Какие произведения писали житков чарушин пришвин бианки. Рассказы о природе евгения чарушина и николая сладкова

Библиотечное мероприятие для 1-2 классов

Чарушин Евгений Иванович

Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901 г. в городе Кирове. Его творчество началось с самого раннего детства.

Вместе с мамой, которая бала зоологом мальчик ходил в лес, там много наблюдал за лесными жителями, ловил их, воспитывал, лечил.

Они выкапывали разные цветы в лесу и дома посаженные растения превращались в чудо-сад. В доме Чарушиных всегда было много живности тетерева, утки, козы, индюшата, голуби, щеглы, синицы – всех они лечили, кормили и отпускали на волю. Женя как мог помогал мама и был очень счастлив.

Мальчику всегда хотелось подольше сохранить в памяти всё то, что он видел. На помощь пришло рисование, второе сильное увлечение детства. Евгений Иванович часто ходил с карандашом в руках рисовал животных и битвы индейцев. Научил рисовать его отец – архитектор и художник.

Отец всегда брал с собой сына в поездки по Кировской области. Ездили днём и ночью, лесами и лугами. Женя видел восход солнца, утренний туман, как просыпается и засыпает лес, как птицы запевают, как хрустят колёса по белому снегу.

Евгений Иванович Чарушин стал писателем и художником, только благодаря ярким впечатлениям детства.

В 1927 году выпускник Ленинградской академии художеств получил заказ проиллюстрировать книгу В.Бианки «Мурзук».

Вскоре стал писать небольшие рассказы о жизни и повадках животных. Первые произведения «Медвежата» и «Волчишко» появились в детских журналах «ЕЖ» и «Чиж».

… Север и дальний Восток, Волга и жаркие страны. Покидая город, многие месяцы он живёт на природе с карандашом и ружьём охотника в руках. Здесь его дом ему всё знакомо каждое озеро, каждый лесной уголок, каждый зверь и птица. Ему известна их жизнь и повадки. Здесь черпает темы для рассказов.

Всю жизнь Евгений Иванович жил среди животных в его квартире жили пёс Томка герой многих рассказов, клетки со зверями и птицами. Как вспоминали его друзья в разговоре принимали участие не только люди, но и все обитатели жившие здесь.

Чарушин писал рассказы более 30 лет.

Как художник иллюстрировал книги многих детских писателей: Маршака, Пришвина, Чуковского, Бианки, Снегирёва, М-Сибиряка, Житкова…

Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, наполненное любовью ко всему живому, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Игра - викторина

Разделить класс на 3 команды.

1. Каждой команде дать название животного из рассказа Чарушина.

2. Соедините название животного, которое они получили в народе (сделать для каждой команды карточки) (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

3. Загадки о животных (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

4. Кроссворд (сделать для каждой команды карточки) (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

5. Разрезать картинку с животным. Учащиеся должны её собрать и составить мини- рассказ о том кто изображен на их картинке.

Приложение №1

Соедини стрелками название

животных, которые они получили в народе.

зубами щёлк

косолапый

квакушка

ни головы, ни ножек

золотой гребешок

Приложение №2

ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ

1. На щётку колючую очень похож

В клубочек свернувшийся маленький... Ёж

2. С ветки на ветку, как рыжая стрелка.

Мечется, скачет шустрая.... Белка

3. В магазине не была, на базаре не была,

А домой пришла - молока принесла.

Молоку кому?

Хозяину моему!... Корова

4. Не найти среди зверей никого её хитрей.

Потому- то и недолго

И к тому ж не жаль ничуть

Ей в лесу любого волка,

Как ребёнка обмануть. Лиса

5. Пробирается к корыту,

Оттирая всех бочком,

Покупатель неумытый

С неразменным пятачком. Поросёнок

6. На болоте чуть дыша,

Притаилась в камышах.

Ей не квакается что-то,

Нелегка была охота.

Мошкарой набила брюшко

Пучеглазая... Лягушка

7. Пастуху нужна двустволка,

Напугать, чтоб злого... Волка

8. Будет сильно тот реветь,

Кому встретится... Медведь

9. На носу рога торчат,

Неприветлив, мрачен взгляд.

Очень вспыльчив, очень строг

Африканский... Носорог

10. Что случилось?

Что стряслось?

На опушку вышел... Лось

11. Может быть он и урод

Из тропических болот.

Но зато ему под силу

Шире плеч разинуть рот Бегемот

12. Сбросил серенькую шубку,

Белую к зиме надел.

Прыг – и позади лужайка,

Спрятался от волка… Зайка

13. Наверно, в жаркой далёкой стране

Она прислонилась к ограде.

Полоски теперь у неё на спине,

Как строчки кривые – в тетради Зебра

14. Кто –то в сумке носит спички,

Кто-то - важные вещички,

Кто-то - книжки и игру,

А детишек… Кунгуру

15. Страшен гривы этой гнев

Царь зверей – конечно… Лев

Приложение №3

Кроссворд

  1. Она так с домом связана

И так к нему привязана,

Что даже в дом к знакомым

Приходит вместе с домом (черепаха)

2. Зимой белый,

Летом серый? (заяц)

3. Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он... (жираф)

4. Носит детишек в сумке? (Кенгуру)

5. Маленький рост,

Длинный хвост,

Собирает крошки,

Прячется от кошки? (мышь)

6. Бревно бревном,

А глянешь в пасть –

Можно в обморок упасть!? (крокодил)

7. У кого короткий хвост крючком?

Кто роет землю пятачком? (поросёнок)

Подведение итогов.

Урок внеклассного чтения по теме: «Писатели-натуралисты Е.Чарушин, В.Бианки,М.Пришвин о животных».

3 класс.Учитель: Безух Людмила Петровна

Цели урока:

овладение учащимися умения выявлять художественные особенности и определять тему творчества писателей

Задачи урока:

образовательные

    закрепление знания книжного аппарата;

    ознакомление с биографией писателей;

    ознакомление с произведениями автора;

развивающие

    развитие памяти, умения анализировать и обобщать, определять качества личности по поступкам;

    развитие устной и письменной речи;

    развитие творческих способностей;

воспитывающие

    воспитание положительных качеств характера на примере прочитанных произведений;

    воспитание бережного и заботливого отношения к животным, к природе и любви к родине;

воспитание любви к чтению.

Цели и задачи урока.

Ознакомить учащихся с рассказами и сказками писателей-анималистов.

Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.

Развивать наблюдательность, речь, навыки беглого и осознанного чтения текстов, мышление.

Формирование читательского интереса.

Формирование качеств творческого читателя (внимательное, вдумчивое чтение, осмысление роли средств речевой выразительности; особое внимание не только к смыслу слова, но и к его форме).

Знакомство с новым жанром “природоведческая сказка”.

Взгляд на творчество писателя через его произведения.

Развитие фантазии.

Работа над спецификой детской литературы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся расширят свой читательский кругозор, научатся прогнозировать содержание рассказа по его заголовку. читать и воспринимать на слух произведения, выбирать виды деятельности на уроке. пересказывать прочитанное, придумывать свои рассказы и сказки о животных, видеть и понимать поступки героев

Оборудование:

мультимедийная установка,выставка книг, хрестоматии по внеклассному чтению, презентации, книжки-творческие работы учащихся

ХОД УРОКА

Подготовка к первичному восприятию.
(вступительное слово учителя)

- На сегодняшнем занятии я предлагаю вам
посетить литературную гостиную, хозяйкой которой является гостья нашего урока. Давайте поближе с ней познакомимся, в чем нам поможет загадка , послушайте:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.


- Правильно, это книга. Посмотрите, сколько различных книг пришло к нам на урок! Все они такие разные и красочные.
- Скажите, а какие произведения могут быть написаны в книгах? (стихи, рассказы, сказки …)
- А как вы думаете, могли бы мы прожить без книг? Почему?
- Для чего они нам нужны?
- Вот послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения С.В. Михалкова
«Как бы жили мы без книг»
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Без книг, ребята, мы никуда. Книга знакомит нас с прошлым, позволяет

разобраться в настоящем и словно на крыльях уносит нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательнейшие путешествия.

6. Самоопределение к деятельности. .

Слайд 2-10. ЗАГАДКИ .

Отгадайте загадки:…

а) На овчарку он похож,

Что ни зуб-то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

б) Великан в бору живёт,

Он сладкоежка-любит мёд.

Когда испортится погода,

Ложится спать, да наполгода.

в) Сама рыжеватая,

Мордочка плутоватая.

Ей не надо пирожка,

Ей бы скушать петушка.

г) Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

д) Недотрога весь в иголках

Я живу в норе под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери.

- В какую группу можно объединить отгадки? (О животных)

Сформулируйте тему нашего урока. О чем или о ком мы будем читать?

Перед вами выставка книг.

Что объединяет эти книги? (Это книги о животных, для детей, познавательные

Работа по теме урока

Учитель: Отгадывая загадки о природе, дети познают мир растений, животных, наблюдают за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.

Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.

Такими людьми были детские писатели, как В. Бианки, М.Пришвин.Е.Чарушин. Рассказы и сказки этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.

Давайте немножко ближе познакомимся с творчеством этих писателей.У нас 3 команды. Каждая команда получила домашнее задание: познакомиться с творчеством конкретного автора.

Слово команде Ениной Арины.

Мы подготовили материал о Виталии Валентиновиче Бианки

Слайды1-13

Слово команде Винярской Дарьи .

Мы подготовили презентацию о творчестве М.Пришвина.

Слайды14-17

Слово команде Онишко Дмитрия.

Мы подготовили слайды о писателе Евгении Чарушине.

Евгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской книги о животных. Родился он в 1901 году в городе Вятке, который теперь называется городом Кировом. Отец писателя был архитектором-художником (проектировщик и строитель зданий). Он научил сына хорошо рисовать. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду возле дома. В доме Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы. Вместе с матерью мальчик выкармливал уток, разводил кроликов. Случалось иногда, отец привозил зайчат, пойманных во время сенокоса. Мальчик подкладывал их к крольчихам и наблюдал, как растут и развиваются его пугливые питомцы.

Слайды 18-23

А сейчас мы немножечко отдохнём. ФИЗМИНУТКА.

Учитель: - А сейчас мы переходим к изучению рассказов наших авторов, и поработаем в командах

Как вы думаете, по названию можно догадаться, о чем рассказ? - А теперь давайте проверим наши предположения. Откройте страницу 52-54 и начинайте читать.(Чтение молча)

Предположите, кто мог купать медвежат? – В какое время года произошла эта история? Проверьте свои предположения.

Третья команда будет работать с произведением Е.Чарушина

«Друзья» стр81-84

А кого мы называем друзьями?- Действительно ли оправдает такое название этот рассказ, вы сейчас и убедитесь.

Командирам подойти и взять задания для коллективного обсуждения:

«Лисичкин хлеб»

    Названия каких растений и животных есть в рассказе? Прочитай.

«Купание медвежат»

    1. Какая часть рассказа показалась особенно забавной? Расскажи.

      С каким настроением ты дочитал рассказ?

«Друзья»

      1. Расскажи, как подружились лисёнок и щенок.

        Прочтите, как дружат уже выросшие Огарок и Васька?

Ребята, кто из вас подготовил другие произведения писателей-натуралистов?

Индивидуальные сообщения:

Слайды1-4.

    «Говорящий грач»_______________

    «Ёж__________________

    «Силач»______________

    «Белки»_______________

ГОВОРЯЩИЙ ГРАЧ .

Пришвин рассказывает, как повадился к нему на подоконник летать грачонок. Хозяин подкармливал его гречей и постоянно спрашивал: «Кашки хочешь, дурашка?». Когда через месяц закончилась крупа и есть стало нечего, случилось вот что:

Стук, стук! – на подоконнике грач долбит в стекло.

«Вот и мясо!»- явилась у меня мысль (я был очень голоден).

Открываю окно, и хвать его. А он прыг от меня на дерево. Я в окно за ним к сучку. Он повыше. Я лезу. Он выше и на самую макушку. Я туда не могу, очень качается. Он же, шельмец, смотрит на меня сверху и говорит:

Хо-чешь каш-ки, ду-раш-ка?

ЁЖ

Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа; он тоже заметил меня, свернулся и застукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога; он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

Я забрал его домой. Ёж забрался под кровать и не высовывал носа.

Когда стемнело, я зажёг лампу и – здравствуйте! Ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка!

.Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа. Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в уголок.

Так вот и устроился у меня ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью на блюдечко – выпьет, то булочки дам – съест.

СИЛАЧ
Земля, разрыхленная муравьиной работой, сверху покрылась брусникой, а под ягодой зародился гриб, и мало-помалу напирая своей упругой шляпкой, поднял вверх над собой целый свод с брусникой, и сам, совершенно белый, показался на свет.

БЕЛКИ
При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками.
увидел затаившуюся белку и, ожидая её, решил написать себе что-нибудь в книжечку о наблюдениях. Совершенно тихо, очень медленным движением руки я вынимаю из сумки книжку и карандаш.
И только написалось слово, прямо как раз в книжку падает сверху шелушка от шишки. Догадываюсь, что наверху как раз надо мной сидит белка с еловой шишкой. Она затаилась, когда я пришел, но теперь ее мучит любопытство, живой я или совсем остановился, как дерево, и ей уже не опасен. Быть может, даже она нарочно для пробы пустила на меня шелушку, подождала немного и другую пустила и третью. Ее мучит любопытство, она больше теперь, пока не выяснит,
никуда не уйдет. Я продолжаю писать. В это время белка бросила целую шишку и чуть не выбила у меня книжку из рук. Уголком глаза я вижу, как она осторожно спускается с сучка на сучок, ближе, ближе и вот прямо из-за спины поверх плеча моего смотрит, дурочка, в мои строки.

Творческая работа-презентация детских книжек-самоделок

Вы, в рамках проекта «Сочиняем сказку сами», тоже стали авторами книг. Как оказалось, эти книги тоже о природе.

(Выступления учащихся и выставка детских работ)

Рефлексия

Ребята, обратите внимание на доску: в 3 домиках - три разных жильца. Покормите того из них, с которым у вас похожее настроение.

Итог урока:

О каких писателях вы узнали сегодня на уроке?

Чем интересны их произведения?

Каким образом нужно наблюдать за природой?

Хочется еще раз поблагодарить издательство "Амфора" за чудесные детские книги серии "Школьная библиотека", в которых, как я уже не раз писала, прекрасно все - и содержание, и иллюстрации, и цена. Сегодня на полочке два сборника коротких рассказов о природе с иллюстрациями Евгения Чарушина (обзор:) - авторский сборник "Болтливая сорока" и "Воробьишкина весна" Николая Сладкова.

Николай Сладков - это та классика, как Пришвин и Бианки, которую нельзя не читать детям, если мы хотим показать им красоту мира и мудрость природы, приоткрыть тайны всего живого, привить любовь и воспитать бережное отношение к животным и растениям. Сладков сочетает в себе литературный талант великолепного рассказчика и эрудицию ученого, язык его повествования легкий, а сюжеты интересные и достоверные. В книгу собраны любимые нами с детства маленькие рассказы из циклов "Бежал ежик по дорожке" и "Воробьишкина весна". Из них можно узнать, почему ноябрь пегий, с белым снегом и проталинами, с чего начинается приход весны, как с первым дождиком вырастают грибы, почему ежик боится сову, а также почитать истории о весенней шумной жизни воробьев. Лучшие иллюстрации, которые только можно себе представить к малышовым рассказам Сладкова - это натуралистичные и живописные работы Чарушина. Так что этот сборник всем очень советую, отличная книга для знакомства с творчеством Сладкова.












Качество книги прекрасное: уменьшенный формат, удобный для самостоятельного просмотра малышами, твердая глянцевая обложка, очень плотная белая офсетная бумага, крупный шрифт и очень хорошая печать.
в "Лабиринте"
В сборник "Болтливая сорока" вошли замечательные короткие познавательные рассказы Евгения Чарушина с его же иллюстрациями. Содержание несколько пересекается с книгой "Большие и маленькие" (совпадают 4 рассказа: Белка с бельчатами, Олениха с олененком, Лиса с лисятами, Бобры), но большинство иллюстраций к этим же рассказам - другие. А остальные 7 рассказов (Волчишко, Сорока, Гаяр, Лисята, Про зайчат, Лесной котенок и Пищик) в других сборниках Амфоры не встречаются.











Эти книги будут интересны и полезны ребенку долгое время - от слушания до самостоятельного чтения - рассказы короткие, шрифт крупный и удобный, есть буква Е.

Качество книги серийное, т.е. прекрасное:

Конспект урока внеклассного чтения для 2 класса "Книги о животных. Братья наши меньшие"

Конспект урока внеклассного чтения для 2 класса "Книги о животных. Братья наши меньшие" ставит перед собой цель воспитать культуру бережного отношения к животным, обратить внимание детей на такое понятие, как забота о своих питомцах. Урок поможет учителю в организации работы по развитию воображения, мышления и навыков связной речи. Разработка интересна тем, что запланированы разные виды работы с учащимися, в ходе урока могут быть задействованы все.
Автор: Пилимон Екатерина Андреевна,учитель начальных классов государственного учреждения образования "Средняя школа № 40 г. Витебска"
Урок внеклассного чтения.
«Братья наши меньшие. Книги о животных»

ЦЕЛИ:
Воспитывать культуру устной речи, культуру поведения и бережного отношения к животным;
Развивать связную речь, образное мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Выставка книг, портреты писателей (Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Б. Житков, М. Пришвин, К.Паустовский), книжки-малышки, учебник, книги для дополнительного чтения, серия картинок по теме, буквы для кроссворда, собаки и косточки для рефлексии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка д/з

- Ребята, мы с вами заканчиваем изучение раздела «Страна живой природы». Сегодня я хочу проверить, насколько хорошо вы запомнили произведения из этого раздела. Нам поможет в этом мини-игра «Поле чудес». Перед вами – кроссворд с ключевым словом «природа», остальные слова будем отгадывать по описанию и с помощью открывающихся букв, мяч.
Ш Г
Т УСА
ПРИРОДА
ИЕ АРЮ
СЗ ОК
ЬО КА
МР А
О

1. Что писали ровеснику герои стихотворения Владимира Орлова? (письмо)
2. Как звали собаку, которая увидела молодого воробья, упавшего из гнезда? (Трезор)
3. Имя мальчика из «Страшного рассказа», которому было совсем не страшно (Шура)
4. Кто кушал за калиновым кустом калачи медовые да пряники с начинкой? (сорока)
5. О какой змее написал свой рассказ Константин Ушинский? (гадюка)
- Молодцы!
3. Сообщение темы и постановка учебных задач

А) (работа с эпиграфом)
Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга - самый верный,
Самый лучший друг.

- Как вы понимаете эти слова?
- Что вы можете сказать о книге?
- Можно ли книгу назвать – источником знаний?
- О чем бывают книги?
- О каких книгах мы будем говорить сегодня нам поможет узнать стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю:
4. Сообщение темы и постановка учебных задач.
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири
- Так о чем же мы будем сегодня говорить? Правильно, о животных, о друзьях наших меньших.
- Ребята, а у кого из вас есть дома какое-нибудь животное? Расскажите коротко о нем (работа с мячом)
Б) (работа с детскими книжками)
- Дома вам нужно было найти загадки о животных и оформить их в виде книжек-малышек. Давайте сейчас посмотрим, что же у вас получилось.
(дети загадывают загадки)
5. Подготовка к первичному восприятию.
А) (вступительное слово учителя)

- На сегодняшнем занятии я предлагаю вам посетить литературную гостиную, хозяйкой которой является гостья нашего урока. Давайте поближе с ней познакомимся, в чем нам поможет загадка, послушайте:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
- Правильно, это книга. Посмотрите, сколько различных книг пришло к нам на урок! Все они такие разные и красочные.
- Скажите, а какие произведения могут быть написаны в книгах? (стихи, рассказы, сказки …)
- А как вы думаете, могли бы мы прожить без книг? Почему?
- Для чего они нам нужны?
- Вот послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения С.В. Михалкова
«Как бы жили мы без книг»

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

- Без книг, ребята, мы никуда. Книга знакомит нас с прошлым, позволяет разобраться в настоящем и словно на крыльях уносит нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательнейшие путешествия. Перед вами выставка книг. Что объединяет эти книги? (Это книги о животных, для детей, познавательные).
6. Самоопределение к деятельности.
- Читая книги о природе, мы познаем мир растений, животных, наблюдаем за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.
Это понимали и детские писатели. Ведь людей всегда волновали вопросы: «Почему одни птицы зимующие, а другие улетают на юг?», «Как зимуют животные зимой?», «Почему летом идет дождь, а зимой снег?». Ответы на эти и другие вопросы можно найти у писателей, которые и писали про природу, животных и их взаимоотношения. Свои произведения о животных, о природе посвящали детям такие писатели, как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Б. Житков, М. Пришвин, К.Паустовский и другие. Многие из них были познавательными, воспитывали интерес к активному изучению природы.
7. Работа над темой урока.
- Первое произведение, с которым мы познакомимся, это стихотворение Геннадия Глушнёва «Соседский щенок», нам его прочитают Софья и Лёша.
ВОПРОСЫ:
1. О чем это стихотворение? Кто его главный герой?
2. Какое чувство у мальчика к щенку?
3. Как щенок выражает желание освободиться от цепи?
4. Какая мечта у поэта?
ФИЗМИНУТКА
- Следующее произведение, с которым мы познакомимся, называется «Галка». Его автор – Борис Житков. Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года в Новгороде, в семье математика и пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание. По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером.
Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком.
Богатейший жизненный опыт и умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге привели Б.С.Житкова в детскую литературу. Он создал около двухсот произведений и среди них – удивительную книгу «Что я видел». Герой ее четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Б.С.Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
- Ребята, знаете ли вы, кто такая галка?
- Что было необычного в этой галке мы узнаем, когда прочтем произведение. Откройте книги для дополнительного чтения на странице 95.
(чтение учителя)
ВОПРОСЫ:
1. Что же необычного в галке? (она ручная)
2. Отчего поссорились сестра с братом?
3. Что галка стащила у сестры? А у бабушки?
4. Где мальчик отыскал очки?
5. Что еще интересного мальчик нашел в тайнике у галки?
- Обратите внимание на доску. Перед вами несколько рисунков к этому рассказу. Найдите и зачитайте из текста отрывок, который изображен на первой картинке (девочка умывается), на второй картинке (ворона над крышей), на третьей (мальчик лезет на крышу)
- Молодцы!
- А мы переходим к изучению еще одного рассказа. Его автор – Михаил Пришвин, а рассказ называется «Лисичкин хлеб».
- С именем Пришвина связывают произведения, которые так четко и натурально описывают природу, где сам Михаил Михайлович нашел столько художественной натурфилософии. Его при жизни навали «певцом природы», который смог облечь свои записи в дневнике в настоящее искусство. Среди его литературного наследия – очерки, повести, и, главное, рассказы, те, что читали нам родители в далеком детстве. Самыми значимыми, по мнению литературоведов, являются: сборники очерков «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), записки «Календарь природы» (1935), рассказ «Весна света» (1940), повесть «Неодетая весна» (1940), лирико-философская книга «Лесная капель» (1940). Пришвин также увлекался написанием статей по агрономии, которых у него только в публикации осталось более сотни.
- Как вы думаете, по названию можно догадаться, о чем рассказ?
- А теперь давайте проверим наши предположения. Откройте страницу 98. я начинаю читать, а вы следите, так как будете продолжать.
ВОПРОСЫ:
1. Какую птицу добыл автор?
2. Зачитайте, что рассказал автор Зиночке о тетереве.
3. С помощью чего и как лечатся деревья? (смолка)
4. Что принес автор из лесу?
5. Откуда в лесу взялся хлеб?
6. Подумайте и скажите, как еще можно назвать этот рассказ?
8. Подведение итогов урока.
- С какими произведениями мы познакомились?
- О чем эти произведения?
9. Рефлексия.
- Ребята, вы наверное знаете, что лучший друг человека – это собака. Обратите внимание на доску, в этих трех домиках живут три разные собаки: веселая, равнодушная и грустная. У вас на партах лежат косточки, угостите, пожалуйста, ими ту из собак, с которой у вас схоже настроение.
10. Д/З
- Вашим дом. заданием будет подготовить книги Корнея Ивановича Чуковского.




Top