Какие краски лучше масляные или темперные. Чем хороши краски темперные, и почему их охотно используют современные художники


Поливинилацетатная темпера представляет собой высокодисперсную пастообразную водоэмульсионную смесь синтетической смолы, стабилизаторов и структирующих веществ. Этот вид темперы отличается от масляно-казенновой и яичной рядом свойств.

Краски поливинилацетатной темперы прозрачны, эластичны и могут наноситься как пастозно, так и лессировочно.

Живопись синтетической темперой - может быть, многослойной, каждый новый слой накладывается на высохший предыдущий без опасений отслаивания красок.

Отличительной особенностью темперы является ее быстрое высы­хание: через 1 - 2 часа в тонких слоях и за 3-4 часа в пастозных.

Поливинилацетатную темперу, которая сама водорастворимая, нельзя смешивать с другими водорастворимыми красками. Так, в смеси с масляно-казеиновой темперой краски створаживаются и пло­хо разносятся по поверхности живописного основания.

Разбавителем красок является вода, но после высыхания их можно растворить лишь специальной смывкой, представляющей смесь этилацетата с раствором этилового спирта, взятых в соотношении 1: 1.

В процессе работы краски, хотя они и содержат до 50% воды, следует выдавливать из туб в колечки из мокрой ваты для удержания в них влажности. Поливинилацетатные темперные краски быстро высыхают. Это требует от живописца определенных навыков.

Кисти в процессе работы необходимо держать в банке с водой, по окончании работы их следует тщательно промыть водой. В случае засыхания краски на кистях их промывают смывкой или 70-75 - процентным этиловым спиртом:

Поливинилацетатной темперой можно работать на самых различных поверхностях: на холсте с синтетическим и эмульсионным (масляно-клеевым) грунтом, на бумаге, картоне, дереве, штукатурке, бетоне, линоксиновом линолеуме, стекле и многих других поверхностях, т. е. краски эти являются универсальным живописным материалом, особенно в декоративно-прикладном и оформительском искусстве.

Высыхая, некоторые краски несколько изменяются в оттенке.

Слегка светлеют: окись хрома и окись жженая.

Значительно светлеют: кобальт синий и охра.

Слегка темнеют: кадмий желтый и красный, охра светлая и сиена жженая. При этом охра светлая и сиена жженая, нанесенные на бумагу, значительно темнеют, а затем степень их потемнения уменьшается.

Заметнее темнеют: английская красная, капут-мортуум, умбра жженая и краплак красный.

Сильно темнеют: сиена натуральная, изумрудно-зеленая и, ультра­марин (в корпусном слое).

Поверхность поливинилацетатной живописи матовая. Для получения поверхности, насыщенной по цвету, живопись покрывают од­ним из покрывных лаков, например даммарным, акрилфисташковым или другими. Разбавляя лак пиненом, можно получить различную степень блеска живописи. Наиболее благоприятно разбавление лака в соотношении 1:1. Живопись, покрытая лаком, приобретает глубину и колористическую насыщенность, но при этом при углубленности тона красок живопись кажется более темной.

Хранить краски следует при комнатной температуре, и не ниже 0 градусов. Гарантийный срок хранения красок - 1 год. Количества звездочек указывает на степень светостойкости краски: три звездочки - высокая светостойкость, две звездочки - средняя, одна звездочке - низкая светостойкость.

Натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко - только во фресках - нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея , полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

Темперные краски - одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV-XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи . История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.

В настоящее время промышленным способом изготавливаются два вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водный раствор казеина с добавками) и поливинилацетатная (ПВА , связующее - эмульсия синтетической поливинилацетатной смолы). Темпера на основе ПВА более проста в употреблении, разводится водой, не желтеет, но её существенный недостаток состоит в том, что со временем она имеет тенденцию к растрескиванию. В связи с этим долговечность реставрационных работ, выполненных темперой ПВА, всегда вызывает большие сомнения. При высыхании темпера изменяет тон и цвет, поверхность произведений, выполненных в этой технике матовая. Высохшая краска водостойка, поэтому темпера используется и в монументальной живописи . В торговой сети предлагается широкий ассортимент сухих пигментов для самостоятельного приготовления из них темперных красок; темпера, приготовленная самим художником по несложным технологиям непосредственно перед использованием её в работе, является наиболее качественным и долговечным красочным материалом, что подтверждено многовековой практикой.

Темпера по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов - традиционная техника иконописи , где она используется приготовленной на желтке или смеси желтка с варёным маслом или масляным лаком . Техника древнерусских иконописцев нашла своё продолжение в творчестве мастеров лаковой миниатюры (Палех , Мстёра, Холуй). По увлажнённой штукатурке (извести) темперой с древнейших времён выполняются настенные росписи.

Литература

  • Изаксон А. Учитесь писать темперой // Художник. 1961, № 1. С.54-56.
  • Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. М., Искусство, 1961.
  • Лактионов А., Виннер А. Русская темперная живопись // Художник. 1961, № 12. С.26.
  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М .: Педагогика, 1983. - С. 196, 379-380. - 416 с. - 500 000 экз.

Ссылки

  • Рецепты приготовления натуральных темперных красок из минералов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Темпера" в других словарях:

    - (итал. tempera, от temperare смешивать краски), живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с… … Художественная энциклопедия

    - (ит.). 1) все, что входит жидкого в живописные краски. 2) особый род живописи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕМПЕРА ит., от tempera, всякая жидкая смесь для сухих красок. Род живописи красками,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [тэмпера], темперы, жен., а также нескл. (итал. tempera) (живоп.). 1. Минеральные краски, тертые на яичном желтке, жидком клее, меде и иных эмульсиях, употр. в живописи до изобретения масляных красок и снова вошедшие в употребление в новейшее… … Толковый словарь Ушакова

    - (итальянское tempera), живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т.д.) … Современная энциклопедия Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    темпера - темпера. Произносится [тэмпера] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    темпера - На протяжении многих столетий на Руси иконы писали в технике желтковой темперы (яичная темпера или просто темпера). Вообще ТЕМПЕРА – живопись красками, в которых пленкообразующим веществом чаще всего является эмульсия яичного желтка в воде;… … Словарь живописи и реставрации

Статья на тему "Как писать темперными красками?" появилась не спроста. Вопрос частый, т.к. очень часто путают темперу с гаушью и акрилом. Не смотря, что краска "покрывная", писать темперой, можно (нужно) лессировкой и не только.

В настоящее время промышленным способом изготавливаются три вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водный раствор казеина с добавками), поливинилацетатная (ПВА, связующее — эмульсия синтетической поливинилацетатной смолы) и акриловая (связующее — водная дисперсия на основе полиакрилатов). Темпера на основе ПВА более проста в употреблении, разводится водой, не желтеет, но её существенный недостаток состоит в том, что со временем она имеет тенденцию к растрескиванию. В связи с этим долговечность реставрационных работ, выполненных темперой ПВА, всегда вызывает большие сомнения.

При высыхании темпера изменяет тон и цвет, поверхность произведений, выполненных в этой технике матовая, бархатистая. Казеиново-масляная и акриловая темперы таких нареканий не вызывают.Высохшая краска водостойка, поэтому темпера используется и в монументальной живописи.

В торговой сети предлагается широкий ассортимент сухих пигментов для самостоятельного приготовления из них темперных красок; темпера, приготовленная самим художником по несложным технологиям непосредственно перед использованием её в работе, является наиболее качественным и долговечным красочным материалом, что подтверждено многовековой практикой.

Скупова Любовь Леонидовна "С добрым утром!" 2009 г. Темпера, холст

Некоторые технические приемы при работе темперными красками .

Казеиномасляная темпера выпускается заводом художественных красок в Санкт-Петербурге и имеет ряд особенностей в работе, которые необходимо знать. Казеиномасляная темпера разводится водой и при высыхании из-за присутствия в ней казеина немного светлеет, образуя несколько белесоватую живописную поверхность. Однако перед полным высыханием и определенным высветлением некоторые цвета темперы немного темнеют и блекнут.

Это свойство темперы, зависящее от ее химического состава, дезориентирует неопытных художников. Думая, что допущена в цвете ошибка, художник начинает переписывать работу. Беспорядочное нагромождение цвета по непросохшему первому живописному слою приводит действительно к тому, что цвет начинает жухнуть.

Таким образом, первая задача, возникающая при знакомстве с техникой темперной живописи, заключается в изучении изменения цвета и тона темперной живописи при высыхании и использовании этих знаний в практической работе.

В работе Н.В. Одноралова приводятся данные о степени изменения тона темперных красок по мере их высыхания:

«Незначительно высветляются: окись хрома, кобальт зеленый, светлый и темный, кадмий красный светлый, а также черные краски.

Сильнее высветляются : кобальт синий, голубой и фиолетовый, церулеум, охра светлая и золотистая.

Значительно высветляются: охра красная, умбра натуральная и изумрудная зелень.

Резко темнеют, а затем высветляются : сиена натуральная и жженая, марс коричневый — светлый и темный, умбра жженая, английская красная, краплак красный и ультрамарин.

Последующее высветление у различных красок происходит в различной степени .

Темнеют: ганза желтая, лито ль оранжевая и ярко-зеленая.

Таким образом, остаются без изменений лишь: белила цинковые, строициановая желтая, кадмий желтый и оранжевый, хром, кобальт сине-зеленый и зелено-голубой (склонны к потускнению), ганза лимонная и красная, а также тиоиндиго».

Высохший живописный слой темперы прочен и не размывается водой . Необходимо также знать, что у различных красок казеиномасляной темперы консистенция неодинакова. Одни краски затвердевают в тубах, а другие расслаиваются.

Все кобальты через несколько минут затвердевают на палитре , поэтому их необходимо после выдавливания на палитру обильно смочить водой, а ультрамарин растекается. Если расслоились эмульсии и пигмент, то на палитре их необходимо перемешать.

На холсте краски казеиномасляной темперы теряют подвижность и при температуре ниже минус 5 градусов ими становится невозможно работать. Промерзшие темперные краски портятся, поэтому их целесообразно покупать в теплое время года.

Палитра казеиномасляной темперы насчитывает свыше 30 .цветов, а поливинил ацетатной — более 40 цветов. Недостающие в палитре казеиномасляной темперы краски не более 2-3 цветов можно заменить гуашью, но при работе, поливинилацетатной темперой этого делать нельзя. Казеиномасляная темпера не темнеет и не желтеет отвремени в отличие от масляных красок.

Техника темперной живописи может, быть очень разнообразной. Как и в акварельной живописи, темперой можно писать многослойным методом, но в отличие от акварели многослойную темперную живопись можно вести пастозно, можно писать методом «a la prima», лессировками и другими методами, которые используют в основном художники-профессионалы при создании станковых живописных произведений.

Темперой можно выполнять живописные работы как в строго натурном академическом, так и в декоративном плане.

Многосеансный этюд исполняется темперными красками в учебных условиях в основном в два или три этапа, но это не исключает, конечно, возможности более длительной работы над станковым живописным произведением вне аудитории.

В академической и декоративной живописи работу темперой можно вести как по сухой, так и по предварительно смоченной бумаге. Затем при ведении этюда в академическом плане большой кистью сравнительно жидкими, но звучными красками следует установить главные цветовые тональные отношения натуральной постановки с соблюдением точных тональных соотношений между освещенными участками, полутенями и тенями, наметить основные планы.

На этом этапе работы следует писать очень общо, не останавливаясь на деталях. После данного этапа, продолжающегося примерно 2 учебных часа и включающего композиционные поиски и предварительный рисунок, необходимо сделать перерыв и подождать, когда этюд подсохнет.

После перерыва этюд нужно внимательно просмотреть, сверить с натурой, установить места, нуждающиеся в коррекций, цвета или тона.

Второй этап работы по просушенной живописной поверхности заключается в дальнейшем уточнении цветовых и тональных отношений, более тщательной работе над формой и деталями постановки, уточнении касаний. Часть работы на данном этапе можно прописать лессировками как темперными, так и акварельными красками. По мнению В.В.Филатова, .акварельные лессировки хорошо, соединяются с темперным слоем. При определенном опыте учебную работу можно завершить в 2 этапа, но можно при необходимости продолжать ее в течение 3-4 учебных сеансов.

Так как цвет, темперы при высыхании высветляется и иногда трудно подобрать цвет краски к высохшему цвету, перед началом следующего сеанса высохшую работу можно смочить водой. Темперные краски не размываются, цвета становятся значительно ярче, работать по влажному этюду легче.

Техника темперной живописи очень разнообразна. Живописную работу можно вести в плотном, корпусном, пастозном письме, можно прописывать лессировками по предварительно написанному плотным цветом участку. При живописи темперой воды как разбавителя нужно брать очень мало и в ряде случаев не пользоваться совсем, довольствуясь количеством казеиномасляной эмульсии, находящейся в составе красок. Тогда цвет получается звучным и интенсивным. При использовании слишком большого количества воды при разбавлении красок цвет получается мутным и вялым, нуждается в дальнейших многочисленных переделках.

Темперой можно писать и в один сеанс методом «a la prima» как по белой, так и по предварительно тонированной сухой или влажной бумаге. При работе методом «а la prima» темперой цвет, нужно брать сразу в полную силу, т.е. не рассчитывать на дальнейшую работу красками и лессировки. Если положенный на работу мазок не совсем соответствует натурному цвету (в академической живописи), нужное еще не просохший мазок добавить новый, что значительно обогащает цвет. Работа методом «а la prima» позволяет также использовать различные фактурные возможности живописи темперой. Цвета предметов можно писать более корпусными красками с меньшим количеством воды, тени, полутени и фон — более жидкими пластичными красками, кладя мазки строго по форме предметов, «мозаично». Кроме большой кисти при работе методом «а 1а prima» некоторые участки можно написать с помощью мастихина.

Большое значение следует придавать плотности мазка и его направленности. Даже один и тот же цвет, положенный «мозаично» в различных направлениях строго по форме предметов, по-разному отражает свет и воспринимается зрительно значительно богаче колористически, чем цвет, положенный параллельными мазками.

При составлении цвета и смешивании красок на палитре не рекомендуется применять больше 2-3 красок, так как 4-5 смешанных красок мутнеют, теряют свежесть и живопись может получиться вялой и грязной.

Ряд художников, например, К.Ф. Юои и А.В. Куприн, не рекомендуют смешивать охры, сиены, фиолетовый кобальт с кадмиями, краплак с изумрудно-зеленой или окисью хрома. Как устойчивые и красивые смеси они рекомендуют сочетания кадмия желтого с изумрудной зеленью, кобальта зеленого темного с краплаком и т.д. Однако в искусстве, конечно, никаких рецептов существовать не может, и каждый, серьезно работающий художник в своей творческой практике, изучая технологию живописи, находит новые художественные возможности красочных материалов. При живописи темперой необходимо, как и в акварели, иметь два сосуда с водой: в одном мыть кисти, а воду из другого использовать в качестве разбавителя красок.

При необходимости поддерживать темперную живопись на холсте в сыром или полусыром состоянии в течение длительного времени Л.И. Киплик рекомендует плотный холст на подрамнике без проклейки и грунта обильно смочить водой после нанесения и закрепления рисунка. После некоторого времени, когда краска подсохнет, он рекомендует приступать к темперной живописи по влажному, не-грунтованному холсту, увлажняя время от времени его обратную сторону. Краски темперы при этом методе нисколько не уступают масляным в подвижности и тонкости живописных переходов.

В.А. Серов " Портрет Г.Л. Гиршман" 1907 г.

В.В. Филатов предполагает, что именно этим методом на плотном льняном холсте написан В.А. Серовым известный портрет Г.Гиршман. В.Э.Борисов-Мусатов писал темперой на грубом холсте. Так им написаны «У водоема» и другие работы.


В. Борисов - Мусатов "У водоема" 1902 г.

А.Я.Головин при создании эскизов театральных декораций и костюмов, а также в станковых работах применял, как правило, смешанную технику, используя в одной работе темперу, гуашь, акварель и часто завершая работу углем и пастелью. В такой смешанной технике написаны портреты Ф.И. Шаляпина в ролях Олоферна и Мефистофеля, портрет поэта М.А. Кузмина. Н.Н. Сапунов писал темперой на бумаге или на картоне методом «a la prima».

Отличительная черта темперной живописи — матовая, бархатистая поверхность красочного слоя, которая своим благородством привлекала крупных художников. Однако некоторые художники предпочитают покрывать темперную живопись лаком, что углубляет тона. Покрытая лаком темперная живопись становится очень похожа на масляную.

Покрывать лаком темперную живопись можно сразу по живописной поверхности, а можно и по предварительной желатиновой проклейке. Предварительное проклеивание раствором желатина красочной поверхности живописного темперного произведения предотвращает неоднородное впитывание лака на различных по толщине живописного слоя участках. Лаки для покрытия темперной живописи можно применять те же, что и для покрытия масляной живописи.

Для лучшей сохранности произведения темперной живописи на любых основах, не покрытые лаком, необходимо при оформлении застеклить. Стекло, как и при оформлении акварельных работ, предохраняет темперный красочный слой от фотохимического действия ультрафиолетовых лучей.

Учебные темперные живописные работы» выполненные на бумаге, при транспортировке следует заворачивать красочным слоем наверх, в противном случае он может потрескаться и осыпаться. В домашних условиях учебные живописные работы необходимо хранить в папках.

Краску, изготовленную на основе эмульсионного связующего различного происхождения (естественного или искусственного) и пигмента, издревле называют темперой (ит. tempera, от temperare - смешивать краски; фр. detrempe). Основные требования, предъявляемые к темперным краскам:

  • высокая пастозность, т.е. пластично-текущая консистенция
  • свободная набираемость на кисть и легкая разносимость по основе
  • эластичность, способность не растрескиваться после высыхания
  • высокая степень перетира, чтобы избежать посторонних включений и видимых частиц пигмента в отраженном свете
  • хорошая адгезия

ИСТОРИЯ ТЕМПЕРЫ


До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение, и мало-помалу интерес к ней совершенно и повсеместно иссякает. Исключением являются лишь наша страна и Греция, где в настоящее время находит применение наряду с позднейшими способами живописи и эта старинная техника ее. В Греции пользуются ею для церковной живописи, у нас же — для различных художественных целей, причем живопись получает стилизованный орнаментальный характер, что свидетельствует еще раз о том, что стиль живописи во многом обязан ее технике.

До XV столетия темпера была наиболее распространенным материалом живописи. В России применялась яичная темпера в иконописании, настенной живописи, а также в народных промыслах (Палех, Мстера и др.). При ее изготовлении в качестве основного связующего использовался куриный желток. Пигмент растирали в эмульсии желтка с водой, добавляя квас, уксус или вино. Полученные таким образом краски не позволяли работать в пастозной технике живописи, поэтому их накладывали постепенно, многослойно и в определенном порядке. Высыхая, они несколько светлели в тоне, и получалась матовая поверхность. Основой для живописи служили деревянные доски, загрунтованные слоем левкаса. После завершения работы вся поверхность покрывалась тонкой пленкой олифы или масляного лака. Яичная темпера до сих пор применяется в иконописи.

Широко использовались в России темперные краски в стенной живописи. Многие русские церкви Москвы, Костромы, Ярославля и других городов расписаны ими в XV - XVII вв. Наилучшими считались яичные (на основе желтка) и казеиновые темперы. Краски изготавливались в небольших объемах, так как связующее вещество должно быть свежим. Нередко краску готовили на цельном яйце, т.е. в качестве связующего использовались как желток, так и белок. Такая темпера уступала яичной по плотности, но подходила для фрески Она применялась и для ретуши фресок.

Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова возбуждает к себе интерес. Но отжившая техника не могла уже удовлетворять в полном объеме запросам позднейших художников, и потому в нее вводятся значительные видоизменения: из темперы с натуральной эмульсией она преобразуется в темперу с искусственной эмульсией. Темпера в этом обновленном и измененном виде скоро завоевывает себе прочное положение и быстро распространяется в Европе.

В русском искусстве, к сожалению, новой темпере до сих пор не придавалось должного значения. Наши школы живописи, игнорировавшие технику живописи, воспитывали своих учеников рутинно - исключительно на масляной живописи.

Неудивительно поэтому, что новые виды живописной техники, возникшие на Западе, не получали у нас должного применения и развития и что появление произведений, исполненных тем или иным способом живописи, упрочившимся на Западе, обусловливалось для наших живописцев просто случайностью. И здесь не обходилось без недоразумений: так, красками темперы писали у нас нередко подобно гуаши! Краски применялись при этом лишь фабричного изготовления, которые в большинстве случаев принадлежат к гуммиарабиковой темпере, т. е. относятся к худшему виду темперы. Для русских художников новейшая темпера является, таким образом, мало использованной техникой. Между тем она обладает весьма серьезными достоинствами и во многих отношениях большими преимуществами перед обыкновенной масляной живописью и, кроме того, наиболее отвечает запросам живописи нашего времени.

РАЗНОВИДНОСТИ ТЕМПЕРЫ


Яичная темпера

Связующим веществом яичной темперы служит искусственная эмульсия, в состав которой входят яйцо, масло и масляный или скипидарный лак.

Имеется немало рецептов этого рода темперы, и возможность составления новых рецептов, можно сказать, безгранична; достаточно лишь при составлении их соблюдать известную закономерность в пропорции веществ, входящих в состав темперы.

Желток яйца и цельное яйцо способны эмульгировать равный себе объем масла и значительно меньшее количество лака. Таковая пропорция для масла и лака по отношению к яйцу является для эмульсии максимальной.

На практике поэтому рекомендуется брать их в несколько меньшем количестве, так как при избытке масла и тем более лака как вещества, более чуждого яйцу, эмульсия способна легче распадаться. Кроме того, слишком «жирная» темпера приближается по своим свойствам к масляной живописи и потому начинает приобретать и недостатки последней - способность желтеть и темнеть, не имея в то же время преимуществ масляной живописи - долгой подвижности ее красок.

Казеиновая темпера

Растворы казеина, получаемые тем или иным путем, образуют с маслом и смолами эмульсии, которые не только не уступают по своим качествам описанным выше яичным эмульсиям, но во многих отношениях превосходят их.

Растворы казеина для составления эмульсии получаются из сухого порошка казеина с помощью буры, соды, углекислого аммония, фосфорнокислого натра, едкого натра, едкого кали и, наконец, едкой извести. Казеин в виде творога также дает растворы, но дозировка его затруднительна.

Наиболее отвечающими делу растворителями казеина являются: бура, сода, углекислый аммоний и фосфорнокислый натр.

Подобно яйцу раствор казеина, имеющий одинаковую с яйцом консистенцию, эмульгирует равное себе по объему количество масла и меньшее количество лака.

Таковое взаимоотношение этих составных частей эмульсии является известной нормой, из которой не следует выходить при составлении рецептов казеиновой темперы.

Гуммиарабиковая темпера

Кроме яйца и казеина, которые представляют лучший материал для составления темперы, пользуются для этой цели и растительным клеем, главным образом гуммиарабиком, декстрином и вишневым, а также клеем и других плодовых деревьев.

Темпера эта по качествам своим значительно уступает яичной и казеиновой, но вследствие присущей ей легкости тона нравится некоторым художникам. Она имеет слабую способность прилипания, так что не пристает к масляному грунту и скатывается с него. В гуммиарабиковой темпере краски лишены пасты, подобной пасте яичной и казеиновой темперы, и потому для пастозной живописи они не пригодны, так как, кроме того, легко растрескиваются. Гуммиарабиковая темпера зато портится не так скоро, как яичная, почему и имеет популярность в фабричном производстве красок.

Гуммиарабиковый раствор и вообще раствор растительного клея имеет слабую эмульгирующую силу и потому при составлении эмульсии на 1 объем гуммиарабикового раствора берется не более 1/2 - 1/3 объема масла. В эмульсию эту полезно ввести небольшое количество (1/12-1/15 часть объема) глицерина.

СОВРЕМЕННАЯ ТЕМПЕРА

Связующее вещество современной темперы состоит из искусственной эмульсии.

Время открытия этого нового вещества для красок, получившего такую популярность в современной живописи, трудно в настоящее время восстановить с точностью. Во всяком случае искусственная эмульсия, состоявшая из масла и яйца, была известна уже в средние века, но она имела применение лишь для медицинских и косметических целей. Имеются также сведения, что в средние века в Испании пользовались в живописи эмульсией, состоявшей из раствора казеина и масла. Вазари, говоря о темпере, сообщает, что художник Бальдовинетти писал темперой, состоявшей из яичного желтка с масляным лаком, но тут же прибавляет, что темпера этого состава не имела всеобщего употребления. Все эти исторические данные ясно указывают на то, что современная темпера получила свое начало еще в отдаленные времена, но вместе с тем не получила в свое время должной оценки и развития. Развитие темперы с искусственной эмульсией наблюдается лишь в самое позднейшее время.

Успех современной темперы нельзя объяснить одним лишь недовольством и усталостью по отношению к маслу, наблюдающимися у позднейших живописцев; напротив, он является следствием ее несомненных достоинств, перед которыми пасует обычная в наше время масляная живопись.

Проводя параллель между средневековой и современной темперой, нельзя не заметить, что все преимущества будут на стороне последней. Связующее вещество современной темперы (в лучших ее видах) обладает большей прочностью, нежели таковое же старинной, так как содержит в своем составе кроме яйца или казеина масла и смолы. Живопись, исполненная желтковой темперой, для закрепления ее красок нуждается в лаке, так как долгое время способна растворяться водою, между тем как современная темпера, в состав которой входят скоро высыхающие масла, становится нерастворимой в самый короткий срок и поэтому не нуждается в лаке, если последний не представляет интереса для художника. Техника средневековой желтковой темперы, предназначавшейся главным образом для станковой живописи с ее водянистыми красками и особыми приемами, слишком устарела для нашего времени и вряд ли может удовлетворить кого-либо из современных живописцев, тогда как новая темпера благодаря своему составу не нуждается в особых приемах, предоставляя живописцу полную в этом отношении свободу и вполне отвечает современной манере живописи.

Краска, изготовленная на основе эмульсии ПВА и пигмента, получила название темперы ПВА . Она применяется преимущественно при наружной настенной живописи и при росписи декораций. Главный недостаток темперы ПВА - низкая светостойкость.

ВОСКОМАСЛЯНАЯ ТЕМПЕРА


Воскомасляная темпера - это новый вид красок с уникальными качествами, сочетающими в себе свойства энкаустических, масляных и акварельных красок. Они изготовлены на основе высококачественных пигментов, связующим для которых является сложная композиция из растительного масла, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска, мягкой смолы и других компонентов. Краски удобны в работе благодаря своей пастозности и разносимости.

Уникальность воскомасляной темперы заключается в том, что это прозрачные краски, позволяющие создавать сложные цвета и оттенки и получать объемное изображение путем наложения одного цвета на другой. Воск и мягкая смола в составе связующего обеспечивают более продолжительную подвижность красок по сравнению с казеиново-масляной, поливинилацетатной и акриловой темперой.

При высыхании воскомасляная темпера не растворяется водой, обладает повышенной устойчивостью к внешним воздействиям окружающей агрессивной среды, не изменяется в тонах с течением времени по сравнению с живописью маслом, образует матовую поверхность.

Скорость высыхания воскомасляных темперных красок несколько выше в сравнении с масляными из-за содержания в составе воска. Однако благодаря воску краски не меняют тон при высыхании и хорошо смешиваются с другими художественными материалами как на масляной, так и на водной основе. Ускорить высыхание темперы можно, добавив в нее сиккатив.

Разбавители и вспомогательные средства

Темперные краски хорошо разбавляются водой и соединяются с другими водными красками акварелью, гуашью, всеми видами темперных и акриловых красок. При разбавлении воскомасляной темперы водой ею можно работать как акварелью. При этом краски обладают высокими лессировочными свойствами и позволяют достигать выразительных цветовых эффектов.

Воскомасляная темпера разбавляется пиненом, скипидаром, уайт-спиритом и жирными растительными маслами, хорошо смешивается с масляными красками. Для получения матовой поверхности применяют органические разбавители (уайт-спирит, скипидар или воду). Чтобы получить глянцевую поверхность используют блестящие живописные лаки (дамарный, мастичный) или льняное масло. При смешивании воскомасляной темперы с лаками время высыхания краски уменьшается.

РАБОТА ВОСКОМАСЛЯНОЙ ТЕМПЕРОЙ

Свойства темперы позволяют применять ее в различных техниках и направлениях изобразительного искусства. В качестве основы можно использовать любой загрунтованный материал -дерево (грунт - левкас), холст, картон, бумагу без грунта, оргалит, штукатурку. Большую популярность воскомасляная темпера обрела в настенной живописи при восстановлении храмов. При росписи стен и куполов для наибольшего колористического эффекта художники слегка подогревают темперные краски. Если же краска уже нанесена, для более прочного соединения со стеной живописную поверхность можно слегка прогреть паяльной лампой. В работе можно пользоваться всеми видами кистей: от самых чувствительных - тонких беличьих и колонковых - до грубых щетинных. В пастозной технике применяются шпатели или мастихины. Естественно, что чем толще слой краски, тем дольше она высыхает. Выпускается воскомасляная темпера в тубах объемом 33 мл, палитра, в которую входят краски, изготовленные на органических и неорганических пигментах, состоит из 47 цветов. В продаже есть наборы воскомасляной темперы 12 и 9 цветов. В комплектации набора были учтены рекомендации профессиональных художников.

Вот несколько откликов художников, использующих воскомасляную темперу.

Ермакова Наталья Петровна, художник, сотрудница Донского монастыря, в 1998 г. написала большую фреску «Дух Святой» (1,5x1,5 м) под куполом в небольшой церкви на проспекте Мира (Москва):

Работы велись в сухом помещении по акриловой шпаклевке. Фреска выполнена тонкими слоями. В качестве разбавителя применялся пинен, что позволило сократить время высыхания краски до 1,5 часа. Писали беличьими и колонковыми кистями, для промывания которых использовался тот же пинен. Фреска не покрывалась лаком, но когда через три недели после окончания роспись протерли шерстяной тряпочкой, живопись обрела особый блеск. Как отмечает художница, краски очень удобны, они хорошо набираются на кисть, смешиваются между собой, особо удачно подобрана палитра.

Кириллов Михаил Олегович, художник, староста собора Покрова Богородицы (Москва):

В 1999 году по рекомендации профессора реставрации и технологии живописи В.В. Филатова расписывал полотенца - орнаментальные пояса, восстановленные по фрагментам XVII века. Роспись велась в сыром помещении по старой штукатурке 25-30-летней давности. Приступая к работе, художник предварительно прошел известковую штукатурку олифой, подогретой приблизительно до 70-80°С. Далее стены были загрунтованы обычными строительными титановыми белилами (в целях экономии) в смеси с мыловаром (способ приготовления: 3л воды смешивались с 2/3 куска 72% хозяйственного мыла, предварительно натертого на терке, все это перемешивалось до стадии получения раствора жидкого мыла). Затем использовалась воскомасляная темпера. В качестве разбавителя добавляли скипидар с водой в соотношении 1:1до получения консистенции сметаны.

Основной недостаток воскомасляной темперы, отмеченный художником, -длительное высыхание, однако, как оказалось, краска обладает хорошей адгезией. В 2000 г. стена с росписью была полностью залита водой в результате аварии в отопительной системе. После устранения последствий аварии краски не утратили цветовых качеств и сохранили прекрасную адгезию с грунтом. Они выдержали и еще одно испытание, когда строительные рабочие по халатности забрызгали роспись раствором штукатурки и удаляли его шпателями, роспись сохранилась в своем первозданном виде.

По материалам статьи из журнала "Художественный совет" 5(45)2005

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРЫ

Положительные свойства темперы

  1. В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отношении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи.
  2. Краски темперы, крытые лаком, превосходят по красоте таковые же обыкновенной масляной живописи.
  3. Живопись темперой, исполненная красками, не отягченными излишком масла, не темнеет, не желтеет и вообще не изменяет своего тона с течением времени.
  4. Процесс высыхания красок темперы весьма отличен от процесса высыхания масляных красок. Краски темперы уменьшаются в объеме лишь в первом периоде своего высыхания, оставаясь в дальнейшем без изменения, тогда как в масляной живописи изменение объема красочного слоя продолжается неопределенное время, что неблагоприятно отражается на прочности живописи.

Недостатки темперы

  1. Быстрота высыхания красок
  2. Изменение тона при высыхании красок

Итак, положительные свойства темперы превышают ее отрицательные свойства. Недостатки ее, кроме того, условны. Конечно, быстро высыхающие краски затрудняют живопись, но в современной живописи с присущим ей импрессионизмом передача форм практикуется мазком, штрихом и т. п. Таким образом, новая темпера не только отвечает стилю современной живописи, но, можно смело сказать, создана для него.

В живописи древних времен красками служили различные материалы натурального происхождения, например, соки корней деревьев и различных растений. Их связующим веществом служили клей, воск, известь. Клей имел животное происхождение.

Темпера - от латинского «temperare» (соединять). Темпера - это связующее вещество красок из искусственной или натуральной эмульсии. В его состав входит яйцо. Темперой пользовались еще в древности. Ее использовали такие мастера как Джотто, Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Андрей Рублев и многие другие. До 15 - 16 века яичная темпера была одним из главных материалов в живописи. После появления усовершенствованных Ван Эйком масляных красок темпера постепенно перестает интересовать художников, особенно в Европе. В наши дни темперные краски в России успешно используют как в станковой живописи, так и в монументальной, хотя техника письма ею не так популярна как масляными красками. В Греции к темпере художники относятся в основном, как к материалу для письма икон. В других европейских странах живопись темперными красками практически не используется.

Темперные краски

В этом разделе я опишу темперные краски, которые использую в живописи.

Современная темпера, в отличие от древней, содержит прочное связующее вещество, состоящее из эмульсии, в состав которой входят смолы, масло и яйцо. Связующим веществом старинной темперы являлось яйцо, которое разбавляли пивом или хлебным квасом в пропорциях 1Х1. Использовалась такая темпера в основном при живописи на деревянной основе. В состав современной яичной темперы входят яйцо, красители и лак. Также существует гумми - арабиковая и казеиновая темпера, которая включает в себя казеин, смешанный с маслом. При приготовлении красок в домашних условиях понадобится связующее вещество для темперных красок и порошкообразный краситель. Как и при создании масляных красок, темперную краску растирают с помощью стекла или мрамора (основа под красочный пигмент) и стеклянного бегунка.

Красящий пигмент я приобретаю в магазинах для художников. При письме темперой для начала понадобится небольшое количество цветов: Глубоко-черная или виноградная черная; Белила цинковые или титановые; Умбра жженая; Сиена натуральная; Охра светлая и желтая; Кадмий красный светлый; Кадмий желтый светлый; Церулеум; Голубая «ФЦ»; Изумрудно-зеленая; Травяная зеленая. Чтобы перемешать пигмент со связующим веществом, налейте в приготовленные небольшие контейнеры желтковый раствор (состоит из воды и желтка куриного яйца). После выберите нужный красочный пигмент и смешайте его с раствором желтка.

Темперные краски продаются и в готовом виде. Для начинающих лучше покупать краски в тубах 46 мл. Внешне они практически ничем не отличаются от масляных красок. В красочную палитру темперы входят все названия красок, используемых в масляной живописи.

Краски следует хранить в оловянных тюбиках. При длительном хранении их трудно бывает развести водой, и поэтому в тюбик из шприца вводится небольшое количество мыльного раствора.

По окончании работы картину можно покрыть лаком для защиты от пыли. Чтобы избежать потемнения картины после покрытия ее лаком, предварительно поверхность обрабатывается 4-х процентным раствором желатина.

Дерево и грунт для икон

Для живописи темперными красками можно использовать различный плотный, не впитывающий краску материал, например, бумагу, картон. Такую поверхность достаточно обработать один - два раза желатином. Используемые в масляной живописи грунты также подходят и для темперной. Для темперной краски предпочтительней грунт белого цвета или любого оттенка светлого тона.

При письме икон используется деревянная поверхность, которую необходимо, в отличие от бумаги или картона, обработать должным образом. Для письма икон можно использовать практически любое, хорошо высушенное дерево. Для первой работы подойдет клееная фанера или деревянная доска размером 31 Х 22 см. Поверхность доски, на которой будет создаваться икона, должна быть ровной, без сучков. Прежде чем грунтовать деревянную поверхность для живописи темперой, гипсом или мелом (в мел лучше добавить половину части мела - сухих цинковых белил), доску необходимо проклеить со всех сторон раствором желатина. Для этого желатин наносится в жидком (а не застывшем) виде кистью.

Первый слой грунта состоит из смеси желатина и мела. Мел должен быть сухим, тщательно растолченным. Его добавляют в желатин, перемешивая до густоты сметаны, после чего полученный раствор наносится кистью со всех сторон деревянной панели (поперечно направлению волокон). Второй и третий слой грунта наносится через каждые тридцать - сорок минут тем же раствором, что и первый. После полного высыхания нанесенного грунта четвертый, пятый и шестой слои наносятся по такому же принципу, что и предыдущие. Спустя сутки, на поверхность грунта наносится еще три слоя более жидкого раствора желатина и мела в пропорции ½. Следующие три слоя более жидкого раствора наносятся так, чтобы поверхность доски стала более ровной. После полной просушки грунт необходимо отшлифовать: 1 - напильником; 2 - наждачной бумагой; 3 - наждачной бумагой №0. Грунтовать доски для нанесения на них темперной краски можно и с помощью раствора гипса. (Гийом Рамо - Поки, описывает с чего нужно начинать и как написать икону.)

Палитра и кисти для темперы

Палитра для темперных красок должна быть сделана из нержавеющего материала. По ее краям должны находиться бортики, чтобы не стекала вода. (Рис. 27). В процессе работы накопившуюся воду в палитре, я убираю ветошью. Уход за палитрой для темперных красок не менее важен, чем для палитры масляных красок. Поэтому по окончанию работы, лишнюю краску с палитры необходимо удалить мастихином и протереть тряпкой, смоченной в воде.

Кисти, предназначенные для масляных красок, подойдут и для темперных. Применимы в темперной живописи и кисти, сделанные из шерсти белок, соболя, собак, кроликов, пони.

В начале творческого пути при работе темперой следует приобретать колонковые кисти или из кисти соболя плоские 17, 10, 6 номеров и круглые 3 и 1 номеров. Хотя для живописи на холсте целесообразней будет использовать плоские щетинные кисти, такие же, как и в масляной живописи.

Живопись темперой

Живопись темперными красками разнообразна. Темперой можно писать по - сырому, как в акварельной живописи, или писать, нанося пастозные мазки мастихином как в живописи масляными красками. В подмалевке можно использовать темперную краску одного цвета или же акварельные, гуашевые краски, а после - писать лессировками. Более легкий метод живописи темперой - штриховка (напоминающая штрих карандаша). Но обычно такой метод применяется на завершающей стадии работы. Темперой дорабатывают работы, исполненные акварельными красками. Если темперой дорабатывается масляная живопись, то в связующее вещество, кроме воды и желтка входит масло и различные смолы. Пробовать размешивать краску или находить нужный оттенок лучше на бумаге, либо на картоне.

Как и в масляной живописи, в темперной не следует размешивать долго краску на палитре, бумаге иле картоне перед тем, как положить ее на холст. При длительном перемешивании краски, она перестает «ИГРАТЬ» и выглядит тускло.

Некоторые мастера темперной живописи во время работы смачивают обратную сторону холста водой, чтобы краска не засыхала.

Акварель

Акварельная живопись зародилась в глубокой древности. Ею пользовались Китайцы в живописи на фарфоре. В эпоху Возрождения Дюрер использовал акварельную краску в пейзажной живописи. В 17 веке акварелью пользовался Рембрандт, Рубенс.

Акварельными красками пользовались для оформления книг, декоративных работ, позднее - для эскизов масляными и другими красками. Вместо бумаги использовались пергамент, ткани. До 16 - 17 веков акварель в искусстве и живописи играла второстепенную роль. К концу 18 века в Англии, затем во Франции, Италии, акварель становится серьезной живописью и занимает свое место в искусстве. По праву можно считать Англию страной акварельной живописи. Английские акварелисты: Тернер, Констебль, Томас Гёртин - писавший сельские пейзажи. В России в то же время было основано «Общество художников - акварелистов» / Мастера акварельной живописи России: М. М. Иванов (1748 - 1824); К. П. Брюллов (1856 - 1910); В. И. Суриков (1848 - 1916); М. А. Врубель (18565 - 1910); В.Д. Поленов (1844 - 1927); В. М. Васнецов (1848 - 1921) и еще многие другие.

Акварельные краски

Связующим веществом акварельных красок, в основном, является клей растительного происхождения, бальзамы, смолы. Акварельные краски должны быть очень тонко размельчены, иначе письмо ими будет не прозрачно. Вся красота в акварельной живописи основана на прозрачности нанесенных слоев, поэтому краску стоит выбирать наиболее прозрачную.

Акварельные краски продаются в магазинах для художников. Они могут быть в тюбиках (очень удобные на пленэре), в виде плиток или завернутые в бумагу (как Петербургские). (Рис.4). Для начинающих подойдут любые акварельные краски, даже изготовленные для детского творчества. Но в последствии желательно приобретать краски для профессионалов. Так же, как и другие краски, акварельные продаются в наборах. Краски бывают корпусные - прозрачные и кроющие - непрозрачные. К прозрачным можно отнести такие краски как кармин, краплаки, изумрудная зеленая. К непрозрачным - кобальты, кадмий красный светлый, кадмий красный темный, кадмий желтый. Чтобы изобразить тень, например, в натюрморте, падающую от кувшина, лучше использовать корпусные краски, так как они прозрачны, и тени на бумаге будут казаться более глубокими. На те места, где нужно показать свет в работе, например, падающий на кувшин, нужно изобразить кроющими красками, то есть теми красками, которые непрозрачны.

Подходящие краски для акварельной живописи: различные марсы, охры и кадмии, английская красная, жженая сиена. Из зеленых красок подойдут - хромовые, кобальты; из синих - ультрамарин; из черных - виноградная. Чтобы работать акварелью, для начала хватит 10-16 цветов.

Материалы акварельной живописи

(Бумага, палитра, кисти, планшеты и стираторы для акварельных работ).

В большинстве своем современные художники пишут акварелью по бумаге. Наилучший вид бумаги для акварели - льняная. Хорошая бумага для акварели должна быть плотной с шероховатой поверхностью. На гладкую поверхность бумаги краска ложится гладким тоном, именно поэтому она не пригодна для акварельной живописи. Акварельную бумагу следует хранить в сухом, не пыльном месте. Можно использовать для акварельной живописи и картон, который в обработанном виде продается в магазинах.

Палитру для акварели можно использовать такую же, как и в темперных красках. Для удаления жира ее необходимо промыть теплой водой и натереть разрезанной головкой чеснока. Также можно использовать в качестве палитры фарфоровые тарелки, металл, кафельную плитку, акварельную бумагу для смешивания на ней цветов.

Для акварельной живописи подойдут кисти из мягкого волоса (например, беличьи, колонковые и т. п.). Жесткие кисти в акварельной живописи могут применяться лишь в декоративных целях, а также для различных живописных эффектов. При покупке круглых кистей, нужно убедиться, что у них ровные и острые концы. Начинающим желательно приобрести для начала три кисти: первую большого номера (17 - 20), вторую среднего (6 - 8) и третью кисть маленького размера (№2 - 3). Работать акварелью придется в основном большой кистью, что придаст со временем будущему художнику уверенность в письме. Хранить кисти следует в пеналах, чтобы не испортить форму волос.

Удобнее всего писать по акварельной бумаге, натянутой на планшет. Для этого бумага смачивается водой с двух сторон и прикрепляется канцелярскими кнопками к бокам планшета. Можно смочить водой только лицевую сторону бумаги и на края противоположной стороны нанести тонкий слой клея или клейстера, после чего бумагу можно приклеить к боковым поверхностям планшета.

В место планшетов, художники используют стираторы. Стиратор - это, своего рода, планшет и рама, которые вставляются один в другую. Пользоваться таким приспособлением просто: на планшет накладывается бумага и вставляется в раму, подобно пяльцам для вышивки.

Для этюдов на пленэре можно сделать специальный акварельный альбом. Для этого на картон нужно положить (такого же размера) акварельную бумагу в количестве 15 - 20 листов, после чего бумагу следует обрезать точильным ножом и по краям промазать альбом клеем ПВА. К нижнему картону приклеивается другой, который будет закрывать альбом сверху. Когда Вы используете верхнюю бумагу, срежьте ее ножом и пишите на следующем листе.

Живопись акварелью

В отличие от темперы в акварельной живописи белила не применяются (только в гуашевых красках). В качестве белил используется белый тон бумаги. Например, чтобы оставить самое светлое место в работе (чистую бумагу) в качестве блика, необходимо нанести на это место тонкий слой воска, и акварельная краска на него не ляжет. Всю работу следует вести в два - четыре слоя, чтобы в произведении присутствовала та легкость и прозрачность, какая присуща акварельной живописи. Не стоит брать краску грязной кистью и нужно чаще менять грязную воду в стакане. В акварельной живописи можно применять процарапывание или выскабливание ножом краски. Можно писать акварелью и по - сырому. Для этой цели бумага смачивается чистой водой и следом наносится тонкий слой краски. Чтобы замедлить процесс высыхания акварельных красок, к ним прибавляется мед.

Акварель также можно использовать в подмалевке при живописи маслом и в декоративных работах.

В набросках, краткосрочных этюдах лучше писать по - сырому в полную силу цвета.

Предварительный рисунок для акварели делается карандашом средней мягкости. Очень мягкий карандаш (например, «8В») будет оставлять грязь, а твердый (например, «Н») - будет царапать поверхность бумаги. Стирать ошибки в рисунке ластиком (для этих целей используется мягкий ластик) надо аккуратно, чтобы не повредить поверхности бумаги. Если ластик твердый, то его можно прокипятить.

Рисунок, как в акварельной, так и в масляной, темперной живописи нужен для:

  • получения наилучшей композиции,
  • правильного построения фигур или предметов и их пропорций,
  • выполнения перспективы.

В предварительном рисунке важно передать не светотень рисуемого объекта, а контур - внешнее очертание фигуры человека, предметов и т. п. Здесь главным является учет пропорциональных отношений ширины предмета, его высоту и толщину.

Писать акварельными красками поначалу, желательно, на планшете, обтянутом акварельной бумагой. Он кладется на крышку мольберта, приблизительно под углом в 45 градусов. Если наклон мольберта составит 90 градусов, то вода и краска будут стекать вниз. При таком расположении планшета акварелью пишут опытные художники.

Акварельная живопись может покрываться водяным или спиртовым лаком для защиты от воды и храниться под стеклом.




Top