Какие сказки написал тургенев. Исследовательская работа "сказки тургенева"

9 ноября 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя и поэта, И. С. Тургенева. Иван Сергеевич - автор замечательных романов, множества повестей и рассказов. Тургенев - поэт, драматург, автор 83 произведений редчайшего в русской литературе жанра - стихотворений в прозе. Он известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет и журналов середины XIX столетия.

Многие из русских писателей обращались к жанру «сказка». Среди них были: А. С. Пушкин, С. А. Аксаков, В. И. Даль, В. Ф. Одоевский.М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. В. Гоголь, П. П. Ершов, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко и другие. Всех назвать невозможно. Сказки этих писателей стали гордостью русской литературы.

Тургенев - и сказки. Не правда ли, это звучит немного необычно? Классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев ни в XIX, ни в XX веке не был известен в России как сказочник. Сказочные произведения писателя были известны как устные импровизации и отрывки из его писем к французским друзьям, в 1970 году опубликованные за рубежом и относительно недавно переведённые на русский язык.

Первоначально Тургенев-сказочник проявил себя как переводчик двух знаменитых сказок Шарля Перро «Волшебница» и «Синяя борода». Затем были собственные сказки, рассказанные детям к случаю, например, чтобы пробудить у детей интерес к учению: «Капля жизни», «Самознайка», «Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке», «Степовик».

Чем интересны сказки Тургенева? О чём думал писатель, представляя слушателям своих сказочных героев? Ознакомьтесь с новой виртуальной выставкой «Сказки И. С. Тургенева» и читайте уникальные сказки писателя.

И.В. Баркова, гл. библиограф по информационному развитию читателей-детей,


Директор издательского дома «Орлик» А.В.Воробьёв. В одном из номеров «Литературной газеты» за 2008 год издатель А.В.Воробьёв написал: «Мы выпустили книгу «Сказок»,проиллюстрировав её рисунками учащихся Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремёсел. Все, кому доводилось видеть её, отмечали уникальность издания». 1


В письмах к друзьям Иван Сергеевич делал приписки для их детей и дарил волшебные сказки. Писал он по-французски. Так и вышло, что для большинства читателей России Тургенев – сказочник был неизвестен. В письмах к друзьям Иван Сергеевич делал приписки для их детей и дарил волшебные сказки. Писал он по-французски. Так и вышло, что для большинства читателей России Тургенев – сказочник был неизвестен.


Иван Сергеевич пригласил для работы над переводами своих друзей Н.В. Щербаня и Н.Н. Рашет. Сам он ограничился переводом всего двух сказок - «Волшебница» и «Синяя Борода». Иван Сергеевич пригласил для работы над переводами своих друзей Н.В. Щербаня и Н.Н. Рашет. Сам он ограничился переводом всего двух сказок - «Волшебница» и «Синяя Борода».


Жутковатая история Синей Бороды наводит на мысль о том, как страшно одинок бывает порой человек и к каким бедам могут привести ложь и недоверие между людьми. Жутковатая история Синей Бороды наводит на мысль о том, как страшно одинок бывает порой человек и к каким бедам могут привести ложь и недоверие между людьми.


Злодей Синяя Борода оказывается никем не любимым, озлобленным человеком, который в конце сказки наказан по заслугам. Злодей Синяя Борода оказывается никем не любимым, озлобленным человеком, который в конце сказки наказан по заслугам.


Работа над переводом сказки «Волшебница» даёт писателю возможность в который раз выразить важную для него мысль о значении языка в человеческом общении, о необходимости бережного к нему отношения. Работа над переводом сказки «Волшебница» даёт писателю возможность в который раз выразить важную для него мысль о значении языка в человеческом общении, о необходимости бережного к нему отношения.


«…Старушка отпила воды и говорит: «Ты такая красавица и такая притом добрая и вежливая, что я не могу не сделать тебе подарка. И будет мой тебе подарок состоять в том, что всякий раз, как ты промол - вишь слово, у тебя изо рта выпадет либо цветок, либо драгоценный камень». «…Старушка отпила воды и говорит: «Ты такая красавица и такая притом добрая и вежливая, что я не могу не сделать тебе подарка. И будет мой тебе подарок состоять в том, что всякий раз, как ты промол - вишь слово, у тебя изо рта выпадет либо цветок, либо драгоценный камень».


Среди забавных рисунков,встречающихся на страницах писем Тургенева к детям и внукам Полины Виардо, можно прочесть сочинение в полстраницы для маленькой Жанны Шампо, озаглавленное «Серебряная птица и жёлтая лягушка» и имеющее пояснение: «Басня или сказка». Среди забавных рисунков,встречающихся на страницах писем Тургенева к детям и внукам Полины Виардо, можно прочесть сочинение в полстраницы для маленькой Жанны Шампо, озаглавленное «Серебряная птица и жёлтая лягушка» и имеющее пояснение: «Басня или сказка».


То, что необыкновенная птица живёт в ветвях высокого дерева, напоминает читателю о «райской птице», о «древе жизни» и о «древе познания». Наказанная за своё коварство и неблагодарность, лягушка будет жить в грязном болоте, став ещё более безобразной. То, что необыкновенная птица живёт в ветвях высокого дерева, напоминает читателю о «райской птице», о «древе жизни» и о «древе познания». Наказанная за своё коварство и неблагодарность, лягушка будет жить в грязном болоте, став ещё более безобразной.


Одна из сказок называется «Капля жизни». И.С.Тургенев здесь следует традициям русской народной сказки: у него образ «капли жизни» восходит к «живой воде», воскрешавшей мёртвых. Одна из сказок называется «Капля жизни». И.С.Тургенев здесь следует традициям русской народной сказки: у него образ «капли жизни» восходит к «живой воде», воскрешавшей мёртвых.


В сказке «Самознайка» в который раз выразилось твёрдое убеждение писателя: безграмотный человек - всё равно что слепой или безрукий; без знаний нет свободы; без этого воздуха дышать нельзя. В сказке «Самознайка» в который раз выразилось твёрдое убеждение писателя: безграмотный человек - всё равно что слепой или безрукий; без знаний нет свободы; без этого воздуха дышать нельзя.


Сказка Тургенева, озаглавленная «Степовик», осталась незавершённой. Текст был записан по-французски под диктовку Тургенева, по-видимому, рукой госпожи Виардо. Сказка Тургенева, озаглавленная «Степовик», осталась незавершённой. Текст был записан по-французски под диктовку Тургенева, по-видимому, рукой госпожи Виардо.


Директор Орловского музея Л.А.Балыкова. Роль главной скрипки в издании сказок И.С.Тургенева играла Л.А. Балыкова: она и переводчик, и консультант. Директор музея настолько хорошо знает творчество Ивана Сергеевича, что, кажется, лично была знакома с ним.


Список литературы: 1. Воробьёв А.В. Наш Тургенев. Орловское отделение Союза литераторов России. Орёл: ООО Издат. Дом «Орлик», 2007. 2. Литературная газета № 6, 13 -19 февраля 2008. 3. Литературная газета № 44, 29 октября - 5 ноября 2008. 4. Лунин Б.В. И.С. Тургенев в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М. : «Детская литература», 1980. 5. Прогулки по литературному Орлу. Орловский объединённый государственный музей И.С.Тургенева.- Орёл: ООО Издат. Дом «Орлик», 2007. 6.Пустовойт П. Творческий путь Тургенева.- М. : Детская литература, 1997. 7. Тургенев И.С. Сказки. Орёл: ООО Издат. Дом «Орлик», 2005.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Литература"

Готовые презентации по литературе обладают красочными слайдами с изображениями поэтов и их героев, а также иллюстрациями к романам, стихотворениям и другим литературным произведениям.Перед учителем литературы стоит задача проникнуть в душу ребенка, научить его нравственности, и развить в нем творческую личность, поэтому, презентации по литературе должны быть интересными и запоминающимися. В этом разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на уроки литературы для 5,6,7,8,9,10,11 класса абсолютно и без регистрации.

Иван Сергеевич Тургенев – это целый мир! Русский писатель, поэт, публицист, драматург, переводчик! Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности, почетный доктор Оксфордского университета. Почетный член Московского университета! Он известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет и журналов середины девятнадцатого столетия. Почти невозможно перечислить всех сторон деятельности И. С. Тургенева – литератора, гражданина, человека.

Творчество его настолько разнообразно и представлено различными жанрами, что не позволяет рядовому читателю признаться в исчерпывающем знании этого вопроса. Можно начать читать «всего» Тургенева или литературу о нем и утонуть в глубинах его таланта и загадочности судьбы и поступков.

Нам же хотелось представить небольшой фрагмент его творчества, который открылся читателям сравнительно недавно, а именно сказки для детей.

Писатель всю жизнь был внимателен к детям и сердечно любил их. Был заботлив по отношению к своей внебрачной дочери Полине, к своим внукам, детям родственников и друзей.

И. С. Тургенев прекрасно знал детские книги, издававшиеся в его время. Из его писем друзьям известно, что он собрал целую коллекцию таких книг, но не хранил эти книги для себя, а дарил их своим маленьким приятелям.

Интересно, что в начале 1860-х годов в Париже великий писатель уделял много внимания детям, устраивая у себя детские праздники. Так под новый 1860 год на таком празднике были у него младшие дочери Полины Виардо Марианна и Клоди, младший сын Н.И. Тургенева Петр, сын М.А. Маркович (М. Вовчок) Богдан, десятилетняя дочь Александра Ивановича Герцена Ольга. А под новый 1861 год на рождественский праздник И. С. Тургенев пригласил дочь переводчицы Натальи Николаевны Рашет, с которой дружил и переводил Ш. Перро, Машу. Когда дети госпожи Виардо были маленькими, он часто сочинял для них сказки. Внуки Жорж Санд вспоминали, как на веранде их дома в Ноане Тургенев рассказывал им сказку про волшебного кота.

В последние приезды на родину У И. С. Тургенева гостил поэт и талантливый художник Яков Петрович Полонский с семьей. В своем имении И. С. Тургенев непременно гулял вместе с детьми, собирал грибы и ягоды. Вот как Я. П, Полонский в воспоминаниях описывает взаимоотношения писателя и детей: « Дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иногда без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал.

Так однажды лежал он на диване <...>, уже обитом новой материей и помещенном против выходной двери на террасу, под портретом Николая Сергеевича Тургенева, - на диване, который назвал он самосоном. Тургенев любил на нем дремать, уверяя, что диван этот клонит его ко сну всякий раз, когда он на него приляжет, а потому он и есть самосон.

Итак, однажды дети не давали ему дремать, а он рассказывал им, какой чудесный он видел сон.

- Какой же сон? рассказывайте, какой сон?

- А будто бы я лежу на большущей перине, а вы и много, много детей держат эту перину за края и тихонько ее приподнимают и покачивают. И так мне приятно, я лежу точно на облаке и покачиваюсь, и будто бы все вы должны меня слушаться, а кто не слушается, тому я тотчас же отрубаю голову...

- Неправда, неправда!.. Это вы должны нас слушаться! Ишь вы какой!

И подобные восклицания, сопровождаемые смехом, заметно радуют добрейшего из людей - Ивана Сергеевича… » (http://i-s-turgenev.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st061.shtml И. С. Тургенев у себя в его последний приезд на родину (Из воспоминаний) (Я. П. Полонский).

В этих же воспоминаниях автор приводит примеры тех нескольких сказок, придуманных И.С. Тургеневым специально для детей Полонского, и замечает: «Дня через два или три началась новая сказка... что еще раз доказывало, до какой степени фантазия Тургенева была еще свежа и неистощима» .

«Замечу только, что отношения Тургенева к детям были самые нежно-заботливые, отеческие. Не раз он экзаменовал их и не раз приводил им в пример бедных крестьянских мальчиков, если замечал в них какой-нибудь каприз, недовольство или нетерпение. Самые сказки о «Живой капле» и «Самознайке» в устах его имели педагогическую цель; он рассказывал их не просто ради приятного препровождения времени, и, смею думать, сказки эти оставляли кое-какие следы в уме детей; но крайней мере, старший сын мой далеко уже не так часто говорил, что он знает то или это, - до того прозвище Самознайки показалось ему обидным» . (Там же).

«Самознайка» - это история о мальчике, который очень много врал и всем всегда говорил, что он самый умный в мире. Он все-все знает. Однажды ему сказали, что река очень глубокая - не ходи туда, на что самознайка сказал, что и так это знает, упал в воду и утонул. В конце рассказа Иван Сергеевич Тургенев подводит нас к тому, что лучше сказать, что ты чего-то не знаешь, чем безосновательно хвалиться.

История достаточно длинная и с такими поворотами событий, что действительно поражаешься фантазии писателя. Там и таинственная пещера, открывающаяся при произношении пары трехслоговых слов, зеленая женщина-колдунья, и превращение мальчика в ящерицу, и, наконец, забавная картина спринцовочной казни.

В это же время появилось стихотворение «Жил –был некакий мальчишка» тоже о хвастуне и всезнайке:

Жил-был некакий мальчишка,

Всяк его Всезнайкой звал,

Хоть и плох был в нем умишко,

Геньем он себя считал.

Кто, бывало, что ни скажет,

Всё он лучше всех поймет,

Всё докажет, всё расскажет

И наверное соврет!

То с апломбом необычным

И высоко вздернув нос,

На экзамене годичном

Отвечая на вопрос,

Крикнет, важен, словно Мальцев,

Ветрен, словно какаду,

Что у нас двенадцать пальцев,

Десять месяцев в году…

Раз наставник преискусный

Самодурчику назло

Молвил, вид принявши грустный:

«Что там на небе кругло?

Ты всё знаешь, отвечай-ка,

Суть пещей тебе ясна».

«Это сыр!» - сказал Всезнайка.

Оказалось, что луна…

Обе сказки и в прозе, и в стихах очень поучительны и наглядны. И ирония в этом случае удивительно уместна.

Сказка «Капля жизни» более романтична. Она знакомит нас с мальчиком, которой, пытаясь спасти свою больную мать, идет в страшную пещеру, где должен найти каплю чудодейственной живой воды, способную исцелить больную. Но пещера населена множеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Храбрый малыш, который беззаветно любит свою мать, преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и проглатывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступно человеческому пониманию. Он благодаря чувству человеколюбия и смелости проник в тайны человеческого организма, и не только излечил своих родителей, стал могуществен, богат, и слава о нём далеко пошла по свету. Сказка трогает за сердце, и ребенок понимает, что путь к знаниям не прост, но пройти его надо.

Интересна небольшая «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке» . Интересна она для прежде всего тем, что в любимом нами Интернете под одним названием я встретила два содержания!

В одном варианте злющая зеленая лягушка обидела прекрасную добрую птицу и в наказание плюхнулась в грязное болото, навечно став желтой. Лягушка отныне будет жить в грязном болоте, став еще более безобразной. А серебряная птица полетит к своему дереву и запоет чудесную песню утренней зари.

В другом варианте бедная несчастная и уже желтая лягушка прозябает в одиночестве, т.к. сородичи не признают ее за свою. Прилетает чудесная цапля и удивляется, почему зеленые лягушки спрятались, а желтая с упорством ищет смерти. Разговор закончился крепкой дружбой наших героев и страшной завистью зеленых лягушек. Причем, чтение онлайн второго варианта представлено в большом количестве. Ну, как не вспомнить Ивана Васильевича Бунша: «Меня терзают смутные сомнения…»

На поиски истины я потратила не один час. Сначала подумалось о возможной вариативности, ведь писатель не записывал сказки, а рассказывал. Но уже зная, что на родине писателя в 2005 году ООО издательским Домом «Орлик» издана книга сказок И. С. Тургенев, решила обратиться или к ней или в музей И. С. Тургенева в городе Орел. В итоге в Электронной энциклопедии «Орловские писатели- детям» нашла первый вариант (http://91.135.212.75/pisateli/books_2.htm ). Так что первый вариант мне стал ближе.

Кроме упомянутых сказок И. С. Тургенев занимался переводами Ш. Перро вместе со своими друзьями Николаем Васильевичем Щербанем и Натальей Николаевной Рашет. Писатель выбрал себе для перевода только две сказки: «Волшебница» и «Синяя борода». Переводы произвели сильное впечатление, благодаря особому умению Тургенева, с его волшебным даром слова, добродушием, общаться с маленьким читателем. Издателем в России был М.О. Вольф. И вот в 1867 году в Петербурге вышла в свет великолепно иллюстрированная книга сказок, на обложке которой красовались имена трёх великих мастеров: «Перро, Тургенев, Доре». Нумерация страниц в книге постраничная, за исключением листов с гравюрами, которые не нумеруются. Издательский цельнокожаный переплет с тройным золотым обрезом, богатым золотым тиснением на корешке и крышках, с оригинальными форзацами из муаровой бумаги. 27х25 см. Прижизненное издание переводов Тургенева. Издание иллюстрировано гравюрами Г. Доре на отдельных листах.

"Красная шапочка"
"Кот в сапогах"
"Синяя борода"
Издатель пишет в предисловии: «Августейшему имени Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы. Эти рассказы послужат детям источником невинных удовольствий, посильною пищею для развития ума и вкуса. В детях сегодняшних вся будущность народа, а потому эту книжку, как ни скромна она по содержанию, осмеливается поднести Августейшей покровительнице детскаго воспитания. Верноподданейший Маврикий Вольф».

И.С. Тургенев рассылал полученные экземпляры в подарок своим маленьким друзьям в России. Вступление к книге принадлежит перу самого И. С, Тургеневу и само по себе заслуживает внимания сточки зрения литературоведения.

Сказочная тематика продолжилась в еще одном мало известном увлечение писателя - написании либретто для оперетт Полины Виардо. Как известно, в1863 году великая певица оставляет сцену, не желая пережить собственную славу. Она переезжает в Баден-Баден и открывает школу вокального искусства для детей. Возможно, идея организовать театр в школе обсуждалась с И.С. Тургеневым. Тургенев решает помочь Виардо в ее композиторском дебюте, возбудить ее музыкальную фантазию и создает либретто комических опер. Писал он их по-французски. Русские тексты их были впервые напечатаны в России в 1964 г., почти через сто лет. В письме Я.П. Полонскому в сентябре 1867 года он писал: «Хожу на охоту, сочиняю французские оперетки, которые г-жа Виардо прелестно кладет на музыку. Одна из них имела 8 представлений (!) и была почтена посещением короля и королевы прусской (!!) и т. д. Театр устроен в моем доме, в котором я пока не живу » (http://turgenev-lit.ru/turgenev/pisma-1867-1868/letter-45.htm).

В другом письме В. П. Боткину мы читаем: «То, что ты говоришь об оперетках, справедливо, -- но вторая: «Le dernier Sorcier» - именно принадлежит к тому роду, который ты рекомендуешь, -- и я ничего не знаю поэтичнее той музыки, которую написала на нее г-жа Виардо. Все, которые видели эту оперетку (а в числе их находились отличные музыканты - как-то г-жа Шуман, Рубинштейн, Розенгайн, Леви, директор оркестра в Карлсруэ) - советуют ей инструментовать свою партитуру - и нет никакой причины, чтобы «Последний колдун» не появился на какой-нибудь сцене. Я убежден, что он будет иметь большой успех. Музыкальный критик «Атенеума», Чорлей, того же мнения. Там есть, между прочим, любовный дуэт, подобных которому я знаю весьма мало во всей оперной музыке » (Там же).

Тургеневым было написано около двух десятков либретто для опер и оперетт П.Виардо, среди них «Слишком много жен», «Зеркало», «Людоед», «Цигане», «Ундина» и «Последний колдун». «Самая завидная судьба у «Последнего колдуна». Начиналась она премьерой с участием Тургенева, игравшего заглавную роль Кракамиша, в сентябре 1867 г. Затем с благословения Ф. Листа и по его настоянию «Последнего колдуна» сыграли на большой оперной сцене - в Веймаре (1869 г.) и Карлсруэ (1870 г.). Это была первая опера, написанная женщиной и публично исполненная в Германии. В Карлсруэ партию Лелио пела сама Полина Виардо. Исполнялся «Последний колдун» и в парижском доме Виардо уже после кончины писателя. На этом спектакле в 1889 г. присутствовал П. И. Чайковский...» (http://www.art.oryol.ru/ogat_rep_2.htm Орловский государственный академический театр имени И. С. Тургенева)

Сказочное наследие И. С. Тургенева невелико, но интересно и привлекает внимание. Коллегами, педагогами младших классов, воспитателями будут несомненно востребованы и уже готовые материалы, такие как:

Позже его семья перебралась в Северную столицу, поэтому ему пришлось перевестись на философский факультет Петербургского университета. В годы студенчества он познакомился с историком Т. Грановским. На третьем курсе он начал писать стихи, а через четыре года он уже публиковался в «Современнике».

В 1938 г. писатель отправился в Германию, где изучал сочинения римских и греческих философов и познакомился с гениальным Н. Станкевичем, оказавшим на творчество Тургенева огромное влияние. Вернувшись в 1841 г. на родину писатель полностью посвятил себя сочинительству. Через два года появилась поэма «Параша», которую слушал и по достоинству оценил сам В. Белинский.

Невероятно сильное впечатление на Тургенева произвела Французская революция - под влиянием этих событий был создан ряд пьес.

Самые известные произведения Тургенева, которые сейчас есть практически в каждой крупной онлайн библиотеке, были напечатаны в 50-60-х годах:

  • Отцы и дети
  • Дворянское гнездо
  • Бежин луг
  • Му-му

Музы, любовь и последний этап жизни.

Сердце литератора долгое время было отдано певице и супруге директора парижского театра — Полине Виардо. Последней привязанностью стала актриса Мария Савина, испытывающая к Тургеневу искренние дружеские чувства.

В завершающие годы жизни писатель был весьма популярен не только в России, но и в странах Европы. Правда, омрачала жизнь и мешала должной активности начавшая развиваться подагра. Последние зимы писатель проводил в Париже, а летние месяцы — в имении Виардо в Буживале.

В августе 1883 г. Тургенев скончался - у него развилась опухоль позвоночника. Писатель скончался во Франции, но захоронили его, в соответствии с последней волей, в Северной столице.

Рассказы Тургенева для детей - на нашем сайте бесплатно, в хорошем качестве!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Великоархангельская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Муниципальный этап регионального конкурса

«Литературный лабиринт»

Исследовательская работа

«Жанр сказки в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева»

Работу выполнила:

ученица 8 класса МКОУ

Великоархангельская СОШ
Сологуб Марина Александровна

Руководитель:
Макаренко Галина Валерьевна
учитель русского языка и литературы

МКОУ Великоархангельская СОШ

С. Великоархангельское

2018 год

Введение 3-4

1. Сказка в творчестве Тургенева 4- 5

1.1. Народные и литературные сказки 5

1.2. Тургенев- сказочник 6-7

1.3. Структура сборника сказок Тургенева 8

2. Роль сказок писателя в детской литературе 9-11

2.1. Чем интересны сказки Тургенева 9-10

2.2. Как воспринимают сказки писателя современные дети 11

Заключение 12

Список литературы 13

Приложение

Вступление.

Иван Сергеевич Тургенев – великий русский классик, известный не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Он был первым русским писателем, получившим мировую известность при жизни. Вместе со своими великими предшественниками - Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем - Тургенев явился одним из создателей русского литературного языка. «Наши классики, - писал Горький, - отобрали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создали тот «великий, прекрасный язык», служить дальнейшему развитию которого Тургенев умолял Льва Толстого».

Моё знакомство с писателем состоялось в пятом классе. Прочитав рассказ «Муму», я заинтересовалась творчеством писателя и захотела познакомиться с другими произведениями Тургенева. Сборник рассказов «Записки охотника», стихотворения в прозе, повесть «Ася»- все эти произведения очень мне понравились. В каждом из них прослеживается огромная любовь писателя к русской природе, русскому народу, нашему родному языку. Летом я планирую познакомиться с романом Ивана Сергеевича Тургенева «Дворянское гнездо».

Как мы видим, Тургенев работал в разных жанрах, все они достаточно хорошо изучены в творчестве писателя, кроме одного- сказки. Честно говоря, я очень удивилась, когда недавно узнала, что Иван Сергеевич сочинял ещё и сказки. К тому же из 27 опрошенных мною детей и взрослых, знакомых с творчеством писателя, только двое знают о том, что у Тургенева есть сказки. Поискав в интернете материал на эту тему, я убедилась в том, что она недостаточно хорошо изучена, и решила посвятить свою исследовательскую работу именно сказкам великого классика.

Цель работы : собрать и изучить материал о Тургеневе- сказочнике, найти и проанализировать сказки великого классика.

Задачи:

    выяснить, знакомы ли читатели со сказками Тургенева читатели.

    определить, какое место в современной детской литературе занимают сказки Тургенева

    познакомить учащихся школы со сказками писателя и выяснить, как современные дети воспринимают их.

Актуальность данной исследовательской работы очевидна. Ни для кого не секрет, что в последние годы постепенно ослабевает интерес к чтению и у взрослых и у детей. В ходе своей исследования я не только изучила материалы по данной теме, но и познакомила обучающихся 1-8 классов со сказками Тургенева, провела литературный час в начальных классах «Тургенев-сказочник», анкетирование учащихся и конкурс рисунков по сказкам Тургенева. Этим самым я, во- первых, хотела привлечь внимание обучающихся нашей школы к творчеству Ивана Сергеевича Тургенева, во- вторых, способствовать развитию у детей интереса к чтению

1. Сказка в творчестве Тургенева

1.1.Народные и литературные сказки

О том, что Тургенев сказочник, заговорили относительно недавно. Из воспоминаний Я.П. Полонского известно, что Иван Сергеевич очень любил детей, и дети отвечали ему взаимностью, поэтому вполне логично, что у великого писателя возникло желание написать сказки. Ведь в них живёт многовековая мудрость народа, его фантазии и мечты, богатый жизненный опыт. В сказочных героях традиционно воплощались идеалы честности, справедливости, храбрости, доброты, трудолюбия. Несмотря на то, что в основе сказки вымышленные сюжеты и персонажи, они всё- таки основаны на реальных событиях. Сказки приносили людям радость, внушали надежду на лучшее, веру в торжество справедливости, помогали жить.

Постепенно литературная сказка завоевывает особую популярность в русской литературе, влияя на её развитие, претендуя на жанровую самостоятельность. Как было отмечено, сказка - один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество и до сегодняшнего дня остается спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие поэтические достоинства сказки объясняются тем, что в ней выражены копившиеся столетиями мысли и чувства народа.

Как известно, народные сказки стали источником, питавшим творчество великих русских писателей, существует такое понятие как сказка литературная. Пушкин, Одоевский, Жуковский, Аксаков, Лермонтов, Салтыков-Щедрин, Ершов, Л.Н. Толстой и многие другие писатели создали замечательные литературные сказки.

1.2. Тургенев- сказочник

В конце 19 века сказка приобретает в России огромную популярность, но Тургенев ни в конце 19 века, ни в начале 20 века не был известен в России как сказочник. Сказочные произведения писателя были известны как устные импровизации и отрывки из его писем французским детям, в 1970 году они были опубликованы за рубежом и относительно недавно переведены на русский язык.

Ещё в детстве родилась у Тургенева любовь к сказке. Вероятно, сказки юному писателю рассказывала уважаемая всеми в доме няня Наталья Васильевна. Отголоски сказочных сюжетов прослеживаются в «Записках охотника», особенно в рассказе «Бежин луг», там можно встретить и домового, и говорящего барашка, и водяного, и лешего, и русалку.

Иван Сергеевич всю жизнь был внимателен к детям и сердечно любил их. В начале 1860-х, живя в Париже, Тургенев устраивал у себя детские праздники, дарил детям подарки, ради этого отменял все свои важные дела.

Сказочные произведения Ивана Сергеевича являются его устными рассказами, посвящённым детям русских и французских друзей, написаны они были вдали от Родины.

Писатель Тургенев долгое время не воспринимал серьёзно собственные опыты в жанре сказки или рассказа для детского чтения. Лишь на склоне лет он начал работу над книгой для маленьких читателей. И хотя в литературном наследии Тургенева сочинения для детей занимают сравнительно небольшое место, можно сказать, что он шёл к осуществлению этого замысла всю жизнь.
В 2005 году в г. Орле увидело свет прекрасное подарочное издание «Сказки», книга издательского дома «Орлик», которая долгое время казалась несбыточной мечтой работников Музея И.С. Тургенева в Орле. Осуществить давнюю мечту музейных работников и тех читателей, которые слышали о Тургеневе-сказочнике, но не читали его сказок,
смогли директор ООО издательского дома «Орлик» Александр Владимирович Воробьёв, заведующая Орловским литературным музеем, старший научный сотрудник Музея И. С. Тургенева, заслуженный работник культуры РФ, кандидат филологических наук Людмила Анатольевна Балыкова. Она перевела неизвестные ранее сказки Тургенева с французского языка на русский, возглавила работу по составлению сборника сказок Тургенева и сопроводила его Послесловием. Восхитительны красочные иллюстрации, выполненные учащимися Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, основанной в 1964 году. Издатель Александр Воробьев положил начало уникальной серии ХХI века «Золотая книга Орловщины». Каждую «золотую» книгу предваряет предисловие авторитетного историка, краеведа и литератора.

1.3. Структура сборника сказок Тургенева

Издание «Сказок» - заметный вклад в тургеневское литературное наследие, это событие не только российского, но мирового значения.

В этом замечательном сборнике три части:

Часть 1 – «Сказочные импровизации».

В неё входят 3 сказки и 3 стихотворения.

Сказки:

    «Сказка о серебряной птице и зелёной лягушке»;

    «Капля жизни»;

    «Самознайка».

Стихотворения:

    «Синица»;

    «Жил-был некакий мальчишка»;

    «Гроза промчалась».

Часть 2 – «Удивительные истории».

В неё входят 1 сказка, 2 стихотворения и 1 рассказ.

Сказка:

    «Степовик».

Стихотворения:

    «Лесная тишь»;

    «Перед охотой».

Рассказ:

    «Перепёлка».

Часть 3 – «Переводы волшебных сказок».

В неё входят 2 сказки и 1 стихотворение.

Сказки:

    «Синяя борода»;

    «Волшебница».

Стихотворение:

    «Садовник».

2. . Роль сказок писателя в детской литературе

2.1. Чем интересны сказки Тургенева

На страницах фантастических рассказов и сказок И.С. Тургенева оживают герои древнерусских преданий: Серебряная птица, Степовик, Русалка, леший.

У меня сложилось впечатление, что Тургенев в своих сказках хочет донести до детей в доступной для них форме основный смысл жизни: главные человеческие ценности, без которых мир не мог бы существовать. Это такие понятия как любовь к ближнему, добропорядочность, стремление к знаниям.

Я. П. Полонский в тексте своих воспоминаний приводит в сокращении слышанные им лично от И. С. Тургенева две сказки: "Капля жизни" и "Самознайка". Последнюю Тургенев сочинял и рассказывал в несколько приемов и детям, и взрослым. Эту сказку слушал даже Лев Николаевич Толстой и от души смялся вместе со всеми.

Чем интересны сказки Тургенева? О чем думал писатель, представляя слушателям своих сказочных героев?

Для ответов на эти вопросы необходимо кратко воспроизвести их содержание.

Сказка "Капля жизни" наряду с тем, что интересна, еще и очень поучительна. Она знакомит нас с мальчиком, которой, пытаясь спасти свою больную мать, идет в страшную пещеру, где должен найти каплю чудодейственной живой воды, способную исцелить больную. Но пещера населена множеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Храбрый малыш, который беззаветно любит свою мать, преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и проглатывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступно человеческому пониманию. Он благодаря чувству человеколюбия и смелости проник в тайны человеческого организма и стал могуществен, богат, а слава о нем далеко пошла по свету. И.С.Тургенев здесь следует традициям русской народной сказки: у него образ «капли жизни» восходит к «живой воде», воскрешавшей мёртвых.

Среди забавных рисунков, встречающихся на страницах писем Тургенева к детям и внукам Полины Виардо, можно прочесть сочинение в полстраницы для маленькой Жанны Шампо, озаглавленное «Серебряная птица и жёлтая лягушка» и имеющее пояснение: «Басня или сказка». Это произведение учит нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.

В сказке «Самознайка» в который раз выразилось твёрдое убеждение писателя: безграмотный человек - всё равно что слепой или безрукий; без знаний нет свободы; без этого воздуха дышать нельзя.

В декабре 1882 года вышел в свет рассказ «Перепёлка», единственный опубликованный из задуманной писателем книжки для детей. Он был напечатан в сборнике «Рассказы и сказки для детей И.С.Тургенева и графа Л.Н.Толстого».

Сказка Тургенева, озаглавленная «Степовик», осталась незавершённой. Текст был записан по-французски под диктовку Тургенева, по-видимому, рукой госпожи Виардо.

2.2. Как воспринимают сказки писателя современные дети

Занимаясь исследованием, я познакомила обучающихся нашей школы со сказками Ивана Сергеевича Тургенева и провела анкетирование. Меня интересовало, понравились ли детям сказки и чему они учат, о чём заставляют задуматься. Радует то, что дети с неподдельным интересом слушали их и сделали правильные выводы. Вот выдержки из ответов детей:

Дарья Т.7 класс

Мне очень нравятся сказки Тургенева, ведь в них отражены насущные проблемы общества. Сказка «Капля жизни» учит читателей всегда идти к своей цели, иметь добрые намерения, заботиться о родителях

Анна Т. 6 класс

Сказки Тургенева учат нас быть добрыми, отзывчивыми, бескорыстными и целеустремлёнными. Автор убеждает нас: всё что мы делаем, добро это или зло, всё возвращается к нам.

Валерия П. 6 класс

«Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке» учит нас на добро отвечать добром, ведь так люди становятся красивее не только физически, но и духовно. А сказка «Капля жизни» учит нас делить добро между друзьями и родственниками, дарить жизнь и любовь людям, ведь только так человек может стать счастливым.

Полина А. 8 класс

Очень жаль, что я не смогу узнать продолжение сказки «Степовичок». На мой взгляд, в образе этого маленького сказочного существа воплощена любовь Тургенева к русской природе, русским традициям, фольклору. Прочитав сказки Ивана Сергеевича, я захотела познакомиться и с другими произведениями этого талантливого писателя.

Виктория М. 5 класс.

Я считаю сказки Тургенева очень интересными и поучительными. Они учат нас доброте, отзывчивости, взаимопониманию и доказывают, что в нашей жизни не должно быть зависти и злобы.

Заключение

«Детская книга – это весенний луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных в эту благодатную почву семян»,- писал замечательный русский писатель Мамин - Сибиряк . Я тоже считаю, что от детской книги должны исходить тепло и доброта, они должны согревать детские души и оставлять в них неизгладимый свет. Я уверена, что сказки Тургенева благотворно влияют на сознание юных читателей и очень рада, что внесла посильную лепту в это благое дело.

Жизнь великого русского писателя И. С. Тургенева оборвалась рано, на 65-м году. Несомненно, проживи он дольше, он обязательно записал бы свои, сочиненные и рассказанные им в разное время сказки для детей, написал бы новые детские сказки, рассказы, повести. И тогда дети всего мира знали бы интересного, незабываемого сказочника - Ивана Сергеевича Тургенева.

Завершить своё выступление я бы хотела стихотворением современного поэта Александра Власенко:

Вздыхает парк, кусты черемух вспенив,

Прислушиваясь к перекличке птах

Мы ждем: вот-вот появится Тургенев

В видавшей виды шляпе, сапогах.

Широким шагом он пройдет сквозь годы,

Как сквозь чащобу проходить привык.

Охотник, нелукавый друг природы,

Из детских снов серебряный старик.

Придет, и остановится под дубом,

Окрестность взглядом озарит своим,

И все, что в жизни нам казалось грубым,

Вдруг станет ясным, добрым и простым.

Так пусть же доброта Тургенева – сказочника, воплощённая в его произведениях, согревает как можно больше юных читателей.

Список литературы

    Сборник «Цветок папоротника». Сказки русских писателей 17 – 20 веков. Составитель В.Б. Муравьёв. – Москва. Из-во «Московский рабочий». 1990 г.

    Сборник «Русская литературная сказка». Сост-ль Н.А. Листикова. – Изд-во «Советская Россия». 1989 г. Раздел: И.С. Тургенев «Капля жизни».

    И.С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем. Том 12. Раздел: Либретто комических опер. Сказка «Степовик» и её перевод. (стр. 558 - 560). Изд-во «Наука».- Москва 1986 г.

    И.С. Тургенев. Собрание сочинений. Том 10. «Сатира на мальчика-всезнайку» (стр. 114 - 116). Госуд. Изд-во художественной литер-ры. Москва 1956 г.

    Сборник «Сказки» И.С. Тургенева. Орёл. 2005 г.

Приложение

Портрет И.С. Тургенева. Маковский.

Музей И.С. Тургенева в Орле

Выставка рисунков детей

Иллюстрация к сказке «Живая капля»

Иллюстрации к «Сказке о серебряной птице и жёлтой лягушке»

Иллюстрация к сказке «Степовичок»




Top