Какой город считают символом русского художественного стекла. Выставка "Русское стекло конца XVIII – начала XX века" - отчёт

Музеи Московского Кремля располагают богатой коллекцией русского гравированного стекла и хрусталя XVII – начала XX века и интересными образцами отечественного фарфора XVIII-XIX веков.
Стекольное производство было одной из первых отраслей зарождавшейся на рубеже XVII-XVIII столетий русской художественной промышленности. Ведущая роль в сложении национальной школы принадлежала Измайловскому казенному заводу в Москве. Музеи Кремля обладают уникальными изделиями этого завода. Таким является огромный кубок из легкого стекла с гравированными изображениями Петра I в окружении медальонов с аллегориями из популярной в России книги “Символы и эмблематы”.
Во втором десятилетии XVIII века центр стеклоделия переместился в Петербург и сосредоточился на Ямбургском и Жабинском заводах. Ведущими мастерами здесь впервые стали русские. Продукция Ямбургского завода представлена в коллекции кубками, связанными с эпохой Петра I.
В 30-е годы XVIII века сложился третий центр стекольного производства – Петербургский завод, просуществовавший до 1774 года. Его изделия свидетельствуют о расцвете национальной школы гравированного стекла, связанной с деятельностью двух крупнейших мастеров – В. Пивоварова и Д. Войлокова. Их работой являются большие кубки с портретами Елизаветы Петровны и Екатерины II. Резчики завода 40-х – 70-х годов XVIII века гравировали на стекле гербы и вензеля, архитектурные пейзажи, сложные аллегорические композиции. Декоративность гравировок они усиливали чернением, золочением, цветными эмалями.
В коллекции рядом с пышными произведениями Петербургского завода соседствуют более скромные изделия частных предприятий.
Музеи Кремля располагают образцами изделий Императорского стекольного завода, основанного в 1774 году – четвертого центра стекольного производства. Это вазы из красного стекла, так называемого золотого рубина, с легким золотым орнаментом и из фиолетового стекла, имеющего в массивных толстостенных сосудах редкий оттенок насыщенного черного цвета.
В начале XIX века появился свинцовый хрусталь и разнообразные механические приемы его обработки. У мастеров эпохи позднего классицизма было остро развито чувство ансамбля. Поэтому большое значение уделялось созданию сервизов из стекла и хрусталя, объединенных общей идеей. Над их производством работали Императорский и Бахметьевский (под Пензой) заводы.
К середине XIX века возродилось цветное стекло. Сначала в виде нацвета красным рубином на бесцветный слой. Затем появились изделия насыщенных цветов – густо-зеленого, темно-синего, а в конце XIX века так называемое мраморное стекло.
До конца XVIII века форма и орнаментация изделий отвечали стилю барокко. Лишь отчасти вводились элементы рокайльного Орнамента. Стиль классицизма, утвердившийся в конце XVIII века, особую выразительность получил в цветном стекле.
Для 70-х – 90-х годов XIX века было характерно обращение к формам и орнаментации народного стекла в связи с популярностью псевдорусского стиля.
Необычайного размаха достигла деятельность стеклопромышленников Мальцевых, ставших монополистами хрустального производства. Хрусталь конца XIX – начала XX века отличает высокое качество материала и виртуозная работа алмазчиков. Очень часто хрустальные изделия оправлялись в серебро, что подчеркивало драгоценность материала.
В музеях Кремля представлена немногочисленная, но интересная коллекция русского фарфора Императорского завода и частных предприятий.
Гордостью музея являются изделия, связанные с первым периодом деятельности Императорского завода (1747-1765). Их украшает лепной цветочный декор и роспись с растительными мотивами восточного характера. Художественным достоинством произведений является индивидуальность исполнения.
Продукция Императорского завода XIX века представлена отдельными предметами в греческом стиле, “Кремлевским” сервизом в псевдорусском стиле и вазами, расписанными художником Столетовым. Эти вазы являются редкими для русского фарфора образцами миниатюрных копий с произведений станковой живописи.
Первым частным фарфоровым предприятием, основанным в XVIII веке, был завод ф. Гарднера (село Вербилки под Москвой). Интересным явлением в фарфоровом искусстве явилось создание на этом заводе знаменитых орденских сервизов. В отличие от Императорского завода Гарднер разрабатывал народную тематику; в росписи изображались народные сцены, в пластике создавались народные типы.
Вслед за Гарднером демократические тенденции в русском фарфоре XIX века развили заводы А. Попова и гжельские фарфоровые предприятия. Из предмета роскоши фарфор превратился в широко распространенный материал. Сюжеты росписей фарфора были самыми разнообразными. Мастера этих заводов повторяли в росписи иллюстрации модных журналов, воспроизводили жанровые сцены, но чаще всего покрывали изделия орнаментом растительного характера, что явилось характерной особенностью русского фарфора.
В конце XIX века многие заводы разорились, производство фарфора было монополизировано товариществом М. С. Кузнецова, фарфор которого приобрел действительно по тем временам промышленно-массовый характер.
Но в работах Императорского завода и завода братьев Корниловых в Петербурге фарфор вновь приобрел звучание драгоценного материала. Их изделия отражали высокие технические достижения фарфорового искусства.
В состав данной подборки вошли лучшие образцы изделий из стекла и фарфора XVIII – начала XX века, хранящиеся в фондах Оружейной палаты.

  • NEW
  • NEW
  • NEW
  • оценка он-лайн по фото NEW
  • NEW
  • NEW
  • В XVII веке интенсивное развитие ремесел привело к появлению первых мануфактур. Рост товарного производства способствовал оживлению торговли, связывающей прежде изолированные экономические районы в систему единого всероссийского рынка. Событием большого политического значения было воссоединение России с Украиной и Белоруссией. Оно способствовало расширению связей Московской Руси со странами Европы.
    В русском быту XVII века уже ощущалась потребность в новом гигиеничном и красивом материале. Первым, кто взялся в России за производство стекла, был пушечных дел мастер, швед, Юлиус Койет, приехавший в Москву 2 марта 1630 года. В 1632 году он пригласил к сотрудничеству опытного "скляничного" мастера Пауля Кункеля, который до этого "завел" стекольный завод в Швеции. Он помог выбрать место для будущего завода, и в 1634 году Койет получил жалованную грамоту на "заведение" стекольного завода в селе Духанино Дмитровского уезда (неподалеку от Москвы). Производство развивалось в сложных финансовых условиях, сменило довольно много владельцев, и окончательно было закрыто в 1760 году, когда мастера «по собственной их челобитной» и решению Мануфактур-Коллегии были приписаны к Гусевскому заводу Акима Мальцова.
    Неудачно сложилась судьба другого частного стекольного завода, построенного шведом Иваном (Иоганном) фон Сведеном в Ивановской волости Каширского уезда. В 1666 году он вывез из-за моря среди прочих специалистов «хрустальных и виницейских скляничных мастеров». Но в 1668 году владелец умер, не завершив строительства «виницейского скляничного завода», хотя в 1697 году его строения еще существовали.

    Выдающуюся роль в истории русского художественного стеклоделия сыграл завод, основанный в 1668 году по инициативе царя Алексея Михайловича в селе Измайлово под Москвой (ныне территория Москвы). Именно здесь родилось русское художественное стекло, и была создана школа русского стеклоделия. В этом сложном процессе наряду с русскими и украинскими мастерами принимали участие и иноземные специалисты. Многие из них прожили в России почти всю жизнь и обрели здесь вторую родину. Завод был построен в 1668 г. по указу царя Алексея Михайловича, находился в управлении Тайного приказа, затем приказа Большого Двора, а в 1710 г. был передан в Аптекарский приказ и вскоре после этого закрыт. Это предприятие выпускало «про обиход великого государя потешное и фигурное стекло», «хрустальную» (т.е., очень чистого бесцветного стекла) посуду с гравировкой и золочением, простые изделия из бесцветного и зеленого стекла, а после 1710 г. - аптекарскую посуду.
    Сведения о другом русском стекольном заводе XVII века, находившемся в селе Воскресенском Черноголовской волости, крайне скудны. Неизвестны ни даты его существования, ни характер производства. Данные о нем относятся лишь к 1687 году, когда он уже действовал и его продукция продавалась на московском Гостином дворе. Среди изделий завода были стаканы, братины, лампады. Судя по всему, он был своеобразным филиалом Измайловского завода, так как их продукция значится в одной описи села Измайлова.

    Таким образом, на исходе ХVII века под Москвой существовало три стекольных завода, которые при своих скромных размерах не могли обеспечить стеклом всю страну.
    В 1691 году было предпринято строительство еще одного казенного стекольного завода. Его устройство было поручено «торговому человеку гостиной сотни» Якову Романову, который построил помещения для завода у Тайницких ворот в Москве. Но эта попытка кончилась полной неудачей, так как Романову не удалось найти мастеров и наладить производство.
    После этого московская администрация затеяла строительство нового зеркального завода, Воробьевского, пригласив для этой цели из Берлина «комиссара» Брокгаузена. Он прибыл в Москву в 1705 году вместе с нанятыми им шестью французскими «зеркальными» мастерами и, возможно, привез с собой часть оборудования. В 1706 году завод уже действовал, хотя и с перебоями. Приезжие мастера, видимо, не сразу приспособились к местному сырью. Необычны довольно значительные для ХVIII столетия размеры зеркал: некоторые из них достигали четырех аршин в длину и двух в ширину; многие были в стеклянных рамах. Весьма поучительным явился финал дея-тельности этого завода. В 1710 году он был отдан в аренду Виллиму Лейду по протекции А.Д.Меншикова. В 1712 году Лейд получил большой заказ на исполнение "большой, средней и меньшей руки колоколов и 330 карафинов" общей суммой на 126 рублей. Однако заказ был выполнен частично, а в процессе расследования выяснилось, что инструменты завода были спрятаны в Немецкой слободе на дворе учителя Андрея Мартынова. Эти инструменты и оставшиеся на заводе материалы на 10 подводах в сопровождении драгунов были отправлены в Санкт-Петербург.
    С 1706 по 1718 год было построено 9 небольших предприятий в Трубчевском, Севском и Карачевском уездах (ныне Брянская область). Производили здесь «скло простое пузырями» и «белое и простое скло».

    XVIII век - время активного развития русского стеклоделия. Формируются новые центры производства, которые сохраняли свое лидирующее положение на протяжении XIX и ХХ столетий.

    I. Петербург
    В начале XVIII века начинается становление Петербургского центра стеклоделия, с которым связан пышный расцвет русской школы гравированного стекла.
    Ямбургский и Жабинский заводы.
    Первоначально были заведены заводы в городе Ямбурге и в деревне Жабине Ямбургского уезда. Удалось найти сообщение о том, что в 1705 году мастер Шепер вместе с мастером Кифатером осматривали «угодные места стекло дуть близ деревни "Сябино в 12 верстах ниже Ямбурха». Место они признали весьма пригодным, и мастер Кифатер сочинил проект завода. Впервые как действующие заводы упоминаются в 1717 году в качестве собственности А.Д.Меншикова, который полагал отдать их на откуп «охочим людям». Оба завода оказались в собственности Меншикова, так как среди огромных земельных пожалований в Ингерманландии ему был отдан и город Ямбург и его окрестности. После опалы А.Д. Меншикова предприятия отошли в государственную казну. Ямбургский завод был крупнее Жабинского и совершеннее по организации производства. Он выпускал зеркальные и оконные стекла, а также «хрустальную посуду» со шлифовкой и гравировкой, которая составляла почти треть всей продукции. С 1713 года гравировкой посуды занимался иноземный мастер Иоганн Меннарт, оставивший свое ремесло в 1723 году из-за болезни глаз. Его заменили русские граверы - подмастерья Дементий Войлоков и Василий Пивоваров, ставшие со временем выдающимися мастерами. Ямбургские заводы, в основном, обслуживали дворцовое хозяйство, поставляя для строящихся царских резиденций оконные стекла, зеркала и «хрустальную» посуду. Часть продукции продавалась при самих заводах и во дворцовой лавке. В конце 1730 года спрос на зеркала и стекла сократился. Объясняется это тем, что император Петр II временно перенес царскую резиденцию в Москву (1727-1730). В 1730 году заводы были переданы в аренду английскому купцу Виллиму Эльмзелю, который перевел в 1733-1735 годах оборудование и мастеров на свои собственные заводы в Санкт-Петербурге и на реке Лаве.
    Петербургский стеклянный завод
    История Петербургского казенного завода, являвшегося лидером русского стеклоделия на протяжении ХVIII века, начиналась несколько необычно. Впервые о его существовании на реке Фонтанке, почти в центре Петербурга, узнали в 1738 году, когда умер его основатель В.Эльмзель. Выяснилось также, что сюда были переведены инструменты и мастера Ямбургского завода. Судя по описям, это был не собственно стекольный завод, а скорее мастерская, где только гранили, шлифовали и гравировали стеклянные изделия, выдували же стекло на Лавинских заводах. После того как оба завода были переданы в казну, Петербургский постепенно становится заводом в полном смысле этого слова. На нем выдували посуду, лили зеркальные стекла и тут же их шлифовали и гравировали. Часть продукции выполнялась по заказам царского двора, другая - поступала в продажу. Торговали стеклом в лавке на Невском проспекте, а также непосредственно при заводе.
    В 1774 году собственно завод был переведен в село Назью Шлиссельбургского уезда, а в Петербурге была оставлена мастерская для «шлифовки посуды и нарезки на ней гербов и вензелей». Но еще и в 1780 году это решение не было выполнено. Таким образом, история Петербургского завода показывает, что распространенная в Европе практика разделения производства посуды и ее холодной обработки, несмотря на ее очевидные выгоды, в России не сложилась.
    Изделий Петербургского завода сохранилось довольно много. В основном, это резные кубки, бокалы, стаканы, штофы, чайники. Они наглядно свидетельствуют о расцвете гравировального искусства в это время. Резчики завода могли гравировать на стекле не только гербы и вензеля. Они прекрасно справлялись и со сложными рокайльными орнаментами, архитектурными пейзажами, портретами и аллегорическими композициями, галантными и пасторальными сценами. У каждого из граверов были свои излюбленные темы и характерные приемы работы. Из всего этого складывается неповторимый образ художественного стекла Петербургского завода. Присутствие на заводе иностранных резчиков неизбежно отражалось на характере резного декора, во многом близкого богемскому, силезскому и отчасти саксонскому. Это «столкновение» различных школ также придавало стеклу Петербургского завода своеобразие.
    В 1777 году по указу Екатерины П казенные заводы в селе Назья (бывшие Петербургские) были отданы «в партикулярное содержание сиятельному князю» Г.А. Потемкину, который оказался хозяином щедрым и внимательным. Князь перевел завод на земли монастыря св.Александра Невского в село Озерки, что в четырех верстах от Петербурга. После смерти Г.А. Потемкина в 1792 году завод снова перешел в ведение казны и стал именоваться Императорским. Он всегда оставался самым крупным и наиболее оснащенным стекольным производством в России, истинным «законодателем стекольной моды».

    Особого внимания заслуживают изделия из стекла, изготовленные Императорским стекольным заводом, заводом Мальцова, а также частными мастерскими. Иногда стекло представляет собой историческую ценность, и многие коллекционеры делают выбор в пользу такого приобретения. В нашей коллекции представлен огромный выбор русского стекла, в том числе изделия музейного значения. Отметим особенности русских стеклянных предметов старины:

    • ручная работа;
    • оригинальная роспись;
    • сложные формы изделий из стекла;
    • богатый орнамент.

    Стекло, выпущенное в XIX - начале XX в., является частью культурного наследия. Мы представляем вашему вниманию истинные шедевры стекольного производства, превосходящие по художественной ценности аналогичные работы европейских мастеров того периода. Этим обусловлен высокий интерес иностранцев к антикварной посуде – нам часто поступают заявки на стекло от коллекционеров из Европы.

    Как приобрести русское стекло?

    Если вас интересует антикварное стекло, вы хотели бы приобрести необычный предмет старины для себя или в качестве подарка, специалисты нашего салона готовы вас проконсультировать и предложить соответствующие вашим предпочтениям изделия из стекла. Вы можете отправить свой запрос по электронной почте на адрес [email protected] или [email protected], а также ответить на ваши вопросы готовы наши эксперты по телефону и при личной встрече. Будем рады видеть вас в нашем салоне на Кутузовском проспекте.

    В Государственном Историческом музее открылась выставка посвященная произведением русских мастеров из хрупкого материала - стекла, под названием «Русское стекло конца XVIII - начала XX века» . Эта выставка состоялась благодаря множеству счастливых обстоятельств. В пространстве выставочного зала музея разместилась коллекция Г.Н. Ойстрах, которую она собирала более 30 лет. Сейчас коллекция выкуплена Министерством Культуры РФ и передана в фонды Исторического музея. Высокая планка, которая была поставлена при создании коллекции, позволила собрать предметы в идеальном состоянии, без сколов, трещин, потёртостей золота.
    Весь зал экспозиции наполнен световыми бликами, которые пробегают по стеклянным граням сервизов и ваз. Разные цвета, разные технологии обработки превращают этот материал в разнообразные завораживающие предметы. И даже не верится, что некоторые из них были в использовании, а не сразу уходили в коллекции.

    Бокал с крышкой с орнаментальным узором и вензелем «SA» под короной в медальоне. Санкт-Петербург.
    Императорский стеклянный завод. Конец XVIII -XIX век. Стекло «золотой рубин» и бесцветное; гранение, роспись золотом.


    Фрагмент. Бокал с крышкой с орнаментальным узором и вензелем «SA» под короной в медальоне.
    Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Конец XVIII -XIX век.


    В 1777 год Петербургский Казенный завод Екатерина II подарила Потемкину в вечное потомственное пользование. После смерти Григория Александровича завод в 1792 году отошел в казну и был отдан под общее управление с Императорским фарфоровым заводом. С этого времени стекольный завод стал также именоваться Императорским.

    Кружка с портретом императора Александра I и надписью «Освободитель Европы». Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. 1810-е годы. Бесцветный хрусталь, молочное стекло; гранение, роспись гризайль, золочение.


    Цветное стекло на Императорском стеклянном заводе стали варить благодаря трудам великого русского ученого М.В. Ломоносова. Именно он обучил по заданию Канцелярии от строений новой стекольной технологии мастера Петербургского стеклянного завода Ивана Конерева и «архитектурного ученика» Петра Дружинина. В 1753 году Ломоносов получил разрешение на устроение собственной стекольной фабрики, где продолжил эксперименты. Их результатом стало создание палитры цветных и мозаичных стекол, состоявшей из 112 основных тонов и более 1000 оттенков.
    В начале XIX веке на заводе освоили производство хрусталя. Хрусталь (от др.-греч. κρύσταλλος — лёд) — особый вид стекла, содержащий не менее 24% окиси свинца. Добавка оксида свинца увеличивает показатель преломления стекла и дисперсию света в нём (с ювелирной точки зрения — «игру цвета», «огонь»).

    Кружка с крышкой с навершием в виде желудя. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Первая треть XIX века. Бесцветный хрусталь; алмазная грань, шлифовка, полировка; бронза; литье, золочение.

    Фрагмент. Кружка с крышкой с навершием в виде желудя. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Первая треть XIX века.


    Хрустальные изделия завода в это время достигли такой вершины мастерства, что его произведения становились дипломатическими подарками и подношениями правящим особам. В книге «Стекло» Качалов сообщает, что персидскому шаху были преподнесены бассейн и кровать из хрусталя. А почитать подробнее эту книгу можно .
    В экспозиции представлены изделия из таких крупных сервизов, как «Пригородный Гранный», «Бахметьевский», «Готический» и некоторые другие. Зеленое стекло «Готического» сервиза завораживает и взгляд пропадет в мистическом пространстве стекла. А мы обратим ваше внимание на сервиз «Коттедж». Это предметы из стеклянного Собственного сервиза дворца «Коттедж» дачи Александрия в Петергофе. Предметы сервиза украшены гербом дачи, разработанным поэтом В.А. Жуковским. В синем щитке помещена эмблема: венок из белых роз, через который продета шпага острием вверх. Эмблема сопровождается девизом:» за веру, Царя и Отечество».

    Предметы из стеклянного Собственного сервиза дворца «Коттедж» дачи Александрия в Петергофе. Императорский стеклянный завод. 1827 - 1829 годы. Бесцветный хрусталь с синим надцветом, алмазная грань, роспись золотом и эмалью. По рисунку И.А. Иванова.


    Предметы из стеклянного Собственного сервиза дворца «Коттедж» дачи Александрия в Петергофе. Стаканы и рюмки.
    Императорский стеклянный завод. 1827 - 1829 годы. Бесцветный хрусталь с синим надцветом, алмазная грань, роспись золотом и эмалью.
    По рисунку И.А. Иванова.


    В 1815 - 1848 годах А.И. Иванов занимал должность инвентора на Императорском стеклянном заводе. Должность инвентора - это аналог главного художника, который отвечает за облик всей продукции завода.
    Но в коллекции представлены не только произведения искусства, выполненные на Императорском стеклянном заводе. В России с 1634 года существовали частные стекольные заводы. Известнейшими стекольными заводчиками были Бахметьевы (завод известный как «Бахметьевский» в советское время назывался «Красный гигант»). Стекольная империя Мальцевых начала свое существование еще в 1730 году, в XIX веке им уже принадлежало 26 заводов. В коллекции вы сможете посмотреть практически все стилистические направления, которые присутствовали в это время в производстве, а так же много новшеств, которые освоили стекольных дел мастера.

    Стакан с изображением женщины, вручающей Амуру лук и колчаны. Санкт-Петербург. Мастерская П.П. Семечкина и К.И. Теребенева. 1840-е гг. Стекло фиолетовое (марганцевое); гранение, печать, роспись золотом.


    6 мая 1840 г. «Художники Губернский Секретарь Теребенев и 14-го класса Семячкин» получили привилегию «на способ литографирования на фаянсе, фарфоре и стекле сверх глазури» сроком на 10 лет. Мастерская выпускала предметы, украшенные литографированными рисунками. Сюжеты рисунков были разнообразны, но особенной популярностью пользовались портреты члено царствующего дома.

    Стакан с портретом цесаревны великой княжны Марии Александровны. Санкт-Петербург. Мастерская П.П. Семечкина и К.И. Теребенева. 1840-е гг. Стекло бесцветное; печать, роспись серебром по пасте, золочение.


    Мария Александровна (Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-М ария, 1824 - 1880), принцесса Гессен-Дармштадская с 1855 года императрица всероссийская, с 1841 года супруга императора Александра II. Источником печатного портрета послужила литография, выполненная в 1841 г. Р.Ф. Драгуновым в честь бракосочетания великого князя Александра и принцессы Гессен-Дармшдатской.

    Стаканы и бокалы с сюжетными изображениями. Санкт-Петербург. Мастерская П.П. Семечкина и К.И. Теребенева. 1840-е гг. Стекло бесцветное; гранение, печать, роспись золотом.


    За время существования стекла было придумано множество вариантов обработки, были созданы и различные его виды, в том числе с помощью примесей, которые создают разные цвета. Например красное стекло получается с помощью добавления золота, фиолетовое - оксида марганца. Со всеми этими премудростями и хитростями вы сможете познакомиться в зале выставки.

    Вазы парные с вензелем «АМ» (?) под императорской короной. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод.

    Фрагмент. Вазы парные с вензелем «АМ» (?) под императорской короной. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод.
    1830-е - 1840-е гг. Бесцветный хрусталь; гранение, гравировка.


    Экспонаты, представленные в зале, раскроют перед вами многие тайны обработки стеклянных изделий и хрусталя. Вы узнаете что «алмазная грань» такая популярна в начале XIX века появилась в Англии в 1780-х годах. Наибольшее распространение получили грани, заточенные под углом 45 градусов колесом, производящим клиновидные надрезы. В начале XX века количество вариантов «алмазной грани» стало так велико, что в прейскурантах стали появляться не только названия, но и номера. Главной отличительной особенность этой «номерной грани» было то, что орнамент состоял из нескольких простых элементов.

    Стакан «Крестовский остров». Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод.
    Середина XIX века. Бесцветный хрусталь; гранение, гравировка.


    Фрагмент. Стакан «Крестовский остров». Санкт-Петербург.
    Императорский стеклянный завод. Середина XIX века.


    Кувшин в форме аска. Санкт-Петербург. Имперский стеклянный завод. 1830-е гг. (емкость).
    Санкт-Петербург. Мастер К.Г. Экквист. 1830 гг. (оправа).


    Данный кувшин выполнен в форме аска - античного керамического сосуда, широко распространенного в VI - IV вв. до н.э. В античной Греции аски были значительно меньших размеров и использовались для благовоний. Эта форма была популярна в 1830-х годах, как отклик на «этрусское» направление, но в более позднее время в вышла из моды.

    Икорница (?) с крышкой. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. 1840-е гг. (емкость) Москва. 1847 г. (крышка).
    Стекло урановое; гранение (икорница); серебро; чеканка, литье (крышка).


    На серебре присутствуют клейма с изображением Георгия Победоносца, в прямоугольных рамках инициалы и цифры «84»(проба серебра), «ИС» (именник мастера), «АК 1847» (знак пробирного мастера А.А. Ковальского).

    Огромное количество предметов различных эпох, стилей и техник предстает перед гостем музея. Вы окунетесь в величественный ампир, сказочный русский стиль, воздушный и загадочный модерн. А вы сможете увидеть белое золото королей - фарфор и сравнить его со стеклом. А посетить эти выставки стоит обязательно, хотя бы потому что оба эти предприятия в XIX веке были объединены под названием Императорский фарфоровый и стеклянный завод и просуществовали так до 1917 года.

    К выставке музей подготовил каталог коллекции, к сожалению, стоит он дороговато 3500 рублей, и купить его за безналичный расчет так же не получится.

    Выставка продлится до 28 августа 2015 года.

    Адрес : Красная пл., 1. Новый выставочный зал.
    Время работы : ежедневно с 11:00 до 19:00, касса до 18:30. Четверг — с 11:00 до 21:00, касса до 20:00.
    Выходной день — вторник
    Цена билета : 200 руб. Есть льготы.



    
    Top