Какие слова повести напоминают народные. Смотреть значение повесть в других словарях

Язык оригинала: Год написания:

«Слова» - автобиографическая повесть французского писателя и философа Жана-Поля Сартра ().

Повесть посвящена раннему детству писателя, в котором он рассказывает о своем первом знакомстве с книгами, о формировании желания стать писателем. Эти две большие темы делят повесть на две части «Читать» и «Писать». В произведении Сартр иронично и в то же время безжалостно описывает Францию «между первой русской революцией и мировой войной », модных тогда писателей, своих родных и знакомых; не делает исключения и для себя самого - повесть прямо и часто жестоко раскрывает заблуждения маленького Жана-Поля, иллюзии и фантазии, которые отразились и на его взрослой жизни.

В России

Русский перевод, выполненный Лениной Зониной и Юлианой Яхниной , впервые опубликован в г.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Слова (повесть)" в других словарях:

    Широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь; говорить о П. как о едином жанре в древней и новой … Литературная энциклопедия

    Повесть о житии Александра Невского - – историко агиографическая повесть о выдающемся государственном и военном деятеле Древней Руси. П. дошла до нас в нескольких редакциях XIII–XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным, в частности начальная история …

    Повесть о Куликовской битве летописная - – литературный памятник, посвященный битве «за Доном» «на усть Непрядвы», дошел в составе летописных сводов под 1380 (6888) г. Создание П. исследователи относили обычно к кон. XIV в. (С. К. Шамбинаго, А. А. Шахматов, Л. В. Черепнин и др.).… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    Повесть временных лет - – принятое в науке название летописного свода, созданного в начале XII в. ПВЛ дошла до нас в двух редакциях, условно именуемых второй и третьей. Вторая редакция читается в составе Летописи Лаврентьевской (рукопись ГПБ, F.п.IV, № 2), Летописи… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    Повесть о убиении Андрея Боголюбского - – одна из так называемых повестей о княжеских преступлениях. Андрей Юрьевич Боголюбский погиб в результате дворцового заговора в своей резиденции недалеко от Владимира. Повествование об этом событии содержит множество конкретных подробностей… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    Повесть о Петре и Февронии … Википедия

    Повесть о Плаве - – летописная повесть о столкновении московской и тверской рати с литовскими войсками в кон. 1407 (6916) г. В московских и более поздних общерусских летописях эта П. не читается – здесь содержится лишь краткое сообщение о походе Василия… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    Повесть о Тимофее Владимирском - – литературный памятник, датируемый кон. 60 – нач. 70 х гг. XV в. Как отмечает исследователь П. М. О. Скрипиль, развязка П. «лучше всего соотносится со временем между 1467 г. и 1473 г., т. е. первым неудачным походом Ивана III на Казань и смертью … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    Повесть о битве на реке Пьяне - – летописная повесть о сражении суздальско нижегородских и пришедших им на помощь московских войск с ордынской ратью на реке Пьяне в августе 1377 г.; сражение окончилось разгромом русских войск и гибелью суздальского княжича Ивана Дмитриевича.… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    Повесть о побоище Витовта с Темир-Кутлуем - Повесть o побоище Витовта с Темир Кутлуем – летописная повесть о сражении в 1399 г. на реке Ворскле между литовским войском под предводительством Витовта и силами Золотой Орды, во главе которых стоял вассал Тимура (Темир Аксака) хан Тимур Кутлуг… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Книги

  • Слова , Жан-Поль Сартр , "Слова" - автобиографическая повесть Ж.-П. Сартра, крупнейшего французского писателя и философа XX века. Это удивительное, психологически тонкое произведение посвящено раннему детству… Категория: Классическая и современная проза Издатель: Прогресс ,

ПОВЕСТЬ. Слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Старинное значение термина – «весть о каком-то событии» указывает на то, что этот жанр вбирает в себя устные рассказы, события, виденные или слышанные рассказчиком. Важным источником таких «повестей» являются летописи (Повесть временных лет и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо событиях (Повесть о нашествии Батыя на Рязань , Повесть о Калкской битве , Повесть о Петре и Февронии и др.».

Современное литературоведение определяет «повесть» как эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное место между романом , с одной стороны, и рассказом и новеллой – с другой. Однако объем сам по себе еще не может указывать на жанр. Романы Тургенева Дворянское гнездо и Накануне меньше некоторых повестей, например, Поединка Куприна . Капитанская дочка Пушкина не велика по объему, но все, что происходит с главными героями, тесно связано с крупнейшим историческим событием 18 в. – Пугачевским бунтом. Очевидно, именно поэтому сам Пушкин называл Капитанскую дочку не повестью, а романом. (Авторское определение жанра очень важно).

Дело не столько в объеме, сколько в содержании произведения: охват событий, временные рамки, сюжет, композиция, система образов и т.д. Так, утверждается, что рассказ обычно изображает одно событие из жизни героя, роман – целую жизнь, а повесть – ряд событий. Но и это правило не абсолютное, границы между романом и повестью, а также между повестью и рассказом – зыбки. Иногда одно и то же произведение называется то повестью, то романом. Так, Тургенев сначала называл Рудина повестью, а потом романом.

В силу своей многогранности жанр повести с трудом поддается однозначному определению. В.Белинский так писал о специфике повести: «Есть события, есть случаи, которых… не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. Ее форма может вместить в себя все, что хотите, – и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни».

Некоторые литературоведы (В.Кожинов и др.) предлагают другую систему эпических жанров: те, что уходят корнями в устное народное творчество (повесть и рассказ), и те, которые возникли только в письменной литературе (роман, новелла). Повесть стремится поведать о тех или иных событиях. Таковы Вечера на хуторе близ Диканьки Гоголя , Первая любовь Тургенева и др. Отношение автора (или рассказчика) к изображаемому более явно, чем в романе или новелле. Поэтому для повести характерны произведения биографического характера. (Детство , Отрочество , Юность Л.Толстого, Жизнь Арсеньева И.Бунина и др.).

В большинстве европейских литератур повесть не выделяется в отдельный жанр. Иное дело – литература русская. В каждую литературную эпоху создавались повести, оставшиеся в истории литературы. Так, в эпоху сентиментализма появилась повесть Н.Карамзина Бедная Лиза . С 1820-х повесть становится ведущим жанром. Романтические повести Н.Бестужева-Марлинского и В.Одоевского знаменуют торжество романтизма в русской литературе. Типичный для литературы 19 в. образ «маленького человека» был впервые открыт в повести Пушкина Станционный смотритель . «Петербургские» повести Гоголя доказали, что повести не чужд гротеск. Отдали дань жанру повести и все писатели-реалисты 2-ой половины 20 в. (Дворянское гнездо , Накануне Тургенева, Смерть Ивана Ильича Л.Толстого, Белые ночи , Неточка Незванова Достоевского и мн. др.).

В начале 20 в. создаются такие повести, как Жизнь Василия Фивейского и Уездное Е.Замятина , напоминающие о древнем жанре жития святых, – подтверждая тем самым тезис М.Бахтина: жанр – «память литературы».

В 1930-е в русской литературе поощрялись роман, эпопея (монументальность приветствовалась не только в архитектуре, но и во всех других видах искусства). Но с началом «оттепели» (см. также ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ), когда литература вновь обратилась к судьбе конкретного человека, повесть снова становится распространенным жанром – и в «деревенской», и в «городской», и в военной прозе.

В современной литературе повесть, наряду с рассказом, существует во всех своих разновидностях: от социально-психологической до фантастической и детективной.

Людмила Поликовская

Какие слова «Повести...» напоминают народные скалки и в то же время как переосмысливаются в ней? Например, где стоят и что значат в тексте слова «мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало»? Подберите синонимы к словам «служили», "примите уверение", "упразднили". Подумайте, с какой целью эти слова используются писателем, что достигается благодаря введению их в текст сказки

Ответы:

Как «живет» слово в щедринской сказке? Сказочные выражения используются писателем исключительно интересно. Например, «ни в сказке сказать, ни пером описать». Такое выражение в народных сказках используется при описании красивой девушки, например, а в сказке Салтыкова- Щедрина так:«... сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать». Такое несоответствие помогает писателю в создании сатирического эффекта. Слова «мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало» в сказках используется в конце, а у Салтыкова-Щедрина эти слова из косвенной речи мужика: «И что ж! оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало». Это подчеркивает и народность образа мужика и комичность ситуации одновременно. «Служили» - работали, состояли на службе. «Примите уверения» - поверьте. «Упразднили» - закрыли. Это слова делового стиля, они употребляются в сказке для того, чтобы с помощью приема несоответствия усилить ее сатирическое звучание.

    Какие слова «Повести...» напоминают народные сказки и в то же время как переосмысливаются в ней? Например, где стоят и что значат в тексте слова «мёд пиво пил, по усам текло, в рот не попало»?

    Подберите синонимы к словам «служили», "примите уверение", "упразднили". Подумайте, с какой целью эти слова используются писателем, что достигается благодаря введению их в текст сказки.

    Жили да были два генерала , и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению , по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Сказано – сделано . Пошел один генерал направо и видит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды…

Долго ли, коротко ли , однако генералы соскучились.

 Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!

 Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.

 Поехали они в казначейство, а сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!

В народных сказках эти выражения (сказочные формулы) служат своеобразными поговорками, часто сопровождают волшебство, имеют определенное место: в зачине, в концовке, при соединении эпизодов. Некоторые формулы отсылают читателя к конкретной сказке. Например, «по щучьему велению…» - из известной сказки о Емеле и волшебной щуке. У Салтыкова-Щедрина эти формулы несут иронический смысл.

Сказочные зачин и концовка условны, писатель использует их для того, чтобы поместить героев в условное сказочное пространство «по щучьему велению…». Выражение «Сказано-сделано» несет иронический смысл. На самом деле генералы могут только говорить, а делать ничего не способны. Традиционная сказочная концовка «он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» находится у Щедрина не в конце сказки и имеет почти прямой смысл: мужику действительно ничего не досталось. Дважды Щедрин применяет одну сказочную формулу, лишь немного видоизменяя ее: «этого ни пером описать, ни в сказке сказать», «того ни в сказке сказать, ни пером описать». Причем эти выражения стоят в тексте совсем рядом, в конце «Повести…» Формулы – гиперболы употреблены для выделения двух действий генералов: «сколько они ругали мужичину за его тунеядство» и «сколько…денег загребли». Поставленные рядом и гиперболизированные, эти действия особенно противоречат здравому смыслу.

«Служили» - работали, состояли на службе. «Примите уверения» - поверьте. «Упразднили» - закрыли.

Это слова делового стиля, они употребляются в сказке для того, чтобы с помощью приёма несоответствия усилить её сатирическое звучание.

2. Найдите в тексте слова "тунеядец", "тунеядство" и подумайте, какое значение имеют они в каждом случае. Что подчеркивается автором с помощью этих слов?

«Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришла даже мысль: «не дать ли тунеядцу - частичку?» «...Как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» «Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать».

Тунеядец - человек, который не работает, хотя может это делать. В сказке передано полное искажение представлений о жизни: генералы сами тунеядцы, а считают таковым мужика. Самое печальное, что и он сам не осознает своей значимости в жизни и поэтому готов подчиниться генералам. Внутреннее рабство - вот что исследовал Салтыков-Щедрин в своих произведениях.

3. Как вы понимаете приведённые ниже отрывки и какой смысл вкладывается в них писателем: «- А я, коли видели: висит человек снаружи дома в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит - это он самый я и есть! - - отвечал мужик»; «...Сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребёт да гребёт, да кормит генералов селёдками».

В первом отрывке сказано, что мужик - маляр, работа его сопряжена с опасностью.

А во втором отрывке подчеркивается долготерпение и боязливость мужика, который по крышам высоких домов ходить не боится, а генералов опасается и все терпит от них.

1. Чем интересны диалоги генералов и как они их характеризуют? Как меняется отношение генералов к мужику?

Диалоги генералов в гиперболической (преувеличенной) форме показывают их полное невежество: они только сейчас открыли для себя, что пищу нужно готовить, а генералы думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Кроме невежества, генералы демонстрируют пустоту своей души, отсутствие целей в жизни: день их строился с утра до ожидания ужина. И всё.

Отношение к мужику у генералов меняется. Сначала они агрессивно «накинулись на него». Они в полной уверенности, что мужик не будет протестовать. Поражает их уверенность в том, что они правы: «Вот как хорошо быть генералами - нигде не пропадешь!» Впрочем, они позволяют мужику и отдохнуть, но при этом заставляют свить для себя же самого веревку, чтобы не убежал. Они тиранят мужика, а он соглашается с этим.

2. Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов и мужика? Как автор относится к героям?

В сказке Салтыков-Щедрин высмеивает и генералов, и мужика. Над генералами он смеется зло, саркастически. Он показывает в преувеличенном виде их полную неспособность к жизни, невежество, неумение трудиться, при этом агрессивное осознание своего права на блага жизни, уверенность в том, что кто-то должен их обслуживать только потому, что они генералы.

Мужик выглядит ребенком с неразвитым сознанием. Он позволяет закабалить себя, подчиняется требованиям генералов и даже рад им услужить. Эта покорность поражает автора, и он с горькой иронией повествует об этом. Это уже смех сквозь слезы.

ПОВЕСТЬ, -и, мн. -и, -ей, ж. 1. Литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе. Л. Пушкина ""Метель"". 2. То же, что повествование (устар.). || уменьш. повестушка, -и, ж. (к 1 знач., прост.).


Смотреть значение ПОВЕСТЬ в других словарях

Повесть Ж. — 1. Рассказ о последовательном ходе событий. 2. Литературное художественное повествовательное произведение, занимающее промежуточное место между рассказом и романом.
Толковый словарь Ефремовой

Повесть — Повести, мн. Повести, повестей, ж. Художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объему (лит.). Сборник повестей........
Толковый словарь Ушакова

Повесть — -и; мн. род. -ей; ж.
1. Повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе, и обычно меньшее по объёму. Документальная п. Сборник повестей. Повести писателей........
Толковый словарь Кузнецова

Повесть — Это слово образовано суффиксальным способом от глагола повъдъти – "рассказать", образованного в свою очередь префиксальным способом от въдъти, легшего в основу таких........
Этимологический словарь Крылова

Повесть — прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднегомежду романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету,воспроизводящему естественное течение........

Повесть Временных Лет — общерусский летописный свод, составлен в Киевево 2-м десятилетии 12 в. Нестором. Редактировалась Сильвестром и др. Текствключает летописные своды 11 в. и другие источники.........
Большой энциклопедический словарь

Повесть О Горе-злосчастии — (17 в.) - русская лироэпическая, в стихах, одобром, склонном к "кроткому пьянству" молодце, неотвязно преследуемомГорем-Злосчастием - "двойником" его слабостей и недобрых........
Большой энциклопедический словарь

Повесть О Петре И Февронии — древнерусская повесть (первоначальный сюжет- вероятно, 2-я пол. 15 в., окончательное оформление Ермолая-Еразма - сер.16 в.); о необоримой любви, верности и семейном благочестии........
Большой энциклопедический словарь

— воинская повесть (не позднее сер. 14в.) о героическом эпизоде из трагических для Руси временмонголо-татарского нашествия; входит в рязанский цикл произведений обиконе Николы Заразского.
Большой энциклопедический словарь

Повесть О Тверском Отроче Монастыре — древнерусская повесть (2-я пол. 17в.), где впервые в древнерусской литературе конфликт перенесеннепосредственно в сферу чувств: источник счастья и страдания - любовь.Драматическая........
Большой энциклопедический словарь

Новая Повесть О Православном Российском Государстве — публицистическое произведение н. XVII в. Возникла в декабре 1610 - январе 1611 в Москве. Автор "Новой повести" неизвестен, им был скорее всего представитель приказной служилой........
Исторический словарь

Повесть — - прозаический жанр нечеткого объема, средний между романом и рассказом, с тяготением к хроникальному сюжету.
Исторический словарь

Повесть Временных Лет — - общерусский летописный свод, составлен в Киеве во втором десятилетии XII в. Нестором. Включает летописные своды XI в. и другие источники. Положена в основу большинства........
Исторический словарь

Повесть Древнерусская — - жанровая форма древнерусской литературы, объединяющая повествовательные произведения разного характера: собственно повесть, житие, летописная повесть, «слово».........
Исторический словарь

Повесть О Варлааме И Иоасафе — одно из распространенных литературных произведений Древней Руси, перевод с персидского языка, сделан не позднее XI в. В повести рассказывается о пустыннике Варлааме........
Исторический словарь

Повесть О Горе-злочастии — литературное произведение XVII в., рассказывающее о злоключениях безымянного Молодца, ставшего жертвой собственной гордыни, пренебрегшего народной традицией. Не послушавшись........
Исторический словарь

Повесть О Куликовской Битве — историческое произведение, вошедшее в состав летописных сводов (1380). Повесть призывала к единению русских земель. В центре повествования - образ св. кн. Димитрия Донского.........
Исторический словарь

Повесть О Московском Взятии От Царя Тох-тамыша И О Пленении Земли Русския — историческое произведение, вошедшее в состав летописных сводов (1382). Посвящено описанию вероломного нападения на Москву татарских полчищ по главе с ханом Тохтамышем.........
Исторический словарь

Повесть О Новгородском Белом Клобуке — памятник русской литературы XV-XVI вв. В основе ее лежит легенда о происхождении клобука (головного убора) новгородских архиереев, связанная с именем архиеп. Василия Калики........
Исторический словарь

Повесть О Псковском Взятии — историческая повесть XVI в., рассказывающая о присоединении Пскова к Русскому централизованному государству в 1510. Сохранились две "Повести о Псковском взятии", написанные........
Исторический словарь

Повесть О Разорении Рязани Батыем — памятник русской литературы, рассказывающий о разгроме Рязани монголо-татарами в 1237. Повесть создана в сер. XIV в. (по мнению А.Г. Кузьмина - в н. XVI в.). Дошла до нас в списках........
Исторический словарь

новая Повесть — " о преславном Российском царстве", - публицистич. произв. нач. 17 в. Возникла в дек. 1610 - янв. 1611 в Москве. Автор "Н. п." неизвестен, им был скорее всего представитель приказной........

повесть Временных Лет — общерус. летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. и положенный в основу большинства дошедших до наст. времени летописных сводов. Как отдельный самостоят.........
Советская историческая энциклопедия

повесть О Красноречивом Поселянине — точнее - "Повесть о жителе оазиса", - произведение др.-егип. худож. лит-ры. Текст сохранился в 4 экз. (самый поздний - периода XIII династии, 18 в. до н. э.). Действие относится ко........
Советская историческая энциклопедия

повесть О Новгородском Белом Клобуке — памятник рус. литературы 15-16 вв. В основе ее лежит легенда о происхождении клобука (головного убора) новгородских архиереев, связанная с именем архиепископа Василия........
Советская историческая энциклопедия

повесть О Псковском Взятии — ист. повесть 16 в., рассказывающая о присоединении Пскова к Рус. централизованному гос-ву в 1510. Сохранились 2 "П. о П. в.", написанные современниками, а возможно и участниками........
Советская историческая энциклопедия

повесть О Разорении Рязани Батыем — памятник рус. литературы, рассказывающий о разгроме Рязани монголо-татарами в 1237. Повесть создана в сер. 14 в. (по мнению А. Г. Кузьмина - в нач. 16 в.). Дошла до нас в списках........
Советская историческая энциклопедия

Повесть, Рассказ, Спектакль, Картина, Изображение, Довод — Философский смысл термина: Наглядное доказательство (Цицерон, Квинтилиан); истина, умозаключение, силлогизм (Цицерон); признак (сложности разума) (Сенека).
Философский словарь




Top