Какое значение имеют памятники истории и культуры. Архив научных статей

Памятники истории и культуры - явление социальное, отражаю­щее процесс общественного развития. Они сохраняют сле­ды исторических событий для памяти народа, «рассказы­вают» о жизни прошлых поколений, многовековой истории нашей Родины.

В послевоенные годы в нашей стране размах строительных работ приобрел невиданные размеры. Это усилило угрозу разру­шения как известных, так и еще не выявленных памятников исто­рии и культуры. Организовать их эффективную охрану силами государственной инспекции и научных учреждений стало очень трудно. Возникла необходимость привлечения широких масс краеведов к делу охраны памятников истории и культуры. Эта охрана была объявлена всенародным делом и внесена в Конституцию как долг и обязанность всех граждан СССР (ст. 68). Был принят и Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. В нем сказано: «Памятники истории и культуры на­родов СССР составляют неотъемлемую часть мирового культур­ного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации. В СССР памят­ники служат целям развития пауки, народного образования и культуры, формированию высокого чувства патриотиз­ма, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания. Охрана памятников - важная задача государственных органон и общественных организаций. Бережное отношение к памятникам истории и культуры - патриотический долг каждого гражданина».

В целях привлечении широких слоев населения к охране па­мятников истории и культуры и координации работы краеведов в каждой республике были созданы Общества охраны памятников истории и культуры. В РСФСР Общество было организовано в 1966г. Большую помощь в охране памятников стали оказывать школьные краеведческие кружки и общества.

Важной задачей исторического краеведения является фикса­ция и охрана памятников этнографии и искусства, что также почти невыполнимо без привлечения широких масс историков-краеведов.

Новые функции выдвинули историческое краеведение на одно из ведущих мест в общей системе краеведческих наук. Одной из главных задач его стало выявление, охрана памятников истории и культуры и оказание помощи специалистам в их изучении.

В соответствии с Законом об охране и использовании памятников… «памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, свя­занные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художест­венную или иную культурную ценность».

4.Различаются следующие основные виды памятников истории и культуры:

Памятники истории;

Памятники археологии;

Памятники градостроительства и архитектуры;

Памятники искусства;

Документальные памятники;

Памятники этнографии.

Памятники истории многообразны. В основу их классификации положены следующие признаки: предметная сущность (содержание в памятнике исторической информации); возраст, происхождение, внешняя характеристика. По предметной сущности отражаемых событий различают памятники истории дореволюционной и революционной, военно- исторический и советского периода, археологические и этногеографические.По происхождению памятники можно поделить на две группы:

    Памятники – современники и « участники событий» (фотографии, места боевых действий, разнообразные сооружения)

    Памятники, созданные с целью увековечения, мемориальные комплексы, бюсты, архитектурные сооружения, холмы Славы и т.д..

По внешней характеристике исторические памятники принято классифицировать следующим образом:

Памятники археологии (поселения, погребения, горные выработки, храмы, святлища, наскальные рисунки)

Памятники этнографии. Они отражают этнические культурно- бытовые особенности народов (орудия и результаты труда предметы народного промысла и художественного народного творчества)

Памятники архитектуры. Они являются очевидцами и участниками исторический событий прошлого края, представляют собой объекты художественного творчества и созданы трудом наших предков

Основные организационные формы краеведческой работы классифицируют так: государственная, общественная (добровольная), школьная

Основными центрами сосредоточения краеведческой работы являются:

Краеведческие музеи с тематическими экспозициями;

Добровольные региональные краеведчекие научные общества;

Самодеятельные туристские объединения;

Краевые, областные, районные библиотеки;

Список литературы:
  1. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства / предисл. Р. А. Гальцевой. М.: Искусство; Лига, 1994. Т. 1. 274 с.
  2. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1991. Т. 2. С. 104.
  3. Боярский П. В. Введение в памятниковедение / Сов. фонд культуры. М.: Центр "Культура и Мировой океан", 1990. С. 41.
  4. Главный Информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://givc.ru/projects/passportculturalregions/519/item5829/ (дата обращения: 12.10.2012).
  5. Дьячков А. Н. Памятники в системе предметного мира культуры // Памятники и современность. Памятники в контексте историко-культурной среды. М., 1990. С. 41-42, 47.
  6. Золотая обитель Будды Шакьямуни [Электронный ресурс]. URL: http://khurul.ru/?p=11299 (дата обращения: 12.10.2012).
  7. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 226.
  8. Кирьянов И. Я. Классификация, принципы отбора и выявления памятников трудовой славы советского народа // Памятники трудовой славы советского народа: тез. докл. к областной науч.-методич. конф. Горький, 1979. С. 5-7.
  9. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.) // Историко-культурное и природное наследие: хрестоматия / сост. Н. М. Маркдорф, В. В. Сенкус, И. П. Рещикова. Новокузнецк, 2006. С. 24.
  10. Кулемзин А. М. Охрана памятников России как историко-культурное явление: дисс.. д-ра культурологии. Томск, 2001. С. 83-84, 109.
  11. Лихачев Д. С. Памятникам - свой хозяин // Советская культура. М., 1988. № 5. С. 2.
  12. Лосский Н. О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. М., 1991. 273 с.
  13. Международные нормативные акты ЮНЕСКО: Конвенции, Соглашения, Протоколы, Рекомендации, Декларации / сост. И. Д. Никулин. М.: Издательская фирма "Логос", 1998. 241 с.
  14. Рудаков В. Г. История изучения селитренского городища // Российская археология. 2000. № 2. С. 180-191.
  15. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: в 6-ти т. М., 1998-2006.
  16. Селезнева Е. Н. Историко-культурная среда как среда памяти // Памятники и современность. Памятники в контексте историко-культурной среды. М., 1990. С. 10.
  17. Селитренское городище: история изучения и перспективы исследования: тезисы доклада // Взаимодействие и развитие древних культур южного пограничья Европы и Азии: материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И. В. Синицина (1900-1972) (Саратов - Энгельс, 14-18 мая 2000 г.). Саратов, 2000. С. 201-204.
  18. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / отв. ред. А. Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  19. Чернявская Е. Н. Ценность и оценка памятников архитектуры // Памятники и современность. Памятники в контексте историко-культурной среды. М., 1990. 215 с.
  20. Шмидт С. О. Памятники в системе науки и общественного сознания // Музееведение. Музеи мира: сб. науч. тр. / Науч.-иссл. ин-т культуры. М., 1991. С. 98, 110.

Мы мало задумываемся о значении памятников культуры: о живописных полотнах художников, архитектурных сооружениях, памятниках старины, церквях, усадьбах, храмах… Как правило, мы видим в них культурную ценность, напоминание о давно ушедших эпохах, не более того. Но есть еще одна грань, о которой знают немногие: памятники культуры – это резервуары высоких (тонких) энергий, которая веками наслаивалась на стенах архитектурных строений, на полотнах великих мастеров, на предметах искусства… Иногда говорят о намоленных иконах, о местах силы, о храмах с высокой энергетикой, но почему-то не продолжают аналогию на памятники культуры. Именно они аккумулируют высокие чувства и энергии восхищения, которые возникают у людей при встрече с прекрасным. Эти эманации, веками накапливаясь в пространстве культурных творений, одухотворяют планету, насыщают ее бесценным кислородом высших сфер, незримо облагораживают нашу жизнь, превращают серые будни в бытие, незаметно приобщая человека к более высоким сферам, вводя его в жизнь мира горнего.

Сила вдохновения самого творца играет в этом процессе важнейшую роль. Являясь своеобразным магнитом, она собирает родственные энергии, которые по принципу созвучия концентрируются в пространстве произведения, живут и взаимодействуют с окружающим пространством. Не зря говорят, что полотна, находящиеся долгое время в запасниках, теряют свою привлекательность и красоту, как бы энергетически блекнут и выцветают. Им как живым существам необходимо общение со зрителем, тот постоянный энергообмен, который незримо, но вполне явственно, наполняет их жизненными флюидами, без которых произведение энергетически умирает.

Не понимая истинного значения памятников культуры, мы относимся к ним, как к красивым, но, в общем-то, ненужным атрибутам, хотя подлинная роль этих произведений вряд ли можно переоценить. Представим наши города без памятников, музеев, церквей, великих полотен художников… На что будет похож наш мир? Пустыня. Мертвое пространство. Как в жутковатых фантастических фильмах о будущем.

Именно поэтому в нашем реальном будущем памятники культуры будут являться энергетическими (и географическими) центрами городов. Они, как музыкальный камертон, будут задавать архитектурную вибрацию, на которую станут звучать все строения города, жилые и деловыечасти. Разумеется, главным элементом своеобразия будет умение соединить уникальность самого памятника, как свидетельства прошедшей эпохи с современными стилем и формой.

.....................................................................................................................

Этот древний город инков, построенный в XV веке, находится на вершине горного хребта над священной Долиной инков. Археологи считают, что его задумали в качестве резиденции императора инков Пачакутека.

2. Мечеть Шейха Заида, Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты

Это самая большая мечеть в Объединенных Арабских Эмиратах и восьмая по величине в мире. Её построили в период с 1996 по 2007.

3. Тадж-Махал, Агра, Индия

Величественный мраморный мавзолей построили по приказу падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о его третьей жене Мумтаз-Махал, скончавшейся в 1632 году.

4. Мечеть-собор Кордовы, Кордова, Испания

Мечеть-собор в Кордове - это древний римский храм, который стал церковью, затем мечетью, а в настоящем это Кафедральный собор и грандиозный памятник средневековой мавританской архитектуры.

5. Базилика Святого Петра, Ватикан

Собор Святого Петра - самая большая церковь в мире и признанное произведение архитектуры эпохи Возрождения.

6. Ангкор-Ват, Сием-Рип, Камбоджа

Этот буддийский храм самый крупный религиозный памятник в мире. Король кхмеров Сурьяварман II построил его в начале двенадцатого века.

7. Храм Байон, Сием-Рип, Камбоджа


Этот кхмерский храм называют храмом «тысячи лиц», построен в конце двенадцатого века и известен во всём мире своими массивными каменными лицами на многих башнях.

8. Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург, Россия

Храм сооружён в период с 1883 по 1907 годы в том месте, где смертельно ранили царя Александр II. Собор посвящён его памяти.

9. Национальный военный парк Геттисберг, Пенсильвания

Город Геттисберг тесно связан с историей Гражданской войны в США. Зелёное поле парка утопало в крови во время решающей битвы, которая привела к победе союзных войск и унесла с собой жизни более 50 000 американских солдат.

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые. Итак, наша 10-ка самых известных памятников в России:

1. Памятник Петру I - Москва

Официальное название - Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

кликабельно:

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» - Москва

«Рабочий и колхозница» - выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпилил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет - Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на . Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника - 85-87 метров.

Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» - Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в Москве в 1964 году, в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства. Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м, изображающий оставляемый за собой ракетой шлейф, находящейся на вершине обелиска. На фасаде металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м. По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн. Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» - Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Общая высота памятника - 15 метров. Это один из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем .

6. Памятник Затопленным кораблям - Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям - один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота - 16.7 метров.

Есть еще один значимый для Севастополя памятник — бригу «Меркурий» и капитану Казарскому. Это был первый памятник в молодом тогда городе. Об этом .

7. Памятник Георгию Победоносцу - Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу - одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» - Санкт-Петербург

Медный всадник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») - мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника - 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. «Своим ростом» «Алёша» уступает лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Тем не менее, он входит в число высочайших памятников в России.




Top