Каким должен быть эффективный руководитель. Качества хорошего руководителя: всё, что делает незаменимым начальника

Предлагаю вашему вниманию интересную статью Федора Нестерова, в котрой он дает яркий образ “правильного и неправильного” руководителя.

Если хочешь стать хорошим руководителем, нужно сначала понять, как выглядит хороший руководитель и как он себя ведет.

Нужно представить, какой у него правильный образ. В средствах массовой информации, литературе и кино руководитель очень часто представляется в образе человека, который идет впереди всех и личным примером увлекает всех за собой. Как командир, который перед атакой первым вылез из окопа под пули и с криком «Ура! Вперед! За мной!» побежал вперед, надеясь, что его подчиненные тоже вылезут под пули и побегут вслед за ним. Вынужден вас разочаровать – это неправильный образ руководителя. Просто большинство писателей и сценаристов никогда не были хорошими руководителями, поэтому и не знают, как он на самом деле выглядит.

Если хотите получше запомнить этот неправильный образ, чтобы не попадаться, представляйте его в виде «бурлака на Волге». Помните, есть такая картина – «Бурлаки на Волге» – огромная баржа, единственной движущей силой которой являются изможденные люди-бурлаки, которые за веревку из последних сил тянут эту баржу вперед? Руководитель, увлекающий всех за собой – такой же бурлак. А его компания – баржа, которую он в одиночку тянет за собой.

Все негативные последствия такого поведения очевидны:

  • Силы одного человека ограничены, поэтому его энергии может просто не хватить на то, чтобы сдвинуть компанию с места.
  • Пока вы надрываетесь, вы сдерживаете энергию ваших подчиненных, они скучают, ожидая шанс проявить себя.
  • Стоит бурлаку, то есть вам, остановиться, и движение вперед прекратится…

Правильный образ руководителя совсем другой – подчиненные рвутся вперед, а он только направляет их движение и регулирует скорость Правильный образ – кучер натачанке (скоростная повозка).

В тачанку впряжены лошади (подчиненные), которые рвутся вперед, а кучер (руководитель) только направляет и регулирует их движение. Он дергает за поводья, когда хочет повернуть. Голосом, а если нужно, то и кнутом он подстегивает лошадей и заставляет их бежать так резво, как ему нужно. Натягивая поводья – сдерживает движение, вплоть до полной остановки, если считает это нужным.

Такое поведение дает руководителю существенные преимущества:

  • Скорость тачанки определяется количеством и резвостью лошадей, а не энергией кучера.
  • Задача кучера не двигать тачанку, а определять – куда нужно ехать.
  • Если кучер устанет или напьется, в общем, по любой причине выйдет из строя и упадет в телегу, то вышколенные лошади сами отвезут его домой…

Хороший руководитель, прежде всего, сосредотачивается на том, чтобы создать и натренировать себе хорошую команду подчиненных: энергичных, профессиональных, управляемых, объединенных единой целью. После того, как такая команда будет создана, руководитель сосредотачивается на определении стратегии – куда идти – и организации текущего управления командой. Так, чтобы не перегружать подчиненных детальными инструкциями (на жаргоне управленцев это называется «переставлять ноги»). А, наоборот, – ставить перед подчиненными более общие задачи, предоставляя им самим полную свободу в проработке мелких деталей. Это освобождает руководителя от мелких хлопот и дает подчиненным возможность для самореализации.

Только после этого тачанка компании резво побежит в нужную руководителю сторону, не требуя мелочного контроля с его стороны. А в качестве награды – он сам получит возможность заняться лично тем, что считает важным и нужным (например, бросить поводья, упасть в телегу и посмотреть на небо).

Тема «начальства» выходит далеко за рамки наших отношений на работе. Она затрагивает такие важные аспекты личности человека, как отношения с родителями и фигурами власти, потребность в любви. И уже по этой причине составить портрет идеального руководителя просто невозможно.

С одним и тем же лидером кому-то работается хорошо, а кому-то нет. Для одних жесткий стиль руководства абсолютно необходим, другие же в полной мере способны раскрыть свои таланты лишь в атмосфере максимальной свободы и комфорта, а любое давление становится для них источником жестоких стрессов и разочарований. Одним необходимо постоянно быть в контакте с руководителем, другие предпочитают держать дистанцию...

Однако можно попробовать выделить те черты, которые отличают хорошего босса с точки зрения современной психологии.

Он знает свои сильные и слабые стороны

Многие руководители, даже высокого уровня, находятся на своих постах скорее по стечению обстоятельств. В какой-то момент они выразили готовность принять на себя больше ответственности или их продвинули по службе за достигнутые успехи. И все это, конечно, делает им честь, но никак не говорит об их умении управлять людьми.

Между тем руководитель нуждается в совершенно особых знаниях и навыках. «Руководить командой - значит перейти от «я» к «мы» и расстаться с частью своего эго, - говорит коуч и психотерапевт Селин Рикосе. - В известном смысле это противоречит человеческой природе, которая требует от нас ставить на первое место свои интересы. Поэтому необходима работа над собой: чтобы заниматься проблемами других людей, следует сначала решить свои собственные».

Начальник должен интересоваться каждым из своих сотрудников, показывать, что привязан к ним

Менеджер должен уметь организовать рабочий процесс, справляться с непредвиденными осложнениями, быстро принимать решения, нанимать подходящих сотрудников, при необходимости перемещать их на новые должности. Все это создает напряжение, справиться с которым можно, лишь зная свои сильные и слабые стороны.

«Что меня раздражает и злит в людях? Какие у меня отношения с теми, кто обладает властью? Чего я боюсь?» - хороший руководитель не может не задавать себе эти вопросы, иначе он будет проецировать на других свои сомнения, опасения и тревоги.

Чтобы стать успешным начальником, предстоит выявить свои природные таланты (самодисциплина, умение делегировать ответственность), а затем остальные навыки (например, умение налаживать коммуникацию, воодушевлять команду, разрешать конфликты) осваивать по ходу дела.

Он доброжелателен и объединяет коллег

Раньше считалось, что хороший начальник не должен привязываться к сотрудникам. Но сегодня эта точка зрения признана ошибочной.

«Нет ничего хуже, чем холодное руководство, - заявляет Филипп Роде, врач и основатель службы «Благополучие и предприятие» во Франции. - Начальник должен интересоваться каждым из своих сотрудников, показывать, что привязан к ним. Разрешая себе эти эмоции, он не подрывает, а утверждает свое лидерство и открывает возможность для обмена энергией в коллективе».

Жесткое управление результативно в краткосрочной перспективе: сотрудники боятся начальства и трудятся усерднее

Прислушиваясь к другим людям и подчеркивая их значимость, руководитель придает смысл работе подчиненных. Тем не менее положительная обратная связь до сих пор встречается куда реже, чем критика. Отчасти потому, что начальники опасаются: их мягкость может быть истолкована как проявление слабости.

Но ничто не мешает начальнику быть доброжелательным и требовательным одновременно, убежден Филипп Роде. Жесткое управление результативно в краткосрочной перспективе: сотрудники боятся начальства и трудятся усерднее. Но на длинной дистанции эта стратегия себя не оправдывает. Команда теряет творческий потенциал, а постоянный стресс может стать причиной проблем со здоровьем.

Говоря об особенностях рабочих отношений в нашей стране, коуч и бизнес-тренер Игорь Клюев подчеркивает наше умение приспосабливаться.

«Если война - мы строимся в ряды и беспрекословно слушаем руководство, видя в этом условие выживания. Но если мир - ждем заботы, возможности расслабиться и подумать о себе». Когда топ-менеджмент дает сигнал: «Мы в режиме войны», сотрудники с пониманием относятся к жесткому стилю. «Но в некритической ситуации мы хотим интересных задач и возможности развиваться. А для этого необходим поддерживающий руководитель».

Он доверяет и внушает доверие

Философ и педагог Роберт Гринлиф еще в 1970 году сформулировал концепцию «лидера-служителя», в соответствии с которой руководитель служит нуждам других - и прежде всего подчиненных. Сегодня идеи Гринлифа все более популярны.

Следуя концепции «лидера-служителя», начальник должен уметь окружать себя людьми самых разных взглядов, включая и тех, кто способен бросить ему вызов. Сочетание их талантов и порождает команду, чья эффективность намного превышает сумму возможностей каждого ее члена.

Но это возможно лишь в ситуации, когда руководитель доверяет сотрудникам, дает им шанс расти и проявлять себя. Не менее важна и способность завоевать доверие. Жалобы на то, что менеджер не держит слова, не умеет отстаивать свои идеи и сотрудников, - в числе самых частых тем для разговора в крупных компаниях. Особенно в тех, которые стремятся идти в ногу со временем и не скупятся на обучение персонала.

«Сотрудники компаний постоянно спрашивают бизнес-тренеров: а для наших начальников вы проводите тренинги? - рассказывает Игорь Клюев. - Сегодня работники быстро учатся и уже не прощают расхождения слов с делом. Если топ-менеджер продолжает руководить «по старинке», талантливые и уверенные в себе сотрудники быстро уходят из компании».

Он обладает мужеством и защищает команду

Как бы ни были важны доверие и мягкость, без настоящего мужества руководителю не обойтись. «Быть мужественным для начальника значит задумываться о собственных эмоциях перед лицом напряженных ситуаций, понимая, что его слова и действия оказывают прямое влияние на других людей», - говорит Селин Рикосе.

Главное - иметь ясное представление о том, что полезно для команды. Это позволяет настаивать на своем, вести переговоры и добиваться успеха

Очевидного мужества требует, например, способность защитить свою команду или отстаивать свои идеи перед более высокими руководителями. Мужество необходимо и для того, чтобы сообщить плохие новости подчиненному - скажем, о том, что результаты работы неудовлетворительны и стоит готовиться к увольнению.

Впрочем, Игорь Клюев полагает, что сочетание мягкости с жесткостью возможно в решении любых вопросов: «Когда руководитель объясняет «правила игры» - чего он ждет от сотрудников, какие цели стоят перед командой, все понимают, как действовать. Того, кто нарушает правила, сначала предупреждают, а если не подействует - справедливо наказывают. Коллеги это не только поймут и поддержат, но и расстроятся, если для нарушителей не будет справедливого наказания».

Поскольку сейчас вопросы экономии и повышения эффективности стоят особенно остро, лидеру иногда приходится объявлять о решениях, противоречащих его ценностям.

«Быть мужественным - означает еще и уметь выразить несогласие, - напоминает Селин Рикосе. - Это не всегда приводит к желаемым результатам, но часто позволяет найти пространство для маневра. Главное - иметь ясное представление о том, что полезно для команды. Это позволяет настаивать на своем, вести переговоры и добиваться успеха».

Его секрет в харизме, в навыке убеждения или в чем-то еще? Какого менеджера мы готовы считать хорошим? Об этом рассуждает Клэр Лью, директор Know Your Company, которая разрабатывает онлайн-программы для командных тренингов в компаниях.

1. Настоящий руководитель не руководит в прямом смысле слова

Исходя из названия должности, можно предположить, что руководителю надлежит руководить другими. Это очевидно, не правда ли? Но что же в действительности означает «руководить»?

Вместо «руководить» часто используются такие слова, как «направлять, контролировать, проверять». И все это, по-моему, совсем не то, чем должен заниматься руководитель.

Я убеждена, что лучшие руководители фокусируются на одной-единственной задаче: пытаются понять, что движет людьми, и создать среду, в которой сотрудникам будет комфортно работать под влиянием собственной внутренней мотивации.

Вам не нужно управлять кем-то или влиять на кого-то. Не нужно даже расширять чьи-то полномочия. Напротив, следует исходить из того, что у ваших коллег уже есть необходимые способности, таланты и навыки.

2. Четкость и ясность - прежде всего

Начните с того, чтобы сделать все процессы в компании как можно понятнее и прозрачнее. Знают ли ваши коллеги о том, что должно произойти? Почему их работа важна? Как должен выглядеть результат? Знают ли они, каким образом их работа влияет на жизнь компании в целом? Известно ли им, каким стандартам должны соответствовать результаты работы?

Хорошие руководители постоянно проясняют эти вопросы на совещаниях, в рассылках и во время индивидуальных встреч. Они всегда интересуются у сотрудников, что им непонятно, что их смущает и какие вопросы они хотели бы обсудить подробнее. Только обеспечив четкость и прозрачность работы, можно добиться хороших результатов. Кроме руководителя в коллективе нет никого, кто мог бы взять на себя эту обязанность.

3. Всегда предоставляйте необходимую информацию

Персонал должен пройти адекватное обучение, знать историю компании и иметь необходимые инструменты для решения поставленных задач, а также понимать, какой именно результат хотят получить владельцы компании и другие заинтересованные лица. Одним словом, работникам нужна информация.

В противном случае люди будут действовать вслепую. Нет ничего хуже, когда от сотрудника ожидают определенных действий, а он об этом не знает. В этой ситуации человек чувствует себя беспомощным.

Вопросы «Какие сложности у вас возникли?» или «Что я могу сделать, чтобы помочь вам добиться результата?», заданные подчиненным, помогут вам выяснить, какая информация им необходима, чтобы уверенно и продуктивно работать.

4. Заботьтесь о психологическом комфорте

Ваш успех как руководителя зависит от того, насколько подчиненные честны с вами. Если им трудно говорить с вами начистоту, вы рискуете потерять контроль над ситуацией, если что-то пойдет не так.

Например, если реализация проекта становится невозможна в намеченные сроки, сообщит ли вам кто-нибудь об этом заранее и по своей инициативе, чтобы немедленно принять меры? Или вы узнаете об этом, только когда партнер или клиент начнет строчить вам гневные письма в нерабочее время?

Создание комфортной среды для общения с сотрудниками заключается в том, что вы делаете первый шаг и показываете собственную уязвимость как руководителя.

Например, признаете ли вы, что вам бывает сложно? Если да, то и другие чувствуют себя вправе признать, что им тоже сложно. Или если сотрудник рассказывает о своей ошибке, поблагодарите ли вы его за честность? Если да, то готовность ваших сотрудников говорить правду сильно возрастает.

5. Задавайте правильные вопросы

Принято считать, что у успешного руководителя есть ответы на все вопросы. Общество ценит людей, способных отвечать правильно. Школьники, например, получают за это пятерки. Участники телешоу, правильно отвечающие на вопросы викторины, выигрывают миллионы долларов. Однако в нашем обществе практически не ценится навык задавать вопросы. А жаль.

Именно умение задавать правильные вопросы, по моему убеждению, является отличительной чертой хорошего руководителя.

Таким образом вы показываете, что хотите узнать больше о коллегах. Им становится психологически комфортно с вами общаться. Кроме того, вы получаете возможность узнать о своей компании совершенно неожиданные вещи.

6. Отвечайте в течение 24 часов

Около пяти лет назад я работала в другой компании. Однажды моя сотрудница рассказала мне, что попросила руководителя предоставить ей 3-дневный отпуск ближайшим летом, после обращения прошло несколько недель, а ответ так и не пришел. Она была очень разочарована.

Такое поведение руководителя - вопиющее неуважение. Возьмите это на заметку. Вовлеченность ваших сотрудников в рабочие процессы напрямую зависит от того, насколько охотно вы реагируете на их идеи, комментарии и просьбы.

7. Научитесь доверять

Пока вы - исполнитель, вы делаете все самостоятельно. В тот момент, когда вы становитесь руководителем, все меняется. Ваша задача теперь - сформировать среду, в которой другие люди могут выполнять свою работу наиболее эффективно. Вмешиваться в их дела не нужно - им нужно доверять.

Вас будут посещать мысли типа «я могу сделать лучше» - гоните их прочь. Некоторым трудно это признать, но такой подход - чистое надзирательство, иначе говоря, микроменеджмент. Если слишком много делать самому, у подчиненных закрепятся неправильные привычки, слаженной работы будет добиться очень сложно, а сотрудники будут недовольны отсутствием свободы.

8. Будьте примером для остальных

Если вы хотите, чтобы ваш коллектив выполнил какую-то задачу, покажите на собственном примере, как получить результат.

Если ваша цель - чтобы люди приходили вовремя, приходите сами раньше всех.

Чтобы ваши коллеги с большей охотой брали на себя ответственность, старайтесь сами браться за дела смелее. Никто из вашего окружения не изменится, если не изменитесь вы сами.

9. Будьте последовательны

Сотрудникам часто запрещают тратить в командировках больше определенной суммы. Но бывает так, что руководитель разрешает нарушить это правило тому, с кем у него дружеские отношения. «Это первый и последний раз», - говорит он самому себе. Как бы не так!

Применяя разные стандарты к разным сотрудникам, вы даете людям повод думать, что это нормально. Таким образом ваши сотрудники рано или поздно станут такими же непоследовательными, как и вы.

Независимо от того, сколько проработал тот или иной сотрудник в компании и какие у вас с ним отношения, необходимо относиться ко всем одинаково беспристрастно и справедливо.

10. Выстраивайте человеческие отношения

К начальству многие относятся скептически. Недавние исследования показали, что каждый третий сотрудник не доверяет своему руководителю. Постарайтесь избежать этого. Начните выстраивать доверительные отношения с коллективом.

Ваши сотрудники хотят видеть в вас не только руководителя, но и обычного человека. Такого же, как они. Делитесь с ними своими мыслями, рассуждайте на самые разнообразные темы, расскажите о своих увлечениях, в общем - обсуждайте с ними что-то, не связанное с работой.

В вашу задачу не входит непременно понравиться подчиненным. Но чем больше вы ведете себя с ними как обычный человек, тем доверительнее будут ваши отношения. И тем больше они будут верить в вас как своего лидера.

Хочу признаться, что у меня не всегда получается следовать всем пунктам. Это непросто! Буквально на прошлой неделе я поняла, что мне следует предоставлять коллегам больше информации и больше им доверять. Тем не менее вот мои десять пунктов - так мне самой будет проще их соблюдать. Надеюсь, они окажутся полезными и для вас.

На этот раз поговорим о том, какими качествами должен обладать хороший руководитель.

Статья основана на комментарии одного из читателей (огромное ему спасибо!), дополненном моими собственными рассуждениями.

Мне довелось поработать с разными компаниями - большими и малыми, и я не раз видел все нижеописанное на живых примерах.

Талантливые руководители и эффективные менеджеры:

  1. Обеспечивают четкое руководство и ставят ясные цели
    Капитан должен твердой рукой вести свой корабль по намеченному курсу. Если лидер не знает, к чему следует стремиться, его подчиненные также не могут этого знать. Я имею в виду не только конкретные проекты, но и цели компании или отдела в целом. Руководитель должен четко осознавать их и уметь донести свою мысль до сотрудников.
  2. Несут ответственность за свои действия и возлагают посильную ответственность на других
    Иными словами, они подают пример окружающим. Стандарты, которые применяются для оценки качества работы, должны быть едиными для всех. Руководитель должен делить со своими подчиненными и радость победы, и горечь поражения.
  3. Умеют решать проблемы
    Одним из общих качеств всех талантливых руководителей является умение конструктивно решать проблемы. Они не только способны быстро определить, что идет не так, но и предложить необычные пути справиться с затруднениями.
  4. Отказываются от детального контроля
    Талантливые руководители умеют эффективно делегировать полномочия. По словам комментатора, эти люди способны "уволить себя сами", то есть не вмешиваться в рутинные процессы и не стремиться контролировать каждый шаг. Умение делегировать полномочия - это вопрос доверия, кстати говоря.
  5. Принимают эффективные решения
    Лучшие руководители умеют принимать правильные решения. Они не склонны проявлять неуверенность. Они действуют быстро и без страха, а затем в полной мере несут ответственность за свои поступки (см. п.2).
  6. Ценят людей превыше всего
    Лучшие руководители осознают необходимость удовлетворить потребности как клиентов, так и сотрудников. Они готовы выслушать и обсудить любую проблему. Они понимают, что счастливые люди работают гораздо эффективнее.
  7. Распространяют свое влияние не только на подчиненных
    Разумеется, в любой компании есть своя иерархия, однако талантливые руководители имеют способы влияния на тех, кто находится с ними на одной ступени или располагается на более высоких ступенях карьерной лестницы. Во многих случаях это связано с умением общаться, управлять ожиданиями и обращаться за помощью в случае необходимости.
  8. Ценят окружающих
    Каждый из нас нуждается в поддержке и положительной оценке. Лучшие руководители осознают значимость вклада в общее дело. Это вовсе не означает, что они предоставляют своим сотрудникам многочисленные бонусы или особые привилегии. Они просто никогда не забывают демонстрировать им свое уважение и признание.
  9. Всегда честны
    Нет ничего хуже невыполненных обещаний. Руководитель, который всегда держит свое слово, достоин называться одним из лучших. Доверие - неотъемлемая составляющая отношений между начальником и подчиненным.
  10. Уравновешены и преданы своему делу
    Все великие руководители, которых я встречал, испытывали неподдельный интерес к своей работе. Они буквально дышали ею и стремились исполнять свои обязанности на высшем уровне. И при этом всегда находили время на личную жизнь. Они знали, как важно уделять достаточно времени семье. И вдохновляли своих сотрудников личным примером.

Наверняка существуют и другие личные качества, свойственные хорошим руководителям. Выше представлены 10 самых важных из них. Быть может, вы захотите дополнить мой список. Был ли у вас опыт работы с руководителем, обладающим одним или несколькими подобными качествами. Пожалуйста, поделитесь этим в комментариях.

Bernard Marr, linkedin.com
Перевод: Айрапетова Ольга

Успешное предприятие, быстро развивающую структуру, масштабную организацию может возглавлять человек, обладающий всеми ценными качествами, которые очень важны для руководящей работы. Развитые лидерские, деловые и профессиональные качества хорошего руководителя делают ценным и уважаемым среди подчинённых, а также высшего руководящего состава. Чтобы тать успешным и незаменимым, человек, занявший руководящий пост, должен непрерывно заниматься саморазвитием. Все качества, которые ему даны от природы нуждаются в огранке, а также придётся приобретать некоторые, недостающие качества и упорно над ними работать.



Хороший руководитель – это, в первую очередь, личность

Если спросить у любого служащего или рабочего, что такого выдающегося в его начальнике, первым качеством будет названо то, что касается его личностных характеристик. Высокопоставленные особы, не обременённые моральными принципами, к сожалению, встречаются нередко, однако есть и такие, которые чтят кодекс чести. Такие личностные качества необходимы человеку, способному управлять и не потому, что такие должностные требования, просто без этого невозможно стать уважаемым среди подчинённых.

Отчуждение команды, неблагоприятная атмосфера в коллективе, даже конфронтация могут быть вызваны отсутствием в начальнике необходимых нравственных особенностей. Под руководством непорядочного начальника подчинённые способны объединиться в команду, которая станет противоборствующей стороной. Управление таким коллективом очень сложное и не даёт тех результатов, на какие могут рассчитывать. Кто бы ни возглавил руководящий пост, мужчина или женщина, но если он обладает высокими моральными принципами, ждёт его почёт в коллективе.

Руководящее лицо зачастую служит примером для его сотрудников, поэтому отличная физическая форма, стабильное, уравновешенное психическое состояние, адекватное реагирование в самых разных стрессовых ситуациях могут стать отличным образцом для подчинённых. Оптимизм, бодрость духа, отзывчивость и доброжелательность по отношению не только к коллективу, но и ко всем окружающим, не только повысят рейтинг начальника в глазах работников, но и помогут ему самому в успешном развитии карьеры.





Зачем нужны деловые качества хорошему начальнику?

«И швец, и жнец, и на дуде игрец» — примерно все возможные функции должен выполнять хороший руководитель, но для этого он должен быть не только большим профи и человеком с большой буквы, а также стать деловым, прагматичным, способным вершить дела. Какие деловые качества бывают, и как они способствуют карьере успешного руководителя?

Очень ценное качество – это честолюбие, человек, им обладающий способен на большие дела, он амбициозен и настойчив, в достижении цели. Лидерство у таких людей в крови, они всегда готовы возглавлять и управлять. Умения организовать свою деятельность и людей на выполнение работы – это тоже очень важное качество делового руководителя. Хороший начальник не должен быть перфекционист, напротив он должен уметь грамотно делегировать полномочия.

Способность оперативно реагировать по любому, даже не стандартному вопросу очень помогает современному начальнику. Инициативность делового человека не даёт ему задаваться вопросом, почему это выполнять приходится именно ему, всю ответственность в решении проблемы он в основном возлагает на себя. Самоконтроль и координирование подчинённых, а также умение планировать своё рабочее время и всего коллектива, весьма эффективно в достижении высоких показателей. По-настоящему деловой руководитель не станет бояться новаторских идей, напротив он просчитает риски и если они оправданы, возглавит перспективное предприятие и поведёт за собой массы.




Большой профессионал в своём деле

Быть высококлассным специалистом – это основное требование к руководителю, так как только отлично знающий своё дело человек вправе его возглавить. К профессиональным навыкам относится образование. Высокая квалификация руководящего работника является одним из обязательных требований во многих организациях. Компетентность и опыт работы по своей специальности также считаются обязательными условиями у работодателей.

Обширное мышление, масштабное видение ситуации, быть эрудитом, стремиться к саморазвитию и карьерному росту – вот такие качества способны сделать руководителя успешным, а способность использовать новые, более совершенные методы работы помогут и коллективы стать успешными профессионалами своего дела.

По-настоящему хороший руководитель должен владеть целым набором ценных качеств, и умело применять их на практике. И не секрет, что идеальных людей, как и руководителей не бывает, но те качества, которые так необходимы, можно приобрести и отработать их до совершенства.





Top