Каким был прометей по характеру. Анализ одной античной драмы

Цели:

  • В ходе анализа произведения выявить особенности конфликта трагедии; составить сравнительную характеристику главных героев; подвести к выводу, что моральная победа в поединке силы физической и силы духовной за Прометеем.
  • Повторить особенности жанра, элементы строения трагедии.
  • Развивать устную речь ребят, навыки сравнивания героев по определённому признаку, умение доказывать свою точку зрения, опираясь на текст.
  • Воспитывать чувство понимания, что в поединке силы духовной и физической моральная победа всегда за духовной.

Оборудование урока: слайды с изображением Прометея, Зевса, Океана, Гефеста и Гермеса.

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать трагедию Эсхила "Прометей Прикованный".
  2. Поработав со словарём, найти и записать в тетрадь информацию о персонажах трагедии: Зевсе, Гефесте, Прометее, Океане, Океанидах, Гермесе (индивидуальные задания).
  3. Повторить элементы строения древнегреческой трагедии, вспомнить особенности жанра.
  4. Найти и подчеркнуть в тексте предложения, иллюстрирующие отношение к Прометею и Зевсу всех героев трагедии.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с древнегреческим театром, рассмотрели жанровые и композиционные особенности античной трагедии. Дома вы прочитали одно из самых великих творений поэта Древней Греции Эсхила трагедию "Прометей Прикованный"

2. Беседа на выявление восприятия произведения.

Понравилась ли вам трагедия Эсхила?

Какие сцены вас взволновали? Почему?

Каким вы представляйте себе Прометея в начале и в конце трагедии?

Образ Прометея вдохновил не одного гения. О нём создавали свои произведения Гёте, Шелли, Байрон, Мустай Карим, композиторы Вагнер, Лист, Скрябин.

Посмотрите на картину Пьеро ди Козимо "Легенда о Прометее". Художник даёт трактовку образа Прометея, характерную для эпохи Возрождения: атлетическое тело Прометея сопротивляется нависшему над ним громадному орлу.

Обратимся к другому видению образа Прометея.

Русский скульптор 18 века Ф. Г. Гордеев полон сочувствия к Прометею, обессиленному страданием: жестокий хищник рвёт нежное, уже лишённое воли тело.

Какой из этих образов вам более близок? (Дети высказывают своё мнение)

В чём, по-вашему, заключается конфликт трагедии? (В противостоянии, поединке Зевса и Прометея)

3. Объявление темы и целей урока.

Поэтому тема нашего урока звучит так: Поединок силы физической и силы духовной в трагедии Эсхила "Прометей Прикованный".

На чьей стороне правда: всемогущего повелителя Олимпа Зевса или восставшего против него титана Прометея? (создание проблемной ситуации)

Сегодня на уроке в ходе анализа произведения мы постараемся выяснить, кто же выигрывает этот поединок: Зевс или Прометей?

А сейчас, пока мы ещё не начали анализировать произведение, немного подумайте и ответьте на вопрос: символом чего для вас является Прометей? (Ответы ребят записываются на доске)

В конце урока мы ещё вернёмся к этому вопросу и обсудим, изменилось ли ваше понимание образа главного героя.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу (В ходе опроса проводится словарная работа с терминами)

Сегодня нам предстоит в ходе анализа драматического произведения решить важный проблемный вопрос. Как вы думаете, на что нам нужно обратить внимание, что повторить, чтобы раскрыть идею автора и разрешить сложившуюся проблемную ситуацию? (Дети высказывают свои мнения, учитель выслушивает мнения, помогает и направляет) Так как форма и содержание произведения неразрывно связаны между собой, ученики должны поставить перед собой следующие учебные задачи: а) вспомнить, что такое трагедия; б) повторить элементы строения трагедии.

Что такое трагедия?

Трагедия - это драматическое произведение, в котором характер героя раскрывается в борьбе, обрекающей его на гибель.

А повторять элементы строения трагедии мы будем следующим образом. На доске прикреплены карточки с составляющими трагедии. Распределите их по порядку следования. (Один ребёнок работает у доски, остальные в тетради.)

Давайте проверим, насколько правильно вы справились с заданием. (Дети проверяют правильность выполнения задания учеником у доски. Учитель контролирует процесс проверки. В результате проверки термины на доске располагаются следующим образом:)

  • Пролог
  • Парод
  • Стасимы
  • Строфа
  • Антистрофа
  • Эписодии
  • Эксод

Какие из этих терминов являются антонимами? Поясните свой ответ.

Парод - эксод. Парод - вступительная песнь хора. Эксод - заключительная песня.

Строфа - антистрофа. Строфа - песня хора во время движения справа налево. Антистрофа - песня хора, сопровождающаяся движением слева направо.

Какое значение имеют слова эписодии и стасимы ?

Эписодий - сольная партия актёра. Стасимы - песни хора, исполняемые стоя.

Какие элементы строения трагедии не встретились вам в произведении Эсхила? (Френ - поочерёдное исполнение песен солистом и хором)

Значение какого элемента строения, встретившегося вам в трагедии, мы не рассматривали? (Эпод)

Давайте запишем в тетрадь определение этого слова.

Эпод - хоровая партия, отличная по структуре от строфы и антистрофы.

Анализ произведения (изучение нового материала).

Ребята, для того, чтобы выяснить, чья оценка образа Прометея была более верной, мы должны с вами, рассмотрев систему персонажей, выявить основные мотивы поступков героев.

Так как это задание требует обмена мнениями, предлагаю поработать в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает лист с заданием подобрать цитаты из текста к данным утверждениям и (также в задании присутствуют вопросы на анализ мотивов поступков героев) составить план своего выступления, по которому и охарактеризовать героя. (группы работают в течение 10 минут, после чего учитель предоставляет выступление участникам групп на определённом этапе изучения произведения.

Задания первой группе. Характеристика Прометея.

Что мы узнаём о Прометее из пролога трагедии?

Каким даром обладает Прометей?

Почему он отнял этот дар у людей? Как вы считаете, прав ли он?

Чему научил Прометей людей?

Знал ли Прометей о предстоящем наказании?

Докажите текстом, что Прометей сознательно "согрешил" против Зевса.

За что Прометей ненавидит Зевса?

Какая болезнь, по мнению Прометея, свойственна тиранам?

Задание группе № 2. Охарактеризуйте отношение к Прометею Гефеста, Океана и Океанид.

Докажите текстом, что Гефест сочувствует Прометею. В каких репликах это выражается?

Почему Гефест, так жалеющий Прометея, всё-таки приковывает его к скале?

Как Океаниды относятся к Прометею? Докажите свой ответ текстом.

Почему вы отнесли Океана к сочувствующим? Подтвердите свой ответ текстом.

С каким советом является Океан к Прометею?

Задание для группы № 3. Характеристика Зевса и Гермеса.

Каким предстаёт Зевс в произведении? Подтвердите текстом свои высказывания.

Кто же стоит на стороне Зевса и осуждает Прометея?

С какой целью появляется на сцене Гермес? Чем грозит Гермес Прометею?

Как бы вы охарактеризовали Гермеса?

Система персонажей

Итак, рассмотрим афишу.

Кто является главным героем трагедии?

(Прометей, его имя вынесено в название произведения)

Кто такой Прометей?

Прометей - один из титанов.

Что мы узнаём о Прометее из мифов?

Сообщение ученика о Прометее. Проверка индивидуального домашнего задания №1

Каким предстаёт пред нами Прометей на протяжении всей трагедии? Выступление первой группы.

В ходе анализа образа Прометея первой группой выясняется, что титан Прометей похитил огонь, научил людей пользоваться им и теперь несёт наказание за свой поступок. Он обладает даром предвидения, но отнимает этот дар у людей, так как считает, что трезвое приятие судьбы непосильно для людей. Учащиеся рассуждают, был ли прав Прометей, отняв дар предвидения у людей. Здесь в дискуссию могут включаться представители других групп. Учащиеся перечисляют заслуги Прометея перед людьми: научил ремёслам, искусству врачеванья и т.д.

Выясняется, что Прометей ненавидит Зевса за жестокость и несправедливость; считает, что "всем тиранам свойственна болезнь преступной недоверчивости к другу". Дети выясняют, что Прометей, зная о предстоящем наказании, сознательно согрешил против Зевса . Снова создаётся проблемная ситуация, мотивирующая детей на дальнейшее изучение произведения.

На сколько лагерей и по какому признаку можно разделить персонажей трагедии? (По их отношению к Прометею. Некоторые герои сочувствуют Прометею, некоторые осуждают)

Кого бы вы отнесли к сочувствующим? (Гефеста)

По мере называния детьми героев сочувствующих и осуждающих на доске оформляется таблица.

Кто такой Гефест?

Гефест - бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Посмотрите на экран. Атрибутами его являются клещи, кузнечные меха и пилос (шапочка мастерового) Ученик, готовивший индивидуальное домашнее задание №2 дополняет рассказ учителя сообщением о Гефесте.

Я думаю, что вторая группа поможет нам понять, почему сочувствующий Прометею Гефест всё-таки приковывает его к скале. Выступление 2 группы.

Ученики доказывают с опорой на текст, что Гефест жалеет Прометея, но бессилен что-либо сделать.

Кого ещё можно отнести к лагерю сочувствующих?

Океаниды - дочери бога моря Океана. Океан - бог внешнего моря. Слайд3. Проверка индивидуального задания. Сообщение об Океане и Океанидах.

Вторая группа продолжает свою работу, доказывая, что Океаниды со своим отцом Океаном неравнодушны к судьбе Прометея.

Какую правду о будущем Зевса откроет Прометей Ио? (что среди потомков Ио будет человек, который положит конец правлению Зевса)

Формулирование проблемного вопроса, не раскрывающего ситуацию, а "подстёгивающего" детей к дальнейшему поиску ответа.

Почему же все сочувствующие персонажи трагедии не видят смысла в сопротивлении Прометея?

Во главе второго лагеря мы поставим персонаж, которого нет в афише, но который является главной силой, противодействующей герою.

Кто это?

Зевс. Слайд 4.

Зевс - бог грома, верховный бог Олимпа. Именно он приказал Гефесту приковать Прометея к скале.

Что вы знаете о Зевсе? Проверка индивидуального задания №3. Сообщение ученика о Зевсе.

Каким же предстаёт Зевс в произведении? Выступление группы № 3 .

Можно ли сказать, что Зевс - воплощение физической силы в трагедии ? (Да)

Продолжая своё выступление, ученики 3 группы называют среди осуждающих двух прислужниц Зевса: Власть и Силу. (Они называют Прометея злодеем, человеколюбцем, совершившим грех, ненавистным богам, Зевсовым врагом)

Ещё одним посланником Зевса является Гермес.

Гермес - бог торговли, красноречия, посланник Зевса. Слайд 5.

Обратите внимание на его атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимку с крылышками и кадуцей (посох в виде двух переплетённых змей).

Говоря о Гермесе, дети отмечают наглое развязное поведение вестника богов, его раболепствие перед Зевсом. Но никакие угрозы и увещевания не смогли сломить Прометея, оставшегося верным себе.

Какого участника трагедии мы ещё не называли? (Хор )

Да, на прошлом уроке мы говорили, что неотъемлемой частью трагедии был хор, который символизировал живое участие народа в драматических действиях и создавал эмоциональную атмосферу, выражая отношение к героям.

Как относится хор к судьбе Прометея? Сочувствует или осуждает? (создание проблемной ситуации) Докажите текстом.

Почему хор советует Прометею, "упорство бросив, искать благоразумья мудрого, покаяться пред Зевсом?" (Потому что Зевс - верховный бог, никто не вправе не подчиняться его власти, борьба с ним окончится только страданиями для непокорного)

Трагическая вина Прометея, по мнению всех персонажей, - в дерзости, вызове богам.

4. Этап обобщения.

На прошлом уроке мы говорили, что герой древнегреческой трагедии должен обладать волевым характером и сильными страстями. Соответствует ли Прометей этому образу?

(Да, соответствует: он любит людей, сочувствует им, восстаёт против богов, не думая о себе и зная, что понесёт мучительное наказание, великодушен, благороден )

А сейчас, объединившись в пары, попробуйте обобщить все сведения о героях, полученные на уроке. Результатом такой работы должен быть синквейн. 1 ряд составляет синквейн о Прометее, 2 - о Зевсе, а 3 - о хоре. Выполнение задания.

Представление парами синквейнов, обсуждение работ.

6. Итог урока.

Ребята, если Зевс - воплощение физической силы в трагедии, то какой силой обладает Прометей? Прометей - воплощение силы духовной.

Как вы думаете, на чьей стороне правда? Кто побеждает в этом поединке ? Как вы разрешили для себя эту ситуацию?

Вывод: моральная победа за Прометеем, силу его уверенности в своей правоте не сломила грубая физическая сила Зевса.

Вспомните, что символизировал для вас Прометей в начале урока. Изменилось ли ваше первоначальное восприятие образа главного героя?

Образ Прометея является символом человеческого достоинства и величия, а возникшее на основе этого мифа выражение "прометеев огонь" употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке и искусстве.

Фронтальное домашнее задание: к следующему уроку найдите и прочитайте произведение Мустая Карима "Не бросай огонь, Прометей!" и подумайте: 1 ряд) в чём общность и 2 ряд) каковы различия двух трагедий о Прометее. Ответ в форме плана оформить в тетради по литературе.

Индивидуальное домашнее задание: найти, что обозначает выражение "прометеев огонь". Ваша работа будет успешной, если вы обратитесь к специальному словарю.

» Античная драма

© Дмитрий Лобачев

Анализ одной античной драмы.
Эсхил, «Прометей Прикованный»

Античная (в особенности греческая) драма само по себе уникальное явление - более пяти веков она господствовала на театральных подмостках. Эта драма была языком своего времени: от Эсхила до Сенеки она была основой для литературы, философии, для передачи мифологических сюжетов и особенного мировоззрения античных людей.

Античная драма - пристанище умов, души и мыслей целой исторической эпохи, когда человечество все еще было молодо. Это больше, чем памятник эпохи - это сердце целого мира, значение которого для нас порядком позабыто, но никак не исчерпано, уже не говоря о том, что именно античность заложила основы того мира, который мы знаем сегодня. И, несмотря на то, что я и против всяческого обожествления и преувеличения античности в истории Европы, стоит признать, что эта основа реальна, а ее влияние - значимо, хотя бы как определяющий фактор развития культуры, благодаря которой мы стали теми, кем мы есть сегодня.

Но античная драма заинтересовала меня не только потому, что это исторический памятник и «душа времени», а еще и потому, что корни этого феномена выходят за пределы хрестоматийно-греческой литературы и культуры. Основы пьес Эсхила, Еврипида, Софокла стоит искать в гораздо более ранних, архаических временах. Именно из этой архаики, до-классической эпохи берут начало сложные мифологические, культурные и психологические основы древней Греции.

Изначально драма была лишь действо - поклонением богу Дионисию. К каждому из богов, греки находи собственную форму поклонения и обращения. Дионисий был богом виноградарства и символом животворящей природы, поэтому и поклонение ему часто становилось скорее похожим на пьянку, чем на богослужение. Однако все равно со временем поклонение приобретало свои черты, например обязательный хор, или актеров, в сопровождении костюмированных сатиров, которые должны были сопровождать Дионисия.

Даже сама по себе эта традиция уже весьма красноречива - она свидетельствует о тех взаимоотношениях, которые установились между греками и их богами. Подчеркну слово взаимоотношения , т.к. в отличие от позднеримской и христианской традиции, это были отношения людей к богам, и богов к людям , когда божества напрямую принимали участие в жизни людей, не будучи абстрактно-возвышенной величиной.

В этом особенном «стиле» древнегреческой религии, кроится и корень особенностей поклонения - желание уподобится богу, стать равным ему. Например, Олимпийские игры, которые проводились как религиозные празднества, где стремление к совершенству было способом уподобления богам, или те же гуляния в честь Дионисия, где человек пытался стать таким же беззаботно-хмельным, как и сам бог виноградников. Собственно, человек всегда желает стать богом, хотя бы через одну-две «божественные» черты: всесильность, непогрешимость, бессмертие и т.д. И если христианство возвело божественное на недоступный пьедестал, где человек может надеяться на приближенность к богу только после смерти, а потому часто испытывает чувство собственной ничтожности, греки, как и другие язычники, поступили более щадяще: их боги приближены к людям, они более «доступны» для людей, с такими же слабостями и особенностями. Древний грек, стремившийся к совершенству, не испытывал настолько сильного разочарования. Уникальный пантеон «скомпрометированных» богов, которых по моральным качествам самый простой человек наверняка превосходил.

Еще один очень важный момент любого обращения к высшей силе: будь-то культ, молитва, церемония или исповедь. Человек, обращаясь к богу, в первую очередь, обращается сам к себе . В этом случае бог, или любая высшая сила - всего лишь посредник между мыслями одного и того же человека. Человеку сложно признаться в чем-то самому себе; часто именно поэтому люди идут в церковь или к психотерапевту. Но перед лицом бога человек способен открыться, ведь он признается в чем-то не сам себе, а Ему, богу, кому-то другому, кто слышит его. Поэтому любое обращение к высшей силе - это обращение, прежде всего, к себе.

Греки естественно, не первыми преподали нам этот психологический закон, столь же очевидный, сколько и отрицаемый, ведь он обнажает человека в момент его наибольшей уязвимости - при обращении к богу.

Но в чем парадокс - что веря во всемогущество богов, человек усомнился в собственном величии - забывал, что он сам и создатель своего бога. Был бы бог без веры в него? Прощает ли бог, пока человек сам добровольно не вынесет тяжесть осознания проступка и греха? В этом процессе все в первую очередь зависит от человека. Ищущий - да найдет, жаждущий - да взыщет.

Человек и есть первооснова всего религиозно - мистического, но чтобы осознать это, понять и принять породу божественного исходящую из самой личности верующего многим требуется целая жизнь, или как например, Паскалю, встреча со смертью. В своем «Мемориале» он пишет замечательные строки: «(Мой) Бог Авраама, Бог Иакова, Бог Исаака - но не бог философов и ученых». Паскаль говорит о боге, как о субъективно-личностном, таком, что понимается не на уровне возвышающихся глыб философии, теологии или наук. Запихнуть бога в книжную полку, определить свое место в сложной иерархии - разве это не главное покушение на саму божественную суть - прямо приведшее нас к Ницшеанскому «Бог - мертв». Этим и убила бога смертные.

Однако оставим на время богов, вернемся к античной драме.

Трагедия древнегреческого драматурга Эсхила, представленная в 444-443 годах до н. э. За похищение огня Гефест приковывает Прометея по велению Зевса к скале под надзором Власти и Силы. Узника посещают Океаниды, их отец Океан, царевна Ио (возлюбленная Зевса), в своих скитаниях по свету случайно попавшая к скале. Прометей рассказывает им, что он сделал для людей, выкрав огонь у богов, проклинает Зевса и пророчествует.

Действующие лица :

Власть и Сила - слуги Зевса.

Гефест - бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец Олимпа.

Прометей - в древнегреческой мифологии один из титанов, защитник людей от произвола богов, царь скифов.

Океан - в древнегреческой мифологии божество, стихия величайшей мировой реки, омывающей землю и море, дающей начало всем рекам, источникам, морским течениям; приюта солнца, луны и звёзд.

Ио - дочь аргивского царя, жрица аргивской Геры, ее соблазнил Зевс, а затем, чтобы скрыть от жены.

Гермес - бог торговли, прибыли, разумности, ловкости и красноречия, и бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников.

Океаниды - нимфы, три тысячи дочерей титана Океана и Тефиды.

[Текст цитируется по: «Античная драма» под ред. Т.Блантера - М., 1969, перевод С.Апта ]

С первых строк нас встречает почти траурная процессия - Власть и Сила (слуги Зевса) проводят к одинокой скале Прометея, чтобы олимпийский бог-кузнец Гефест, приковал его к скале, выполняя приказ Зевса.

С самого начала Гефест испытывает очень большие сомнения по поводу исполнения приговора Зевса. Несмотря на преступление - Прометей похитил огонь и отдал его людям - он чтит героя: «А я - ужель я бога, мне подобного, к суровым этим скалам приковать решусь?» . Уважение к Прометею, появляется у Гефеста отнюдь не потому, что он украл, а потому что остался верен своим убеждениям - «вот человеколюбия твоего плоды» , - говорит Гефест. Но в равной степени упрям и непреклонен Зевс - «висеть ты будешь вечно».

Прометей уподобился богам величиной своего поступка и величиной поистине «божественного» своего наказания - «висеть он должен вечно» и «не будет часа, чтобы мукой новою ты не томился».

Позволю себе сразу же провести параллель, с которой читатель наверняка уже опередил меня - а именно, мучения Христа, именно они «сделали» из него «Сына Божьего», позволив воскреснуть на третий день. Христос стал Сыном Божьим, Спасителем, только перешагнув через мучения и Смерть: сейчас же, готовится тоже делать и Прометей, буквально «обретая» божественность через лишения.

К этому же стоит добавить философское замечание, что человек проверяется «на прочность» не величиной совершенного или действия, а готовностью понести за него расплату, какой бы страшной и роковой она не была. Например, вынести раненого без угрозы для собственной жизни - это одно, но совершить то же самое, но уже под обстрелом - это другое, уже подвиг и готовность расстаться с жизнью, т.е. к такой, даже самой несправедливой «расплате» - определяет силу личности.

Этот момент выводит нас к пределам очень важного вопроса, вопроса об ответственности и выборе - т.е. нашей свободе. Прометей решает вопрос свободы и выбора однозначно - идя до конца, пускай и обрекая себя на муки, фактическую Смерть.

Он свободен, потому что в своем выборе предпочел донести огонь и не остановился перед лицом карающего Зевса. И именно сейчас, являясь прикованным к скале - как это не парадоксально он более свободен, чем тот же Гефест, который подчиняется Зевсу, но не следует собственной свободе. Для Прометея - Смерть - фактически осознанная расплата - для Гефеста Прометеева мука - приказ. В своей муке Прометей психологически свободен, в конечном счете, более чем сам Гефест, хотя именно он приковывает его к скале.

Перед тем, как приковать Прометея, Гефест воскликнул: «Как мне ненавистно ремесло мое!». Власть же, отвечает вполне логично: «Оно (ремесло - Д.Л.) - причем? Ведь разум говорит тебе, то не твое искусство эту боль родит». Гефест, направляемый Силой и Властью (буквально) Зевса - лишь инструмент, исполнитель чужой воли. Но при этом он не может оставаться безучастным, сострадает, сочувствует Прометею. И сейчас же возникает новый вопрос, как говорится, между строк: виновен ли исполнитель? Виновен ли тот, кто исполняет преступный приказ? Очевидно, что да, ведь Гефест чувствует вину, виновен не только Зевс, отдающий Прометея на муки, но и исполнитель, по - сути, палач. Можно ли нам судить исполнителя, выполняющего свой долг, виновен ли инструмент, играющий лишь свою роль?.. Но и у Гефеста выбор был, как и у Прометея.

Эту картину дополняет Власть, которая говорит: «Не брани меня за мой суровый, твердый и жестокий нрав». Иначе говоря: для Зевса и его власти (тут она просто персонифицирована) - свойственно быть от природы жесткой и требовательной. Закон суров, но он закон - говорили римляне. У Власти нет выбора, она безлика, она априори не может быть другой, в то время, как у Гефеста перед ее = Зевсовым лицом выбор был. И собственно, Гефест делает его, но не в пользу своего аутентичного желания. Однако, трагедия еще и в том, что Гефесту предстоит жить с этим, что в реальности приводило бы к неврозам и навязчивым состояниям.

На протяжении всего пролога, пока Власть, Сила и Гефест рядом - Прометей молчит. Но стоит им скрыться из виду, как он тут же «оживает» и, сперва, начинает бранить небо и все живое - «Глядите, что боги богу сделали!». Но очень скоро Прометей проявляет чудеса самообладания, и говорит очень «экзистенциальные» вещи: «Напрасен ропот! Все, что предстоит снести, мне хорошо известно. Неожиданной не будет боли». Он знал мучения, на которые шел сознательно. А если это - осознанный выбор, то и «не будет боли. С величайшей легкостью принять я должен жребий свой».

С точки зрения психологии - эта фраза эталон принятия на себя ответственности. Ели Гефест, обратившись к психотерапевту, говорил бы о муках совести, о том, что я его «Я» протестовало против его выбора, то Прометей на сеансе групповой терапии служил бы опорой для всех пациентов, показывая, что выбор, сделанный осознано и осмысленно - даже перед лицом Мук и Смерти - означает настоящую и подлинную жизнь.

В длинном монологе открывается еще одно качество Прометея: его выбор не просто «Его», его выбор - осмысленный. Его нынешние мучения, таким образом, тоже имеют смысл - и это его величайшая опора - мучения не бессмысленны! Искра, которую он тайком унес, стала «всех искусство учителем» и «началом благ». Но, несмотря на экзистенциальную подлинность своей жизни, Прометею не чужды все другие чувства, и наружу прорывается страх, переживания, обиды. И в этом заключен особый героизм, когда Прометей предпочитает мучения и пытки (хотя и боится, как и любой другой), и осознанно шел на нее, совершая Выбор, придающий его жизни Целью и Смысл, который, в конечном счете, стоит больше чем страх Смерти.

Прометей испытывает смешанные чувства: то он злорадствует, мечтая о том, что Зевс заплатит за это унижение, он не теряет свой нрав: «Ты дерзок, не сдаешься ты… не лучше ль придержать язык?» - говорят ему океаниды. Что же это? Смелость обреченного? Храбрость перед лицом возможной Смерти? Защитная реакция, обеспечивающая психикой в критической ситуации или тайная надежда на лучший исход? - «Смягчиться, уступит, заставит нужда. Уймет он тогда безумный свой гнев».

Но у злости Прометея есть еще одна причина. Наказание - и он это знает, хоть и несправедливо, однако сопутствует преступлению, с точки зрения Зевса. Т.е. Зевс справедлив относительно своей логики. Но что действительно справедливо, относительно логики обоих - и Зевса, и Прометея - так это предательство первого. Ведь, по словам Прометея, Зевс: «Обязан мне великий властелин богов!» - он сражался за Зевса против Кроноса, благодаря ему, прикованному к скале герою, Зевс и пришел к власти. И после всего этого, мученик вопрошает про свои деяния и наказание.

Обратимся, хотя бы частично, к позиции Зевса. Несмотря на то, что Зевс напрямую не появляется в драме, он присутствует незримо, в роли некой априрной силы, рока, судьбы. Зевс действительно «пренебрег несчастным людским племенем», и хотел «новый род растить ». Естественно, моральным поступком его не назовешь, но у него верховного божества - своя мораль - и ее границы значительно шире; и поэтому Прометей, тревожащийся за людей, выглядит в его глазах если не глупо, то явно не понятно. Зевс, ниспровергая в Тартар своего отца Кроноса, фактически - отцеубийства - переступил «запретную черту».

[Борьба Зевса и Кроноса - когда сын мстит отцу, желавшего в прямом смысле съесть его - показательна. Мотив борьбы сына против «несправедливого» отца - типичен и первый пример - восстание Люцифера; чьи мотивы мести были сходны, хотя причины разные. В любом случае это довольно важный момент, что месть, какой бы благородной и оправданной она не была, не является гарантией справедливости. Как сказал Уинстон Черчилль: «Убивая убийцу, количество убийств не изменится». Это тот же самый мотив, что сама по себе месть не способна удовлетворить. Только умение прощать, а не мстить, может принести душевное удовлетворение и покой. Как часто мстители становились еще хуже свергаемых и наказываемых им диктаторов. Но умение прощать не отменяет, конечно же, необходимости в справедливости. Но слова «месть» и «справедливость» разные слова.]

Чем является наказание для Прометея? Ранее мы говорили, что эта мука тождественна смерти (символической смерти): но главное, состоит в том, что у Смерти существует множество обличий. Мы говорим о Смерти, предполагая именно физический конец, что верно лишь наполовину. Ведь «смерть» - понятие искусственное «привнесенное» в культуру для обозначения и объяснения феномена Небытия - состояния противоположного Бытию. Во-вторых, даже на простом, обывательском уровне, объяснить, что такое смерть - очень сложно. Смерть это вечная неизвестность, и этой неизвестности мы страшимся больше всего.

Но проблема состоит в том, что смерть бывает разной: и для многих она имеет противоположные свойства и значения. Так, кто-то предпочтет физическую кончину духовной (душевной) смерти (напр., предательству или кого-то, или чего-то). Мы можем говорить о смерти в трех измерениях - душевной (духовной), личностной или физической (телесной). Прометей свободен делать выбор - между смертью духовной и личностной (что означало бы позволить Зевсу убить людей) и физической смертью - страданиями и пытками.

Гефест же, например, как я и говорил выше - делает собственный выбор - между телесными наказаниями и муками совести, он выбирает последнее. Но смерть духовная, личностная имеет одно отличие от физической смерти - она фактически бесконечна. «Убитый» духовно человек, способен всю жизнь испытывать глубочайшие муки совести и пытки души. Гефест, который предпочел выполнение приказа Зевса, знает о своей вине и ответственности за содеянное им зло; ему предстоит вновь и вновь «умирать» душевно, съедая себя изнутри.

Физическая смерть - богу Прометею не грозит. Но его печалит даже не смерть, а бессилие, беспомощность: «Мне пытка чахнуть на утесе каменном». Бездействие, когда Прометей лишь пассивно наблюдает за миром вокруг - истинная пытка. Дело бога - творить, свершать деяния - и эту возможность у Прометея отняли. Но к чему призывает нас этот страдалец?

Призывает ли он к мести? Готов ли он исполнить ее? Нет! Он знает, верит в то, что Зевс будет покаран, но он не жаждет мстить сам. Прометей призывает нас быть сострадательными: «Беду чужую видя, ведь без устали, кочует злополучье от одних к другим». Вспомним - «по ком звонит колокол? Он звонит по тебе». Прометей напоминает об ответственности индивида, личности - в данном случае - океанид - об ответственности за общую благость или несправедливость. Быть сострадательным - значит разделить собственную ответственность за горе, за боль, за катастрофы. Почти Сартровская мысль… Ведь все мы, в какой-то мере ответственны за «зло» в этом мире, как и все мы несем ответственность за «добро». И сострадание это шаг к такой ответственности, это разделение общего горя, принятия на себя креста муки другого. И пуская ответственность не может стать решающей в искоренении всех несправедливостей, но зло, как и добро, которому сочувствует человек от того становится делом личным, делом каждого. А уж в себе самом мы можем бороться со злом; у нас самих мы можем пестовать добро.

Океану, который выходит к Прометею, тяжело смотреть на его мучения. Но понимая, что злословить на несчастье - удел слабых, Океан говорит: «Не упорствуй в гневе, бедный мученик». Клеветать на свою беду, может каждый, но при этом не каждый может принять ответственность за нее и найти в ней смысл. Океан напоминает «не упорствуй в гневе» , ведь гнев Прометея - бессмысленный. Он лишь способен отяготить сознание.

Океан хочет помочь Прометею, но последний, вопреки всему, не хочет новых жертв: «Я на других не стану навлекать беду» и «Пустое рвенье, простодушье глупое». Но морской бог упрям, он хочет понять, почему Прометей отказывается от возможной помощи. Возможно, причина опасения прикованного мученика не только в словах об опасности для Океана? Может он сам будто жаждет наказания, потому что в глубине души надеяться обрести искомый смысл бытия. Страдание, как путь к сознанию, страдание как дар, не как трагическая поза, как часть человека и его мироощущения.

«Позорной мукой сломлен, растерялся ты, и духом пал, как скверный враг, пред собственной болезнью» - говорится ему. Предводительница Хора приободряет его мыслями о тех благах, которые он дал людям, как будто напоминая, во имя чего страдает прикованный к скале Прометей. Он же обреченно отвечает, что «умение любое - перед судьбой ничто». Судьба видеться ему страдальческой стезей, полной роковых поворотов, неопределенности, бессмысленности и горя. Размышление почти по-Шопенгауэру, который видел счастливую судьбу - в том, что она менее несчастна, чем другие. Но именно через преодоление этих бедствий вероятно, возможно подтверждение своего истинно-божественного начала. И вероятно, Зевсу придется пройти через нечто подобное, как говорит Прометей - «Зевс от предрешенной не уйдет судьбы».

Затем к Прометею приходит одна из возлюбленных Зевса - Ио, превращенная Герой в корову. «Кто к этому утесу приковал тебя?» - спрашивает она. В ответ она слышит лаконичное: «Рука Гефеста, а решенье Зевсово». Ио знает, что Прометей может поведать ей о будущем, однако он всячески уходит от ответа: «Сказать не жаль мне, только огорчить боюсь». Ио ожидают странствия и мучения, она сожалеет, что не покончила жизнь самоубийством. Но Прометей замечает, что она все равно свободнее его, ведь смерть и та судьбой мне не дарована, а смерть освободила бы меня от мук».

Ценность существования в том, чтобы быть способным сотворить собственный выбор, и даже перед лицом смерти оставаться свободным - этот феномен нравственной свободы весьма важен для контекста драмы. Эту моральную свободу Прометей ценит все равно больше, чем свободу не-свободы Гефеста или других прислужников Зевса.

Ио страдает, ее мучения слишком сильны, и Прометей, видя это, решает помочь ей. Далее следует почти терапевтическое вмешательство, в котором прикованный к скале Прометей пророчествует о ее будущем: итак, Зевс будет свергнут, «кто же против воли Зевса это сделает?» - «Один из твоих потомков, избавитель мой». «Что говоришь? Отпрыск мой спасет тебя?». Естественно, это мало отвлекает от мысли о будущих страданиях, но, по крайней мере, Ио теперь знает чего ради ей терпеть лишения и насилие со стороны Зевса. Она приобретает какую-то цель, и бессмысленность ее положения обретает свою ценность. Порожденный от Зевса и Ио ребенок станет тем, кто повергнет Зевса, т.е. Зевс пострадает сам от себя, от своей неумной страсти.

Этот смысл, найденный Прометеем в ее страданиях, как терапевтическая стратегия борьбы с лишениями судьбы весьма действенен. Да, судьбу, как и смерть нельзя победить, но найти в этой борьбе собственный уникальный смысл бытия всегда можно. Только так, девушке, превращенной в корову - в бесправное домашнее животное, готовое к закланию, можно не утратить человеческого облика души.

Но своим откровением, Прометей привлекает внимание Зевса. Как и прежде, тот напрямую не появляется, но его воле подчиняются другие боги - и перед нами предстает Гермес - «прислужник верный, самодержца нового».

Гермес - такой же слуга Зевса, как и Гефест; но если кузнец хотя бы выказывал свое недовольство, то Гермес ревностно выполняет приказы верховного бога и устраивает Прометею настоящий допрос по поводу его предсказаний.

Прометей откровенно презирает Гермеса - его исполнительность, его отношение к Зевсу. Да и Гермес не чтит узника: «к тебе проныра и брюзга брюзгливейший, богов предатель…» Казалось бы, два бога - кузнец и посланник - оба одинаково исполняют волю Зевса, и оба разделяют ответственность за совершенную несправедливость - но один из них хотя бы внутренне противится злу, другой же превратил служение в цель, ставя это выше всех прочих моральных и этических дилемм.

Мы видим, что Прометей презирает богов представших перед ним - Гефест, Гермес - потеряли собственную божественную суть, становясь слугами. Как говорилось выше - суть и начало божественного - не исполнять приказы, а созидать, творить. И именно этому искусству Прометей обучил людей, возможность акта творения легла в основу сохранения людского племени, эта искра, свободного созидания, которую он выкрал у богов, отныне перешла к людям. Но выкрал ли, или этот символический элемент боги сами затоптали, уйдя в служение Зевсу?

«В своих бедах, ты значит, и меня винишь?» - интересуется отстраненно Гермес, который до конца не понимает в чем именно его вина, ведь он даже не приковывал Прометея к скале. Он все еще не понял, что разделил ответственность за содеянное со всеми. «Всех, говоря, по правде, ненавижу я, богов, что добро мне отплатили злом» . Он презирает слуг Зевса, обменявших божественность на служение.

Мы отдаем свою свободу часто и добровольно, жертвуем ею, потому что свобода означает выбор, а выбор - ответственность, а ответственность - подразумевает тревогу за собственное существование. Именно поэтому, нам, насколько «божественны» мы не были, легче отказаться от собственной свободы, в пользу существования без тревоги.

Все дальнейшее повествование - это, собственно диалог Прометея и Гермеса. Они одновременно и похожи и противоположны друг - другу, две крайности бытия, загнанные в одно место, прикованные - один цепями, другой приказом - к одной и тоже скале. «Какая польза в том тебе, подумал ты?» , и на вопрос противника, Прометей отвечает: «Все взвешено давно уж и продумано». Это и есть часть его выбора. Он знал, на что шел. Но сейчас вопрос касается не только собственно мук, но и того не желания Прометея открывать тайну пророчества Зевсу, и это часть его маленького торжества - бог может покорить его тело, но не разум, не волю. Зевс не узнает ничего и будет томиться в неведенье. При этом Гермес спокоен - напрямую его не касается это все, он всего лишь инструмент в руках Зевса, и «бессильное неистовство» прикованного к скале мученика для него не более, чем проблема противостояния двух начал: «разумного» (к которому, по-видимому, он относит себя) и «неосторожного» (т.е. Прометея). «Раскинь умом, - говорит Гермес, - не думай, что упрямый нрав, достойнее и лучше осторожного». Вновь выбор перед Прометеем, на который он сам себя же и обрек - усугубить свое положение, молчанием и сокрытием тайны, или же рассказать все, что знает. Выбор сложный, но не для прикованного цепями к скале - «Пускай в преисподнюю, в Тартар пусть, во мрак ниспровергнет тело мое». И снова - именно тело, но не душу, не волю - которую никакой бог не может сломить и наказать.

Гермес предупреждает, что за отказ говорить, Прометея постигнет удар самого Зевса. Он обращается к Хору, но они отказываются покинуть героя в столь тяжкий час: «Сказать, что Зевс неожиданно обрушил на вас удар, теперь вы не вправе». Хор, не выступая каким-либо прямым действующим лицом, тем не менее, высказывает правильную мысль: «бойтесь равнодушных». Они не будут равнодушны к мукам Прометея, они готовы сострадать и не покинуть его в час испытания. Гермес же покидает несломленного Прометея. Тут же слышится грохот, и Прометей проваливается под землю. Его последними словами были: «Без вины страдаю - глядите!». Но его дух непреклонен, и он отстоял свою абсурдную свободу, ведь второй его выбор был между мучениями и… мучениями.

Именно в этот час, мы познаем истинную природу одиночества - когда никто не может разделить муки Прометея, несмотря на сострадание и сочувствие, и никто не может помочь ему. Так же, как никто не может в полной мере осознать муки и горе другого человека. В момент удара Зевса он один - одинок в скальном заточении, хотя перед ними были многие: и хоры, и Гефест, и Гермес, и Ио… Но именно в этот момент осознается настоящее («экзистенциальное») одиночество, перед лицом символической Смерти.

Итак, на это драма кончается. И хоть история самого Прометея далека от завершения, нам представлен здесь наиболее важный эпизод его судьбы. Вовсе не похищение огня, и не битва с титанами Кроноса - а именно эта несправедливая расплата является главным его и судьбоносным свершением. Он сталкивается, с пониманием собственной свободы и несвободы других; он видит, что значит выбор и смысл жизни, и как бессмысленна жизнь других богов. Спросить бы ему - во имя чего служит Зевсу Гермес?.. Прометей видит, что такое смерть и жизнь, и чего стоит последняя без понимания конечности и смысла. Наконец, Прометей встречает и одиночество - всеми понятый, но никем не осознанный.

И как хотелось бы сказать, что драма нас учит чему-либо, однако момент «научения», тут напрочь отсутствует, скорее мы хотим видеть какую-то мораль, какой-то вывод и поучение. Однако, Прикованный Прометей лишь образец, как картина, или как скорее, как набросок ее в этюднике. Судьба героя - вовсе не пример; а нам предстоит прожить свои уникальные судьбы, разве что данности, с которыми столкнулся Прометей - одинаковы, что для нас, что для героев античного повествования.

© Дмитрий Лобачев, 2016 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Слуги Зевса Сила и Власть привели титана Прометея в пус­тынную страну скифов на краю земли и по приказу верховного бога Гефест приковал его к скале в наказание за то, что он похитил у богов огонь и подарил его людям. Ни слова не промолвил Прометей, пока приковывал его Гефест цепями к скале, а оставшись один, стал призывать силы природы, скалы быть свидетелями его страданий. Затем появляются океаниды, дочери Океана, выполняющие в трагедии роль хора. Жаль им их родственника Прометея, же­на которого Гесиона – приходится им сестрой.

Прометей рассказывает океанидам, за что наказал его Зевс: за то, что он дал людям огонь, научил их различ­ным ремеслам, счету и письму, спас их тем самым от уготованной им Зевсом гибели. Появляется отец океанид, старый Океан, он также сочувствует Прометею и пытает­ся уговорить его покориться власти Зевса, бороться с которым бесполезно, предлагает уговорить Зевса сменить гнев на милость. Прометей от помощи отказывается и остается непреклонным.

Гонимая огромным оводом, вся в крови, покрытая пеной, несется в неистовом, безумном беге несчастная

Ио, обращенная в корову ревнивой Герой за то, что ее полюбил Зевс. Она рассказывает Прометею о своих страданиях и спрашивает его, когда закончатся ее муки. Прометей пред­сказывает ей еще долгие страдания.

Появляется быстроногий Гермес, он требует от имени Зевса у Прометея открытия важной тайны, от которой зависит власть верховного бога, а также угрожает ему новыми карами. Прометей гордо отвечает: “Я никогда не променяю своего несчастья на твое рабское прислу­живание”. После этого Зевс исполняет свою угрозу: гремит гром, сверкает молния, и Прометей вместе со скалой проваливается под землю.

Образ несгибаемого Прометея стал символическим обра­зом борца за освобождение человечества от цепей рабства, воплощением мужества и непокорного духа. К этому образу обращались в своих произведениях мастера художественного слова всех времен и наро­дов: Кальдерон, Вольтер, Шелли, Байрон, Гете, Рыле­ев и другие.

Глоссарий:

– характеристика прометея

– характеристика прометея прикованного

– яндекс

– прометей прикованный характеристика прометея

– прометей прикованный характеристика героев


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. ОЛИМПИЙСКИЕ БОГИ Олимпийские боги также являются действующими персонажа­ми драмы. Зевс ни разу не появляется перед зрите­лями, однако действие драмы изобличает в нем тира­на и жестокого...
  2. Протест против зла и несправедливости, про­тив деспотизма и жестокости царей, борьба гре­ческого народа за свободу и независимость, за права человека на умственный и физический труд,...
  3. Создавший немало прекрасных произведе­ний, Эсхил по праву считается “отцом трагедии”. Его творчество поражает широтой охвата жизни, глубиной идеологического содержания, богат­ством и монументальностью созданных образов, оригинальностью...

Эта легенда рассказывает о том, как столкнулись Прометей и Зевс в борьбе за место человека в этом мире. Прометей стал на сторону человека, и несмотря на неравные силы, ему удалось отстоять истину. Вот как это произошло.

Огонь Прометея

Люди тогда еще не знали огня. Они бродили по лесам и долинам, собирая случайную пищу, охотились на ди-ких животных. С наступлением ночи они ложились спать, зарываясь с головой в листву. Убе-жищами им служили пещеры, во мраке которых жили вместе с летучими мышами. Миром же правили боги Олим-па, красивые и всемогущие. У них во всем был достаток. Они считали, что все блага должны принадлежать только им. У богов не было соперников, кроме более древних властителей - тита-нов (в последующем, это соперничество привело к битве богов Олимпа и титанов). Посланцем мира между богами Олимпа и еще не поверженными тогда титанами был юный Прометей.

Не раз по до-роге на Олимп он встречал, дрожащих от холода и стра-дающих от болезней, людей. И хотя они никому не жаловались, Прометей их жалел и однажды не побоялся облегчить им жизнь вопреки воле богов.

В очередной раз Прометей поднимался на Олимп с жез-лом в руке. Боги к этому привыкли и не заметили, как Прометей незаметно взял тлеющий уго-лек из очага богов. Спустившись на землю, он засыпал его золой. Нашли люди огонь Прометея и взяли его к себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от порывов ветра. С помощью огня человек смог изгнать из пещер хищников, научился жарить на углях мясо, варить пищу, плавить руду и мно-гое другое.

Взглянул однажды Зевс на землю и удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Они овладели искусствами, стали определять время по небесным светилам.

Рассердился Зевс на Прометея, стал в ярости громыхать и швырять стрелы молний. Вы-звал к себе слуг Силу и Власть, приказал им отвести Прометея в холод-ную землю скифов и прико-вать его там к скале. Вместе с ними отправил бога-кователя Гефеста с молотом и толстыми желез-ными цепями.

Путь был долгим… Наконец, показались разломы скал. С вершин Кавказа повеяло вечным холодом. - Здесь! - молвила Власть, указывая на утес. - Приступай к делу, Гефест!

Гефест медлил, глядя на свой молот, кото-рый по воле Зевса должен стать орудием казни. - Поторапливайся! - приказала Сила.

Подвиги Прометея

Тяжело вздохнув, Гефест повалил Прометея на утес и при-крепил цепь острыми клиньями. Гефест отвел взгляд, чтобы не видеть пылающих глаз Прометея. - Како-го бы прекрасного помощника обрел я в кузнице, если бы не его любовь к людям, - подумал он.

Возьми и про-бей ему этим грудь! — послышался голос Власти. Гефест закрыл глаза и не глядя вбил острие в грудь титана. Дрогнул Прометей, но ни один звук не вырвался из его уст. И только когда удалились мучители, он закричал - так громко, что его мог услышать на другом краю земли его брат Атлант, поддерживающий небесный свод.

— Я не жалею, что принес людям Огонь. Пусть знает Зевс, что власть его не вечна. Он будет свергнут с Олимпа, и ведомо лишь мне одному, как мог бы он избегнуть падения!

Донеслись его слова на Олимп. И послал Зевс вестника богов Гермеса, угрожая узнику карами, если не захо-чет раскрыть тайны. Но не испугали титана угрозы. Прометей был неколебим. Стал Зевс в ярости громыхать и метать молнии. Прометей лишь хохотал ему в ответ. Тогда обрушилась по воле Зевса скала с титаном в вечную тьму, а когда Про-метей был возвращен на землю, его ждали новые муки. Отправил громовер-жец на Кавказ своего орла, приказав хищнику разди-рать когтями тело титана и клевать его печень. За ночь страш-ная рана затягивалась, печень отрастала. Орел вновь опускался на грудь Прометея, и его му-ки возобновлялись.

Веками длилось противостояние Прометея и Зевса, а вместе с ними продолжались страдания Прометея. Но столь же долгой была благодарность человека. Подвиги Прометея вдохновили людей и вселили в их сердца надежду. Поэты прославляли его как борца с несправедливостью и освободителя.

Хануман - Бог силы

Мать Ханумана находилась в то время под действием проклятия, обратившего её в ванару, носила имя Анджана и была...

Индийская богиня-мать

Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу. В одной руке она держала оружие, в другой — ...

О дачном отоплении

Система отопления дачного домика не столь сложна, как аналогичная инженерная коммуникация строения, в котором хозяева планируют...

Симон Ушаков - русский иконописец

В начале 19 века русская скульптура, отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей...

Легенды о Козероге

Козерог относится к зодиакальным созвездиям и находится в южной части неба. Оно никогда не поднимается высоко над горизонтом...

ПРОМЕТЕЙ (греч. - предвидящий, провидец) - 1) герой трагедии Эсхила (525-456 гг. до н.э.) «Прометеи прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство Эсхила расценивается как гипотетическое). В греческой мифологии П.- сын титана Налета и океаниды Климены, двоюродный брат Зевса. Похитив огонь, П. приносит его людям, за что Зевс приказывает приковать П. к горам Кавказа, чтобы ежедневно орел пожирал его печень, вырастающую в течение ночи. Пытку прекращает Геракл, убивающий орла. К мифу о П. в античные времена обращались философы, поэты, ваятели, предлагая разные воплощения этого героя и различные его истолкования. В Афинах существовали специальные празднества - «прометейи». П. прославляли как бога, который принес людям ремесла, грамоту, культуру, и осуждали (например, Гесиод), усматривая в нем причину всех бед и несчастий, преследующих род человеческий. В трагедии Эсхила П.- герой, дерзнувший противопоставить себя самодержцу Зевсу из-за любви к человеку. Величие этого подвига подчеркивается тем, что провидец П. знал о грядущем наказании, о муках, ему предназначенных, а следовательно, выбор его был осознанным. П. Эсхила, оставаясь равным богам («Глядите все, что боги богу сделали!»), в то же время испытывает все, что присуще человеку, - и боль, и страх. Но он находит в себе мужество противостоять слугам Зевса, Власти и Силе. Эсхил создал образ титанической личности, для которой нравственная свобода выше физических страданий, а счастье человечества выше собственного горя. П. не раскаивается в содеянном и не дает врагам повода для злорадства: даже стонать он позволяет себе лишь тогда, когда рядом никого нет. Благодаря всем этим качествам П. на века стал символом самопожертвования, примером борца за благо людей, за их право свободно мыслить и достойно жить. «Убить меня все же не смогут!» - восклицает в завершении трагедии П., унаследовавший от матери дар пророчества. Фраза оказалась действительно провидческой: благородный образ богоборческого героя был увековечен не только в литературе (Кальдерой, Вольтер, Шелли, Байрон, Гете, Кафка, А.Жид и др.), но и в музыке (Лист, Бетховен, Скрябин), в изобразительном искусстве, начиная с греческой вазописи и помпей-ских фресок и затем в полотнах Рубенса, Тициана, Карраччи, Пьеро ди Козимо и др. Этическая философия Эсхила, сопряженная с его богатейшей поэтикой, позволила великому трагику создать убедительный образ мученика во имя идеи, который терпел казнь несколько тысячелетий. Одновременно Эсхил на более высоком уровне развил миф о П.- создателе людей: в «Прометее прикованном» герой через подаренные им науки (строительство, письмо, счет, кораблеплавание, врачевание и т.д.) совершенствует не только тела, но и души людей. По выражению Байрона, единственным преступлением П. было то, что он хотел «облегчить страдания людей». П. не только бросил вызов Зевсу, но и доказал Олимпу, что его имя справедливо переводится на все языки не только как «провидец», но и как




Top