Какими должны быть актеры и актрисы. Профессия актриса

Выдался свободный вечер. Валяюсь на диване. Смотрю телевизор, щелкаю каналы. Поскольку время вечернее, смотреть решительно нечего - одни сериалы. Сериалы я не люблю, но часто замечаю одни и те же лица, мелькающие то тут, то там. Невольно задумаешься, почему это вдруг режиссер выбрал на главную роль данную актрису? Смотришь и не понимаешь! Да, симпатичная, спору нет, да, молодая - само собой, но почему ОНА, а не тысячи других? Будучи в силу профессии страшно любопытной, попыталась я выяснить, легко ли попасть на большой экран, или это привилегия избранных?

Сами понимаете, что вся киноин-дустрия страны сфокусирована у нас в одном месте - в Моск-ве. Поэтому если решили поп-робовать себя на актерском поприще, езжайте в столицу. Только запомните три главных момента.

1 У вас должен быть диплом актрисы. Без диплома ни одну большую роль не получите, а следовательно не прос-лавитесь. Если возраст позволяет, то лучше попытать счастья и попробовать поступить в Москве. Главное, помните -таких, как вы - сотни тысяч (если не миллионов)!!!

2 Если вы, так сказать, приезжая, дип-ломированная актриса, то срочно на-нимайте педагога, дабы избавиться от «акцента». Стоить педагог по сценичес-кой речи будет недешево, но пока не из-бавитесь от «говора», путь на площадку вам будет заказан.

3 Очень важно обзавестись актерс-ким портфолио. Фотографии, где вы в купальнике, в разных позах - никому не нужны (хотя в полный рост фото не помешает). Нужно лицо крупным пла-ном, с самыми разными эмоциональны-ми состояниями. Фото должны быть ка-чественными, распечатанными на бумаге и на электронном носителе (дис-кете, диске, флэш-карте).

Актерских агентств хватает на всех! Координаты легко найти через Интер-нет. Посидев полчасика за компьюте-ром и выписав нужные координаты, са-жусь на телефон. Дозвонившись, с ходу представляюсь и упоминаю, что я дипломированная актриса. В большинстве агентств с меня потребовали 1500-3000 рублей только за то, чтобы занести ме-ня в их базу данных. «А сколько актрис у вас в базе?» - «Около тысячи!» Нес-ложный подсчет заставил меня заду-маться. «И скольким девушкам вы наш-ли работу?» - «Актрис выбирает заказчик, мы тут ни при чем. Может случиться так, что вас завтра же пригласят на главную роль!»

Войдя в базу данных актерских агентств (чем больше, тем лучше), вы по-вышаете свои шансы. Но имейте в виду, что большинство агентств липовые - соб-рали деньги и сгинули. Поэтому внима-тельно изучите работу агентства: сколько лет оно работает, какие известные ак-теры состоят в базе, для каких проектов подбирали актеров из данного агентства, с какими проектами идет работа, и соот-ветственно подбор актеров на данный момент. Спрашивайте, не стесняй-тесь - вы ведь отдаете свои деньги!

Оказалось, что есть ак терские агентства, где ни-чего «при входе» пла-тить не надо или сумма невелика. Решила податься туда. За-полнила анкету приложила свои фотографии. И отправилась восвояси... Не успе-ла вый-ти из зда-ния - позво-нили и предло-жили роль в одной из передач, где мне следо-вало сыграть де-вушку легкого поведения, от-равившую свое-го любовника, который когда-то был ее пре-подавателем в вузе.

Запомните глав-ное! Если вы решили стать настоящей акт-рисой и видите это сво-ей единственной про-фессией, никогда не снимайтесь в массовках и в различных передачах. Это моветон (дурной вкус). Сразу отказывай-тесь, требуйте по меньшей мере роль в эпизоде.

Через три месяца мне позвонили из одного из агентств и предложили эпизодическую роль в одном из детективных сериалов «Только оплата труда у нас низкая, вы уж из- вините. Всего 150 долларов за съемочный день»... Позже выяснилось, что работать я буду два съемочных дня, точнее, 2 часа вечером.

Я как порядочная девушка явилась на кастинг, но никакого кастинга не бы-ло. Женщина-режиссер взяла меня на роль сразу. Соревноваться с другими актрисами в мастерстве не пришлось. «Только умоляю, убери свой акцент!» -посоветовала мне она, и протянула толстый сценарий, из которого моими были 10 реплик.

В настоящее время расценки на работу актеров в день по Моск-ве таковы:

500-1000 рублей массовка (на площадке придется провести целый день и вечер!)

Актерская игра минимально 2000-6000 рублей съемка в программе (полдня съемки и полдня репети-ция). Придется проя-вить свой актерс-кий талант во всей красе.

2000-8000 рублей эпизодическая роль (сама работа может за-нять не более получа-са, больше времени потратите на ожида-ние своей очере-ди). Здесь жела-телен не только диплом, но и та-лантливая иг-ра.

От 8000 -главная роль. Оплата за день, если это сериал, ес-ли полнометражный фильм - и того боль-ше.

Но не спешите со-бирать чемоданы и рваться на заработ-ки. Если вам и удаст-ся где-то сняться, то скорей всего это бу-дет ваша первая и последняя роль. Прежде чем «пойдет откат», слишком много денег и усилий придется вложить в себя любимую. При-чем усилий как мо-ральных, так и... аморальных.

Снявшись в нескольких эпизо-дических ролях, я обнаружила, что у меня есть тщес-лавие, и что за последние пару месяцев оно очень выросло. Надо было что-то с этим делать. Например, запо-лучить главную роль в одном из сериалов - ни больше ни меньше... Пришла на аудиенцию к одному очень важному человеку (фамилию назвать не могу - сами понимаете), которому на днях предложили снимать сериал на ТВ. По-казала себя во всей красе, прочитала все известные мне монологи. «Ну что ж! Я готов тебя взять! Красивых девушек много, красивых и умных - чуть мень-ше, красивых, умных и талантливых - очень мало. Вот ты попадаешь в пос-леднюю категорию!» - «Правда?! А ког-да съемки?!» Я уже видела себя извест-ной актрисой, раздающей автографы. «Скоро! Через месяц начнем! У тебя бу-дут съемки почти каждый день!.. А сей-час... сделай мне минетик для начала». Мне показалось, я ослышалась. «А как ты думала? Все не так просто в этом мире!»... Значит, это не мой мир!

Через что попасть в кино

1. Через родственников (как ближ-них, так и очень дальних)

2. Через связи (хорошие знакомые в кинематографе)

3. Через мужа/любовника

4. Через деньги (заплатив энную сум-му, ты попадешь хоть на главную роль и без образования, но сумма должна быть очень большой)

5. Через... ну вы догадались

6-го не дано! К превеликому сожале-нию, в нашей стране происходит все только так, и это при том, что ежемесяч-но выпускается в России около 30 фильмов.

Готовы к полной отдаче, во всех смыслах этого слова? Тогда вперед! Ну а кто не готов и не принимает политику нашего кино, может податься в Голли-вуд, например... Только не забудьте, когда достаточно прославитесь, напи-сать мне оттуда, специально прилечу и возьму у вас интервью!

Марианна Вольская

Схожие по тематике статьи

Женщина + карьера + ребенок

Сколько оставаться дома после рождения ребенка, каждая женщина решает, исходя из собственных возможностей. Есть такие, что выскакивают « в люди», не дождавшись первых шагов ребенка, кто-то превращается в домохозяйку на три-четыре года…

Служебный роман или как избежать сексуальных домогательств со стороны начальника

Ну что плохого в том, что мужчине нравится его коллега — дама? Это же вполне естественно. Да, естественно, если забыть, что очень редко такой роман заканчивается счастливой свадьбой. Ольге Н., психологу по образованию, предложили должность…

Как провести отпуск без стресса

Ни для кого не секрет, что отпуск может превратиться в сплошную головную боль. Начать с того, что не так просто решить, куда поехать. Обещанные «пять звезд…

В России функционирует огромнейшее количество учебных заведений. Какие-то из них пользуются большей популярностью, какие-то – меньшей. И это не всегда связано с престижностью ВУЗа, колледжа или техникума. Например, пороги всех театральных учебных заведений, независимо от того, престижный это ГИТИС или мало кому известная театральная студия, каждый год неизменно оббивают невероятно большое количество молодых людей, мечтающих получить профессию актрисы или актера.

В России функционирует огромнейшее количество учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов всех направлений деятельности. Какие-то из них пользуются среди абитуриентов большей популярностью, какие-то - меньшей. И это не всегда связано с престижностью ВУЗа, колледжа или техникума. Например, пороги всех без исключения театральных высших и средне-специальных учебных заведений, независимо от того, престижный это ГИТИС или мало кому известная театральная студия, каждый год неизменно оббивают невероятно большое количество молодых людей, мечтающих получить профессию актрисы или актера.

Что заставляет их стремиться стать одним из служителей Мельпомены? У каждого свои цели. Кого-то манит перспектива стать известным и знаменитым. Кто-то гонится за "длинным рублем", поскольку уверен, что все актеры имеют более чем приличный доход. А для кого-то эта профессия является единственной возможностью проявить свои творческие способности и ежедневно дарить людям радость. Однако, независимо от того, какие цели преследует будущий актер или актриса, мало кто из поступающих в театральные ВУЗы и студии оказывается готов к тому, что работа в театре или киноиндустрии - это не только блеск рампы или всенародная любовь, но и тяжелей труд, способный "сломать" даже самого сильного и стойкого. И особенно это касается актрис, о профессиональной деятельности которых мы сегодня и поговорим.

Кто такая актриса?


Профессиональная исполнительница разноплановых женских ролей (как главных, так и второстепенных) в театральных постановках, кинолентах, видеоклипах или рекламных роликах, руководствующаяся сценарием и указаниями режиссера-постановщика.

Название профессии произошло от латинского actor (исполнитель), что прямо указывает на род деятельности специалиста - исполнять роль, играть кого-то. История профессии уходит корнями в глубокую древность, когда шаманы и ворожеи разыгрывали целые представления для своих соплеменников, чтобы добиться их послушания. Появление первых актеров принято относить к временам Древней Греции.

Однако поскольку в древнегреческих театрах выступать на сцене (да и вообще присутствовать на представлении) могли только мужчины, женщины-актрисы были только в труппах бродячих комедиантов, которые представляли собой античный народный театр. Профессионально заниматься актерской деятельностью актрисы смогли только в эпоху Средневековья, когда на театральных подмостках начали "ставить" светские пьесы.

Примечательно, что если профессиональные обязанности первых актрис были существенно ограничены шаблонностью и одноплановостью типажей, то после появления знаменитой Системы Станиславского (начало 20 века) работа актрис вышла далеко за пределы простого исполнения ролей. Современные актрисы, не только разучивают тексты роли и создают образ посредством использования внешних инструментов (костюма и грима), интонаций, взглядов, мимики и движений тела, но и принимают активное участие в обсуждении характера и типажа персонажа. Они буквально вживаются в роль, "примеряя" на себя описываемые в сценарии события и привнося в пьесу ситуации из реальной жизни.

Какими личностными качествами должна обладать актриса?

Так как описываемая нами профессия является творческой, то любая актриса, прежде всего, должна обладать ярко выраженным артистизмом и способностью к перевоплощениям. Кроме того, добиться успеха в актерской карьере актрисе помогут такие личностные качества, как:


Если же говорить о профессиональных знаниях и навыках, то хорошая актриса должна владеть не только актерским мастерством, но и знаниями в области основ психологии, современной и классической литературы, жанрово-ролевой специфики, музыкальных направлений и хореографии. Помимо этого, актриса, занятая в театральных постановках должна обладать сильным голосом, безупречной артикуляцией и способностью к естественному общению с коллегами по сцене.

Преимущества профессии актрисы

Не сложно догадаться, что главным преимуществом профессии актрисы все без исключения представительницы слабого пола считают возможность стать знаменитой и популярной. И в самом деле перспектива стать второй Мерлин Монро, Грейс Келли, Любовью Орловой, Алисой Фрейндлих или Ириной Муравьевой имеется у каждой талантливой актрисы. И нужно для этого совсем немного: счастливое стечение обстоятельств, огромное желание и гигантская работоспособность.

Одновременно с народной любовью и востребованностью у режиссеров актриса может рассчитывать и на увеличение гонораров, размер которых способен вызвать зависть у среднестатистического обывателя. Если верить журналу Forbes, то общий доход, например, Анастасии Заворотнюк составляет порядка 1 миллиона долларов, а вот Светлана Ходченкова, которая уже успела покорить не только отечественный кинематограф, но и Голливуд, по некоторым сведения только за один съемочный день получает больше 4000 долларов.

К несомненным преимуществам данной профессии также можно отнести:

  • частые гастроли - позволяют долго и много путешествовать;
  • много общения - причем с самыми разными людьми, в том числе и с уже добившимися жизненного и профессионального успеха;
  • разнообразие - работа актрисы и скука, понятия совершенно несовместимые, а потому трудовые будни служительниц Мельпомены никогда не бывают "серыми" и монотонными.

Недостатки профессии актрисы

Сразу скажем, что актерская работа имеет не только преимущества, но и недостатки. И самым главным недостатком профессии актрисы является то, что того самого стечения счастливых обстоятельств можно ждать не один год (и даже десяток лет). Ярким примером тому может послужить карьера Людмилы Артемьевой ("Таксистка", "Кто в доме хозяин", "Сваты" и т.д.), которая шла к своему профессиональному успеху долгих 18 лет.


К слову, среднестатистические актрисы (то есть, те, кому не посчастливилось родиться "под счастливой звездой") не могут похвастаться большими гонорарами. Так, согласно статистическим данным, среднемесячная зарплата актрисы театра сегодня составляет около 20-30 тысяч рублей. При этом большая часть заработков уходит на поддержание своего привлекательного внешнего вида, так как "лицо" артистки - это ее визитная карточка и один из основных "инструментов" работы.

Тем девушкам, которые решили для себя выбрать эту профессию, не стоит также забывать и о том, что за внешним блеском и благополучием работы профессиональная деятельность актрисы скрывает в себе:

  • практически полное отсутствие личной жизни - постоянные репетиции, съемки, гастроли, обсуждения сценария и т.д.
  • риски для здоровья и жизни - выполнение различных трюков может стать причиной травм, а съемки "на натуре" при неблагоприятных погодных условиях - возникновением острых и хронических заболеваний;
  • походные условия - во время гастролей артисткам иногда приходится забывать не только о том, что такое уют и комфорт, но и том, что такое горячая вода в номере гостиницы или полноценный обед в ресторане;
  • большая конкуренция - в театральных ВУЗах и студиях обучается огромнейшее количество будущих артисток, а вот успеха добиваются только единицы.

Ну и самое главное, популярность - дама непостоянная. История отечественного кинематографа знает немало примеров, когда артистки, еще недавно купавшиеся в лучах всенародной любви, сегодня "тонут" в забвении. Их никто не приглашает на съемки кинолент или в театральные постановки, а значит и гонораров они не получают.

Где можно получить профессию актрисы?

Для того чтобы стать актрисой , совсем не обязательно иметь профильное образование, достаточно быть талантливой и удачливой. Очень многие известные артистки (например, Ия Саввина, Вера Глаголева или Фаина Раневская) либо вообще не имели актерского образования, либо получали его уже будучи знаменитыми и популярными.

Но необходимо принимать во внимание, что обучение в театральных ВУЗах или студиях - это не просто освоение азов актерского мастерства, но и возможность проявить свой творческий потенциал ведущим режиссерам. Ведь в учебных заведениях, как правило, очень часто проводятся мастер-классы, творческие встречи, студенческие постановки, в ходе которых режиссеры и известные актеры не только делятся профессиональными секретами, но и присматриваются к будущим артисткам. Поэтому мы все-таки рекомендуем сначала окончить профильное учебное заведение, и только потом пробовать свои силы на актерском поприще.

Выбирая профессию актрисы, будьте готовы к тому, что вам потребуется много работать. И начнется это с самого начала – с подготовки поступления в высшее театральное училище.

Прежде чем подавать документы и проходить конкурсный отбор, проанализируйте свою артистическую состоятельность. А именно: есть у вас хотя бы зачатки актерских навыков, была ли возможность выходить ранее на сцену, хорошо ли вы себе представляете – что такое актерское ремесло. Если вы считаете, что у вас есть опыт, вы владеете азами актерской профессии и обладаете хорошими данными и талантом – подавайте документы.

Следующий этап – выберите театральный ВУЗ. Это просто. Выберите город, в котором вы хотите учиться и подайте документы во все театральные ВУЗы этого города. Таким образом, у вас будет намного больше шансов пройти до конца отборочные туры, конкурс и поступить.

Предварительно побывайте на кафедрах этих учебных учреждений, получите информацию о процедуре приемных экзаменов, поговорите с педагогами, проконсультируйтесь у них о нюансах прохождения туров. Ведите себя корректно, постарайтесь запомниться и понравиться преподавателям.

Для того чтобы иметь возможность подать документы в экзаменационную комиссию абитуриент должен пройти прослушивание, состоящее из трех туров.

На первом туре потребуется наизусть прочитать стихотворение, басню и отрывок прозы. На втором вас могут попросить спеть и проверить пластику. На третьем – прослушают обязательную конкурсную программу. В разных ВУЗах свои предпочтения, поэтому заранее поинтересуйтесь – что входит в прослушивание в каждом конкретном учебном заведении.

О датах и времени прослушиваний вам нужно узнать в приемной комиссии. В назначенный день вам потребуется записаться в список желающих пройти прослушивание. Постарайтесь и обуться удобно – вам потребуется провести в ВУЗе много времени.

Во время прослушивания мастер курса или другие педагоги зададут вам несколько вопросов – это обычная практика. Постарайтесь успокоиться, взять себя в руки и уже с первых минут произвести хорошее впечатление на приемную комиссию.

После краткого представления себя прочтите свою программу. Если вы не видите на лицах педагогов восхищения вашим талантом и восторга от услышанного – не расстраивайтесь. Это для вас прослушивание – во многом судьбоносное мероприятие, а для этих людей – обычная рутинная работа. После окончания программы вежливо попрощайтесь и выйдите из аудитории.

Допустим, все три предварительных тура вы прошли – наступил черед экзамена, на котором вы покажете обязательную программу. Это самый строгий и напряженный экзамен. Случается, что приемная комиссия заседает до глубокой ночи. Если все сложилось хорошо, и вы успешно прошли экзамен – вам останется пройти коллоквиум и написать сочинение.

На коллоквиуме постарайтесь проявить себя эрудированным человеком, любящим свою будущую профессию, знающим историю театрального искусства и блестящих представителей этой профессии. С сочинением все понятно и так.

В случае прохождения всех туров прослушивания и основных экзаменов, двери театрального ВУЗа гостеприимно распахнутся перед вами, и начнется следующий этап в покорении актерского Олимпа – учеба и овладение профессией актрисы.

Несколько полезных советов.

Начните процесс подготовки к экзаменам не менее чем за год. Подготовьте на каждую позицию несколько вариантов: три басни, три стихотворения, три отрывка из прозы. Во время прослушивания вас могут попросить прочесть еще что-нибудь, и к этому нужно быть готовой.

Не стоит выбирать для прочтения шедевры не подходящие вам ни по возрасту, ни по опыту. Довольно смешно молодая девушка, читающая трагический монолог умудренной жизнью немолодой женщины. Возьмите материал, который будет вам подходить по возрасту и жизненному опыту, который вы сможете понять и донести до зрителя.

Не читайте отрывки длинной две-три страницы, вас никто не будет дослушивать до конца. Выберите и не очень длинный отрывок, в котором вы сможете себя проявить, и в то же время не успеете утомить комиссию.

Ведите себя естественно, не нужно демонстрировать преувеличенных эмоций, закатывать глаза, ломать руки и говорить неестественным голосом.

Также не стоит демонстрировать свои ноги вплоть до уровня, откуда они собственно растут. Для девушек на экзаменах обязательна, но она должна быть вполне корректной до колен и приличного фасона. Также не увлекайтесь чрезмерным количеством косметики.

Подготовку к вступительным экзаменам лучше вести с репетитором, у которого есть опыт работы в театре. Лучше всего, если это будет преподаватель театрального ВУЗа. Но на экзаменах, ни в коем случае не говорите о том, что вы занимались с профессиональным преподавателем. Также вы можете пойти на подготовительные курсы непосредственно при ВУЗе.

По поводу подготовки к экзаменам в театральный ВУЗ можно рассуждать долго. Но есть одно условие, которое обязательно должно соблюдаться, если вы серьезно настроены получить профессию актрисы: вы должны любить театр всей душой и сердцем, быть готовой посвятить этому искусству всю свою жизнь.

Что отличает хорошего актёра от плохого? Есть такое известное выражение Т. Эдисона, ставшее крылатым: «Гений - это 1 % вдохновения и 99 % старания», и не менее известная его вариация: «Гений - это 1 % таланта и 99 % тяжелой работы». В соответствии с системой Станиславского , обучение также начинается с долгой и кропотливой работы над собой. Она состоит, во-первых, из развития профессиональных актёрских качеств, во-вторых, из тренировки умения использовать специальные приёмы сценической игры. Первый блок будет рассмотрен в этом уроке, второй - в следующем.

Определение качеств, которыми должен обладать актёр

Качества актера - это личностные характеристики человека, в комплексе обеспечивающие возможность успешно играть различные роли.

В отличие от конкретных умений, например, способности вовремя засмеяться или показать удивление, профессиональные качества объединяют в себе целый комплекс умений и способностей, из-за чего невозможно в одном занятии подробно рассмотреть каждое качество. Поэтому в данном уроке будут описаны общие черты того, какими качествами и навыками должен обладать хороший актёр. Кроме того, артисту сцены необходимо не только иметь определённый набор личностных и профессиональных характеристик, но и постоянно, ежедневно работать над собой, совершенствуя своё мастерство. Поэтому для каждого качества приведены рекомендации и упражнения по его тренировке и развитию. Рассмотрены они будут в соответствии со структурой, его последователями и учениками:

Первая группа «Качества любого хорошего актёра» - это те умения, которые необходимы любому человеку для применения актёрского мастерства в жизни вне зависимости от того планирует ли он использовать их для игры в театре или съёмках в фильме, или же просто хочет выглядеть правдоподобно, объясняя своё часовое опоздание на работу. В отношении данных характеристик можно смело применять «необходимый минимум» - это то, что должен знать и уметь каждый.

Вторая группа «Профессиональные качества» необходима в большей степени профессионалам, тем, для кого актёрское мастерство - ремесло. Эти качества связаны с работой на сцене, взаимодействием с актёрами, зрителями и многими другими важными составляющими актёрской деятельности.

Качества любого хорошего актёра

Развитое внимание

Любой человек делает свою работу лучше, если его ничего не отвлекает, а только на предмете текущего занятия. Не исключение и актёры, для которых жизнь на сцене невозможна без способности к наблюдательности, умения переключать и фокусировать внимание в рамках сценической среды.

В связи с этим одной из основ внутренней техники актёра является - избирательная направленность восприятия во время представления. Многие наши читатели, знакомые с , возможно, заметят, что при определённом уровне подготовки умение концентрироваться становится произвольным. Это действительно так, но в случае с искусством актёрского перевоплощения всё обстоит значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в быту наше внимание движимо безусловными рефлексами, другими словами - инстинктивно. Во время разговора мы никогда не задумываемся над тем, как стоять или сидеть, как управлять голосом и т.д. Но для артиста это имеет значение, ведь он в настоящей сценической среде должен уделять внимание всем аспектам игры - речи, жестам, мимике, позе, суфлёру, и при смене событий менять и направленность своего восприятия.

Достичь успеха в плане развития этого качества актёру помогут следующие рекомендации:

  1. Не старайтесь держать во внимании слишком много деталей. Это приводит к так называемым актёрским зажимам: непроизвольным действиям на сцене, которые выдают вашу неуверенность. Помните, что для внимания любого человека работает правило « ».
  2. Внимание и краткосрочная память являются навыками, которыми можно целенаправленно управлять, используя, к примеру, игровые приёмы. Как это сделать, читайте в специальном уроке « » на нашем сайте.
  3. Внимание очень сильно зависит от текущего и физического состояния человека, например, насколько он выспался, не тревожат ли его сегодня личные проблемы. Старайтесь всегда выступать в хорошем расположении духа. С этой целью можно использовать йогу и .

Также К. С. Станиславский считал, что процесс совершенствования навыка должен быть постоянным: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки». Кроме того, для обучения сценическому вниманию создан комплекс специальных упражнений:

Упражнение 1. Возьмите незнакомую картину, посмотрите на неё внимательно в течение 5 секунд, а затем постарайтесь вспомнить все детали. В дальнейшем берите большие полотна со сложными рисунками.

Упражнение 2. Возьмите в каждую руку по карандашу и начинайте одновременно рисовать: правой - круг, левой - треугольник. Важно заканчивать обе фигуры в один момент. Также можно писать разные цифры или буквы.

Детальнее о сценическом внимании, этапах изучения этого актёрского навыка читайте в нашего блога. Больше полезных упражнений для его развития можно .

Ораторские способности

«Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене… голос должен петь в разговоре и в стихах, звучать по-скрипичному, а не стучать словами, как горох о доску» , - писал К. С. Станиславский. Умение , произносить речи, которые давно стали риторики (а таких немало в драматургии) - важное качество не только для или университетских лекторов. Одну и ту же речь можно произнести так, что все уснут, или наоборот будут ловить каждое слово. Многое зависит от оратора, поэтому каждому начинающему актёру важно развивать свою сценическую речь .

Также следует уделять внимание и развитию своего голоса, его звучания. Для этого нужно выполнять комплекс упражнений на постановку дыхания, артикуляцию, тональность, дикцию. Вот некоторые из них:

Упражнение 1. Развитие дыхания. Исходное положение: стоя, руки от плеча до локтя в горизонтальном положении (параллельно полу). От локтя вниз (предплечья и кисти) - висят вертикально. Вдох через живот, на выдохе выговариваем звук «п» и делаем круговое движение предплечьями и кистями, плечо остается зафиксированным. На следующий выдох делаем 2 круговых оборота, потом 3 и так до 6. Затем уменьшаем скорость с 6 до 1.

Упражнение 2. Дикция. Постарайтесь воспроизвести звук забивания гвоздя в стену, лошадиного топота по асфальту, спуска тетивы лука. У вас должен получится не банальный «цок», а что-то по образцу «свсы», «тзцу», «взси», другими словами - расчленяйте действие на звуки, которые слышите.

Воображение и способность мыслить творчески

Чувство правды - это умение ощущать правдоподобность (реалистичность) совершаемого действия. Оно связано в первую очередь с пониманием принципов человеческих поступков, логики и стимулов действий играемого героя. Во-вторых, это - способность актёра различать естественные эмоции и поведение от неестественных, причём не только чужие, но и свои собственные. Мешают развитию чувства правды «физические зажимы» - состояния, которые притупляют реализм и естественность (желание выделиться, скованность, самоконтроль). Избавляться от них, К. С. Станиславский рекомендовал в 2 этапа:

  • Развитие правды простых физических действий. В жизни мы заливаем чай кипятком, размешиваем сахар, пьём, не задумываясь о природе этих действий, выполняя их автоматически. Простейшие физические действия понятны и близки каждому, поэтому стоит начинать именно с их тренировки в рамках сценической среды, постепенно двигаясь в сторону правдивости эмоций.
  • Развитие логики и последовательности. Физические действия инстинктивны, но в театре события вымышлены и происходят, к примеру, за пару столетий до нашего времени, в связи с чем бытовые инстинкты дают сбой. Поэтому актёры должны подчинять свои действия и последовательности, выполняя их как в жизни, ведь без этого чувство веры развить не удастся.

Как уже говорилось выше, не последнюю роль в деле обеспечения чувства правды играют воображение и фантазия - качества, которые позволяют актёру объяснять и оправдывать действия своего персонажа. Искренность роли, переживаний и эмоций достигается не только благодаря эмоциональному отклику, но и способности поверить в поступки героя, встать на его место, чтобы понять их природу. Без этого хорошей правдивой игры не бывает.

Эмоциональная память

Сценическая свобода

Говорят, что умелого фехтовальщика всегда можно определить по тому, как он движется: его жесты плавные, но достаточно умелые, в каждом шаге видится уверенность, как и в любом движении - холодный расчёт. Такое представление, возможно, немного романтизировано, но отображает общую суть - люди разных профессий перемещаются по-разному. Не исключение и актёры: позы, жесты, даже банальная ходьба которых должны отличаться свободой.

Под свободой понимается естественное поведение актёра на сцене, когда он не играет, а живёт. Она приобретается в процессе развития такой составляющей актёрской техники как . И в , и его последователями, в частности, движению отводилось место главного средства внешней техники актёра. При этом они утверждали, что каких-то особых методик обучения новичков искусству правильно двигаться нет: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы».

В данном отношении актёру следует развивать такие качества как пластичность и контроль над мускульным напряжением. Пластика - красота движения, грация, выразительность артиста - внешний облик совершаемого движения. Контроль над напряжением позволяет актёру правильно выполнять движения - не механически, но и не подчеркнуто гиперболизировано или небрежно. Поскольку недостаток движения для современного человека стал явлением привычным, актёру нужно уделять должное внимание своему . Вот несколько упражнений:

Упражнение 1. Научитесь танцевать. В обучении театральному искусству танцы - классический предмет. Ничто не развивает пластику лучше, чем вальс или полька.

Упражнение 2. Кукла-марионетка. Представьте, что вы кукла-марионетка, которая после представления висит на крючке в гримёрной. Постарайтесь изобразить позу максимально приближённо к положению куклы. А теперь представьте, что вас «повесили» за шею, далее за руку, плечо, и даже ухо - тело фиксировано в одной точке, всё остальное - расслаблено. Выполнение этого упражнения несколько раз в день поможет развить пластику тела и освободиться от мышечных зажимов.

Упражнение 3. Стойте на одной ноге так долго, сколько сможете. Обычно продлить это время помогает сосредоточение на воображаемом объекте. Можно, к примеру, мысленно пройти ежедневный путь из дома на работу или в магазин. От чрезмерной нагрузки мышцы через какое-то время расслабятся, и мышечное напряжение после возвращения в нормальное состояние пройдёт.

Другие упражнения описаны в .

Качества профессионального актера

Обаяние и харизма

Задумайтесь, как много актёров вы знаете всего и сколько из них можете назвать харизматическими. Не так и много, правда? Харизма - это свой стиль, то, что позволяет выделяться среди других, особенность и даже исключительность. Харизма - это когда роль, которую «примеряли» на себя сотни актёров, ассоциируется лишь с одним именем. Спросите любителей «бондианы» кто сыграл Джеймса Бонда лучше всех и большинство вам ответит - Шон Коннери.

Сейчас ошибочно бытует мнение, что актёр обязательно должен быть красивым. На самом деле это не так: он обязательно должен быть обаятельным. Вспомните Адриано Челентано, который своей игрой, манерой, стилем, влюбил в себя целое поколение, при этом, не обладая незаурядными внешними данными. Красота имеет значение, но далеко не так часто, как харизма и обаяние, превращающие хорошего актёра в лучшего.

Коммуникабельность

Актёрство - это непрерывный процесс общения. Это внутренний диалог с целью понять роль, профессиональная коммуникация с коллегами и отточенный навык вербального и обращения к зрителю. Такова суть театрального искусства и ремесла актёра.

Развить коммуникативные навыки несложно, достаточно взять на вооружение три несложных закона общения:

  • быть открытым и дружелюбным, формировать установку на взаимопонимание;
  • улыбаться, проявлять истинный интерес к собеседнику;
  • уметь слушать.

Умение справляться со страхом

Фобия публичного выступления является одной из самых распространенных среди жителей США. Да и большинство из нас, наверное, испытывали чувство волнения, сталкиваясь с необходимостью выступать перед численной аудиторией (а иногда и перед парой человек). Актёрам ещё сложнее, ведь их выступление нельзя разбавить неформальными приёмами, к тому же, они связаны не только с произнесением речи. Поэтому хороший артист должен уметь перед зрителем и сценой. Это качество нужно развивать в себе, тренируя не только профессиональные навыки, но и уверенность, сосредоточенность, .

Психическая уравновешенность

Железные нервы нужны не только для преодоления страха перед сценой. Издержки профессии актёра таковы, что он постоянно находится в поле зрения режиссёра, публики, критиков, журналистов. Поэтому ему нужно уметь держать удар, адекватно воспринимать и реагировать на критику, поощрять конструктивность в ней, которая способствует развитию талантов и качеств, задаёт направление для совершенствования.

Трудолюбие и работоспособность

Съёмки и репетиции занимают очень много времени в жизни актёра и ему нужно быть готовым проводить значительно больше стандартного 8-часового рабочего дня на площадке, порой жертвуя отдыхом и личными интересами. Здесь не обойтись без терпеливости, выносливости и устойчивости в плане больших нагрузок.

Знание теорий, жанров и приёмов театрального искусства

Вряд ли вы бы доверили ремонтировать сантехнику человеку, который не понимает разницы между разводным и гаечным ключом. Аналогичная ситуация и с ремеслом актёра. Непосредственно на способность сыграть роль это влияет не критично, но стать профессионалом без багажа специальных знаний невозможно. И первый шаг для всех, кто хочет овладеть искусством перевоплощения - знакомство с видами и .

Музыкальные и хореографические навыки

Музыка развивает слух - учит слушать, улавливать темп и ритм, что необходимо для развития навыков сценической речи и не только. Не обойтись актёру и без хореографии, которая помогает развить пластику, добиться естественности, преодолеть скованность в движениях.

Вкус, эстетика, чувство гармонии

Драматург А. Н. Островский от своих актёров требовал развитого эстетического вкуса, без которого невозможно понять ни суть театра, ни природу персонажей. Без него, без чувства гармонии сам актёр не может понять красоту, максимально передать то, что требует образ и характер постановки. Эстетические способности угадываются в каждом аспекте техники - речи, движениях, эмоциональной наполненности игры.

Стремление совершенствоваться

Свои качества и навыки актёр должен развивать постоянно, прогрессировать от роли к роли, оставляя лучшее и избавляясь от ненужного. Дело здесь не только в конкурентной среде, где идёт постоянная борьба за главные роли и успех, но и в желании реализоваться, которое обязательно должно быть. Опыт обогащает эмоциональный багаж, а каждая роль - шаг выше в плане профессионального развития.

Честолюбие, стремление к успеху и славе, целеустремленность

Честолюбие - социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия направленные на достижение целей, самореализацию. По сути - это устойчивый положительный мотив, заставляющий человека двигаться к своей мечте. Без любви к занятию, без осознания его значимости для себя и других, без желания делать то, что делаешь хорошо и постоянно прогрессировать, любая работа превращается в мучение, даже такая интересная как актёр.

Другие качества

Здесь речь пойдёт не совсем о качествах, а, скорее, о направленности развития личности для того, чтобы стать хорошим актёром.

Ораторское мастерство. Выше мы указывали, что сценическая речь и риторика тесно взаимосвязаны. Занятия по технике речи являются обязательным предметом во всех без исключения театральных вузах. Поэтому, для составления более полной картины и получения необходимых знаний, рекомендуем пройти тренинг по на нашем сайте.

Логическое мышление. - это один из основных элементов внутреннего самочувствия артиста. Всё то, что в жизни совершается на основе бытовой логики инстинктивно, в театре - наигранно. Но актёр должен стремиться воссоздать логическую последовательность, не только в действиях, но и в мыслях, стремлениях своего героя. «Если все области человеческой природы артиста заработают логично, последовательно, с подлинной правдой и верой, то переживание окажется совершенным», - учил К. С. Станиславский.

Лидерство. актёр должен обладать по ряду причин. Во-первых, быть лидером значит брать и нести ответственность за свои поступки, быть инициативным, всегда искать возможности достичь большего. Во-вторых, лидерство немыслимо без умения налаживать эффективную коммуникацию и строить отношения с окружающими, что очень важно в плане командной работы. В-третьих, главные роли - это довольно часто образы незаурядных личностей, лидеров, и понять их, а, следовательно, и сыграть лучше, может тот, кто имеет развитые лидерские качества.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Наверное, любая девушка в детстве мечтала стать актрисой и блистать на сцене для восторженных зрителей. На сегодняшний день профессия актрисы довольно востребованная, особенно в сериалах. Но, как стать актрисой? Многие думают, что это очень сложно, нужно иметь специальное образование и обладать недюжинным талантом. На самом деле все намного проще. Нужно, всего лишь, поставить перед собой цель и понять актрисой какого жанра Вам бы хотелось стать.

Для того чтобы стать актрисой, необходимо сделать несколько значимых шагов в своей жизни и запомнить несколько важных правил.

Что нужно чтобы стать актрисой

Множество девушек считают свою внешность неприглядной для актерской профессии. Но, задумайтесь хоть на минутку - все ли актрисы имеют модельную внешность и интересно ли нам смотреть фильмы с участием только лишь длинноногих красавиц с безупречной внешностью? Нет, потому как одна внешность не может передать характер героя, а вот в сочетании с костюмом и словами появляется образ. В театральных ВУЗах все студенты разные, здесь нет одинаковых типажей. Поэтому, первый шаг, перед тем как стать актрисой - избавиться от комплексов и поработать над собой. Вы и Ваш образ должны запомниться зрителю - это залог успеха.

С комплексами и внешностью мы определились. Теперь приступим непосредственно к актерской профессии. Здесь есть несколько вариантов:

  • Можно поступить в театральный ВУЗ на актерский факультет и учиться у мастеров своего дела. В таком случае путь к славе на большую сцену Вам открыт. Но перед этим нужно закончить театральную студию. Помните, чтобы стать актрисой, нужно тренироваться. Подберите для себя хорошего педагога, посмотрите работы его учеников и, если Вас все устраивает, смело записывайтесь к нему на занятия;
  • Если Вы с раннего детства задумываетесь над тем, как стать известной актрисой, то в этом случае нужно брать индивидуальные уроки у нескольких педагогов, чтобы максимально быстро освоить азы этой профессии. Стоит также посещать всевозможные актерские тренинги и кастинги - для Вас сейчас это лучик надежды;
  • Ну, а если Вы хотите сделать себе богатое портфолио, и в будущем стать востребованной актрисой, то лучше всего прийти в театр и предложить свою помощь как доброволец. Во многих постановках есть эпизодические роли, благодаря которым Вас могут заметить. Предложите режиссеру постановки свои услуги, отметив при этом, что Вы имеете начальные познания в актерском искусстве и готовы работать за минимальную плату. Скорее всего, он согласится. Так Вы приобретете бесценный опыт, научитесь взаимодействию с другими актерами и зрителем.

Кастинги в жизни актрисы

Чтобы понять, как стать знаменитой актрисой, необходимо пройти множество кастингов. Не найдетесь, что на первом Вам повезет. Так бывает, но очень редко. На первом кастинге нужно освоиться и понаблюдать, как проходит отбор. Но не стоит опускать руки, а вдруг повезет? Помните одно - нельзя теряться. Сосредоточьтесь на Вашем партнере и не смотрите в камеру без просьбы режиссера. Забудьте о съемочной группе – для Вас ее нет. Стеснение оставьте в стороне и покажите запланированный образ.

Постоянно оттачивайте свое мастерство, и удача обязательно Вам улыбнется.

Как стать актрисой, да еще и известной? Сложный вопрос. Из тысячи выпускников театральных ВУЗов звездами становятся единицы. Но если Вы таки решили стать известной и востребованной, то взвесьте все плюсы и минусы, так как профессия актрисы очень сложная и требует жертв. Если вы считаете, что игра стоит свеч, тогда все карты Вам в руки. Добивайтесь намеченной цели и не жалейте ни о чем!




Top