Какие ощущения от улыбки моны лизы. Секрет загадочной улыбки моны лизы раскрыли медики

«Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда»- картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире.

Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503-1519 годах. Считается, что это портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо - торговца шёлком из Флоренции. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным. Мона Лиза или Джоконда - полотно великого художника Леонардо да Винчи являтся самым загадочным произведением живописи на сегодняшний день. С ним связывают столько загадок и секретов, что даже самые опытные искусствоведы порой не знают, что же на самом деле нарисовано на этой картине.
Одной из загадок является то, что под ультрафиолетовым и инфракрасным излучением эта картина выглядит совершенно другой. Изначальная Мона Лиза, которую откопали под слоем краски при помощи специальной камеры, отличалась от той, что сейчас видят в музее посетители. Она была более широколицей, более подчёркнутая улыбка и другие глаза.
Ещё одним секретом является то, чтоу Моны Лизы нет бровей и ресниц. Есть предположение, что в Эпоху Возрождения так выглядели большинство женщин и эта была дань моде того времени. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Другие утверждают, что брови и ресницы на самом деле были, но с течением времени истёрлись. Некто исследователь Котт, который занимается изучением и тщательным исследованием этой работы великого мастера, развенчал немало мифов на счёт Джоконды. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Однако, Котт обнаружил на руке сгладившиеся черты накидки, цвета которой со временем поблекли и стало казаться, что это сама рука имеет странную неестественную форму. Таким образом можно смело утверждать, что Джоконда во времена её написания сильно отличалась от той, что мы видим сейчас. Время нещадно исказило картину до такой степени, что многие до сих пор ищут такие секреты Джоконды, каких просто нет.
А с помощью инфракрасного просвечивания инженеру удалось увидеть предварительные наброски, которые делал на холсте гений Ренессанса. По словам Котта, эти рисунки доказывают: да Винчи был обычным человеком, и ему были свойственны трудности в творческом процессе, отсутствие вдохновения. "Он сомневался, менял положение рук модели", - говорит исследователь. Кроме того, ему удалось узнать, что Леонардо сначала изобразил пейзаж, а потом поверх него писал человеческую фигуру.
Секрет Джоконды связывают в точнейшем математическом расчёте Леонардо, который к тому времени разработал секрет формулы живописи. При помощи этой формулы и точных математических расчетов, из под кисти мастера вышла ужасающая по силе работа. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Возникает такое чувство, что художник нарисовал Джоконду в одно мгновение, будто щёлкнув фотоаппаратом, а не рисовал её 4 года. В одно мгновение он поймал её лукавый взгляд, мимолётную улыбку, одно единственное движение, которое воплотилось в картине. Как это удалось великому мастеру живописи никому разгадать не суждено и останется секретом навсегда.

Между легендарным портретом, физиологическими и психологическими особенностями зрительного восприятия человека существуют «сложные взаимоотношения». Новый взгляд на них бросил Луис Мартинес Отеро (Luis Martinez Otero) из Института неврологии в Аликанте.

Если смотреть на знаменитое полотно подолгу, начинаются чудеса: едва заметная улыбка то появляется, то исчезает, то она кажется ироничной, то грустной... Ясно, что колдовство это заключено в нас самих, но его детали по-прежнему ускользают из рук исследователей.

Отеро и его коллега Диего Алонсо Паблос (Diego Alonso Pablos) решили выявить все тонкости в восприятии Джоконды. Экспериментаторы заставляли группу из 20 добровольцев смотреть на портрет в разных условиях, а сами тем временем точно измеряли направление взгляда. Потом испытуемых опрашивали — видели ли они улыбку.

В первой серии опытов люди смотрели на картину с разного расстояния (либо наблюдали репродукции разного масштаба). Так выяснилось, что улыбка не чувствуется при «мелком» воспроизведении полотна либо при разглядывании его издали. Но чем ближе подходили добровольцы к снимку, тем с большей вероятностью обнаруживали улыбку на портрете. Это, по мнению авторов исследования, означает, что в восприятии «всплывающей» улыбки активно участвует центральное зрение.

В другом наборе опытов выяснилось, что если люди, указавшие позже на наличие улыбки, смотрели на Джоконду более минуты, взгляд их имел тенденцию сосредотачиваться на левом краешке губ Моны Лизы. Это вроде бы укрепляло учёных во мнении о важной роли центрального зрения. Но в то же время: если узнавшие улыбку смотрели на портрет только доли секунды, их взгляд, как оказалось, сосредотачивался на левой щеке, а значит, сама улыбка перемещалась в периферийную зону зрения.

Получалось, что разные клетки в глазу по-разному реагируют на тонкие детали портрета. Чтобы прояснить это, испанцы добавили в опыт новое условие. Непосредственно перед демонстрацией изображения испытуемым в течение 30 секунд показывали чёрный либо белый экран. Во втором случае улыбка обнаруживалась намного чаще. И исследователи объяснили это так.

По организации рецептивных полей ганглиозные клетки сетчатки (receptive field, retinal ganglion cells) делятся на два типа: on-center и off-center. Первые передают сигнал в мозг, только если свет попадает в центральный круг рецептивного поля, но при этом не на его край, вторые — наоборот. При этом оба типа передают очень слабый сигнал, если у них освещены сразу и центр, и край поля.

Это свойство сетчатки позволяет человеку быстрее и чётче обнаруживать края объектов, а также отвечает за резкое восприятие звёзд — ярких точек на ночном небе или, напротив, чёрных букв на белой бумаге. Ну а демонстрация экранов временно подавляет один из типов клеток.

В частности, белый экран выводит из игры клетки off-center, соответственно, именно клетки on-center ответственны за восприятие улыбки, — делают вывод испанцы. Это интересно, учитывая, что взаимодействие двух описанных типов клеток участвует в создании зрительных иллюзий .

Резюме же из выше описанных опытов был таково. Различные клетки сетчатки передают различные категории информации об изображении в мозг. Эти каналы кодируют данные о размере объекта, отвечают за чёткость, яркость и определение местоположения его элементов в поле зрения. «Иногда один канал преобладает над другим, и вы видите улыбку, иногда другой захватывает превосходство, и вы не видите её», — говорит Луис. Открытие было представлено на ежегодной конференции Общества нейрофизиологов (Society for Neuroscience’s annual meeting), которая прошла на этой неделе в Чикаго.

Разумеется, тайна, пожалуй, самого известного портрета работы великого Леонардо не первый год занимает умы специалистов. Так, в 2000-м нейробиолог Маргарет Ливингстоун (

Леонардо да Винчи оставил столько загадок, что ученые со всего мира до сих пор бьются над их разгадками. Наибольшее количество вопросов вызывает знаменитая «Мона Лиза» . Сегодня эксперты утверждают, что неуловимая полуулыбка Джоконды – это намеренно созданный эффект, который Леонардо да Винчи использовал не однажды. Эта версия возникла после того, как недавно была обнаружена ранняя работа «La Bella Principessa» («Прекрасная принцесса»), в которой художник использует подобную оптическую иллюзию.


Загадка улыбки Моны Лизы состоит в том, что она заметна только тогда, когда зритель смотрит выше рта женщины на портрете, но стоит перевести взгляд на саму улыбку – она исчезает. Ученые объясняют это оптической иллюзией, которая создается путем сложного сочетания цветов и оттенков. Этому способствуют особенности периферийного зрения человека.


Эффект ускользающей улыбки да Винчи создал благодаря использованию так называемой технике «сфумато» («неясный», «неопределенный») – размытые очертания и специально наложенные тени вокруг губ и глаз визуально изменяются в зависимости от того, под каким углом человек смотрит на картину. Поэтому улыбка то появляется, то исчезает.


Долгое время ученые спорили о том, был ли этот эффект создан осознанно и намеренно. Обнаруженный в 2009 г. портрет «La Bella Principessa» позволяет доказать, что да Винчи отрабатывал эту технику задолго до создания «Джоконды». На лице девушки – та же еле заметная полуулыбка, как у Моны Лизы.


Сравнивая две картины, ученые пришли к выводу, что да Винчи также применил там эффект периферийного зрения: форма губ визуально изменяется в зависимости от угла зрения. Если смотреть прямо на губы – улыбка не заметна, но стоит перевести взгляд выше – уголки рта словно поднимаются вверх, и улыбка снова появляется.


Профессор психологии и эксперт в области визуального восприятия Алессандро Соранцо (Великобритания) пишет: «Улыбка исчезает, как только зритель пытается поймать ее». Под его руководством ученые провели ряд экспериментов.


Чтобы продемонстрировать оптическую иллюзию в действии, добровольцам предлагали посмотреть с разного расстояния на полотна да Винчи и для сравнения – на картину его современника Поллайоло «Портрет девушки». Улыбка была заметна только на картинах да Винчи, в зависимости от определенного угла зрения. При размытии изображений наблюдался такой же эффект. Профессор Соранцо не сомневается в том, что это – намеренно созданная да Винчи оптическая иллюзия, и эту технику он разрабатывал в течение нескольких лет.

Творчество да Винчи и в наше время продолжает вызывать интерес. Многие пытаются воссоздать неповторимую технику да Винчи, кто-то подходит к этому с юмором –

Кто такая Мона Лиза?

Много копий сломано в ходе споров относительно установления подлинной личности дамы, изображенной на портрете. Итальянцы называют ее «Джоконда», что означает «беззаботная, легкомысленная женщина». На французском языке слово La Joconde имеет аналогичное значение, что вызывает много мыслей и теорий об улыбке Моны Лизы.

Одна популярная теория предполагает, что эта дама – герцогиня Изабелла Арагонская. В течение 11 лет да Винчи был художником семьи герцога Миланского и вполне мог написать портрет герцогини, назвав его «Мона Лиза».

Другие исследователи заявляют, что картина может изображать любовницу Джулиано Медичи, одного из покровителей Леонардо да Винчи.

Относительно недавней идеей стало предположение сотрудницы Школы визуальных искусств (Нью-Йорк) Лилиан Шварц, что Мона Лиза – женская версия самого да Винчи. Благодаря цифровому анализу она обнаружила: некоторые черты лица Леонардо да Винчи и Моны Лизы удивительно соответствуют друг другу.

Несмотря на указанные выше теории, в настоящее время повсеместно признано: Леонардо увековечил образ Лизы Джерардини, третьй жены богатейшего флорентийского купца шелковыми тканями Франческо дель Джокондо. А слово «Мона», как указал еще Джорджо Вазари, написавший и опубликовавший в 1550 году биографию Леонардо да Винчи, обычно используется вместо итальянского слова «Мадонна», в переводе на русский язык означающего «госпожа» или «мадам». Таким образом, название «Мона Лиза» означает просто «Госпожа Лиза».

Как она улыбается?

Загадочная улыбка Мона Лизы – источник вдохновения для одних и жестокого отчаяния для других. В 1852 году Люк Масперо, французский художник, выбросился из окна четвертого этажа гостиницы в Париже и разбился насмерть. В его предсмертной записке было сказано, что он предпочел смерть после многолетних попыток понять тайну улыбки Моны Лизы. Сегодня посетители Лувра спрашивают себя и других о том же: как всё-таки она улыбается?

Итальянцы отвечают на этот вопрос, ссылаясь на технику сфумато, которая была разработана да Винчи. На итальянском sfumato означает «исчезающий, как дым» или «дымка». Применение этой техники привнесло в портрет двусмысленность и размытость, предоставляя возможность его толкования воображению зрителя. Этот метод использует особое сочетание тонов и цветов, приводящее к иллюзии глубины и объема.

Д-р Маргарет Ливингстон, невролог Гарварда, объясняет загадку улыбки Моны Лизы, ссылаясь на устройство человеческого глаза. Участок нашего органа зрения, задействованный при прямом взгляде, позволяет распознавать детали, цвета и читать мелкий шрифт, а периферийные участки глаза считывают тени, различают ахроматические (черные и белые) цвета, а также улавливают движение.

Когда человек смотрит на Мону Лизу, участок «прямого взгляда» сосредоточен на ее глазах, оставляя периферийной области ее рот. Так как периферийное зрение менее точно и не различает деталей, тени на скулах Моны Лизы увеличивают кривизну ее улыбки.

Однако стоит зрителю посмотреть на рот Моны Лизы, участок «прямого взгляда» не считывает тени, и лицо на портрете больше не кажется столь широко улыбающимся. Таким образом, появление и исчезновение улыбки Моны Лизы на самом деле кроется в особенностях зрения смотрящих.

Сколько бы ни было создано теорий, Мона Лиза остается загадкой и сегодня. Блестящая кисть Леонардо да Винчи, как и века назад, вызывает удивление, восхищение и вдохновение у всех, кто когда-либо смотрел на Мону Лизу.

Картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза" написана в 1505 году, но она до сих пор остается самым популярным произведением искусства. По-прежнему нерешенной задачей является загадочное выражение лица женщины. Помимо этого картина знаменита необычными методами исполнения, которые использовал художник и, самое главное, "Мона Лиза" была неоднократно похищена. Самое громкое дело произошло около 100 лет назад - 21 августа 1911 года.

16:24 21.08.2015

В далеком 1911 году "Мона Лиза", полное название которой «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Но тогда никто даже не подозревал его в краже. Подозрения пали на поэта Гийома Аполлинера, и даже Пабло Пикассо! Администрация музея была немедленно уволена, а границы Франции временно закрыты. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.

Обнаружили картину лишь 2 года спустя в Италии. Что интересно, по оплошности самого вора. Он опростоволосился, отозвавшись на объявление в газете и предложив директору галереи Уффици купить Джоконду.

8 фактов о Джоконде Леонардо да Винчи, которые тебя удивят

1. Оказывается, Леонардо да Винчи дважды переписывал "Джоконду". Эксперты считают, что краски на первоначальных вариантах были значительно ярче. А рукава платья Джоконды изначально были красного цвета, просто краски со временем потускнели.

Кроме того, на первоначальной версии картины по краям полотна были колонны. Позже картина была обрезана, вероятно, самим же художником.

2. Первым местом, где увидели «Джоконду», была баня великого политика и коллекционера короля Франциска I. По легенде, перед смертью Леонардо да Винчи продал «Джоконду» Франциску за 4 тысячи золотых монет. По тем временам это была просто огромная сумма.

Король поместил картину в баню не потому, что не осознавал, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. В то время баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.

3. В свое время Мона Лиза так понравилась Наполеону Бонапарту, что он перевез ее из Лувра во дворец Тюильри и повесил в своей спальне. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил да Винчи. Правда, не как художника, а как гения-универсала, коим, к слову, считал и себя. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.

4. В глазах Моны Лизы спрятаны крошечные цифры и буквы, которые невооруженным глазомзаметить навряд ли удастся. исследователи предполагают, что это инициалы Леонардо да Винчи и год создания картины.

5. Во время Второй мировой войны многие произведения из коллекции Лувра спрятали в замке Шамбор. Среди них была и "Мона Лиза". Место, где спрятана "Мона Лиза", держалось в строжайшем секрете. Картины прятали не зря: позже окажется, что Гитлер планировал создать самый большой в мире музей в Линце. И организовал для этого целую кампанию под руководством немецкого знатока искусства Ганса Поссе.

6. Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, жена Франческо дель Джоконда - флорентийского торговца шелками. Правда, существуют и более экзотические версии. По одной из них Мона Лиза - это мать Леонардо Катерина, по другой - это автопортрет художника в женской ипостаси, а по третьей - это Салаи, ученик Леонардо, наряженный в женское платье.


7. Большинство исследователей считают, что пейзаж, нарисованный за Джокондой - выдуманный. Есть версии, что это долина Вальдарно или регион Монтефельтро, но убедительных доказательств этих версий нет. Известно, что Леонардо написал картину в своей миланской мастерской.

8. У картины в Лувре есть собственный зал. Сейчас картина находится внутри специальной защитной системы, которая включает в себя пулестойкое стекло, сложную сигнализацию и установку по созданию микроклимата, оптимального для сохранения полотна. Стоимость этой системы составляет 7 миллионов долларов.




Top