Какое полное название зоологического музея. МГУ, зоологический музей: символ, экспозиция, экскурсия, отзывы

История музея.

Научно-исследовательский зоологический музей Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова ведет свою родословную от Кабинета натуральной истории, основанного при Московском императорском университете в 1791 г. Первоначально Кабинет пополнялся в основном за счет частных пожертвований: среди наиболее значимых - собрание Семятического кабинета натуральной истории и Музей П.Г. Демидова.

Почти все музейные собрания университета погибли в Московском пожаре 1812 г; сохранилась лишь небольшая часть кораллов и раковин моллюсков. В 20-е г. из восстановленного Кабинета было выделено зоологическое собрание, которое составило основу одноименного музея, размещенного в новом аудиторном университетском корпусе (бывший дом Пашкова). Принцип организации был систематическим, долженствующий иллюстрировать естественную систему животных. В 1822 г. была опубликована первая опись коллекций музея, включавших более 1 тыс. экземпляров позвоночных и около 20 тыс. экземпляров беспозвоночных животных.

С 1804 по 1832 гг. музей возглавлял выдающийся ученый-зоолог Г.И. Фишер - ученик К. Линнея, автор первых научных трудов по фауне России. В 1832 г. он разработал проект организации Отечественного музея естественной истории в Москве по образцу классических национальных музеев Франции, Англии и Германии. Однако этот проект не был принят (музея такого типа в России нет и до сих пор).

В 1837-1858 гг музей возглавлял К.Ф. Рулье - основатель российской школы экологов. Главное внимание он уделял изучению отечественной фауны, придавал большое значение сбору серийных материалов, причем не только по современным, но и по ископаемым животным. Благодаря следованию такой концепции к концу 50-х гг. в музее было накоплено уже более 65 тыс. экз.

Большую роль в развитии Зоологического музея сыграл проф. А.П. Богданов, руководивший им с 1863 по 1896 гг. В этот период фонды были разделены на экспозиционные, учебные и научные, начата систематическая учетная работа с ними. В 1866 г. музей был открыт как публичный, к концу столетия его экспозицию посещали до 8000 человек в год.

В 1898-1901 гг специально для Зоологического музея, который возглавил проф. А.А.Тихомиров, по проекту акад. Быховского было возведено здание на углу Большой Никитской ул. и Долгоруковского (Никитского) пер., сохранившееся без конструкционных изменений по сей день. В 1911 г. в Верхнем зале была открыта для посещения новая систематическая экспозиция.

В 20-е гг., в здании были размещены рабочие помещения Научно-исследовательского ин-та зоологии, Плавморнина, с 1930 г. - службы и подразделения вновь организованного Биологического факультета Московского университета, в структуру которого был введен сам музей. В эти годы (с 1904 по 1930) музей возглавлял проф. Г.А.Кожевников. При нем в стенах музее сформировались ученые-зоологи, труды которых впоследствие получили всемирное признание: специалисты по беспозвоночным животным акад. Л.А.Зенкевич, проф. Боруцкий; энтомологи проф. Б.Б.Роддендорф, проф. Е.С.Смирнов; ихтиолог акад. Л.С.Берг; орнитологи проф. Г.П.Дементьев, проф. Н.А.Бобринской, проф. Н.А.Гладков; териологи проф. С.И.Огнев, проф. В.Г.Гептнер. В 1931 г. Зоологический музей был передан в ведение Музейного отдела Наркомпроса (до 1939 г.) и получил название "Центральный государственный зоологический музей". Объем научных фондов кначалу 40-г. достиг 1,2 млн. экз.

В июле 1941 г. все залы музея были закрыты. Часть научных коллекций была эвакуирована в Ашхабад, остальные были размещены в Нижнем зале. В марте 1942 г. были открыты для посещения оба зала второго этажа, в 1945 г. - также нижний. Эвакуированные фонды были возвращены в 1943 г. В 50-е гг. основным событием стало освобождение здания музея от служб Биологического ф-та в связи с его переездом в новое здание МГУ на Ленинских горах, что позволило существенно улучшить размещение научных коллекций.

В 70-80-х гг. (директор О.Л.Россолимо) музей претерпел полную реконструкцию. За счет освобождения "крыльев" здания, занятых под жилые помещения, была увеличена площадь фондохранилищ, разгружены экспозиционные залы.

Научная часть музея.

Научная часть музея в настоящее время включает 7 секторов: зоологии беспозвоночных животных, энтомологии, ихтиологии, герпетологии, орнитологии, териологии, эволюционной морфологии. Численность научных штатов - 26 чел. Среди них - ведущие в мире специалисты по систематике отдельных таксонов безраковинных и раковинных моллюсков, ракообразных, клещей, жесткокрылых и двукрылых насекомых, бычковых рыб, пустынных грызунов. Основное направление исследований - анализ структуры таксономического разнообразия, включая систематику, филогенетику, фаунистику. Ведутся разработки в области теоретической таксономии. Ежегодно издаются труды музея под общим названием "Исследования по фауне" (вышло 34 тома), публикуются научные монографии (за последние годы не менее 20, среди них фундаментальная сводка "Млекопитающие Евразии"), каталоги коллекций (в первую очередь типовых, также Демидовской коллекции моллюсков), методические пособия по их хранению. При поддержке музея издаются 4 научных журнала в области зоологии.

Фонды музея.

По объему фондов Зоологический музей МГУ входит в число первых десяти крупнейших музеев мира по данному профилю, занимает второе место в России (после Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге). Его научные фонды в настоящее время включают более 4,5 млн. единиц хранения. Ежегодный прирост научных коллекций - около 25-30 тыс. ед. хр, причем значительный вклад вносят отраслевые институты Российской Академии Наук Проблем эволюции и экологии, Океанологии, Географии и др. Наиболее обширные коллекции - энтомологические (около 3 млн., из них жуков - свыше 1 млн.); весьма значительны собрания по млекопитающим (200 тыс.), птицам (140 тыс.). Из регионов наиболее полно представлена Палеарктика.

Особое научное значение имеет коллекция типовых экземпляров (около 7 тыс. ед.хр.), документирующих открытия новых для науки таксонов животных - видов и подвидов, которых на основе коллекций музея за всю его историю описано более 5 тысяч.

Большую историческую ценность имеют: коллекция раковин моллюсков, принадлежавшая П.Г. Демидову, с которой начался Кабинет естественной истории; собрание насекомых Г. Фишера, послужившее основой для написания им знаменитой "Энтомографии"; немногочисленные экспонаты птиц и млекопитающих, во времена Г. Фишера и К. Рулье демонстрировавшиеся на занятиях со студентами и публичных лекциях (например, череп горной гориллы, имеющий инвентарный No 1); сборы Н.А. Северцова и А.П. Федченко второй половины прошлого столетия, организовавших первые систематические исследования горных территорий Средней Азии.

Среди более поздних поступлений большое значение для исследований по систематике имеют: всемирно известные коллекции жуков В.И. Мочульского и бабочек А.В. Цветаева; коллекция наземных и морских беспозвоночных, собранная Семпером в конце прошлого столетия на Филиппинах и до недавнего времени считавшаяся утраченной; сборы млекопитающих и птиц из Перуанской Амазонии, Вьетнама, Монголии; оологическая коллекция птиц Палеарктики.

Библиотека.

Научная библиотека музея насчитывает около 200 тыс. ед.хр. преимущественно специализированных изданий по зоологии. Среди особо ценных - прижизненные издания конца XVIII - начала XIX вв К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Г. Фишера. Достопримечательность библиотеки - книги и оттиски из личных собраний ученых-зоологов С.И. Огнева, Н.И. Плавильщикова, Г.П. Дементьева и др.

Экспозиция.

В современной экспозиции выставлено около 7,5 тыс. экспонатов. Общий принцип ее построения сохранен прежним: два зала отведены под систематическую часть, один эволюционно-морфологический. В Нижнем зале размещены беспозвоночные, рыбы, амфибии и рептилии. В Верхнем зале птицы и млекопитающие. Ключевая концепция систематической экспозиции - демонстрация таксономического разнообразия животных мировой фауны. Задача эволюционной экспозиции - демонстрация действия основных законов и правил макро- эволюционных преобразований морфологических структур.

В экспозиции выставлены преимущественно представители массовых видов. Наряду с этим, имеются и уникальные объекты: например, полный скелет стеллеровой коровы, чучело странствующего голубя (оба эти вида были истреблены человеком 200 лет назад). Среди экспонатов, особо привлекающих посетителей, можно отметить два чучела большой панды - одного из редчайших животных, коллекции очень ярких и крупных тропических бабочек и жуков; наконец, изготовленные около 100 лет назад ажурные скелеты позвоночных животных.

Основу экспозиции составляют натурные объекты: чучела и скелеты наземных позвоночных животных, фиксированные в спирте тотальные экземпляры рыб, амфибий и водных беспозвоночных, высушенные и расправленные насекомые. Также используются элементы ландшафтного принципа: некоторые объекты смонтированы на имитациях естественного субстрата. Натурные объекты сопровождаются схемами и текстами, несущими информацию о таксономическом положении, распространении, особенностях биологии и морфологии, принципах действия отдельных морфологических структур.

Многим чучелам и препаратам - десятки лет. Они изготовлены такими выдающимися мастерами-таксидермистами, как Ф.Лоренц, позднее - В. Федулов, Н. Назьмов, В. Радин.

В музее имеется художественный фонд, включающий более 400 рисунков и картин выдающихся отечественных художников-анималистов: В.А. Ватагина, А.Н. Комарова,Н.Н. Кондакова, Г.Е. Никольского и др. Часть картин выставлена в постоянной экспозиции.

Работа с посетителями. Музей - детям.

Научно-просветительная работа на базе экспозиции ведется силами экскурсионно-экспозиционного отдела с 10 сотрудниками. Ежегодно экспозицию музея посещают 190-200 тыс. человек, организуется около 1700 экскурсий по 15-18 темам.

На базе лекционного зала действует образовательный центр "Планетариум". Лекции разрабатываются и читаются учеными специалистами в соответствующих областях знания. Их тематика охватывает биологию, историю, искусство, архитектуру.

При музее работает зоологический кружок для старших классов. Проводятся занятия на базе фондовых коллекций музея, лекции по эволюции и биологии животных, выезды на природу.

Музей открыт ежедневно кроме понедельников с 10 до 18 час.

Адрес: 103009 Москва К-9, ул. Большая Никитская, д. 6.
Контактный телефон: 203-89-23.

Зоологический музей - подразделение университета, и с первых дней своего существования он был в некоторой степени учебным пособием. К тому же Биологический факультет (до 1955 г.) и различные лаборатории и кафедры, предшествовавшие ему, размещались в одном здании с коллекциями, и студенты действительно могли знакомиться с животными одновременно с учебными занятиями. Отсюда, между прочим, берут свое начало практикумы, и поныне составляющие основу специальных курсов на кафедрах Биологического факультета.

Но музей «работал» не только на студентов и сотрудников университета. Уже с первых лет своей истории, пусть с перерывами, музей был открыт для публики. Не вдаваясь в статистические выкладки, скажем только, что число посетителей в целом постоянно росло, и сегодня посещают примерно 100 000 человек в год. Приятно отметить, что большинство из них - дети.

Что же можно увидеть в нашем музее?
Только современных животных, если не считать полного скелета мамонта, «встречающего» посетителей у лестницы на второй этаж. Ранее музей располагал некоторым числом ископаемых остатков животных, теперь они находятся в Палеонтологическом музее.
Представителей всех групп животных, от одноклеточных (в основном, конечно, это муляжи) до птиц и млекопитающих.
Наша экспозиция - систематическая. Сохранен традиционный порядок расстановки экспонатов, берущий начало с учебной коллекции. Животные расставлены в систематическом порядке, тип за типом, отряд за отрядом, в соответствии с представлениями о степени их родства и о ходе эволюции животных.

Основное разнообразие животных, от одноклеточных до рептилий, сосредоточено в , на первом этаже музея. Над ним находится , целиком занятый птицами и млекопитающими . И тоже на втором этаже помещается , так называемый костный зал, экспозиция которого посвящена показу внутреннего строения позвоночных животных, на примере которых иллюстрируются различные аспекты эволюции строения в этой, столь важной для человека, группе.

В коридоре второго этажа расположена экспозиция "Зоологический музей в истории Московского университета: коллекции и люди" , посвящённая истории музея от момента его основания в 1791 г. в стенах Московского университета до наших дней. Здесь можно посмотреть на те экспонаты, которые появились в музее при его первом директоре, Фишере фон Вальдгейме; познакомиться с музеем в период его расцвета при директорстве А.П. Богданова во второй половине XIX века; проследить за непростой историей музея в XX веке. Приятно отметить, что экспозиция составлена из натуральных экспонатов - свидетелей своего времени. Историческая экспозиция будет интересна как специалистам - биологам и музейным работникам, так и всем, интересующимся историей отечественной науки.

(МГУ) будет очень интересен. Он расположен в самом центре Москвы и отлично подходит для семейного посещения.

Зоологический музей МГУ обладает второй по количеству экспонатов коллекцией в России и входит в десятку крупнейших музеев данного профиля в Европе. Он же является и рабочей лабораторией для российских биологов: его научные фонды в настоящее время включают более 8 млн единиц. Среди его экспонатов встречаются такие, которым более 100 лет. Отметим, что все его экспонаты, за малым исключением, являются представителями современной фауны. Ископаемые останки древних и вымерших животных входят в коллекцию другого, .

Самое сильное впечатление посещение музея оказывает на детей. Они с удовольствием входят в неизведанный мир и целиком окунаются в атмосферу новых открытий. Для этого в музее созданы все условия: группировка экспонатов, пояснительные таблички при них, работа увлечённых своим делом экскурсоводов и масса различных мероприятий. Но и для взрослых поход в этот музей становится воспоминанием своего школьного детства. Тем более что цены в нём невысокие, с возможностью без ограничений делать фотоснимки.

Расположенный в старинном, впечатляющим монументальной изысканностью здании, Зоологический музей МГУ очень мало изменился за последние десятилетия. В его залах чувствуется дух советских времён, заметный и в организации и обслуживании экспозиций, и в состоянии экспонатов. Смотрители залов, экскурсоводы, служащие, работают «не за страх, а за совесть». Такая старомодность придаёт музею особое очарование.

Зоологический музей МГУ был основан в 1791 году при Императорском Московском университете. Назывался он в то время Кабинетом натуральной истории. Во время войны с Францией 1812 г. он почти весь выгорел и был старательно восстановлен. Изначально Кабинет планировался как масштабное учебное пособие для студентов биологического факультета, который до 1955 г. располагался в том же здании. Практически с момента открытия музей был доступен и для широкой публики.

Режим работы

Вт*: 10.00 - 18.00 (касса до 17.00)
Ср: 10.00 - 18.00 (касса до 17.00)
Чт: 13.00 - 21.00 (касса до 20.00)
Пт: 10.00 - 18.00 (касса до 17.00)
Сб: 10.00 - 18.00 (касса до 17.00)
Вс: 10.00 - 18.00 (касса до 17.00)

* - Кроме последнего вторника месяца

Выходные дни

Понедельник, Последний вторник месяца

Стоимость билетов

От 100 руб. до 300 руб. в зависимости от категории посетителя и программы посещения.
Фото- и видеосъемка входит в стоимость билетов.

Правила посещения

Стандартные.

Дополнительная информация

В музее проводятся интерактивные занятия, научно-популярные лекции, детские праздники, фестивали и дни рождения. Работает кружок юных натуралистов.

Вам может понравиться

Галерея

Избранные отзывы

Оценки посетителей:

Июнь 2017
Самое интересное было на втором этаже, т.к. мы попали в царство птиц с яркими оперениями, райских птиц, и млекопитающих. Очень богатая коллекция чучел, в хорошем состоянии, дает полное впечатление о животном мире земли. Очень много родителей с детьми, даже с грудными. Нужно посещение Зоологического музея совмещать с московским зоопарком. Хуже не станет никому.

Май 2017
Случайно зашёл... И не пожалел! Открыл для себя совершенно новый музей с историей и пониманием мира флоры для россиян, с момента зарождения интереса официально в России! Познавательно - Наглядно! Шикарное помещение! Но ремонт капитальный в духе времени... Не помешал бы с виртуальным погружением в мир наших исследователей и их открытий!

Апрель 2017
Шла в этот музей исключительно за эмоциями. Потрясающая атмосфера настоящего музей с порога. Здание чудесной архитектуры, обширная экспозиция. Я рада, что музей не тронут каким-то техническим апгрейдом, убеждена, что его прелесть и уникальность именно в той подлинности, в которой он сохранился.

#zoologicalmuseummsu #зоологическиймузеймгу

Музей уже не принимает участников олимпиады

Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 18:00 (касса закрывается в 17:00). Четверг с 13:00 до 21:00 (касса закрывается в 20:00). Выходной день: понедельник. Санитарный день: последний вторник каждого месяца.

Стоимость билета: Полный билет (взрослый): 300 руб. Льготный (школьный, студенческий, пенсионный): 150 руб. Дошкольники: бесплатно. Отсутствует бесплатный вход по карте Москвёнок.

Участники Олимпиады могут бесплатно посетить музей в первый вторник месяца по записи. Запись на бесплатное посещение производится только через специальную форму по ссылке . Предварительная запись нужна только на бесплатное посещение!

Регистрация возможна только через тот логин, на который есть регистрация участника на Олимпиаду. Каждый участник подает заявку отдельно, для команд - нельзя записать на посещение музея больше человек, чем входит в команду, а индивидуальный участник может подать заявку только на себя. При записи на бесплатное посещение нужно указать поименно тех членов команды (или имя индивидуального участника), кто пойдет в музей, ФИО сопровождающего и его контакты, а также выбрать дату и время посещения. Заявка на бесплатное посещение музея считается поданной, если участник успешно заполнил все поля, сохранил заявку, нажав кнопку Отправить, после чего должна отобразиться страница подтверждения с текстом: "Вы успешно подали заявку на посещение музея. Позже с вами свяжутся для ее подтверждения". Оргкомитет свяжется с участником примерно за неделю до посещения, чтобы получить подтверждение заявки. Если участник не подтвердит заявку за 4 дня до посещения, то право бесплатного посещения переходит к следующему участнику в "листе ожидания" на эти дату и время.

Если места на посещение музея заканчиваются, то можно оставить заявку в "лист ожидания". Если кто-то из заявившихся отказывается от посещения, тогда Оргкомитет связывается с участниками из "листа ожидания". Если участник хочет отказаться от бесплатного посещения, то нужно сообщить об этом по электронной почте [email protected] в Оргкомитет.

Зоологический музей Московского университета — старейший и самый крупный московский музей, в котором посетители могут познакомиться с разнообразием современных животных нашей планеты. В экспозиции музея представлены почти 10 тысяч экспонатов — от одноклеточных простейших, которых, конечно, приходится показывать с помощью искусственных моделей, до крокодилов, тигров и зубров. Основная экспозиция знакомит с разнообразием мировой фауны и построена по классическому систематическому принципу — от простейших к позвоночным животным, класс за классом, отряд за отрядом. В Нижнем зале, на первом этаже музея можно увидеть разнообразие животных от одноклеточных до рептилий. На втором этаже находится Верхний зал, целиком занятый птицами и млекопитающими, и так называемый Костный зал, экспозиция которого посвящена показу внутреннего строения позвоночных животных. Здесь есть скелет мамонта, чучело носорога, слона, бегемота, крокодила и удава. Для тех, кто хочет послушать о жизни животных, музей проводит экскурсии (с учетом возраста детей). В экспозиционных залах и вестибюле музея представлены картины и рисунки выдающихся отечественных художников-анималистов (В.А. Ватагина, Н.Н. Кондакова и др.). В музее проводятся детские экологические праздники, интерактивные программы для детей всех возрастов и организуются детские дни рождения. По воскресным дням в "Биолектории" проводятся лекции для родителей с детьми от 5 лет. Лекторы рассказывают о биологических загадках в легкой и непринужденной форме. По субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00 открыт Научный террариум, где можно ознакомиться с уникальной коллекцией рептилий. Для этого необходимо приобрести отдельный билет (помимо входного билета в музей). В его стоимость входит интересный рассказ и возможность потрогать животных.

В Зоологическом музее МГУ открылась выставка анималиста Василия Алексеевича Ватагина, штатного художника музея с 1931 года. Он внес немалый вклад в развитие российской зоологии и зоогеографии, его иллюстрации до сих пор имеют научную ценность. Отдельно можно упомянуть т.н. «этограммы», — где животное изображено на одном листе в разные моменты времени, в разных позах, — т.е. зарисовки для исследования поведения. Почти вся его жизнь связана с нынешним зданием Зоомузея, сначала как студента, потом как профессионала.

Посетителя Зоологического музея МГУ, что называется с самого порога, уже в фойе — таинственном, высоком, чуть темноватом — встречают огромные живописные панно, изображающие жизнь живой природы. Это тоже работы Василия Ватагина. Его называют основоположником российской анималистики, его труд отмечен многими титулами и наградами. Зоологическому музею МГУ Ватагин отдал три десятка лет своей работы. Сейчас в музее открыта уникальная выставка его работ «Связь длиною в жизнь».

Удивительная связь научных знаний о природе и их художественного переосмысления — это творчество Ватагина. Звери в его рисунках, живописных полотнах, скульптуре — абсолютные личности, не менее, а даже более яркие и осмысленные, чем люди. Если в сюжете Ватагинской картины мы видим человека — то это фон, а главными героями остаются животные и мир природы. И в то же время, ни один зоолог, ученый не найдет здесь недостоверности. Даже в самых сложных по художественному звучанию работах, которые знатоки искусства относят к символизму, к стилю модерн, к ориенталистике и увлечению древними культурами — Ватагин безупречно точен как ученый, знающий устройство живого существа.

Василий Алексеевич родился в 1884 году в большой семье, в которой кроме него было еще четверо братьев. Все братья Ватагины учились в Московском университете на разных факультетах. Василий выбрал физико-математический факультет — именно на нем преподавали тогда биологию. С 1902 г. этот факультет располагался в нынешнем здании Зоомузея, и для Ватагина эти стены были той самой Alma mater, связи с которой он не потерял до конца жизни.

В 1904 году, уже будучи студентом университета, он начал посещать классы рисования, организованные известным русским живописцем К.Ф. Юоном. А в Университете его, как сказали бы сейчас, «научным руководителем» стал знаменитый профессор Михаил Александрович Мензбир — зоолог, зоогеограф, основатель российской орнитологии. Рисовальные таланты студента Ватагина не укрылись от его внимательного глаза, и профессор поручил ему иллюстрирование своих научных трудов.

В 1908 году Василия Ватагина отправили в командировку за границу, для создания серии иллюстраций для Зоогеографического атласа. Ватагин рисовал животных с натуры в зоопарках и музеях Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Англии. По воспоминаниям самого Ватагина, Мензбир пресекал любые попытки своего ученика к уклонению от науки в искусство: «Что вы мне тут Художественный театр намазали!» Другой профессор — Константин Юон спрашивал молодого живописца: «А где же искусство?» Эти вопросы стали для Василия Ватагина главным творческим противоречием в жизни.

Василий Ватагин всегда говорил, что ему не хватало специального художественного образования. Жизнь все время возвращала его с горних высот чистого искусства, вновь и вновь — к работе в экспедициях, зоопарках, музеях. Но так или иначе — для каждого, кто видит сейчас эти работы очевидно, что искусство находило себе место на этих живописных листах, и можно смело утверждать, что каждый из них — художественное произведение.

В те времена, когда искусство и техника фотографии не достигло еще нынешних высот, когда не было ни фотошопа, ни иных компьютерных программ обработки изображений, биологический рисунок имел почти такую же ценность, как научная работа. В составе практически каждой серьезной экспедиции имелся штатный художник, который был обязан вести изобразительный дневник экспедиции, зарисовывать животных и растения, анатомические исследования и многое другое. Руками живописцев создавалась самая настоящая фундаментальная наука, дававшая пищу для последующих исследований современников, а иногда незаменимая и по сей день.

Степень точности, подробности и достоверности старых зоологических и сравнительно-анатомических атласов переоценить просто невозможно для любого исследователя. А для того, кто обладает художественным зрением, очевидно изящество, особая эстетика научного рисунка, дававшаяся не каждому живописцу или графику — а только ученому-художнику. Эти две стороны его труда были неразделимы. Ватагин был одним из таких исключительных творцов, которых во всем мире можно пересчитать по пальцам.

Анна Тихомирова, главный хранитель Зоологического музея МГУ:
«Ватагин был художником в двух ипостасях. С одной стороны — он был мастером научной иллюстрации, когда было необходимо быть максимально приближенным к оригиналу. До сих пор художественные иллюстрации, например, в определителях птиц, имеют гораздо большую ценность, чем фотографии — хотя бы потому, что крайне мало фотографий имеют такой ракурс, что можно видеть все необходимые определительные признаки.

Биологический рисунок всегда выделяет какие-то важные детали для конкретных целей, подстраивает изображение под них.
И вторая ипостась — это Ватагин-художник, который стремился реализовать какой-то свой художественный замысел, сделать то, что не делал никто до него. Эти два начала боролись в нем, как можно понять, читая его воспоминания. Оформление музеев, скорее, можно отнести к научной иллюстрации, в которой он себе что-то позволял. С одной стороны, у него была задача показать что-то, чего нет в экспозиции, дополнить и обогатить ее изобразительные ряды, показать животных в их естественной среде обитания — в пустыне, в море, во льдах. Фриз с динозаврами в зале сравнительной анатомии — один из лучших тому примеров.

Его наброски, которые он делал в зоопарках, где животное изображено на одном листе в разные моменты времени, в разных позах — это полноценные «этограммы», зарисовки поз для исследования поведения. Так что, если хорошенько покопаться в рисунках Ватагина — можно многое почерпнуть для современных научных работ. Ватагин видел действительность, видел свои объекты глазами зоолога, обладавшего знанием и пониманием устройства живого. То есть, как зоолог, он рисовал правильно, а как художник — еще и красиво!»

В 1921 г Василий Ватагин принял участие в морской арктической экспедиции Плавучего морского научного института на ледокольном пароходе «Малыгин». Экспедиция в Баренцево море и на Новую Землю длилась 47 дней. Ватагин был художником этой экспедиции и оставил множество рисунков морских и сухопутных обитателей Арктики, полярных пейзажей.

В первые десятилетия XX века Василий Ватагин творил для двух московских музеев, в первую очередь — Дарвиновского, где он, фактически, являлся соавтором создателя музея Александра Котса.

С 1931 года Ватагин — штатный художник Зоомузея МГУ. Этот музей уже сам по себе является огромной постоянно действующей выставкой его анималистической живописи. Живописные панно в фойе являются настоящей визитной карточкой музея. Уникальный живописный фриз на тему истории живого мира Земли украшает один из залов, посвященный сравнительной анатомии животных. Да и вообще, картины Ватагина — более сотни — можно встретить практически по всей постоянной экспозиции.

Зоомузей МГУ обладает самой большой коллекцией графики Василия Ватагина в музейном собрании. Эта коллекция до сих пор не опубликована. Эта выставка — один из первых шагов на пути к тому, чтобы познакомить публику с творчеством этого замечательного ученого-художника. На ней представлено около 100 графических работ В.А. Ватагина из фондов Зоологического музея МГУ, большинство из которых экспонируется впервые, а также скульптура, макеты к книжной иллюстрации, документы, личные вещи и фотографии В.А. Ватагина, сделанные в период его работы в музее, из фондов Зоологического музея МГУ и из личных архивов семьи В.А. Ватагина.

В популяризации творчества Василия Ватагина сегодня сотрудничают два музея, которые хранят большую часть его художественного наследия.

Анна Клюкина — директор Государственного Дарвиновского музея:
«Издать большой альбом творчества Ватагина было бы очень хорошо, и можно было бы объединить усилия двух наших музеев. В Дарвиновском музее мы уже издавали каталог графики Василия Ватагина. У нас немало даже сувенирной продукции с рисунками Ватагина. В общем, мы стараемся популяризировать творчество Ватагина».

До сих пор в МГУ на биологическом факультете студентам — даже тем, кто совершенно чужд всякому художеству — с самого первого курса приходится очень много рисовать. Нужно зарисовывать препараты животных и растений на практикумах, полевых практиках. Это путь первопроходцев классической науки, который воспитывает умение видеть, выделять и запоминать главное — навык, необходимый ученому любой эпохи, не только естествоиспытателям прошлого, но и современным, вооруженным всеми технологиями века. Никакая фототехника не заменит собственных глаз и зрительного запечатления строения живого существа.

Михаил Калякин, директор Зоологического музея МГУ:
«Человек, который приходит в Зоологический музей, он сам того не понимая, сразу берется в плен Ватагиным. Будучи биологом сначала, а только потом художником, он положил первый камень в здание нашей анималистики. Его рисунок — исключительно правильный биологический рисунок. И любой биолог произведения Ватагина воспринимает не просто как художественные работы — потому что с точки зрения ученого они безупречны. С любой точки зрения — как устроено животное, как оно двигается, как устроены его покровы, будь то мех или перья.

Ведь это очень сложно — изобразить птичье перо. Возьмите 5-10 художников, которые рисуют птиц, и сравните — у кого достигнута не только похожесть, но и достоверность, ощущение живого. Могу поручиться, что найдете немногих.

Кстати, параллельно с выставкой Ватагина у нас сейчас действует выставка другого замечательного художника-анималиста, нашего современника Вадима Алексеевича Горбатова. Их работы не похожи друг на друга — но это тот редкий случай, когда оба художника очень любимы зоологами-профессионалами. Оба они — художники-полевики, путешественники, участники многих экспедиций. Вадима Горбатова связывает давняя дружба со многими орнитологами, которых мы все считаем классиками».

Вадим Горбатов, художник-анималист:

Анималистика — это такой странный жанр среди изобразительного искусства. Для него важно иметь какое-то изначальную любовь и восхищение перед природой, перед живыми существами. Врожденный анималист — вечно удивляется и вечно рисует! Это проявляется с детства. А дальше, когда творчество становится уже зрелым, профессиональным, эти самые любовь и восхищение рождают интерес. Тогда художник начинает изучать свой объект, знакомиться с научной литературой, с исследователями. Контакты с профессиональными зоологами ему становятся необходимы. Отсюда возникают дружбы, причем многолетние, совместные путешествия, экспедиции. А есть и другой путь — как у Василия Ватагина, когда ученый, знаток природы, тоже влюбленный в нее с детства, становится художником, но идет он к этому через науку. Этот сплав в анималистах — он очевидный, но независимо от пути, рождается он от восхищения тем миром, который вокруг тебя».

Думаю, что безо всякой натяжки можно сказать, что среди зоологов у нас в стране нет таких, кто не знал бы имени Василия Ватагина. Его картины, висящие сегодня в учебных аудиториях биофака МГУ, вполне можно рассматривать как часть образовательного наследия, как напоминании о связи с поколениями отечественных естествоиспытателей, их видением мира, нашедшем отражение в их научных трудах. Совершенно неведомо как, на уровне неосознанном, Ватагин безошибочно отличается «своими» от многих и многих «чужих». В чем секрет? Вероятно, в том, что художника и настоящих ученых-биологов объединяет огромная любовь к природе, к ее обитателям и вера в ее мудрость и красоту.




Top