Какой предмет домашней утвари основатель дарвиновского музея. История музея

back

  • Order:
  • Duration: 28:34
  • Updated: 08 Nov 2011
  • views: 4472

Музей, как и всякое яркое явление в культуре, начинается с личности. Такой личностью для Дарвиновского музея был его основатель и бессменный директор до го...

... ......................... http Charles Darwin"s On the Origin of Species by Means of Natural Selection , or the Preservation of Favored Races in the Struggle for Life » (November 24 , 1859). It is difficult to overestimate the importance of Darwin"s creative heritage. The concept of evolution constitutes a theoretical basis for all scientific achievements of the modern biology. The publication of the "On the Origin of Species..." started many discussions among scientists, and after a short time, the book was translated on several European languages . Biologists from different countries worked on the popularization and development of the theory of evolution. The role of Russian scientists in this process was very significant. One can literally say that Russia became a second fatherland for the Darwinism. In 1907 the State Darwin Museum (SDM) was established in Moscow on the initiative of a young Russian scientist, A.F. Kots. In that time this museum became the first museum of natural history in the world. How was the theory of evolution developed for the last years? What was changed in this theory during this period? How does the Darwin"s concept of evolution look in the light of the current knowledge? The anniversary program of the State Darwin Museum is devoted to these questions........................................ http://www.darwin.museum.ru/eng/?dir=Research

https://ru.wn.com/Государственный_Дарвиновский_Музей_State_Darwin_Museum_....Wmv

Музей, как и всякое яркое явление в культуре, начинается с личности. Такой личностью для Дарвиновского музея был его основатель и бессменный директор до года, доктор биологических наук, профессор Александр Федорович Котс. Если бы понадобилось в нескольких словах охарактеризовать личность этого неординарного человека, то слова -- ученый, музеолог и педагог - наиболее полно высветили бы грани дарования Александра Федоровича. А начиналось все с малого - с детских увлечений мальчика. В своих воспоминаниях Александр Федорович писал: «С трех лет я себя чувствую зоологом, с пяти - музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относится к животным. Эту мою любовь к Природе я считаю унаследованной от отца и матери." Александр Котс родился в Москве в году в семье немецкого эмигранта, доктора философии Геттингенского университета, одаренного ботаника, лингвиста и поэта-любителя Альфреда Карловича Котса и Евгении Александровны, урожденной Грасман... ......................... http ://www.darwin.museum.ru/_aboutus/?dir=history In 2009 the world will celebrate a bicentenary of the Charles Darwin"s birthday (the 12th of February, 1809) and 150-year anniversary of the publication of his main manuscript «

В Москве много музеев. В Третьяковскую галерею и Музей изобразительных искусств имени Пушкина люди едут со всего света. Но там шедевры мирового искусства, а в Дарвиновском музее? Тоже шедевры. Это не просто чучела животных и птиц, выполненных величайшими мастерами своего дела. Это музей происхождения жизни и памятник любви.

Любое настоящее дело начинается с уникального человека, подобного которому не было раньше и не будет потом. Ведь вся история человечества состоит из частных историй отдельных людей. Таким «отдельным человеком» был и Александр Федорович Котс.

Александр Котс родился в Москве в 1880 году. Его отцом был немецкий эмигрант, доктор философии Геттингенского университета, ботаник и лингвист Альфред Карлович Котс. Мать — Евгения Александровна Котс, урожденная Грассман.

Мальчик с детства интересовался биологией. «Любовно-яростно-ожесточенно собирал я, будучи ребенком, и фарфоровых зверушек, и рельефные картинки со звериными изображениями, позднее — перья кур, образчики волос, украдкой выстригаемых из шуб, головки, ноги, крылья птиц из кухонных останков, мух навозных около помойных ям, еще позднее бабочек, жуков, еще позднее — чучела зверей и птиц... Науке о животных и любви к животным меня в детстве НЕ учили... Тем не менее с трех лет я себя чувствую зоологом, с пяти — музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относилось к животным... Эту мою любовь к природе... я считаю унаследованной от отца-ботаника и матери — энтузиастической любительницы цветов». В 19 лет он отправился в свою первую экспедицию в Западную Сибирь. Вернувшись, Александр изготовил чучела птиц, которые представил на выставке Всероссийского общества акклиматизации. За них он получил Большую серебряную медаль. Позже именно эти произведения таксидермического искусства стали экспонатами коллекции, с которой началась история уникального музея.

В 1905 году Александр Котс отправляется в Европу. Он без устали изучает естественнонаучные музеи Берлина, Мюнхена, Дрездена, Штутгарта, Йены, Брюсселя, Парижа, Лондона. Но везде это были скучные ряды витрин, похожие друг на друга. В знаменитейшем Дарвиновском зале Британского музея его изумили «богатство фактов и скудость, недосказанность объединяющей идеи». А в России естественнонаучного музея не было. В Москву он вернулся, охваченный жгучим желанием создать его. Но кроме желания и крошечной коллекции, собранной на собственные скромные средства, нужны были помещения и основательный капитал.

В 1907 году Котсу предложили вести практические занятия по анатомии животных на знаменитых Московских высших женских курсах (далее — МВЖК). Вскоре он начал читать лекции по дарвинизму. Это рядовое событие изменило жизнь молодого ученого. Дело в том, что его драгоценная коллекция была перенесена из крошечной студенческой квартирки, где все жизненное пространство было занято шкафами и препаратами животных, в зоологическую лабораторию курсов. И в том же году по приказу директора МВЖК С.Чаплыгина был создан Дарвиновский музей.

Александр Котс и Надежда Ладыгина-Котс.

А потом случилась встреча, которая могла бы стать сюжетом романа, поэмы, встреча, которые случаются раз в сто лет, а у многих людей не случаются никогда, — Александр увидел студентку 3-го курса, старосту биологического кружка Надежду Ладыгину. Красавицу с роскошной косой, как у сказочной царевны. Позже Александр Федорович напишет: «Появление этой девушки было решающим: „ОНА!“ Не обменявшись с ней дотоле ни одним глубоким словом, я всем существом оказался прикован к ней».

Отец Надежды был крепостным крестьянином, который откупился у помещика за несколько дней до обнародования указа об освобождении крестьян. Девочка сама выучилась чтению. Яркое впечатление детства: в дом пришел бродячий торговец халвой, у которого была дрессированная макака-резус. Ребенка поразили не фокусы, а лицо животного. Кто мог знать, что спустя двадцать лет Надежда начнет исследование познавательных способностей низшей обезьяны, той самой макаки-резус, а позже станет всемирно известным зоопсихологом.

В 1911 году они обвенчались. Первым подарком невесте вместо дамских часиков, которые ей очень нравились, оказалось чучело белого ястреба, а невеста подарила жениху чучело львенка. На деньги, подаренные к свадьбе, молодожены купили новые экспонаты для музея: чучела волков редкой окраски. Сохранилась фотография, на которой невеста в белом платье, с распущенными волосами, как у красавиц эпохи Возрождения, стоит рядом с чучелом белого волка. Сказочным людям нужны сказочные подарки. Ведь Александр Федорович, который до встречи со своей Надеждой два года заведовал таксидермическим музеем знаменитого Федора Лоренца, зарплату попросил платить не деньгами, а чучелами животных...

А.Котс вспоминал: «На последние рубли недоедающих хозяев в адрес курсов прибывали посылки с райскими птицами и прочими чужеземными редкостями». Сегодня — как, впрочем, вчера и завтра — такие истории возвращают стрелку нашего внутреннего компаса на то место, где она должна находиться. В эпоху белых свадебных «Мерседесов» со шлюховатыми Барби на капоте история про белого волка и посылки с райскими птицами — бесценное лекарство.

Надежда Ладыгина и тот самый знаменитый белый волк.

В 1913 году супруги отправились за границу, чтобы познакомиться с лучшими музеями, зоологическими институтами и препараторскими фирмами Западной Европы. Александр сравнивал новые впечатления с воспоминаниями о поездке 1905 года — ничего не изменилось. По-прежнему между большой наукой и ее популяризацией была непроходимая пропасть. В музеях было скучно! Им предстояло найти свой ответ на вопрос о том, как открыть непосвященным дверь в бездонный мир природы. Котсы наведывались в знаменитые фирмы, которые снабжали музеи зоологическими материалами. Это были ни на что не похожие учреждения. Из переписки с заказчиками: «Будьте любезны выслать парочку засоленных гиен!», «Какова теперь пометровая стоимость питонов и акул? Телеграфируйте!» И такие же ответы: «Имеются прекрасные засоленные сумчатые волки, крысы и куницы, но особенно рекомендуем квашеных морских слонов и замороженного бегемота!» Александр Федорович и Надежда Николаевна купили там множество чучел и гнезд тропических птиц — для музея, который им предстояло создать.

К 1913 году скромная коллекция Котса превратилась в уникальное собрание, и Александр Федорович принял непростое решение: он подарил свою драгоценную коллекцию МВЖК с единственным условием: что он будет безвозмездно заведовать музеем. Даже во время революции и Гражданской войны этот музей работал. Котс трудился как человек, которому не требуется сон и отдых: заботы директора он совмещал с чтением лекций в МГУ, в Пединституте и без устали читал научно-популярные лекции в клубах. А еще в 20-е годы Александра Федоровича назначили директором Московского зоопарка. Революция прервала его научную деятельность — теперь она возобновилась: он проводил экспериментальные исследования по зоопсихологии, генетике и межвидовой гибридизации. Котс был блестящим лектором. К началу Великой Отечественной войны, то есть за 30 лет существования музея, он лично провел экскурсии для полумиллиона человек.

А Надежда Николаевна была музой Александра Котса.

В отрочестве она мечтала поступить на медицинский факультет и посвятить себя психиатрии. Но на высших женских курсах ее поразили лекции по зоологии профессора Н.Кольцова и практические занятия по анатомии животных, которые вел ее будущий муж. Позже она напишет: «Решающим моментом, натолкнувшим меня на изучение поведения животных, была книга профессора В.Бехтерева „Психика и жизнь“, где им были освещены вопросы, относящиеся к изучению одноклеточных организмов. Меня особенно занимал вопрос, на каком уровне развития психики животных появляется сознание. С этих пор изучение поведения животных стало основной интересующей меня проблемой».


Надежда Ладыгина-Котс и шимпанзе Иони.

В один прекрасный день Александр Федорович подарил жене шимпанзе Иони. Обезьянка поселилась в квартире Котсов. Три года Надежда Котс вела наблюдения за поведением Иони, которые легли в основу ее работы «Новый метод исследования познавательных способностей шимпанзе». Эта работа получила известность не только в России, но и в мире. Надежда Николаевна получила приглашение в Институт психологии Московского университета и полностью посвятила себя работе в области экспериментальной психологии. В 1919 году она начала исследования 10 видов попугаев.

В 1925 году у Котсов родился сын. Через два часа после его появления на свет Надежда начала диктовать няне описание поведения новорожденного. Семь лет она вела круглосуточные наблюдения за его психическим развитием. Эти дневники составляют несколько тысяч страниц, проиллюстрированы тысячами фотографий и представляют собой беспрецедентное исследование. Его результаты были использованы в монографии «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях». Книга получила известность во всем мире, а отрывки из нее были включены в учебники по зоологии и эволюционному учению для школы и вузов.

Музейная деятельность Надежды Николаевны началась в 1911 году, когда они с мужем приступили к систематизации коллекций, собранных Александром Федоровичем. 12 лет она проводила со слушательницами МВЖК занятия в музее. В 1923 году Надежда Николаевна стала сотрудником Дарвиновского музея и 20 лет проводила там экскурсии, не прекращая, разумеется, многогранной научной деятельности и чтения лекций в МГУ, в институте психиатрии и неврологии и т.д. В воспоминаниях о Надежде Николаевне коллега Котсов написал, что никогда не видел, чтобы она была занята домашними хлопотами. Быт для нее не существовал, она жила в другом мире. Более того: эту женщину никто и представить не мог на кухне или за рукоделием. А я поймала себя на том, что описание деятельности Котсов похоже на описание европейского университета в эпоху Ренессанса. Вдвоем они сумели отодвинуть непомерную глыбу, которая загораживала людям вход в царство природы.

И был еще один человек, которого Александр Федорович Котс торжественно именовал третьим сооснователем музея, «человек вымирающего цеха» Филипп Евтихиевич Федулов.

В 1896 году 16-летний Александр Котс впервые встретился с выдающимся препаратором-натуралистом Федором Карловичем Лоренцем. Лоренц сразу откликнулся на предложение создать новый музей. И дважды в неделю Александр стал приходить в мастерскую Лоренца для пересмотра его замечательной коллекций чучел и отбора экспонатов для будущего музея. Любимым подмастерьем Лоренца, с утра до ночи сидевшим у окошка мастерской за набивкой чучел, был Филипп Федулов.

Василий Ватагин.

Сын крепостной крестьянки Татьяны Дмитриевны Федуловой, Филипп выучился скорняжному делу и мальчиком пришел в крупнейшую в Москве мастерскую Лоренца, где уже работали препараторами двое старших сыновей Татьяны Дмитриевны. Вернувшись с Первой мировой войны, он целиком погрузился в работу Дарвиновского музея. Ему предстояло делать чучела из годами хранившихся звериных шкур, монтировать новые экспонаты и использовать для изготовления новых экспонатов материал из Московского зоопарка. Вот как описывал Александр Федорович «тот уголок, где в продолжение десятка лет бессменно занят был своей деятельностью Филипп Федулов. Небольшая комната в одно окно... снизу и доверху заставленная препаратами. Возможно (если накануне вашего визита в мастерской производилась съемка шкуры павшего животного), ваш нос захвачен будет ранее, чем зрение... тяжелый воздух, весь пропитанный густыми испарениями заквашенной звериной шкуры — льва или тигра, здесь же распростертой на полу... Мы застаем его за установкой чучела американского страуса... Только настойчивость и редкое терпение нашего искусника и столь же несравненный его опыт в обращении с такими безнадежными объектами всегда и неизменно обеспечивали максимальную успешность там, где подавляющее большинство коллег на Западе... заведомо и совершенно отказались бы от приступания к работе. Образец такого создавания чучела из лоскутов как раз и представляет данная работа... Полдюжины кусков от шкуры страуса, рваные лохмотья пышного когда-то одеяния прелестной птицы, беспорядочно разбросанные на полу, вот части туловища с сохраненными при них ногами, а тут же и вторая отделенная нога; там два оторванных крыла; там шея, вывернутая наружу... Но, как в древнем мифе о Титанах... так и в скромной мастерской музея все эти бесформенные лоскуты талантом нашего художника соединятся вновь в живом и стройном облике прелестной птицы...»

Александр Федорович называл Филиппа Федулова «подлинным Себастианом Бахом в этой области». Как истинный художник, он любил работать один и все делал сам. И по сей день визитной карточкой музея являются чучела двух слонов, выполненные Филиппом Евтихиевичем Федуловым. Африканский слон — подарок эмира бухарского Николаю II для цесаревича Алексея. Но летом 1918 года семья последнего российского царя была расстреляна, а слон в это же время умер при переезде из Гатчины в Москву. Индийский слон — ритуальный слон эмира бухарского. Незадолго до революции он был отправлен в Москву, где пережил все бури и обосновался в Московском зоопарке. Филипп Федулов умер в 1961 году. Сохранилась замечательная фотография, где он, уже убеленный сединами, сидит в старинном кресле. На груди два Георгиевских креста, полученных во время Первой мировой войны. Красивый был человек.

Четвертым сооснователем музея Александр Федорович Котс считал выдающегося художника-анималиста Василия Алексеевича Ватагина. Даже тот, кто никогда не был в Дарвиновском музее, знает его по великолепным иллюстрациям к книгам Киплинга, Джека Лондона и Сетона-Томпсона... Именно он запечатлел экспериментальных приматов, за которыми наблюдала Надежда Николаевна. В первых же рисунках так называемой обезьяньей серии проявилась уникальная особенность Ватагина: он умел передать неуловимые движения животных, кистью сделать «моментальный снимок». В фондах музея сохранились сотни зарисовок Ватагина, передающих всю палитру обезьяньих настроений. Художник создавал серии картин, которые давали возможность увидеть животное во всей полноте его существования. Вот что писал А.Ф.Котс о знаменитой «медвежьей серии», о картинах, выполненных Ватагиным в 1932 году: «Шесть картин! Медведь — властитель северной тайги, сваливший лося; медведь в овсе, и он же разгребает муравейник; тот же „мишка“ у дупла за добыванием меда; он же на Камчатке за рыбалкой; он же на Кавказе на плодовом дереве. Один и тот же зверь, но в разных ситуациях, в различных позах, за различным делом...»

А.Котс и «подлинный Себастиан Бах» Филипп Федулов.

Василий Алексеевич проработал в Дарвиновском музее сорок лет. Как и Филипп Евтихиевич Федулов, он не работал — он служил удивительному делу. Поэтому и получилось, что этих людей давно нет на свете, а созданные ими животные полны жизни. Они внимательно смотрят на нас, воспитывают потомство, охотятся, нежатся на солнце, дерутся, безобразничают — то есть живут.

В статье В.А.Удальцовой о жизни четы Котсов читаем: «Создатели музея были воистину настоящими „взрослыми детьми“! В то время как в холодной и голодной Москве 20-х годов люди, сбиваясь с ног, добывали мешок муки, эти чудаки разыскивали гипс для скульпторов. Сами они питались весьма скудно, довольствуясь мерзлой картошкой и кукурузой, но при этом ценой неимоверных усилий умудрялись добывать фрукты для экспериментальных животных — попугаев и обезьян». А по мне это называется не так: Александр Федорович и Надежда Николаевна были настоящими взрослыми, которые отвечают за все, что происходит вокруг них. Весь мир не переделаешь, но наведи порядок возле своего дома. А вот дома у Дарвиновского музея как раз и не было. После революции Александр Федорович ценой неимоверных усилий добился разрешения разместить драгоценные коллекции в нескольких тесных комнатах в здании бывших Московских высших женских курсов на Малой Пироговке. Вход в музей находился напротив входа в морг в Хользуновом переулке.

В сентябре 1952 года Александр Федорович и Надежда Николаевна отправили Сталину письмо с просьбой о строительстве здания для Дарвиновского музея. В августе 1953 года вышло распоряжение Совета Министров РСФСР «О строительстве здания школьного типа для размещения Государственного Дарвиновского музея». Котс был очень разочарован, ведь в школьном здании невозможно разместить такой музей. И снова началась борьба, на которую уходили все силы. Наконец, весной 1955 года вышло новое распоряжение Совета Министров РСФСР «О разработке специального проекта для строительства здания ГДМ». Но никто не собирался его выполнять. Котс упорно одолевал чиновников с просьбой начать работу над проектом, и, наконец, чиновникам это надоело. 1 июля 1962 года музей был закрыт на неопределенный срок «из-за крайней запущенности и антисанитарного состояния помещений». Музей практически перестали финансировать. А вскоре участок, выделенный для строительства музея, передали под строительство балетной школы Большого театра.

С этим предательством основатели музея справиться не смогли. В ноябре 1962 года умер Ф.Е.Федулов, в июне 1963 года после второго инфаркта ушла из жизни Надежда Николаевна Ладыгина-Котс, а в сентябре 1964 года скончался А.Ф.Котс.

Дарвиновский музей ждал своего здания 87 лет. Оно открылось лишь в сентябре 1995 года. А Александр Федорович Котс и Надежда Николаевна Ладыгина-Котс как будто и не уходили. И дело не в том, что сохранился письменный стол Александра Федоровича или рукописи Надежды Николаевны. Люди, которые прожили такую потрясающую жизнь, люди, которые знали цену истинным сокровищам и презирали поддельные, пребудут здесь вовек, потому что их дело продолжается. Слоны, возвращенные к жизни Филиппом Федуловым, животные, которых запечатлел Василий Ватагин, белый свадебный волк и множество других чудес не дают нам забыть о том, что все мы — дети этой истерзанной земли. Она по-прежнему прекрасна, а мы по-прежнему совершаем злые ошибки. И чтобы не пропасть, нужно хоть изредка приходить сюда, в Дарвиновский музей. Здесь все живые, вот в чем дело.

Александр Фёдорович Котс
Дата рождения:
Место рождения:

Борисоглебск , Тамбовская губерния , Российская империя

Дата смерти:

1964

Место смерти:

Москва , СССР

Страна:

Российская империя
СССР

Научная сфера:

зоология

Учёная степень:

доктор биологических наук

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Физико-математический факультет МГУ

Научный руководитель:

Мензбир, Михаил Александрович

Известен как:

директор Дарвиновского музея

Награды ипремии:
Подпись:

Александр Фёдорович Котс (Alexander Erich Kohts), (1880-1964)- советский учёный, доктор биологических наук, профессор, музеевед, основатель и первый директор Дарвиновского музея.

  • 1 Биография
    • 1.1 Образование
    • 1.2 Научная деятельность
    • 1.3 Преподавательская деятельность
  • 2 Награды
  • 3 Библиография
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Биография

Александр Федорович Котс родился в уездном городе Борисоглебске Тамбовской губернии. Его отец- Альфред (Фёдор Карлович) Котс, уроженец Берлина, филолог-лингвист, ботаник, доктор философии Гёттингенского университета. Мать- Евгения (Иоганна) Александровна Котс-Пупершлях, урожденная Грасман, дочь лесничего и учительницы.
В своих воспоминаниях А.Ф.Котс писал: С трёх лет я себя чувствую зоологом, с пяти- музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относится к животным. Эту мою любовь к Природе я считаю унаследованной от отца и матери. Образование

Начал учиться в 1-й Московской классической прогимназии, ставшей потом 7-й гимназией. Первые уроки препарирования животных и изготовлению чучел он получил от знакомого охотника Ф.Ю.Фельмана, долгое время бывшего единственным учителем начинающего таксидермиста. В 1896 году Александр Котс получил малую золотую медаль за представленные на выставках чучела птиц собственного изготовления.

В 1899 году при посредничестве Ф.К.Лоренца и М.А.Мензбира Котс был отправлен от Московского общества испытателей природы в научную командировку по югу Западной Сибири. Более сотни чучел, изготовленных им во время экспедиции, были удостоены большой серебряной медали Российского общества акклиматизации животных и растений и стали основой коллекции, заложившей основу будущего Дарвиновского музея. В сборнике трудов Общества испытателей природы появилась первая научная статья А.Ф.Котса: Заметки об орнитологической фауне Юго-Западной Сибири.

В 1901 году А.Ф.Котс поступил на физико-математический факультет Московского университета (естественное отделение). В 1905 году, во время вынужденного перерыва в занятиях, он совершил поездку на Виллафранкскую зоологическую станцию, посетил европейские университеты и музеи естественной истории. Весной 1906 года университет был закончен, а А.Ф.Котс был оставлен на кафедре М.А.Мензбира для подготовки к профессорскому званию. Научная деятельность

В 1907 году П.П.Сушкин и Н.К.Кольцов пригласили А.Ф.Котса для работы в качестве ассистента на отделении естествознания физико-математического факультета Московских высших женских курсов. Начав читать курс эволюционного учения, Котс перевёз в помещение курсов свою коллекцию чучел и естественнонаучных препаратов, чтобы использовать их для своих лекций. Этот факт и считается началом Дарвиновского музея. А.Ф.Котс с женой

В 1909 году, после смерти Ф.К.Лоренца, А.Ф.Котс приобрёл чучела сотен зверей и птиц из его коллекции. В 1913 году вместе с женой Котс совершил поездку по двадцати городам Европы. На собственные средства было приобретено около тысячи экспонатов; в антикварном магазине в Берлине были приобретены неопубликованные письма Ч. Дарвина; в Мюнхене слушал лекции Р. Штайнера. В этом же году коллекция А.Ф.Котса была подарены Московским высшим женским курсам, перевезены в новое здание на Девичьем Поле. С этого времени коллекция А.Ф.Котса стала называться Музеем эволюционной теории Московских высших женских курсов, а с 1922 года было образовано самостоятельное учреждение- Дарвиновский музей. Преподавательская деятельность

В 1920-х годах А.Ф.Котс преподавал в 1-м МГУ, Военно-педагогической академии, Педагогическом институте, читал научно-популярные лекции в многочисленных клубах; кроме того, был назначен директором московского зоопарка; почти два года, в 1922 и в 1923, он совмещал должности директора Дарвиновского музея и директора зоопарка. Награды

  • 1946- награжден Орденом Трудового Красного Знамени
  • 1953- Вторая премия МОИП в размере 15.000 за лучшие оригинальные работы в области естествознания по конкурсу 1952г..
Библиография
  • Котс А. Ф. Пути и цели эволюционного учения в отражении биологических музеев: . Ч.1: Настоящее и прошлое зоологических музеев с точки зрения общеобразовательной их ценности. К вопросу о реформе названных музеев в отношении научной и образовательной их роли А.Ф.Котс.- М.: Тип. В.И.Воронова, 1913.- 100 с.
  • Котс А. Ф. Этюды по теории эволюции.- 1913.
  • Котс А. Ф. Наука и мировоззрение в свете кризиса переживаемого времени.- М., 1915.
  • Котс А. Ф. Жизнь животных.- М., 1917.
  • Котс А. Ф. Государственный дарвиновский музей. Страницы истории. Основатели музея.- М: ГДМ, 1993.- 140 с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Котс,_Александр_Федорович

Александр Фёдорович Котс (нем. Alexander Erich Kohts; 7 (19) апреля 1880, Борисоглебск, Тамбовская губерния - 7 сентября 1964, Москва) - советский учёный, доктор биологических наук, профессор, музеевед, основатель и первый директор Дарвиновского музея.

Биография

Родился в уездном городе Борисоглебске Тамбовской губернии. Его отец - Альфред (Фёдор Карлович) Котс, уроженец Берлина, филолог-лингвист, ботаник, доктор философии Гёттингенского университета. Мать - Евгения (Иоганна) Александровна Котс-Пупершлях, урожденная Грасман, дочь лесничего и учительницы. В своих воспоминаниях А. Ф. Котс писал: «С трёх лет я себя чувствую зоологом, с пяти - музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относится к животным. Эту мою любовь к Природе я считаю унаследованной от отца и матери».

Образование

Начал учиться в 1-й Московской классической прогимназии, ставшей потом 7-й гимназией. Первые уроки препарирования животных и изготовлению чучел он получил от знакомого охотника Ф. Ю. Фельмана, долгое время бывшего единственным учителем начинающего таксидермиста. В 1896 году Александр Котс получил малую золотую медаль за представленные на выставках чучела птиц собственного изготовления.

В 1899 году при посредничестве Ф. К. Лоренца и М. А. Мензбира Котс был отправлен от Московского общества испытателей природы в научную командировку по югу Западной Сибири. Более сотни чучел, изготовленных им во время экспедиции, были удостоены большой серебряной медали Российского общества акклиматизации животных и растений и стали основой коллекции, заложившей основу будущего Дарвиновского музея. В сборнике трудов Общества испытателей природы появилась первая научная статья А. Ф. Котса: «Заметки об орнитологической фауне Юго-Западной Сибири».

В 1901 году А. Ф. Котс поступил на физико-математический факультет Московского университета (естественное отделение). В 1905 году, во время вынужденного перерыва в занятиях, он совершил поездку на Виллафранкскую зоологическую станцию, посетил европейские университеты и музеи естественной истории. Весной 1906 года университет был закончен, а А. Ф. Котс был оставлен на кафедре М. А. Мензбира для подготовки к профессорскому званию.

Научная деятельность

В 1907 году П. П. Сушкин и Н. К. Кольцов пригласили А. Ф. Котса для работы в качестве ассистента на отделении естествознания физико-математического факультета Московских высших женских курсов. Начав читать курс эволюционного учения, Котс перевёз в помещение курсов свою коллекцию чучел и естественнонаучных препаратов, чтобы использовать их для своих лекций. Этот факт и считается началом Дарвиновского музея.

В 1909 году, после смерти Ф. К. Лоренца, А. Ф. Котс приобрёл чучела сотен зверей и птиц из его коллекции. В 1913 году вместе с женой Котс совершил поездку по двадцати городам Европы. На собственные средства было приобретено около тысячи экспонатов; в антикварном магазине в Берлине были приобретены неопубликованные письма Чарльза Дарвина; в Мюнхене слушал лекции Рудольфа Штайнера. В этом же году коллекция А. Ф. Котса была подарены Московским высшим женским курсам, перевезены в новое здание на Девичьем Поле. С этого времени коллекция А. Ф. Котса стала называться Музеем эволюционной теории Московских высших женских курсов, а с 1922 года было образовано самостоятельное учреждение - Дарвиновский музей.

Преподавательская деятельность

В 1920-х годах А. Ф. Котс преподавал в 1-м МГУ, Военно-педагогической академии, Педагогическом институте, читал научно-популярные лекции в многочисленных клубах; кроме того, был назначен директором московского зоопарка; почти два года, в 1922 и в 1923, он совмещал должности директора Дарвиновского музея и директора зоопарка.

Награды

  • 1946 - награждён Орденом Трудового Красного Знамени
  • 1953 - Вторая премия МОИП в размере 15.000 «за лучшие оригинальные работы в области естествознания» по конкурсу 1952 г..

Библиография

  • Котс А. Ф. Пути и цели эволюционного учения в отражении биологических музеев: [в 2-х ч.]. Ч.1: Настоящее и прошлое зоологических музеев с точки зрения общеобразовательной их ценности. К вопросу о реформе названных музеев в отношении научной и образовательной их роли / А. Ф. Котс. - М. : Тип. В. И. Воронова, 1913. - 100 с.
  • Котс А. Ф. Этюды по теории эволюции. - 1913.
  • Котс А. Ф. Наука и мировоззрение в свете кризиса переживаемого времени. - М., 1915.
  • Котс А. Ф. Жизнь животных. - М., 1917.
  • Котс А. Ф. Государственный дарвиновский музей. Страницы истории. Основатели музея. - М: ГДМ, 1993. - 140 с.

На вопрос где можно найти происхождение, историю Дарвинского музея? заданный автором XX_Porzellane_Puppe_Xx лучший ответ это Биологических музеев, посвященных эволюции не так много в мире, а в России подобный музей единственный. Основателем Государственного Дарвиновского музея и его первым директором был доктор биологических наук, профессор, музеолог Александр Федорович Котс.
Удивительна судьба музея. Возникший на рубеже веков из частного собрания, сейчас, на исходе столетия, переехав в новые стены, он претерпевает свое второе рождение.
Александр Федорович Котс пришел в биологию в ту знаменательную пору, когда в России учение Ч. Дарвина приобрело широкую известность. Знакомство с крупнейшими европейскими музеями, в том числе с Британским, с его знаменитой Дарвиновой залой, навеяло его на мысль о создании в России первого в мире музея эволюции.
Решающим событием в осуществлении замыслов А. Ф. Котса было учреждение в 1907 году кафедры эволюции и дарвинизма на московских Высших женских курсах. По рекомендации профессоров Московского университета Н. К. Кольцова и П. Л. Сушкина эту кафедру возглавил А. Ф. Котс. В преподавательской работе в качестве наглядного материала молодой лектор использовал коллекцию, собранную на собственные средства, которую он в 1907 году подарил зоологической лаборатории курсов. Именно эта дата и считается годом основания музея.
А. Ф. Котс находил бескорыстных, влюбленных в свое дело людей и использовал их дарования для создания музейной экспозиции. О многих из них он вспоминал с благодарностью, а некоторых называл сооснователями, по праву разделяя с ними честь и заботы по созданию музея.
Тридцать лет жизни отдала музею сподвижница Александра Федоровича - Надежда Николаевна Ладыгина-Котс. «Только ей, Надежде Николаевне - моему бессменному помощнику на капитанском мостике "Музейного судна» , обязан я спасением от подводных рифов и сокрушительных штормов. Именно с ней, моей верной и преданной помощницей по созданию музея, я радостно и открыто разделяю все оказаное мне внимание» , - с благодарностью говорил Александр Федорович.
По замыслу А. Ф. Котса, музейная экспозиция должна быть не только научной, но и зрелищной. В музее можно увидеть работы талантливых художников-анималистов: В. А. Ватагина, К. Х. Флерова, А. Н. Комарова, Н. Н. Кондакова, В. Я. Трофимова и многих других. Именно сочетание естественно-научных экспонатов с произведениями искусства и создавало всегда неповторимый стиль нашего музея.
И все-таки решающая роль, по признанию самого А. Ф. Котса, всегда оставалась за таксидермией. Ему выпала большая удача - дружба с Филиппом Евтихиевичем Федуловьм, создателем большинства экспонатов Дарвиновского музея. «Если бы не было Федулова - не было бы и музея» - признавался А. Ф. Котс. Напряженная работа таксидермистов и художников музея, неустанные хлопоты Александра Федоровича по приобретению коллекций в лучших таксидермических мастерских России и Европы привели к тому, что помещения, выделенные музею, стали малы.
Еще в 1940 году. А. Ф. Котс говорил: «Два года мы с напряжением всех сил смогли бы проработать в старом помещении, но при угрозе, что придется свертывать экспозицию, превращая выставочные залы в склады фондов. » Однако ждать новых стен музею пришлось очень долго.
В 1964 году умер А. Ф. Котс и его дело продолжила Вера Николаевна Игнатьева, добившаяся строительства нового здания, длившегося целых двадцать лет.
2 сентября 1995 года состоялось торжественное открытие нового здания Государственного Дарвиновского музея. Сбылась мечта основателя, говорившего: «Пройдут года. Наш Дарвиновский музей дождется своих стен, достойных содержания его. Раскроются перед десятками миллионов изумленных зрителей скрытые пока за недостатком места уникальные коллекции музея. »
В. А. Ватагин
"Третьяковкой в биологии" называл Дарвиновский музей его основатель и первый директор А. Ф. Котс.
Уникальное сочетание живописи, графики, скульптуры с естественно-научными экспонатами отличает его от многих других биологических музеев. В начале века мысль об использовании произведении искусс




Top