Какого первоначальное отношение к революции юрия живаго. Отношение Бориса Пастернака к революции (по роману "Доктор Живаго")

В романе “Доктор Живаго” Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью. Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения.
В романе “Доктор Живаго” Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.
В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, - это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары - это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.
Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, - это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: “Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза”. Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между “за” и “против”.
Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.
Судьба доктора Живаго и его близких - это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище “на земле”. Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе. Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла “под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера”.
Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но “Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья...” Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается...
Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав романа Пастернак пишет: “...очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого”. Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.

(368 слов) Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» рассказывает нам о судьбе русского врача и интеллигента Юрия Живаго, которому не посчастливилось жить во времена слома старого мира и установления новых законов бытия. Через судьбу отдельного человека писатель раскрывает свой собственный взгляд на значимость и последствия революции.

Сам главный герой провёл много времени на фронтах Первой мировой войны. Он был счастливо женат и не боялся за своё будущее. Но война и революция коренным образом изменили жизнь семьи Живаго. Вернувшись с фронта, главный герой видит отчаянное положение своих близких в холодной революционной Москве, однако ничего не может с этим поделать. С этого момента даже название романа приобретает ироничный смысл, ведь после революции доктор Живаго уже никогда не работал по призванию. Юрий превращается в безвольную куклу в руках обстоятельств. Он боится принимать решения, не может найти работу. Его семья умудрялась выживать лишь благодаря помощи со стороны. Именно так Пастернак изображает перед читателем судьбу отдельного человека во времена исторических катаклизмов. Неглупый и талантливый Живаго просто пытается выжить в этом жестоком мире, однако его надежды на мирную жизнь с семьёй терпят крах. Юрия забирают в партизанский отряд, навсегда разлучая с женой и детьми. В этот момент Пастернак высказывается о революции уже в большем масштабе. Он вырисовывает перед нами образ Памифила Палых — одного из многих крестьян, сражавшихся на стороне большевиков. Этот озлобленный на всех представителей высшего сословия человек убил огромное количество людей. Когда партизанский отряд близок к разгрому, Палых сходит с ума, боясь, что его семью постигнет та же участь, что и его жертв. В конце концов, убив жену и детей, он окончательно теряет человеческий облик и уходит в тайгу. Таким образом, писатель хотел сказать, что революционная борьба зачастую пробуждает в людях самое худшее, превращая их в зверей. В конце романа перед нами предстаёт окончательно опустившийся главный герой. Юрий не пишет стихов, живёт обывательской жизнью с девушкой Мариной, не стремится ни к работе, ни к семье. После завершения гражданской войны герой оказался в новом для себя мире, и, будучи не способным принять его, предпочёл опуститься на дно жизни и ждать смерти, которая вскоре и настигла его.

По мнению Пастернака, революция при всей своей исторической значимости чаще всего губительна для отдельного индивида. Активно создавая новый мир, она разрушает старый и губит всех, кто был с ним связан.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Как сказал сам Борис Пастернак, закончив работу над романом: «В нем все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально... Еще раз, по-новому, даны определения самому дорогому и важному: земле и небу, большому и горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти». Этот роман, ставший для писателя делом почти всей жизни, является, по сути, эпопеей, произведением, охватывающим значительнейшие исторические события: Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну. По словам Дмитрия Лихачева, «Доктор Живаго» — это не просто роман-эпопея, а лирическая эпопея, показывающая все, что происходит вокруг, через призму высокой интеллектуальности».

Главная тема романа — духовная драма российской интеллигенции, прошедшей через войны и революции. Главный герой — Юрий Живаго, в котором скрыто все самое сокровенное, прекрасное. Как говорил сам автор, «Юрий Живаго должен представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Юрий — яркий представитель русской интеллигенции дворянского происхождения. С детства он остался сиротой, и его дядя, бывший священник, отдал его на воспитание в семью Громыко, профессора университета, в прекрасную семью интеллигентов. Атмосфера доброты, взаимопонимания, любви и уважения, в которой рос юный Юра, помогла развиться в его душе поэтичности, тонкости, глубине чувств и переживаний. В нем с самого детства можно было заметить напряженную работу ума и души, стремление все постичь и понять.

Ведь для Пастернака интеллигентность не заключается в одном лишь интеллекте, высшее образование еще не делает человека интеллигентом. Интеллигент — это тонкий, культурный человек, наделенный порядочностью и добротой. Образование развивает ум, культура же есть область духовная, которая прививается в семье. Интеллигентность — это и порядочность, и доброта, и стремление помогать людям, и высокая духовность. Само слово «интеллигент» образовано от слова «интеллект», означающего определенный уровень мышления, который дается образованием. Но интеллигентность заключается не только в интеллекте, это еще и честность, благородство, неравнодушие к людям. И раскрытие смысла трагедии, произошедшей с российской интеллигенцией, дается Пастернаком на основе сравнения судеб двух людей — Живаго и Стрельникова.

Павел Антипов, у которого не было взаимопонимания с любимой им Ларой, уехал на войну, попал в плен, затем вернулся и встал на службу революции. Он полностью «развернул» свою жизнь; бывший учитель стал Стрельниковым, беззаветным слугой революции. Он привлекателен, даже на Юрия он произвел положительное впечатление благодаря своей внутренней силе, уверенности и четкой постановке цели. Но в нем настораживает жестокость во имя идеи, во имя революции. Стрельников не способен творить добро; для этого нужно уметь разглядеть отдельного человека, увидеть личность и суметь помочь. А Стрельников ради общего блага и свершившейся революции уничтожает многих. За высокопарными лозунгами он потерял человека. И в Стрельникове отталкивает именно его фанатизм, слепая вера в идею, которая и порождает его отрицательные качества.

Эпиграфом к роману, по моему мнению, можно было бы взять стихотворение Максимилиана Волошина «Гражданская война», где о характере Стрельникова и ему подобных фанатиков восторжествовавшей революции есть точные строки:

И там, и здесь, между рядами

Звучит один и тот же глас:

— Кто не за нас — тот против нас!

Нет безразличных; правда с нами!

Такой ни в чем не сомневающийся человек страшен тем, что в сложной и многообразной жизни, не укладывающейся ни в какие рамки, его фанатизм исключает поступки, продиктованные сердцем. Слепая вера во что-либо оборачивается неспособностью сделать добро, помочь одному человеку. Самое страшное в фанатизме — уверенность в том, что истина в последней инстанции остается только за тобой, прав только ты. Это порождает неспособность и нежелание понять другого человека.

Живаго же «буйный ветер» революции занес вместе с его семьей на Урал. Жизнь его была нелегка, ему грозил арест как родственнику высланных из страны Советов и как сыну буржуа. Он работал в поте лица, ему все приходилось делать самому, трудиться и умственно, и физически. Но Юрий был удовлетворен тем, что он сам кормит семью. Этот человек всегда умел видеть красоту жизни и восхищаться ею.

Но все же его отношение к революции меняется. На место первым восторгам приходит неприятие творящихся вокруг насилия и жестокости. Живаго постепенно отторгает революцию, превратившуюся на его глазах в бессмысленную братоубийственную войну. Высшая ценность для него — это человек, а законы этой схватки обрекают человека на гибель и страдание.

В то время, когда его силой держали в партизанском отряде, он всячески старался выполнять свой долг врача, спасать человеческие жизни независимо от того, на чьей стороне они в этой войне. И когда его вынуждают участвовать в схватке, он старается стрелять мимо, но все же, как ему кажется, убивает одного белогвардейца. И у этого убитого юноши в ладанке он находит текст девяностого псалма; этот же девяностый псалом лежит и у партизана. И Живаго не может понять, зачем же все эти люди убивают друг друга. Юрий не пытается стать подобным Ливерию Микулицыну и Стрельникову, он не принимает эту кровавую схватку. Этот «мягкий» интеллигент оказывается человеком твердых убеждений, он смотрит на человека как на высшую ценность в жизни. И выполняя свой долг врача, он лечит всех — и партизан, и колчаковцев; для него все они —просто страдающие люди. В своем стремлении не примыкать ни к одной из враждующих сторон, отказаться от классовых оценок Живаго смог встать над схваткой, взглянуть на людей с позиции надчеловеческой. В этом, по мнению Живаго и по мнению Бориса Пастернака, заключается истинный гуманизм.

А я стою один меж ними

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

В сопоставлении Живаго и Стрельникова автор показывает истоки трагедии русской интеллигенции. Во имя светлых идеалов, провозглашенных революцией, совершались насилие и жестокость. Пастернак тонко показывает роковой переход через рубеж добра и зла, оправдываемый верностью идее.

Наиболее ярко характеры двух героев раскрываются в их любви к Ларе. В любви, по мысли Пастернака, человек раскрывается полностью, показывает все прекрасное и уродливое, доброе и гадкое, что таится в его душе. У Стрельникова любовь показывает его фанатизм и амбициозность, неспособность принести счастье любимой женщине. Он считал, что должен уйти на войну, совершить подвиг и принести его к ногам Лары; а ей нужен был он сам, и это несоответствие их желаний обрекло обоих, и прежде всего Лару, на несчастье.

У Живаго же любовь высвечивает всю красоту и богатство его души, его высокую духовность и человечность. Он согласен на отъезд Лары с Комаровым, хотя и понимает, что потеряет ее на всю жизнь; но Юрий, в котором нет и следа личных амбиций, гордыни, согласен даже на это, лишь бы спасти любимую.

С отъездом Лары жизнь Живаго теряет смысл и наполненность, он медленно угасает, опускается. Независимо от своей воли он женится, живя без интереса, чувствуя себя ненужным в этой жизни. Юрий окончательно разочаровывается в революции. Хотя кровавая бойня давно уже прекратилась, но даже революционную повседневность он не в силах принять, его отталкивает господствующий дух трескучей фразы. За этими высокопарными лозунгами потерялся человек, самое важное в жизни. В этом и заключается трагедия — в том, что счастливая жизнь отдельного человека оказалась разбитой, искусственно переделанной и опустошенной. Для Живаго оказалось потерянным главное — способность любить и приносить пользу другим людям. Ведь по мысли Пастернака, определяет наполненность и смысл этой жизни именно сама эта жизнь, просто счастливая жизнь отдельного человека, и это есть именно то, что никогда нельзя приносить в жертву ради высоких целей.

/ / / Отношение Пастернака к революции (по роману «Доктор Живаго»)

Бориса Пастернака можно отнести к списку самых талантливых и знаменитых поэтов и прозаиков России. Однако, как это не парадоксально, определенный отрезок времени работы его были строго запрещены к печати. Хотя, за границей, Пастернак стал довольно известным автором и за свой роман «Доктор Живаго» получил Нобелевскую премию. В чем же была причина запрета творчества Бориса Леонидовича?

Литературные критики пришли к выводам, что тексты произведений Пастернака не нравились советской власти, которая видела в них потайной, скрытый смысл.

Героем его знаменитого романа выступает . События в жизни данного героя разворачиваются в довольно сложный исторический период времени. Россия переполнена революционными событиями. И тут, в свет выходит текст, на страницах которого главный герой – Юрий Андреевич говорит и размышляет от имени самого автора. Пастернак желает высказать свое отношение к революции, описать свои душевные переживания, которые переполняли сердце.

Конечно, в тексте романа поднимается вопрос о значимости, о смысле революции 1917 года. Юрий, как и сам Борис Леонидович, не изливал никаких категорических отзывов о происходящих изменениях, однако, и не восхвалял, не пропагандировал лозунги партии. Он словно плыл по течению событий, которые ежедневно окружали его.

Такая нейтральная позиция не была угодна политике «красных». Не было на тот момент авторов, которые бы не придерживались ни одного политического лагеря. Борис Пастернак мог смело включить в текст романа реалистичные события и поведать все «плюсы» и красноармейцев и белогвардейцев. Перед читателями возникали сцены зверства и жестокости и того и другого лагеря.

Чтобы дать объективную оценку происходящим событиям, Борис Леонидович и решает принять нейтральную позицию. Описывая жизнь одной семьи, Пастернак пытался передать ежедневный быт большинства простых людей, которые попали под политическое влияние, которые были сломлены революционными событиями, которые стали бояться за свою жизнь и жизни близких.

В конечном итоге, Живаго теряет всех родных. Он становится одиноким и печальным. Смерть застигает его в трамвайном вагончике, где у Юрия случился сердечный приступ. И причиной всему стали те сильнейшие жизненные и революционные испытания. И вся история романа подготавливала читателя к такому исходу.

Борис Пастернак высказывает свое личное мнение о бессмысленности проходящей революции. Она была лишь насилием над человеком, над естественными законами жизни и природой. Веря в положительные революционные изменения – равенство, братство, право народа, Борис Леонидович не мог оправдать те методы, которыми пользовалась партия для достижения поставленной цели.

В конце своего романа Пастернак все-таки настраивает читателя на позитивную волну, утверждая о том, что жизнь способна обновляться, выдержать все испытания и победить.

Интеллигенция в революции (по роману Б. Пастернака “Доктор Живаго”)

Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго” в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года. О чем же этот роман? Что такого Пастернак написал в нем, что Симонов, редактор журнала “Новый мир”, отказался печатать роман и его издание на родине было запрещено более 30 лет? Это произведение было опубликовано за границей, и его автор получил Нобелевскую премию. Мне кажется, что Б. Пастернак написал в романе о том, что он и многие другие честные, думающие, болеющие душой за Россию люди выстрадали и перенесли в эпоху революции. Роман Пастернака - это плод философских раздумий о бытии, об истории, о том, как интеллигенция приняла революцию, как существовала в революционную эпоху и нужна ли интеллигенция стране, пережившей революцию. В романе Пастернак стремится “дойти до самой сути”.

Главный герой романа, Юрий Живаго, - врач и поэт, пожалуй, поэт даже больше, чем врач. Для Пастернака поэт - это “вечности заложник у времени в плену”. Другими словами, взгляд Юрия Живаго на исторические события - взгляд с точки зрения вечности. Он может ошибаться, принять временное за вечное. В октябре 17-го года Юрий принимает революцию с энтузиазмом, называя ее “великолепной хирургией”. Но после того как его ночью арестовывают красноармейцы, приняв за шпиона, а затем допрашивает военком Стрельников, Юрий говорит: “Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь”. Юрий Живаго “выходит из игры”, отказывается от медицины, умалчивает о врачебной специальности, не принимает сторону ни одного из враждующих лагерей, чтобы быть духовно независимым человеком, чтобы под давлением любых обстоятельств оставаться самим собой, “не отступиться от лица”. Проведя в плену у партизан более года, Юрий прямо говорит командиру: “Когда я слышу о переделке жизни, я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние, жизнь сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий”. Этим Юрий показывает, что сама жизнь должна решить исторический спор о том, кто прав, а кто нет.

Б. Л. Пастернак написал роман “Доктор Живаго” в прозе, но он, талантливый поэт, не мог не излить свою душу на его страницах более близким сердцу способом - в стихах. Книга стихотворений Юрия Живаго, выделенная в отдельную главу, совершенно органично вписывается в основной текст романа. Она - его часть, а не стихотворная вставка. В стихах Юрий Живаго говорит о своем времени и о себе - это его духовная биография. Открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознания их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. В стихотворении “Гефси-манский сад” словами Иисуса Христа, обращенными к апостолу Петру: “Спор нельзя решить железом. Вложи свой меч на место, человек”, - Юрий говорит, что установить истину с помощью оружия нельзя. Такие люди, как Б. Л. Пастернак, опальный, гонимый, “непечатаемый”, он остался для нас Человеком с большой буквы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/





Top