Каким предстает старый замок. Модест Петрович Мусоргский и его живые «Картинки с выставки

Обложка первого издания «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского (под редакцией Н. А. Римского-Корсакова) 1886

Цикл «Картинки с выставки», состоящий из 10 музыкальных зарисовок и интермедии «Прогулка», был создан русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским в период с 2 по 22 июня 1874, однако идея его создания возникла раньше – весной того же года.В этот период композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана. На ней было представлено более 400 произведений, среди которых были как знаменитые творения автора, так и небольшие зарисовки, часть из которых и вдохновила композитора на создание цикла.

Говоря об истории написания «Картинок с выставки», нельзя не упомянуть и о том, что при жизни В.А. Гартман был дружен с М.П. Мусоргским, и смерть товарища и творца близкого к идеям «Могучей кучки», стала серьезным ударом для композитора.

Описание произведений

«Картинки с выставки» открывает интермедия «Прогулка », по задумке автора эта пьеса изображает композитора, ходящего по выставке картин, она несколько раз повторяется в течение цикла.

Зарисовка «Гном » исполняется в тональности ми-бемоль минор, ее отличает динамика, ломанность линий, смена моментов напряжения и спокойствия. Эскиз Гартмана, послуживший основой для этой мелодии, не сохранился, однако известно, что на нем была изображена елочная игрушка-щелкунчик.

Медленная, поэтичная, глубокая мелодия пьесы «Старый замок » в тональности соль-диез минор, напоминающая живое пение под аккомпанемент старинного инструмента, приглашает нас на прогулку по итальянскому замку, изображенного на акварели художника. В каталоге выставки эта картина Гартмана не значилась.

На смену «Старому замку» приходит легкая, солнечная, подвижная, светлая мелодия «Тюильрийского сада » в тональности си мажор. К середине она становиться более спокойной, как будто среди играющих ребят появляются няни. Завершается композиция смешиванием двух тем. По воспоминаниям соратников художника на рисунке был изображен дворец Тюльири, наполненный гуляющими детьми.

«Скот » - это мрачная, тяжелая мелодия, передающая медленный ход повозки, запряженной волами, в ее музыкальную канву вплетены славянские народные напевы. Зарисовка ярко рисует музыкальными средствами безрадостную жизнь простого народа, исполняется в тональности соль-диез минор.

В основе пьесы «Балет невылупившихся птенцов » лежат эскизы к костюмам, которые Гартман разрабатывал для постановки в Большом театре. Пьеса написана в тональности фа мажор, это легкая, чрезвычайно динамичная мелодия, изображающая смешной, хаотичный танец, который к концу произведения становится более упорядоченным.

Музыкальный этюд «Два еврея, богатый и бедный » основан на рисунках, подаренных композитору Гартманом. Композиция лежит в тональности си-бемоль минор, она напоминает живой разговор двух персонажей, один из которых изображен с помощью тяжеловесных, уверенных звуков, дополненных цыганской гаммой, а другой – тонких, жалобных мелодий.

Следующая шумная и динамичная, суетливая и легкая пьеса «Лимож. Рынок » исполняется в тональности ми-бемоль мажор, она ярко передает атмосферу наполненного сплетнями и гомоном рынка, жизнь которого, замерев на секунду, возобновляется вновь. О рисунке, вдохновившем композитора почти ничего не известно.

«Катакомбы. С мертвыми на мертвом языке » – медленное, мрачное произведение, холод и таинственность которого еще острее воспринимаются после легкости предыдущей композиции. Безжизненные, то резкие, то тихие однозвучия повисают в тишине подземелья. Эта пьеса посвящена картине «Парижские катакомбы».

Композиция «Баба-Яга » - это динамичная, выразительная пьеса, полностью оправдывает свое название. Иногда она наполняется неистовством полных аккордов, иногда становится тревожной и неустойчивой, пьесу отличают диссонансы и неравномерные акценты. В ее основе лежит эскиз, изображающий часы в форме жилища мифического персонажа.

Завершает цикл мощный, медленный ритм с крупными длительностями пьесы «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве ». Это громкая торжественная музыка, основанная на русских народных мотивах, сменяющаяся тихой мелодией. Завершается она искусно воссозданным с помощью фортепиано колокольным звоном и кодой. Пьеса посвящена эскизу архитектурных ворот в Киеве, разработанному Гартманом.

Искусство - память человечества

  1. Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времён.
  2. Легенда о Лете и Мнемозине.
  3. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского).
  4. Важнейшие эпохи в истории культуры.

Художественный материал:

  1. Живопись и архитектура: Рафаэль. Парнас. Аполлон и музы. Фрагмент «Группа муз»;
  2. Храм Афины Афеи на Эгине;
  3. Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж;
  4. Ш. Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О. Роншан.

Музыка:

  1. М. Мусоргский. «Старый замок». Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать значение искусства в жизни современного человека.
  2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  3. Наблюдать за развитием одного образа в музыке.
  4. Анализировать приёмы развития одного образа в музыкальном произведении.

Чем больше узнаёшь музыку, тем больше удивляешься - сколько в ней повторяющихся тем, сюжетов, образов. Как в жизни отдельного человека, так и в жизни всего человечества не бывает ничего лишнего, устаревшего, изжившего себя.

По-прежнему, как и в старые времена, поёт в произведениях композиторов волшебная лира Орфея, происходят сказочные чудеса, вновь и вновь возрождаются древние молитвы.

Над ними время не властно: здесь нет забвения, здесь царствует вечность. И примечательно, что на заре цивилизации, в античной Греции, фантазия людей поставила у истоков всех искусств Мнемозину – богиню памяти.

Существует даже такое предание: вблизи пещеры Трофония (предсказателя человеческих судеб) находились два источника, имеющие названия Лета и Мнемозина. Испивший из первого источника забывал свою жизнь и её тяготы, испивший из второго запоминал всё, что видел и слышал.

Лета и Мнемозина – также имена греческих богинь: богиня забвения Лета, уносит воспоминания о земном и преходящем; богиня памяти Мнемозина даёт человеку великую созидательную силу – увековечить каждое мгновение жизни.

Именно Мнемозина стала матерью всех девяти муз, покровительствующих искусствам, передав им в наследство самую поразительную способность, отличающую искусства и поныне. Это способность наделять бессмертием всё, к чему они прикасаются.

Контуры зверей, начертанные в первобытных пещерах, и лучезарные города – памятники Греции и Италии, полотна живописцев, дающие панораму лиц, костюмов и обычаев, и пламенные стихи, запечатлевшие живой жар сердца какого-нибудь неведомого нам средневекового рыцаря, – всё это неисчислимые чудеса, подаренные нам искусством.

Ушли в небытие столетия, люди и их дела, угасли страсти, но неповторимое ощущение времени, в котором нам не довелось жить, но которое мы помним самой главной памятью, данной человеку, – памятью души.

Послушайте пьесу «Старый замок» М. Мусоргского из известного вам цикла «Картинки с выставки».

Образ средневековой старины дан как воспоминание об ушедшем мире, над которым уже не властно время. Состояние вневременности, вечности передано в музыке с особой статичностью всех её выразительных средств: однообразием ритма, органным пунктом – выдержанной нотой в басу, сохраняющейся на протяжении всей пьесы, несколько отстранённой, уже словно бы внеземной мелодией, звучащей как печальная песня трубадура.

Однако эта музыка, явившаяся к нам подобно призраку, как будто из другого мира, вызывает у слушателя живое сожаление об ушедших временах с их рыцарями и прекрасными дамами, величественными замками и чудесными песнями. И именно в сегодняшнем, тёплом эмоциональном переживании заключено главное доказательство того, что искусство несёт в себе не механическую память, а именно душу времени. Прикосновение к этой душе, как к великой загадке, вновь и вновь вдохновляет поэтов и музыкантов, и они обращаются к вечным темам и образам, «примеряя» их к современности.

Вот почему и сейчас музыканты по всей России собирают исчезающие крупицы народной музыки, запечатлевшие в себе память ушедших веков, создают музыкальные коллективы, возрождающие исполнение забытых духовных песнопений, когда-то составлявших неотъемлемую часть жизни русского человека. Композиторы все чаще обращаются к древним пластам культуры, вводя в свои композиции мелодии, звучавшие много веков назад.

Так столетия ведут свой неторопливый разговор. Это разговор равных: ведь в искусстве, в отличие от других видов деятельности, нет примитивных эпох. Каждая дала свои образцы непревзойдённой силы и величия: и блистательная АНТИЧНОСТЬ, и озарённое духовностью СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, и любознательное ВОЗРОЖДЕНИЕ, и гармоничный КЛАССИЦИЗМ, и мечтательный РОМАНТИЗМ. Есть своё величие и у МУЗЫКИ ХХI ВЕКА, ещё пока не имеющей собственного названия, кроме - СОВРЕМЕННОСТЬ.

Человечеству, как и отдельному человеку, нужна вся музыка - и та, что звучит сегодня, и та, что создавалась в предшествующие века.

Чем больше «миров» открыл для себя человек в искусстве, тем более яркими гранями раскрывается перед ним жизнь. Ведь в сотни раз богаче и драгоценнее каждый её миг, если он озарён светом любви и восхищения всех воспевших его в своих стихах и своих песнях.

Вопросы и задания:

  1. Каким предстаёт старый замок в пьесе М. Мусоргского? Какие средства музыкальной выразительности участвуют в создании музыкального образа?
  2. Можно ли сказать, что прошедшие столетия живут в памяти людей?
  3. Назовите главнейшие культурные эпохи.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Мусоргский. Старый замок из цикла Картинки с выставки (2 варианта исполнения - фортепиано и симфонический оркестр), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Модест Петрович Мусоргский – вдохновенный музыкант, композитор, офицер армии императорской России, выдающийся и чувственный творец. Вдохновенный музыкант Модест Петрович Мусоргский

Он яркой звездой скользнул по небосклону российской музыки девятнадцатого века и ушел до срока, оставив потомкам множество наполненных звучанием жизни произведений, ставших частью «нашей» классики.

Сын воина, офицер, пианист, композитор, Модест Петрович задавался теми же вопросами, что большинство творческих людей, сделавших XIX век России золотым временем искусства. Как член «Могучей кучки» Мусоргский отошел от канонов классического музыкального звучания, общепринятых норм и тем исполнения, ступив на шаткий путь реалиста. Офицер Преображенского полка Модест Мусоргский

Произведения, создаваемые этим гениальным музыкантом, будь то инструментальные композиции или оперы, дышали жизнью. От повседневности до панорамного взгляда на суть вещей, Мусоргский находил вдохновение в том, что окружало его, он стремился отобразить быт и философию своей эпохи, показать уникальные особенности русского духа и окружающей его действительности, будь она красивой или печальной, при помощи данных ему многообразных инструментов звучания.

По мере возможности отходя от абстракций, Мусоргский старался показать красоту того, что видел вокруг, важность и удивительную гармонию простых вещей, окружающих каждого человека. Его произведения были злободневными, но в то же время вечными, они вобрали в себя все то, о чем задумывается, чем живет каждый человек, превратившись в звуки флейты, скрипки, фортепьяно, звуки мира.

Как детский композитор Модест Петрович Мусоргский известен мало, можно сказать, что, создавая свои работы, он не делал различий между детьми и взрослыми, музыкально «обыгрывая» реалии жизни в форме, понятной любому возрасту. Однако среди произведений Мусоргского есть такие, что стали основой для мультипликационных фильмов и детских спектаклей, вошли в программу обучения юных пианистов и композиторов, стали образцом уникального стиля Модеста Петровича. Речь идет о «Картинках с выставки».

Произведение « » долгое время оставалось недоступным для публики, оно вышло уже после смерти Мусоргского и было издано в первой своей версии под редакцией другого гениального русского композитора – Н. А. Римского-Корсакова. Последний считал, что «Картинки с выставки» – произведение великолепное, но Мусоргский допустил в нем немало ошибок, которые Римский-Корсаков постарался «исправить». Позже, произведение, сумевшее снискать огромную популярность, вышло и в оригинальном авторском варианте, а лучшее воплощение «Картинок» сумел, как признают критики, создать французский композитор , правда, его версия была оркестровой, в отличие от оригинала.

«Картинки с выставки» Мусоргский посвятил своему другу – рано умершему художнику и архитектору, создателю самобытного «русского стиля» в архитектуре Виктору Гартману. Гартман, путешествуя по Европе, создал немало картин, будто выхватывающих яркие и в то же время обыденные моменты из повседневной жизни городов и стран. Мусоргский же сумел переложить краски на музыку, воплотив художественные изображения Гартмана в звук и ритм.

Живые, звучные картины

Выполненные в виде фортепьянной сюиты «Картинки с выставки» представляют собой в определенном смысле уникальную программную музыку, разбитую на десять тем, «сшитых» воедино интермедией «Прогулка». В своем произведении Мусоргский, как автор, будто прогуливается по картинной галерее Гартмана и видит каждый раз новые, вдохновляющие сюжеты, в музыке воплощается, с одной стороны, «сюжет» картины, с другой – восприятие автором этого сюжета и его впечатления.

Создавая свои «Картинки», Мусоргский объединяет образы реальной жизни, поучительные, будто у Баха, с элементами воспоминаний о прошлом и сказочными мотивами, которые вдохновляли Чайковского, встречались у Штрауса. Обыденная жизнь и мифология «Картинок с выставки», переплетенные в живом инструментальном звучании, именно потому и стали считаться вкладом Мусоргского как детского композитора, что они одновременно интересны и поучительны. Каждая из «Картин» содержит определенную сцену или пьесу, предстающую автору на полотнах своего друга.

  • Promenade, или «Прогулка» – как уже было сказано, повторяется несколько раз в течение произведения, эта мелодия отличается существенным заимствованием из русских народных напевов, очень сильно отличается от канонов классической европейской музыки. Герой гуляет по картинной галерее, огромному залу, воплотившему целый мир, а на душе у него светло и радостно. Именно такой эмоциональный настрой призвана воплощать мелодия «Прогулки».
  • Gnomus – гном или щелкунчик крадется по темной комнате с камином, он напряжен, будто ждет опасности. Пьеса полна динамики и быстрого ритма, она воплощает тревоги и мысли сказочного гнома, то задумчивого, то торопливого, будто раскрывает навстречу слушателю этого необычного, смятенного персонажа.
  • «Старый замок» – мелодия, чем-то напоминающая пение одинокого трубадура, аккомпанирующего себе на лютне, расположившись в тени старинного замка. Тут звучат печаль и ностальгия, чувствуется скорбь о прошедших днях, мелькает яркая надежда, сменяясь тенью мрачных воспоминаний. Ностальгическая и меланхолическая, данная мелодия будто призвана напомнить о чем-то ушедшем, как слава замка, чьи штурмы и рыцари остались в далеком прошлом.
  • «Тюильрийский сад». Ссора детей после игры – пьеса исполнена в ритме и мелодике детских дразнилок и считалок. Как будто куча сорванцов играет и ругается на дорожках французского парка, а строгие няни пытаются их образумить. Суть этой мелодии светлая, солнечная, полная юной жизни и надежд, резко контрастирует со звучанием предшествующей пьесы.
  • «Быдло» – одна из самых популярных мелодий для различных мрачных творческих обработок. Она звучит в различных фильмах и художественных произведениях, подразумевающих демонстрацию несчастливой стороны жизни. Музыка, основанная на мрачном, тяжелом ритме, звучании, будто передающем шаг тяжелых воловьих копыт, исполненная в манере минорных, скорбных крестьянских напевов, содержит образ крестьянина, сидящего на телеге и погоняющего усталых волов. Телега с течением мелодии все приближается к смотрящему, следует кульминация, а затем повозка с возничим, вынужденным смиренно влачить свое унылое существование, скрывается за горизонтом. Пьеса касается мрачных раздумий, мыслей о крестьянской жизни, непростой и полной лишений.
4

4 класс. II четверть
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». «В концертном зале». «День, полный событий».
Урок № 2. «Старый замок». М.П.Мусоргский.
Цели:
Развитие способности видеть материализованную в произведении позицию автора и вступать в «диалог с ним».
Задачи:


  1. Показать, какими приёмами пользуется композитор, чтобы отразить дух ушедших времён и передать жизненность сюжета.

  2. Умение почувствовать выразительность музыки через приёмы изобразительности.

  3. Подтверждение того, что музыка – явление высокой духовности человека.

  4. Стремление возвысить ребёнка до содержательного уровня музыки как «хранилища всего самого лучшего, что придумало и пережило человечество». /В.Медушевский/

  5. Развитие ассоциативного мышления.

  6. Формирование единой вокальной позиции при пении, выразительности исполнения.
Тип урока:
Урок-состояние.
Ведущий метод:
Размышление о музыке.
Оборудование, музыкальный материал:
М.Мусоргский – «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки».
Термин «сюита»
Ю.Антонов, М.Пляцковский – «Родные места».
Ход урока.
Учитель и ученики поют приветствие:
Прозвенел звонок,
Начался урок,
Здравствуйте, ребята.
Здравствуйте, учитель.
Учитель читает фрагмент стихотворения:
В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне...
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск средневековья.
Теофиль Готье.
Учитель:

  1. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Ответы учеников.
Учитель:
Сегодня на уроке у нас будет царить музыка М.П.Мусоргского. Мы познакомимся с его произведением «Старый замок». На прошлом уроке я просила вас найти небольшую информацию о композиторе.

  1. Поделитесь, пожалуйста, друг с другом, что вы узнали об этом человеке, выдающемся русском композиторе.
Дети рассказывают о Мусоргском.
«Старый замок» - одна из 10 пьес фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского. Композитор создал её под впечатлением рисунков своего друга В.Гартмана. Что же такое сюита? Обратимся к словарю. (Это последовательность различных музыкальных пьес).

  1. Послушайте, пожалуйста, это произведение. Расскажите, что вы представляете, слушая его? Какая эта музыка? (Средства выразительности).
Слушание.
Ответы детей.

  1. Давайте напоём начало произведения как вокализ.
Предварительное разучивание и исполнение со звучащей музыкой.

    1. Как вы думаете, замок, о котором рассказывается в музыке, населён множеством людей, или он одинок?
Ответы детей.

    1. Помогает ли аккомпанемент нам это почувствовать? Какой он?
Учитель: (пояснение с музыкальными примерами)
Однообразен музыкальный ритм, гармоническое сопровождение, основанное на выдержанной ноте. Благодаря этому у нас создаётся ощущение вечности. И на этом фоне звучит мелодия, в которой заложены те ноты подлинного страдания и щемящей тоски по ушедшему. Нам всё-таки жаль, что время могучих рыцарей и прекрасных дам уже прошло.
Композитор обращается к образу средневековья – давно ушедшей эпохе, оставившей в память о себе немногие уцелевшие памятники: древние замки, песни трубадуров, ещё хранящие отблеск былых чувств и стремлений…
Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда-то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощается в пьесе «Старый замок». Этот замок – пришелец из глубины далёких веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он – воплощение вечности.
Д/З: В тетрадях нарисуйте иллюстрацию к пьесе «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки».
От жанра сюиты мы плавно перейдём к самому популярному жанру. Как вы думаете, какому? Ученики:
Песне.
Учитель:
Совершенно верно. «Родные места» - песня, которой мы завершим наш урок.
Вокально -хоровая работа. Исполнение.
Учитель:

  1. Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?

  2. Какие ощущения вы испытывали в течение урока?
Ответы учеников.

Сегодня мы рассмотрим произведение, которое создал М. П. Мусоргский - «Старый замок». Изначально оно было написано для фортепиано, однако неоднократно аранжировалось композиторами для оркестрового исполнения и обрабатывалось в различных музыкальных стилях.

История

Начнем с того, как создал свое произведение Мусоргский. «Старый замок» - это пьеса, которая является частью сюиты «Картинки с выставки». Серия музыкальных «изображений» посвящена памяти друга композитора - художника и архитектора В. А. Гартмана.

Мусоргский, «Старый Замок»: особенности композиции

Произведение было создано в 1874 г. Основой для пьесы послужила акварель Гартмана с архитектурой Италии. Эскиз картины не сохранился. Выставленные работы активно продавались, местонахождение полотна-вдохновителя неизвестно. Произведение Мусоргского «Старый замок» описывает соответствующее средневековое строение. Перед ним поет трубадур. Композитору удается оживить этого персонажа. Для этого он использует задумчивую, плавную мелодию, звучащую на фоне однообразного размеренного аккомпанемента. Такая музыка вызывает лирическое созерцательное настроение. Песня трубадура наполнена рыцарским средневековьем. Музыка передает идею, которую художник изобразил посредством красок.

Автор

Мусоргский, согласно отзывам современников, - прекрасный пианист. Он завораживал слушателей, когда садился за инструмент. Посредством звука он умел воссоздать любую картину. При этом инструментальной музыки этот композитор сочинял относительно мало. Его более всего привлекала опера. Именно ей посвящал большую часть творческих сил Мусоргский. «Старый замок», однако, относится к числу его наиболее знаменитых произведений. Он ставил перед собой художественную задачу по созданию психологического портрета и проникал в души своих персонажей.




Top