Какой рост у александры пахмутовой. Биография александры пахмутовой

Эта маленькая и на первый взгляд хрупкая женщина сделала и до сих пор делает для нашей страны много больших и славных дел. Прежде всего она прекрасный композитор-песенник, автор большого количества популярных мелодий для всех возрастов и поколений. Кроме того, Александра Пахмутова – автор серьезных симфонических произведений, балета. Это любимица Советского Союза, а затем и России.

Девочка родилась в небольшой деревеньке близ Сталинграда, ее родители были далеки от музыки и не имели музыкального образования. Но малышка с детства проявляла музыкальные способности: у нее был абсолютный слух, ее тянуло к инструменту, и свои первые шаги в музыке она самоучкой сделала у себя на родине.

Ее первая самостоятельно сочиненная пьеска «Петухи поют» была исполнена задолго до поступления в музыкальную школу. Поэтому у родителей не осталось сомнений в выборе занятия для дочери, и Саша поступила в музыкальную школу, которую окончила в эвакуации в Караганде. Затем, по окончании войны, она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории.

Александра отдавала музыке все свое время: совершенствовала технику игры на фортепиано, сочиняла собственные произведения, посещала композиторский кружок. Эта маленькая девушка была настолько активна и в учебе, и в общественной жизни, что по окончании ЦМШ сомнений не возникло. Конечно, ее дальнейший путь должен лежать в консерваторию на композиторский факультет.

Удивительно, насколько разносторонней личностью является Александра Николаевна. Писать одновременно серьезную симфоническую музыку, балет и суперпопулярные песни дано немногим. По окончании консерватории дипломированный специалист Пахмутова, к тому времени имевшая солидный композиторский багаж, получила полноценную путевку в жизнь.

Казалось, музыканту с таким талантом и профессиональным уровнем впору писать серьезные произведения для симфонических оркестров, но нет. Девушка выбрала единственно правильный путь – эстраду.

«Команда молодости нашей»

На поприще эстрадной песни Александра Николаевна Пахмутова получила всенародное признание. Ее любили все: дети, старшее поколение, прошедшее войну, молодое поколение, только определяющее свой жизненный путь, спортсмены и космонавты, русские женщины и, конечно, руководство Советского Союза.

Казалось, невозможно быть популярной у всех, но нет – талант не знает границ, а активная жизненная позиция каждый раз дает старт на покорение новых и новых высот. В тандеме с поэтом Николаем Добронравовым они создали огромное количество, как сейчас говорят, мегапопулярных песен.

Чем же привлекало слушателей их песенное творчество? Прежде всего полной гармонией и простотой слов и музыки. Тексты песен сразу запоминались, но всегда были интересны и содержательны, а мелодия легко исполнялась и надолго оставалась в памяти. Детский хор Центрального радио по праву считал Александру Пахмутову своей «мамой». Несколько поколений детей выросло и было воспитано на ее песнях:

  • «Беловежская пуща».
  • «Орлята учатся летать».
  • «Сигнальщики-горнисты».
  • «Точка, точка, запятая».

Эти легкие для запоминания песни, задорные и веселые, но и одновременно серьезные, пелись в походах, у костров, в пионерских лагерях, на смотрах строя и песни.

Особое место в творчестве Александры Николаевны занимает спортивная тематика. Она активная болельщица футбольной команды «Ротор», следит за всеми футбольными матчами и часто посещает их. Спортивные песни стали своеобразным девизом для спортсменов: «Команда молодости нашей», «Трус не играет в хоккей», «Герои спорта» и знаменитая песня «До свиданья, Москва», исполненная на закрытии Олимпиады-80 в Москве, когда все со слезами на глазах провожали улетающего в небо олимпийского мишку.

Космонавтика и космонавты в Советском Союзе занимали особое положение. Это были герои – покорители звездного неба. И песня «Надежда» в исполнении стала их своеобразным талисманом на орбите.

Ни один из концертов «Песня года» не обходился без песен этого талантливого композитора. Они были на слуху, их любили, за них голосовали.

Дом, семья

Бывает так, что люди многие годы ищут свою «вторую половинку», но у Александры Пахмутовой и Николая Добронравова была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Они вместе всегда: и в творчестве, и в поездках, и в домашних делах. Они гармонично дополняют друг друга.

Невозможно представить мелодии или стихи этих авторов по отдельности, хотя у них есть песни, написанные с другими авторами, и это хорошие песни. Но все-таки союз Пахмутова-Добронравов – особенный. Можно смело сказать, что без большой любви, взаимоуважения и взаимопонимания такое успешное соавторство было бы попросту невозможным. Эта маленькая, но такая сильная женщина сумела всецело проявить себя не только в творчестве, но и в личной жизни.

Все, кто исполняет их произведения, а таких исполнителей немало, отмечают безграничную доброту и уважение этой пары. Заслуживает внимания отношение композитора и поэта к исполнителям их песен. Для авторов нет разделения – молодой или маститый исполнитель, они с равным желанием будут доводить вместе с ним свои произведения до совершенства.

Со многими певцами их связывает многолетняя творческая дружба – например, со Львом Лещенко и Александром Градским. Когда слушаешь известные хиты Пахмутовой и Добронравова в исполнении этих мэтров, вновь и вновь переживаешь события, связанные с этими песнями.

Кино и песня

Необходимо отдельно отметить произведения Александры Пахмутовой, написанные для кино. Ее песни и мелодии к художественным и документальным фильмам у многих на слуху. Так, песня «Старый клен» из фильма «Девчата» стала очень популярной после выхода фильма, ее исполняли везде, так как текст и легкая для исполнения мелодия отражали характер и настроения в молодежной среде того времени.

Или более серьезная песня «Нежность» в исполнении из фильма «Три тополя на Плющихе» – настоящий шедевр. В такси, под проливным дождем, простая деревенская женщина красивым и сильным голосом проникновенно поет эту песню. Песни из документального фильма «О, спорт, ты мир!», посвященного событиям Олимпиады в Москве, заставляли всех соотечественников гордиться достижениями советских спортсменов, советского спорта.

Какие бы времена и события ни проходили перед нашими глазами, знаменитые песни Александры Пахмутовой навсегда останутся в нашей памяти и будут идти с нами рядом по жизни. Автор: Елизавета Петрова

✿ღ✿История любви Пахмутовой и Добронравова✿ღ✿

Николай Добронравов и Александра Пахмутова.

Знаменитый композитор Александра Пахмутова и её супруг, поэт Николай Добронравов, считают, что для счастья в семейной жизни не надо «принципиальничать».

Легенда советской популярной музыки, композитор Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка, который сегодня является частью Волгограда. Музыкальные способности девочки были настолько очевидны, что уже в 3 года родители стали учить ее игре на фортепиано.Именно музыка помогла Пахмутовой найти своего «принца» и главного партнёра в творчестве. С молодым поэтом Николаем Добронравовым они познакомились в студии детского вещания на Всесоюзном радио. Пахмутова писала музыку для программ «Пионерская зорька», «Внимание, на старт!», а Добронравов читал в этих программах стихи собственного сочинения. Практически сразу они написали свой первый дуэт, - «Лодочка моторная» - ещё через три месяца расписались в ЗАГСе.

Пышного торжества не устраивали: на это попросту не было денег. На невесте был скромный розовый костюмчик, сшитый мамой. Когда Пахмутова и Добронравов расписывались, в жаркий августовский день вдруг хлынул ливень. Влюблённые сочли это хорошим знаком.

В свадебное путешествие уехали к родственникам в Абхазию и провели первую брачную ночь в лунных дорожках Чёрного моря. Как рассказывают в своих интервью Пахмутова и Добронравов, этот отпуск, несмотря на всю его скромность, они считают самым счастливым в жизни. Тётя Александры Николаевны готовила им вкуснейшие кавказские блюда, молодожёны целыми днями купались в море, обсуждали совместные творческие планы… С тех пор были написаны десятки совместных произведений, не устаревающие многие годы хиты («Нежность», «Старый клён», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были»), спортивные гимны («Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей»), задорные песни («Главное, ребята, сердцем не стареть!»).


Слева направо: композитор Оскар Фельцман, монгольская певица Цэцэгээ Дашцэвэгийн, поэт Николай Добронравов, певица Галина Ненашева, певец Иосиф Кобзон, председатель жюри, композитор Александра Пахмутова, кубинская певица Лурдес Гиль и поэт Роберт Рождественский. III Международный фестиваль молодежной политической песни в Сочи. 1969 г.

Пахмутову и Добронравова считают неразлучным творческим дуэтом и едва ли не самой гостеприимной в советском искусстве парой. В их дом всегда приходили пить чай и музицировать знаменитые артисты, музыканты.

Как рассказывает в своих интервью Лев Лещенко, в доме Пахмутовой и Добронравова всегда удивительно теплая атмосфера, называют композитор и поэт друг друга не иначе, как Колечка и Алечка. Александра Николаевна признаётся, что каких-то особенных рецептов семейного счастья у них с Николаем Николаевичем нет.

Они просто стараются не придираться друг к другу по мелочам и не «принципиальничать». А Добронравов, рассказывая о том, на чём основана их семья, любит цитировать Антуана де Сент-Экзюпери: «Любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Это на самом деле так в их случае. Пахмутова и Добронравов перенесли немало трудностей, но никогда не разобщались и вместе боролись за свое место в искусстве. Однажды они признались в интервью «АиФ», что у них «полно песен, которые запрещали». Не могла пробиться к публике песня, посвящённая ветеранам Первого Белорусского фронта. Цензуре не понравились слова: «Любимцем нашим был маршал Рокоссовский, и лично маршал Жуков повёл нас на Берлин». Как так, как можно называть и воспевать этих военачальников, если у нас есть один герой: Леонид Ильич Брежнев?! Пахмутова звонила «наверх», ругалась, кричала. Придирались не только к словам, но и к музыке. В песне «И Ленин такой молодой» звучали барабаны, был задан бешеный ритм. Чиновники сочли песню «сумасшедшей» и положили на полку на полтора года. Пахмутова отказалась менять даже ноту. И всегда во всех решениях её поддерживал любимый человек, лучший друг и партнёр по творчеству Николай Николаевич Добронравов.

Интересно, что творчество Пахмутовой и Добронравова не только стало основой их собственного семейного счастья, но и вершило личную жизнь других знаменитых артистов. Однажды романтические отношения Муслима Магомаева и Тамары Синявской дали трещину.

Тамара Ильинична тогда была замужем за другим человеком и в какой-то момент решила ради Магомаева не разводиться. Тогда Пахмутова с Добронравовым, узнав, что звёзды поссорились, написали две песни. Одну - «Мелодию» - для Муслима Магометовича: «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей». Вторую - «Прощай, любимый» - для дивы Большого театра Синявской: «Весь мир наполнен песней лебединой, прощай, любимый, мой неповторимый». Как рассказывали потом в своих интервью Тамара Ильинична и Муслим Магометович, эти потрясающие мелодии и щемящие душу стихи произвели на них настолько большое впечатление, что Синявская развелась и они с Магомаевым расписались в 1974 году. Всю жизнь легендарная пара считала две эти песни, написанные к их несостоявшемуся расставанию, своими музыкальными талисманами любви.

Глядя сегодня на Пахмутову и Добронравова, трудно поверить, что они женаты более полувека. Они смотрят друг на друга влюблёнными глазами, часами разговаривают, полны творческих планов. Своих детей у знаменитой пары нет, но они считают своими талантливых ребятишек из необеспеченных семей, которым помогают пробиться в жизни.


Герой Социалистического труда, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, заслуженный деятель искусств РСФСР, почетный гражданин городов Москвы, Волгограда, Луганска, Братска

Музыка Александры Пахмутовой стала, если образно выразиться, музыкальным сопровождением, саунд-треком к многосерийному документальному фильму о жизни нашей страны. Ее песни на слуху и на устах поколений; они звучали на «стройках века», собраниях, парадах, концертах, школьных балах и сельских танцплощадках. Даже заказные, политизированные ее произведения столь талантливы, что существуют вне любой пропаганды. А еще есть симфонии, оратории, концерты, музыка к любимым всеми фильмам. Сложилось устойчивое словосочетание - «феномен Пахмутовой». Последовательно отмечая все исторические события, ее песни с честью и признанием пережили «оттепель» 1960-х, «развитой социализм», эксперименты перестройки. И теперь, когда, казалось бы, закончилась романтизированная и воспетая ею эпоха, они продолжают жить, восхищать слушателей самого разного возраста и социального уровня.

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка. Отец - Пахмутов Николай Андрианович (1902–1983), мать - Пахмутова (Кувшинникова) Мария Амплиевна (1897–1978). Супруг - Добронравов Николай Николаевич (1928 г. рожд.), поэт, лауреат Государственной премии СССР.

Детство Александры прошло в поселке Бекетовка на Волге, в 18 километрах от Сталинграда (ныне - Волгоград), с почти деревенским бытом: куры, сено, огород. Еще свежи были в памяти родителей ужасы смутного времени гражданской войны. Дед, Андриан Виссарионович, помощник командира полка, был зарублен белоказаками в 1921 году. Много позже его соратник написал о Пахмутовой, тогда уже известном композиторе: «...она молодец... внучка стоит своего так трагически погибшего деда».

Мать в неполные 20 лет осталась вдовой с двумя детьми, но справилась с бедой, самоучкой стала парикмахером, вышла замуж за Николая Андриановича. Он работал на электростанции и был многогранно талантлив: писал маслом, играл на домре, балалайке, пианино; в местном клубе организовал оркестр народных инструментов и чудом добыл пианино, на котором профессионально таперствовал, озвучивая немые фильмы, аккомпанировал «синеблузникам», исполнял Шопена, Бетховена, Чайковского.

Музыкальная одержимость отца, его вечернее музицирование оказали огромное влияние на девочку. Классическая музыка, популярные и народные песни, русские романсы - самые светлые впечатления Алиного детства. Она и помнит-то себя с первых попыток в три с половиной года подобрать на пианино услышанные в кино мотивы; а первая композиция, навеянная родным двором, - «Петухи поют» написана ею в 5 лет. Удивительно, но детские нотные записи уцелели.

Решено было дочь серьезно учить. «Благодаря маме, - рассказывает Александра Николаевна, - моя учеба, моя судьба стали самым главным в семье, в которой было еще трое детей постарше (Михаил, Зоя, Людмила)». Аля в 7 лет поступила в общеобразовательную школу в Бекетовке и в музыкальную - в Сталинграде, куда ездила с мамой три раза в неделю на поезде, что отнимало много сил. «Сейчас я понимаю внутреннее состояние родителей, - продолжает Александра Николаевна. - Они боялись, что я не смогу получить настоящего музыкального образования и жизнь у меня сложится, как у отца, который мог бы стать и пианистом, и живописцем, у него были для этого все данные, но он так и остался самодеятельным музыкантом и художником».

Уже через полгода в переполненном клубе, на вечере памяти Ленина, Николай Андрианович и его 8-летняя дочь Александра исполнили на рояле в четыре руки первую часть симфонии соль-минор Моцарта. Кстати, через 38 лет удостоенная многих почестей композитор Пахмутова повторила эту музыку в зальцбургском доме-музее композитора, на его клавикорде, и записала в книге посетителей: «Когда люди будут жить на других планетах, то и там будет звучать Моцарт».

В 1941 году Аля окончила 4-й класс музыкальной школы и получила направление в интернат при Ленинградской консерватории. Утром 22 июня на городской олимпиаде детской художественной самодеятельности она отыграла вальс и прелюдию собственного сочинения. Сразу вслед за этим кто-то выбежал на сцену: «Война!!».

Дальше были бомбежки, пожары, эвакуация - мучительный месячный переезд в Караганду. «Мы увидели немецкий бомбардировщик... он стал разворачиваться и заходить на нас. Эшелон остановился. Мы закрыли окна и стали ждать. И вот, как чудо, появились два наших истребителя и сбили бомбардировщик. Мы видели, как он горел...», - вспоминает Александра Николаевна. Потом шли пешком в стылый осенний Темир-Тау. Начались жизнь в бараках на берегу речки Нуры, голод, зима, детские игры в войну, сбор и отправка на фронт посылок со сбереженными от школьных завтраков и высушенными на сухари булочками, самовязанными варежками и носками. Пианино не было. По счастью, вместе с бекетовским клубным имуществом привезли аккордеон, который девочка легко освоила.

Весной 1943 года семья вернулась домой, в хаос и неустроенность. Только что закончились бои, Сталинград лежал в развалинах, многие жили в землянках; погибла любимая учительница музыки. Аля много пела для солдат под аккордеон популярные песни тех лет (и первые собственные, на стихи Иосифа Уткина - «Если будешь ранен, милый, на войне» и «Если я не вернусь, дорогая...»). Болезненно ощущалась необходимость учиться дальше, но Ленинград стал недоступен. Отец взял ее с собой в командировку, чтобы показать в Центральной музыкальной школе для одаренных детей при Московской консерватории.

Завуч Екатерина Мамоли и педагог Теодор Гутман прослушали Алю и определили ее в 6-й класс: «Александра Пахмутова обладает отличным слухом, чувством формы. Она отстает от своих сверстников по технической подвижности [сказались два года без фортепиано], но должна быть зачислена ввиду отличных перспектив». Алю приютили жившие в коммуналке на Большой Бронной друзья детства Пахмутовых, семья Спициных. Нарком электростанций, услышав историю дожидавшейся отца в коридоре наркомата девочки, выделил ей пропуск в ведомственную столовую (он хранится в семье до сих пор), талоны на костюм и пальто. А рабочие продовольственные карточки высшей категории дети получали в ЦМШ.

Город жил с затемнением, буржуйками, противотанковыми ежами на окраинах. Музыкальные домашние задания Аля делала в школе до начала уроков, поспевая туда пешком рано утром, пока еще не ходил трамвай. Носила бурки, сшитые мамой из шинели, штопаные кофточки. И была счастлива. В школе преподавали легендарные музыканты, профессора Московской консерватории: Константин Игумнов, Генрих Нейгауз, Давид Ойстрах, Лев Оборин, Святослав Кнушевицкий. Александр Гольденвейзер рассказывал о встречах со Львом Толстым, Чайковским, Рахманиновым, Юрий Шапорин - о знакомстве с Блоком. Школьников приобщали к музыкальным событиям: играл на органе Александр Гедике; Сергей Прокофьев дирижировал своей Пятой симфонией; итальянский дирижер Карло Цекки репетировал с оркестром оперу Россини; Ойстрах вместе с румынским скрипачом, дирижером и композитором Джордже Энеску играл концерт для двух скрипок Баха; Энеску управлял исполнением Четвертой симфонии Чайковского... Однажды Аля играла для венгерского композитора и музыковеда Золтана Кодая. Еще она вспоминает:

«Моих товарищей и меня Дмитрий Борисович Кабалевский приглашал к себе домой послушать музыку, поиграть... это просто свалилось неслыханное счастье, судьба... было такое время, когда были живы великие музыканты... И они возились с нами. Они нас учили...».

Режиссер Вера Строева без лишнего умиления перед «вундеркиндами» запечатлела в скромной ленте («Юные музыканты», 1945) лучших учеников ЦМШ, и среди них - Пахмутову, игравшую скерцо из своей сонатины для фортепиано. А первая публикация о ней, с фото за роялем, появилась в 1946-м в «Московском комсомольце».

Александра окончила школу с отличием как пианистка в 1948 году. Классный руководитель Дмитрий Сухопрудский напутствовал ее в письме: «Желаю тебе быть такой по характеру, какой ты была в школе... мы можем гордиться тобою». Она должна была поступить на фортепианный факультет консерватории. Но задолго до окончания школы преподаватель Ираида Васильева показала композиции своей ученицы директору консерватории и художественному руководителю ЦМШ Виссариону Шебалину, усмотревшему в них незаурядность.

Девочку приняли в школьную факультативную группу по сочинению, которую курировал этот выдающийся педагог. «Он считал, что в композиторском хозяйстве должен быть абсолютный порядок во всех деталях вплоть до самых незначительных штрихов и оттенков, - вспоминает Александра Николаевна, - презирал поверхностное отношение к делу... Его глазами мы смотрели на партитуры великих мастеров, где нет места случайности и небрежности...». В итоге заниматься она стала на теоретико-композиторском факультете у Шебалина.

В консерватории Александра зарекомендовала себя как автор разноплановый: написала «Русскую сюиту» и «Концерт для трубы с оркестром», но уделила особое внимание сочинению песен. «Шебалин умел понимать индивидуальность учеников, а это божий дар (ведь никто не знает, как заниматься с композиторами), - замечает Александра Николаевна в интервью «Московскому комсомольцу» (09.11.2009). - И никакого разделения по жанрам. В первую очередь - да, писала академическую музыку. Впрочем, уже тогда в диплом вошла моя «Походная кавалерийская». [ст. Юлии Друниной, 1953]».

Вот строчки из документов экзаменационной комиссии: «Александра Пахмутова выполнила дипломную работу по сочинению с оценкой «отлично». Представлены: Кантата на стихи А. Твардовского «Василий Тёркин»; Симфоническая сюита; «Походная кавалерийская» - массовая песня». В журнале «Смена» появилась статья Шебалина с отзывом: «Александра Пахмутова - талантливый музыкант. Ее сочинения радуют яркостью, свежестью, русским национальным колоритом... я верю в ее дальнейшие успехи».

В аспирантуре написана диссертация «Партитура оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Но на вопрос (в том же интервью МК) - почему она не осталась «в лоне классической музыки», Александра Николаевна отвечает: «Почему? Да просто… понимаете, вот окончила я консерваторию, аспирантуру, а в стране такое время началось! Яркое время! Это и разоблачение культа Сталина, «оттепель», полет в космос, сибирские стройки замечательные, небывалый подъем! Обнаружился огромный интерес к песне как к жанру. К тому же... вы знаете, можно написать очень хороший квартет, его, может быть, похвалят в Малом зале консерватории. И все. А если успех у песни - то успех шумный, сразу на всю страну! Если бы у меня не было песен, вы бы мне и не позвонили, правда?» - смеется Пахмутова.

Появились ее первые популярные песни, одна из которых - «Лодочка моторная» (стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова, 1956) положила начало знаковому союзу композитора с поэтом Николаем Добронравовым. Александра познакомилась с ним весной 1956-го на Всесоюзном радио, где он читал свои стихи в детских передачах. Глава музыкальной редакции Ида Горенштейн сказала: «Начинаются летние каникулы. Ну напишите про это какую-нибудь песенку!» «На этой лодочке мы и отправились в плавание по жизни», - улыбается Николай Николаевич. «6 августа была жуткая жара, - вспоминает Александра Николаевна. - Но как только мы подъехали к загсу, полил дождь. Говорят, это к счастью! Белого платья у меня не было, и мама с сестрой сшили мне костюм - такой красивый, розовый».

Этот трепетный, идиллический, детский взгляд на мир они перенесли во все совместные песни, и даже в «главные», посвященные Ленину, Октябрю, комсомолу.

Родион Щедрин как-то сказал о творениях супругов: «Им Бог фонариком посветил...». А Добронравов часто в интервью вспоминает слова Сент-Экзюпери: «Любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Это направление за всю совместную жизнь ни разу их не подвело.

К снятой Фёдором Филипповым в 1958 году картине «По ту сторону» Пахмутова написала музыку и пять песен на стихи Льва Ошанина, в том числе эпохальную «Песню о тревожной молодости». «Первая встреча двух до этого вместе не работавших авторов чаще всего оказывается удачной... Две индивидуальности сталкиваются впервые - непременно будет яркая вспышка». Так писал об этом успехе Евгений Долматовский в книге «50 твоих песен».

В 1961–1962 годах создана музыка к фильму Юрия Чулюкина «Девчата», песня из которого - «Старый клён» на стихи Михаила Матусовского тоже сделалась невероятно популярной.

С 1962 года Пахмутова много ездила в творческие командировки по стране вместе с соавторами - мужем и Сергеем Гребенниковым. Посетили Усть-Илим, Братскую ГЭС, воинские и флотские части. В Братске ей вручили «наряд на работу»: «Фамилия: Пахмутова. Профессия: композитор. Задание: написать песню, достойную наших ребят». Ответом стал цикл из 13 достойных песен («Таежные звезды», 1962–1963, стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова: «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Марчук играет на гитаре» и другие).

Она живо откликалась на все ключевые события, однако при этом в своей «песенной публицистике» органично уходила от штампов, делая главный акцент на общечеловеческих ценностях. Писала точные восхищенные песни о профессионалах своего дела - спортсменах, летчиках, строителях, геологах, космонавтах. Ее гражданская лирика проникала под кожу и вызывала слезы - весь мир плакал, когда улетал олимпийский Мишка на стадионе в Лужниках в 1980-м.

А еще были пронзительные песни о войне и любви. Невероятно, но некоторые из этих шедевров сначала имели трудную историю.

В фильме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» Пахмутова сначала отказывалась писать для «тетки, приехавшей в Москву мясом торговать», но сразу согласилась после просмотра видеоряда с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым («Нежность», стихи Н. Добронравова, 1965). Иосиф Кобзон первоначально не захотел петь «Надежду» (стихи Н. Добронравова, 1974), сочтя ее «женской». Изысканно и проникновенно спела ее Анна Герман.

Евгений Светланов в своей статье восторгается пахмутовской способностью создавать в каждой песне «мелодическую изюминку», которая «сразу ложится на сердце, надолго остается в сознании. Мало кто может так быстро завоевать слушателя, как это удается Пахмутовой».

«Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего, - соглашается Александра Николаевна. - Но талант еще не гарант. Как будет воплощен замысел песни, развито ее тематическое зерно, сделана партитура, запись в студии - все это не последние вопросы, и из всего этого тоже складывается образ».

А это слова Михаила Плетнёва, пианиста, дирижера, композитора: «Музыка Пахмутовой - ...простая? Но прост Шуберт, прост Григ. Далеко не всякий автор симфонии может написать песню. Задача композитора - уловить физиономию времени. Ярче и лучше нее это не сделал, по-моему, никто. А сколько за внешней простотой внутренней композиторской культуры! Для меня Пахмутова не менее, если не более интересна, чем, например, «Битлз»: богаче фантазия, совершеннее форма».

Она обладает неисчерпаемой любознательностью и готовностью впитывать новое: в официальном «олимпийском» фильме «О спорт, ты - мир!» написала виртуозное соло для эстрадного ударника; в фильме «Полынь - трава горькая» использовала сочетание электронного звука с русскими народными инструментами и сама с наслаждением играла на синтезаторе. «Учиться нужно не только у тех, кто старше тебя. Обязательно надо учиться у тех, кто моложе; они идут вперед смелее и в некоторых аспектах искусства могут оказаться впереди», - подтверждает Пахмутова.

Она создала огромное количество произведений: симфонические «Русская сюита» (1952), Концерт для трубы с оркестром (1955), Концерт для оркестра (1971), Концерт для ансамбля колоколов и оркестра «Ave Vita» (1989), скерцо для оркестра «Веселые смычки» (2009) и симфоническую поэму «Птица-тройка» (2009); увертюры «Юность» (1957), «Русский праздник» (1967) и «Веселые девчата» (1954); «Динамо-марш» (1965); балет «Озаренность» (1973); кантаты «Василий Тёркин» (1953), «Красные следопыты» (1962), «Отрядные песни» (1972) и «Прекрасная, как молодость, страна» (1977).

Написала музыку к спектаклям «Великие голодранцы» (1970), «Неизвестный солдат» (1971), «Сказ о гранитном памятнике» (1973), «Нина» (1975), «Город Мир» (1983), «Волшебный апельсин» (1990); радиопостановкам: «Противная сторона» (1955), «У самого синего моря» (1956), «Не проходите мимо» (1956) и «Педагогическая поэма» (1958); фильмам «Экран жизни» (1955), «За рулем автомобиля» (1956), «Семья Ульяновых» (1957), «По ту сторону» (1958), «Девчата» (1961), «Яблоко раздора» (1962), «Жили-были старик со старухой» (1964), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Закрытие сезона» (1974), «Камни говорят» (1975), «Начальник стройки» (1976), «Моя любовь на третьем курсе» (1976), «Рожденная революцией» (1976), «Баллада о спорте» (1980), «О спорт, ты - мир!» (1981), «Полынь - трава горькая» (1982), «Товарищ ЧТЗ» (1983), «Битва за Москву» (1985), «Облака нашего детства» (1990), «Сын за отца» (1995), «Великая Победа. Народная память» (2004).

Около 40 из почти 400 песен вошли в 7 песенных циклов, среди которых «Обнимая небо» (1965–1966, стихи Н. Добронравова: «Обнимая небо», «Мы учим летать самолеты»; стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова: «Нежность»); «Созвездье Гагарина» (1970–1971, стихи Н. Добронравова: «Запевала звездных дорог», «Знаете, каким он парнем был» и другие).

Вехами времени стали песни на стихи Добронравова: «Орлята учатся летать» (1965), «Мелодия» (1973), «И вновь продолжается бой» (1974), «Нам не жить друг без друга» (1974), «Белоруссия» (1975), «Беловежская пуща» (1975), «Как молоды мы были» (1976), «Команда молодости нашей» (1979), «До свиданья, Москва!» (прощальная песня Олимпиады-80), «Виноградная лоза» (1988), «Остаюсь» (1991), в его соавторстве с Гребенниковым: «Куба - любовь моя» (1962), «Трус не играет в хоккей» (1968) и десятки других; «Ненаглядный мой» (стихи Риммы Казаковой, 1970); «Горячий снег» (стихи Михаила Львова, 1974), а также на стихи Юрия Визбора, Андрея Вознесенского, Расула Гамзатова, Инны Гофф, Евгения Долматовского, Николая Заболоцкого, Марка Лисянского, Роберта Рождественского и других больших поэтов. Исполнители - выдающиеся певцы и актеры: Михаил Боярский, Тамара Гвердцители, Александр Градский, Юрий Гуляев, Людмила Гурченко, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Сергей Лемешев, Валерий Леонтьев, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Нонна Мордюкова, Георг Отс, Эдита Пьеха, София Ротару, Валентина Толкунова, Эдуард Хиль и другие; прославленные коллективы - Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, Государственный русский народный хор имени М.Е. Пятницкого, Детский хор Гостелерадио под руководством Виктора Попова, а также ВИА «Верасы», «Добры молодцы», «Песняры», «Пламя», «Самоцветы» и «Сябры», группы Стаса Намина, «Living Sound» (Англия) и другие.

В альбоме «Звездопад» (2002) группы «Гражданская оборона» (ее лидер Егор Летов был страстным противником официальной культуры) замечательно звучат пахмутовские песни. Тогда же в Санкт-Петербурге состоялся совместный концерт композитора и бельгийского гитариста Франсиса Гойи, приуроченный к выпуску его альбома «Посвящение Александре Пахмутовой». А апологет тяжелого рока, популярная немецкая группа «Раммштайн» иногда заканчивает концерты мощным исполнением пахмутовской «Песни о тревожной молодости» на русском языке.

С 1960 года выпущено множество дисков, среди которых: «Советские композиторы - Армии: песни Александры Пахмутовой» (1971), «Любовь моя - спорт» (1980), «Птица счастья» (1981), «Шанс» (1990), компакт-дисков «Симфонические произведения» (1995), «Как молоды мы были» (1995), «Зарево любви» (1996), «Александра Пахмутова. 100 любимых песен» (2009), «Никто не забыт. Песни Александры Пахмутовой» (2010). В США вышел компакт-диск Лайзы Верзелла «Труба XX века» с Концертом для трубы с оркестром (2000). Изданы нотные сборники: «Песни тревожной молодости» (1963), «Чьи песни ты поешь» (1965), «Звездопад» (1972), «Солнце любви твоей» (1990), «Вираж» (1990), «Звездопад» (2001), «Земля моя златая» (на стихи С. Есенина, 2001) и многие другие.

Много лет Пахмутова была председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров; секретарем правления Союза композиторов СССР (1968–1991) и России (1973–1995); депутатом Моссовета (1969–1973); депутатом Верховного Совета РСФСР (1980–1990); избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР. С 1968 года более 20 лет возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика».

А.Н. Пахмутова - народная артистка СССР (1984) и РСФСР (1977), заслуженный деятель искусств РСФСР (1971), Герой Социалистического Труда (за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность, 1990).

Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. Среди ее наград - ордена Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени, Франциска Скорины (Белоруссия).

Лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), Государственной премии РФ (2015), премий: Ленинского комсомола (1966), «Российский национальный Олимп» в номинации «Выдающийся деятель культуры» (2004), Союзного государства России и Белоруссии в области литературы и искусства (2004), Межгосударственной премии «Звезды Содружества» (2009). Обладает титулом «Живая легенда» от Российской национальной премии «Овация», «Золотым диском» фирмы «Мелодия» за грампластинку «Песни Александры Пахмутовой».

Почетный гражданин Москвы, Волгограда, Братска и Луганска.

Ее именем названа и зарегистрирована в Планетном центре в Цинциннати (США) малая планета - астероид Pakhmutova №1889.

О самых примечательных фактах своей биографии Александра Пахмутова (год рождения — 1929-й) часто охотно рассказывает в своих интервью. Появилась на свет она в конце двадцатых годов в пригороде Сталинграда, в маленьком населенном пункте, который ныне является частью областного центра. Отец и мать будущего композитора принадлежали к интеллигенции. Папа работал инженером на электростанции. Круг его интересов не ограничивался профессиональными занятиями.

Глава семьи, по словам Александры Николаевны, играл на множестве музыкальных инструментов и был настолько талантливым человеком, что дочь была бы рада перенять хотя бы малую частицу этой одаренности. Детей в семье было четверо. Родители старались привить своим чадам любовь к искусству. Поэтому будущая артистка начала играть на фортепиано уже в трехлетнем возрасте. Об этом примечательном факте говорится почти во всех изданных биографиях Александры Пахмутовой.

Начало творческого пути

Уже в возрасте 5 лет девочка написала первую свою фортепианную пьесу, которая называлась «Петухи поют».

Еще через два года родители отдали ее учиться в местную музыкальную школу. Годы освоения азов фортепианного искусства пришлись для Александры Пахмутовой на нелегкое военное время. Через несколько месяцев после начала боевых действий учебное заведение было закрыто. Однако любовь к искусству у некоторых детей была настолько велика, что они не хотели прекращать осваивать игру на инструменте даже в этот тяжелый для страны период. Некоторые преподаватели пошли им навстречу и проводили занятия то у себя дома, а то у кого-то из воспитанников.

Ранние страницы биографии Александры Николаевны Пахмутовой связаны с воспоминаниями о непростом военном детстве. Мать с детьми была эвакуирована в Караганду. Отец, как и многие мужчины трудоспособного возраста, остался работать на электрической станции.

Семья совершила переезд в далекий степной город на поезде. Композитор вспоминает, что в один из дней над открытой равниной, где пролегала железная дорога, появился немецкий бомбардировщик.

Людям в вагонах ничего другого не оставалось делать, как обреченно смотреть на воздушные маневры врага и ждать. Рассказывая об этом моменте в своей биографии, Александра Пахмутова говорит, что твердо убеждена, что тогда их семье помог Господь. Через некоторое время после появления немецкой авиации раздался рев советских истребителей. Александра Николаевна видела, как недалеко от железнодорожных путей упал подбитый бомбардировщик.

Биография Александры Пахмутовой. Дети войны

После возвращения из эвакуации Александра Николаевна и ее семья застали родной город погруженным в развалины. Вокруг населенного пункта находилось множество выведенной из строя вражеской военной техники. Иногда на таких свалках удавалось найти немецкий аккордеон. Этот инструмент девочка освоила, так как достать пианино в это время было практически невозможно.

Однако даже в столь юном возрасте Александра Пахмутова уже начала задумываться о своем будущем предназначении. Она хотела посвятить свою жизнь музыке. Поэтому девочка часто в шутку говорила родителям, что ей нужно ехать учиться в Москву или в Ленинград, и что если родители не отправят туда, то она улетит вместе со знакомыми летчиками, с которыми якобы уже договорилась об этом.

Столица родины

В конце концов мама и папа поддались на ее уговоры и отправили дочь в Москву. Самым главным учебным заведением страны, где дети школьного возраста вместе с общеобразовательными предметами проходили также цикл музыкально-теоретических дисциплин и игру на инструменте, была центральная детская музыкальная школа города Москвы. Но чтобы поступить туда, надо было пройти вступительные испытания, по сложности не уступавшие конкурсам для абитуриентов ведущих вузов. Зачисление в это учебное заведение было поворотным моментом в биографии Александры Пахмутовой.

Комиссия, состоявшая из видных деятелей искусств, вынесла решение о том, что одаренной девочке непременно нужно профессионально заниматься музыкой. Она была зачислена. Помимо основного курса, Пахмутова также посещала факультативные занятия по композиции, которые вел прославленный композитор и педагог Виссарион Яковлевич Шебалин. Этот деятель искусств, хотя не имел такого громкого, известного широкой публике имени, как Прокофьев, Шостакович и Хачатурян, однако именно ему должны быть благодарными многие отечественные музыкальные деятели 20 века за потрясающие уроки инструментовки и композиции, которые он дал им, будучи преподавателем в московской государственной консерватории.

Вклад в будущее

Занятие в классе Виссариона Яковлевича Шебалина, где он дает урок композиции юной ученице Александре Пахмутовой, запечатлено в одном из сюжетов кинохроники тех лет. Тот период биографии Александры Пахмутовой навсегда остался в памяти композитора.

Несмотря на нелегкое военное положение в стране, когда все лучшее отдавалось фронту, государство все же находило возможность обеспечивать более или менее достойное питание для учеников Центральной детской музыкальной школы. Они получали такие же продовольственные карточки, как рабочие, которые трудились в оборонной промышленности.

Выбор между композицией и исполнительством

Окончив музыкальную школу, Александра Николаевна Пахмутова имела в своем исполнительском репертуаре достаточное количество концертных фортепианных произведений, что их хватило бы на полноценное большое выступление.

Однако вместо исполнительской карьеры она избрала для себя творческий путь композитора. Именно поэтому девушка поступила в Московскую государственную консерваторию. Ее преподавателем по классу композиции по-прежнему оставался Виссарион Яковлевич Шебалин.

Этот деятель искусств, помимо всего прочего, знаменит тем, что он дописывал многие произведения, которые остались незаконченными после смерти великих русских композиторов. Свое прекрасное знание музыкального наследия отечественных классиков он передал своим студентам, в том числе и Александре Николаевне Пахмутовой. Неслучайно, учась в аспирантуре, темой своей диссертации она выбрала «Особенности партитуры оперы «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки».

Потомок великого русского композитора

У русских музыкантов есть традиция составлять свое генеалогическое древо в искусстве.

Например, Александра Николаевна Пахмутова в шутку называет себя внучкой Римского-Корсакова. Виссарион Яковлевич Шебалин являлся учеником преподавателя, который, в свою очередь, посещал класс Николая Андреевича Римского-Корсакова. Поэтому Пахмутова по праву может именовать себя наследницей традиций великого композитора.

После окончания учебного заведения молодая артистка была принята в Союз композиторов.

Личная жизнь

Биография композитора включает в себя и страницы счастливой семейной жизни, которая длится в течение долгих десятилетий. Со своим будущим мужем Пахмутова познакомилась, так сказать, не отрываясь от творческого процесса. В те времена на радио выходили многочисленные передачи для детей и юношества. Во время работы над одной из них Александре Николаевне довелось писать песни на стихи молодого поэта Николая Добронравова.

Судьба распорядилась так, что через три месяца творческий дуэт превратился в семейную пару. Медовый месяц молодые провели в Абхазии, купаясь в Черном море и наслаждаясь прогулками при луне. Этот отпуск семейная пара считает лучшим в своей жизни.

Комсомольские стройки и космос

Творческая биография и личная жизнь Александры Николаевны Пахмутовой содержат много интересных и запоминающихся моментов.

В советское время члены союзов писателей, композиторов, какими являлись Пахмутова и Добронравов, много гастролировали по стране. Наряду с обыкновенными концертами, артистам приходилось проводить много шефских мероприятий для космонавтов, моряков-подводников, строителей гидроэлектростанций. Поэтому супруги часто общались с разными интересными людьми. Однажды они участвовали в одном из погружений подводной лодки. В таком плавании супруги пробыли ровно сутки под водой.

О моряках этого судна Александра Николаевна вспоминает как о людях высокой культуры, очень начитанных и интеллигентных. Один из офицеров, будучи после этого в гостях в квартире Пахмутовой и Добронравова, сел за пианино и безукоризненно сыграл одно из произведений Людвига ван Бетховена. Когда он закончил исполнение, то сказал, что если композитор когда-либо соберется продать этот музыкальный инструмент, то он с радостью готов купить его, так как пианино ему очень понравилось.

На различные комсомольские стройки тогда приезжало множество молодых специалистов, которые работали в тайге, на целине и в других местах с довольно суровым климатом не только ради материальной выгоды. Многие из них говорили, что делают это по зову сердца и что в обычной городской жизни им не хватает романтики. С такими энтузиастами тоже часто приходилось общаться супругам.

Семья, дети

В биографии Александры Пахмутовой нельзя обойти стороной тот факт, что композитор писала музыку не только для взрослой аудитории. Множество ее произведений посвящено подрастающему поколению.

У Александры Пахмутовой и Николая Добронравова нет детей. Фото семьи Александры Пахмутовой о биографии композитора могут сказать много интересного. На большом количестве этих снимков присутствуют их юные друзья. Это, как правило, участники детских хоров. В творческой и личной биографии Александры Николаевны Пахмутовой было много счастливых моментов, связанных с детьми.

Как уже было сказано, познакомились будущие супруги именно во время работы над радиопередачей для юных слушателей. Концертный состав Центрального детского хора также часто включал в свой репертуар произведения, написанные семейным дуэтом. Руководитель этого коллектива Попов был в течение многих лет близким другом супругов. Поэтому в биографии и личной жизни Александры Пахмутовой дети сыграли большое значение.

Особенности творческого стиля

Александра Николаевна Пахмутова создала за свою жизнь несколько сотен песен, некоторые из которых были написаны для различных кинофильмов, таких как «Девчата»,»Семья Ульяновых» и других.

Лучшие исполнители, такие как Муслим Магомаев и Анна Герман, пели ее песни. Однако, кроме произведений малой формы, композитор также создала большое количество музыки для симфонического оркестра.


ним из самых популярных творений в академическом стиле в творчестве Александры Пахмутовой является концерт для трубы с оркестром. Он востребован не только среди музыкантов нашей страны, но и часто исполняется за рубежом, в том числе и в Соединенных Штатах Америки. Композитор говорит, что изначально задумывала этот концерт как часть большого цикла, в который должны были входить произведения для каждого из инструментов симфонического оркестра. Она признается в том, что сожалеет, что ей не удалось осуществить этот творческий план. Цикл завершить не удалось потому, что, кроме творческой деятельности, Пахмутовой приходилось занимать различные должности в Союзе композиторов и в других общественных организациях.

Новые произведения

И сегодня, пройдя долгий творческий путь, Александра Николаевна не расстается с любимым занятием, с делом всей ее жизни. За последние несколько лет свет увидели ряд новых песен Пахмутовой, таких как «Влюбленная весна» в исполнение Тамары Гвердцители и Рената Ибрагимова. Композитор не перестает работать и над созданием академической музыки. Так, в феврале 2018 года состоялась премьера концертино «Победитель» для трубы с оркестром.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой

Если брать во внимание такие вопросы как рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой, то здесь имеется отдельная история, которая заслуживает уважения. Дело в том, что женщине уже, ни много, ни мало, а 89 лет, что является весьма преклонным возрастом. Рост у композитора составляет 149 сантиметров, а вес сегодня 45 килограммов. Эта маленькая женщина, смогла совершать великие дела, хотя бы потому, что музыка для нее всегда была на первом месте. Но с чего она начинала? Что именно стало для нее тем толчком, который заставил задуматься над подобным жизненным выбором. Давайте рассмотрим все это более детально. Ведь перед тем, как стать известной, она вынуждена была пройти нелегкий жизненный путь, который не всегда был прямой.

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой заслуживает отдельного внимания, хотя бы потому, что она стала проявлять любовь к музыке еще с самого юного возраста. Говорят, что свою первую музыку, она сочинила еще, когда ей было всего лишь три года. Поэтому нет ничего удивительного, что в семилетнем возрасте она стала учиться в музыкальной школе, откуда ей пришлось уйти из-за того, что началась Вторая Мировая Война. Нужно еще отметить, что в самый разгар войны, Пахмутова не побоялась уехать в Москву для того, чтобы начать учиться в музыкальном образовательном заведении. И хотя ее все отговаривали от этого, она все равно, не смогла отказаться от мечты. Причем, обучение ей давалось весьма легко, девушка буквально схватывала все на лету, всеми фибрами души показывала, что без музыки не представляет своей жизни. Тогда же, начался ее звездный путь, который она проходила с гордо поднятой головой. Она понимала, что либо у нее получится, либо нет, но попробовать однозначно стоило.

Работала женщина в самых разных жанрах, везде проявляла себя самым лучшим образом, потому что стремилась постоянно совершенствоваться.


ого писала для симфонических оркестров, на ее музыку ставились балетные постановки, различные спектакли. Женщина понимала, что музыка, которая выходила из-под ее пера, помогала зрителям почувстовать любой спектакль или концерт лучше и глубже, поэтому хотела каждый раз создать что-то новое и волшебное. За свою творческую карьеру, эта замечательная женщина показала, что если действительно творить с любовью и старательностью, то все будет получаться намного лучше, более проникновенно, а, главное, зрители будут это ощущать. И это произошло, несмотря на то, что у женщины была нелегкая судьба, ведь ее юность пришлась на Вторую Мировую. Но даже тогда она не стала сдаваться, решила идти до конца в своей мечте.

Поскольку сейчас у женщины весьма преклонный возраст, она стала вести тихий образ жизни, а музыкой занимается сугубо для души. Время от времени она посещает концерты, где звучит ее музыка, а также можно услышать от нее новые придуманные мелодии. В плане личной жизни, у Александры есть своя история, она больше похожа на сказку про вечную любовь, потому что, практически всю свою жизнь, она прожила с одним-единственным мужчиной. Ее муж, которого зовут Николай Добронравов, также является композитором и поэтом. Именно с ним женщина сумела написать множество своих хитов и популярных мелодий. И хотя детей у пары нет, супруги всю свою жизнь любили друг друга, дорожили браком, поддерживали и шли на компромиссы, понимая, что личная жизнь также важна, так и карьера композитора.

Семья и дети Александры Пахмутовой

Семья и дети Александры Пахмутовой очень больная тема. на сегодняшний день семья состоит из нее самой и ее любимого мужа Николая. Познакомились они на почве общей деятельности, потому что оба являются представителями творческих профессий. Дело в том, что Николай тоже композитор и поэт, надо сказать, что именно с ним, Александра написала множество песен и мелодий, которые потом стали настоящими хитами. И хотя невольно спрашиваешь, «У такой знаменитости, как Александра Пахмутова почему нет детей?», ответить на этот вопрос, наверное, невозможно. Сделать это могут только сами супруги.

Может быть, проблема бездетности здесь заключается в здоровье, может, в том, что у них не было на них времени, а может, потому что, не сложилось. Сама Александра всегда обходила этот вопрос стороной, не желая делиться своими душевными переживаниями. Так, что истинные поклонники Пахмутовой, могут сами для себя решить, почему у известного композитора нет наследников, если, конечно, для них это будет важно. Ведь у Александры было много хорошего в жизни, она получила признание, известность, а, главное, всегда занималась любимым делом. А это очень много значит в жизни каждого человека, хотя бы потому, что далеко не каждому удается добиться того, к чему он стремился и о чем мечтал. Александре это удалось, ведь ее музыка навсегда поселилась в сердце поклонников, которые ее слушали и понимали, насколько ее творения прекрасны.

Муж Александры Пахмутовой – Николай Добронравов

Муж Александры Пахмутовой Николай Добронравов стал ее избранником на всю жизнь. Многие убеждены, что именно у этой пары есть чему поучиться, в плане верности и умении сохранить домашний очаг. Конечно, нельзя с уверенностью сказать, что у них всегда и все было хорошо и ровно. Скорей всего, за свою семейную жизнь они тоже переживали различные кризисы, может быть, даже были недалеки от расставания, но всегда находили способ снова оказаться вместе. Композитор Николай Добронравов неоднократно говорил о том, что благодарен судьбе за то, что она они познакомились с Александрой.

Собственно, они сошлись на почве того, что у них были одинаковые вкусы, они вместе любили музыку, готовы были часами сочинять что-то новое, делать мир с помощью мелодий чуточку лучше. Что примечательно, так это то, что именно в компании супругу, Пахмутова написала множество хитов, может быть, они вдохновлялись присутствием друг друга, ведь не зря говорят, что любовь способна на многое. Сегодня, пара по-прежнему вместе, для многих они являются примером для подражания в плане семейного уюта и правильных ценностей.

Википедия Александры Пахмутовой

Как уже говорилось выше, Александра сейчас находится в весьма преклонном возрасте. Она прожила долгую жизнь, которую сможет прожить достойно далеко не каждый. Нет ничего удивительного, что ее жизнь была наполнена самыми разными поворотами и неожиданностями, про которые можно узнать, если зайти в Интернет. И хотя, раньше, во времена ее молодости, не было социальных сетей и Интернета, то на сегодняшний день о ней можно найти много чего интересного, причем сделать это совершенно не сложно. Достаточно зайти в Интернет, где сразу же увидите личную страницу в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Пахмутова,_Александра_Николаевна), где рассказывается про этого замечательного композитора.

На странице рассказывается о ее детских годах, о том, как она пришла к известности, о том, как всегда любила музыку и что делала ради того, чтобы ею заниматься. Правда, надо отметить, что страницы в Инстаграм, у нее нет. На это есть разные причины. Во-первых, женщина находится в том возрасте, когда Интернет уже не слишком интересен, у нее нет желания сидеть в Сети и выкладывать свои фото. Во-вторых, во времена молодости композитора не было социальных сетей, и, возможно, женщину они не интересуют вообще. Так, что если желаете узнать больше про Александру Пахмутову, то Википедия Александры Пахмутовой всегда к вашим услугам.

Легенда советской популярной музыки, композитор Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка, который сегодня является частью Волгограда. Музыкальные способности девочки были настолько очевидны, что уже в 3 года родители стали учить ее игре на фортепиано.

Александра Пахмутова, 1930 годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Именно музыка помогла Пахмутовой найти своего «принца» и главного партнёра в творчестве. С молодым поэтом Николаем Добронравовым они познакомились в студии детского вещания на Всесоюзном радио. Пахмутова писала музыку для программ «Пионерская зорька», «Внимание, на старт!», а Добронравов читал в этих программах стихи собственного сочинения. Практически сразу они написали свой первый дуэт, — «Лодочка моторная» — ещё через три месяца расписались в ЗАГСе.

Пышного торжества не устраивали: на это попросту не было денег. На невесте был скромный розовый костюмчик, сшитый мамой. Когда Пахмутова и Добронравов расписывались, в жаркий августовский день вдруг хлынул ливень. Влюблённые сочли это хорошим знаком. В свадебное путешествие уехали к родственникам в Абхазию и провели первую брачную ночь в лунных дорожках Чёрного моря. Как рассказывают в своих интервью Пахмутова и Добронравов, этот отпуск, несмотря на всю его скромность, они считают самым счастливым в жизни. Тётя Александры Николаевны готовила им вкуснейшие кавказские блюда, молодожёны целыми днями купались в море, обсуждали совместные творческие планы… С тех пор были написаны десятки совместных произведений, не устаревающие многие годы хиты («Нежность», «Старый клён», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были»), спортивные гимны («Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей»), задорные песни («Главное, ребята, сердцем не стареть!»).

Слева направо: композитор Оскар Фельцман, монгольская певица Цэцэгээ Дашцэвэгийн, поэт Николай Добронравов, певица Галина Ненашева, певец Иосиф Кобзон, председатель жюри, композитор Александра Пахмутова, кубинская певица Лурдес Гиль и поэт Роберт Рождественский. III Международный фестиваль молодежной политической песни в Сочи. 1969 г. Фото: РИА Новости/ Б. Елин

Пахмутову и Добронравова считают неразлучным творческим дуэтом и едва ли не самой гостеприимной в советском искусстве парой. В их дом всегда приходили пить чай и музицировать знаменитые артисты, музыканты.

Как рассказывает в своих интервью Лев Лещенко, в доме Пахмутовой и Добронравова всегда удивительно теплая атмосфера, называют композитор и поэт друг друга не иначе, как Колечка и Алечка. Александра Николаевна признаётся, что каких-то особенных рецептов семейного счастья у них с Николаем Николаевичем нет. Они просто стараются не придираться друг к другу по мелочам и не «принципиальничать». А Добронравов, рассказывая о том, на чём основана их семья, любит цитировать Антуана де Сент-Экзюпери : «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Это на самом деле так в их случае. Пахмутова и Добронравов перенесли немало трудностей, но никогда не разобщались и вместе боролись за свое место в искусстве. Однажды они признались в интервью «АиФ», что у них «полно песен, которые запрещали». Не могла пробиться к публике песня, посвящённая ветеранам Первого Белорусского фронта. Цензуре не понравились слова: «Любимцем нашим был маршал Рокоссовский , и лично маршал Жуков повёл нас на Берлин». Как так, как можно называть и воспевать этих военачальников, если у нас есть один герой: Леонид Ильич Брежнев ?! Пахмутова звонила «наверх», ругалась, кричала. Придирались не только к словам, но и к музыке. В песне «И Ленин такой молодой» звучали барабаны, был задан бешеный ритм. Чиновники сочли песню «сумасшедшей» и положили на полку на полтора года. Пахмутова отказалась менять даже ноту. И всегда во всех решениях её поддерживал любимый человек, лучший друг и партнёр по творчеству Николай Николаевич Добронравов.

Интересно, что творчество Пахмутовой и Добронравова не только стало основой их собственного семейного счастья, но и вершило личную жизнь других знаменитых артистов. Однажды романтические отношения Муслима Магомаева и Тамары Синявской дали трещину. Тамара Ильинична тогда была замужем за другим человеком и в какой-то момент решила ради Магомаева не разводиться. Тогда Пахмутова с Добронравовым, узнав, что звёзды поссорились, написали две песни. Одну — «Мелодию» — для Муслима Магометовича: «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей». Вторую — «Прощай, любимый» — для дивы Большого театра Синявской: «Весь мир наполнен песней лебединой, прощай, любимый, мой неповторимый». Как рассказывали потом в своих интервью Тамара Ильинична и Муслим Магометович, эти потрясающие мелодии и щемящие душу стихи произвели на них настолько большое впечатление, что Синявская развелась и они с Магомаевым расписались в 1974 году. Всю жизнь легендарная пара считала две эти песни, написанные к их несостоявшемуся расставанию, своими музыкальными талисманами любви.

Глядя сегодня на Пахмутову и Добронравова, трудно поверить, что они женаты более полувека. Они смотрят друг на друга влюблёнными глазами, часами разговаривают, полны творческих планов. Своих детей у знаменитой пары нет, но они считают своими талантливых ребятишек из необеспеченных семей, которым помогают пробиться в жизни.

Николай Добронравов и Александра Пахмутова. Фото: www.globallookpress.com

В России на сегодняшний день является Александра Пахмутова. Ее биография будет приведена в настоящей статье.

Детские годы

О самых примечательных фактах своей биографии Александра Пахмутова (год рождения - 1929-й) часто охотно рассказывает в своих интервью. Появилась на свет она в конце двадцатых годов в пригороде Сталинграда, в маленьком населенном пункте, который ныне является частью областного центра. Отец и мать будущего композитора принадлежали к интеллигенции. Папа работал инженером на электростанции. Круг его интересов не ограничивался профессиональными занятиями.

Глава семьи, по словам Александры Николаевны, играл на множестве музыкальных инструментов и был настолько талантливым человеком, что дочь была бы рада перенять хотя бы малую частицу этой одаренности. Детей в семье было четверо. Родители старались привить своим чадам любовь к искусству. Поэтому будущая артистка начала играть на фортепиано уже в трехлетнем возрасте. Об этом примечательном факте говорится почти во всех изданных биографиях Александры Пахмутовой.

Начало творческого пути

Уже в возрасте 5 лет девочка написала первую свою фортепианную пьесу, которая называлась «Петухи поют».

Еще через два года родители отдали ее учиться в местную музыкальную школу. Годы освоения азов фортепианного искусства пришлись для Александры Пахмутовой на нелегкое военное время. Через несколько месяцев после начала боевых действий учебное заведение было закрыто. Однако любовь к искусству у некоторых детей была настолько велика, что они не хотели прекращать осваивать игру на инструменте даже в этот тяжелый для страны период. Некоторые преподаватели пошли им навстречу и проводили занятия то у себя дома, а то у кого-то из воспитанников.

Ранние страницы биографии Александры Николаевны Пахмутовой связаны с воспоминаниями о непростом военном детстве. Мать с детьми была эвакуирована в Караганду. Отец, как и многие мужчины трудоспособного возраста, остался работать на электрической станции.

Семья совершила переезд в далекий степной город на поезде. Композитор вспоминает, что в один из дней над открытой равниной, где пролегала железная дорога, появился немецкий бомбардировщик.

Людям в вагонах ничего другого не оставалось делать, как обреченно смотреть на воздушные маневры врага и ждать. Рассказывая об этом моменте в своей биографии, Александра Пахмутова говорит, что твердо убеждена, что тогда их семье помог Господь. Через некоторое время после появления немецкой авиации раздался рев советских истребителей. Александра Николаевна видела, как недалеко от железнодорожных путей упал подбитый бомбардировщик.

Биография Александры Пахмутовой. Дети войны

После возвращения из эвакуации Александра Николаевна и ее семья застали родной город погруженным в развалины. Вокруг населенного пункта находилось множество выведенной из строя вражеской военной техники. Иногда на таких свалках удавалось найти немецкий аккордеон. Этот инструмент девочка освоила, так как достать пианино в это время было практически невозможно.

Однако даже в столь юном возрасте Александра Пахмутова уже начала задумываться о своем будущем предназначении. Она хотела посвятить свою жизнь музыке. Поэтому девочка часто в шутку говорила родителям, что ей нужно ехать учиться в Москву или в Ленинград, и что если родители не отправят туда, то она улетит вместе со знакомыми летчиками, с которыми якобы уже договорилась об этом.

Столица родины

В конце концов мама и папа поддались на ее уговоры и отправили дочь в Москву. Самым главным учебным заведением страны, где дети школьного возраста вместе с общеобразовательными предметами проходили также цикл музыкально-теоретических дисциплин и игру на инструменте, была центральная детская музыкальная школа города Москвы. Но чтобы поступить туда, надо было пройти вступительные испытания, по сложности не уступавшие конкурсам для абитуриентов ведущих вузов. Зачисление в это учебное заведение было поворотным моментом в биографии Александры Пахмутовой.

Комиссия, состоявшая из видных деятелей искусств, вынесла решение о том, что одаренной девочке непременно нужно профессионально заниматься музыкой. Она была зачислена. Помимо основного курса, Пахмутова также посещала факультативные занятия по композиции, которые вел прославленный композитор и педагог Виссарион Яковлевич Шебалин. Этот деятель искусств, хотя не имел такого громкого, известного широкой публике имени, как Прокофьев, Шостакович и Хачатурян, однако именно ему должны быть благодарными многие отечественные музыкальные деятели 20 века за потрясающие уроки инструментовки и композиции, которые он дал им, будучи преподавателем в московской государственной консерватории.

Вклад в будущее

Занятие в классе Виссариона Яковлевича Шебалина, где он дает урок композиции юной ученице Александре Пахмутовой, запечатлено в одном из сюжетов кинохроники тех лет. Тот период биографии Александры Пахмутовой навсегда остался в памяти композитора.

Несмотря на нелегкое военное положение в стране, когда все лучшее отдавалось фронту, государство все же находило возможность обеспечивать более или менее достойное питание для учеников Центральной детской музыкальной школы. Они получали такие же продовольственные карточки, как рабочие, которые трудились в оборонной промышленности.

Выбор между композицией и исполнительством

Окончив музыкальную школу, Александра Николаевна Пахмутова имела в своем исполнительском репертуаре достаточное количество концертных фортепианных произведений, что их хватило бы на полноценное большое выступление.

Однако вместо исполнительской карьеры она избрала для себя творческий путь композитора. Именно поэтому девушка поступила в Московскую государственную консерваторию. Ее преподавателем по классу композиции по-прежнему оставался Виссарион Яковлевич Шебалин.

Этот деятель искусств, помимо всего прочего, знаменит тем, что он дописывал многие произведения, которые остались незаконченными после смерти великих русских композиторов. Свое прекрасное знание музыкального наследия отечественных классиков он передал своим студентам, в том числе и Александре Николаевне Пахмутовой. Неслучайно, учась в аспирантуре, темой своей диссертации она выбрала «Особенности партитуры оперы «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки».

Потомок великого русского композитора

У русских музыкантов есть традиция составлять свое генеалогическое древо в искусстве.

Например, Александра Николаевна Пахмутова в шутку называет себя внучкой Римского-Корсакова. Виссарион Яковлевич Шебалин являлся учеником преподавателя, который, в свою очередь, посещал класс Николая Андреевича Римского-Корсакова. Поэтому Пахмутова по праву может именовать себя наследницей традиций великого композитора.

После окончания учебного заведения молодая артистка была принята в Союз композиторов.

Личная жизнь

Биография композитора включает в себя и страницы счастливой семейной жизни, которая длится в течение долгих десятилетий. Со своим будущим мужем Пахмутова познакомилась, так сказать, не отрываясь от творческого процесса. В те времена на радио выходили многочисленные передачи для детей и юношества. Во время работы над одной из них Александре Николаевне довелось писать песни на стихи молодого поэта Николая Добронравова.

Судьба распорядилась так, что через три месяца творческий дуэт превратился в семейную пару. Медовый месяц молодые провели в Абхазии, купаясь в Черном море и наслаждаясь прогулками при луне. Этот отпуск семейная пара считает лучшим в своей жизни.

Комсомольские стройки и космос

Творческая биография и личная жизнь Александры Николаевны Пахмутовой содержат много интересных и запоминающихся моментов.

В советское время члены союзов писателей, композиторов, какими являлись Пахмутова и Добронравов, много гастролировали по стране. Наряду с обыкновенными концертами, артистам приходилось проводить много шефских мероприятий для космонавтов, моряков-подводников, строителей гидроэлектростанций. Поэтому супруги часто общались с разными интересными людьми. Однажды они участвовали в одном из погружений подводной лодки. В таком плавании супруги пробыли ровно сутки под водой.

О моряках этого судна Александра Николаевна вспоминает как о людях высокой культуры, очень начитанных и интеллигентных. Один из офицеров, будучи после этого в гостях в квартире Пахмутовой и Добронравова, сел за пианино и безукоризненно сыграл одно из произведений Людвига ван Бетховена. Когда он закончил исполнение, то сказал, что если композитор когда-либо соберется продать этот музыкальный инструмент, то он с радостью готов купить его, так как пианино ему очень понравилось.

На различные комсомольские стройки тогда приезжало множество молодых специалистов, которые работали в тайге, на целине и в других местах с довольно суровым климатом не только ради материальной выгоды. Многие из них говорили, что делают это по зову сердца и что в обычной городской жизни им не хватает романтики. С такими энтузиастами тоже часто приходилось общаться супругам.

Семья, дети

В биографии Александры Пахмутовой нельзя обойти стороной тот факт, что композитор писала музыку не только для взрослой аудитории. Множество ее произведений посвящено подрастающему поколению.

У Александры Пахмутовой и Николая Добронравова нет детей. Фото семьи Александры Пахмутовой о биографии композитора могут сказать много интересного. На большом количестве этих снимков присутствуют их юные друзья. Это, как правило, участники детских хоров. В творческой и личной биографии Александры Николаевны Пахмутовой было много счастливых моментов, связанных с детьми.

Как уже было сказано, познакомились будущие супруги именно во время работы над радиопередачей для юных слушателей. Концертный состав Центрального детского хора также часто включал в свой репертуар произведения, написанные семейным дуэтом. Руководитель этого коллектива Попов был в течение многих лет близким другом супругов. Поэтому в биографии и личной жизни Александры Пахмутовой дети сыграли большое значение.

Особенности творческого стиля

Александра Николаевна Пахмутова создала за свою жизнь несколько сотен песен, некоторые из которых были написаны для различных кинофильмов, таких как «Девчата»,"Семья Ульяновых" и других.

Лучшие исполнители, такие как Муслим Магомаев и Анна Герман, пели ее песни. Однако, кроме произведений малой формы, композитор также создала большое количество музыки для симфонического оркестра. Одним из самых популярных творений в академическом стиле в творчестве Александры Пахмутовой является концерт для трубы с оркестром. Он востребован не только среди музыкантов нашей страны, но и часто исполняется за рубежом, в том числе и в Соединенных Штатах Америки. Композитор говорит, что изначально задумывала этот концерт как часть большого цикла, в который должны были входить произведения для каждого из инструментов симфонического оркестра. Она признается в том, что сожалеет, что ей не удалось осуществить этот творческий план. Цикл завершить не удалось потому, что, кроме творческой деятельности, Пахмутовой приходилось занимать различные должности в Союзе композиторов и в других общественных организациях.

Новые произведения

И сегодня, пройдя долгий творческий путь, Александра Николаевна не расстается с любимым занятием, с делом всей ее жизни. За последние несколько лет свет увидели ряд новых песен Пахмутовой, таких как «Влюбленная весна» в исполнение Тамары Гвердцители и Рената Ибрагимова. Композитор не перестает работать и над созданием академической музыки. Так, в феврале 2018 года состоялась премьера концертино «Победитель» для трубы с оркестром.




Top