Какие романсы написал варламов. Композитор, аранжировщик, певец и дирижёр Варламов Александр Владимирович: биография, творчество и интересные факты

Варламов А. Е.

Александр Егорович (15(27) XI 1801, Москва - 15(27) X 1848, Петербург) - рус. композитор, певец (тенор), педагог-вокалист и дирижёр. Род. в семье отставного военного, молдаванина по происхождению. С детских лет проявил муз. одарённость, по слуху научился играть на скрипке, виолончели, гитаре, фп. Муз. образование получил в петерб. Придв. певч. капелле (в 1811 зачислен в штат капеллы малолетним певчим). Способности В. привлекли внимание директора капеллы Д. С. Бортнянского, к-рый принял участие в его занятиях. В 1819 В. был назначен учителем певчих рус. придворной церкви в Гааге (Голландия). Здесь началась его деятельность как хорового дирижёра, камерного певца (первые концертные выступления) и гитариста. В 1823 возвратился в Петербург, работал учителем пения в театральной школе, с 1829 - в Придворной капелле. В 1827 познакомился с М. И. Глинкой (В. помогал ему в организации домашних концертов и репетиций). С 1832 поселился в Москве, получил место "композитора музыки" и помощника капельмейстера имп. т-ров. В 1843 вышел в отставку. Сближение В. с моск. артистич. средой (А. Н. Верстовский, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, поэт-актёр Н. Г. Цыганов) способствовало его творч. развитию. В 1833 он выпустил первый сб. романсов и песен, в 1834-35 издавал нотный жури. "Эолова арфа", в к-ром наряду с собственными печатал сочинения Глинки, Верстовского и др. Особый успех имели конц. выступления В. - талантливого певца, исполнителя написанных им романсов и песен. Не обладая большим певч. голосом, он привлекал слушателей тонкой и вдумчивой интерпретацией, мастерством кантилены, выразительностью декламации. Свои исполнительские принципы В. зафиксировал в "Полной школе пения" (изд. 1840), являющейся одним из первых русских методических руководств по вокальной педагогике.

В течение "моск. периода" (1832-44) В. создал большую часть произв. (более 100 романсов и песен). Последние годы жизни (с 1845) провёл в Петербурге. Знаменательной для него была дружба с лит. критиком А. А. Григорьевым, знатоком и ценителем рус. фольклора. В. изучал нар. песню, создал сб. обработок - "Русский певец" (не окончил, вышли 43 песни). Всю жизнь В. провёл в тяжёлых материальных условиях, подорвавших его здоровье (умер от туберкулёза горла).
В историю рус. музыки В. вошёл как мастер романса. Он приблизил этот жанр к его нар. истокам, к песенной культуре широкой демократич. среды. В романсах В. нашли отражение образный строй рус. нар. песни, её интонац. и ладовые особенности. Тонкое знание вок. иск-ва помогло ему создать яркие образцы рус. кантилены, свободно льющиеся мелодии широкого дыхания. Большое влияние на стиль В. оказала манера исполнения певцов-цыган. Талантливый художник, В. претворил в своём творчестве лучшие черты этой старинной традиции: эмоциональную наполненность, страстность, импровизац. свободу мелодич. развития.
В искренней, задушевной лирике В. нашла выражение духовная атмосфера последекабристских лет. В его песнях, то полных скорби, то бурных, стремительных и тревожных, современники ощущали скрытый протест, тоску о прекрасном, страстный порыв к свету и счастью.
В. создал ок. 200 романсов и песен, в основном на стихи рус. поэтов - М. Ю. Лермонтова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета и др. Охотно обращался он к творчеству поэтов-песенников: А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. В. Тимофеева, на стихи к-рых В. написал свои лучшие "русские песни" в нар. духе. Среди них преобладают 2 жанра: лирич. протяжная и скорая плясовая. В протяжных песнях с особой полнотой проявились характерные черты дарования В.: мелодич. щедрость, пластичность вок. мелодии. Свободно, естественно претворяются в них приёмы рус. нар. песенности - вариантно-попевочное развитие, постепенное развёртывание широкой мелодии из основной, начальной попевки, обильные внутрислоговые распевы, придающие песне чисто рус. широту и величавую неторопливость движения ("Ах ты время, времячко", "Что ты рано, травушка"). Ко второму типу относятся песни активного ритма: "Вдоль по улице метелица метёт", "Что это за сердце", "Соловьем залётным" и др. В них проявилось влияние цыганской песни-пляски.
В нек-рых песнях В. сказалось воздействие гор. фольклора с типичными для него танц. ритмами. Таковы лирически-задушевные, пронизанные вальсовым ритмом песни-романсы: "На заре ты её не буди", "Тяжело, не стало силы", "Ты не пой, соловей". Влияние гор. бытовой традиции заметно в одной из самых популярных песен В. - "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" (сл. Цыганова). Наряду с "Колокольчиком" Гурилёва и "Соловьем" Алябьева эта песня сделалась общенар. достоянием.
Открытая эмоциональность и полнота чувства, присущие песням В., отразились также в его романсовой лирике. И здесь характерными чертами творчества В. остаются романтич. взволнованность, острый контраст душевных состояний, непосредственность лирич. высказывания. В романсах В. следует принципу широкого обобщения поэтич. текста в ясной, напевной мелодии. Певцом элегич. настроений, раздумья и созерцания он выступает в романсах "Одиночество", "Ангел", "Мне жаль тебя", отчасти близких к элегич. лирике М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Более светлая лирич. окраска присуща его "пейзажным" романсам ("Горные вершины", "Я люблю смотреть в ясну ноченьку"). Контрастны им темпераментные романсы на сл. Лермонтова ("Белеет парус одинокий"), Кольцова ("Я любила его", "Ненаглядный ты мой"). Иногда композитор усиливает черты декламац. экспрессии и широко пользуется речитативом, превращая романс в драм. монолог ("Напоминание", "Грусть", "Доктор"). В. обогатил жанр баллады, подчинив его рус. песенному стилю. В балладах "Песня разбойника" и "Оседлаю коня" традиционные романтич. образы приобретают новую трактовку в духе драматизированной рус. песни.
Работая преим. в области вок. жанров, В. писал также музыку к драм. спектаклям (его театр. музыка сохранилась не полностью и мало изучена). В этом жанре он проявил себя одарённым композитором, ярко отразившим романтич. тенденции рус. т-ра 30-40-х гг. 19 в. С большим знанием специфики сцены написана музыка к трагедии "Гамлет" Шекспира (1837, по заказу П. С. Мочалова, исполнителя главной роли). С успехом шли на сцене Большого т-ра балеты В. "Забавы султана" (1834), "Хитрый мальчик и людоед" (1837).
Творчество В., как и его современника А. Л. Гурилёва, долгое время недооценивалось. Критики 19 в., в т.ч. В. В. Стасов, пренебрежительно отзывались о "дилетантских" романсах этих композиторов. Сов. исследователи (в первую очередь Б. В. Асафьев) опровергли эту несправедливую точку зрения, убедительно показали глубокую народность творчества В., его значение в истории музыки. Правдивое, демократическое иск-во В. создало свою традицию в рус. музыке и нашло отклик в творчестве А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.
Сочинения : балеты - Забавы султана, или Продавец невольников (1834), Хитрый мальчик и людоед (совм. с А. С. Гурьяновым, по сказке Ш. Перро "Мальчик-с-пальчик", 1837); ок. 200 романсов и песен (собр. соч. в 12 тт., изд. А. Гутхейля); обработки рус. нар. песен для голоса с фп., в т.ч. сб. Русский певец (СПБ, 1846, не окончен); вок. ансамбли; хоры, в т.ч. 3 Херувимские (для хора a cappella, 1828); фп. пьесы; музыка к драм. спектаклям - Рославлев (Шаховского по роману Загоскина; совм. с А. Н. Верстовским, 1832, Большой т-р, Москва), Двумужница, или Волжские разбойники (Шаховского, 1833), Муромские леса, или Выбор атамана (А. Ф. Вельтмана, 1834), Ермак (Хомякова, 1835), Гамлет (Шекспира, 1837), Эсмеральда, или Четыре рода любви (по В. Гюго, 1839), Булат-Темир, татарский богатырь, или Донская битва (В. Р. Зотова, 1839), Майко (П. В. Беклемишева, 1841) и др. Литература : Финдейзен H. P., Александр Егорович Варламов, "РМГ", 1898, No 11; Булич С. К., А. Е. Варламов. Несколько новых данных для его биографии, "РМГ", 1901, NoNo 45-47, 49; Сатин X., Александр Егорович Варламов, "СМ", 1948, No 8; Тынянова Е., На заре русского романсового творчества, там же; Асафьев Б. В., Евгений Онегин..., Избр. труды, т. II, М., 1954; его же, Композиторы первой половины XIX века, Избр. труды, т. IV, М., 1955; Глумов A., Музыка в русском драматическом театре, М., 1955; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956; Листова Н., Александр Варламов, М., 1968. О. Е. Левашёва.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Варламов А. Е." в других словарях:

    Константин Александрович (1848 1915), актер. С 1875 в Александринском театре в Санкт Петербурге. Сын А.Е. Варламова. Популярный комик буфф (дядя Костя), любимый зрителями за непосредственность и обаятельное простодушие. Варламов был наделен и… … Современная энциклопедия

    Александр Егорович (1801 48), композитор, певец; около 200 романсов и песен, основанных на интонациях русского городского и крестьянского фольклора (Вдоль по улице метелица метет, Красный сарафан, На заре ты ее не буди) … Современная энциклопедия

    - (Александр Егорович) весьма талантливый автормногочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобреличрезвычайную популярность, благодаря искренности, мелодичности,доступности и нередко русскому народному пошибу. В. родился в 1801… …

    - (Константин Александрович) комик, родился в 1851 г., сынизвестного композитора. Впервые В. появился на сцене в Кронштадте, втруппе А. М. Читау. На петербургской сцене В. дебютировал в 1875 г. Сосмертью Виноградова (1877) роли покойного перешли к… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Варламов фамилия. Известные носители Варламов, Александр Владимирович (1904 1990) композитор, один из основоположников советского джаза. Варламов, Александр Егорович (1801 1848) русский композитор. Варламов, Константин… … Википедия

    Игорь Валерьевич Варламов Игорь Варламов (2006) Дата рождения: 1 июля 1964 Гражданство: СССР, Россия Род деятельности: поэт, прозаик, эссеист Годы т … Википедия

    I Варламов Александр Егорович , русский композитор. С 10 лет пел и обучался в Петербургской придворной певческой капелле. В 1819 23 учитель певчих в русской посольской церкви в Гааге. В… … Большая советская энциклопедия

    1. ВАРЛАМОВ Александр Владимирович (1904 90), джазовый композитор, дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Правнук А. Е. Варламова. Один из первых отечественных композиторов, pa6отавших в области джаза. Эстрадно джазовые композиции… … Русская история

    А. Е. Варламов Александр Егорович Варламов (15 (27) ноября 1801 года, Москва 15 (27) октября 1848 года, Санкт Петербург) русский композитор. Происходил из «волошских», то есть молдавских дворян. Биография Родился в Москве 15 ноября 1801 года.… … Википедия

Книги

  • Варламов. Избранные романсы и песни для высокого и среднего голосов в сопровождении фортепиано , А. Е. Варламов , Музыка А. Е. Варламова пользуется неизменной любовью исполнителей и слушателей. Сборник предназначается для концертной и педагогической практики, а также для домашнего музицирования.… Категория: История и теория искусств Серия: Вокальная музыка Издатель: Музыка , Производитель:

Русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге.

Русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге. С 1823 жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период сблизился с М. И. Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет творчества приходится на московский период жизни Варламова (1832–1844). Удачный композиторский дебют в пьесе А. А. Шаховского Рославлев (1832) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому "Гамлету" по заказу знаменитого актера П.С.Мочалова (1837), поставил в Москве свои балеты "Забавы султана" (1834) и "Хитрый мальчик и людоед" (1837) и т.д. В начале 1830-х годов появляются первые романсы и песни Варламова; всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них "Красный сарафан", "Что отуманилась, зоренька ясная", "Не шумите, ветры буйные" (изданы в 1835–1837). Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки), в 1849 издал свою "Полную школу пения"; в 1834–1835 издавал журнал «Эолова арфа», куда входили романсы и фортепианные произведения, его собственные и других авторов.

После 1845 музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с А. С. Даргомыжским и А. А. Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика). Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910).

Умер Варламов в Петербурге 15 (27) октября 1848. Его памяти были посвящены романс Гурилева "Воспоминание о Варламове", коллективные фортепианные вариации на тему его романса "Соловьем залетным" (среди авторов А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 "Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова", включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов. Всего Варламовым создано около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов, сборник обработок народных песен "Русский певец" (1846), два балета, музыка по крайней мере к двум десяткам спектаклей (большая часть утрачена).

Русская Цивилизация

Русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге.

Русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге. С 1823 жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период сблизился с М. И. Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет творчества приходится на московский период жизни Варламова (1832–1844). Удачный композиторский дебют в пьесе А. А. Шаховского Рославлев (1832) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому "Гамлету" по заказу знаменитого актера П.С.Мочалова (1837), поставил в Москве свои балеты "Забавы султана" (1834) и "Хитрый мальчик и людоед" (1837) и т.д. В начале 1830-х годов появляются первые романсы и песни Варламова; всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них "Красный сарафан", "Что отуманилась, зоренька ясная", "Не шумите, ветры буйные" (изданы в 1835–1837). Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки), в 1849 издал свою "Полную школу пения"; в 1834–1835 издавал журнал «Эолова арфа», куда входили романсы и фортепианные произведения, его собственные и других авторов.

После 1845 музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с А. С. Даргомыжским и А. А. Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика). Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910).

Умер Варламов в Петербурге 15 (27) октября 1848. Его памяти были посвящены романс Гурилева "Воспоминание о Варламове", коллективные фортепианные вариации на тему его романса "Соловьем залетным" (среди авторов А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 "Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова", включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов. Всего Варламовым создано около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов, сборник обработок народных песен "Русский певец" (1846), два балета, музыка по крайней мере к двум десяткам спектаклей (большая часть утрачена).

Русская Цивилизация

Будущий композитор происходил из «волошских», то есть молдавских дворян. Родился он в Москве 15 (27) ноября 1801 г. в небогатой семье скромного, титулярного советника Егора Ивановича Варламова.

Еще ребенком Саша страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни).

В десятилетнем возрасте мальчик был определен отцом по совету друзей, оценивших рано проявившуюся его музыкальную одаренность, в Петербургскую придворную певческую Капеллу под руководством знаменитого Бортнянского. Сначала Варламов готовился к карьере певца, но вследствие ослабления голоса отказался от этой мысли.

В певческой Капелле Варламов обучался музыке, был певчим хора, а впоследствии - автором ряда духовных композиций.

За годы обучения в ней обнаружил наряду вокальным талантом незаурядные педагогические способности (прежде всего в качестве хормейстера).

В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Александра I Анна Павловна, состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским. Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы (в те времена руководство капеллы мало заботилось об общемузыкальном развитии своих питомцев).

В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов свел знакомство. Слушая «Севильского Цирюльника» Россини, Варламов приходил в особый восторг от искусного употребления в финале 2 акта русской песни «На что ж было огород городить», которую итальянский маэстро, по словам Варламова, «хорошо, мастерски свел на польский». Быть может, отсюда он и вынес свои познания в вокальном искусстве, давшие ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем пения.

Имея множество знакомств, особенно среди музыкантов и любителей музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил привычку к беспорядочной и рассеянной жизни, которая помешала ему впоследствии выработать как следует свое композиторское дарование.

В 1823 г. Варламов вернулся в Россию.

С 1823 г. он жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период Варламов сблизился с

М.И. Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

Расцвет его творчества приходится на московский период жизни (1832–1844 гг.). Удачный композиторский дебют в пьесе

А.А. Шаховского Рославлев (1832 г.) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832 г.), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому «Гамлету» по заказу знаменитого актера

П.С. Мочалова (1837 г.), поставил в Москве свои балеты «Забавы султана» (1834 г.), «Хитрый мальчик и людоед» (1837 г.) и т.д.

В начале 1830-х гг. появляются первые романсы и песни Варламова (всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них «Красный сарафан», «Что отуманилась, зоренька ясная», «Не шумите, ветры буйные» (изданы в 1835–1837 гг.)).

Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки).

В 1834–1835 гг. он издавал журнал «Эолова арфа», где публиковал как собственные романсы и фортепианные произведения, так и сочинения других авторов.

В 1840 г. Варламов выпустил «Полную школу пения».

Композитор пробовал свои силы и в области духовной музыки. Ему принадлежит «Херувимская» на восемь и на четыре голоса (издание Грессера, 1844 г.). Но Варламов скоро понял, что величественный, требующий строгой выдержки церковный стиль не подходит к характеру его дарования и к его музыкальной технике, не особенно развитой; он вновь перешел к любимым им формам песни и романса.

После 1845 г. музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с

А.С. Даргомыжским и А.А. Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика).

В Петербурге Варламов стал давать частные уроки, выступал в концертах, занимался обработкой русских народных песен (в 1846 г. вышел сборник этих песен «Русский певец»).

Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910 гг.).

Умер композитор в Петербурге 15 (27) октября 1848 г. Его памяти посвящен романс Гурилева «Воспоминание о Варламове», коллективные фортепианные вариации на тему его романса «Соловьем залетным» (среди авторов А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 г. «Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова», включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских музыкантов.

Музыкальное наследие:

А.Е. Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса).

Большинство его романсов и песен полодены на тексты русских поэтов (М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета).

Песни и Романсы:

«Красный сарафан»,

«Оседлаю коня» (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского «Souvenir de Moscou»),

«Травушка»,

«Соловушко»,

«Что отуманилась»,

«Ангел»,

«Песнь Офелии»,

«Мне жаль тебя»,

«Нет, доктор, нет»,

«На заре ты ее не буди»,

«Вдоль по улице метелица метет»,

«Горные вершины», и т д.

Варламов - автор музыки к драматическим спектаклям, в том числе «Рославлев» (совместно с А. Н. Верстовским), «Двумужница», «Ермак», «Муромские леса», «Гамлет» и др.; балетов «Забавы султана» (1834 г.), «Хитрый мальчик и людоед» (по сказке Ш. Перро «Мальчик с пальчик», совместно с А. С. Гурьяновым, 1837 г.); хоров, вокальных ансамблей и др.

Варламову принадлежит также первая русская «Школа пения» (Москва, 1840 г.), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь.

Он - один из крупнейших мастеров вокальной лирики 1-й половины XIX в. Его романсы и «русские песни» пользовались большим успехом у массовой аудитории.

(1801-1848)

Романсы и песни Александра Егоровича Варламова — яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, он создал произведения большой художественной ценности, завоевавшие редкую популярность. Кому не известны мелодии песен «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» или романсов «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»? По справедливому замечанию современника, его песни «с чисто русскими мотивами сделались народными». Знаменитый «Красный сарафан» пелся «всеми сословиями — и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика», и даже был запечатлен в русском лубке. Музыка Варламова нашла отражение в художественной литературе: его романсы, как характерный элемент быта, введены в произведения Гоголя, Тургенева, Некрасова, Лескова, Бунина и даже английского автора Дж. Голсуорси (роман «Конец главы»). Однако, судьба Александра Варламова сложилась менее счастливо, чем судьба его песен.

Александр Егорович Варламов родился в небогатой семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано: он самоучкой научился играть на скрипке — подбирал по слуху народные песни. Красивый, звонкий голос мальчика определил его дальнейшую судьбу: в 9 лет он был принят в петербургскую Придворную певческую капеллу малолетним певчим. В этом прославленном хоровом коллективе Варламов занимался под руководством директора капеллы выдающегося русского композитора Бортнянского. Вскоре Варламов стал солистом хора, выучился игре на фортепиано, виолончели, гитаре.



В 1819 молодого музыканта посылают в Голландию учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге. Перед юношей открывается мир новых впечатлений: он часто посещает оперу, концерты, выступает публично как певец и гитарист. Тогда же, по собственному признанию, он «нарочито учился теории музыки». По возвращении на родину (1823) Варламов преподает в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семеновского полков, затем снова поступает в Певческую капеллу хористом и учителем. Вскоре в зале Филармонического общества он дает свой первый в России концерт, где дирижирует симфоническими и хоровыми произведениями и выступает в качестве певца. Немалую роль сыграли встречи с Глинкой — они способствовали формированию самостоятельных взглядов молодого музыканта на развитие русского искусства.

В 1832 Александр Егорович Варламов был приглашен помощником капельмейстера Московских императорских театров, затем получил место «композитора музыки». Он быстро вошел в круг московской художественной интеллигенции, в среде которой было много талантливых людей, разносторонне и ярко одаренных: актеры Щепкин, Мочалов; композиторы Гурилев, Верстовский; поэт Цыганов; писатели Загоскин, Полевой; певец Бантышев. Их сближало увлечение музыкой, поэзией, народным искусством.



« Музыке нужна душа », — писал Александр Варламов, — «а у русского она есть, доказательство — наши народные песни ». В эти годы он сочиняет «Красный сарафан», «Ох, болит, да щемит», «Что это за сердце», «Не шумите, ветры буйные», «Что отуманилась, зоренька ясная» и другие, вошедшие в «Музыкальный альбом на 1833 год» и прославившие имя композитора. Работая в театре, Варламов пишет музыку к драматическим постановкам («Двумужница» и «Рославлев» Шаховского — вторая по роману М. Загоскина; «Князь Серебряный» по повести «Наезды» Бестужева-Марлинского; «Эсмеральда» по роману «Собор парижской богоматери» Гюго, «Гамлет» Шекспира). Постановка шекспировской трагедии была выдающимся событием. О переводе Полевого, игре Мочалова в роли Гамлета, о песне безумной Офелии восторженно писал В. Белинский, посетивший этот спектакль 7 раз...

Балет тоже интересовал Варламова. Два его произведения в этом жанре — «Забавы султана, или Продавец невольников» и «Хитрый мальчик и людоед», написанный совместно с Гурьяновым по сказке Перро «Мальчик-с-пальчик», — шли на сцене Большого театра. Композитор хотел написать и оперу — его увлек сюжет поэмы Мицкевича «Конрад Валленрод», но замысел остался нереализованным.



На протяжении всей жизни не прекращалась исполнительская деятельность Варламова. Он систематически выступал в концертах, чаще всего как певец. Композитор обладал небольшим, но красивым по тембру тенором, пение его отличалось редкой музыкальностью и задушевностью. «Он неподражаемо высказывал... свои романсы », — замечал один из его друзей.

Александр Варламов был широко известен и как вокальный педагог. Его «Школа пения» (1840) — первая в России крупная работа в этой области — и сейчас не утратила своего значения.

Последние три года Варламов провел в Петербурге, он надеялся снова поступить учителем в Певческую капеллу, но желание это не осуществилось. Широкая известность не защитила его от бедности и разочарований. Александр Егорович Варламов умер от туберкулеза в возрасте 47 лет.

Варламов написал около 200 романсов и песен (включая ансамбли). Круг поэтов-авторов слов очень широк: Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Дельвиг, Полежаев, Тимофеев, Цыганов. Варламов открывает для русской музыки Кольцова, Плещеева, Фета, Михайлова. Как и композитор Даргомыжский, он одним из первых обращался к Лермонтову; его привлекали также переводы из Гете, Гейне, Беранже.

Александр Егорович Варламов — лирик, певец простых человеческих чувств, его искусство отражало думы и чаяния современников, было созвучно духовной атмосфере эпохи 1830-х «Жажда бури» в романсе «Белеет парус одинокий» или состояние трагической обреченности в романсе «Тяжело, не стало силы». Веяния времени сказались в романтической устремленности, и в эмоциональной открытости варламовской лирики. Диапазон ее достаточно широк: от светлых, акварельных красок в пейзажном романсе «Я люблю смотреть в ясну ноченьку» до драматической элегии «Тебя уж нет». Творчество Александра Варламова неразрывно связано с традициями бытовой музыки, с народной песней. Глубоко почвенное, оно тонко отражает ее музыкальные особенности — в языке, в тематике, в образном строе.

belcanto.ru ›varlamov.html



Интересные факты

Знаменитый романс

Варламовские романсы пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель Варламова солист Большого театра Бантышев долгое время упрашивал композитора написать для него романс.
- Какой тебе?
- Какой сам пожелаешь, Александр Егорович...
- Хорошо. Приходи через неделю. Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно несобранным, очень подолгу собирался приняться за работу.
Через неделю Бантышев приходит - романса нет.
- Некогда было, - разводит руками Варламов. - Завтра приходи.
Назавтра - то же самое. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.
- Экий ты, право, - вознегодовал однажды Варламов. - Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же, напишу, и напишу!
- Завтра? - язвительно спрашивает Бантышев.
- Завтра, завтра!
Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.
-Это вам, господин Бантышев, - говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию.
Назывался романс "На заре ты ее не буди"!



Птичка

Варламов был человеком добрым и нетщеславным. Изгнанный из Большого театра, он остался без работы и без копейки денег. Будучи отцом большого семейства, которое надо было как-то содержать и кормить, композитор и любимец московской публики не без труда занял весьма скромную должность учителя пения в воспитательном доме.
- Твое ли это дело? Ведь ты на Москве - первая знаменитость. Совсем себя не помнишь! - выговорил Варламову его друг трагик Мочалов.
- Ах, Паша, гордыни в тебе много, - отозвался композитор. - А я пою, как птичка. Пел в Большом театре - хорошо. Теперь с сиротками буду петь - разве плохо?...

classic-music.ru ›varlamov.html



Камерный хор из Санкт-Петербурга. Интересная статья-расследование Валентина Антонова "История одной песни": http://www.vilavi.ru/pes/nich/nich1.s ...

Что затуманилась, зоренька ясная,
Пала на землю росой?
Что ты задумалась, девушка красная,
Очи блеснули слезой?

Жаль мне покинуть тебя, черноокую!
Певень ударил крылом,
Крикнул!.. Уж полночь!.. Дай чару глубокую,
Вспень поскорее вином!
Время!.. Веди мне коня ты любимого,
Крепче держи под уздцы!
Едут с товарами в путь из Касимова
Муромским лесом купцы!

Есть для тебя у них кофточка шитая,
Шубка на лисьем меху!
Будешь ходить ты вся златом облитая,
Спать на лебяжьем пуху!
Много за душу свою одинокую,
Много нарядов куплю!
Я ль виноват, что тебя, черноокую,
Больше, чем душу, люблю!



МОЛИТВА

Слова Михаила Юрьевича Лермонтова (1814—1841)

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного, —
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

Музыка Александра Егоровича Варламова.

Исполнение Олега Евгеньевича Погудина.

Показаны картины Василия Григорьевича Перова (1833—1882); :
1. «Гитарист-бобыль»;
2. «Христос и Богоматерь у житейского моря»;
3. «Странник»;
4. «Странник»;
5. «Девушка, бросающаяся в воду»;
6. «Утопленница»;
7. «Проводы покойника»;
8 «Возвращение крестьян с похорон зимою»;
9. «Дети-сироты на кладбище»;
10. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»);
11. «Сцена на могиле»;
12. «Странница в поле».




Top