Какое событие произошло в жизни главного героя. Анализ системы персонажей произведения

Райком кормился дедушка, Москву и Кремль показывал... (Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо)

Райком кормился дедушка,

Москву и Кремль показывал...

(Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо)

На ярмарочной площади - беспорядочное движение: не смолкает говор, доносится музыка из балаганов. В толпе появляется бойкий мужичок. Он везет тележку, на ней - разукрашенный ящик размером аршин на аршин. Остановился. Вокруг него собираются жаждущие развлечений. В ящике - два отверстия с увеличительными стеклами. Заплати копейку - и можешь смотреть в них. Внутри картинка, а хозяин ящика объясняет, что изображено: «...Барская фамилия по улицам Палермо чинно гуляет и нищих тальянских русскими деньгами щедро наделяет. А вот, извольте посмотреть, андермандир штук - другой вид. Успенский собор в Москве стоит. Своих нищих в шею бьют, ничего не дают». Картинки сменяют одна другую, идут новые пояснения...

Такое зрелище появилось на Руси в начале XIX века. Ящик, в котором с валика на валик перематывалась полоса с картинками, назывался райком или косморамой, а хозяин его - раёшником.

Представление пользовалось огромным успехом на гуляньях и ярмарках: это подчеркивали в своих произведениях многие русские писатели. А.И. Левитов, например, в очерке «Типы и сцены сельской ярмарки» описание этого зрелища заканчивает фразой: «Толпа ревела от удовольствия...»

Существует несколько версий происхождения райка как вида зрелища. Академик А.Н. Веселовский считал, что образцом для них послужили вертепы, где действовали рисованные фигурки. Историк И.В. Забелин утверждал, что ящик с отверстиями - космораму занесли к нам с Запада бродячие артисты. Как бы то ни было, можно предположить, что первыми раёшниками у нас стали офени, коробейники, продававшие лубочные картинки. Чтобы товар шел быстрее, они привлекали внимание покупателей тем, что давали шутливые пояснения к содержанию лубков. А лубочные картинки были действительно интересными.

Для показа в потешных панорамах, или райках, избирались картинки на самые разные темы. Портреты русских императоров, полководцев, а также, например, шута Балакирева, Александра Македонского, былинных богатырей, самого Адама и т. п. Демонстрировались изображения различных событий прошлого и настоящего, войны, стихийные бедствия: Синопское сражение и извержение Везувия, схватка с черкесами и комета Бела, «которая чуть нашу планету хвостом не задела»; нечто любопытное: «Полет на воздушном шаре», «Охота на львов в Африке», «Прогулка на слоне в Персии» и тому подобное.

Естественно, каждый раёшник, чтобы привлечь к себе внимание, старался сделать свои выступления позанимательнее, позабавнее. Для этого он вступал со зрителями в шутливые диалоги, используя приемы, манеру поведения дедов-зазывал на раусах балаганов и других балаганных комиков.

Например, хозяин райка, дающий пояснения к одной из картинок, произносит:

А вот два дурака дерутся, третий стоит да смотрит.

Припавший к оконцу в ящике удивляется:

Дяденька, а где третий?

А ты-то!?

Бытовые сценки чаще всего окрашивались юмором грубоватым, но очень понятным простому люду. Высмеивались лень, жадность, лукавство, претензии безродного выглядеть аристократом. Часто потешались над франтом и его «зазнобой»: «Вот, смотрите в оба: идет парень и его зазноба. Надели платья модные да думают, что благородные. Парень - сухопарый, сюртук где-то купил старый, за целковый, и кричит, что он новый. А зазноба - отменная: баба здоровенная, чудо красоты, толщины в три версты, нос - в полпуда да глаза - просто чудо: один глядит на нас, а другой в Арзамас. Занятно!»

Даже о событиях, которые, казалось бы, совсем не дают повода для веселья, «потешники» все равно старались рассказать как можно забавнее: «А вот пожар Апраксина рынка. Пожарные скачут, в бочках полштофы прячут; воды не хватает - так они водкой заливают, чтобы поярче горело!»

Но, конечно, далеко не всё в выступлениях раёшников сводилось к шуткам. Существовало, например, патриотическое направление, которое получало развитие во время войн. О победах российской армии говорилось с гордостью и пафосом. Показывая рисунок перехода русской армии через Альпы, раёшник восклицал: «А вот отрадная картина! Наш родной Суворов переходит через Чертов мост. Ура! Бери в штыки!» И с какой пренебрежительностью хозяин райка повествовал, скажем, о Наполеоне, нарочито искажая слова для большей потехи: «Я вам доложу: французский царь Наполеон, тот самый, которого наш Александр Благословенный сослал на остров Еленцию за худую поведенцию».

Часть публики с интересом разглядывала картинки с видами Москвы, Петербурга, Парижа, других городов. Слушали: «Это, извольте смотреть, Москва - золотые маковки. Ивана Великого колокольня, Сухарева башня, Успенский собор: 600 - вышины, 900 - ширины или немножко поменьше. Ежели не верите - пошлите поверенного - пускай проверит да померит». Или: «А это - город Петербург. Петропавловская крепость стоит. Из крепости пушки палят, а в казематах преступники сидят».

Представьте себе картинку, изображающую железную дорогу Петербург-Царское Село. Раёшник начинает рассказывать: «Не хотите ли повеселиться? По железной дороге в Царское Село прокатиться? Вот механики чудеса: пар вертит колесаѕ, впереди бежит паровоз и тащит за собой целый обоз. Кареты, линейки и вагоны, в которых сидят разные персоны. В полчаса двадцать верст прокатили, вот к Царскому подкатили! Стой! Выходи, господа, пожалуйста, в станцию сюда. Погодите немного, скоро будет готова и Московская дорога.

Ну, теперь поедемте назад, уже парыѕ свистят опять. Кондуктор зазывает, дверцы в вагоны отворяет. Сюда, скорее, господа, опоздаете - будет беда!

Сейчас паровоз идет, тронулись вот. Полетели стрелой! Дым валит из трубы полосой, леса и деревни мелькают! В Питер обратно вот приезжают. Что, каково прокатились? И не видели, как очутились! Вот какова механики сила! Прежде вас кляча возила»...

Более чем за сто лет выступления раёшников, разумеется, менялись. Происходили технические усовершенствования ящика. Увеличивали его размеры, делали не два, а четыре отверстия. Появились стационарные панорамы. А к лубочным картинкам добавлялись уже цветные репродукции. В текстах раёшников все больше чувствовалось влияние газетного языка, других печатных изданий.

В самом начале ХХ века количество райков на ярмарках и гуляньях резко уменьшилось. Видимо, интерес к ним падал: вытеснял кинематограф, иные новые зрелища. А вскоре раёшники, которые более ста лет развлекали и просвещали российских жителей, исчезли бесследно...

Повесть Солженицына "Один день Ивана Денисовича" была создана в 1959 году. Автор написал ее в перерыве между работой над романом "В круге первом". Всего лишь за 40 дней создал Солженицын "Один день Ивана Денисовича". Анализ этого произведения - тема данной статьи.

Тематика произведения

Читатель повести знакомится с жизнью в лагерной зоне русского мужика. Однако тематика произведения к лагерному быту не сводится. Кроме подробностей выживания в зоне, в "Одном дне..." содержатся детали жизни в деревне, описанные через призму сознания героя. В рассказе Тюрина, бригадира, - свидетельства о последствиях, к которым привела коллективизация в стране. В различных спорах, которые ведут между собой лагерные интеллигенты, обсуждаются различные явления советского искусства (театральная премьера фильм "Иоанн Грозный" С. Эйзенштейна). В связи с судьбами товарищей Шухова по лагерю упоминаются многие подробности истории советского периода.

Тема судьбы России является основной темой творчества такого писателя, как Солженицын. "Один день Ивана Денисовича", анализ которого нас интересует, не исключение. В нем локальные, частные темы вписаны органично в эту общую проблему. В этом отношении показательна тема судьбы искусства в государстве с тоталитарным строем. Так, художники из лагеря пишут бесплатные картины для начальства. Искусство советской эпохи, по мысли Солженицына, стало частью общего аппарата угнетения. Эпизодом размышлений Шухова о производящих крашеные "ковры" деревенских кустарях поддержан мотив деградации искусства.

Сюжет повести

Хроникальным является сюжет повести, которую создал Солженицын ("Один день Ивана Денисовича"). Анализ показывает, что хотя сюжетную основу составляют события продолжительностью всего лишь один день, предлагерную биографию главного героя представить позволяют его воспоминания. Родился Иван Шухов в 1911 году. Он провел в деревне Темгенево свои довоенные годы. В семье его - две дочери (рано умер единственный сын). Шухов на войне находится с первых ее дней. Он был ранен, затем попал в плен, откуда ему удалось сбежать. В 1943 году Шухов был осужден за по сфабрикованному делу. Он отсидел на момент сюжетного действия 8 лет. Действие произведения происходит в Казахстане, в каторжном лагере. Один из январских дней 1951 года описал Солженицын ("Один день Ивана Денисовича").

Анализ системы персонажей произведения

Хотя основная часть персонажей обрисована автором лаконичными средствами, Солженицыну удалось добиться в их изображении пластической выразительности. Мы наблюдаем разноцветье индивидуальностей, богатство человеческих типов в произведении "Один день Ивана Денисовича". Герои повести изображены лаконично, но при этом надолго остаются в памяти читателя. Писателю порой достаточно для этого лишь одного-двух фрагментов, экспрессивных зарисовок. Солженицын (фото автора представлено ниже) чуток к национальной, профессиональной и сословной специфике созданных им человеческих характеров.

Отношения между персонажами подчиняются строгой лагерной иерархии в произведении "Один день Ивана Денисовича". Краткое содержание всей тюремной жизни главного героя, представленное в одном дне, позволяет сделать вывод о том, что между лагерной администрацией и заключенными - непреодолимая пропасть. Примечательно отсутствие в этой повести имен, а иногда и фамилий множества охранников и надсмотрщиков. Индивидуальность этих персонажей проявляется лишь в формах насилия, а также в степени свирепости. Напротив, несмотря на обезличивающую номерную систему, многие из лагерников в сознании героя присутствуют с именами, а порой и с отчествами. Это говорит о том, что они сохранили индивидуальность. Хотя это свидетельство не относится к так называемым стукачам, придуркам и фитилям, описанным в произведении "Один день Ивана Денисовича". Герои эти также не имеют имен. В целом Солженицын рассказывает о том, как система безуспешно пытается превратить людей в детали тоталитарной машины. Особенно важны в этом отношении, кроме главного героя, образы Тюрина (бригадира), Павло (его помощника), Буйновского (кавторанга), баптиста Алешки и латыша Кильгаса.

Главный герой

В произведении "Один день Ивана Денисовича" образ главного героя весьма примечателен. Солженицын сделал им обыкновенного мужика, русского крестьянина. Хотя заведомо "исключительными" являются обстоятельства лагерной жизни, писатель в своем герое намеренно акцентирует внешнюю неброскость, "нормальность" поведения. По мысли Солженицына, судьба страны зависит от врожденной нравственности и природной стойкости простого человека. В Шухове главное - неистребимое внутреннее достоинство. Иван Денисович, даже прислуживая более образованным своим солагерникам, вековым мужицким привычкам не изменяет и себя не роняет.

Очень важна в характеристике этого героя его рабочая сноровка: Шухову удалось обзавестись своим удобным мастерком; для того чтобы отлить позднее ложки, он прячет куски он выточил складной ножичек и умело его припрятывал. Далее незначительные на первый взгляд подробности существования этого героя, его манера держаться, своеобразный крестьянский этикет, бытовые привычки - все это в контексте повести получает значение ценностей, которые позволяют сохраниться в тяжелых условиях человеческому в человеке. Шухов, например, просыпается всегда за 1,5 часа до развода. Он сам себе принадлежит в эти утренние минуты. Важно герою это время фактической свободы еще и потому, что можно подработать.

"Кинематографические" композиционные приемы

Один день содержит в этом произведении сгусток судьбы человека, выжимку из его жизни. Нельзя не заметить высокую степень детализации: каждый факт в повествовании дробится на мелкие составляющие, из которых большая часть подается крупным планом. Автор использует "кинематографические" Он скрупулезно, необыкновенно тщательно следит за тем, как перед выходом из барака его герой одевается или объедает до скелета мелкую рыбешку, попавшуюся в супе. Отдельного "кадра" удостаивается в повести даже такая, на первый взгляд несущественная гастрономическая деталь, как рыбьи глаза, плавающие в похлебке. В этом вы убедитесь, прочитав произведение "Один день Ивана Денисовича". Содержание по главам этой повести при внимательном чтении позволяет найти множество подобных примеров.

Понятие "срок"

Важно то, что в тексте произведения друг с другом сближаются, становясь порой практически синонимами, такие понятия, как "день" и "жизнь". Подобное сближение осуществляется автором через понятие "срок", универсальное в повествовании. Срок - это наказание, отмеренное заключенному, и одновременно внутренний распорядок жизни в тюрьме. Кроме того, что важнее всего, это синоним судьбы человека и напоминание о последнем, самом главном сроке его жизни. Временные обозначения тем самым приобретают в произведении глубокую морально-психологическую окраску.

Место действия

Место действия также очень значимо. Враждебно узникам пространство лагеря, в особенности опасными являются открытые участки зоны. Заключенные спешат перебежать как можно скорее между помещениями. Они боятся быть застигнутыми в этом месте, спешат юркнуть под защиту барака. В противоположность любящим даль и ширь героям русской литературы, Шухов и другие заключенные мечтают о тесноте укрытия. Для них барак оказывается домом.

Каким был один день Ивана Денисовича?

Характеристика проведенного Шуховым одного дня непосредственно дается автором в произведении. Солженицын показал, что этот день в жизни главного героя оказался удачным. Рассуждая о нем, автор отмечает, что героя не посадили в карцер, не выгнали на Соцгородок бригаду, он закосил кашу в обед, бригадир закрыл хорошо процентовку. Шухов стену клал весело, не попался на шмоне с ножовкой, вечером подработал у Цезаря и купил табачку. Главный герой к тому же не заболел. Прошел ничем не омраченный день, "почти счастливый". Таково в произведении основных его событий. Финальные авторские слова звучат так же эпически спокойно. Он говорит о том, что таких дней было в сроке Шухова 3653 - 3 лишних дня набавлялось из-за

Солженицын воздерживается от открытого проявления эмоций и громких слов: довольно и того, чтобы у читателя возникли соответствующие чувства. А это гарантировано гармоничным строем рассказа о силе человека и силе жизни.

Заключение

Таким образом, в произведении "Один день Ивана Денисовича" проблемы были поставлены очень актуальные для того времени. Солженицын воссоздает основные черты эпохи, когда на невероятные лишения и муки был обречен народ. История данного явления начинается не с 1937 года, отмеченного первыми нарушениями норм партийной и государственной жизни, а намного раньше, с начала существования в России режима тоталитаризма. В произведении, таким образом, представлен сгусток судеб множества советских людей, которые были вынуждены расплачиваться годами мучений, унижений, лагерей за преданную и честную службу. Автор повести "Один день Ивана Денисовича" проблемы эти поднял для того, чтобы читатель задумался о сущности наблюдаемых в обществе явлений и сделал для себя какие-то выводы. Писатель не морализирует, не призывает к чему-то, он лишь описывает действительность. Произведение от этого только выигрывает.

Почему в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» со­бытия изображены не в хронологической последовательности?

Произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1841) - социально-психологический роман.

Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин, с одной стороны, конкретный человек с яркими по­ступками, сильными чувствами. С другой - Печорин воплощает в себе обобщённые черты молодого поколения 1830-1840-х годов, трагедия которого состояла в недостаточной социальной активности и малой востребованности в обществе.

Печорин - офицер, аристократ, он один из тех, кого принято считать баловнем судьбы. Жизнь его крайне беспокойная. Она исполнена отчаянных поисков чего-то необычного, особенного, выходящего за рамки привычных впечатлений. Сильные чув­ства его сродни страстям, но в том-то и дело, что его холодная рассудочность, склонность к анализу происходящего вокруг уравновешивают пылкость его натуры.

Почему же в романе «Герой нашего времени» события изо­бражены не в хронологической последовательности?

Прежде всего потому, что этот метод создаёт ощущение не­кой тайны, недосказанности в характеристике самого героя, что по духу сближает роман с байроническим направлением в литературе. Кроме того, читатель безразличен к хронологии описываемых событий. Ему интересна сама жизнь Печорина, интрига и замысловатость коллизий и тех ситуаций, которые возникают то здесь, то там на его жизненном пути.

А с точки зрения главной художественной идеи именно так, с нарушением хронологии событий, роман выстроен по одной важной причине. Читатель прослеживает жизнь Печорина по­следовательно, от простого к сложному, узнавая личность этого человека, постигая незаурядность его натуры.

В главе «Бэла» читатель знакомится с образом Печорина через рассказ о нём Максима Максимыча и убеждается в том, насколько этот молодой человек решителен, дерзок и непред­сказуем в поступках. Но это лишь косвенные представления о герое, которым суждено пополниться в дальнейшем содер­жании романа. В главе «Максим Максимыч» читатель видит Печорина вживую и составляет своё мнение о нём. Внешность главного героя свидетельствует и о романтических наклон­ностях его характера, и о его волевых качествах. Но при этом холодность и равнодушие «странствующего офицера», про­явленные им к человечному и мудрому Максиму Максимычу, неприятно удивляют читателя.

В главах «Тамань» и «Княжна Мэри» Печорин изображён через записи в собственном дневнике очень полно, подробно и многосторонне. Его дневник - это рассказ героя о самом себе, исповедь, в которой объясняются мотивы его поступков и даётся им оценка.

Мы узнаём о том, что в центре жизненных интересов ге­роя - его собственная личность, его «эго». Остальные герои романа - это «другие», которые по воле случая оказываются на его жизненном пути.

Печорин признаётся себе, что в нём два человека: один совер­шает поступки, другой беспристрастно оценивает их. Он при­носит много страданий другим людям; по его вине гибнут Бэла и Грушницкий. Однако Печорин склонен думать, что объективно в несчастиях этих «других» он не виноват. Но в его подсознании таится мысль о том, что нет - виноват!

По этой причине он «засмеялся» после похорон Бэлы, и у Максима Максимыча «мороз пробежал по телу». У Печорина хватает ума и сострадания, чтобы сказать искренние слова оби­женному им Максиму Максимычу при расставании. Понимая, насколько виноват, он готов броситься к ногам княжны Мэри, чьё сердце разбито, и плачет на дороге в Пятигорск около пав­шего коня.

Сердце главного героя жаждет небывалого отклика на его чувства. Сам он безуспешно стремится соответствовать «предна­значению высокому» и плодотворно тратить «силы необъятные», которые, он уверен, даны ему от природы. Но цели его остаются неисполненными; великое поприще, на котором он мог бы со­стояться как выдающаяся личность, им не найдено. Поэтому критик Белинский назвал его «страдающим эгоистом».

И, наконец, завершает характеристику Печорина глава «Фаталист», где на серьёзном философском уровне решается вопрос о неизбежных, предопределённых свыше поворотах в судьбе человека. Так, глубоко продуманной автором с идейно­художественных позиций предстаёт перед нами история жизни Печорина, «героя» русской действительности 1830-1840-х гг.

Таким образом, «странная» композиция не разрушила худо­жественный замысел автора романа, и главный герой предстает перед читателем как характер целостный и самобытный.

Здесь искали:

  • с какой целью автор романа герой нашего времени нарушил хронологический
  • с какой целью в романе герой нашего времени нарушается хронология
  • зачем лермонтов нарушил хронологическую последовательность глав романа



Top