Михаил Шибанов». Вторая, большего размера (также находится в Третьяковской галерее) изображает «Празднество свадебного договора» в крестьянской семье и имеет следующую надпись на обороте: «Картина представляющая суздалской провинцы крестьян празднество свадебнаго договору, писал в тойже провинцы вселе татарове в 1777 году. Михаил Шибанов». Эти две картины на сюжеты русской крестьянской жизни стоят совершенно особняком среди всего живописного наследия XVIII века.

Картина «Обед» изображает внутренность избы, причем художник ограничивается показом лишь одной бревенчатой стены, служащей фоном, на котором выделяются фигуры. Слева, в центре, за столом сидят два бородатых почтенных крестьянина в русских рубахах, справа — молодая женщина в сарафане и рубахе из тонкой материи. На голове ее богатый кокошник, украшенный позументом и жемчужными подвесками, спускающимися на лоб. Левой рукой она держит ребенка, а правой расстегивает пуговицу сарафана, собираясь кормить его грудью. Между ней и крестьянином в центре стоит пожилая женщина. Она ставит на стол миску с едой, в то время как крестьянин слева режет большой каравай хлеба. Пожилая крестьянка одета в рубаху с засученными рукавами; поверх рубахи — темнозеленая телогрея с часто посаженными серебряными пуговицами, а на голове богато расшитый повойник.

Сцена исполнена серьезности, как серьезен момент принятия пищи в крестьянской среде; лица всех ее участников сосредоточенны и спокойны; молодая крестьянка любовно смотрит на своего ребенка.

Если в этой картине изображен повседневный момент крестьянской жизни, то другая («Празднество свадебного договора») дает представление о ее праздничной стороне. В жизни крестьянской девушки замужество играло, конечно, огромную роль и сопровождалось целым рядом торжественных церемоний, шедших от глубокой старины. Среди них первостепенное значение имел предшествовавший венчанию сговор, когда устанавливался срок свадьбы. В описаниях быта русского народа XVIII века о сговоре сказано: «Сговор состоит в обменивании колец и в небольших подарках. Жених приезжает смотреть невесту. Сговор сей бывает свят и нерушим, и нарушивший платит бесчестье». Вот этот момент и изображен Шибановым в картине, причем действие происходит также в избе, в которой на этот раз показана не только ее задняя стена, но пол и справа боковая сторона в виде спускающегося с карниза полога кровати.

Художник уже не ограничивается плоскостным развертыванием сцены, как в «Обеде», а углубляет пространство, стремясь к показу всего интерьера.

Этнографическая точность праздничных костюмов подтверждается показаниями старинных описаний народов России. Тип кокошников, надетых на молодых женщинах, характерен для Москвы и близлежащих к ней областей. Все это говорит, насколько Шибанов хорошо знал подробности крестьянского быта. Его наблюдательность доходила до того, что можно распознать сорт материи, например, в фате невесты, а по парче ее душегреи и сарафана — что эта парча русского производства. Эти обстоятельства сообщают доподлинность картине.

Шибанов мастерски владел искусством композиции, что не удивительно при предположении об иконописных истоках его творчества. В сцене крестьянского обеда расположение фигур за столом дышит непринужденностью и естественностью своей реалистической трактовки.

Значительно сложнее композиция «Празднество свадебного договора». Сам сюжет, относившийся к изображению праздничной, торжественной стороны крестьянской жизни, влек за собой усложнение композиции. Художник в общем справился с этой задачей, но не избежал некоторой условности и театральности. Излишняя приподнятость жестов сообщает театральный характер всей сцене. Так, преувеличен жест молодого парня в красном зипуне и особенно благословляющее движение рук девушки, соединяющей жениха и невесту. Во всем этом чувствуется стиль эпохи, наложившей свою печать на композицию «Празднество свадебного договора».

В крестьянах Шибанова мы угадываем эти прекрасные национальные черты, помогшие им перенести весь гнет и ужас крепостного права и построить свою русскую культуру с ее самобытными национальными чертами.

Творения Шибанова пронизаны оптимизмом. Он ощущает радость бытия, передавая простые и мужественные лица своих крестьян в обыденной ли, торжественной ли обстановке. В ту раннюю пору зарождения национального искусства он сумел оценить и передать духовную красоту и величие русского народа.

Реалистическое отношение художника к действительности сказалось и в психологической трактовке изображаемых им персонажей. Все богатство русской натуры вложил он в образы своих крестьян.

Крестьянин для Шибанова не был Этнографическим типом, а живым человеком с индивидуальными особенностями характера.

Крепостной Потемкина.

Первый русский живописец, изображавший жизнь крестьян.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Жидков Г. В. М. Шибанов: Художник второй половины XVIII века / Под общ. ред. М. В. Алпатова. - М.: Искусство, 1954. - 60, с. - (Живопись. Скульптура. Графика: Монографии). - 15 000 экз. (в пер.)
  • Алексеева Т. В. Михаил Шибанов по новым материалам // Исследования и находки / Т. В. Алексеева. - М.: Искусство, 1976. - С. 7-35. - 160 с. (в пер.)
  • Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А.И. Леонова. — М., «Искусство», 1952.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: art19.info ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Михаил Шибанов Дата смерти: умер после 1789 Национальность: русский Жанр: художник, живописец Шибанов Михаил (отчество и г. рождения неизвестены умер после 1789), русский художник, живописец из крепостных крестьян. С 1783 г. вольный живописец.… … Википедия

- (отчество и г. рождения неизвестен ‒ умер после 1789), русский живописец. Из крепостных крестьян. С 1783 «вольный живописец». Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Картины Ш., созданные под непосредственным… …

- (? после 1789) российский живописец. Крепостной. В произведениях Шибанова условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта (Крестьянский обед, 1774) … Большой Энциклопедический словарь

- (отчество и год рождения неизвестны умер после 1789), русский живописец. Зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Из крепостных крестьян. С 1783 вольный живописец. Картины Шибанова, созданные под непосредственным… … Художественная энциклопедия

- (? после 1789), живописец. Крепостной. Зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. В произведениях Шибанова условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта… … Энциклопедический словарь

Портретист 2 й половины 18 века. Крепостной Потемкина. Первый русский живописец, изображавший жизнь крестьян. Его картины "Крестьянский обед" (1774) и "Сговор" (1777) находятся в Гос. Третьяковской галерее. Написал серии… … Большая биографическая энциклопедия

Михаил (? после 1789), живописец, крепостной, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. В произведениях Шибанова академическая условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой… … Русская история

Фамилия. Известные носители: Шибанов, Виктор Иванович (род. 1922) участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Шибанов, Григорий Иванович (1917 1944) участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Шибанов, Михаил… … Википедия

Михаил (отчество и г. рождения неизвестен умер после 1789), русский живописец. Из крепостных крестьян. С 1783 «вольный живописец». Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Картины Ш., созданные под… … Большая советская энциклопедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шибанов. Юрий Шибанов Имя при рождении: Радь Юрий Николаевич Дата рождения: 9 декабря 1978(1978 12 09) (34 года) … Википедия

Биография «Шибанова Михаила»: молодые годы

Данное время относится к 1770 годам. Отсюда молодой художник начинает совершать свои первые шаги в мир портретного искусства. Чуть позднее, а именно в 1774 году была написана картина Крестьянский обед и через 3 года (в 1777 году) - Празднество свадебного договора. Благодаря высоким живописным качествам такие картины можно было поставить рядом с выдающимися картинами того времени, а благодаря продуманности и оригинальности замысла самого художника, его наблюдательности, острому психологизму и умению справляться со сложной многофигурной композицией говорит об очень тонком чувстве к окружающему самого мастера.

Тематика написанных картин связана со сценами жизни крестьян. Бытовой жанр в то время занимает самое низкое место.

В академии художеств, где учился Михаил Шибанов (1770-1780 годы) занимались изучением бытовой живописи, а сцены связанные с грубой жизнью обычного народа просто не находили своего применения.

Шибанов среди множества художников первым реализовал в своих картинах народные образы и темы заимствованные из жизни крестьян.

Биография «Шибанова Михаила»: Зрелые годы

Михаил Шибанов относится к самым своеобразным и загадочным фигурам русского искусства 18 века. Биографии русских художников того времени содержат достаточно мало информации о них, а о Шибанове известно еще гораздо меньше. Из всей биографии Шибанова известно, что он состоял при знаменитом екатерининском вельможе Потемкине. Наверное, благодаря этому художнику было проще найти знатных заказчиков, среди которых находилась и сама императрица. В 1787 году в Киеве Шибанов пишет портрет императрицы и генерала Дмитриева – Мамонова. Наиболее успешной работой был портрет Екатерины, который Шибанов написал еще в 18 веке, после чего по приказу императрицы благодаря Джорджу Уокеру была создана гравюра. Екатерина к этому относится с некоторым пренебрежением. Живописец кажется ей недостойным даже обычного упоминания и при написании письма Гриму, она указывает, что этот портрет – произведение Жаркова. В работах 1787 года Шибанов выступает в качестве сложившегося и зрелого художника, занимающего определенное место в искусстве того времени, в котором он жил.

Самые известные картины Михаила Шибанова

1. Крестьянский обед - этюд с натуры, в котором художник с особым вниманием и точностью передает разновидности крестьян. Основная цель - показать живость картины, ее естественную основу.

2. Празднество свадебного договора - не менее важная картина, достаточно сложная и имеющая особое значение. Это уже не обыкновенный этюд, а полноценная картина, в которой хорошо подобран типаж, продумана многофигурная композиция, неплохо отражен нрав и психология. Обратная сторона картины содержит надпись самого автора, в которой поясняется, почему был выбран данный сюжет.

Также, к числу известных картин Михаила можно отнести портрет графа Дмитриева - Мамонова и портрет Екатерины II.

Принадлежность картин Михаила Шибанова к художественным стилям

В картинах Шибанова присутствует так называемый острый и проникновенный реализм, которые позволили изобразить крестьянский быт. Они нашли свое применение в декоративном строе всей композиции, в элементах подчеркивающих торжественность и праздничность. Шибанов - художник - реалист, который, как считают многие исследователи, стремился показать не крепостных, а государственных крестьян проживающих в Суздале и его окрестностях.

Картины Шибанова отражают всю действительность крестьянской жизни, которая достаточно правдоподобна как по образам, так и по внутренней психологии. Наверное, им была выбрана тема праздничности не так просто. Видно тем самым художник хотел показать какие-то противоречия и негативные стороны из быта крестьян.

Музеи и галереи - места выставок картин Михаила Шибанова

Среди всех известных галерей стоит выделить Третьяковскую. В ней находятся две картины: Екатерина II и граф А.М.Дмитриев - Мамонов. Известно также, что некоторые картины Михаила Шибанова находятся во Владивостоке, Нижнем Новгороде, Одессе, Херсоне. Вот, к примеру, портрет Святая Екатерина, написанная на холсте маслом в период с 1783 по 1786 годы, находится в Херсонском художественном музее.

Посмотреть все картины художника Шибанова М. можно

© Художник Шибанов. Биография художника Шибанова. Картины, описание картин художника Шибанова

» XVIII (18 век) » Шибанов Михаил

Творчество и биография - Шибанов Михаил

Шибанов Михаил, русский живописец. Из крепостных крестьян. С 1783 «вольный живописец». Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Картины Ш., созданные под непосредственным впечатлением от натуры, отличаются конкретностью в трактовке сюжета, выразительностью и значительностью почти портретных характеристик крестьян.

В середине 1770-х годов были созданы картины М. Шибанова. Художник точно указывает адрес героев-село Татарово Суздальской провинции (ныне Владимирской области). И герои его - доподлинные, реальные крестьяне. Бывший потемкинский крепостной Шибанов прекрасно знает крестьян, их бытовой уклад во всех особенностях и подробностях. В картине «Крестьянский обед» (1774) он изображает семью, собравшуюся вокруг стола. Хозяин дома сидит в красном углу, под образами, его сын, прижав к груди большой каравай, нарезает хлеб, старуха в кокошнике ставит на стол миску, а молодая крестьянка в нарядном головном уборе готовится кормить ребенка. Таких сюжетов и таких персонажей не знала академическая живопись. Спокойно, обстоятельно, без резких интонаций и натужного пафоса художник знакомит нас со своими героями, подчеркивая их истинно русскую красоту, внутреннюю значительность их личностей, присущее простым труженикам чувство собственного достоинства, ту атмосферу домовитости и сердечного согласия, которая царит в этой крестьянской семье. Пластическая завершенность формы, размеренность плавных жестов, замедленная величавость движений придают бытовой сцене характер монументального произведения.

Эти же особенности отличают и другую, еще более совершенную и художественно зрелую картину Шибанова - «Празднество свадебного договора» (1777). Старинный обряд свадебного сговора, трактованный художником как радостное и серьезное событие в жизни крестьян, становится сюжетом многофигурной композиции, объединяющей целую галерею очень жизненных и цельных народных образов. Здесь и постриженный в скобку жених, бережно держащий за руку свою суженую, и невеста в узорчатом сарафане, их ближайшие родичи, деревенские красавицы, круглолицые и румяные, с алыми губами и соболиными бровями, сморщенная старушка, чрезвычайно заинтересованная происходящим, подгулявший крестьянин со штофом и кружкой в руках. Все они живут в картине полнокровной жизнью, убеждая зрителя в своей безусловной достоверности. Шибанова и его героев не разделяет сколь - нибудь большая дистанция, художник знает их и относится к ним уважительно, внимательно, любовно. Впервые в русской живописи крестьяне выступают не как экзотические персонажи, любопытные заезжим иностранцам, а как герои искусства, обладающие большой этической и эстетической ценностью. И это в годы, когда крестьян иначе не называли, как чернью и подлым сословием, в годы Крестьянской войны, возглавленной Емельяном Пугачевым!

Кроме этих жанровых картин до нас дошло еще несколько портретов кисти Шибанова, в том числе один из лучших- А. М. Дмитриева-Мамонова (1787). «Трудно примирить в сознании два таких несогласуемых понятия, как художник и крепостной, - писал М. Алпатов. - Думаешь об этих одаренных людях с особенной симпатией. Хочется верить, что именно в творчестве они черпали силы, чтобы сохранить в себе человеческое достоинство».

Год смерти живописца остается неизвестным, а его картины поступили в Третьяковскую галерею лишь в 1917 году.

На нашем портале любой желающий может быстро и легко купить репродукции картин знаменитых художников. Также имеются и многочисленные оригинальные произведения.

Михаил Шибанов (отчество и год рождения неизвестны, родился в селе Мясоедово - умер после ) - русский художник второй половины XVIII века , живописец из крепостных крестьян. С 1783 года - «вольный живописец». Портретист, иконописец, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве.

Наиболее известные произведения

  • Крестьянский обед (1774, ГТГ)
  • Празднество свадебного договора (1777, ГТГ)
  • Портрет А. Г. Спиридова (1772)
  • Портрет В. С. Попова (1784-85)
  • Портрет Екатерины II в дорожном костюме (1787, ГРМ)
  • Портрет А. М. Дмитриева-Мамонова (1787, ГРМ) и др.

Напишите отзыв о статье "Шибанов, Михаил"

Литература

  • Жидков Г. В. М. Шибанов: Художник второй половины XVIII века / Под общ. ред. М. В. Алпатова . - М .: Искусство, 1954. - 60, с. - (Живопись. Скульптура. Графика : Монографии). - 15 000 экз. (в пер.)
  • Алексеева Т. В. Михаил Шибанов по новым материалам // Исследования и находки / Т. В. Алексеева. - М .: Искусство, 1976. - С. 7-35. - 160 с. (в пер.)
  • Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII века. + CD. Учебник для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2015. с. 539-540 ISBN 978-5-9916-3527-1

Ссылки

  • Шибанов Михаил // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Отрывок, характеризующий Шибанов, Михаил

– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя.
– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c"est le remord et la maladie. II n"est de bien que l"absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите.
Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.


Top