Какие профессии на телевидении. Работа на телерадиокомпании: обзор профессий

Корреспондент

Самый простой вариант, чтобы начать карьеру в телерадиокомпании. Эта вакансия всегда открыта для стажеров, и жесткость требований, предъявляемых к образованию и опыту работы, зависят только от статуса СМИ. Большая часть корреспондентов работает на редакцию новостей, меньше – на авторские программы. На телевидении корреспондентов больше, чем на радио – нередко радионовости используют звуковую дорожку телевыпуска.

Карьерная лестница несложная: начинают с «мальчиков и девочек на побегушках», которых посылают на простые и неинтересные задания (выехать в район, осветить посевную), затем доверяют более серьезные темы, потом появляется возможность самостоятельно провести выпуск новостей или получить полноценную рубрику в авторской программе.

Корреспонденты наиболее мобильны в области смены места работы – легко переходят из одной компании в другую (особенно, если они еще не стали «лицом» или «голосом» канала).

Зарплата начинается от 10 000 в провинциальных СМИ и доходит до 60 000 в столичных.

До ведущих «дорастают» наиболее профессиональные корреспонденты. В небольших телерадиокомпаниях они совмещают оба вида деятельности.

Раньше это была престижная вакансия , теперь она постепенно исчезает, а с ней исчезают и повышенные требования. Сейчас ведущий может картавить или пришепетывать: большее значение имеют профессионализм и имя. В зависимости от типа программы гибкими оказываются и требования к внешнему виду: новостник элегантен, но неярок, а ведущий авторской может носить дреды, бриться наголо и даже быть пенсионером – все зависит от тематики и аудитории.

Карьерная лестница строится по такой вертикали: корреспондент-ведущий-начальник службы радиовещания или телевидения-директор. Реже руководителями становятся режиссеры и никогда – техники.

Если ведущий совмещает работу корреспондента, то он получает либо двойную зарплату, либо надбавку «за выпуск». Отдельной штатной единице платят около 15 000 рублей в провинции и от 40 000 в столице.

Редактор и шеф-редактор

Люди, которые формируют то, что мы в итоге слушаем или смотрим. Шеф-редактор новостей определяет, какие сюжеты пойдут в выпуск и как они будут скомпонованы. Редактор авторской программы одобряет тему и сценарий, вносит свои коррективы и исправления.

Работа ответственная и подчас нудная, но достойно оплачиваемая – около 25 000 в провинциальных СМИ и 60 000 в столичных.

Режиссер

Должность на авторских программах. Режиссеры старой закалки мало чем отличаются от кинематографических коллег: могут внести исправления в сценарий, дать советы по подбору героев программы и указать ведущим на ошибки. От молодых же режиссеров требуется только руководство процессом съемки – и то, если операторы не вникли в задание.

Зарплата зависит от востребованности услуг режиссера в конкретной ТРК: от 20 000 в небольших компаниях и 70 000 рублей в крупных.

Оператор

В обиходе просто «монтажер». Раньше этой профессии обучались годами: нелинейный монтаж происходил на нескольких пленочных аппаратах, практически на ощупь, но теперь компьютерные программы подвластны даже подростку. Любой, освоивший технику монтажа и работу с Sony Vegas, Adobe Audition или Adobe Premiere, может попытать счастья и подать резюме. Но так как подобных умельцев теперь в изобилии, то смотреть в первую очередь будут на скорость работы и знание основ режиссуры.

В небольших СМИ зарплата у монтажера 15 000 рублей, в статусных столичных телерадиокомпаниях – от 50 000 и выше.

Без гримеров не обходится ни одна программа. накладывает макияж, исходя из специфики съемок: света, тепла софитов, чувствительности камеры. Опытные ведущие могут самостоятельно нанести только основные черты, но корректировать и доводить до ума будет всё равно гример. В его умелые руки попадают и гости программ: припудрить носик, убрать жирный блеск, затушевать косметический дефект.

Зарплаты здесь невысоки – от 10 000 рублей, зато есть возможность подработать, да и портфолио создается само собой, без отрыва от производства.

Продюсер

Чаще всего встречаются на телевидении, чем на радио. Бывают нескольких видов: генеральный, исполнительный, креативный и линейный. Генеральный продюсер контактирует со спонсорами, ведет переговоры об эфирах и занимается подбором штата. На плечах креативного продюсера лежит ответственность за тематику и содержание программ, за появление новых идей и сценариев. Исполнительный продюсер следит за процессом и контролирует сотрудников, а линейный занимается организацией отдельных съемок, координацией съемочных бригад и водителей, получениями аккредитаций и тому подобными вещами.

В небольших компаниях под понимают только линейного, а обязанности остальных разбирают редакторы, режиссеры и авторы-ведущие программ. Кое-где и линейных не бывает - всё делают своими силами. Итог обычно печален.

Генеральный продюсер может получать от 70 000 рублей, исполнительный и креативный – от 60 000, линейный – от 30 000.

Однако этими профессиями штат телерадиокомпании не исчерпывается. Если вы хотите связать свою жизнь с таким СМИ, но не обладаете талантом журналиста, ничего не понимаете в монтаже или у вас на ушах потоптался медведь – шанс всё равно есть. В телерадиокомпаниях есть секретари, юристы, бухгалтеры, менеджеры по рекламе, дизайнеры, системные администраторы, завхозы, охранники… Специфика их работы не очень отличается от работы в других организациях, но зато можно с гордостью сказать: «Я работаю на телевидении/радио!»

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

В шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли «комментатор». С течением времени более точно определились основные «амплуа», в которых журналист предстает перед телезрителями. Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила, соответствующие его специализации; смешивать их было бы непрофессионально.

1. Телерепортер (корреспондент).

2. Комментатор.

3. Обозреватель.

4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»).

5. Ведущий (дискуссии или иной диалогической передачи; за рубежом именуется модератор).

6. Ведущий ток-шоу.

7. Ведущий информационной программы (в США бытует термин «анкормэн», что означает «человек-якорь», или словосочетание «ньюз презентер» – «представляющий новости»; иногда используют образное выражение «человек, делающий погоду», но всегда решительно отделяют данного специалиста от комментатора, репортера и т.п.).

Практика отечественного телеэкрана не всегда дает возможность увидеть какое-либо из перечисленных «амплуа» в идеальном, чистом виде. Иногда сама форма сложной, комбинированной передачи требует от журналиста «переключения» на ту или иную роль: скажем, некоторые ведущие московского городского телеканала выполняют обязанности интервьюера, комментатора, порой модератора, не говоря об их непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала. Важно лишь, чтобы в каждый из моментов передачи выдерживались законы жанра, например интервьюирование не смешивалось бы с комментированием (а такой недостаток присущ в том же московском канале нескольким ведущим на протяжении многих лет. Да и в других программах случается, что интервьюер говорит значительно больше, чем его собеседник, считает себя обязанным высказаться по каждому поводу, заявить о себе и своих мыслях).

Обзор журналистских экранных профессий мы начинаем с профессии репортера, как самой массовой, самой многогранной, наиболее органичной для раскрытия способностей молодого журналиста. Профессия репортера (корреспондента) имеет множество разновидностей: репортер может специализироваться как «по горизонтали» – в определенной сфере человеческой деятельности (новости науки или медицины, уголовная хроника, политика, экология и пр.), так и «по вертикали» (все новости одного региона). Есть репортеры-универсалы, чья работа соответствует престижной газетной должности «специальный корреспондент» (в США таких называют «генералист»). Некоторые небогатые телекомпании предпочитают их узким специалистам. Такой репортер должен уметь применять наиболее общие принципы беспристрастного исследования к любому предмету



Репортерская работа – это проникновение телевидения в реальную жизнь. Без репортерства тележурналистика свелась бы к показу «говорящих голов» в студии. Репортер – беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью. Суть профессионального мастерства репортера сводится к трем компонентам: 1) оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда

происходит нечто общеинтересное, общезначимое; 2) вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркое представление о происходящем, и, наконец, 3) сопроводить кадры лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий.

Выполнение первой части задачи зависит и от самого репортера, и от сложившейся в данной телеорганизации системы работы. Система основана, как правило, на тщательном планировании событий, о которых что-либо можно узнать заранее (тогда репортерская группа прибывает на место заблаговременно), и оперативном реагировании на внезапно возникающие обстоятельства.

Оперативность репортера зависит и от его находчивости, и от имеющейся в его распоряжении техники, и от слаженности работы группы

Помимо общередакционного планирования новостей каждый репортер имеет свои источники «опережающей» информации: о готовящихся событиях, о том, что интересного происходит в различных сферах жизни. Просмотр больших и малых газет, прослушивание радио также позволяют журналисту постоянно быть в курсе происходящего и в случае необходимости быстро оказаться на месте события.

Выезжая на съемку, репортер в мыслях уже видит в общих чертах будущий экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям, оставляющим, впрочем, достаточный простор для репортерской изобретательности и операторского творчества. Закономерности связаны с ограничениями по времени: если планируется 20-секундный сюжет, то придется ограничиться самым общим представлением о событии; в наиболее распространенном, 60–75-секундном, уже надо заботиться о композиции и элементах драматургии.



Обвинения в предвзятости и подтасовке ответов нередко звучат после уличных опросов населения по какому-либо политическому поводу. Конечно, репортерский опрос далек от научно обоснованного, социологического. Говорить о репрезентативности не приходится. Порой редактор, давая задание, говорит: «Привезешь три положительных ответа и один отрицательный». Однако честный репортаж может нарушить такие замыслы. Так, 19 августа 1991 г. на фоне «всенародного одобрения» чрезвычайного положения потрясшим страну сообщением о сопротивлении стал репортаж С. Медведева; всем запомнились железные прутья в танковых гусеницах и живое кольцо москвичей у Белого дома.

Но все же основные вопросы репортера: где? кто? каким образом? когда? И лишь в случае необходимости уточняющее: почему? – и по возможности реже: что вы думаете по этому поводу?

КОММЕНТАТОР И ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

Итак, комментатор появляется в новостной программе (или после нее), когда необходимо разъяснить какую-либо сложную политическую проблему, поставить только что сообщенный в новостях факт в определенный историко-политический контекст.

Не все телевизионные организации могут позволить себе дорогое удовольствие содержать собственных комментаторов. Многие телестанции предпочитают приглашать для комментирования событий видных публицистов, политологов или иных специалистов, не работающих непосредственно на телевидении. По тому же пути шла и отечественная информационно-аналитическая телепрограмма «Итоги» (1992–1993).

Задача комментатора облегчается, если он имеет возможность пользоваться телесуфлером, т. е. читать свой текст в непринужденной манере, глядя словно бы в глаза зрителю и не скользя взглядом по пробегающим буквам.

Обозреватель – это специалист в какой-либо области, который ведет персональную телепередачу, высказывая личные суждения, вскрывая смысл показываемых видеофрагментов, беседуя с гостями студии. Как правило, это человек с богатым жизненным опытом: путешественник, объехавший весь земной шар, или космонавт, заслуженный врач или выдающаяся балерина. Разумеется, они должны прекрасно говорить о деле своей жизни, это непременный признак интеллигентного человека. Нужно еще «чувство камеры» – умение общаться с невидимой аудиторией, «талант популяризатора» – способность просто рассказать о сложном. По традиции журналист выполняет функции обозревателя чаще всего в тех случаях, когда речь идет о событиях в политической жизни страны и мира. Телевидение нередко приглашает на эту роль кого-либо из видных газетных публицистов, таких, как Генрих Боровик, Александр Бовин, Станислав Кондрашов.

ИНТЕРВЬЮЕР, ШОУМЕН, МОДЕРАТОР

Это три разные специализации телевизионного журналиста. Вдумчивый и пытливый интервьюер, динамичный и остроумный шоумен, спокойный до кажущегося равнодушия модератор. Выбор одного из трех амплуа может быть продиктован природным темпераментом журналиста, особенностями его характера. Но в основе всех трех разновидностей экранной работы лежит общение с людьми. Есть еще одна принципиально важная общая черта. Интервьюер, шоумен и модератор воздерживаются от высказывания собственных суждений. В этом противоположность их роли описанным выше комментатору и обозревателю. Если обозреватель, принимая гостя в студии, может пуститься в пространные рассуждения (особенно это было свойственно ведущим «Кинопанорамы» – от А. Каплера до Э. Рязанова), то интервьюер и шоумен проявляют свою индивидуальность лишь в продуманной постановке вопроса – такого, до которого не додумался бы обыкновенный телезритель, но направленного на получение интересной для всех информации. А модератор может многого добиться лишь настойчивостью и последовательностью, если кто-то из собеседников пытается увернуться от невыгодной для него темы.

Но начнем по порядку. Интервьюер – самостоятельная журналистская специализация, хотя нет журналиста, который не занимался бы интервьюированием.

Интервьюер должен быть настолько «в теме», чтобы позволить своему собеседнику любые отклонения, но в конце концов мягко и неотвратимо подчинить его своему стратегическому плану, использовать как материал для создания волнующего зрелища. Тон и атмосфера интервью не менее важны, чем содержание: ваш собеседник должен ощущать постоянный контакт с вашими глазами, а не с

телевизионной камерой. Опытные интервьюеры говорят о «флюидах», которые исходят из глаз, об интуиции и необъяснимой связи людей в настоящем диалоге

Позиция интервьюера высшего класса по отношению к собеседнику может быть разной – от глубокого сочувствия до шутливого. «пикирования», но в любом случае с первых фраз должна устанавливаться некая база для общения: если не киплинговское «мы одной крови – ты и я» (наилучший вариант для психологического портретирования), то российское «я тебя уважаю.

Не менее редкий талант – шоумен, ведущий «ток-шоу», или, по нашей старой терминологии, «массовой передачи». Слово «шоу» напоминает о том, что из словесной ткани искусно плетется нечто цельное, разговор становится зрелищем. В «ток-шоу» может быть превращено обсуждение подготовки крупного города к зиме или конкурс архитектурных проектов. Терпели неудачу в жанре ток-шоу и некоторые российские журналисты, привыкшие вести интервью с одним-двумя собеседниками и почувствовавшие неуверенность, оказавшись перед двумя сотнями незнакомых людей. «Держать» такую большую группу, формируя из людских характеров, темпераментов, пристрастий единое зрелище, – особая профессия. Это, так сказать, «массовик-затейник» высшего класса. Возможно, эта работа требует больше актерских, нежели журналистских, навыков: ведущая знаменитых когда-то передач «От всей души» народная артистка СССР Валентина Леонтьева прекрасно работала с аудиторией на документальном материале, подготовленном группой журналистов-исследователей.

Владимир Познер стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам (с советской стороны); после этих памятных передач 1986 г., ставших прорывом к правде и искренности, к взаимопониманию рядовых граждан Америки и России, Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей, профессий и возраста. Всякий раз передачи поражали широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели приводили к тому, что напряженное коллективное искание истины через диалоги Познера с собравшимися в студии людьми оказывало огромное духовное воздействие на телезрителей. Эти передачи не сводятся к звучащей в них вербальной (словесной) информации, здесь все важно: выражения лиц, сомнения, паузы – и скрепляющая все печально-оптимистическая улыбка ведущего. Надо было иметь немалую смелость, чтобы в разгар межнациональных конфликтов, осенью 1992 г., собрать в студии подростков из всех «горячих точек» бывшего СССР. В результате разговоров с ведущим школьники пришли к великой и простой истине: выше всех национальностей то, что все мы люди; надо видеть в другом прежде всего человека. Можно только догадываться, сколь тщательно готовился журналист к этой передаче, как просчитывал возможные варианты ответов на свои вопросы и линию своего поведения в спонтанно возникающих противоречивых диалогах.

ВЕДУЩИЙ НОВОСТЕЙ

Телевизионный журналист, начинавший репортером в и.нформационной программе, может со временем занять высшую в иерархии престижности должность ведущего такой программы. Престиж обеспечивается ежедневным появлением на экране с самыми важными новостями дня

Ведущий новостей заменил в этой роли диктора вовсе не для того, чтобы изрекать собственное мнение и поучать зрителей. По сути, журналист делает то же, что и диктор: читает строчки, бегущие по телесуфлеру. Но зрителю передается чувство, что этот человек понимает то, что читает. В пору демократической эйфории 1992–1993 гг. некоторые ведущие новостей с помощью коллег из прессы пытались отстаивать свое право на

импровизацию. Но ничем, кроме конфуза, такая импровизация не кончалась. Например, вместо «использование военного самолета для служебных командировок» было сказано «пользование военным самолетом в личных целях» – и, поскольку речь шла о спикере парламента, для ведущей последовали неприятности.

«У богатых людей - большая библиотека.

У бедных людей - большой телевизор.»

Дэн Кеннеди

ДЕТЯМ О ПРОФЕССИЯХ. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ

О ЛЮДЯХ РАБОТАЮЩИХ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. КТО РАБОТАЕТ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ?

Ребята! Знаете ли вы, кто делает телевизионные передачи? Я вам расскажу.

Во-первых, для любой передачи нужен автор-сцена­рист . Он сочиняет сюжет, ищет героев, продумывает, что они будут делать, в какой обстановке происходит действие.

Готовый сюжет автор-сценарист показывает режис­серу. Режиссер-постановщик - главное лицо теле­передачи. Вместе с автором он обсуждает сюжет. Ре­жиссер подбирает подходящих артистов, распределяет роли. Каждый актер получает текст роли и указания режиссера.

Послушайте стихотворение.

Моя роль

Хоть я маленький пока,

Дали роль мне старика.

А ведь я совсем иной

Беззаботный, озорной,

Прыгать, бегать я привык,

Ну какой же я старик?

Чтобы лучше роль сыграть,

Стал за дедом наблюдать:

Ходит дедушка, кряхтит,

Опирается на палку,

У него усталый вид.

Мне дедулю очень жалко!

Стал и я ходить, сгибаться

И на палку опираться.

Стал ворчать я на домашних,

Будто в доме самый старший.

Стал я охать: «Ой-ой-ой,

Чувствую в коленке боль».

Все спросили: «Что с тобой?»

Я войти пытаюсь в роль!

Если действие происходит в студии, необходимы декорации. Их создают художники-декораторы.

Осветители налаживают световой режим, а звуко­операторы - звук. Среди сотрудников телевидения немалую роль играют гримеры. Это художники, ко­торые с помощью красок, кремов, специальной кос­метики, накладных волос меняют облик человека, придают ему те черты, которые нужны режиссеру-по­становщику.

Однако актера нужно еще и одеть соответственно его роли. Этим занимаются художники по костюмам и костюмеры, которые следят за одеждой, ее состояни­ем. Швеи шьют одежду, подбирают ткани.

Наконец, огромную роль в создании телепередачи играют оператор ы. Они снимают на камеру происхо­дящее действие. Музыку к телепередачам пишут ком­позитор ы, слова песен - поэт ы.

Кого из работников телевидения мы забыли? Верно! Ведущего . Это специалист, который ведет программу из студии или с места событий.

Профессия телеведущий

Лекторий "Тактики и практики" с участием легендарного ведущего программ "Спокойной ночи, малыши!" и "С добрым утром, малыши!" Хрюшей

Профессия Телеведущий - лекция


Телевизионная студия - это звукоизолированное помещение. Площадь студии может колебаться от не­скольких десятков до тысячи метров! Стены и потол­ки там покрыты звукопоглощающими материалами.

В студии есть система освещения. Для отвода тепла, которое выделяется осветительными приборами, сту­дию оборудуют вентиляцией и кондиционерами.


Ответьте на вопросы

Каких специалистов, работающих на телевидении, вы зна­ете?

Кто продумывает и пишет сюжет телепередачи?

Кто исполняет роли?

Кто налаживает свет?

Кто занимается звукозаписью?

Кто гримирует актеров?

Кто их одевает?

Кто снимает передачу?

Кто ее ведет?

Кто создает декорации?

Кто сочиняет музыку к передаче?

Кто сочиняет слова песен?

Как выглядит телевизионная студия?

Послушайте сказку.

В гримёрной


В телевизионной гримерной работают гримеры. У них есть специальные кисточки, грим, накладные усы, бороды, волосы, особый клей и другие интересные предметы.

Каждого артиста сажают перед большим зеркалом, и гри­мер берется за работу. Из молодого человека он может сде­лать пожилого с морщинами и седыми волосами. А пожилого, наоборот, «омолодить» специальным гримом.

Анастасия Ивановна - очень опытный, умелый гример - как-то принялась гримировать молодую, но уже знаменитую актрису, восходящую звезду. Ее звали Ольгой. Знаменитая-то она знаменитая, но воспитана совсем плохо! Девушка все время делала гримеру замечания: то здесь не так, то щеки не очень розовые, то губы бледные. Анастасия Ивановна старалась, как могла, но угодить актрисе у нее не получалось. Наконец та рез­ко вскочила со стула, нагрубила и убежала на съемку

Когда актриса пробегала по коридору, ее лица коснулась крылом волшебная бабочка. Краски сразу поблекли и осыпа лись с лица, накладная коса растрепалась, ресницы слиплись и в съемочный павильон вошла не юная красавица, а настоящая Баба Яга!

Оленька! Что с тобой? - удивился оператор. - Ты за­болела? Тебе плохо?

Да, мне плохо! Старуха гримерша меня довела! Тут Оля разревелась и стала выглядеть еще хуже.

Старушка гримерша, Анастасия Ивановна, - самая опытная и умелая гримерша. Она не могла так тебя загримировать! - за­метил режиссер. - Здесь что-то не так! - сказал он.

Когда я бежала по коридору, моего лица кто-то коснул­ся, - вспомнила Оля.

Ну тогда все понятно. Ты обидела Анастасию Ивановну, и волшебная бабочка, ее любимица, заступилась за нее. Се­годня сниматься ты не будешь, - сказал режиссер. - Иди и извинись перед гримером.

Оля так и сделала. Анастасия Ивановна простила Олю. Ведь она была добрая и не злопамятная, как все талантливые люди. Она нанесла актрисе новый грим, та стала писаной красавицей и поспешила на съемку. А волшебная бабочка сложила кры­лышки и уселась на цветок фиалки, которая росла в горшочке на окне. Так она стала совсем незаметной.

Спасибо, маленькая подруга! - поблагодарила ее Анаста­сия Ивановна. - Ты защитила меня своим волшебным крылом.


Главный фактор успеха в профессии телеведущего

Ответьте на вопросы

Кто работает в гримерной?

Чем пользуются гримеры?

Как звали самого опытного гримера?

Кого она стала гримировать?

Как была воспитана молодая актриса?

Кто коснулся ее лица крылом?

Что с ним случилось?

Что сказали оператор и режиссер?

Хотелось ли Оле просить прощения у Анастасии Ивановны?

Простила ли ее гример?

Кого она поблагодарила за помощь?

Где спряталась волшебная бабочка?

Высшая Школа Телевидения «Останкино» - лидер в сфере подготовки кадров для телевидения и радио.
Преподаватели будущих телеведущих, тележурналистов, актеров, режиссеров являются действующими профессионалами на телевидении и в медиа-журналистике. Также в школе преподают заслуженные деятели культуры и искусства: Александр Политковский, Татьяна Пушкина, Евгений Гинзбург, Дмитрий Крылов, Лев Новожженов, Алексей Лысенков, Александр Журавский, Алексей Якубов, Юлианна Шахова, Елена Борзова, Дарья Червоненко.
Учащиеся имеют возможность пользоваться профессиональной аудио- и видеотехникой, все студии оснащены необходимым современным оборудованием.
Выпускники школы телевидения по результатам производственной практики находят постоянное место работы на ведущих российских телеканалах: «Первый канал», «Россия», «Культура», «НТВ», «СТС», «ТНТ», «Столица», «Домашний», «ТВЦ» и многие другие.
Высшая Школа Телевидения «Останкино» выдает диплом установленного образца по следующим специальностям:
«Мастерство телерадиоведущего»,
«Имиджмейкер. Искусство стиля и грима»,
«Режиссер телевидения»,
«Режиссер музыкальных видеоклипов»,
«Актёр кино и телевидения»,
«Телеоператор. Фотохудожник»,
«Тележурналистика. Редактура. Связи с общественностью»,
«Режиссер видеомонтажа»,
«Звукорежиссер».
В Высшую Школу Телевидения приглашаются все, кто хочется стать профессионалом в мультимедийной журналистике и в творческой сфере! Вас ждут интересные мастер-классы с известными деятелями культуры и журналистики, яркая студенческая жизнь, и достойный фундамент для будущей профессии.
Московский Институт Телевидения и Радиовещания «Останкино» МИТРО

Источники

Шорыгина Т.А. Беседы о телевидении: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2016. - 64 с. (Вместе с детьми).

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

С уважением, О.Г. Гольская.

"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. Профессии. РАБОТНИКИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ").

Репортёр -- наиболее универсальная специализация, требующая от журналиста способности к оперативному сбору инф-ции, умения произнести краткий монолог, сценарно выстроить сюжет, взять краткое информационное интервью. Репортёр - точный посредник между аудиторией и реальностью. Функции репортёра: сбор информации, организация съемки, руководство оператором, подготовка текста, подготовка видеоряда к монтажу, начитка. Репортаж -- не только оперативная работа журналиста внутри события, но ещё и своеобразный автопортрет самого репортёра, а главное -- умение мыслить публично. Репортёр тесно сотрудничает с редактором, который утверждает тему репортажа, и с оператором, фиксирующим событие на плёнку.

В отличие от репортёра интервьюер воздерживается от высказывания оценок и мнений. Интервьюер -- самостоятельная журн. специализация, хотя нет журналиста, который не занимался интервьюированием. В информационном интервью репортёр и собеседник выступают как сотрудники, которым надо проинформировать аудиторию о каком-то факте. Интервьюер должен чётко знать тему, мягко подчинять собеседника своему статегическому плану беседы.

Редактор . Литературное редактирование как таковое - малая часть функций редактора. В радиожурналистике, в его ведении слово и звук, в тележурналистике к слову и звуку (на радио) еще и изображение. Редактор программы, кроме того, является еще и одним из тех людей (и едва ли не самым главным), кто определяет стратегию программы, ее конечные цели. Вместе с журналистом разрабатывает темы, выстраивает последовательность ключевых вопросов, обозначает гоаницы затрагиваемых проблем.Редактор как организатор творческого процесса заботится о драматургии телевизионного зрелища, каким является любая передача. Редактирование на телевидении начинается с составления планов рубрики (а иногда и ее концепции), с подбора авторов – исполнителей замысла редактора, а заканчивается корректировкой сценария прямой передачи или отснятого и смонтированного видеоматериала в соответствии с творческими задачами рубрики.



Модератор -- журналист, ведущий "круглые столы", за которыми собираются сторонники противоположных мнений. Модератор должен следить за справедливым распределением времени высказываний, не давать участникам уходить от предмета дискуссии, не допускать общения за рамками приличия (при этом сохраняя эмоциональность спора), не становиться на сторону кого-то из участников (что не исключает права модератора выражать свою позицию).

Шоумен - ведущий эфира, ток-шоу, массовой передачи, в которой разговор по ходу действия становится зрелищем. В организационном плане сложнее интервью и беседы, т.к. в студии присутствуют зрители, гости; ведущих может быть двое.От шоумена требуются эрудиция, раскованность, доброжелательность, быстрая реакция на происходящее. Важным качеством является артистичность, т.к. ведущую роль здесь играет не столько вербальная инф-ция, сколько визуальный ряд (мимика, жестикуляция, расстановка пауз). Все эти качества востребованы в игровых передачах (викторинах, конкурсах, играх), а также среди ведущих эфира (ви-джей на ТВ и ди-джей на радио).

Комментатор и обозреватель представляют моножанровые авторские программы. Комментатор появляется в новостной прогамме (или после неё), когда нужно разъяснить какую-то проблему, проанализировать сообщённый в новостях факт. Для отстаивания своей позиции комментатор может предъявлять аудитории новые факты. Он отличается прогностичностью мышлений, критичностью, аналитическим умом.

Обозреватель - специалист в какой-то области, который ведёт персональную передачу, высказывая личные размышления и объясняя смысл видеоряда. Обозреватель, как правило, перерабатывает готовый материал, систематизируя его, давая свою оценку. От комментатора обозреватель отличается умением создавать сценарии передачи журнального типа. В отличие от комментатора он скорее энциклопедист, а не пропагандист или агитатор; его личная позиция носит нейтральный характер.

Диктор , – это человек, который доносит и освещает до своей аудитории такие актуальные вопросы, как новости, события в сфере политики, культуры, спорта. Это человек, который читает чужой текст, т.е. сам он не журналист, а только озвучивает. Его задача быть максимально беспристрастным, не показывать личное отношение, иронию и т.д. Но при этом дикторы профессионально работают над речью, если журналисту простят зажевывание слов от эмоциональности, то диктор должен говорить идеально. Дикторы были распространены на ТВ и радио в СССР, вспомните такие размеренные голоса с идеальными интонациями из советских фильмов, потом в 90-е наступила новая тенденция - когда ведущими становились простые журналисты, сейчас снова кое-где возвращаются к дикторам. На ТВ отличное произношение, правильная дикция, спокойная уверенность в себе, ухоженный внешний вид - это внешняя сторона профессии. Профессия диктор получила толчок к развитию в первой половине 20-го века в качестве радиодиктора. В те, не избалованные техническими устройствами годы, радио для людей заменяло окно в мир. Неудивительна поэтому любовь, которую слушатели испытывали к ведущим радионовостей. Например, известный диктор СССР Левитан, пользовался всенародным обожанием, и был завален благодарственными письмами.

Ну а на радио дикторы распространены больше, т.к. для радиоведущего голос - главное рабочее оружие))) Но с начала 90-х они тоже вытесняются ди-джеями и т.д., потому что сейчас общая тенденция для ТВ и радио - быть ближе к народу, проще и эмоциональнее, беспристрастность была нужна в СССР, когда нужно было какие-то партийные идиотские новости доносить совершенно беспристрастно. Ныне дикторы уходят на «задний план рекламы, трейлеров, промо и.т.п.

Обязательные профессиональные свойства – хорошая память, находчивость, сообразительность.

Ведущий новостей зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст. Имеет право импровизировать. ведущему требуются актерские навыки перед камерой: зритель должен чувствовать, что человек на экране понимает то, что говорит в эфир. Ведущий не может претендовать на роль автора программы.

Специфика электронной журналистики такова, что основной объем работы делается вне эфира, с помощью большого количества творческих и технических сотрудников", - замечают авторы книги. Это связано со сложностью технологического и технического процесса. Редакторы, режиссеры, операторы, монтажеры, осветители, администраторы, звукорежиссеры, осветители, администраторы активно трудятся для того, чтобы журналист мог выйти в эфир. Любой выпуск программы - это плод коллективного труда.

По презентациям Бережной

Журналист работающий в эфире

Корреспондент (репортер)

Комментатор

Обозреватель

Интервьюер

Ведущий информационной программы

Ведущий дискуссии (модератор)

И вновь ремарка: прежде чем рассматривать, какие должности будут присутствовать в студенческом телевидении, возможно будет целесообразно рассмотреть, какие журналистские профессии существуют, их функции и особенности. Сделать это надо хотя бы для того, чтобы правильно определить, чем должен будет заниматься человек той или иной сферы деятельности. И обратно – как должен называться человек, занимающийся той или иной деятельности в этой сфере.

Редактор

Литературное редактирование как таковое – малая часть функций редактора на телевидении. Телевидение- творчество коллективное, а потому повышается роль людей, владеющих общими принципами телепроизводства. Таковыми являются редактор программы и продюсер.

Литературный же редактор на телевидении отличается от редактора в печатной и радиожурналистике, прежде всего тем, что в его ведении появляется в дополнение к слову (в печати), звуку (на радио) еще и изображение. То есть, редактирование на телевидении происходит как бы в трех плоскостях, в трех измерениях.

Редактор программы , кроме того, является еще и одним из тех людей (и едва ли не самым главным), кто определяет стратегию программы, ее конечные цели.

Продюсер

Продюсерство как род профессиональной телевизионной деятельности в телекомпаниях стран постсоветского пространства вряд ли можно считать окончательно сформировавшейся профессией со строго регламентированным набором функций. На западном ТВ под продюсером понимается, как правило, тот же редактор, отвечающий еще и за организационные и финансовые аспекты подготовки программ.

Корреспондент (репортер)

Репортер или корреспондент – самая массовая и многогранная из «экранных» ТВ. По сути, репортерская работа – основа современного телевидения; без корреспондентских материалов, отражающих реальную жизнь, телевидение представляло бы собой набор студийных передач плюс трансляцию фильмов и других рекреативных программ. Репортерская работа осуществляется в разных плоскостях. Существуют репортеры-универсалы, которые не специализируются на чем-либо, а основой их работы является принцип в необходимой степени полного исследования любой темы, любого предмета. В более крупных телекомпаниях и авторитетных информационных программах очень часто существует специализация. Репортеры специализируются «по горизонтали»: в определенной сфере общественной жизни и деятельности (политика, экономика, криминальная тематика, наука, экология и т.д.). В отдельных программах (например, «Вести», РТР) существует даже более узкая специализация: отдельные корреспонденты не просто занимаются сферой политики, но и внутри ее специализируются более конкретно: кто-то отражает деятельность президента и его администрации, кто-то – правительства, парламента, МИДа, министерства обороны и т.д. Специализация «по вертикали» означает работу корреспондента со всеми новостями, но только по одному региону, по одной стране. Другое разделение корреспондентов основано на специализации по жанрам. Подавляющее большинство работают с оперативной информацией новостных и информационных программ. Есть репортеры, занимающиеся журналистскими расследованиями, подготовкой специальных репортажей, а порой и специальных программ.

Репортерство – это предельно универсальная из экранных профессий. Это и умение произнести монолог, это и мастерство интервьюера, это работа сценариста и режиссера постановщика, это способность беспристрастно изложить самостоятельно собранную информацию и умение, если необходимо, быть аналитиком, прогнозировать развитие событий. Репортер – посредник между событием и аудиторией. И от того, как он выполняет работу посредника, иногда неблагодарную, во многом зависит дальнейшее развитие самого события. Поэтому репортер - это еще и ответственность.

Комментатор и обозреватель

Комментарий – это точка зрения на факт, событие, процесс. В роли комментатора выступает, как правило, журналист, имеющий достаточный опыт, владеющий историей вопроса, являющийся специалистом по данной тематике, имеющий, таким образом, моральное право выступать с оценками и прогнозами. Его функция – разъяснить зрителям сложный вопрос, показать его в контексте, изложить существующие точки зрения, аргументировав при необходимости свою и подвергнув аргументированной же критике все иные. В качестве комментатора не всегда обязательно выступает профессиональный журналист. Возможно и приглашение для комментирования кого-то из специалистов, не работающих на телевидении. Правда, при этом автор или продюсер программы должны учитывать способности этого человека: мало того, что он специалист по проблеме, приглашенный в качестве комментатора должен еще и иметь ряд качеств, позволяющих ему выступать в эфире (например, необходима дикция; даже если содержание комментария будет исключительно интересным, неразборчивая речь может свести на нет зрительский интерес, и результат окажется равен нулю. В этом случае лучше использовать данного специалиста в качестве консультанта до эфира, а профессиональному журналисту-комментатору использовать информацию специалиста, по возможности сославшись на его авторитет). Несмотря на право комментатора иметь свою точку зрения, необходимо помнить: помимо логики и темперамента, аудиторию всегда убеждает еще и определенная дистанцированность комментатора по отношению к материалу передачи. Исключением могут быть рассуждения или выводы, связанные, например, с общечеловеческими моральными ценностями. Работа комментатора и обозревателя имеет много общего. Прежде всего, это право и необходимость донести до аудитории взгляды, мнения, суждения, оценки.

Шоумен, модератор, интервьюер

В основе профессии лежит способность журналиста общаться с людьми. Это – общее. К объединяющему их качеству относится и воздержание от высказывания собственных мнений, оценок, что отличает названные журналистские специализации от амплуа комментатора или обозревателя. В то же время, каждая их этих журналистских специализаций имеет и ряд принципиальных различий, включая и жанровые.

Шоумен – ведущий массовой (обычно студийной) передачи, ток-шоу. Важнейший элемент этого жанра – зрелищность, поэтому шоумен – это массовик-затейник высокого класса. Очень непросто держать большую группу участников передачи в заданном русле общего разговора, создавая из этого общения единое действо, интересное аудитории.

Модератор – западный термин. В понимании, сложившемся на постсоветском пространстве, это ведущий «круглого стола». И если шоумену необходимы такие качества, как артистизм, динамичность, очень часто – остроумие, находчивость, то ведущий дискуссии на серьезные темы должен вести себя взвешено, предельно важным условием этой работы является по возможности более глубокое знание предмета беседы или дискуссии. Имея знания о предмете и собрав за «круглым столом» сторонников разных, порой противоположных, мнений об этом предмете, модератор обязан сохранять нейтральность. Особенно при проведении такой разновидности жанра как теледебаты. Ярким примером являются теледебаты предвыборные: подыгрывание одному из кандидатов в предвыборных теледебатах журналист ставит крест на своей профессиональной карьере.

Интервьюер – отдельная журналистская профессия, хотя фрагменты интервью как формы журналистской работы присутствуют практически во всех жанрах телевизионной журналистики: в репортаже, обозрении или комментарии и т.д. Для интервьюера важнейшими качествами и одновременно условиями успешной работы являются два: умение предварительно детально спланировать разговор с будущим собеседником и способность к мгновенному реагированию на неожиданные повороты беседы. Необходимо владеть темой настолько, чтобы не пойти на поводу у интервьюируемого, а суметь мягко и ненавязчиво настоять на своей линии беседы. Особенно важно последнее, если разговор идет в прямом эфире. Интонации и общая атмосфера большого интервью играют роль порой не меньшую, чем содержание разговора. Преодолеть искусственность, нарочитость атмосферы, в которой на самом деле идет разговор (присутствие камеры, освещения и т.д.) самому, помочь в этом преодолении собеседнику, установить контакт как бы интуитивный, понимание на уровне обмена взглядами – значит, создать условия для выполнения задачи.

Закон большого интервью: если нет контакта глаз, значит, нет и интервью. Другой закон – безусловное внимание и понимание к собеседнику. Пусть вы на множество порядков умнее своего интервьюируемого, во много раз лучше владеете темой разговора – раз уж вы выбрали его для интервью по той или иной причине (может быть, важен социальный статус этого человека и пр.) будьте добры относиться к нему с уважением и ни в коем случае даже намеком не покажите своего превосходства. Для стран постсоветского пространства неким эталоном большого интервью можно считать работу Урмаса Отта – ошибки есть и у него. И одна из них, признанная самим мэтром – «важничанье» перед гостем в студии. В западной журналистике на этот счет есть неписаное правило, достойное быть взятым в арсенал: вопросы, которые неприятны собеседнику, вопросы, которые могут разозлить его – все это оставляется на конец разговора.




Top