Какие концепции культуры вы знаете? Периодизация истории культуры.

Жан Боден (1530-1596) – французский правовед, вы­дающийся политический мыслитель.

Основные работы: «Метод легкого познания истории» (1566); «Шесть книг о республике» (1576).

Логическое основание политико-правового учения. По­литическое и правовое мышление Бодена сформировалось под влиянием теоцентризма; историзма; рационализма.

Лучшему познанию права, полагал Боден, должно слу­жить знание юридической практики: «Тот, кто думает, что познал право вне юридической практики, в действительно­сти глубоко ошибается – и уподобляется тому, кто, истязаясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным воину, познавшему пыл сражения и утомление во­енной битвой».

Боден уделяет пристальное внимание институту госу­дарства (для обозначения понятия государства им исполь­зуется латинский термин «res publica» и его французский аналог «une Republique», но не современный французский термин «Etat»).

Боден ставил перед собой цель осмыслить государство иначе, чем его предшественники (Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и современники (Макиавелли, Мор и др.). Он упрекал Аристотеля и Цицерона за то, что они не пред­ложили детального описания верховной власти, без ко­торой невозможно представить себе государство. Боден оспаривает исключительное значение и такого признака государства, как «согласие в вопросах права», на котором настаивал Цицерон: « ...Глупо утверждать, что империя ту­рок, которая включала народы, проживающие вместе, но не подчиненные общей системе единого закона, не была госу­дарством, пока народы удерживались в одном государстве при помощи силы и власти».

Боден понимает государство следующим образом: «Го­сударство – это правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью». В этом определении еще нет упоминания о территории как признаке государства (для западных теоретиков государства этот признак приоб­ретет значение, начиная с XIX в.). Государство понимается Боденом как правовое управление, что позволяет ему отли­чать государство от шайки разбойников (в этой части Бо­ден продолжает придерживаться взглядов Цицерона и Аврелия Августина). Основным элементом государства для Бодена является семья: «Государство не может существо­вать без семьи как город без домов или как дом без фунда­мента».

Вслед за Аристотелем Боден различает три вида соци­альной власти внутри семьи: родительскую; супружескую; господскую. Ослабление власти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства.


Важнейший признак государства – суверенная власть (четвертый вид социальной власти), под которой Боден по­нимает постоянную, абсолютную и неделимую власть госу­дарства: «Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Именно Бодену принадлежит научное первен­ство в создании теории государственного суверенитета.

Суверенная власть государства, с точки зрения Боде­на, – это власть:

ü постоянная, которая отличается от временной, подоб­ной власти диктаторов Древнего Рима;

ü абсолютная, не ограниченная никакими условиями, носитель которой может ее передать другому лицу как соб­ственник. Боден допускает лишь три ограничения абсолют­ной власти: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэ­тому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Никто, считает Боден, не имеет право брать чужую собственность без со­гласия ее владельца. Боден был одним из первых мыслите­лей, критически оценивших утопийское государство Тома­са Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности «было бы прямо противоположно законам Бога и природы»;

ü единая, т.е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу. Боден был противником теории смешанной формы государства, кото­рой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.

Компетенция суверенной власти государства – комп­лекс исключительных прерогатив:

ü право издавать, отменять и обнародовать законы без согласия граждан (основная прерогатива);

ü право объявлять войну и заключать мир;

ü право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;

ü правосудие в последней инстанции для всех должност­ных лиц и граждан;

ü право помилования в тех случаях, «когда сам закон не предоставляет возможности для помилования и смягчения наказания»;

ü чеканка монет;

ü определение мер и весов;

ü взимание налогов и податей.

Боден обстоятельно исследует проблему форм государ­ства. Вслед за Аристотелем он рассматривает проблему обусловленности форм правления государства различны­ми факторами (климатом, почвой и др.). В XVIII в. эта же проблема будет рассматриваться французским мыслите­лем Ш. Л. Монтескье. Вместе с тем Боден критикует Арис­тотеля, который делил формы правления государства на правильные и неправильные, и предлагает собственную классификацию.

Классификация форм правления государства. В своей классификации форм правления государства Боден ис­пользует критерий принадлежности власти тому или ино­му суверену (табл. 6). Боден выделяет три формы правле­ния: демократию; аристократию; монархию.

В демократии все или большая часть граждан обладают суверенной властью над всеми.

В аристократии меньшая часть граждан обладает суве­ренной властью над всеми. Аристократия для Бодена не есть правление «лучших» в понимании Аристотеля. Боден считает, что коррупция «может появиться в любом госу­дарстве, где нобили или богатые люди сосредоточили в своих руках политическую власть, не располагая ни уваже­нием окружающих, ни личной добродетелью, ни соответ­ствующим образованием».

В монархии суверенная власть всегда принадлежит од­ному лицу, будь это король или тиран. Боден критикует Аристотеля, который считал, что тиран – это правитель, действующий всегда вопреки желаниям народа. Тогда, зак­лючает Боден, «сам Моисей, наиболее мудрый и справед­ливый правитель, может быть заклеймен как величайший тиран, потому что он приказывал и запрещал своему наро­ду почти все, действуя против его воли».

род. 1530, Анже ум. 1596, Лан) - франц. публицист, учитель по государственному праву. Во время преследования гугенотов выступал за терпимое отношение к последним и в своей осн. работе по государственному праву 4De la republique" (1577) дает определение понятию суверенитета, нарушение которого не может быть оправдано ни одним конституционно-правовым законом. В работе 4Colloquium heptaplomeres" (напечатана впервые в 1857) он дал обоснование равноправия для всех религий и в качестве основ единой естественной религии назвал следующее: единство Бога, моральное сознание, вера в свободу, бессмертие и возмездие на том свете.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БОДЕН Жан

1529/1530, Анжер-июнь 1596, Лаон) - французский правовед, историк, политический и религиозный мыслитель. Выходец из среды горожан, образование получил в Анжере и Тулузе. Состоял на службе у короля Генриха III, затем у герцога Алансонского, с которым путешествовал по Англии и Нидерландам. Участвовал в заседаниях Генеральных штатов в качестве представителя от третьего сословия, на стороне католической Лиги боролся против Генриха IV, в дальнейшем вместе с другими приверженцами сильной национальной монархии перешел на его сторону. Умер от чумы.

В основном произведении «Шесть книг о государстве» (Les six livres de la Republique, 1576) развил учение о безграничном и абсолютном государственном суверенитете, который, по мнению Бодена, достижим только при монархической форме правления. В этой связи он давал правовое обоснование абсолютной монархии, доказывая, что власть государя не может быть ничем стеснена, а органы сословного представительства должны выполнять совещательную роль; впрочем, облагать народ налогами государь, по Бодену, имеет право только с согласия государственных чинов. Подчеркивал обусловленность государственно-правовых установлений различных стран климатом и географической средой. Признавая возможность воздействия нечистой силы на людей, в трактате «Демономания колдунов» (La Demonomanie des sorciers, 1580) дал теоретико-практическое руководство по организации процессов ведьм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Жан Боден (1530–1596) – французский политик, философ, экономист, правовед, член парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Родился в семье мастера портновского цеха города Анжер (Франция). Интеллектуальное формирование Жана Бодена прошло в кармелитском монастыре, в университетах Анжера, Парижа и Тулузы. В Тулузе Боден получил ученую степень, некоторое время преподавал в университете, и хотя лекции его заканчивались под аплодисменты, должность профессора он так и не получил. В 1561 г. Боден переехал в Париж, где занялся адвокатской практикой. В 1568 г. был избран депутатом Генеральных штатов. В 1572 г. Боден, заподозренный в кальвинизме, едва не пострадал во время Варфоломеевской ночи. Это событие во многом определило воззрения мыслителя. Для Франции XVI в. проблема религиозной нетерпимости была судьбоносной. Идейно-религиозная борьба разделила общество на два враждующих лагеря. Боден был уверен, что в вопросах религии и веры нельзя полагаться на силу, в том числе на силу власти, поскольку "чем больше подвергается насилию воля людей, тем более она неуступчива". Требования полного и немедленного запрещения реформистских течений он считал недопустимым и поэтому предложил выпустить королевский эдикт о веротерпимости. Только провозглашение принципа свободы вероисповедания, по Бодену, способно было утихомирить религиозные страсти, прекратить ожесточенную борьбу религиозных группировок, расшатывающих устои государства и власти. В 1576 г. Боден стал королевским прокурором в г. Лане. В этом же году он представлял третье сословие на Генеральных штатах.

С 1580 по 1583 г. находился на службе у герцога Анжуйского Франциска. В 1580 г. сопровождал его в Лондон ко двору Елизаветы I. Королева высоко оценила ум и остроумие Бодена. Здесь его всегда были рады видеть, несмотря на сложные отношения двух держав. В 1584 г. Боден вернулся в Лан, где получил должность генерального прокурора, затем стал мэром этого города, в котором жил до конца жизни. В 1596 г. умер от чумы.

К числу основных произведений Бодена относятся "Метод легкого познания истории" (1566); "Шесть книг о государстве" (1576).

Книга "Метод легкого познания истории " стала первым знаменитым произведением мыслителя. Она поделена на 10 глав, пять из которых посвящены предмету истории: устройству, частям, ее оценке и т.д. Остальные главы исследуют такие вопросы, как формы управления государствами, теории "золотого века" и четырех монархий, систему универсального времени и происхождение народов. В "Методе легкого познания истории" впервые излагаются политические идеи мыслителя. Здесь он говорит о гражданине, суверенной власти, формах государств. Ж. Боден отдает предпочтение монархической форме правления или, как он ее называет, "королевской монархии". Основная идея "Метода" заключается в том, что качества человека во многом зависят от тех природных условий, в которых он проживает. Эта теория, называемая теорией географического детерминизма, пережила свой расцвет еще в эпоху античности. Поэтому не случайно Боден в своей работе часто цитирует Платона. Боден не только обусловливает особенности пародов климатическими и другими географическими условиями, но и делает выводы о влиянии этих факторов на социально-политическое устройство государств, находящихся в различных точках Земного шара. Уже в этом произведении более всего Бодена занимают способы организации государства. Он считал, что самое сильное государство образуют жители севера. По оно менее устойчиво, чем государство средней зоны, ибо государство средней зоны – есть государство разума, его граждане более склонны к труду. В южном же государстве церковь угнетает здравый смысл, а люди ленивы и пассивны. Географический детерминизм Ж. Бодена отразился на философских воззрениях многих европейских мыслителей, особенно на формирование взглядов Ш. Монтескье.

Главным произведением Бодена считается "Шесть книг о государстве ". После перевода в 1580 г. на латынь оно стало чрезвычайно популярно во всей Европе. В конце XVI – начале XVII вв. работа появилась на итальянском, испанском, немецком и английском языках. "Шесть книг о государстве" не переводились на русский язык. Существуют лишь несколько фрагментов в переводе Н. А. Хачатурян в издании "Антология мировой правовой мысли" .

В своем главном труде Жан Боден ссылается на исторические источники, на работы Платона, Ксенофонта, Цицерона, Макиавелли, Мора. Он использовал античные и особенно средневековые работы по толкованию римского права.

Структурно "Шесть книг о государстве" подразделяются на шесть отдельных книг. В первой книге Боден дает определение семьи, домохозяйства, из которого в конечном счете вырастает, по его мнению, любое государство. Затем он характеризует суверенитет. Вторая книга затрагивает проблему монархий и описывает три ее вида. В третьей книге Боден говорит о "Сенате и его власти", о "корпорациях, коллегиях, штатах и обществах". Четвертая книга начинается с главы под названием "О рождении, расцвете, упадке и разрушении Республик" и полностью посвящена политическим вопросам. Вопросы финансов, монетной и налоговой политики, проблемы вооружения населения, содержания армии, укрепления городов Боден рассматривает в пятой и шестой книгах. Шестая книга посвящена апологии монархии и развитию платоновско-аристотелевской концепции гармонической справедливости .

Боден определял государство как совокупность семей, а не отдельных лиц. "Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении" .

Согласно Бодену, "всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно новому пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву, ветви, которая, пустив корни, более способна плодоносить, чем саженец, выросший из семени. Но и те и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях" .

Существенным признаком верховной государственной власти является ее суверенный характер. Под суверенитетом Боден понимает власть абсолютную и вечную в лице государства. Источником суверенитета является народ, а его носителем – государь. Суверенитет – это право суверена управлять делами государства независимо от каких-либо иных субъектов. Такой суверенитет выражен более всего в законах, которые даны подданным без их на то согласия. С юридической точки зрения, абсолютность и безусловность государственной власти выражается в ее надзаконности. Наряду с этим Боден пытается увязать, совместить суверенную власть с принципами справедливости, права, а также с целями и задачами государства. В "Шести книгах" он выдвигает положение о том, что суверен связан законами "божескими", "естественными" и "человеческими, общими для всех народов" . Таким образом, абсолютизм Бодена имеет точные объективные границы в виде этических норм (справедливости), законов природы и божественных законов; и эти пределы для него обязательны. Верховная власть, которая не уважает эти законы, уже не власть, а тирания.

Суверенитет, по Бодену, обладает следующими свойствами.

  • 1. Суверенитет един и неделим – он не может быть разделен между королем и народом, несколькими различными организациями и не может поочередно осуществляться ими.
  • 2. Суверенная власть постоянна – ее нельзя передать на время или на других условиях какому-либо лицу.
  • 3. Суверенная власть неограниченна и надзаконна – ни один человеческий закон не может ограничивать суверенитет.
  • 4. Суверенная власть подчиняется только божественным и естественным законам, но не религиозным догмам.
  • 5. Суверенитет может принадлежать либо одному человеку, либо меньшинству населения страны, либо всем дееспособным людям. Но ни в коем случае не допустимо посягательство на суверенитет со стороны папского престола.

Ж. Боден выделял пять признаков государственного суверенитета:

  • 1) право верховной власти издавать и отменять законы;
  • 2) объявлять войну и заключать мир;
  • 3) назначать высших должностных лиц;
  • 4) осуществлять верховный суд и право помилования;
  • 5) право чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

Ж. Боден отвергает распространенное деление форм государства на "правильные" и "неправильные", поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Вопрос только в том, кому принадлежат суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. Мыслитель также отрицает смешанную форму государства – власть нельзя разделить "поровну". В зависимости от того, кому будет принадлежать высшая власть в государстве, таким и будет государство в целом.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке. Демократия для Бодена является худшим способом осуществления суверенитета, поскольку народ в целом не способен прийти к правильным решениям и иметь здравые суждения.

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных. Аристократия подвержена постоянным раздорам партий и борьбе честолюбий, она не сможет справиться с народными волнениями.

Цель существования государства заключается в достижении блага, ее реализация требует централизованной и мощной власти, призванной достичь и поддерживать единство, а потому наилучшей формой государства, по Бодену, является монархия, где суверенитет целиком принадлежит монарху. Только абсолютная монархия обеспечивает выполнение воли монарха в любом случае, кроме тех, которые противоречат естественным или божественным законам.

Боден устанавливает ограничение государя "законом Бога и природы". Но оно не влечет за собой подчинения государя ни обществу, ни гражданским законам, ни папе. Второе ограничение – это право частной собственности, на которую государь может покушаться только в случае крайней необходимости. Третье ограничение – законы королевства (салический закон).

Абсолютная власть трактуется Боденом не как деспотичная власть одного правителя, а как власть справедливая, по-отцовски заботящаяся о подданных, как о своих детях. Именно в таком виде она предстает нам в "Шести книгах о государстве". Боден не единожды сравнивает государеву власть с отцовской, а государственное устройство – с семейными порядками. Мыслитель говорит о монархии как о высшем развитии государственного строя, и государь является центральной фигурой в его политической концепции. Термин государь трактуется им как священное воплощение власти. Смысловое значение этого термина в сочетании с термином "суверен" становится одним из основополагающих в теории Бодена, поскольку понятие суверенитета он объясняет в первую очередь через господство верховной, суверенной власти и подчинение суверенному государю.

Произведение "Шесть книг о государстве" является одним из величайших памятников философской и политико-правовой мысли эпохи Возрождения, не потерявшим научного значения и по сей день. За четыре с половиной века концепция суверенитета почти не изменилась. До сих пор человечество не сумело придумать ничего принципиально нового в этой области.

  • Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 2. М., 1999. Кн. 1, гл. 1. С. 689-692; гл. 8. С. 692-694; кн. 2, гл. 1. С. 694-695.
  • Баязитова Г. И. Политико-правовые воззрения Жана Бодена: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тюмень, 2006. С. 4–5.
  • Антология мировой философии. Т. 2. С. 144.
  • Антология мировой философии. Т. 2. С. 144–145.
  • Там же. С. 146.

Жан Боден родился в 1530 г. (возможно в 1529 г.) в городе Анже (Анжер) в семье мастера портновского цеха. В раннем возрасте был отдан в монастырь Нотр-Дам д"Анже ордена кармелитов для получения образования, где и принял монашеский обет (в 1549 г. сбросил монашескую рясу). В середине 1540-х гг. был послан кармелитами в Париж для обучения. В университете он изучал схоластическую философию, а в Королевском колледже (в будущем «Колледж де Франс») – древние языки.

В 1556 г. Жан Боден поступил на юридический факультет Тулузского университета для изучения гражданского права. После окончания некоторое время преподавал там римское право (1559–1561 гг.).

В 1561 г. Жан Боден переехал в Париж, чтобы заниматься адвокатской практикой. Однако в действительности он работал на разных судебных должностях.

Известность приходит к Бодену в 1566 г., после публикации работы «Метод лёгкого изучения истории». В этом труде он не только размышляет об истории человечества, но и формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, получившего развитие через десять лет. Там же он утверждает, что общество формируется под влиянием общественной среды и представляет собой сумму кровно-хозяйственных союзов. В обществе осуществляется прогресс, в природе же – круговое вращение.

В 1568 г. Боден был избран депутатом от Анже на собрания Генеральных штатов в Нарбонне. В начале 1570-х приобрел доверие Карла IX (Валуа); занимал должность докладчика Государственного совета. Заподозренный в кальвинизме он едва избежал расправы во время Варфоломеевской ночи. В первые годы правления Генриха III, брата Карла IX, находился в фаворе при дворе. В 1576 г. на собрании Генеральных штатов в Блуа Боден энергично выступил в защиту политики веротерпимости вопреки мнению большинства депутатов.

В том же 1576 г. году он издал свой самый знаменитый трактат, посвященный теории государства, – «Шесть книг о государстве». В нем, отрицая божественное происхождение власти монарха, Жан Боден обосновывал идею конституционной монархии и принцип неделимости государственного суверенитета, защищал веротерпимость, признавал право народа на убийство тирана. Причину политических переворотов он видел в имущественном неравенстве. По его мнению, государство (в этом Боден сходится с Макиавелли) представляет собой вершину экономического, социального и культурно-исторического развития цивилизации.

В дальнейшем Жан Боден сблизился с младшим братом короля, Эркюлем Франсуа (Франциск) де Валуа (герцог Алансонский и Анжуйский), вождем партии «политиков», выступавшей за преодоление религиозных разногласий ради единства и мира в государстве. В 1580 г. Боден сопровождал герцога в Лондон ко двору Елизаветы I. В том же 1580 г. в свет вышло его сочинение «Демономания колдунов», в котором он доказывал реальность колдовства и призывал власти решительно с ним бороться.

В мае 1587 г. Жану Бодену по наследству от тестя достался пост королевского прокурора Лана. На посту прокурора он старался никогда не идти против своей совести. Например, он отстоял жизнь человека, которого хотели казнить по политическим соображениям. Но при этом, по его собственным признаниям, Боден принимал участие в процессах над 200 женщинами по обвинению в колдовстве, многие из которых закончили жизнь на костре. По мнению Бодена, судья, препятствующий расследованию дел о колдовстве, сам заслуживал костра.

Через некоторое время Жан Боден стал мэром города Лан, причём на этом посту он прослужил два срока подряд, хотя ничем особенным не отличился.

В марте 1589 г. он подчинился приказу Парижского парламента и присягнул Католической лиге, поднявшей мятеж против Генриха III, объясняя свои действия тем, что король превратился в «тирана», нарушившего права подданных. В то же время как прокурор Ланаон пытался противодействовать эксцессам католиков-фанатиков.

Свою позицию в религиозных вопросах, основанную на принципе свободы совести и веротерпимости, Боден выразил в трактате «Семичастный разговор», завершенном в 1593 г. Из-за смелости идей труд был опубликован лишь в XIX в.

В 1593 г. после принятия католицизма Генрихом IV (Бурбоном), Жан Боден порвал с Католической лигой и перешел на сторону короля, увидев в нем достойного монарха, способного восстановить мир и порядок во Франции.

В середине 1590-х Боден написал натурфилософское сочинение «Зрелище природы», где показал себя сторонником традиционной геоцентрической (аристотелевско-птолемеевской) картины мира. В сочинении «Диалог семи человек» (1593 г., но опубликовано после смерти) Боден защищал идею естественной религии.

Жан Боден умер от чумы в Лане в 1596 г.

БОДЕН, ЖАН (1529/1530–1596) (Bodin Jean, Bodinius Johanus), французский писатель и мыслитель эпохи Возрождения, государственный деятель.

Родился в 1529 (по другой версии – в 1530) в Анжере. В раннем возрасте был отдан в кармелитский монастырь Нотр-Дам д"Анжер и принял монашеский обет (в 1549 он сбросил монашескую рясу). Его способности привлекли внимание местного епископа, который позаботился, чтобы юный послушник приобрел начатки образования. В середине 1540-х был послан кармелитами в Париж , где в университете изучал схоластическую философию, а в Королевском коллеже (будущий Коллеж де Франс) – древние языки. В Париже начал свою литературную деятельность, переведя с древнегреческого на латинский поэму Оппиана Об охоте (De Venatione, 1555).

В 1556 поступил на юридический факультет Тулузского университета, по окончании которого преподавал там римское право (1559–1561).

В 1561 переехал в Париж; занимал разные судебные должности. Заинтересовался проблемами истории как науки и актуальными экономическими вопросами: в 1566 опубликовал историко-теоретический трактат Метод легкого изучения историй (Methodus ad facilem historiarum cognitionem ), а в 1568 – сочинение Ответ на «Парадоксы» господина Мальтруа, касающийся монетной ситуации и вздорожания всех вещей (Réponse aux paradoxes de M. de Malestroit, touchant le fait des monnaies et l"enchérissement de toutes choses ).

В 1568 был избран депутатом от Анжера на собрания Генеральных штатов в Нарбонне. В начале 1570-х приобрел доверие Карла IX (1560–1574); занимал должность докладчика Государственного совета. Заподозренный в кальвинизме, едва избежал расправы во время Варфоломеевской ночи (см. ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ). В первые годы правления Генриха III (1574–1589) находился в фаворе при дворе, но затем утратил благосклонность короля и уехал в Лан, где занял должность королевского прокурора. В 1576 на собрании Генеральных штатов в Блуа энергично выступал в защиту политики веротерпимости вопреки мнению большинства депутатов. В том же году издал на французском языке свой самый знаменитый трактат, посвященный теории государства, – Шесть книг о государстве (в 1584 вышла его латинская версия – De republica ). Сблизился с младшим братом короля герцогом Анжуйским, вождем партии «политиков», выступавших за преодоление религиозных разногласий ради единства и мира в государстве. В 1580 сопровождал его в Лондон ко двору Елизаветы I. Тогда же вышло в свет его сочинение Демономания колдунов (Démonomanie des sorciers ), в котором он, разделяя заблуждения своего времени, доказывал реальность колдовства и призывал власти решительно с ним бороться. Через некоторое время после смерти герцога (1584) вернулся в Лан, где получил должность генерального прокурора. В марте 1589 подчинился приказу Парижского парламента и присягнул католической Лиге, поднявшей мятеж против Генриха III. Объяснял свои действия тем, что король превратился в «тирана», нарушившего права подданных. В то же время, как прокурор Лана, пытался противодействовать эксцессам католиков-фанатиков. Свою позицию в религиозных вопросах, основанную на принципе свободы совести и веротерпимости, выразил в трактате Семичастный разговор ; завершенный в 1593, из-за смелости выраженных в нем идей был опубликован лишь в 19 в. В 1593, после принятия католицизма Генрихом IV, порвал с лигистами и перешел на его сторону, увидев в нем достойного монарха, способного восстановить мир и порядок во Франции. В середине 1590-х написал натурфилософское сочинение Зрелище природы , где показал себя сторонником традиционной геоцентрической (аристотелевско-птолемеевской) картины мира. Умер от чумы в Лане в 1596.

Разработал оригинальную теорию абсолютизма, отчасти изложенную в Методе , но наиболее полно – в Государстве , став одним из идеологов становления абсолютной монархии во Франции 16 в. По его мнению, лишь сильная и абсолютная королевская власть может положить конец религиозным войнам и удержать французское общество от распада; государство есть объединение множества семей, возникшее за счет их подчинения политической власти; его главные функции – обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной стабильности, защита от внешних врагов. Важнейший признак политической власти – «суверенитет», т.е. ее постоянный и абсолютный характер. Абсолютность власти означает ее независимость от какого-либо иного субъекта политики и его предписаний (законов); однако она не свободна от соблюдения определенных фундаментальных принципов социального бытия – «законов Бога, природы и универсальных человеческих законов», на которых основаны общепризнанные нравственные нормы, институт семьи, неприкосновенность частной собственности, обязанности государства перед подданными, которых оно, например, не может облагать налогами без их согласия. Нарушение этих законов ведет к потере властью своей легитимности. В зависимости от носителя суверенной власти, выделяются три формы правления – монархия, аристократия и демократия (исходя из постулата о неделимости суверенитета, Боден отрицал учение о так называемых смешанных формах правления), из которых наилучшей является монархическая (наследственная монархия) как наиболее полно соответствующая суверенному характеру политической власти и принципу единоначалия, лежащему в основе не только общества, но и мироздания в целом.

Боден является одним из первых теоретиков истории как науки (Методе ). В максимально широком смысле история для него – это вся совокупность эмпирических знаний об окружающем мире и Боге, которая делится на три отрасли: «человеческая история», «естественная история» (естествознание) и «божественная история» (эмпирическая основа теологии). «Человеческая история», которая находится в центре внимания мыслителя, – это универсальная «сокровищница» социального опыта человечества, в которой для будущих поколений сохраняются знания о судьбах государств и выдающихся личностей, об обычаях, институтах, законах различных народов. Используя этот опыт веков, человек (политик, военачальник, юрист, частное лицо) может выстроить свою деятельность на рациональных и нравственных началах, усовершенствовать себя и общество. Чтобы эти начала были правильными, историческое познание должно быть достоверным. Поэтому его необходимым условием является критическое отношение к источникам: в Методе описан целый комплекс приемов работы с историческими материалами. Чтобы оценить достоверность источника, необходимо учитывать моральную репутацию автора, его политическую и религиозную ангажированность, временную близость к описываемым событиям, компетентность в делах, о которых он повествует и т. п. Истинность исторических свидетельств можно проверить, используя теорию «географического детерминизма», разработанную еще античными мыслителями, – люди, обитающие в различных климатических зонах и ландшафтах, имеют различные склонности и способности, мало меняющиеся на протяжении веков: поведение исторических деятелей и народов, описываемое в источнике, необходимо сопоставлять с данными о природных чертах людей данного региона. История как наука требует от историка не восхвалять или порицать исторических деятелей, не давать им моральные оценки, как считали многие гуманисты, а честно и объективно описывать факты. Историк должен в совершенстве владеть хронологией, а также отказаться от устаревших античных и средневековых исторических теорий – от концепции истории как последовательной смене четырех мировых монархий (Ассирийской, Персидской, Греческой и Римской) и от идеи постепенной деградации человечества (концепция «золотого века»). Опровергая последнюю, Боден доказывает, что современная эпоха во многом превзошла предыдущие, особенно в развитии науки и техники.

В условиях конфессионального раскола Европы и религиозных войн во Франции отстаивал идею мира исповеданий, продолжая тем самым традицию религиозной толерантности, идущую еще от итальянских гуманистов второй половины 15 в. В сочинении Семичастный разговор , где описывается диалог между католиком, кальвинистом, лютеранином, мусульманином, иудеем, эпикурейцем и адептом так называемой «естественной религии» (следование универсальным и естественным нравственным законам), проводится мысль, что невозможно доказать истинность того или иного вероисповедания и необходимо уважительно относиться к каждой религии. В Государстве религия рассматривается с точки зрения ее социальной функции, как необходимая интегрирующая основа любого социального организма; по мнению автора, религиозные разногласия представляют серьезную опасность, так как ведут к расколу общества (и даже к религиозным войнам). Здесь, отступая от идеи веротерпимости, Боден рекомендует правителям не допускать религиозных споров и возникновения «сект»; но если от них нельзя избавиться без риска разрушения государства, то с ними необходимо смириться.

Ряд исследователей считают Бодена предтечей или создателем теории денег. В работе Ответ на «Парадоксы» господина Мальтруа доказывается реальность резкого роста цен в Европе 16 в.; этот рост объясняется прежде всего увеличением в обращении количества золотых и серебряных монет, связанным с притоком драгоценных металлов из Нового Света; предлагаются меры по борьбе с ростом цен и проект денежной реформы, которая положила бы конец монетному хаосу, негативно влиявшему на торговлю и промышленность Франции.

Боден был одним из самых выдающихся мыслителей Возрождения, идеи которого оказали заметное влияние на развитие политической и исторической мысли в Европе 16–17 вв., особенно в Англии, где сочинение Шесть книг о государстве уже при жизни автора изучалось и комментировалось в университетах Оксфорда и Кембриджа наряду с трудами античных авторов.

Основные издания на французском языке: Boden Jean. Ouvres philosophiques. – Ed. P. Messnard. Paris, 1951; Boden Jean. Les six livres de la république . Paris, 1986.

Издания на русском языке: Боден Жан. Метод легкого познания истории . М., 2000.

Димитрий Самотовинский




Top