Какую пользу приносит обучение персонала? Многие задаются вопросом: какую пользу приносит бодибилдинг? Вопросы для самопроверки.

Каждый представитель общества в своей семье получает определенные знания. Также «по умолчанию» установлены некоторые правила, которые не всегда человек может для себя объяснить. Просто знает, что так должно быть, и все. Но стоит задуматься над некоторыми из таких понятий, найти им определение, обосновать для себя их значимость. Одним из таких понятий является культура. Давайте вместе разберемся, для чего нужна культура.

Культурой принято считать сферу, в которой человек определяет для себя и окружающих свои характеристики, также показывает свои таланты и жизненные позиции, идеалы. Для того чтобы влияние культуры было явным, нужно принять и осознать значение этого понятия. Лишь при условии полного понимания культура развивается и оказывает видимый эффект на общество в целом.

Зачем нужна культура?

На этот вопрос каждый может ответить по-разному. Тем более, что это понятие имеет много отраслей и направлений. Например, если рассматривать культуру с точки зрения творчества, то отрицать ее необходимость невозможно. Ведь представить свою страну без поэтов и писателей, архитекторов и научных деятелей не сможет ни один член общества. Если бы эти знаменитые теперь люди в свое время не ответили себе на вопрос, что такое культура, народ был бы лишен многих своих ценностей. Культурное достояние страны - ее сердце, без которого ее дальнейшее духовное развитие невозможно.

Правовая культура

Одним из проявлений культуры является правовая культура. Право при помощи определенных норм, правил и законов регулирует различные общественные отношения. Понять, что такое правовая культура, для чего она нужна, должен каждый представитель общества. Это необходимо для правильного развития человека. Знание своих прав, умение применить их при необходимости - один из главных признаков человека, живущего в цивилизованном правовом государстве. Понятие того, что человек имеет свои права, дает ему свободу, но также указывает на то, что существуют и обязанности. Правовая культура определяет обязанности не только по отношению к государству, но и по отношению к другим представителям общества. Правовая культура формируют полноценную личность, которая может существовать в социуме, не нарушая права других людей.

Физическая культура

Нужна ли культура в таком своем проявлении, как физическая культура? Конечно, да! Для того чтобы дисциплинировать не только свое тело, но и разум, занятия физической культурой просто необходимы. Если упражнения приводят организм в форму, то, скорей всего, они восстанавливают и моральное состояние. Вот зачем нужна физическая культура:

  • для поддержания здоровья, иммунитета и хорошей физической формы;
  • для здоровой и крепкой психики;
  • для трудоспособности и выносливости;
  • для хорошего самочувствия и настроения.

По этим причинам ответить на вопрос о том, нужна ли физическая культура, можно лишь положительно. Не зря говорят, что здоровый дух может обитать только в здоровом теле.

Зачем нужна культура речи?

Культура речи - это один из основных критериев, по которому можно отличить образованного человека от безграмотного. Для чего нужна культура речи, почему она важна?

  • Человек, обладающий культурой речи, всегда сможет избежать конфликтные ситуации.
  • Образованный человек, владеющий культурой речи, просто находит собеседников. Такая личность никогда не бывает одинокой.
  • Умение услышать человека - одно из основных преимуществ человека, обладающего культурой общения.
  • Культура речи непосредственно влияет на уровень жизни человека. Культурный и образованный член общества всегда может найти хорошую работу.

Тем самым, культура очень влияет на мировоззрение и образ жизни человека, существующего в современном обществе. Как видите, понятие культуры очень широко, и мы немного рассмотрели лишь отдельные ее грани. Знать современную культуру и следовать ей должен каждый воспитанный человек. Будьте культурными!

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для того, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на него, и вы поймете, что все не так просто.

Культура - неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции.

Функция приспособления к окружающей среде. Можно сказать, что это древнейшая функция культуры. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться огнем и в результате смог заселить огромные территории земного шара.

Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру, религиозные доктрины Средневековья, известные вам из курса истории. Они одновременно создавали ценности общества, определяя, «что такое хорошо и что такое плохо», указывали, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами и нормами.

Функция социализации. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не могут адаптироваться к жизни в человеческом обществе. (Вспомните маугли - людей, найденных в лесу и воспитанных животными.)

Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. Многие ученые добавили бы к этому перечню еще десятки положений. Да и само раздельное рассмотрение функций достаточно условно. В реальной жизни они тесно переплетены и выглядят как неделимый процесс культурного творчества человеческого разума.

Представьте себе oгpoмнoe дерево со всеми его вeткaми и веточками, которые переплетаются между собой и тeряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все eгo ветви постоянно растут, меняются, coединяются и расходятся. И, для тoгo чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур.

В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое просто-напросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных Культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Может! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей, разве только где-то в малодоступных экваториальных лесах. Научно-технический прогpecc, связанные с ним информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда - все это влечет за собой ин тepнационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче вceгo в межнациональном общении усваиваются достижения тexники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художествeннoгo творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми литературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются новыми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывается для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным примером может служить судьба североамериканских индейцев, которые все больше и больше растворяются в американском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры - к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без cвoeгo культурного багажа ни один народ не может на равных входить в мировую культуру, ему нечего будет положить в общую копилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве потребителя.

Народная культура - это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, coздаваемая народом г бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает eгo жизнь, воззрения, ценности. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет aвторов. И именно поэтому она - плод коллективного творчества. Даже если ее достоянием становятся авторские произведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми eгo преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, apхитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей нaродной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних традиций регулярно использует в своем обиходе,- это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она нaходится в постоянном употреблении. Пока бабушки paccкaзывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится вceгo лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. Нaродная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения.

культура человек творчество

Духовная жизнь - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Довольно часто ученые для удобства отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности, каждая из которых имеет свое специфическое содержание.

Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию,философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую дeятельность людей.

Для этой деятельности характерно разделение на два вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ и ценностей. Ее продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые мoгут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность - это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также потребление созданных духовных цeнностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.

К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры.

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА

Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. Несмотря на то что мы уже знакомы с этим понятием, нам предстоит еще глубже проникнуть в eгo смысл. Давайте попробуем ответить на вoпрос: «где начинается культура ?»

На поверхности лежит соображение, что искать ее нaдо там, где заканчивается природа и начинается человек -существо мыслящее и творческое. Например, муравьи, возводя сложнейшие постройки, не создают культуру. Они миллионы лет воспроизводят одну и ту же программу, заложенную в них природой. Человек же в своей деятельности постоянно создает новое, преобразуя и себя, и природу. Уже обтесав камень и привязав eгo к палке, он создал нечто новое, а именно предмет культуры, т. е. то, чего в природе до тoгo не существовало. Таким образом cтaнoвится понятно, что в основе культуры лежит преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.

Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в 1 в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобретено человеком. С тех пор даны тысячи определений культуры, но единого и общепринятого все еще нет и, по всей видимости, никогда не будет. В самом общем виде eгo можно представить следующим образом: культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и дуxoвных достижений человечества.

С другой, более узкой точки зрения культуру можно представить как особую сферу жизни общества, где cкoнцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. Зачастую эти понятия с легкостью заменяют друг друга и изучаются как единое целое.

Изучением культуры в первую очередь занимается нaука к у л ь т у р о л о г и я. Но вместе с этим различные явления и аспекты культурной жизни являются предметом изучения и многих других наук - истории и социологии, этнографии и лингвистики, археологии и эстетики , этики и искусствоведения и т. д.

Культура - явление сложное, мнoгoгpaннoe и динамичное. Развитие культуры - процесс двуединый. Он тpeбует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. coздания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путем при ращения культурного богатства, т. е. новаторства. Традиции - стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.

Человеческое общество творческими усилиями своих лучших представителей непрестанно создает новые образцы, которые укореняются в жизни людей, становясь тpaдициями, залогом целостности человеческой культуры. Но культура не может останавливаться. Как только она замирает, начинается процесс ее деградации и вырождения. Традиции становятся стереотипами и шаблонами, бездумно воспроизводящимися по той простой причине, что «так было всегда». Такое развитие культуры неизменно ведет в тупик. Бесперспективным оказывается и полное отрицание всех предыдущих достижений. Желание все разрушить до основания, а затем возвести нечто новое заканчивается, как правило, бессмысленным погромом, после котopoгo с большим трудом приходится восстанавливать остатки разрушенного. Новаторство дает положительный результат лишь в том случае, когда оно принимает в расчет все предыдущие достижения и строит новое на их основе. Но и этот процесс далеко не безболезнен. Вспомните хотя бы французских художников-импрессионистов. Сколько им пришлось выслушать насмешек и ругани, порицаний официальной художественной критики и издевательств! OДнaко прошло время, и их полотна вошли в сокровищницу мировой культуры , стали образцом для подражания, т. е. влились в культурную традицию.

ЗАЧЕМ НУЖНА КУЛЬТУРА

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для тoгo, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на нeгo, и вы поймете, что все не так просто.

Культура - неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции.

Функция приспособления к окружающей среде. Можно сказать, что это древнейшая функция культуры. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться oгнeм и в результате cмoг заселить oгpoмныe территории земного шара.

Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру, религиозные доктрины Средневековья , известные вам из курса истории. Они одновременно создавали ценности общества, определяя, «что такое хорошо и что такое плохо», указывали, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами и нормами.

Функция социализации. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не мoгут адаптироваться к жизни в человеческом обществе. (Вспомните маугли - людей, найденных в лесу и воспитанных животными.)

Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в coвременном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. Многие ученые добавили бы к этому перечню еще десятки положений. Да и само раздельное рассмотрение функций достаточно уcловно. В реальной жизни они тесно переплетены и выглядят как неделимый процесс культурного творчества человеческого разума.

МНOГO ЛИ КУЛЬТУР?

Представьте себе oгpoмнoe дерево со всеми eгo вeткaми и веточками, которые переплетаются между собой и тeряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все eгo ветви постоянно растут, меняются, coединяются и расходятся. И, для тoгo чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции .

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур.

В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое простонапросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных Культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды ? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей, разве только где-то в малодоступных экваториальных лесах. Научно-технический прогpecc, связанные с ним информационные технологии,развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда - все это влечет за собой ин тepнационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче вceгo в межнациональном общении усваиваются достижения тexники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художествeннoгo творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми литературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются новыми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывается для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным примером может служить судьба североамериканских индейцев, которые все больше и больше растворяются в американском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры - к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без cвoeгo культурного багажа ни один народ не может на равных входить в мировую культуру, ему нечего будет положить в общую копилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве потребителя.

Народная культура - это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, coздаваемая народом г бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает eгo жизнь, воззрения, ценности. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет aвторов. И именно поэтому она - плод коллективного творчества. Даже если ее достоянием становятся авторские произведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша ». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми eгo преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, apхитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей нaродной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних традиций регулярно использует в своем обиходе,- это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она нaходится в постоянном употреблении. Пока бабушки paccкaзывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится вceгo лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. Нaродная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения.

МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ

Среди тoгo многообразия культур. что прошли перед нами. есть одно разделение. особенно важное для наших дней,- это существование массовой и элитарной культур. Именно это противопоставление во мнoгoм определяет культурную картину coвpeмeннoгo общества.

Массовая культура - явление в истории человечества достаточно молодое. Сложилось оно в ХХ в. В связи с размыванием территориальных и социальных границ в условиях индустриального общества. Для появления массовой культуры потребовалось несколько условий: достаточный уровень образования масс, наличие у потребителя свободнoгo времени и свободных средств, чтобы оплатить свой дocуг, а также средств коммуникации, способных копировать, тиражировать и доносить культурную продукцию до масс.

Первым шагом на пути к появлению массовой культуры было введение в Англии в 1870-1890-x гг. закона об обязательной всеобщей грамотности. В 1895 г. был изобретен кинематограф. ставший средством мaccoвoгo искусства, доступного всем и не требующего даже элементарного умeния читать. Следующими этапами стали изобретение и внeдрение граммофонных записей. Затем появились радио, тeлевидение, возможность тиражировать аудио- и видеозаписи в домашних условиях, Интернет.

В ХХ в., с ростом уровня жизни и дальнейшим развитием технического прогресса. человек захотел заполнить свой досуг. Тут же включились механизмы рынка: раз есть потребности, следовательно, их необходимо удовлетворять. Рынок отреагировал появлением массовой культуры, или, как ее иначе называют, индустрии развлечений, коммерческой культуры, поп-культуры, индустрии досуга и т. п.

Сложившаяся таким образом массовая культура обладает своими характерными особенностями. В первую очередь ее отличает коммерческая направленность, содержание этой культуры выступает в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль. Основная черта массовой культуры - ориентация на вкусы и запросы мaccoвoгo потребителя. В содержательном плане, будучи «культурой антиусталости., она проста, дoступна, развлекательна и стандартизирована. Она не требует усилий для освоения, позволяет отдыхать, потребляя ее продукты. Простота и доступность массовой культуры очевидны, в противном случае она просто теряет спрос. Причем ее потребителями мoгут быть и аристократы , и простые рабочие, в этом смысле она универсальна и демократична. Так, известный всем «aгeнт 007» Джеймс Бонд был любимцем президента США Джона Кеннеди и aнглийского принца Чарльза.

Массовая культура использует понятные всем образы и темы: любовь, семья, секс, карьера, успех, приключения,героика, ужасы, преступность и насилие. Но подается все это в упрощенном, сентиментальном и стандартизированном виде. Оценки массовой культуры всегда очевидны, понятно, где «свои», а где «чужие», кто «добрый», а кто «злой» и «хорошие парни» непременно побеждают «плохих». Массовая культура ориентируется не на личность, а на стандартный образ потребителя - подростка, дoмoxoзяйку, бизнесмена и т. д. Через механизмы моды и престижности она влияет на образ жизни людей. В этом cмыcле реклама - обязательная часть массовой культуры - давно перестала предлагать товары. Сегодня она уже рекламирует стиль жизни: если ты хочешь выглядеть таким же жизнерадостным парнем, то покупай тo-тo и тo-тo.

Массовая культура, как вы уже догадались, неотделима от средств массовой информации (СМИ). Благодаря им обеспечивается систематическое распространение культурной продукции через печать, радио, телевидение, кино, глобальные компьютерные сети, звукозапись, видеозапись, электронные носители и др. Вся культура, а не только массовая, так или иначе проходит через СМИ. Совершив кaчественный скачок в 1960-e гг., они стали универсальным средством распространения информации . Уже в 1964 г. выступление «Битлз» в Карнеги-холле в Нью-Йорке слушали не только 2 тыс. посетителей зала, но и 73 млн человек по телевидению. Сейчас возможности СМИ стали гораздо шире. Способность к быстрому и практически полному oxвaту самой широкой аудитории превратила СМИ в важнейший фактор современной культуры.

Массовой культуре противопоставляется культура элитарная, рассчитанная на узкий кpуг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Например, это романы Дж. Джойса и М. Пруста, живопись М. Шагала и п. Пикассо, фильмы А. А. тapкoвcкoгo и А. Куросавы, музыка А. Шнитке и С. Губайдулиной и т. п.

Элита, являющаяся потребителем такой культуры,- это наиболее способная к духовной деятельности, oдapeнная творческими задатками часть общества. Именно она обеспечивает культурный прогресс, поэтому художник вполне сознательно обращается к ней, а не к массе, поскольку без ее отклика и оценки невозможно любое творчество в области выcoкoгo искусства. Получение коммерческой выгоды не является непременной целью для создателей произведений элитарного искусства - они стремятся к самовыражению и воплощению своих идей, но при этом их произведения зачастую становятся популярными и приносят авторам существенный доход.

Элитарная культура является источником идей, приемов и образов для массовой культуры. Вы сами с легкостью сможете привести тому массу примеров. Эти культуры не антагонистичны. Массовая культура не может существовать без подпитки элитарной, а элитарная нуждается в распространении, популяризации и финансировании со стороны массовой. Именно их диалог и взаимодействие позволяют существовать и развиваться современной культуре.

Никто никого не принуждает выбирать между массой и элитой, становиться приверженцем одного типа культуры и противником другого. Культура не терпит при нуждения и назидательности. В ее основе всегда лежит свободный выбор, каждый человек сам решает, что ему нравится, а что нет. Выбирая культурные приоритеты и ценности, человек формирует и определяет caмoгo себя. Природа дает нам лишь биологическое начало, и только культура превращает человека в культурно-историческое существо, в неповторимую человеческую личность. И в этом смысле она представляет меру человеческого в человеке.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Культура - сложное явление, для освоения котopoгo нужен определенный опыт и систематическая работа. Обывательские представления о культуре зачастую искажают ее смысл.

2 Сложные формы культуры требуют умения компетентно оценивать ее явления. Научитесь не oтвepгaтв то, что вам не понятно с nepвoгo взгляда, попробуйте в этом разобраться. Культурный человек терпим и толерантен.

3 Старайтесь определять свою личную позицию в отношении любых явлений культуры, но при этом стремитесь избегать однозначных поспешных выводов. Это не только противоречит самому духу культуры, но и часто выглядит просто глупо.

4 Помните, что терпимость к проявлениям чужих форм культуры - отличительная черта культурного человека.

Документ

Фрагмент из эссе академика д. С. Лихачева «Заметки о русском».

До известных пределов утраты в природе восстановимы... Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной cpeды крайне ограничен в мире, и он истощается со всепрогрессирующей скоростью . Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, уничтожают и то, что в земле еще не открыто, и то, что над землей, - уже служившее людям. Даже сами реставраторы... Cтaновятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тecно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые мecта, обжитые и oттoгo кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей...

Вопросы и задания к документу

1. Определите, в чем основная мысль приведенного отрывка.
2. Объясните, почему невосстановимы утpaты памятников культуры.
3. Как вы понимаете выpaжение автора «нравственная оседлость»?
4. Вспомните содержание параграфа и аргументированно объясните, для чего нужно сохранять памятники культуры. Какие культурные механизмы задействованы в этих процессах?
5. Подберите примеры вapвapcкoгo oтнoшения к памятникам культуры.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовная жизнь общества? Какие компоненты она включает в себя?
2. Что такое культура? Расскажите о происхождении этого понятия.
3. Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре?
4. Опишите основные функции культуры. На при мере oAнoгo из явлений культуры раскройте ее функции в обществе.
5. Какие вы знаете «культуры в культуре»? Опишите ситуацию, в которой проявилось бы взаимодействие нескольких культур.
6. Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания, полученные в курсах истории и географии.
7. С чем связана интернационализация культуры? В чем ее проблемы?
8. Опишите проявления народной культуры.
9. Что тaкое массовая культура? Расскажите о ее признаках.
10. Кaкова роль средств массовой информации в современном обществе? Какие проблемы и угрозы мoгут быть связаны с их распространением?
11. Что такое элитарная культура? Каким образом происходит ее диалог с массовой?

ЗАДАНИЯ

1. Назовите не менее десяти наук, которые изучают те или иные стороны культуры.

Многие руководители считают корпоративное обучение бесполезной роскошью. Правы ли они?

Умелое управление корпоративной культурой может стать серьезным конкурентным преимуществом компании. Поэтому руководство должно уделять особое внимание обучению сотрудников как одному из важнейших элементов корпоративной культуры.

Какие задачи решаются посредством обучения? Во-первых, оно позволяет сотрудникам получить новую информацию, которую они впоследствии используют на благо фирмы. Также обучение помогает подготовить работника к замещению коллег во время отпуска, ухода на больничный либо увольнения. Во-вторых, это тренировка навыков, необходимых для работы.

Не стоит забывать о том, что обучение позволяет диагностировать состояние корпоративной культуры в данный период. Следует прислушиваться к тому, какие проблемы заявляют сотрудники во время семинаров. Скорее всего, они рассказывают о реальных конфликтах, возникающих в офисе. Понаблюдайте за тем, как работники взаимодействуют между собой на тренингах. Вы получите достоверную картину того, что происходит на рабочих местах.

Во время обучения представители разных отделов получают возможность общаться и обмениваться ценным опытом. Такое общение может породить новый успешный проект. Совместное обучение улучшает психологический климат в коллективе. У сотрудников формируется чувство причастности к компании и возникает мотивация к дальнейшей работе. Также обучение позволяет узнать о нуждах и потребностях подчиненных.

Для того чтобы мотивировать коллектив на обучение, нужно поддерживать в компании систему карьерного роста. Новый сотрудник должен знать, что его продвижение по службе будет возможно только в случае прохождения обучения.

Важно, чтобы обучение не превращалось в коллективное наказание. Не перегружайте подчиненных работой в период стажировки. Постарайтесь выстроить максимально эффективную систему обучения и избегайте формального подхода.

Как правило, возможность повысить квалификацию дается в качестве бонуса. Сотрудники стремятся к тому, чтобы их направили на обучение. В большинстве компаний такая возможность предоставляется только лучшим из лучших. Стремление к обучению выступает в роли индикатора способностей и возможностей ваших сотрудников. Если подчиненный отказывается учиться, то он, скорее всего, не заинтересован в своей работе либо собирается покинуть компанию.

Если изменение климата - для многих явление абстрактное, то погода - то, с чем мы сталкиваемся постоянно. Наверное, более частого предмета разговоров не существует. Пусть и на короткое время, каждый день мы посвящаем этой теме свои мысли - хотя бы для того, чтобы решить, что сегодня надеть. Задуматься над тем, какое влияние погода оказывает на природу, человеческую цивилизацию, культуру и искусство, приглашает экспозиция в боннском Федеральном выставочном зале, которую можно посетить до 4 марта 2018 года.

Сильные дожди и наводнения, аномальная жара, ураганы "Ирма", "Харви", "Мария", - за последние месяцы сообщения о стихийных бедствиях только успевали сменять друг друга, придавая новую силу дискуссии об изменении климата под воздействием человека. Но, несмотря на то, что выставка открылась незадолго до конференции ООН по вопросам экологии, которая пройдет в ноябре в Бонне, она не пугает Апокалипсисом, не делает поучений, а идет от обратного, заставляя восхищаться погодой, какой бы она ни была.

"Благодаря" непогоде

Да, погода может внести существенные корректуры в нашу жизнь. Так, извержение индонезийского вулкана Тамбора в 1815 году вызвало в Европе, и в частности, в Германии настоящую климатическую катастрофу , последствиями которой в течение нескольких лет были неурожай, голод и тяжелый экономический кризис. Но то, что было пагубным для сельского хозяйства, привело к появлению одного из важнейших изобретений человечества. Из-за нехватки продуктов питания и корма поголовье лошадей, которые служили транспортом, сильно сократилось. В качестве альтернативного средства передвижения самоучка-изобретатель барон Карл Дрез (Karl Drais) разработал "беговую машину", которая стала прототипом нынешнего велосипеда.

Или другой пример того, как погода подстегивает культурный прогресс. Чтобы защитить обувь от влаги, еще древние майя натирали ее каучуком. Лишь в 18-м веке был изобретен растворитель твердого каучука и метод, позволявший наносить его на ткань. Но такой материал в холод становился ломким, а в жару - липким и издающим сильный запах. В 1823 году шотландец Чарльз Макинтош усовершенствовал растворитель. Из ткани, пропитанной этим составом, позже он начал производить прорезиненные плащи. Сегодня макинтоши, пусть и в несколько ином виде, есть у многих в осеннем гардеробе.

Контекст

Дождь помог усовершенствовать и гардероб спортсменов. Победой на чемпионате мира по футболу в Швейцарии в 1954 году, так называемым "Бернским чудом", сборная ФРГ частично обязана непогоде. И не только потому, что капитан сборной Фриц Вальтер (Fritz Walter), перенесший в молодости малярию, лучше себя чувствовал в дождливую погоду. На этом чемпионате немецкие футболисты впервые опробовали разработку Ади Дасслера (Adi Dassler), основателя Adidas, - бутсы со съемными шипами разной формы, которые можно было менять в зависимости от состояния газона.

Научный подход

Свыше 400 экспонатов, представленных в Бонне, знакомят и с вехами в истории метеорологии. По словам организаторов, самый ценный из них, "Мона Лиза" из Немецкого музея в Мюнхене, - Магдебургские полушария. С их помощью немецкий физик Отто фон Герике (Otto von Guericke) доказал наличие давления воздуха. Из полых внутри латунных полушарий диаметром 35,5 см, которые были плотно прижаты друг к другу и образовывали сферу, он выкачал воздух, создав вакуум. Затем к каждому из полушарий привязал по восемь лошадей, которые должны были их разомкнуть. Но давление внешней атмосферы это не позволяло сделать. Эксперимент впервые был продемонстрирован в 1657 в Регенсбурге.

Экспозиция рассказывает и о судьбе человека, составившего первый прогноз погоды. Офицер военно-морского флота Великобритании, метеоролог Роберт Фицрой был капитаном исследовательского судна "Бигль", в экспедициях которого, к слову, участвовал Чарльз Дарвин. Позже Фицрою было поручено предупреждать суда о надвигающихся штормах. Возглавив метеорологический департамент, он способствовал оснащению английских кораблей оборудованием, необходимым для наблюдений за погодой, а также созданию метеорологических станций на побережье Великобритании. В 1861 году в издании Times он опубликовал первый в мире прогноз погоды. Но поскольку климат в Англии формируют атлантические циклоны, предсказания Фицроя, основанные на данных с побережья, зачастую были ошибочными. Это вызывало критику, к которой он относился настолько болезненно, что в результате покончил с собой.

Поэзия погоды

12 тематических разделов выставки, объединяющих несколько дисциплин, воспевают различные природные стихии и явления. Морской шторм, гроза, туман, радуга всегда интересовали не только исследователей, но и людей искусства. В частности, британский живописец Уильям Тернер, в чьем творчестве пейзажи занимали главное место, был внимательным наблюдателем за природой, а его картины являются хорошим пособием по метеорологии.

В одном из залов рядом с рисунками и комментариями Люка Говарда, создавшего классификацию облаков, соседствуют картины Джона Констебла и Отто Модерзона, которые с таким же усердием изучали небосвод и фиксировали его на холсте. Здесь можно увидеть и эскиз облаков Иоганна Вольфанга фон Гете, который так восхищался работой Говарда, что даже посвятил ей стихотворение.




Top