Какие три типа монархии различает автор. Современная монархия: особенности, виды, примеры

Разновидности монархии

Истории известно много разновидностей монархии, разберём лишь основные из них, сгруппированные по различным основаниям.

По объему ограничений выделяют следующие виды монархий: абсолютную и конституционную.

Абсолютная монархия - монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы пришелся на XVII--XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII--начале XX веков. С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства - монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами.

Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет.

В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции. В Англии пик абсолютизма пришёлся на правление Елизаветы I Тюдор, но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах.

Рассмотрим юридические признаки и механизм функционирования абсолютной монархии на примере королевства Саудовская Аравия.

Главой государства является король - Фахд ибн Абдуль - Азис Ааль Сауд, имеющий титулы: "Его Величество", "государь", "Маулай", что означает "наш повелитель", "Служитель двух Священных Мечетей". Источником власти монарха является Коран - Священная Божественная книга, в которой содержатся нормы, регулирующие все вопросы жизнедеятельности людей. Власть главы государства имеет божественный характер, ибо согласно Корану: "Аллах его избрал над вами и увеличил ему широту в знании и теле. Поистине, Аллах дарует свою власть, кому пожелает".

Власть монарха передается по наследству и по праву родства. Очередной монарх назначается семьей правящей династии, при этом наследником не обязательно становится сын правящего короля. Обычно наследный принц перед восшествием на престол приобретает опыт государственного управления, занимая некоторые должности. В настоящее время наследственный принц - Его Королевское Высочество Абдулло ибн Абдуль-Азиз Аль Сауд - является заместителем премьер-министра, начальником национальной гвардии.

По Конституции 1992г. в руках короля сосредоточена законодательная и исполнительная власть, которую он осуществляет непосредственно, а также судебная власть, осуществляемая им через своих представителей. В своей деятельности монарх опирается на совет министров, председателем которого он является. Королю принадлежит право законодательной инициативы, издания нормативно-правовых актов - указов, не требующих подписи ответственного министра.

В соответствии с указом главы государства в королевстве в 1992 г. был создан Меджлиса Аш-Шура - Консультативный совет или Верховный совет правосудия. Он состоит из председателя и 60 членов, назначаемых королем. Каждые четыре года как минимум половина его членов должна быть заменено. Функция Совета состоит в применении канонов Корана и всех законодательных принципов шариата (свод норм мусульманского права) во всех сферах жизни. Верховный совет правосудия организует отправление правосудия no делам государства и граждан и гарантирует соответствие юридических законов и правил исламскому шариату и учению Пророка Мухаммеда.

Следовательно, король Саудовской Аравии обладает большим объемом властных полномочий, осуществляя их кок непосредственно, так и через министров, чиновников, назначаемых им из числа своих приближенных и членов правящей династии. При этом монарх не несет юридической ответственности ни перед кем, кроме Аллаха. Будучи высшим представителем государства вовне, он имеет ряд важных полномочий в сфере международных отношений. Так, он может без специального уполномочия заключать международные договоры, ратифицировать и денонсировать их. Монарх назначает и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях.

По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в конституционную.

Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная -- правительству.

Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Парламентарная монархия - вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Для иллюстрации этих различий сравним английскую и испанскую парламентские монархии.

Власть монарха и в Англии, и в Испании является пожизненной и наследственной. Причем в этих странах используется кастильская система престолонаследия, согласно которой престол передается по мужской линии, а младший брат исключает старшую сестру. Королевой Англии является Елизавета II из династии Виндзоров, занявшая трон с 1952 г., а королем Испании - Хуан Карлос 1 Бурбон, взошедший на престол после смерти диктатора Франко в 1975 г.

Однако природа монаршей власти различна в этих странах. Если в Испании источником государственной власти является народ и власть не носит божественного характера, то в Англии источником власти выступает монарх, "суверен", являющийся одновременно главой англиканской и пресвитерианской Церкви. Именно понятием "суверен" обычно определяют статус монарха в Англии, и он не носит титула главы государства, хотя на практике является таковым, обладая широкими властными полномочиями, большинство которых он реализует "по совету и с согласия" премьер-министра. В Испании король является главой государства и получает верховную власть из рук парламента, которому присягает во время коронации. Парламент Испании (генеральные кортесы) признает неспособность короля осуществлять свои полномочия и назначает законного наследника или регента в случае несовершеннолетия наследника.

И как глава государства, испанский король не входит ни в одну из ветвей власти, то есть не обладает функциями главы исполнительной власти и реальными полномочиями в сфере законодательной власти. Он стоит над органами верховной власти, выступая символом единства и преемственности государства, арбитром и гарантом эффективного функционирования государственных органов. Монарх Испании является верховным главнокомандующим, осуществляет право помилования, назначает послов и дипломатических представителей, с предварительного согласия кортесов объявляет войну и заключает мир, подписывает международные договоры, жалует гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает почетные звания.

Согласно традиции, монарх в Англии включается в состав парламента кок один из его главных элементов, хотя термином "Корона" обозначаются все органы исполнительной власти, а члены правительства - слугами Короны. Более того, монарх не может посещать заседания парламента без специального приглашения. Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, то есть исключительных прав, не исходящих от парламента. Большинство этих прерогатив существуют номинально. Так, обладая правом абсолютного вето на законы парламента, монарх не пользуется им с 1707 г. Монарх является главнокомандующим вооруженными силами Великобритании, хотя в период военных действий эта функция переходит к премьер-министру.

Однако у монархов Испании и Англии существует право на роспуск парламента, которое они осуществляют "по совету и согласию" премьер-министра.

Механизм функционирования государственной власти в обеих странах довольно схож. Он основан на принципе парламентаризма, который предполагает формирование и ответственность правительства перед парламентом. Номинально король Испании и королева Англии предлагают кандидатуру премьер-министра. Однако этой кандидатурой является лидер той политической партии, которая победила на парламентских выборах. Дело в том, что правительство в парламентских системах эффективно работает, если опирается на доверие парламента, а это оказывается возможным в том случае, когда большинство депутатов являются сторонниками победив шей партии и тем самым одобряют кандидатуру премьер-министра. Поэтому в парламентской монархии не существует жесткого разделения властей, а используется принцип сотрудничества законодательной и исполнительной властей. В силу этого в парламентских монархиях реальной и весьма значительной политической властью обладает премьер-министр, поскольку он опирается на поддержку парламента.

Монархи в Англии и Испании юридически безответственны. Издаваемые ими акты скрепляются подписями премьер-министра или министра, ответственного за их реализацию.

Дуалистическая монархия - вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

По традиционному устройству выделяют древневосточную, феодальную монархию, теократическую и выборную.

Древневосточная монархия - первая в истории человечества форма государственного правления. Имела уникальные, присущие только ей черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общественного строя, патриархального быта. Рабовладение носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху. Такую организацию государственной власти в странах Древнего Востока называли восточной деспотией.

Но это деспотическое правление существовало далеко не во всех странах Древнего Востока, в государствах древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления и сословного самоуправления. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. В древней Индии в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников.

Феодальная монархия (средневековая монархия) - форма правления, при которой в экономике преобладает сельскохозяйственное производство, господствует натуральное хозяйство. Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии.

Раннефеодальная монархия развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя, либо непосредственно от первобытнообщинного строя. В условиях военной демократии князь (король), опираясь на дружину, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. С ростом территории государства, ростом бюрократического аппарата, разветвлением правящей династии происходит политическая децентрализация, на утверждение той или иной кандидатуры на монаршем престоле начинают влиять крупные феодалы. Верховная власть становится номинальной.

Вотчинная монархия - монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

Сословно-представительная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.

Теократическая монархия - монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Выделяют христианскую (Ватикан) и исламскую (Саудовская Аравия и др.) теократическую монархию.

Выборная монархия - монархия, при которой следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально). Фактически -- промежуточная форма правления между монархией и республикой. Такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления.

Истинная монархия - это та монархия, в которой одно лицо получает значение Верховной власти: не просто влиятельной силы, а власти верховной. Это может случиться только при одном условии: когда монарх, вне сомнения для нации и самого себя, является назначенным на государственное управление от Бога. Но для того, чтобы она могла быть действительно Верховной властью Божественного нравственного начала, эта монархия должна быть создана истинной верой, верой в истинного, действительно существующего Бога.

Монархия деспотическая - отличается от истинной монархии тем, что в ней воля монарха не имеет объективного руководства. В монархии истинной воля монарха подчинена Богу, и притом очень ясно. Поэтому в истинной монархии произвол Верховной власти принципиально невозможен. Но есть монархии, в которых личная Верховная власть основана на ложных религиозных концепциях, и они тогда порождают из этой личной власти произвольную, то есть деспотическую. Зависит это от того, что эти ложные религиозные концепции связаны или с личным обожествлением монарха, или с божеством, сознаваемым только как некоторая огромная сила, без нравственного содержания, и не живущая в самой душе людей, составляющих данную нацию.

Монархия абсолютная - абсолютизм, как по смыслу понятия, так и по смыслу исторического факта, означает власть ничем не созданную, ни от чего, кроме самой себя не зависящую, ничем, кроме самой себя, не обусловленную. Монарх обладает всеми властями, все их в себе сосредоточивает, но власти верховной не представляет.

гр. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая монархия и парламентарная монархия. Особая разновидность М. - выборная, сочетающая элементы М. и республики. Такая М. существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ

в пер. с греч. - единовластие) - форма правления, при которой верховная власть пожизненно (полностью - абсолютная М.) или частично (ограниченная М.) принадлежит единоличному главе государства. М. - такая форма правления, при которой глава государства - монарх (император, король, султан и т.п.) обладает особым юридическим статусом. Его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно. В своем развитии М. проходит ряд этапов, изменяясь и приобретая новые черты. Первой формой М. являлась рабовладельческая М. Первоначально она выступала в форме восточной деспотии, которую имели многие государства Древнего Востока - Вавилон, Египет, Индия. От восточной деспотии отличалась монархическая форма правления Древнего Рима, существовавшая более пяти веков. Для феодального строя специфичными были раннефеодальная М. (с XI в. до н.э. до I в. н.э.) и сословно-представительные М. (с X по XV в.). Последняя характеризуется усилением центральной власти, сосредоточением в руках монарха основных рычагов управления, опорой на крупное дворянство и широкие слои городского населения. Наряду с сильной властью монарха, основу которого составляли мощная армия и разветвленный полицейский аппарат, существовали представительные органы: в России - Соборы, в Англии - Парламент, в Польше - Вольный сейм, во Франции - Генеральные штаты.

В зависимости от правового статуса монарха принято выделять абсолютные и ограниченные М. Абсолютная М. характеризуется всевластием монарха и отсутствием каких-либо представительных учреждений власти, возникает в условиях аграрного строя, т.е. характерна (по терминологии К. Маркса) для рабовладельческой (например, Рим эпохи домината - III в. н.э.) и феодальной общественно-экономической формации. Как правило, переход от аграрного строя к индустриальному в процессе буржуазных революций (XVII - XIX вв.) сопровождался упразднением абсолютной М. В правовом отношении монарх - источник любой власти, он определяет пределы власти в издаваемых им же нормативных актах. В основе всякого закона лежит воля монарха. Абсолютную М. характеризуют следующие юридические признаки:

1) концентрация в руках монарха всей полноты власти (монарх издает законы, возглавляет исполнительную власть, вершит высший суд);

2) персонификация государства в лице монарха. Ставшая крылатой фраза французского короля Людовика XIV "Государство - это я" как нельзя лучше характеризует этот признак монархии - единоличность правления. Монархическое государство - это государство, в котором власть принадлежит одному лицу, и этой властью оно пользуется по собственному усмотрению и праву. Для него характерно придание власти священного (божественного) происхождения, наделение ее религиозным содержанием (монарх - это помазанник Божий, т.е. человек, наделенный неограниченной властью от Бога. Монархи нередко одновременно являлись высшими духовными лицами); 3) передача власти по наследству и бессрочный характер ее осуществления; 4) освобождение монарха от какой-либо ответственности (неответственность монарха выражалась в принципе "Король не может быть не прав"). Абсолютная М. в современных условиях - исключение. Как форма правления абсолютная М. получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. Ныне она сохранилась лишь в некоторых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархальные формы общественной жизни (к примеру, в Омане, Катаре, Брунее). Как своеобразная форма консервации традиций родоплеменной патриархальной демократии ++доинструальной эпохи абсолютная М. сохраняется в странах с довольно высоким уровнем экономического развития и развитой социальной инфраструктурой (Саудовская Аравия).

Демократизация общественной жизни, стремление ограничить абсолютистскую власть способствовали появлению ограниченной М. - такой формы правления, при которой власть монарха в той или иной мере связана (ограничена) законом, конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую и парламентарную М. Дуалистическая М. характеризуется тем, что наряду с монархом, сохраняющим юридическую и фактическую независимость, функционируют представительные учреждения власти с законодательными (законосовещательными) и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через правительство (как это, в частности, было характерно для России конца XIX - начала XX в.). По существу, речь идет о принципе разделения властей в государстве, хотя в весьма ограниченной форме. Монарх хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т.е. монарх волен утверждать (придавать силу) или не утверждать закон. Только он имел право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам; может распустить парламент (т.е. упразднить дуалистическую монархию). Такая форма правления наиболее распространена была в XIX и начале XX вв. Современную дуалистическую монархию, сохранившуюся лишь в странах Ближнего Востока (Иордания, Марокко), характеризует наличие выборного представительного органа - парламента (в Иордании это меджлис), обладающего правом принятия законов и вотирования (одобрения) бюджета. Монарх - глава государства, обладающий одновременно прерогативами в сфере исполнительной власти. Он же назначает ответственного перед ним правителя.

Современные развитые государства характеризуются конституционной (парламентарной) формой М. Эта форма правления в чем-то сходна с современной парламентской республикой и характеризуется правовым закреплением в конституции страны принципа разделения властей при одновременном принципе верховенства парламента над исполнительной властью. Монарх применительно к данной форме правления - не более чем символ нации, своего рода декорация. Так, конституция Испании 1978 г. (ст. 56) признает короля символом единства и постоянства государства. Конституция Японии 1946 г. исходит из того, что "император является символом государства и единства нации" (ст. 1). Правовое положение монарха, образно говоря, можно определить так - "Царствует, но не правит". Монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его функции в основном носят представительский характер. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако, исходя из принципа "монарх не ответствен" (не может нести политическую и юридическую ответственность), такая подпись требует процедуры контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти). Монарх также скрепляет своей подписью принимаемые парламентом законы, иногда наделяется правом относительного вето, но использует его крайне редко. Конституционная (парламентарная) монархия - достаточно распространенная форма правления. Она существует в Дании, Нидерландах, Канаде, Австрии и других странах (всего их около 65).

Современной государствоведческой практике известны и нетрадиционные формы М. К таковым относится выборная М., существующая в странах, где сохраняются структуры феодального и традиционного общества (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). В частности, глава Федерации Малайзии избирается Советом правителей, объединяющем глав 11 монархических штатов. В Объединенных Арабских Эмиратах эмиры (главы семи княжеств Персидского залива, входящие в ОАЭ) избирают Президента ОАЭ.

Известны и так называемые теократические М., где глава государства - монарх одновременно является главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. К таким М. относится Ватикан, где духовный владыка католиков всего мира является и главой этого государства. Элементы такой формы правления присутствуют в Саудовской Аравии, где глава государства - король выполняет не только религиозные функции хранителя главных святынь мусульманского мира, но и является главой ваххабистского направления ислама.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Существование различных форм правления в современном мире обусловлено историческими особенностями развития государств в разных частях света. Специфические события, происходившие в судьбе каждого народа, провоцировали изменения в политическом строе и в отношении к правительству страны. Так, развивались формы правления, в которых решения принимало своего рода народное собрание или любое другое объединение нескольких людей. А в некоторых государствах авторитетом и полной властью обладал лишь один человек, такой тип власти называется монархией.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному человеку и, чаще всего, передаётся по наследству. Единоличного правителя называют монархом, а в разных культурных традициях он приобретает различные именования – царь, король, князь, император, султан, фараон и т.д.

Ключевыми особенностями монархического строя являются:

  • Наличие единоличного монарха, правящего в государстве пожизненно;
  • Передача власти по наследству;
  • Монарх представляет своё государство на международной арене, а также является лицом и символом нации;
  • Власть монарха часто признаётся священной.

Виды монархии

В современной науке выделяется несколько разновидностей монархической власти. Основным принципом классификации понятия выступает степень ограничения власти монарха. Если царь, император или какой-либо другой единоличный правитель обладает неограниченной властью, а все органы власти ему подотчётны и полностью подчиняются, то такая монархия называется абсолютной .

Если же монарх является лишь представительным лицом, а его власть ограничена конституцией, полномочиями парламента или культурной традицией, то такая монархия называется конституционной .

Конституционная монархия, в свою очередь, делится на две ветви. Первый вид – парламентарная монархия – предполагает только представительную функцию монарха и полное отсутствие у него власти. А при дуалистической монархии глава государства имеет право принимать любые решения о судьбе страны, но только в рамках одобренной народом конституции и других законов.

Монархия в современном мире

В наши дни ещё многие страны сохраняют монархическую форму правления. Одним из самых ярких примеров парламентарной монархии является Великобритания, где монарх выступает в роли представительного лица могущественной страны.

Традиционный вариант монархии, или абсолютная монархия, сохраняется в некоторых государствах Африки, например, в Гане, Нигерии, Уганде или ЮАР.

Дуалистическая монархия сохранилась в таких странах, как Марокко, Иордания, Кувейт, Монако и Лихтенштейн. В последних двух государствах дуалистическая монархия представлена не в чистом виде, а с некоторыми специфическими особенностями.

Мона?рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχ?α — «единовластие»: μ?νος — «одиночный, единый» и?ρχ? — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Монархия: понятие, признаки, виды

Монархия - такая ФГП (форма государственного правления) , при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная).

Основные признаки монархии:

1 . Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично;

2 . Монарх пользуется властью пожизненно;

3 . Власть передается по наследству;

4 . Монарх юридически безответственен;

Виды монархий:

1) По объему ограничений:

· Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

· Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

· Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

· Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

2) По традиционному устройству:

· Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.

· Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия . Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии .


· Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности .

· Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

· Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.

· Абсолютная монархия — монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.

· Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

- Монарх, как правило , с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;

- Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

- Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

Недостатками монархии называют:

- Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства.

- Монархом может стать человек , дела государства для которого совершенно не интересны, а также ребёнок или психический больной

- Монархия зависима от своего окружения, которое становится фактически не зависимым от закона, а подчиняется лишь воле монарха.

- Смерть бездетного монарха зачастую означает тяжёлый политический кризис с длительными распрями и политической борьбой, примером такого кризиса служит Смутное время 1598—1613 года в России.

- Положение абсолютной монархии над законом делает остальных людей бесправными, фактически народ зависим лишь от воли монарха.

Форма государственного правления (ФГП) - элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.

Республика - такая ФГП , при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

1 . Существование единоличного и коллегиального главы государства;

2 . Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок;

3 . Осуществление государственной власти по поручению народа;

4 . Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

5 . Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6 . Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Виды республики:

- парламентская - такая ФГП , при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Греция, Италия);

- президентская - такая ФГП , при которой главой государства и правительства является президент (США);

- смешанная - такая ФГП , при которой существует баланс полномочий между президентом и парламентом (РФ).

Признаки парламентской республики:

1 . Правительство формируется парламентом том из числа депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте;

2 . Глава государства избирается парламентом;

3 . Глава государства обладает широкими полномочиями;

4 . Глава правительства назначается президентом;

5 . Правительство ответственно перед парламентом.

Признаки президентской республики:

1 . Президент - глава государства и правительства;

2 . Президент обладает широкими полномочиями;

3 . Президент назначает членов правительства;

4 . Правительство ответственно перед президентом;

5 . Президент обладает правом вето на законы парламента и может самостоятельно издавать нормативные акты;

6 . Президент может распустить парламент.

Признаки смешанной республики:

1 . Есть сильный парламент и президентская власть;

2 . Есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями;

3 . Президент не является главой государства;

4 . Правительство формируют президент и парламент;

5 . Правительство ответственно перед президентом и парламентом.

Термин «нетипичная» форма правления» отражает процессы сокращения и исчезновения «чистых» форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти.

· Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

· Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

· Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

· существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

· наследственный порядок преемственности верховной власти;

· деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно;

· монарх не избирается народом;

· может быть принудительно смещен с должности, за исключением случаев революции, переворота.

· юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, и в основном формальные черты монархического управления. Примером такого государства является Великобритания, в которой власть монарха считается лишь номинальной. В Великобритании раньше всех европейских стран сформировалось буржуазное общество. Вследствие чего сохранилась монархическая форма правления, но демократические устои лишили монарха фактической власти.

В настоящее время монархическая форма правления существует в широком ряде государств Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства. М., 2005 - С.145.

Так в Европе это Бельгия; Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и северной Ирландии); Голландия; Дания; Испания; Люксембург; Норвегия; Швеция; микрогосударства - Андорра; Ватикан; Лихтенштейн; Монако.

В Азии - Бахрейн; Бруней; Бутан; Катар; Кувейт; Малайзия; Непал; Объединенные Арабские Эмираты; Оман; Саудовская Аравия; Таиланд; Япония.

В Африке - Лесото; Марокко; Свазиленд.

В Океании - Тонга, Фиджи, иные островные государства)

Монархиями являются также: Австралия; Канада; Новая Зеландия. Главой данных государств является монарх Великобритании.

Выделяют следующие виды монархии:

· абсолютная

· ограниченная (парламентарная), в рамках которой определяют дуалистическую и парламентарную монархии.

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVIII вв, Франция до революции 1789 года.

В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

Ограниченная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, например, парламентом - властной структурой, куда входят представители разных сословий. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом, и которую монарх не в праве изменить.

Как форма правления, ограниченная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Это было связано, прежде всего, с появлением буржуазии - новой политической и экономической силы, которая начинала представлять серьезную конкуренцию земельной аристократии. Усложняющаяся структура общества, появление новых социальных групп, растущие потребности государства в целом потребовали и изменений в системе власти, что выразилось в ведении представительных органов.

Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Различают два типа ограниченной монархии - дуалистическая и парламентарная, причем дуалистическая монархия рассматривается как переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Власть монарха ограничена, но незначительно. Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии: Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства. М., 2005 - С.65.

· монарх выполняет функции реального главы государства

· наличие, наряду с монархом, иных высших органов государственной власти - парламента и правительства;

· монархом назначаются члены всего парламента либо одной из его палат;

· монархом назначаются члены правительства, чем обусловлена ответственность правительства лично перед монархом;

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения.

Дуалистические монархии были распространены в период буржуазно-демократических революций. В это время монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки. Так, подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918).

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

главой государства становится лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом

власть монарха фактически является символической;

законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. Примерами такой монархии можно сегодня считать Великобританию, Бельгию, Данию и др.

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.




Top