Калинин анатолий вениаминович день информации. Донской писатель анатолий калинин

Анатолий Вениаминович Калинин

Калинин Анатолий Вениаминович (р. 9.08.1916), писатель. Родился в станице Каменская, ныне Каменск-Шахтинский, в семье учителя. С 1932 работал в газетах Дона, Кубани, Кабарды. В 1941 вышла повесть Калинина «Курганы». Героической борьбе русского народа с немецко-фашистскими захватчиками посвящены повести «На юге» (1944), «Товарищи» (1945) и роман «Красное знамя» (1945), вобравший в себя эти повести. В послевоенное время выходят очерки Калинина - «Неумирающие корни» (1947), «На среднем уровне» (1954), «Лунные ночи» (1955) и др., поднимающие насущные вопросы развития сельского хозяйства. В романе «Суровое поле» (1958) на фоне событий Великой Отечественной войны, событий в Венгрии, послевоенной жизни донской деревни раскрываются судьбы двух поколений русской семьи. Роман носит откровенно полемический характер. Автор утверждает в нем мысль о необходимости доверия к людям, веры в них. В 1961-1974 опубликована повесть «Цыган», в 1963 - повесть «Эхо войны», в которой события предвоенных и военных лет тесно переплетены с современной жизнью, судьбами людей. В повести содержится страстная критика собственнической психологии, исследуется феномен предательства и, как в Евангельском сказании, главной причиной зла называется своекорыстие, желание сохранить и преумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Писатель XX века

Калинин Анатолий Вениаминович - прозаик, поэт.

Родился в семье учителей. В годы Гражданской войны отец был членом волостного революционного комитета, участвовал в реквизиции имущества у богатых, налаживал занятия в школах. В раннем детстве мальчик стал свидетелем нападения бандитов на их дом, выручила мать, первая выстрелившая из нагана. Места проживания семьи, всегда связанные с донской землей, обусловили близкое знакомство с бытовым укладом и культурой казачества. Позже Калинин вспоминал: «Если то, что обычно принято называть творчеством, начинается с поиска... гармонии музыки жизни с музыкой слова, то где же впервые и можно было вслушаться в эту гармонию, как не в казачьей песне». Впечатления раннего детства и стиль жизни семьи определили активную жизненную позицию Калинина.

В 12-13 лет Калинин организовал пионерский отряд и стал первым его председателем, писал тексты для отрядной газеты. 16-летний Калинин сотрудничал в новочеркасской районной газете «Знамя Коммуны». Первые художественные публикации (стихи и рассказы) состоялись в краевой газете «Молот», но писатель впоследствии назвал их «плохими и поверхностными».

В 1935 Калинина как способного журналиста пригласили на работу в «Комсомольскую правду». Он был собственным корреспондентом в Армении, Кабардино-Балкарии, на Украине, на Дону. В 1938-39 работает над первым романом «Курганы». А.Серафимович, прочитав его, сказал Калинин: «Ну, здравствуй, молодой Шолохов!» Ориентация на знаменитого земляка была очевидна. Отдельной книгой роман был напечатан в Ростове-на-Дону в 1941.

В 1939 Калинин работает военкором на финском фронте. По заданию редакции берет интервью у М.Шолохова. Неохотно раскрывая финальный замысел «Тихого Дона», которым так интересовался Калинин, в свою очередь Шолохов озабоченно расспрашивал о фронтовых делах. Знакомству суждено было продлиться на долгие годы.

В 1941 Калинин вступает в Коммунистическую партию. В сент. 1941 командируется на Южный фронт как специальный военный корреспондент «Комсомольской правды». Работал Калинин очень плодотворно в разных жанрах: репортаж, очерк, путевые заметки, портрет. Впервые характерный калининский стиль проявился в очерке «Искры над Грозным» (окт. 1942), повествующем о кровопролитных боях под стратегически важным для немцев нефтяным редутом, лишь после взятия которого они должны были развернуть генеральное наступление на Сталинград.

Большую часть своего фронтового пути Калинин прошел вместе с Донским 5-м гвардейским кавалерийским корпусом. Многие герои Калинина впоследствии окажутся так или иначе причастными к этому фронтовому братству.

В 1944 он пишет роман «На юге». В основу романа легли боевые действия, в которых принимал участие казачий корпус. Воинской дружбе посвящен роман «Товарищи» (1945).

В 1946 - переезд Калинина в хутор Пухляковский, работа над злободневными сельскохозяйственными очерками («На среднем уровне», «Лунные ночи», «Неумирающие корни», «В тылу отстающего колхоза», «Братья» и др.). Художественный мир Калинина постепенно заселяется его земляками, порой с реальными фамилиями, их судьбы вплетаются в военную тему. Так, в романе «Красное знамя» (1951), главными героями которого являются казаки, разворачивается широкая панорама военных действий на Южном фронте, жизни на оккупированных территориях, в лагере военнопленных. Последнее переиздание произведения состоялось в 1954.

Проникнут нравственной тревогой роман Калинина «Суровое поле» (1958), органично соединяющий в своей композиции различные временные и пространственные пласты. Современность сочетается с военными ретроспекциями. Среди знакомых уже военных и деревенских персонажей живет писатель Михайлов, чье восприятие и воображение берет на себя сюжетообразующую функцию (прием сродни леоновскому в романе «Вор» - образ писателя Фирсова). Среди многочисленных положительных откликов о романе резко прозвучало осуждение Калинина за «моральную реабилитацию власовщины» в той части романа, где писатель сделал попытку дифференцированно подойти к проблеме вины военнопленных (выступление С.Злобина в журнале «Новый мир». 1959. №3).

В 1963 увидела свет повесть «Эхо войны». Калинин исследует феномен предательства и, как в евангельском сказании, главной причиной этого зла называет своекорыстие, желание сохранить и приумножить свое богатство любым способом, даже ценой предательства. Варвара Табунщикова выдает немцам раненого солдата. Спустя годы после войны настигает Варвару возмездие за совершенный грех - она не выдерживает взгляда матери солдата, погибшего по ее вине, и падает, сраженная параличом. Казалось бы, этот эпизод мог бы стать эффектным концом повести, но Калинин продолжает повествование и рассказывает о том, как тяжело пришлось дочери Варвары - ухаживать за парализованной матерью, выполняя дочерний долг, и сносить при этом попреки окружающих (в первую очередь мужа) за то, что обихаживает «волчицу». Такая разомкнутость сюжета, размытость окончания оказывается сродни мифу.

Преимуществами «разомкнутого» сюжета воспользуется Калинин в серии повестей «Цыган» (1-я ч.- 1961, 2-я - 1968, 3-я - 1969, 4-я - 1974; отдельным изданием - 1975). Фабульные корни этого произведения традиционно для Калинина уходят в военное время, которое во многом предрешает происходящие спустя годы события в жизни героев. Самым ярким достижением романа можно считать запоминающиеся образы главных героев - красивой, исполненной чувства собственного достоинства русской крестьянки Клавдии и благородного, не лишенного романтических черт цыгана Будулая. Высокий накал их зрелой, но трепетной любви делает убедительными самые невероятные хитросплетения сюжета. По 1-й части романа в 1967 был создан художественный фильм «Цыган» (реж. и исполнитель роли Будулая - Е.С.Матвеев). Еще больший зрительский успех имела телевизионная многосерийная версия романа, вышедшая в 1979 под тем же названием (в главных ролях - М.Волонтир и К.Лучко).

Роман «Гремите, колокола!» (1966-67) сюжетно и системой персонажей связан с романом «Запретная зона». В повести «Возврата нет» (1971) невероятные по драматическому накалу события заполняют судьбу по-настоящему красивой внешне и внутренне Антонины Кашириной, женщины, которой выпало пронести на своих плечах нелегкий груз жизни.

Повести «Эхо войны» и «Возврата нет» были удостоены Государственной премии РСФСР за 1973.

В разные годы Калинин написал ряд статей о М.Шолохове, многие из них вошли в сборнике Калинина «Вешенское лето» (1975).

В произведениях Калинина на первый план всегда выходит нравственный мир человека; писатель подчеркивает: «...помимо внешней стороны жизни людей существует таинственно-прекрасная сторона их жизни, скрытая от беглого взгляда. Она-то и есть их главная жизнь» (Карпова В.- С.37).

Е.А.Колесникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 139-141.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Собр. соч.: В 4 т. М., 1982-83;

Из фронтовой тетради: стихи // Огонек. 1976. №19. С.17;

В саду Сайда: поэма // Молодая гвардия. 1982. №6. С.66-92;

По кругу совести и долга: стихи и поэма. Ростов н/Д., 1983;

Звезда над лугом: поэма // Огонек. 1985. №43. С.12-13;

Любя и враждуя: роман. М., 1994, 1998;

Цыган: послесл. к роману // Дон. 1997. №5. С.20-56.

Иван Смоляков. М., 1943;

Тихие вербы. Ростов н/Д, 1950; Красное знамя. 2-е изд., М., 1955;

Суровое поле: Повести и рассказы. М., 1960;

Лунные ночи: Рассказы и очерки. Ростов н/Д., 1960;

Запретная зона: Роман, М., 1962;

Эхо войны, М., 1965.

Литература:

Карпова В.А. Анатолий Калинин. М., 1976;

Шишкина Н.А. От имени сердца: Размышления над страницами книг А. Калинина. Ростов н/Д., 1981;

Воронов В. По кругу совести и долга: О творчестве А.Калинина // Дон. 1984. №2. С.155-158;

Преображающий время / беседу вел А.Тер-Макарьян // Литературная Россия. 1998. №37. С.6;

Остова Т.О. М.Шолохов и А.Калинин // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д., 2001. С.65-67.

Анатолий Вениаминович Калинин родился 9 (22) августа 1916 года в донской столице Каменской (ныне г. Каменск-Шахтинский, Ростовской области). Но тут же семья переехала в хутор Березниковский, где учительствовали тогда отец, Вениамин Александрович, и мать, Евгения Ивановна . А потом – слобода Тарасовская, Миллерово.

В родном доме Калинина не было места мещанскому самодовольству, замкнутости быта. Родители его живо интересовались всем, что происходило в то переломное время. Дом Калининых был одним из оживленных "перекрестков", где встречались интересные люди. Мать Анатолия общалась с семьей революционеров Автономовых в Каменской и в Сулине. Отец Анатолия Калинина в 1918 году и в последующие годы был членом Тарасовского волревкома, участвовал в реквизиции имущества богатеев, налаживал занятия в школах. Мать преподавала и в школе, и в ликбезе, играла в красноармейском и слободском драмкружках.

Время было тревожное, суровое. В эти годы семья отчаянно голодала. Мать ходила по хуторам менять белье, ложки и вилки на муку. В школе, при которой одно время разместился тифозный госпиталь, мать ухаживала за больными. В коридоре на полу кишели вши. Вся семья переболела тремя тифами – сыпным, брюшным и возвратным.

Детские впечатления тех лет разнообразны, драматичны, порою жестоки. "На всю жизнь остался перед глазами самосуд, - рассказывал А. Калинин. – Украл один человек у состоятельных соседей буханку хлеба. И только помню, как я, подстегиваемый звериным детским любопытством, побежал смотреть этот самосуд, увидел этого человека, лежащего вниз лицом на улице, у каменной ограды, и то, как люди подходили к ограде, деловито снимали с нее камни и молча бросали на голову этого человека, - уже раздавленную этими камнями и давно уже превратившуюся в кровавое месиво. Я шарахнулся прочь, побежал – и это уже никогда не будет забыто".

Мальчик видел горящие бараки с больными и ранеными, подожженные при отступлении белыми. Тогда Тарасовка переходила из рук в руки, и учительская семья то уезжала из станицы, то возвращалась вновь. Несмотря на тревоги, голод и болезни, жили в семье Калининых весело. Всегда в доме было людно – учителя, члены Ревкома, - все молодые, голосистые. Здесь часто звучали песни – боевые, революционные и раздольные казачьи. У матери и отца были хорошие голоса и петь здесь любили. Столько в тех песнях было живого и близкого сердцу! Здесь слышал мальчик и рассказы о событиях бушевавшей кругом гражданской войны. Какие образы рождались в душе эти песни и эти рассказы – трудно сказать, но они остались в его памяти навсегда. Не прошли бесследно и впечатления от поездок с отцом. "Отец брал меня с собой в поездки по хуторам – в Колодезный, Каюковский, в Старую станицу, в станицу Митякинскую. Пески… ветряки на выездах из станиц и хуторов, пыльная дорога, летние дожди и орудийный гром, выстрелы…"

Чтобы верно судить о мире детства будущего писателя, надо ясно представлять себе, как близок образ жизни сельских учителей к образу жизни обычной крестьянской семьи. Поэтому помнятся игры с ребятами в садах и степных балках, рыбалки и работа на огороде, и шорох молочных струй по цибарке, когда мать на рассвете доит корову в сарайчике, и звуки эти пробиваются сквозь сон, сквозь дремоту.

В 1924 году семья Калининых переехала в степной городок Миллерово. В 12-13 лет Анатолий стал организатором пионерского отряда и первым председателем его совета. Они создали "живую" газету, для которой Анатолий Калинин писал тексты и сам был режиссером и одним из актеров.

Позже семья переехала в Новочеркасск, "столицу" донского казачества. В эти годы огромных перемен в деревне 16-летний Анатолий многое увидел и узнал. Он ездил с агитколонной по станицам и хуторам, бывал на первых колхозных сходках. Перед ним раскрывается сложная многоликая жизнь русской деревни на великом историческом рубеже. Тогда он начал работать литературным сотрудником районной газеты. Молодой писатель опубликовал свои первые рассказы и очерки в краевой газете "Молот". Также пробовал писать стихи. Рано пришло к Калинину осознание своего призвания, рано была избрана жизненная цель – стать писателем. "Ведь это же так интересно, надо только овладеть музыкой слов, вслушаться в нее, в сочетание этих слов. А знать-то я к этому времени по-настоящему ничего еще и не знал. Только чувствовал. И был покорен этим знанием и музыкой слова у Шолохова, у Маяковского, к которым прибавился Фадеев. Но, конечно же, и у Пушкина, - Толстым, Чеховым, Белинским я зачитывался позднее". Л.Федоров писал: "Почти детский, горячий порыв выразить свою взволнованность миром – только этим можно объяснить раннее рождение писателя…."

Работа молодого журналиста, его одаренность была замечена, и в 1935 году Анатолия Калинина пригласили работать в Москву, в "Комсомольскую правду" – он был собственным корреспондентом в Кабардино-Балкарии, затем в Армении, на Украине, на Дону. В 1938-1939 году, не отрываясь от журналистики, он много времени отдает работе над первым своим романом "Курганы", посвященным колхозной нови в донском казачьем крае. В романе явственно ощущается влияние шолоховской "Поднятой целины". Но и при всей очевидной зависимости от Шолохова нельзя было не заметить талантливости автора "Курганов". "Молодой Шолохов" – так назвал Калинина А.Серафимович. Роман вышел отдельным изданием в Ростове-на-Дону в 1941 году перед войной. Уже в первом произведении проявляются в зародыше характерные черты его манеры : определенность социально-исторических характеристик, стремление углубится в душевную жизнь героев, любовь к живописанию природы, склонность к психологическому письму, к передаче движений души человеческой.

Великая Отечественная Война. В этих словах соединилось все: неслыханные страдания, муки и не знающее пределов мужество; горе поражений и радость победы. Но война живет не только в памяти. С газетной полосы, со страниц журналов и книг звучат голоса ее участников, свидетельства ее современников. Возникла богатая чувствами и мыслями, благородная по своим устремлениям художественная литература о Великой Отечественной войне. А зарождалась она в дни сражений на страницах центральных и армейских газет, на полосах фронтовых листовок. Среди многочисленных военных корреспондентов был и Анатолий Калинин. Вот документ, который стал такой замечательной вехой в биографии писателя:

Командировочное удостоверение

Выдано специальному военному корреспонденту «Комсомольской правды»

тов. Калинину А.В. в том, что он командируется на Южный фронт согласно

пропуска Главного Политического управления РККА за №27224/105

Член редколлегии – Б. Бурков.

Всю войну передавались по телефону и телеграфу, посылались через фельдъегерскую связь корреспонденции и очерки Анатолия Калинина для родной "Комсомолки". За годы войны их опубликовано бесчисленное множество. Откроем, например, подшивку за январь 1943 года:

Также характерен для его манеры очерк "Искры над Грозным", отличающийся эмоциональной напряженностью, взволнованностью. Он написан в конце октября 1942 года, когда перед Тереком были остановлены фашистские дивизии, и уже третий месяц длилась героическая оборона Грозного. 17 февраля 1943 года А.Калинин пишет небольшой очерк "Руины Ростова", посвященный освобождению Ростова-на-Дону.

Военный корреспондент Анатолий К. большую часть своего воинского пути прошел с Донским пятым кавалерийским корпусом. Здесь Калинин близко узнал казаков. И удивительные эти люди, их судьбы вдохновили молодого писателя на создание романа "На юге", который был написан между боями в маленьком хуторке Искровка. В романе автор усовершенствовал свое мастерство. Об этом произведении одобрительно писал В.Перцов. Также роман понравился А. Серафимовичу: "…С большим интересом прочел я новый роман.…Еще первая книга "Курганы" была многообещающей его заявкой. Новая книга Калинина радует. Она говорит о росте писателя, о его большом даровании".

Калинина интересует не только поведение мирного человека на войне, но и духовная жизнь воюющих во всем ее многообразии. Анатолий Вениаминович считает, что война должна не разъединять воюющих за правое дело людей, а наоборот – должна очищать и сближать. В обстановке суровых испытаний, смертельной опасности человеческие души раскрывались навстречу друг другу – люди любили, дружили, мечтали о будущем. С "молчаливой" машинисткой Сашей Анатолий К. познакомился на войне. С тех самых пор, они живут неразлучно. Она уже жена и мать, Александра Юлиановна, так и печатает ему все, что он написал, упорно преодолевая его требовательное отношение к написанному им слову, освоив его лапидарный стиль письма.

Картины минувшей войны оживают в романе "Суровое поле"(1958), повестях "Эхо войны"(1963)," Возврата нет"(1971), "Цыган"(1960-1974) . В этих произведениях писатель раскрывает органическую связь, которая существует между прошлым и сегодняшними делами современников, между прошлыми и сегодняшними делами современников, между повседневным трудом советского человека и его недавним прошлым.

Анатолий Калинин широко известен как писатель – прозаик, однако он еще и поэт. Иногда Анатолий Вениаминович выступает с весьма оригинальными стихами. Первые из них появились в годы войны (Думы о родине", "Когда спаявшись в радости и грусти…" "Тиха украинская ночь", "Славлю друзей по оружию" и др.). Анатолий Калинин - один из наиболее ярких последователей шолоховских традиций в советской литературе.

Его гнетет тоска о "светлом друге, без которого сместилось в жизни все":

Заоблачных лампад струится вечный свет,

Над доном листопад, а Шолохова нет,

Вздымая гриву волн, бессмертной славе вслед,

К Азову рвется Дон, а Шолохова нет,

Причалив к яру струг, с серьгою в ухе дед,

Скликает всех на Круг, а Шолохова нет.

И так синит глаза лампасов вешний цвет,

Что катится слеза, а Шолохова нет.

Многие произведения Калинина переведены на языки народов СССР, а также на английский, болгарский, вьетнамский, французский и др. Некоторые герои обрели вторую жизнь на киноэкране, на сцене театра. А.В.Калинин награжден орденами и медалями, удостоен в 1973 году звания лауреата Государственной премии РСФСР имени М.Горького за повести "Эхо войны" и "Возврата нет".

После окончания войны писатель поселился и сейчас живет на Дону, в хуторе Пухляковском, Ростовской области.

калинин писатель публицист

1). Л. Федоров. "Читая Анатолия Калинина". – "Нева", 1959, №4.

2). В.М.Карпова. "Жизнь и творчество А.В.Калинина" (Удостоверение, сохранившееся в личном архиве А.В.Калинина.)

3). С. Гурвич. " У писателя-земляка". – Ростов-на-Дону, Ростовское кн. изд-во, 1959,стр.232.

4). Виктор Чеботников. "Новочеркасская неделя". №33, 2005г.

Анатолий Вениаминович Калинин
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Гражданство:

СССР 22x20px СССР Россия 22x20px Россия

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:
Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Награды:
Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Отечественной войны I степени- 1945 Орден Отечественной войны II степени - 1985
Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды - 1943 Орден Дружбы народов Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[|Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Анато́лий Вениами́нович Кали́нин ( -) - русский советский писатель , поэт и публицист .

Биография

После школы учился в техникуме, с 1932 года работал журналистом. Первый роман «Курганы» (1941) написал под влиянием «Поднятой целины» М. А. Шолохова . Фронтовой корреспондент «Комсомольской правды» (1941-1945), член СП СССР (), майор (). Член ВКП(б) /КПСС с 1946 года .

Анатолий Калинин поддерживал молодых донских поэтов - Бориса Примерова , Бориса Куликова и других, некоторым из них он, можно сказать, дал «путёвку в жизнь». Одним из первых он откликнулся на публикацию стихов И. Е. Ковалевского , сложенных им в фашистском плену. Также ему принадлежат статьи о творчестве донских писателей А. А. Бахарева , М. А. Никулина и других.

Библиография

Романы

  • «Курганы» (1938-1939)
  • «Красное знамя» (1951) (объединённые повести «На юге» () и «Товарищи» ()), позже был ещё раз переработан в роман «Любя и враждуя» (1994))
  • «Суровое поле» (1958)
  • «Цыган» ( - , последняя редакция - )
  • «Запретная зона» ()

Повести

  • «Эхо войны» (1963)
  • «Гремите, колокола!» (1966)
  • «Возврата нет» ()

Пьеса

  • «Тихие вербы» (1947)

Поэмы

  • «В саду Саида»
  • «Странный конокрад» (послесловие к роману «Цыган»)
  • «И вешних крыльев плеск»

Очерки

  • «Неумирающие корни» (1949)
  • «На среднем уровне» (1954)
  • «Идущие впереди» (1958)
  • «Лунные ночи» (1960)
  • «Гранатовый сок» (1968)
  • «Вёшенское лето» (1964)
  • «Время „Тихого Дона“» (1975)
  • «Две тетради» (1979)

Экранизации

  • Цыганский остров («Будулай, которого не ждут» - киновариант) (1993 год)
  • Будулай, которого не ждут («Цыганский остров» - ТВ) (1994 год)

Либретто оперы

  • «» - опера в 2-х актах, 4-х картинах, 2005.

Награды

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8.
  • Писатели Советского Дона: Био-библиогр. справочник. Вып. 1 и 2 / [Сост.: Д. И. Руманова , Д. К. Жак и др.]. - Ростов н/Д : Тип. изд-ва «Молот», 1948. - С. 47-50. - 112 с. - (). - 2500 экз.
  • Руманова Д. И. Писатели Советского Дона: Био-библиогр. справочник / [Под ред. Л. П. Громова]. - Ростов н/Д , 1958. - С. 59-64. - 160 с. - (Рост. гос. науч. б-ка им. К. Маркса).
  • Писатели Дона: Биобиблиогр. сб / [Сост. Г. Г. Тягленко]. - Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1976. - С. 116-128. - 288 с. - 10 000 экз.
  • Писатели Дона: Биобиблиогр. указ / [О. И. Кузина и др.]. - изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1986. - С. 160-173. - 416 с. - 20 000 экз.

Напишите отзыв о статье "Калинин, Анатолий Вениаминович"

Примечания

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Калинин, Анатолий Вениаминович

Сущность улыбаясь протянула руки к женщине, как бы приглашая в свои объятия.
– Алиса, это правда ты?!..
– Вот мы и встретились, родная, – произнесло светящее существо. – Неужели вы все?.. Ох, как жаль!.. Рано им пока... Как жаль...
– Мамочка, мама, кто это? – шёпотом спросила ошарашенная ма-лышка. – Какая она красивая!.. Кто это, мама?
– Это твоя тётя, милая, – ласково ответила мать.
– Тётя?! Ой как хорошо – новая тётя!!! А она кто? – не унималась любопытная девчушка.
– Она моя сестра, Алиса. Ты её никогда не видела. Она ушла в этот «другой» мир когда тебя ещё не было.
– Ну, тогда это было очень давно, – уверенно констатировала «неоспоримый факт» маленькая Катя...
Светящаяся «тётя» грустно улыбалась, наблюдая свою жизнерадостную и ничего плохого в этой новой жизненной ситуации не подозревавшую маленькую племянницу. А та себе весело подпрыгивала на одной ножке, пробуя своё необычное «новое тело» и, оставшись им совершенно довольной, вопросительно уставилась на взрослых, ожидая, когда же они наконец-то пойдут в тот необыкновенный светящийся их «новый мир»... Она казалась опять совершенно счастливой, так как вся её семья была здесь, что означало – у них «всё прекрасно» и не надо ни о чём больше волноваться... Её крошечный детский мирок был опять привычно защищён любимыми ею людьми и она больше не должна была думать о том, что же с ними такое сегодня случилось и просто ждала, что там будет дальше.
Алиса очень внимательно на меня посмотрела и ласково произнесла:
– А тебе ещё рано, девочка, у тебя ещё долгий путь впереди...
Светящийся голубой канал всё ещё сверкал и переливался, но мне вдруг показалось, что свечение стало слабее, и как бы отвечая на мою мысль, «тётя» произнесла:
– Нам уже пора, родные мои. Этот мир вам уже больше не нужен...
Она приняла их всех в свои объятия (чему я на мгновение удивилась, так как она как бы вдруг стала больше) и светящийся канал исчез вместе с милой девочкой Катей и всей её чудесной семьёй... Стало пусто и грустно, как будто я опять потеряла кого-то близкого, как это случалось почти всегда после новой встречи с «уходящими»...
– Девочка, с тобой всё в порядке? – услышала я чей-то встревоженный голос.
Кто-то меня тормошил, пробуя «вернуть» в нормальное состояние, так как я видимо опять слишком глубоко «вошла» в тот другой, далёкий для остальных мир и напугала какого-то доброго человека своим «заморожено-ненормальным» спокойствием.
Вечер был таким же чудесным и тёплым, и вокруг всё оставалось точно так же, как было всего лишь какой-то час назад... только мне уже не хотелось больше гулять.
Чьи-то хрупкие, хорошие жизни только что так легко оборвавшись, белым облачком улетели в другой мир, и мне стало вдруг очень печально, как будто вместе с ними улетела капелька моей одинокой души... Очень хотелось верить, что милая девочка Катя обретёт хоть какое-то счастье в ожидании своего возвращения «домой»... И было искренне жаль всех тех, кто не имел приходящих «тётей», чтобы хоть чуточку облегчить свой страх, и кто в ужасе метался уходя в тот дугой, незнакомый и пугающий мир, даже не представляя, что их там ждёт, и не веря, что это всё ещё продолжается их «драгоценная и единственная» ЖИЗНЬ...

Незаметно летели дни. Проходили недели. Понемногу я стала привыкать к своим необычным каждодневным визитёрам... Ведь все, даже самые неординарные события, которые мы воспринимаем в начале чуть ли не как чудо, становятся обычным явлениям, если они повторяются регулярно. Вот так и мои чудесные «гости», которые в начале меня так сильно изумляли, стали для меня уже почти что обычным явлением, в которое я честно вкладывала часть своего сердца и готова была отдать намного больше, если только это могло бы кому-то помочь. Но невозможно было вобрать в себя всю ту нескончаемую людскую боль, не захлебнувшись ею и не разрушив при этом себя саму. Поэтому я стала намного осторожнее и старалась помогать уже не открывая при этом все «шлюзы» своих бушующих эмоций, а пыталась оставаться как можно более спокойной и, к своему величайшему удивлению, очень скоро заметила, что именно таким образом я могу намного больше и эффективнее помочь, совершенно при этом не уставая и тратя на всё это намного меньше своих жизненных сил.
Казалось бы, моё сердце давно должно было бы «замкнуться», окунувшись в такой «водопад» человеческой грусти и тоски, но видимо радость за наконец-то обретённый столь желанный покой тех, кому удавалось помочь, намного превышала любую грусть, и мне хотелось делать это без конца, насколько тогда хватало моих, к сожалению, всего лишь ещё детских, сил.
Так я продолжала непрерывно с кем-то беседовать, кого-то где-то искать, кому-то что-то доказывать, кого-то в чём-то убеждать, а если удавалось, кого-то даже и успокаивать…
Все «случаи» были чем-то друг на друга похожи, и все они состояли из одинаковых желаний «исправить» что-то, что в «прошедшей» жизни не успели прожить или сделать правильно. Но иногда случалось и что-то не совсем обычное и яркое, что накрепко отпечатывалось в моей памяти, заставляя снова и снова к этому возвращаться…
В момент «ихнего» появления я спокойно сидела у окна и рисовала розы для моего школьного домашнего задания. Как вдруг очень чётко услышала тоненький, но очень настойчивый детский голосок, который почему-то шёпотом произнёс:
– Мама, мамочка, ну, пожалуйста! Мы только попробуем… Я тебе обещаю… Давай попробуем?..
Воздух посередине комнаты уплотнился, и появились две, очень похожие друг на друга, сущности, как потом выяснилось – мама и её маленькая дочь. Я ждала молча, удивлённо за ними наблюдая, так как до сих пор ко мне всегда приходили исключительно по одному. Поэтому, вначале я подумала, что одна из них вероятнее всего должна быть такая же, как я – живая. Но никак не могла определить – которая, так как, по моему восприятию, живых среди этих двух не было...
Женщина всё молчала, и девочка, видимо не выдержав дольше, чуть-чуть до неё дотронувшись, тихонько прошептала:
– Мама!..
Но никакой реакции не последовало. Мать казалась абсолютно ко всему безразличной, и лишь рядом звучавший тоненький детский голосок иногда способен был вырвать её на какое-то время из этого жуткого оцепенения и зажечь маленькую искорку в, казалось, навсегда погасших зелёных глазах...
Девочка же наоборот – была весёлой и очень подвижной и, казалось, чувствовала себя совершенно счастливой в том мире, в котором она в данный момент обитала.

Анато́лий Вениами́нович Кали́нин (1916 - 2008) - русский советский писатель , поэт и публицист. Член ВКП(б) с 1946 года.

Биография

Родился 9а в станице Каменской (ныне город Каменск-Шахтинский Ростовской области) в семье учителя, происходившего из донских казаков.

После школы учился в техникуме, с 1932 года работал журналистом. Первый роман «Курганы» (1941) написал под влиянием «Поднятой целины» М. А. Шолохова . Фронтовой корреспондент «Комсомольской правды» (1941-1945), член СП СССР (1945), майор (1942).

Анатолий Калинин поддерживал молодых донских поэтов - Бориса Примерова , Бориса Куликова и других, некоторым из них он, можно сказать, дал «путёвку в жизнь». Одним из первых он откликнулся на публикацию стихов И. Е. Ковалевского , сложенных им в фашистском плену. Также ему принадлежат статьи о творчестве донских писателей А. А. Бахарева , М. А. Никулина и других.

Депутат ВС РСФСР. После распада СССР вступил в КПРФ и оставался в её рядах до конца жизни.

А. В. Калинин умер 12 июня 2008 года на хуторе Пухляковском Ростовской области. Похоронен там же во дворе своего собственного дома.

Оценки творчества

Со времен оттепели Калинин в известной мере пытался го­ворить правду. Чрезвычайно сильную поле­мику вызвал его роман «Суровое поле» (1958), в котором поднята неоднозначная проблема осуждения всех советских военнопленных, в осо­бенности - состоявших какое-то время на немецкой службе (армия Власова); Калинин призывал вернуть доверие к людям, утраченное во вре­мена Сталина. Тема человечности становится главной и в его романе «Запретная зона» (1962), рассказывающем о строительстве гигантско­го искусственного моря на Дону.

Библиография

Романы

  • Курганы (1938-1939)
  • Красное знамя (1951) (объединённые повести «На юге» (1944) и «Товарищи» (1945)), позже был ещё раз переработан в роман «Любя и враждуя» (1994))
  • Суровое поле (1958)
  • Цыган (1960-1974, последняя редакция - 1992)
  • Запретная зона (1962)

Повести

  • Эхо войны (1963)
  • Гремите, колокола! (1966)
  • Возврата нет (1971)

Пьеса

  • Тихие вербы (1947)

Поэмы

  • В саду Саида
  • Странный конокрад (послесловие к роману «Цыган»)
  • И вешних крыльев плеск

Книги очерков

  • «Неумирающие корни» (1949)
  • «На среднем уровне» (1954)
  • «Идущие впереди» (1958)
  • «Лунные ночи» (1960)
  • «Гранатовый сок» (1968)
  • «Вёшенское лето» (1964)
  • «Время „Тихого Дона“» (1975)
  • «Две тетради» (1979)

Экранизация произведений

  • Цыган (1967 год)
  • Цыган (1979 год)
  • Цыганский остров («Будулай, которого не ждут» - киновариант) (1993 год)
  • Будулай, которого не ждут («Цыганский остров» - ТВ) (1994 год)
  • Возврата нет (1973 год)

Либретто оперы

  • «Цыган» - опера в 2-х актах, 4-х картинах, 2005.

Награды

  • орден Ленина
  • орден Октябрьской революции
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден Отечественной войны I степени (29.01.1945)
  • орден Отечественной войны II степени (6.04.1985)
  • орден Красной Звезды (29.4.1943)
  • орден Дружбы народов
  • медаль «За оборону Кавказа»
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1973) - за повести «Эхо войны» (1963) и «Возврата нет» (1971)

Близится 100-летие со дня рождения Анатолия Вениминовича Калинина.

Раздорский этнографический музей-заповедник не может не отметить эту дату и готовит торжественные мероприятия, посвящённые этому знаменательному событию. И такое внимание с нашей стороны не только потому, что А.В. Калинин прекраснейший донской писатель, поэт, прозаик, прославляющий свою великую казачью родину, а ещё и потому, что его с полным правом можно назвать крёстным отцом нашего музея-заповедника и Пухляковской картинной галереи!

Перед нами стоит большая задача - рассказать о великом донском писателе. В данный момент мы разбираем рукописи, изучаем письма, собираем публикации, анализируем фотографии - целый отдел высококвалифицированных специалистов работает, чтобы к 100-летию Анатолия Вениаминовича представить полную картину жизни этого прекрасного человека!

В течении всего времени, что осталось до этого знаменательного события мы будем делиться с вами нашими замечательными находками, а пока предлагаем ознакомиться с краткой биографией писателя.

Калинин Анатолий Вениаминович (22 августа 1916 года — 12 июня 2008 года) - известный русский и советский писатель, прозаик, публицист, критик, поэт и сценарист; выдающийся донской писатель, общественный деятель и гражданин.

В 1973 году он удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького за повести «Эхо войны» и «Возврата нет»; более 20 лет был депутатом Верховного Совета России; награжден несколькими орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, Октябрьской революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов.

Родился Анатолий Вениаминович в семье учителя, в станице Каменская, ныне г. Каменск-Шахтинский Ростовской области. В школьные годы начал сотрудничать в газете «Ленинские внучата» (Ростов-на-Дону) и «Пионерская правда». С 1932 года работал в районных и областных газетах на Дону, Кубани, в Кабардино-Балкарии, с 1935 года - корреспондент «Комсомольской правды» в Кабардино-Балкарии, Армении, Крыму, на Украине, на Дону.

В 1941 году опубликовал роман «Курганы». В годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов Калинин - фронтовой корреспондент «Комсомольской правды». Героизму советских бойцов посвящены повести «На юге» (1944), «Товарищи» (1945) и созданный на их основе роман «Красное знамя» (1951).

После войны Калинин поселился на Дону, в х. Пухляковский, Усть-Донецкого района. На материале колхозной жизни им написаны здесь книги очерков: «Неумирающие корни» (1947), «На среднем уровне» (1954), «Лунные ночи» (1955), «Гранатовый сок» (1968). В романе «Запретная зона» (книга 1, 1962) повествуется о строительстве Волго-Донского канала.

Картины прошедшей войны оживают в повести Калинина «Эхо войны» (1963) и романе «Суровое поле» (1958). Калинину принадлежат также повесть «Цыган» (части 1-3, 1960-1970; одноименный фильм, 1967), роман «Гремите, колокола!» (1967), посвященный проблемам семейного воспитания, книга очерков о М.А. Шолохове «Вешенское лето» (1964) и другие.

Для произведений Калинина характерна постановка важных вопросов современной жизни. Калинин - последователь шолоховской традиции. Ряд его произведений переведён на иностранные языки. Награжден 3 орденами, а также медалями. Многие произведения А. Калинина экранизированы. Особенный успех выпал на долю телевизионной версии романа «Цыган». На радио в 1983, 1985 годах режиссером Э. Верником была осуществлена радиопостановка по мотивам романа «Цыган» с участием артистов: К. Лучко, Л. Маркова, А. Джигарханяна, Т. Пельтцер, А. Покровской, Л. Дурова, Р. Суховерко и других артистов московских театров.

В коллекции радиофонда есть также запись радиокомпозиции спектакля «Суровое поле» А. Калинина в исполнении артистов Театра-студии киноактера. В 1983 году корреспондентом радио была записана беседа с писателем - это был серьезный разговор о его творчестве, о замысле романа «Цыган», о войне. О донских песнях, оказавших сильное влияние на творчество писателя. А. Калинин читает свои стихотворения: «В стужу лютую…», «Твое ли это детство было…», «На тризне памяти военной».

Проходит время, но творчество Анатолия Калинина остается бессмертным среди читателей не только нашей страны, но и многих стран мира.


«…Со времен оттепели Калинин в известной мере пытался говорить правду. Чрезвычайно сильную полемику вызвал его роман «Суровое поле» (1958), в котором поднята неоднозначная проблема осуждения всех советских военнопленных, в особенности - состоявших какое-то время на немецкой службе (армия Власова); Калинин призывал вернуть доверие к людям, утраченное во времена Сталина. Тема человечности становится главной и в его романе «Запретная зона» (1962), рассказывающем о строительстве гигантского искусственного моря на Дону».

Во́льфганг Ка́зак (1927 - 2003)
немецкий славист и литературный критик.



Библиография

Романы

  • Курганы (1938-1939)
  • Красное знамя (1951) (объединённые повести «На юге» (1944) и «Товарищи» (1945)), позже был ещё раз переработан в роман «Любя и враждуя» (1994))
  • Суровое поле (1958)
  • Цыган (1960-1974, последняя редакция - 1992)
  • Запретная зона (1962)

Повести

  • Эхо войны (1963)
  • Гремите, колокола! (1966)
  • Возврата нет (1971)
  • Пьеса
  • Тихие вербы (1947)
Поэмы
  • В саду Саида
  • Странный конокрад (послесловие к роману «Цыган»)
  • И вешних крыльев плеск
Книги очерков
  • «Неумирающие корни» (1949)
  • «На среднем уровне» (1954)
  • «Идущие впереди» (1958)
  • «Лунные ночи» (1960)
  • «Гранатовый сок» (1968)
  • «Вёшенское лето» (1964)
  • «Время „Тихого Дона“» (1975)
  • «Две тетради» (1979)
Экранизация произведений
  • Цыган (1967 год)
  • Цыган (1979 год)
  • Цыганский остров («Будулай, которого не ждут» - киновариант) (1993 год)
  • Будулай, которого не ждут («Цыганский остров» - ТВ) (1994 год)
  • Возврата нет (1973 год)
Либретто оперы
  • «Цыган» - опера в 2-х актах, 4-х картинах, 2005.
    Награды
  • Орден Ленина №412947, 2 июля 1971 года.
  • Орден Ленина №451609, 16 ноября 1984 года.
  • Орден Ленина №459595, 21 марта 1986 года.
  • Орден Октябрьской Революции №78491, 20 августа 1976 года.
  • Орден Отечественной Войны 1-й степени №280917
  • Орден Отечественной Войны 2-й степени №1161070 11 марта 1985 года.
  • Орден Трудового Красного Знамени №0508496, 20. августа. 1966года.
  • Орден Красной Звезды №148098, 27 июля 1942 года.
  • Имеет много медалей.


  • 
    Top