Какие сцены комедии можно считать экспозицией?Что они дают для понимания комедии? Сценическая судьба пьесы.

В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы. В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью противопоставил его помещикам и чиновникам, что это не может остаться незамеченным.

Трагическая судьба закрепощенного народа отражена в образах крепостных людей. Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало «не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот‑де из букв вечно выходит какое‑нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит».

Образы народа даны в двух планах, образуя острое противоречие тени и света. С одной стороны, юмор Гоголя в описание мужиков – недотеп, с другой – крестьянская Русь изображена с сочувствием. Разговор мужиков о колесе чичиковской брички – тоска «идиотизма деревенской жизни». Тема «идиотизма», рабства, безнадежного существования не раз всплывает в поэме, воплощаясь в Петрушке, в Селифане, в его терпении, беседах с лошадьми, рассуждениях насчет достоинств его барина. «Идиотизмом деревенской жизни» веет и от объяснения мужиков насчет Маниловки и Заманиловки, и сцены, где толпа крестьян не может сдвинуть с места экипажи Чичикова и губернаторской дочки.

Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром. Они наделены сказочными, богатырскими чертами. Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом». Так Чичиков, вернувшись после удачных сделок с продавцами мертвых душ, охваченный самому непонятными чувствами, воображает биографии купленных им рабов. Вот Пробка Степан, плотник, упавший с колокольни – богатырь, в гвардию годился бы. Сапожник Максим Телятников, научившийся ремеслу у немца, но прогоревший на заведомо гнилом сырье и погибший от запоя. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!». И еще, и еще воскресают в разыгравшемся воображении Чичикова молодые, здоровые, работящие, одаренные люди. Все это разительно отличается от остального повествования Гоголя – так широко, с такой волей к обобщению выражается сочувствие и любовь автора к простому народу. Впервые в поэме встают самые живые люди. В чичиковском списке рядом с мертвецами проставлены также и беглые. При встрече с именами и прозвищами беглых Чичиков приходит в полный восторг: «И в самом деле, где теперь Фыров? Гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами. Цветы, ленты на шляпе, вся веселится бурлацкая ватага.…Там‑то вы наработаетесь, бурлаки! И дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню…» И здесь мы видим настоящие образы крестьян, полные жизни, не задавленные нищетой, рабством и бесправием.


Давая столь разные образы крепостных крестьян, Гоголь дает понять читателю, что убожество крестьянской жизни является следствием уклада общества. «Мертвые души» не заключает в себе только отрицательные образы. Наряду с коллективным образом общественного зла создан образ русского народа. И народ является положительным героем поэмы.

Сен 26 2014

Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”. Что представляет собой реальный мир «Мертвых душ»? Это мир, типичными представителями которого являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицместер, прокурор и многие другие. Гоголь описывает их со злой иронией, не щадя и не жалея. Он показывает их смешными и нелепыми, но это смех сквозь слезы. Это то страшное, что всегда было лишним для России.

Реальный мир «Мертвых душ» страшен, отвратителен, безумен. Это мир, лишенный духовных ценностей, мир безнравственности, человеческих недостатков. Понятно, что этот мир не место для гоголевского идеала, поэтому его идеал в первом томе «Мертвых душ» находится только в лирических отступлениях и отдален от реальности огромной пропастью. Помещики, жители губернского города N, не единственные обитатели реального мира. В нем живут также и крестьяне.

Но Гоголь никак не выделяет живых крестьян из толпы безнравственных маниловцев, ноздревцев и прокуроров. Живые крестьяне в действительности предстают перед читателем как пьяницы и невежды. Мужики, спорящие, доедет ли колесо до Москвы; бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй; крепостной Манилова, просящийся на зароботки, а сам идущий пьянствовать, все они не вызывают симпатий ни у читателей, ни у автора: он описывает их с такой же злой иронией, как и помещиков.

Но исключения все же есть. Это главные представители народа в поэме – Селифан и Петрушка. В их описании уже не видно злой иронии. И хотя в Селифане нет никакоё высокой духовности и нравственности, часто он бывает бестолков, ленив, но все-таки он отличается от дяди Митяя и дяди Миняя.

Часто Гоголь смеется над Селифаном, но это добрый смех, смех от души. С образом Селифана связаны размышления автора о душе простого народа, попытка понять его психологию. В «Мертвых душах» выразителем идеального является народная Россия, описанная в лирических отступлениях.

Гоголь представляет свой идеал как бы в двух ракурсах: как обобщенный народа в лирических отступлениях, как конкретизацию этого идеала в образах мертвых крестьян, «мертвых душ». В заключительном лирическом отступлении гоголь замечает, что такая «птица-тройка» , летящая по необъятным просторам, «могла только у бойкого народа родиться». Там, где Чичиков, переписывая имена только что купленных им мертвых крестьян, рисует в своем воображении их земную , Гоголь представляет то, как они жили, как сложилась их судьба, как они умерли. Вообще такие рассуждения не свойственны Чичикову. Складывается впечатление, что это рассуждает сам Гоголь.

Образы мертвых крестьян в поэме идеальны. Гоголь наделяет их такими качествами, как богатырство и сила. Богатырь-плотник Степан Пробка. Вот как говорил про него Собакевич: «Ведь что за силища была!

Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком роста!» А какие трудолюбивые, умелые люди эти сапожник Максим Телятников, каретник Михеев. трудно не заметить, с каким восторгном пишет об этих мужиках!

Он жалеет их, сочувствует их тяжелой жизни. Гоголь противопоставляет этот мертвый народ, но с живой душой, живому народу поэмы, чья душа мертва. В «Мертвых душах» Гоголь показывает нам не только странную действительность российской жизни, но и одновременно в мерических отступлениях Гоголь рисует нам свой идеал будущей России и русского народа, который очень далек от современной жизни. Вероятно, что во втором, сожженном томе Гоголь задумывал перенести этот идеальный образ в реальную жизнь, воплотить его в действительность. Ведь Гоголь горячо верил, что Россия когда-нибудь выйдет из этого ужасного мира, что она возродится, и этот миг обязательно наступит.

Н. В. Гоголь постоянно отправляет читателя к образам тех, кто создает все на Руси: пенька, дома, пруды. Образы крестьян в «Мертвых душах» стоят за величественной фантастичной птицей тройкой. Она обязана своим происхождением умелым рукам мастеров из народа.

Сарказм и сочувствие

В словах великого классика о народе проявляется разное настроение. Автор смеется и плачет. Он жалко и обидно за тех, кто отупел и одичал от своего нищенского существования. Гоголь показывает результат рабства. Человек теряет то, что дано ему от природы превращается в куклу без мыслей и жизни. К таким персонажам следует отнести таких представителей крестьянства:

  • Дядя Митяй;
  • Девчонка Пелагея;
  • Прошка;
  • Мавра.

Сарказм звучит в строчках о каждом из этих персонажей. Пелагея не знает направлений (право, лево), забитые до ужаса крепостные Плюшкина (Мавра и Прошка). То же отношение к мужикам, прислуживающим главному герою. Петрушка когда-то любил читать, соединять буквы в слова. Сейчас он опустившийся пьяница, лентяй и неряха.

Сочувствие всегда стоит рядом с сарказмом. Селиван беседует с животными, в них он нашел настоящих друзей, способных выслушать и поддержать.

Есть сцены, соединяющий юмор с сарказмом. Они, по мнению некоторых литературоведов, выставляют «идиотизм» крестьян. Самая яркая из таких сцен - встреча двух экипажей. Мужики не мог разделить бричку Чичикова, столкнувшуюся с губернаторской дочкой. Павел Иванович успевает погрузиться в мечтания и размышления о женщине, пока глупые крестьяне толкают экипажи в разные стороны.

Мертвые, но живые

Описание автора в сценах торгов мертвыми душами ставит в тупик. Глупые крепостные в поместьях начинают выглядеть хуже и смешнее, чем усопшие мастера, предлагаемые как товар. Какие характеристики подбирают помещики - продавцы для тех, кто им служил верой и правдой:

  • Плотник Степан. 3 аршина ростом, силища богатырская. Ему в гвардии мог ли бы дать самое высокое звание. Гибнет Степан, свалившись с колокольни.
  • Каретных дел мастер Михей. Его рессорные экипажи были красивые и прочные. Красота выполненных работ, по мнению автора, необыкновенная.
  • Сапожник Максим. Мастерству крестьянин научился у немца. Ремесло свое не сумел сохранить. Стал использовать гнилое сырье, запил и умер.
  • Печных дел мастер Милушкин. Печник мог поставить печь в любом помещении, прочно и добротно.

Некоторые крестьяне в поэме «Мертвые души» не имеют точных данных о профессии, но их труд приносил помещикам хороший оброк. Еремей Сорокоплехин, например, 500 рублей. За каждым стоит одаренность, здоровье и трудолюбие.

Гоголь сочувствует простому народу, содержащему такую массу лентяев.

Списки мужиков

Чичиков изучает списки крепостных, которых приобрел у помещиков губернского города. Листочки, испещренные буквами, оживают. Перед глазами появляются народные характеры. Они трудятся изо всех сил, затем пьют, сидя в кабаках. Мимо них мчится Русь-тройка. Запряженную лошадьми кибитку сделал «расторопный ярославский мужик». Он работал топором и долотом, но экипаж получился таким, что дух замирает. Ямщики управляют так, что непонятно, на чем они сидят. Сколько духу в крепостных, которые несутся по Руси, не боятся ни ночи, ни ветра, ни холода. У них не спрашивают, когда, куда везти хозяина, они четко выполняют порученное, превращая тех, кто ими руководит в бездушных жестоких людей.

Крестьянство в поэме можно разделить на две части: порабощенные и смелые. Автор верит в талант русского народа, в силу его души, крепость чувств. Написать сочинение «Образы крестьян» в «Мертвых душах», используя предложенные рассуждения, станет легче. Материал доказывает, что крестьяне светлее и чище «мертвых» помещиков, торгующих их трудом и душами.

Тест по произведению

Обратите внимание на художественные особенности поэмы, определите виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры и т. д.) в следующих цитатах: Ржет дорога в жуткое пространство, Мне нравится степей твоих медь, Луна, как желтый медведь, Ты меня звал Стоном придавленной черни, Словно яблока тяжелое. / Виснет с шеи твоя голова. Родное золото славян. Слышен прялки ровный разговор. Стонет Русь от цепких лапищ. Всех связали, всех вневолили, И березами заплаканный наш тракт. Уж мятеж вздымает паруса, Из пасти темноты / Выдергивают звезды, словно зубы. Колокол луны скатился ниже.
Как вы считаете, чем объяснить столь насыщенное, обильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы? Подготовьте развернутый ответ на этот вопрос, аргументируя свои суждения примерами из текста поэмы.

Ответы и решения.

Художественные особенности поэмы С. Есенина "Пугачев". Виды тропов:

Ржет дорога в жуткое пространство - олицетворение и эпитет (жуткое);

Мне нравится степей твоих медь - метафора;

Луна, как желтый медведь - сравнение;

Ты меня звал / Стоном придавленной черни - олицетворение (Ты (Яик) меня звал), метафора (шум реки как «стон черни») и эпитет (придавленный);

Словно яблоко тяжелое / Виснет с шеи твоя голова - сравнение (головы с яблоком) и эпитет (тяжелое);

Родное золото славян - метафора (золото) и эпитет (родное);

Слышен прялки ровный разговор - олицетворение (прялки разговор) и эпитет (ровный);

Стонет Русь от цепких лапищ - олицетворение (стонет) и эпитет (цепких);

Всех связали, всех вневолили - метафора (вневолили);

И березами заплаканный наш тракт - олицетворение (березами заплаканный) и метафора (заплаканный тракт);

Уж мятеж вздымает паруса - олицетворение (мятеж вздымает) и метафора (паруса);

Из пасти темноты выдергивают звезды, словно зубы - олицетворение (выдергивают), метафора (пасть темноты) и сравнение (словно зубы);

Колокол луны скатился ниже - метафора.

Объяснить столь обильное употребление тропов в тексте поэмы можно тем, что автор вложил в текст свои эмоции и переживания, старался наиболее красочно и ярко описать события. Мятеж представлялся Есенину справедливой освободительной войной (стонет Русь от цепких лапищ).

Яркие тропы придают поэме эмоциональность, показывают движение и развитие образов, их противоборство, драматизм. Благодаря большому количеству тропов, у читателя возникает чувство причастности к событиям и усиливается эмоциональное восприятие происходящего.




Top