Какова форма правления в России? Какая форма правления в России.

Закрепленная Конституцией РФ, республиканская форма правления стала предметом научных дискуссий о том, к какому виду республик следует относить современную отечественную форму государственного устройства. Юридическая неопределенность конституционной формулировки обусловила остроту споров относительно квалификации установленной Конституцией 1993г. модели организации государственной власти в Российской Федерации. В специальной литературе, политической практике обнаружились разные подходы к проблеме. Одни авторы оценивают форму правления Российского государства как смешанную (полупрезидентскую) республику ; другие рассматривают ее как неопрезидентскую. Во многих научных публикациях стала характеристика российской формы правления как «сверхпрезидентства», «суперпрезидентства» и «выборной ненаследуемой монархии».

Очевидно, что вывод о конкретной разновидности формы правления Российского государства возможен на основе систематического истолкования положений статей 1, 10, 11 Конституции РФ, а также положений ее глав 4-6.

В Конституции Российской Федерации, принятой 12.12.1993г. всенародным голосованием, из текста ст. 1 следует, что Россия есть правовое государство с республиканской формой правления.

В Российской Федерации законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется органами, порядок формирования и полномочия которых определяется ее Конституцией и законами. Так, ст. 11 Конституции РФ является непосредственным продолжением содержания ст. 10, в которой, как мной было сказано выше, закреплен принцип разделения властей. В ст. 11 названы федеральные органы государственной власти. Эти органы -Президент, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации. Их "роль" раскрывается в гл. 4-7 Конституции. Особая роль в этой системе органов государственной власти принадлежит Президенту.

Президент Российской Федерации выступает в качестве

системообразующего фактора. Он является гарантом Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Само понятие "президент" в конституционно-правовом смысле означает главу государства. Ради этого данный институт и был создан в мировой практике.

Институт президентства призван обеспечивать устойчивость

Главная задача президента заключается в том, чтобы олицетворять государство внутри страны и вовне. Именно поэтому президенты наделяются полномочиями верховного командования вооруженными силами, награждения орденами и другими знаками отличия. В ч. 2 ст. 80 российская конституция исходит из того, что современная цивилизация не может отказаться от древнего принципа единоличного охранителя основ существующего порядка. Поэтому Президент обеспечен полномочиями, необходимыми ему для выполнения функций, направленных на охрану существенных ценностей общества, которые перечислены в ст. 80.

Президент Российской Федерации является вершиной государственной власти. Хотя Президент, в силу ряда его полномочий, и по традиции, и в реальности наиболее близок к правительству, чем к другим органам власти, тем не менее юридически он дистанцирован от всех ветвей власти. В правовом отношении Президент стал более защищён, что позволяет, в свою очередь укрепить авторитет федеральной государственной власти в целом.

Президент в России, как и во Франции и в США, фактически возглавляет исполнительную вертикаль.

Президент является ключевой, могущественной фигурой во властных структурах Российской Федерации. Уже одно то, что "Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства" (ч. 3 ст. 80) говорит само за себя.

Президент осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, представляет Россию на международном уровне. Кроме того, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями, которые формулируют основные направления внешней и внутренней политики страны, являясь обязательными для исполнительной власти и задавая ориентиры для деятельности других ветвей власти. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом России и состоит из двух палат - Совета Федерации (по два представителя от каждого субъекта РФ) и Государственной Думы (450 депутатов), которые заседают отдельно. Федеральное Собрание приступило к работе с начала 1994г., после того, как вместе с голосованием по Конституции 12.12.1993г., прошли выборы в Государственную Думу. Государственная Дума дает свое согласие на назначение и высвобождение от занимаемой должности основных ключевых государственных должностей (председатель правительства, судей Конституционного Суда, Генерального Прокурора РФ), а также решение о доверии правительству. Согласно Федеральному конституционному закону от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Правительстве Российской

Федерации" статьи 7 Председатель правительства (премьер-министр) назначается и освобождается от должности Президентом РФ, Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения. Это означает, что освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

Правительство подотчетно Президенту и Федеральному Собранию (ст. 38 ФКЗ «О правительстве РФ» гласит, что «члены правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат»). Но в силу того, что Правительство не несет по Конституции прямой ответственности перед парламентом, все те «выпады», на которые отваживалась Государственная Дума, повисали в воздухе. Законодательная власть имеет правом импичмента по отношению к Президенту.

К одному из важнейших составляющих элементов формы правления России является отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти. Основные аспекты этих взаимоотношений, это конечно же участие президента и правительства в законодательном процессе, политическая ответственность правительства и роспуск Государственной Думы.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации Президент и Правительство наряду с другими субъектами обладают правом

законодательной инициативы. При этом в последние годы Президент вносит в Государственную Думу законопроекты по ключевым вопросам социальнополитической и экономической жизни страны. Проведенный анализ показал, что в течение 2008-2010 гг. удельный вес законодательных инициатив Президента РФ составил более 8%. При этом все законодательные инициативы главы государства получили воплощение в принятых парламентом федеральных конституционных и федеральных законах.

Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации Президент имеет право вето, или право отлагательного вето, которое может быть преодолено только лишь 2/3 голосов каждой из палат парламента.

Конечно, невозможно отрицать, что Президент имеет ключевое значение в механизме применения конституционной ответственности как в отношении Правительства, так и Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением нижней палаты парламента (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). Точно также, если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству, то Президент принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ). Таким образом, невозможно отрицать, что правительство в России несет ответственность перед президентом.

С учётом всего выше сказанного можно сделать вывод, что институт парламентской ответственности правительства в России на самом деле отсутствует, как следствие, не является актуальным в условиях российской действительности. Институт парламентской ответственности характерен для стран с парламентским правлением и в некоторой степени для смешанных республик. Отнесение Российской Федерации к парламентским республикам достаточно проблематично.

Также, можно говорить, что по ряду характерных форме правления Российской Федерации характеристик ее нельзя отнести и как смешанную, то есть полупрезидентскую. Правительство РФ формируется и несет ответственность главным образом перед Президентом и в гораздо меньшей степени перед Государственной Думой, это и будет являться главным отличием Российской Федерации от такой формы правления. Отсюда, можно говорить о том, что Государственная Дума не имеет достаточного количества властных полномочиями для конкурирования с Президентом по вопросу о формировании Правительства. Но все таки, внесение Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» в пункт «а» ст. 114 Конституции РФ изменений усиливает основополагающие полномочия Государственной Думы. Соответственно нововведениям Правительство РФ «представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой». Таким образом, Правительство конституционно обязано ежегодно отчитываться перед одной из палат Федерального Собрания РФ.

В связи со всем выше сказанным, логичен был бы вывод о том, что российская модель организации государственной власти в силу своего фактического отсутствия парламентской ответственности Правительства предполагает функционирование государства именно по образцу президентской республики. Однако, стоит принимать во внимание, что у Президента имеется права роспуска одной из палат российского парламента, что противоречит классическим представлениям о данной форме правления. Таким образом, проведенный анализ показывает, что российская форма правления отличается существенными особенностями. При этом критика российской формы правления идет с двух позиций, а именно правовой и политологической. Юристы обращают внимание на сугубо правовые аспекты организации верховной власти в стране: право президента издавать указы, фиксация в Конституции РФ нормы об определении президентом основных направлений внутренней и внешней политики, процедура импичмента, процедура «преемственности» власти.

Политологи делают акцент на влиянии конфигурации власти на социальные и политические процессы. В частности, утверждается, что российская форма ведет к неразвитой партийной системе, подрывает стимулы к партийной деятельности, влечет коррупцию, разбухание государственного аппарата, рост неформальных процедур принятия решений и другие пагубные последствия.

Большинство исследователей, оценивающих российскую форму правления, полагает, что основной ее недостаток - склонность к авторитаризму. Многие авторы обращают внимание на тяготение России к «чистой» президентской системе, учитывая и конституционно-правовые, и фактические ее характеристики.

В то же время при анализе особенностей российской формы правления, обращается внимание на следующее: во-первых, не следует все недостатки организации и функционирования власти приписывать только форме правления. Дело в том, что в России большую роль играют неформальные практики в процессе принятия решений. Многое определяет «теневая» борьба заинтересованных групп в администрации президента и правительстве, а также влияние групп интересов на исполнительную власть; во-вторых, у российской формы правления есть и преимущества. К их числу обычно относят: сильную президентскую власть, которая необходима в «переходных» условиях; президента как гаранта Конституции, прав и свобод, стабильности в стране; демократичность прямых президентских выборов; ясный выбор электората при неразвитой партийной системе; преемственность и последовательность политического курса; малый риск прихода к власти экстремистов и радикалов.

Следует согласиться с мнением А. Н. Медушевского, который считает, что основным и решающим ее преимуществом является «обеспечение политической стабильности в условиях переходного периода»; в- третьих, критика существующей в России формы правления отнюдь не означает предложения ввести парламентскую или иную систему. Проблематично, что достоинства этих форм будут реализованы в российских условиях, к тому же, сами эти формы не лишены недостатков.

В политологии обращается внимание и на такое достоинство формы правления современной России, как ее соответствие определённой общественной формации, при этом отмечается, что уровень ее институционализации не является низким. В пояснение к этому подчеркивается, что после 1993г. в стране не было ни конституционного кризиса, ни дисфункции или паралича власти, ни делегитимации государственной системы в целом. Вопреки печальным прогнозам 1993г. форма правления продемонстрировала высокую живучесть и, несмотря на очевидные дефекты, выстояла, сохранила свою работоспособность, стала определенным стабилизатором государства и политической системы в целом. Адаптивность российской системы правления проявилась и в том, что она осталась прежней при смене политического лидера и правящих элит. Отмечается, что российская форма правления адаптировалась к изменениям среды и политического курса.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что форма правления Российского государства приближена к близкой по своим типологическим характеристикам модели организации государственной власти, квалифицируемой как президентская форма правления.

Вместе с тем, сохраняющие принципиальные отличия от этой модели государственного устройства, указывает на несовпадение конституционно установленной формы правления с типологическими характеристиками президентарной формы правления. С учетом этого, представляется обоснованным мнение российских ученых, квалифицирующих форму правления Российского государства квазипрезидентской республикой, или субпрезидентской, то есть близкой (сходной) по своему значению с президентской формой правления. Сформулированный в начале 2000-х гг. этот вывод, думается, остается наиболее точным в оценке организации государственного устройства современной России. Представляется, что и в практическом значении вывод о президентальной форме правления в современной России является перспективным, в наибольшей мере отвечающим практике российского конституционализма.

  • Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном мире / Государство и право. 1994. № 1.С. 23.
  • Варнавский А.Г. Форма правления современного Российского государства как объект Конституционного регулирования// Журнал социально-экономические явления и процессы, 2011, №1-2

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

  • - как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
  • - как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
  • - как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • - в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются:

  • А) монархические (единоличные, наследственные);
  • В) республиканские (коллегиальные, выборные) Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 2005г..

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

  • - существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
  • - наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • - представительство государства монарха по своему усмотрению;
  • - юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества.

При феодализме она стала основной формой государственного правления.

В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится:

  • а) абсолютную
  • б) ограниченную (парламентскую)
  • в) дуалистическую
  • г) теократическую
  • д) парламентскую

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

По формуле Петровского воинского устава - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок представительных сословных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, однако по - сей день имеет принудительную направленность.

В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

  • - правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • - лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
  • - в законодательной, исполнительной и судебной системах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  • - законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • - правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг.), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

  • - существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • - выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • - осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
  • - юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • - обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства:

  • а) парламентарные
  • в) президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер - министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет исполнительную верховную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

  • - внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
  • - ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
  • - более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как, правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001г..

В России же при подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти. Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей:

Во-первых , наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент);

Во-вторых , налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом;

В-третьих , уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыи сравнительно-правового анализа)//Государство и право. 2003г. №10..

Порядок, в соответствии с которым осуществляется организация и взаимодействие высших органов страны (форма правления), в России устанавливается с учетом различных факторов. Наиболее существенными из них следует назвать уровень политической и соотношение социальных и политических сил и прочие.

В связи с особой обстановкой перехода к рыночной экономике, форма правления в современной России - президентская республика. Следует при этом сказать, что этот порядок обладает своими особенностями.

Так какая форма правления в России?

Необходимо в первую очередь отметить, что вместе с признаками, которыми обладает президентская республика в традиционном понимании (в частности, при наличии президентского контроля над правительственной работой), этот порядок обладает некоторыми чертами Эти черты состоят в том, что Госдума может выражать недоверие Правительству, при том, что окончательное решение по этому поводу принимает Президент.

Одной из основных проблем считается территориальная организация госвласти. Задача состоит в поиске и укреплении оптимального соотношения между сферами деятельности власти на федеральном уровне, главным образом, в обеспечении целостности территории, единства страны и стремлением ряда регионов и областей к большей самостоятельности.

Россия представляет собой уникальное государство, и форма правления в России строится, главным образом, на договорном конституционном правовом фундаменте. В качестве механизма самостоятельной настройки и регулирования федеративных взаимоотношений выступают договоры двустороннего характера между и органами госвласти. Следует сказать, что по числу субъектов РФ находится на первом месте в мире.

Децентрализация и увеличивающаяся самостоятельность регионов уравновешивается базовыми принципами, которые отражены в Конституции. Эти принципы гарантируют равноправие всех членов Федерации, незыблемость целостности территории страны, единство основ, составляющих

Форма правления в России предусматривает защиту свобод и прав граждан. В конституционных основах отражено верховенство федерального закона, а также указано на недопустимость совершения действий, каким-либо образом направленных на изменение статусов субъектов в одностороннем порядке.

Конституционно в стране разграничены предметы ведения органов госвласти на три категории: предметы, составляющие совместное ведение субъектов и Федерации, отдельное ведение и Федерации, и субъектов.

Для гармонизации федеральных взаимоотношений необходима гибкая политика межнационального согласия. Для этого разрабатывается определенная концепция политики страны, предусматривающая урегулирование и предотвращение конфликтов на различном уровне.

Российская Федерация представляет собой республику смешанного типа, поскольку формирование Правительства РФ осуществляет Президент РФ с участием Государственной Думы. Президент по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Однако Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы.

Республиканская форма правления в России имеет особенности по сравнению с типичными формами президентской и парламентской республик. “Гибридный” характер новой формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы российского государства, социально-политических и социально-экономических условий проведения реформ. Сочетая черты президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет большинство компонентов дуалистического режима с доминированием президента в системе органов государственной власти. 2

Общими признаками республиканской формы правления являются:

существование единоличного и коллегиального главы государства;

выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

обязательность решений верховной государственной власти2

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

парламентарные

президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту.3

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов4.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер - министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.4

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.5

Наиболее характерные черты президентской республики:

внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. В России президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров. Президент наделяется и другими важными полномочиями: как, правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

Президент РФ - глава государства (статья 80 Конституции РФ).

Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

В соответствие с этими характеристиками РФ можно определить как смешанную (полупрезидентскую) республику..

Форма государственного правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением.

Выделяют две основные формы правления:

1. Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть, как правило, по наследству.

Вся полнота власти принадлежит монарху, т.е. от него зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса, он принимает решения от своего имени, может образовать и упразднить любые органы и т.д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет. Монарх пользуется титулом (король, царь, император и т.д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи. Монарх получает власть, как правило, по наследству. Пребывание у власти каким-либо сроком нет ограничено.

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают:

- абсолютную (неограниченную) монархию – сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочиям монарха не существует.

- ограниченную монархию - власть монарха ограничена и законодательно и существованием представительного органа. В зависимости от того насколько ограничена власть монарха выделяют:

А) дуалистическую монархию – здесь уже проведен принцип разделения властей: ц монарха остается исполнительная власть, а законодательная в принципе принадлежит парламенту. Монарх осуществляет исполнительную власть через назначаемое им правительство. Монарх имеет право абсолютного вето и право роспуска парламента, может издавать чрезвычайные указы, заменяющие или отменяющие указы, однако он вынужден считаться с парламентом.

Б) парламентарную монархию – власть монарха ограничена практически во всех сферах деятельности. Монарх играет в основном представительную роль, является «символом нации». Законодательная власть принадлежит парламенту. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. Монарх не может отклонить того или иного члена правительства, если она прошла через парламент. Без подписей главы правительства или министра указы, изданные монархом, юридической силы не имеют.

2. Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществляется выборными органами.

Источником власти в республике является народ, который через определенные промежутки времени избирает высшие представительные органы государства (народный суверенитет). Народом избирается высший законодательный орган – парламент и в некоторых случаях – президент. Все другие высшие органы государства формируются этими представительными органами. Полномочия высших выборных органов ограничены определенным сроком. Проведен принцип разделения властей.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают:

- парламентскую республику – сильная законодательная власть, а исполнительная власть подчинена ей. Здесь верховенство парламента, осуществляющего законодательную власть. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Может быть предусмотрена должность президента, но он не имеет широких полномочий и в своей деятельности зависит от правительства. Значительное место занимает глава правительства – премьер-министр (федеральный канцлер) – его избирает парламент. Правительство формируется лидером победившей на выборах партии и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

- президентскую республику – президент занимает в государственном аппарате очень значительное место. Законодательная власть принадлежит высшему представительному органу – парламенту, который издает законы, а исполнительная – правительству. Парламент не формирует исполнительную власть, а последняя не несет перед ним ответственности. Президент является главой государства и главой исполнительной власти, он самостоятельно назначает министров и формирует правительство. Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом за свою деятельность. Президент избирается всенародным голосованием.

- смешанную республику – сочетаются элементы президентской и парламентской республик. Существует сильный президент, избираемый народом, который является главой исполнительной власти и руководит правительством. Но в формировании последнего в обязательном порядке принимает участие парламент.

В России преобладает смешанная (полупрезидентская) форма государственного правления. Признаком является то, что конституция устанавливает возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня.

13. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Форма государственного устройства в РФ

Форма государственного устройства - это элемент формы государ­ства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий опре­деленные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия государственное устройство харак­теризуется с точки зрения распределения власти в центре и на мес­тах.

В зависимости от этого критерия различают следующие формы:

I)унитарную - простое, единое государство, части которого явля­ются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, на­пример, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отноше­ния осуществляют центральные органы, которые официально представ­ляют страну на международной арене. Монопольным правом налогооб­ложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т. п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются ши­рокой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;

2) федеративную - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органа­ми и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по тер­риториальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, ко­торая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенци­ей союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совме­стной компетенцией союза и его членов). В настоящее время в мире существуют 24 федеративных государства.

3)конфедерацию - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих це­лей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует об­щий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рам­ках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные об­разования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815-1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объе­динения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства, в истории име­ли место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Импе­рии (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, ведет к потере слабого, может сопровождаться его оккупацией.

В России форма государственного устройства федерация, построенная по национально-территориальному принципу. В состав РФ входят 84 субъекта (Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ прекращают существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 января 2008 года)

республик - 21

областей - 47

города федерального значения - 2

автономные области - 1

автономные округа - 5




Top