Какие представления древних греков нашли. Культура древней греции

Товар Гиффена

Товар Гиффена - товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса .

Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его, например, рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот - при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, макарон.

В этом заключается «парадокс Гиффена »: при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.

Математические модели

Существуют несколько математических моделей, объясняющих существование товаров Гиффена.

Задан доход потребителя . При ценах на товары потребитель выбирает потребление в соответствии с какими-то критериями. Если у какого-то товара при заданных будет , этот товар и будет товаром Гиффена.

Максимизация функции полезности

Потребление выбирается таким, чтобы оно максимизировало функцию полезности .

Модель потребителя, связанная с максимизацией функции пользы , не отрицает существования товаров Гиффена, накладывая единственное ограничение - все они малоценные: . Однако и причины появления товаров Гиффена остаются за кадром - для этого применяются более конкретные модели.

Калории и вкус

Пусть доход человека , потребность в калориях . Если он будет есть меньше , он будет недоедать и не сможет выполнять свою работу. Стоимость одной калории макарон , мяса . При соотношении макарон и мяса () достигается лучший вкус.

Тогда возможны три случая:

Сходные явления

Положительный коэффициент эластичности спроса на тот или иной товар может быть связан не только с «моделью идеального потребителя», но и с массовой психологией. Например:

  • Товары первой необходимости в условиях нестабильности в стране. То есть когда цены на спички идут вверх, народ бросается их покупать, опасаясь, что цены взлетят совсем до небес, или спички вообще пропадут с прилавков.
  • Положительная эластичность спроса на предметы роскоши. В идеальном случае при появлении на рынке дешёвых духов потребитель будет чаще пользоваться ими. В реальности их, скорее всего, брать не будут - опасаются, что подделка . В данном случае духи являются ценным товаром, но ведут себя как товар Гиффена. Подобные товары выделены в отдельную категорию - товары Веблена .

Примеры из реальности

Картофельный голод

Сам Гиффен обнаружил парадокс Гиффена на примере голода в Ирландии 1845-1849 . Картофель был основным продуктом питания в Ирландии, и хотя, из-за неурожая цены на картофель непомерно возросли, его потребление повысилось.

Хотя это хрестоматийный пример, многие экономисты ставят его под сомнение.

Нам нужно либо найти другой пример кривой спроса с положительным наклоном, либо упрятать обсуждения подальше в сноски.

Джордж Стиглер, 1947.

Оригинальный текст (англ.)

We shall have to find a new example of the positively sloping demand curve, or push our discussion of it deeper into footnotes.
George Stigler, 1947.

Рис, гречка, чечевица и макароны

Исследование цен показало, что рис и макароны в Китае являются товарами Гиффена.

Повышение цен на бензин

Существует неподтверждённое предположение , что в США в условиях повышения цен на бензин тот действует как товар Гиффена - потребление бензина повышается, но снижаются затраты на различные меры экономии топлива (покупка дизельной машины, частый автосервис и т. д.). Это напрямую связано с высокой степенью автомобилизации в США.

Кредиты

Если считать кредиты услугой (хотя многие банки называют свои услуги «кредитными продуктами»), то и в этом случае наблюдается положительная зависимость, поскольку при повышении цены (процентной ставки по кредиту) происходит увеличение доли расходов на обслуживание кредита за счёт сокращения других расходов.

Критика понятия «товар Гиффена»

Английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910) был журналистом и статистиком, государственным служащим, а не теоретиком. Возвышению Гиффена способствовал Маршалл, который в 1895 г. связал имя Гиффена с указанным повторяющимся экономическим явлением. Ныне к сложным реалиям товаров-благ Гиффена у экономистов усиливается негативное отношение, так как есть подозрения в излишней надуманности данного понятия.

Обычно товары Гиффена обнаруживаются в условиях нестабильности (кризисные угрозы, нестабильные доходы, резкие институциональные изменения и т. п.). Но надёжное исследование требует изучения «прочих равных условий», что осуществляется далеко не всегда.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Товар Гиффена" в других словарях:

    - (Giffen good) Товар, спрос на который падает по мере снижения цены на него. Теоретически такая ситуация возможна: товар Гиффена должен быть низкого качества и не иметь хороших заменителей. Обычно снижение цены товара повышает реальную… … Экономический словарь

    - (Giffen good) Товар, спрос на который падает вместе с падением его цены, и наоборот. Это нарушает обычную взаимосвязь между спросом и предложением (cм.: теория спроса (demand theory); до сих пор идут жаркие споры относительно того, существуют ли… … Словарь бизнес-терминов

    Товар Гиффена - GIFFEN GOOD Товар, спрос на который растет (падает) по мере увеличения (снижения) его цены. Ситуация явно противоречит закону спроса. Она возникает в том случае, когда рост цены на товар приводит к возникновению отрицательного эффекта дохода (см … Словарь-справочник по экономике

    ГИФФЕНА ЭФФЕКТ - [англ. Giffen effect] внешне парадоксальная в сравнении с традиционной, но экономически обоснованная зависимость величины спроса от изменения цены на товар, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса на отдельные принципиально значимые для… … Маркетинг. Большой толковый словарь

    - (normal good) Товар, абсолютный уровень спроса на который повышается с ростом доходов. Это вовсе не значит, что потребитель по мере роста своих доходов тратит на такой товар ту же их долю, а только указывает на то, что его расходы на товар в… … Словарь бизнес-терминов

    Эффект, согласно которому снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены к повышению спроса на товар. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЭФФЕКТ ГИФФЕНА - величина, характеризующая ситуацию, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – к повышению спроса на товар. Низкокачественные товары, которые занимают значительное место в структуре потребления, на них приходится… … Большой экономический словарь

    ПАРАДОКС ГИФФЕНА - факт возрастания спроса на хлеб после значительного увеличения цены на него, отмеченный в прошлом веке английским статистиком Р.Гиффеном при изучении структуры потребления населения Исландии. Рост цен для потребителей с низким доходом повлек за… … Большой экономический словарь Подробнее аудиокнига


Парадокс Гиффена (эффект Гиффена) заключается в том, что понижение цены на отдельные группы товаров влечёт за собой снижение спроса на них. Верным утверждением является и противоположное: увеличение цены на конкретные группы товаров ведёт к увеличению спроса на них.

Эффект Гиффена напрямую связан с реакцией потребителей на политическую или экономическую ситуацию и охватывает собой товары первой необходимости. Различное отношение покупателей к товарам позволило условно разделить вещи на две категории: товары обыкновенные и товары Гиффена.

Товар Гиффена - продукт, потребительский спрос на который (при других равных условиях) возрастает при увеличении цены. Большинство товаров после повышения их стоимости становятся менее популярными у покупателей. У товара Гиффена всё с точностью наоборот: при большей цифре на ценнике люди начинают активнее покупать продукт. В этом и состоит суть парадоксального эффекта Гиффена. К конкретным примерам товаров Гиффена относятся макароны, хлеб, рис. Эффект, действующий непродолжительное время, отмечается при повышении стоимости бензина.

Параметры товаров Гиффена

товары низкой стоимости;

являются большой частью покупательского бюджета;

не существует аналогичного товара-заменителя;

люди, приобретающие товар, имеют по большей части низкий или средний .

Главный закон спроса-предложения заключается в том, что повышение стоимости продукта при остальных равных условиях приводит к снижению на него спроса. Справедливо и обратное. Но всё же эффект Гиффена не относится к исключениям из набора законов экономики. Эффект Гиффена не идёт вразрез с главным законом спроса-предложения, так как для его действия в негативную сторону должны поменяться внешние условия. Эффект Гиффена отмечается повсеместно в периоды преобладания неблагоприятных экономических условий. Покупатели активно приобретают основные товары, боясь их подорожания в будущем, при этом уменьшают расходы на товары с более высокой ценой. К примеру, люди покупают больше картофеля или хлеба и значительно меньше рыбы, фруктов, сыра. Иначе говоря, отмечается эффект замены одних продуктов другими (обычно это товары, входящие в состав потребительской корзины).

Эффект Гиффена: как он проявлялся раньше?

Это явление замечено и описано было в первый раз в позапрошлом веке. Роберт Гиффен отметил парадокс в во время голода в Ирландии в 1845-46 гг., когда жители страны активно начали скупать картофель после увеличения его стоимости. Анализируя британских рабочих угольной промышленности, Гиффен отметил, что при каждом возрастании цены на хлеб платёжеспособность работников не уменьшалась, а увеличивалась.

Само понятие эффекта Гиффена осталось в сознании маркетологов и экономистов благодаря Альфреду Маршаллу: в 1895 году он соединил имя Р. Гиффена с экономическим явлением, повторяющимся постоянно.

Потребление товаров Гиффена не снижается даже при значительном увеличении их стоимости. Люди продолжают употреблять в прежних количествах, создавая жесткую экономию на других продуктах и товарах первой необходимости.

Парадокс Гиффена - это исключение из закона о спросе. Английским экономистом Робертом Гиффеном было сделано заключение, что во времена ирландского голода середины XIX века картофель, представлявший собой основной продукт питания бедняков, значительно вырос в цене. Но покупательский спрос на него не упал, люди, экономя на других необходимых товарах, продолжали его покупать, спасая себя от голода. Экономист полагал – расходы на картофель в бюджете бедняков занимали немалую долю, что способствовало росту кривой спроса на него.

Эффект Гиффена нередко является всего лишь реакцией покупателей на сложившуюся политическую или экономическую ситуацию на данный момент и распространение ее на товары, которые пользуются особым спросом.
Товары Гиффена, как правило, занимают большой процент в бюджете потребителей, при этом обладающие весьма невысоким качеством. Увеличение цены не влияет на их потребление. При этом рост дохода населения позволяет приобретать другие, более качественные товары-заменители и снизить потребление жизненно-необходимых дешевых, некачественных товаров. Эффект замены этих товаров должен подавляться эффектом дохода. То есть, при низком качестве товара и увеличении его стоимости эффект дохода будет преобладать над эффектом его замещения, при стремительном росте спроса на него.

Некоторыми экономистами ставится под сомнение существование товара Гиффена как такового. Но, несмотря на это, многие западные пособия по , описывают этот эффект до сих пор. В развитых промышленных странах эффект Гиффена случается весьма редко.

Исторические примеры

В 2010 году в России из-за ажиотажа в СМИ по поводу неурожая гречки спрос на этот продукт резко вырос, появился дефицит крупы в магазинах, цена выросла в несколько раз. Так гречка стала товаром Гиффена. Впрочем, эффект был кратковременным.
Одним из самых популярных в России товаров Гиффена на сегодняшний день являются сигареты. Для сравнения, в Европе после резкого роста цен на табачную продукцию большинство людей бросили курить и стали вести здоровый образ жизни.
Также кратковременный эффект товара Гиффена имеет бензин, когда начинается рост цен на этот товар и СМИ нагнетают ситуацию сообщениями о предстоящем топливном кризисе. Люди стремятся купить бензин впрок. Впрочем, ажиотаж пропадает очень быстро.

В Китае самые популярные товары Гриффена – это рис и макароны. В России – соль, хлеб и табак.




Top