Какой пастелью лучше рисовать. Уроки рисования: учимся рисовать пастелью

Пастель нечто среднее между цветными карандашами и цветными мелками. Состоит она из цветных пигментов с мелом и связующими элементами. Техника рисования пастелью зародилась из рисунка мягкими материалами, типа угольных карандашей, угля, сепии. Пастельные карандаши имеют множество оттенков, в большей степени они нежные, словно молочные, придающие особое изящество рисункам.

Если Вы хотите научиться технике рисования пастелью, стоит знать, что такая техника больше подходит для рисунков, где атмосфера, цветовое настроение, фон играют основную роль, так как рисовать пастелью мелкие детали неудобно, эти карандаши и не предназначены для прорисовки деталей.

Рисование пастелью: подготовка

Прежде чем рассказать, как рисовать пастелью (для начинающий особенно важно), мы рассмотрим, что вообще необходимо для рисования, ведь пастель - не самый обычный материал.

Выбор пастели

Можно выделить три типа пастели: сухая, восковая, масляная.

Сухая в свою очередь делится на твердую и мягкую.

У каждого вида пастели свои особенности, свои возможности работы с рисунком. Выбирайте на свое усмотрение. Мы же будем говорить, как рисовать сухой пастелью (ниже).

Бумага для рисования пастелью

Да, это должна быть специальная бумага с фактурной поверхностью, ведь необходимо, чтобы пигмент удерживался. Чаще всего пастелью рисуют на цветной бумаги, она позволяет передать насыщенность цветов в полной мере. Выбор цвета индивидуален, зависит от характера рисунка.

Типы бумаги для пастели:

  1. наждачная бумага (обычно большого формата; для художественных целей);
  2. бархатная бумага;
  3. пастельная доска (из крохотных частиц пробки).

Другое

Кроме того могут пригодиться: лезвие, щетинистые кисти, тряпочки, ластик, ватный диск - для коррекции рисунка; лак для волос или специальное средство для фиксации.

Как рисовать сухой пастелью

  1. Предварительный рисунок наносится мелком пастели, чуть-чуть отличным от тона бумаги. Линии тонкие, наносятся легонечко, чтобы только видеть контуры. Используйте материалы для корректировки (см. выше), если необходимо. Не используйте графитный карандаш, так как рисовать пастелью сверху будет плохо.
  2. Далее фон. Основные тона наносим, расположив мелок плашмя. Если длина мелка большая, не бойтесь, отломите нужный размер (удобно, 2-3 см). Если бумага цветная, наносите основные тона, только там, где необходимо. На белой бумаге не должно быть пробелов (используйте белый мелок, где необходимо).
  3. Наметьте основные предметы, переходите к уточнению рисунка. Используйте линии, точки, штрихи. Хорошо делать пастелью тени и переход цветов. Используйте растушевку (тряпочку, вату, кисть или собственный палец) и растирайте нужные места рисунка. В пастели можно накладывать цвета друг на друга, экспериментируйте.
  4. Что еще надо знать о том, как рисовать пастелью. Для начинающих часто бывает сложно соблюсти тональность. Определитесь заранее, что в рисунке будет самым светлым, что чуть темнее, а что самое темное. Помните - у каждого предмета свой тон.
  5. Некоторый недостаток сухой пастели в том, что сложно передать насыщенность теней. Но это можно доработать добавлением цвета. Рисуйте тень серым или черным мелком, а поверх введите цвет (того предмета или области, где тень). Растушуйте.
  6. Просмотрите рисунок со стороны. Выделите главные детали более четкими линиями, растушуйте второстепенные или слишком контрастные области.
  7. Закрепление рисуна. Используйте наждачную или бархатную бумагу, это дольше сохранит рисунок. Можно использовать специальные аэрозоли для закрепления пастели. Лак для волос тоже подойдет, но помните, что рисунок потемнеет. Также можно поместить рисунок под стекло.

Масляная пастель

И пару слов о том, как рисовать масляной пастелью.

  1. Использовать лучше светлую бумагу.
  2. В качестве растушевки применяется разбавитель для масляных красок (например, пинен).
  3. Предварительный рисунок наносится масляным мелком или угольком. При этом уголек смахивается перед нанесением пастели, чтобы остались едва заметные штрихи.
  4. Нанеся рисунок штриховкой, плашмя, переходим к работе с кистью. Смоченной в разбавителе кистью, словно размываем рисунок.
  5. Прорисовываем детали, уточняем формы, фактуру. Завершаем рисунок.

Рисование масляной пастелью - достаточно интересное занятие, которое сочетает в себе характеристики работы с восковыми карандашами и сухой пастелью. Несмотря на то, что итоговый результат может быть очень красивым, использовать и смешивать на листе масляную пастель несколько труднее, чем обычную сухую. Тем не менее, с правильно подобранными материалами, знанием надлежащей техники рисования и некоторыми усилиями можно научиться создавать собственные шедевры с помощью масляной пастели.

Шаги

Подготовка необходимых материалов

  1. Выберите себе бумагу для пастели или акварели, картон или холст. Все перечисленные типы основы достаточно шершавые для того, чтобы к ним хорошо прилипала пастель. Для воздушных рисунков наподобие набросков выберите бумагу плотностью 90 г/м². Если же вы собираетесь рисовать нечто более насыщенное, возьмите бумагу плотностью 160 г/м². Заметьте, что бумага должна быть матовой, пастель не будет хорошо держаться на глянцевой бумаге. Также всегда выбирайте бумагу подходящего вам размера, чтобы на рисунке не оставалось слишком много или слишком мало свободного пространства.

    • Не используйте бумагу с содержанием кислот, так как они приводят к изменению цвета пастели и ее растрескиванию.
    • Используйте бумагу в тон вашему рисунку, чтобы добиться гармоничного сочетания цветов. Например, для природного пейзажа с большим количеством зеленых оттенков возьмите светло-зеленую бумагу.
    • Чтобы поэкспериментировать с созданием различного настроения и атмосферы рисунков, попробуйте взять бумагу контрастного цвета по отношению к тонам используемой пастели. Например, если вы рисуете синее озеро с черным ночным небом, возьмите фиолетовую бумагу для создания эффекта меланхолии.
  2. Приобретите набор масляной пастели проверенного производителя в необходимой вам цветовой гамме. В отличие от других видов пастели, масляную пастель выпускает не так много производителей. И всего несколько марок предлагают пастель профессионального художественного качества. Новичкам можно посоветовать наборы масляной пастели от Van Gogh. Эта компания позиционирует себя как производителя художественных материалов для учебы, но качество товаров позволяет им успешно конкурировать и с производителями пастели профессионального качества. Если вы решили приобрести профессиональную масляную пастель, остановите свой выбор на одном из более дешевых наборов пастели профессионального художественного качества либо соберите необходимую вам палитру путем поштучного приобретения мелков.

    • Подумайте о том, какие именно изображения вы будете рисовать, и выберите такие цвета пастели, которые соответствуют вашим задумкам. Приобретайте пастель поштучно и соберите подходящую палитру.
    • Масляную пастель можно приобрести через интернет-магазины, специализированные магазины художественных товаров, магазины товаров для рукоделия и канцелярских товаров.
  3. Выберите и твердую, и мягкую масляную пастель для большей вариативности. Более твердая пастель хороша для прорисовки мелких деталей наброска и первых слоев рисунка, тогда как мягкая пастель хороша для рисования поверх плотных и насыщенных слоев твердой пастели. Например, масляную пастель профессионального художественного качества в порядке убывания твердости от самой твердой до самой мягкой можно представить следующим списком: Cray-Pas Specialist, Cretacolor Aqua Stic, Erengi Art Aspirer, Caran d’Ache Neopastel and Holbein и Sennelier Oil Pastels.

    • По мере накопления опыта старайтесь обращать внимание на то, с какими именно марками пастели вам комфортнее всего работать.
  4. Купите такие аксессуары, как кисти, ластики и растушевки. Кисти и губки идеально подходят для растирания масляной пастели. Чтобы исправлять недочеты рисунка, лучше приобрести клячку, которая представляет собой ластик из пластичной резины. Также полезно будет приобрести бумажные растушевки различного типа, включая заостренные и тупые, чтобы смешивать и размазывать тона пастели.

    • Скребки для пастели легко можно заменить зубочистками (деревянными или пластиковыми) либо кюреткой для ногтей.

    Базовая техника работы с масляной пастелью

    1. Выберите объект для рисования и решите, насколько крупным он должен быть на вашем рисунке. Начните с чего-нибудь легкого, например с собаки, дома, озера или простейшего яблока. Но если вы готовы к трудностям, можно выбрать себе и более сложный объект рисования, например человека или пейзаж.

      • Выбирая объект для рисования, учитывайте имеющиеся у вас в наличии тона пастели, чтобы у вас были все цвета, которые вам понадобятся для работы. Если цветов не хватает, посмотрите, не получится ли у вас немного поимпровизировать с тем, что у вас есть.
      • Начинайте с изображений, содержащих в себе лишь 1–3 цвета. Даже с таким количеством цветов можно экспериментировать, создавая различные оттенки, поэтому работы будет предостаточно.
    2. Создайте обобщенный набросок на отдельном листе бумаги, чтобы распланировать свой рисунок. На отдельном листе (идентичном тому, который вы будете использовать в работе с пастелью) нарисуйте пастелью что-нибудь маленькое и простое. Работайте с легким нажимом на мелок. Не рисуйте слишком много деталей, сконцентрируйтесь на обобщенном наброске и ощущениях от работы с данной бумагой. Продолжайте работать, пока не будете довольны своим наброском.

      • Наметьте конкретные цвета, которые вы собираетесь использовать для отдельных зон рисунка. Например, обозначьте землю темно-зелеными штрихами, а лужи - темно-синими.
    3. Выполните легкий набросок рисунка на основном листе бумаги с помощью твердой цветной пастели. Выберите более светлые тона для наброска и нарисуйте контуры изображаемых объектов с легким нажимом на мелки. Если совершите ошибку, сотрите недочеты и попробуйте снова. Пока не переживайте о мелких деталях, оставьте их на потом.

      • Не используйте черный цвет пастели для создания наброска, чтобы избежать искажения и загрязнения других цветов.
      • Обозначайте на наброске вертикальные и горизонтальные линии симметрии, чтобы разбить на части более крупные объекты и формы. Это поможет вам надлежащим образом распределить и смешать цвета рисунка.
      • Для большей точности наброска используйте твердую пастель.
    4. Работайте от заднего плана к переднему. При работе с пастелью лучше последовательно рисовать предметы от заднего плана до самого близко расположенного объекта на переднем плане. С таким подходом вы всегда будете изображать контуры объекта поверх фона, что обеспечит вам большую точность рисунка. После заполнения заднего и переднего фона основными штрихами перейдите к растушевке тонов пальцами, специальным инструментом или бумажной салфеткой.

      • Задний фон оформляйте толстым слоем пастели, работая с умеренным нажимом на мелки. Но если вы планируете рисовать что-либо поверх заднего фона, рисуйте его с меньшим нажимом на мелки.
      • Используйте твердую пастель для заднего фона и нижнего слоя рисунка. Для переднего плана и дополнительных слоев пользуйтесь более мягкой пастелью.
    5. Нарисуйте общие очертания основных объектов, используя их базовый цвет. Важная часть рисования пастелью - создание базовых слоев. Например, если вы рисуете грушу, нарисуйте ее контуры средним тоном зеленого цвета. Затем начните закрашивать ее тем же тоном. Создавая базовый слой объекта, достаточно сильно давите на мелок.

      • Приберегите крайние тона (в данном случае светло-зеленый и темно-зеленый) на потом.
      • Растушуйте базовый цвет предмета с его контурами, чтобы сделать линии наброска незаметными.
    6. Введите дополнительные тона в рисунок в качестве второго слоя. Начните дополнять объект все большим количеством деталей и цветов. Если вы рисуете грушу и уже закрасили ее базовым зеленым цветом, можно перейти к использованию темно-зеленого цвета с одной стороны груши и светло-зеленого - с другой ее стороны. Работайте со вторым слоем с меньшим нажимом на мелки.

      • Растушевывайте цвета пальцем, растушевкой или бумажной салфеткой.
      • Используйте линии симметрии, чтобы разделить цвета по зонам и смешать их в точке соприкосновения.
    7. Смешивайте разные цвета между собой, чтобы создать эффект плавного перехода тонов на вашем рисунке. При смешивании цветов всегда приступайте к работе с более темного тона. Начните с сильного нажима на мелок и проведите линию в нужном направлении, постепенно уменьшая нажим. После нанесения первого цвета возьмите второй более светлый цвет пастели и рядом с первой линией аналогичным образом начертите вторую линию в направлении от более светлого участка первой линии к более темному. Затем растушевкой или пальцем осторожно перемешайте тона. Это позволит убрать разделяющую их границу и создать эффект плавного перехода цвета.

      • Смочите ватную палочку детским маслом и проведите ею по штрихам рисунка, чтобы смешать тона без использования пальцев.
      • Для большей точности и лучшего контроля над своими действиями пользуйтесь специальными растушевками. Они идеально подходят для растушевки небольших участков.
      • При смешивании тонов работайте круговыми движениями, чтобы получить варьирующиеся оттенки цвета.
    8. Продолжайте закрашивать объекты и наносить последующие слои пастели. Используйте базовую технику закрашивания объектов слоями пастели везде, где только можно найти ей применение в вашем рисунке. Например, при изображении лужи нанесите темно-синий слой поверх светло-синего. Затем соскребите отдельные участки темного верхнего слоя, обнажая светлый слой, чтобы получить уникальный эффект водных бликов.

      • Не используйте сразу слишком много цветов, от этого они могут загрязниться. Проявляйте сдержанность. Если что-то уже выглядит хорошо, больше ничего не добавляйте!
      • Добавляя слои, работайте мягкой пастелью, чтобы упростить смешивание и растушевку тонов.
      • Прорисовывая мелкие детали, например черенок груши или листья на дереве, используйте твердую пастель.
    9. Больше практикуйтесь, но не перегружайтесь! У вас не получится сразу же создать идеальную картину. Не торопитесь, экспериментируйте с различными формами, изображениями, цветами и приемами. Помните о том, что это ваша первая попытка и что всем необходима практика для того, чтобы научиться что-то хорошо делать.

      • Попробуйте рисовать различные типы сцен и объектов, чтобы развить свои навыки.
      • Купите разнообразные цвета пастели и экспериментируйте с их уникальными сочетаниями.
    10. Зафиксируйте свой рисунок специальным лаком-фиксатором для масляной пастели. Обязательно распыляйте лак тонким слоем на свою работу в хорошо проветриваемом помещении. Когда закрепитель подсохнет (примерно через 10 минут), рисунок можно оставить как есть или заключить в рамку. Обязательно используйте по периметру рисунка толстую подложку, чтобы ваша работа располагалась на расстоянии около 5 мм от стекла в рамке и не могла размазаться.

      • Для максимальной защиты закрепите рисунок на деревянной панели, прежде чем вставлять его в рамку.

    Продвинутые приемы рисования

    1. Накладывайте друг на друга несколько цветов пастели, чтобы создавать динамичные изображения. Начните с нанесения на бумагу базового цвета уверенным нажимом на мелок. Далее создайте слой второго цвета, работая широкой боковой частью мелка. Например, если вы рисуете солнце, нанесите слой желтого цвета в качестве базы. Затем закрасьте примерно половину желтой области слоем красной пастели, чтобы создать уникальный оранжево-красный микс тонов.

      • Экспериментируйте с различным нажимом на мелки в момент создания слоев. Например, для изображения солнца нанесите умеренно желтый базовый слой легким нажимом на мелок. Затем дополните его легкими слоями оранжевого и красного, чтобы получить различные оттенки.
    2. Снимайте скребком отдельные участки варьирующихся и слоеных цветов для получения уникальных эффектов. После создания двух толстых слоев различного цвета процарапайте скребком для пастели, расческой или иглой узоры на верхнем слое, чтобы обнажить нижний слой. Данный прием наиболее эффективен, когда верхний слой рисунка более темный, чем нижний, например серый или черный.

      • Используйте данный прием, чтобы дополнить окончательный рисунок линиями определенного цвета. Например, если вы нарисовали грушу и нанесли последним слоем темно-зеленый цвет, можно процарапать линии, обнажив более светлый зеленый тон снизу.
      • Экспериментируйте с различными инструментами, например, используйте скрепку или зубочистку, чтобы получить различные варианты линий.
      • Используйте 3–4 слоя пастели, чтобы можно было добиться разнообразных результатов процарапыванием линий.
    3. Вырежьте трафарет, чтобы создать различные варианты оформления контуров изображений. На отдельном листе бумаги нарисуйте контуры определенного изображения, например, цветка. Вырежьте контуры изображения и приложите полученный трафарет к рабочему листу бумаги для пастели. Затем закрасьте выбранным вами цветом участки вдоль внутренних контуров трафарета, чтобы получить четкие внешние линии изображения. В качестве альтернативы к бумаге для пастели можно приложить вырезанный из трафарета участок и закрасить область вокруг его внешних контуров, чтобы получить изображение с размытыми внешними и четкими внутренними контурами.

      • Работая с трафаретом, растушевывайте пастель пальцами в направлении от контуров трафарета, чтобы добиться плавного перехода цвета.
    4. Для удобства предварительно рисуйте контуры предметов карандашом или светлым цветом пастели. Как только освоите базовые приемы смешивания и наслоения тонов пастели, начните рисовать какие-нибудь изображения. Сначала рисуйте что-нибудь простое и предварительно создавайте обобщенный набросок. Попытайтесь нарисовать такие простые объекты, как солнце, дерево или яблоко. Попробуйте выполнять первые наброски простым карандашом. Когда уже освоитесь, перейдите к созданию набросков непосредственно масляной пастелью. Помните, что рисовать набросок пастелью следует с легким нажимом на мелок и пользоваться при этом самым его кончиком, а не широкой боковой частью.

      • Разбивайте сложные объекты на простые формы, такие как круги, квадраты и треугольники.
      • Не пользуйтесь черной пастелью для создания наброска, так как она испортит все цвета, нанесенные сверху на нее.

    Что вам понадобится

    • Масляная пастель
    • Бумага
    • Карандаш
    • Растушевка (необязательно)
    • Щетинная кисть для масляной живописи (необязательно)
    • Регулярно очищайте мелки масляной пастели небольшим количеством детского масла и бумажным полотенцем. Это позволит защитить ваши работы от случайных мазков не того цвета.
    • После растушевывания каждого цвета пальцами мойте руки или держите под рукой влажные салфетки, чтобы очищать руки. Либо попробуйте проводить растушевку пастели не пальцами, а бумагой (в виде покупной бумажной растушевки или самостоятельно скрученной бумаги), чтобы руки оставались чистыми.
    • Проявляйте творческий подход! Не бойтесь нарушать "правила" рисования, чтобы найти себя.
    • Регулярно практикуйтесь, так как рисовать масляной пастелью нелегко!
    • Лучше всего рисовать в тихом месте, где нет отвлекающих факторов и присутствует хорошее освещение.

Я собираюсь нарисовать этот натюрморт масляной пастелью. Я работаю в стиле реализм и использую смешанную технику. Этот натюрморт был установлен в моей студии, также я фотографирую свои натюрморты, т.к. часто рисование занимает слишком много времени. Этот урок покажет вам мой подход и, надеюсь поможет.

Я использую темно синюю бумагу теплого тона, а так же пастельный карандаш, мастихин для удаления излишков пастели с бумаги, растушки бумажные разных размеров. Это цвет бумаги, которую я использую. Ялюблю брать цвета, гармонирующие и дополняющие натюрморт, а эффект цветной бумаги помогает цветам масляной пастели раскрыться.Для использующих сухую пастель рекомендую грунтованную бумагу, а для масляной мне нужна поверхность поглощающая частицы и не имеющая текстуры (не люблю углубления текстурированой бумаги)
Я использую пастель Holbein и Sennelier.

Рисунок начинаю на другом листке бумаги, позже переведу его на рабочую. Рисовать пастелью я люблю начинать имея точный рисунок, поэтому начинаю на бумаге, где я могу стирать, уточняя линии.
Делаю рисунок на листке бумаги карандашом НВ, уточняю его карандашом Н и удаляю все лишние линии.

Переворачиваю бумагу, и на обратной стороне белым мелом прочерчиваю все линии, затем помещаю лист на синюю бумагу и прохожусь по линиям карандашом Н, не нажимая слишком сильно, чтобы не повредить бумагу. Мел отпечатался на бумаге

По следам мелка я прошлась белым пастельным карандашом, чтобы не потерять изображение. Я не положила все линии скатерти и семян решив сделать это позже (что оказалось ошибкой и затруднило работу) Когда я начинаю рисовать пастелью, кладу кусочек такой же бумаги под руку, чтобы тестировть как цвета будут выглядеть на бумаге

Для начала я кладу базовые цвета локальных объектов. Люблю работать надо всем рисунком сразу, нежели по кускам. Начинаю с Sennelier n18, brilliant-yellow-на переднем плане, Holbein cadmium orange- на заднюю дыню. Сливы я набросала в 4 оттенках красного и начала скатерть.

Теперь я начала уточнять дыню. Здесь использую палец для затирки. Также кладу cadmium orange на желтую часть.

Переднюю дыню затираю пальцем (тяжело делать фотографии левой рукой)
Начинаю семена с верха передней дыни. Цвет между дынями(темно-оранжевый)- это Holbein Sennelier n 200 mandarin, нюанс 1. Добавляю больше красного на заднюю сливу и затираю пальцем. Также работаю над краями тарелки

Продолжаю работу над дынями добавлением желтого и мандаринового на переднюю дыню, затираю пальцем. Добавляю цвета второй дыне, используя Sennelier Mandarin. Перехожу к семенам, главное- это думать о них как об объемных формах с с падающим на них светом и тенью.
Продолжаю накладывать Sen.Yellow n 18 и Cadm. orange n 4 на центре. Начинаю работать над цветом кожуры- базовый слой Sen. N 94,добавляю немного sen. 99 и немного sen n 28.

затем затираю границу кожуры и мякоти

Добавляю немного белого в этот участок
(заметка автора — для мандаринового обыкновенный оранжевый подойдет тоже)

Здесь я работала над задней дыней и скатертью за ней, также задней сливой- добавила красных тонов и белые блики, затерла края сливы растушкой. Кладу Sennelier голубовато- серый на темные части сливы т.к они казались слишком яркими.Иногда при работе с растушкой,она забирает много цвета на себя, поэтому я клау немного бардового на саму растушку и работаю ей по сливе. Добавила оранжевого задней дыне и затемнила кожуру возле мякоти.

Затираю грани, перенося смешиванием немного темно- зеленого на мякоть, чтобы срез не казался таким острым.

Кладу немного больше тона в зону семян задней дыни, не используя новых цветов. Далее работаю над затиркой слив и теней на скатерти около них.

В основном здесь я затираю пальцем.

Сегодня я работаю над задним планом.Использую те же цвета оранжевого и желтого, чтобы закончить работу в зоне семян, я затирала небольшие участки бумажной растушкой.

Кладу Senn N84 под тарелкой и затираю его по форме дуги тарелки. Перехожу к работе над семенами первого куска, излишки пастели снимаю мастихином.

использую те же желтые и оранжевые. Затираю в основном пальцем.

Я пыталась уточнить семена, падающие с переднего куска дыни. Также затемнила передний кусок. Использовала оранжевые, желтые и белый.
Затираю под семенами.

Перехожу к тени под дыней и работаю над внутренней дугой тарелки.
Прямо под дыней я положила Sennelier N8 Holbein и indigo N1. Я смешала их вместе затирая пальцем и подчистила дугу тарелки бумажной растушкой.

Если я допускаю ошибку, я соскабливаю первый слой пастели мастихином, затем обмакиваю тряпочку в минеральный растворитель и стираю остатки. Когда высыхает, я переделываю неудавшееся место.

Работаю над клеточками и это фото показывает какой цвет я использовала

На етой стадии затираю грани клеточек растушкой

Кладу блики на тарелку, чтобы она была стеклянной

Здесь я уточнила скатерть и тень передней сливы.

Работаю над тенями под дыней и семенами, лежащими на терелке.Решила попробовать твердый смешиватель цветов.

Использую плоский для смягчения квадратиков и острый для смешивания цвета семян на тарелке

Работаю над краем тарелки и скатертью в етом месте, добавила теней от семян на тарелку.

Сейчас я в основном работаю над тенью под дыней

Закончила тени под дыней

некоторые доработки

Законченая работа!

Изображение головы человека, а именно передача пропорций лица — очень сложное дело. Особенно трудно выполнять картину в цвете. Лучше всего подойдут специальные мелки. Они позволяют создать плавные переходы оттенков и даже новичку получить вполне реалистичное изображение. Если вы хотите узнать, портрет, изучите рекомендации статьи, а самое главное - просмотрите поэтапное создание рисунка с комментариями. Это вам поможет выполнить задание самостоятельно.

Виды и их характеристики

Чтобы получить хорошую работу, нужно не только изучить, как рисовать пастелью портрет, но и разобраться в существующих типах этого материала. Выглядеть он может по-разному. На прилавках отечественных магазинов представлен в следующих вариантах:

  • разноцветные мелки в коробке;
  • палочки в индивидуальной обертке набором или поштучно;
  • в деревянной оправе в виде обычного карандаша.

Первые являются наиболее традиционными и представлены комплектами широкого спектра оттенков. Вторые удобны в работе, так как не пачкают руки, а третьими хорошо выполнять мелкие детали, например глаза, губы, прорисовывать структуру волос. Последний вид подходит для таких целей не только благодаря форме исполнения, но и большей твердости. Кроме того, существует специальная однако техника работы с ней намного сложнее, и новичкам лучше брать обычную сухую.

Выбор бумаги

Если вы решили делать портрет пастелью, обратите внимание на основу, которая лучше всего подойдет для этого материала. Существуют специальные листы, которые имеют мягкую бархатистую фактурную поверхность. Именно на такой бумаге пастель лучше всего держится и эффектно выглядит. Можно использовать, конечно, любой материал, но стоит предварительно попробовать, как будут на него ложиться мелки.

Чтобы сделать портрет пастелью, очень часто используют не белую бумагу, а легкого оттенка, например бежевого. Она даст определенный тон для лица, и впечатление от такого рисунка только улучшится. Не стоит брать слишком яркие оттенки фона. Если под рукой есть только белая бумага, допустим акварельная, ее можно легко покрыть прозрачным слоем краски.

Особенности работы

Удивительно, насколько живыми получаются портреты пастелью. Фото работ наглядно демонстрируют это. Получение таких тонких цветовых переходов возможно благодаря структуре бумаги, самому художественному материалу и технике растушевки или растирания нанесенного пигмента. Для этого можно использовать салфетку, лоскуток мягкой ткани или даже ватную палочку для проработки мелких деталей. Не стоит применять палец, так как он слишком быстро испачкается и будет давать грязный оттенок на бумаге, а кроме того, при таком способе пылинки пастели могут начать скатываться из-за присутствия кожного жира на поверхности пальца.

Следует учитывать, что портрет пастелью нужно очень бережно хранить. В папке или альбоме обязательно потребуется калька для разделения листов, чтобы прикрыть сторону с изображением. Чаще всего пастель требует закрепления. Продаются специальные фиксирующие составы. Однако стоят они достаточно дорого. Вместо них можно воспользоваться обычным лаком для волос. Он часто дает затемнение цвета, но это можно учесть при выполнении картины, сделав ее чуть светлее, чем нужно, либо подправить после обработки. Если готовый портрет пастелью вы собираетесь хранить оформленным в раму, лучше изготовить паспарту из плотного картона, чтобы лист с изображением не прилегал к поверхности стекла.

Подготовка линейного рисунка

Прежде чем делать портрет пастелью, нужно наметить контуры лица. Лучше сделать это простым карандашом или самим мелком, отличающимся по цвету от оттенка бумаги. Можно использовать метод соблюдения пропорций по клеткам или использовать стандартную схему:

1. Выполняете овал лица, по форме напоминающий яйцо. Размечаете основные горизонтали, ориентируясь на которые будете рисовать все элементы.

2. Намечаете уши, форму глаз, носа, губы в соответствии с пропорциями.

3. Добавляете волосы, брови, линию шеи.

4. Детализируете изображение.

Предварительный этап работы выполнен. Переходите к самому интересному.

Портрет пастелью: мастер-класс

Последовательность действий при нанесении цветовых оттенков будет следующая:

1. Делаете общий тон кожи лица. Можно насыпать порошок из мелких пылинок на лист, растереть их равномерно салфеткой.

2. Постепенно добавляете новые оттенки: белые в местах света и коричневатые в тенях. Прорисовываете шею.

3. Аккуратно с помощью выполняете глаза. Равномерно распределять тон по поверхности можно в этом случае ватной палочкой.

4. Следующим этапом делаете губы.

5. Обязательно проработайте свет и тени вокруг мелких деталей. Наметьте прическу.

6. Начинайте прорисовывать волосы, воротник рубашки. Старайтесь постепенно завершать лицо.11. Нанесите завершающие штрихи на одежде.

Подведем итоги

Итак, вы познакомились с тем, как нарисовать портрет пастелью. Изучив пошаговую последовательность работы, можно таким же образом делать свою картину. Для первого опыта старайтесь выбрать максимально комфортный для себя размер листа. Стоит постоянно отходить от изображения, оценивая его издалека. Так легче вовремя заметить и исправить ошибки. Подготовьте все материалы, запаситесь вдохновением и терпением и отправляйтесь рисовать ваш первый портрет пастелью.




Top