Канадский цирк солнца. История цирка Дю Солей (Cirque du Soleil)

Почти четверть века назад в далекой квебекской провинции родился цирк, как сказал бы поэт: «звезды по имени Солнце», которому было суждено стать фабрикой новых цирковых грез. Канадский Цирк дю Солей (Cirque du Soleil в переводе - Цирк Солнца) называют «завтрашним днем мировой индустрии развлечений», «роддомом идей», «гениальным изобретением Ги Лалиберте».

В книге отзывов зрители оставляют такие записи на разных языках: "Увиденное разнесло мои мозги веером". "Визуальный оргазм". "Я так смеялся, что почти описался". "Отбил себе ладоши и сорвал голос. Сегодня самый счастливый день в моей жизни." "Передайте вашим девушкам мой номер телефона, пусть все звонят, когда захотят, люблю навеки". "Вы помогли мне понять, кто я есть на самом деле. Я хочу поблагодарить вас за то глубокое потрясение, которое я пережил - за вовлечение меня в восторг, любовь, смех, свободу и мечту".

Детище Ги Лалиберте на сегодня - колоссальное предприятие в мире шоу-бизнеса, привлекающее более десяти миллионов зрителей в год. Его можно, пожалуй, сравнить с футбольным клубом «Челси», но в области цирка, то есть самым богатым местом, куда собирают все таланты.

Интересный парадокс: он прославил канадский цирк посредством интернациональной творческой команды, в которую входят представители более сорока разных стран.

На нынешний момент там работает почти 4000 человек, среди которых - свыше тысячи артистов, остальные - директорский состав и администрация, творческие цеха (режиссеры, постановщики номеров, художники, музыканты), тренера, технический персонал, кадровый отдел, учителя, повара, охрана и т.д.

В главной штаб-квартире, которая находится в Монреале, работает большая часть из перечисленного не-актерского состава - 1800 работников. В этой огромной лаборатории с самым современным оборудованием собраны лучшие творческие силы планеты, для создания новых цирковых проектов. Результат этой работы: на сегодняшний день функционирует семнадцать разных шоу под маркой Цирка дю Солей: десять стационарных залов (в Лас Вегасе, Нью-Йорке, Орландо, Токио и Макао), остальные годами гастролируют по всему свету. Средняя вместительность шапито - две с половиной тысячи человек. Билеты на любое представление Цирка дю Солей стоят от 50 до 180 американских долларов.

Во всех практически без исключения шоу этого цирка работают русскоязычные артисты. В некоторых постановках, например, в «Алегрии», среди полусотни выступающих на сцене артистов почти тридцать - из стран бывшего Союза. В других процент меньше, но тоже впечатляет.

Для ответа на вопрос - почему там столько россиян и какими путями они туда попадают, надо обратиться к истории нашей страны: за сто пятьдесят лет у нас сложилась отличная цирковая школа на базе старинных цирковых традиций, потом открылась свобода работать по контрактам там, где ты востребован и оценен больше всего. Плюс к тому - началась всеобщая глобализация. Ну и у каждого артиста Цирка дю Солей - свой отдельный случай, конкретная судьба.

Весьма «типична», если можно так выразиться, по своей нестандартности, история семейства Ивановых из города Ярославль. С 1995 года Евгений и Наталья Ивановы гастролируют с туром «Алегрия». Сейчас им обоим слегка за сорок, поженились в юности, как только Женя вернулся со службы в Советской Армии. Наташа и Женя - сами воспитанники советской спортивной системы. Их юношеская романтика была связана с поездками на спортивные сборы и выступления. После того, как Женя много и успешно выступал на международных соревнованиях, друзья позвали его присоединиться к цирковой труппе, гастролирующей по Мексике. Он подписал контракт с мексиканским импрессарио, и они всей семьей начали кочевую жизнь. Дочери Кристине сейчас 23 года, она - цирковая акробатка, работает уже в другом шоу Цирка дю Солей «Ля Нуба» в Орландо. С родителями ездит восьмилетний сын Тимофей, который родился во время тура по Америке, и путешествует всю свою жизнь.

Глава семьи, Евгений Иванов, нынешний исполнитель роли Красного Горбуна в «Алегрии», акробат в номере "Фаст-трак", вспоминает:

«Я попал в Цирк дю Солей совершенно случайно тринадцать лет назад, когда этот цирк еще не был таким большим и богатым, и артистов так было много, а программ так мало, что легче было улететь в космос туристом, чем попасть в его труппу. Это был 1995 год, и шоу Алегрия было еще только в начале пути. Впервые я увидел Цирк дю Солей на видеокассете, постановку "Nouvelle experience". Мне так понравилось, что я сказал себе: вот этот цирк, где я хочу работать.»

К тому времени Женя был дважды чемпионом мира в отдельных дисциплинах в акробатике, пять раз выигрывал чемпионаты Европы, девять - в России. Несколько лет проработал в профессиональном цирке в Мексике. Приехал в монреальскую студию, но поначалу ему отказали, сказав, что в акробатах такой квалификации там не нуждаются. Видимо, его послужной список показался чересчур внушительным. Ему был дан билет домой, но Женя задержался, просто чтобы пожить в Монреале, посмотреть на тренировки. Как-то случайно его попросили встретить в аэропорту какого-то Жиля Сен-Круа, седого мужика, с которым Женя хорошо пообщался по-испански. И он велел тому прийти в студию, показать, что может. Оказалось, что Жиль был в цирке Вице-Президентом по творческим вопросам. Женя попрыгал для него на батуте, но никаких комментариев не услышал.

И вот уже с билетом на отлет, сидел он, ожидая такси, вдруг подходит девушка и говорит: «Сдайте, пожалуйста, ваш билет. Вот ключи от гостиницы, заселяйтесь». Женя так обрадовался, что сначала даже не спросил, какой номер комнаты. Те апартаменты показались ему просто шикарными, ведь последние две недели он жил у друга чуть ли не на коврике.

Условия работы и жизни там действительно очень хорошие. На гастролях - проживание в четырех-пяти звездочных отелях или кондо-апартаментах с кухнями, полные страховки по здоровью, так же частичные страховки и для семьи. Контракт дает гарантированный капитальный годовой доход (какой именно - разглашать строжайше запрещено самим контрактом, но ясно, в провинциальном цирке таких денег они бы не заработали и за десять лет). Цирк Дю Солей помогает артисту сменить профессию, когда он уже не сможет выступать.

В каждом туре для детей артистов есть свои школы с учителями, чтобы они могли получить полноценнное школьное образование. В головной монреальской студии - огромные залы для тренировок, оборудованные новой техникой, помощь высоко-квалифицированных тренеров. Все приглашенные для выступления в «Цирк дю Солей» обязательно проходят курсы специальной подготовки, сценического движения, пения, танцев. Иногда это индивидуальные репетиции, как это было в случае с Кристиной Ивановой, а иногда - коллективные тренинги, так называемые «формейшн», которые обычно длятся по 4 месяца. Режиссеры работают над тем, чтобы каждый новичок достиг полной отдачи, раскрыл максимум своих возможностей, и стал актером и цирковым артистом одновременно. По истечении тренинга самые лучшие получают контракты на работу.

Основатель компании Ги Лалиберте, который родился в канадском городке Квебек-сити 49 лет назад, был уличным артистом, глотателем огня, играл на аккордеоне и танцевал на ходулях. В начале восьмидесятых годов он объединил вокруг себя два десятка друзей-артистов. Они принимали участие в различных уличных фестивалях, особенно удачным было выступление в 1984 году на большом праздновании 450-летней годовщины открытия Канады Жаком Картье. Они обратились к Правительство провинции Квебек, которое поддержало начинание (что невозможно переоценить), и новая компания, получив в первые годы существования свою дозу успеха и провалов, взяла курс на покорение небывалых высот.

Канадцы, изучив и освоив методы подготовки артистов цирка в разных странах, пообщавшись с мастерами самых знаменитых цирков и цирковых школ, выдающимися артистами и постановщиками, создали структуру с очень сильным менеджментом. В дополнение к цирковым выступлениям, компания активно реализует свой потенциал и в других жанрах - телевизионных проектах, кино, в развлекательной части торжественных церемоний и корпоративных праздников, широко продвигаются свои СД, ДВД, сувениры, а так же прочая дизайнерская продукция под фирменной маркой.

На создание каждой цирковой программы уходит от года до 3 лет, но эксплуатируют ее 12—15, а то и больше, лет. Причем в последние годы масштабы производства выросли, так например, в 2008 году запущено сразу три новых шоу: в Токио, в Макао и в Лас Вегасе. Контракт с каждым артистом заключается не меньше, чем на год. Некоторые остаются в шоу по многу лет.

Когда у Ги Лалиберте рождается идея новой программы, он собирает творческую команду, которая разрабатывают эту идею со всех сторон: главная тема, сценарий, музыка, свет, персонажи, костюмы. Козырная карта - приглашение к работе самобытных и талантливых постановщиков, самых лучших художников, композиторов и режиссеров, каким, например, оказался бельгиец Франко Драгоне. В свое время ему была дана неограниченная творческая свобода и в результате он создал ряд шедевральных постановок для Цирка дю Солей: Cirque du Soleil (1985), We Reinvent the Circus (1987), Nouvelle experience (1990), Saltimbanco (1992), Mystere (1993) Alegria (1994), Quidam (1996), La Nouba и "O" (1998).

Их схема работает совершенно по иному принципу, чем все мировые цирки. Изюминка -

в особом творческом стиле: сплав театральной эстетики со зрелищной атмосферой цирка плюс принципиальный отказ от использования дрессированных животных. Еще - для каждого шоу специально пишется новая музыкальная партитура, и на сцене обязательно присутствуют живые певцы в качестве персонажей. Любой из действующих лиц - неповторимый образ со своей историей и целью. Сценография многослойна, одновременно в разных пластах пространства живет множество персонажей в экстраординарных костюмах. Действие идет единым потоком, в котором есть и стремнины, и тихие заводи. Свет - живой полноправный участник действия. Нестандартные и очень сильные хореографические решения, например, когда прыжки нескольких акробатов на батутной перекрестной дорожке под музыку образуют изумительные по красоте узорные траектории. Профессионализм исполнителей - высочайшего класса.

Оказывается, этот уровень с самого начала задавался в том числе и участием россиян.

О первых «ласточках» из России в этом цирке рассказывает Павел Брюн, сотрудничавший с Цирком дю Солей более десяти лет:

«Всё начиналось с малого и очень давно, в 1990 году, когда я интегрировал в шоу "Nouvelle Experience" самых первых русских артистов, Владимира Кехаяла и Василия Деменчукова. Это был потрясающий спектакль, очень высоко задравший планку Цирка дю Солей для самого же Цирка дю Солей, впрочем, как и для всех поклонников этой компании, ныне ставшей супер-брендом шоу-бизнеса в мировом масштабе.»

В 1992 году Павла Брюна пригласили на постановку спектакля "Saltimbanco", где он ассистировал хореографу Дебби Браун. Потом, 1992-93 гг., в сотрудничестве с Московским Цирком на Цветном бульваре, он готовил большой воздушный номер для первого шоу Цирка дю Солей в Лас Вегасе "Mystere". Номер этот был полностью укомплетован Российскими артистами, что было первым крупным "вливанием" наших в Цирк дю Солей. В 1994 Павел стал Артистическим директором спектакля "Alegria", куда пригласил Славу Полунина, с чего и началось продолжающееся и поныне сотрудничество Цирка дю Солей с Лицедеями. Также, для этого шоу Павел подготовил воздушный номер под руководством Андрея Льва. Присутствие россиян в "Алегрии" в тот момент было уже очень существенным и ощутимым.

В начале 1995 Павла Брюна "перебросили" в Лас Вегас, где он возглавил работу с уже упомянутым выше шоу "Mystere". В 1996 году, когда уже начиналась работа над водным шоу "О" для нового казино "Белладжио" в Лас Вегасе, его пригласили в этот проект в качестве Артистического Директора, а чуть позже, в 1997 году сделали Артистическим директором и Художественным руководителем Лас Вегасского Дивизиона Цирка дю Солей, где возглавил работу над двумя шоу, "Mystere" и "О", одновременно. Это было потрясающе и очень непросто. Он проработал с двумя этими шоу до осени 2001 года, после чего решил сделать "перерыв", и ушел из Цирка дю Солей.

Вливание наших талантов в этот цирк идет по нескольким направлениям. Во-первых, инфраструктура: в списке тамошних русскоязычных тренеров, постановщиков номеров, художественных руководителей и рекрутеров: Павел Брюн, о котором мы уже говорили, клоун Слава Полунин, тренеры и постановщики Борис Верховский, Андрей Лев, Александр Моисеев, специалист по подбору кадров Павел Котов и многие другие. Во-вторых, это множество цирковых артистов, среди которых были акробаты братья Арнаутовы, Олег Кантемиров, Алексей Твеленёв, жонглер из Украины Виктор Ки (Киктев), и другие. В-третьих, талантливые спортсмены, такие, как, например, призеры чемпионатов мира и Европы по спортивной акробатике Алексей Любезный и Анатолий Боровиков из Белоруссии, или наш герой из Ярославля, двухкратный чемпион мира по акробатике, Евгений Иванов. Особо хочется упомянуть Константина Бесчётного, руководителя и создателя номера "Вольтиж" из шоу «Quidam». Этот номер, кстати, получил Гран При в Монте-Карло, будучи послан туда от имени Цирка дю Солей.

Как русский балет в свое время являл уровень, к которому стремились труппы многих стран, так и наши цирковые задали высокую планку техники в исполнении номеров.

Немножко истории:

В конце XIX века цирк был популярен в Москве, где работало несколько сезонных цирков, и в Петербурге, где местная знать помогла итальянцу Чинизелли получить право на строительство стационарного цирка (ныне там располагается Питербургский государственный цирк), который был открыт в 1877 году и достиг неимоверной мощи и популярности. О ее масштабах можно судить по одной из пантомимных феерий под названием "Французская армия в Алжире" с участием пеших и конных войск и двух хоров военной музыки - всего 400 человек. В те времена цирк Чинизелли демонстрировал широчайший диапазон жанровых номеров на самом высоком уровне. В известной степени он был эталоном, на который ориентировались другие мировые цирки.

В послереволюционной России цирк стал поддерживаться государством, а первые постановки для советского цирка среди прочих создавали Маяковский и Мейерхольд. В XX веке советский цирк получил колоссальное развитие и превратился в мирового флагмана, в крупнейшую в своей области структуру, вобравшую в себя талантливых представителей многочисленных национальностей из СССР. Виртуозное исполнение сложнейших, поражающих воображение трюков зачастую сочеталось с наивными средствами художественной выразительности и агитационным пафосом в оформлении, музыке, хореографии и композиции многих цирковых номеров. Но эстетика линий полетов и прыжков, пластика, особая одухотворенность в исполнении - этого у наших не отнять. Русских отличает стремление к творческой выдумке, активному изобретательству ради постоянного совершенствования номеров.

Вячеслав Полунин был первым русским клоуном, приглашенным в Цирк дю Солей на длительный срок. Его особенный стиль лирической клоунады возник из сплава разных жанров, а к источникам вдохновения можно отнести русское скоморошество, комедию дель арто, уличный театр, пантомиму Марселя Марсо, чаплиниану, искусство Бастера Китона, Леонида Енгибарова и др. Внедрение метафизической клоунады Полунина оказало очень сильное влияние на формирование дальнейших клоунских традиций в Цирка дю Солей. После Славы, игравшего там свой номер «Снежный шторм», с этим цирком в разное время подписали контракты еще четыре экс-«Лицедея»: Сергей Шашелев (с 1995 года в шоу «Ля Нуба», Орландо), Николай Терентьев (2000-2003 гг. в шоу «Алегрия») и дуэт Валерий Кефт, Леонид Лейкин (с 1997 года в туре «Алегрия», а с 2000 - в шоу «О», Лас Вегас). В прошлом году Леонид был даже приглашен для постановки клоунады в новом шоу Цирка дю Солей «Zaia» в Макао, настолько высоко оценен талант и авторитет Лейкина в этом деле.

Одного из старейших артистов в Цирке дю Солей в шоу «Алегрия», Юрия Медведева, в 1995 году привел себе на замену Слава Полунин. Он случайно нашел Юрия в Нью-Йорке, где тот работал таксистом. Бывший мим и актер театра на Таганке долго не мог поверить своему счастью, что опять вернулся на сцену, да еще в сольный клоунский номер такого шоу...

Рассказывая мне об этом в перерыве между спектаклями, Юрий Медведев громоподобно чихнул и у него слетел клоунский нос.

Это что, - сказал он утираясь. - Во время премьеры номера со штормом у меня чуть было не сдуло пиджак и оторвались приклеенные волосы. Я потом свой парик еле нашел под зрительскими рядами.

К настоящему моменту у Цирка дю Солей есть огромный отдел кастинга, который занимается поиском и отбором самых интересных номеров, выдающихся спортсменов и талантливых артистов со всего мира. Россия и бывшие социалистические республики - в зоне особенно пристального внимания. Маленькая деталь: на официальном веб-сайте Цирка дю Солей (www.cirquedusoleil.com) раздел, посвященный набору кадров, имеет полностью переведенную на русский язык версию. Там подробно описано, каким требованиям должен отвечать претендент и как именно нужно подавать заявку на работу, так же есть полный список вакансий открытых на данный момент, а список этот всегда остается длинным...

Имея за плечами гастроли в десятках стран и городов, Евгений Иванов делится опытом:

«Сначала я работал в Алегрии в номере "Fast Track" на перекрестной батутной дорожке. Это большой групповой номер, где ты постоянно работаешь в коллективе. А весь коллектив работает на тебя, на самый заключительный трюк, чаще всего это было тройное сальто. C годами технический уровень номера очень вырос, особенно с приходом таких мастеров, как мой земляк из Ярославля Миша Воронцов. Но последние годы я играю красного персонажа с горбом. Это тоже интересно, потому что он связан со всеми номерами. В любой момент я могу выйти, походить-побродить, пообщаться со зрителями и другими персонажами. Когда я работал в фаст-траке, то в перерывах между выходами прочитывал по четыре-пять книг за неделю. Теперь времени нет. Еле-еле дочитываю одну за месяц.

По поводу всего шоу я могу сказать, что когда мы выступали в первые гастроли по Америке, мне казалось, что это такое классное шоу, просто супер. Потом в японском туре работали вообще отлично. Посмотрели американские кассеты и были страшно поражены: неужели это мы так коряво работали? Потом был тур в Европе, и сейчас, когда мы смотрим те кассеты, нам кажется все очень медленно и слабо. Возможно, когда мы через пару лет будем смотреть нынешние записи, тоже будем стыдиться. Так что рост идет беспрестанный.»

Евгений умалчивает, что он - один из тех, благодаря кому шоу идет на таком уровне. Этот человек, с выдающимся талантом, со многолетним опытом и закалкой, держал на своих плечах огромный груз ответственности, в ситуации, когда его соратник Воронцов порвал ахилл и выбыл из строя на многие месяцы. Женя, будучи уже 38-летним человеком, каждый день прыгал тройное сальто без замены на протяжении всего срока. Каллиграфические линии его прыжков оставались безупречными. Это - настоящий героизм, который вдохновляет остальных на честное и самоотверженное отношение к делу.

Талантливый человек во всем талантлив (чемпионами мира просто так не становятся). Переход из коллективного номера на сольную роль Красного Горбуна, под силу только человеку с выдающимися способностями. Евгения совершенно не узнать, когда он перевоплощается в пузатого горбуна, одетого в пурпурный бархатный смокинг, и сказочно роскошный жилет, унизанный крупными бриллиантами. Своей игрой он скрепляет действие всего спектакля...

Для артистов, долго проработавших в каком-то одном шоу, есть возможность переместиться в другое, внутри Цирка дю Солей. Вообще взаимосвязи между артистами разных шоу - очень тесны. Например, дочь Евгения Иванова, Кристина, которая ребенком начала выступать в «Алегрии» вместе с папой, сейчас успешно работает в шоу «Ля Нуба» в стационарном театре Цирка дю Солей рядом с Дисней Лэндом в Орландо.

Кристина, обладательница обаятельной улыбки и потрясающей спортивной фигуры, в свои 23 года имеет очень большой опыт работы. Она начала работать в цирке дю Солей, когда ей было 11 лет. До этого, когда ее папа уже работал в шоу «Алегрия», она просто ездила по гастролям с родителями около полутора лет и мечтала тоже попасть в шоу. Надо сказать, что в Ярославле, где она родилась, мама с папой с пяти лет водили ее заниматься спортом. Они хотели, чтобы Кристина освоила те же дисциплины, что и они - акробатика, прыжки на акробатической дорожке. И вот в какой-то момент - чудом - для нее освободилось вакантное место для исполнения персонажа «Нимфа». Это маленькая птичка, танцующая перед каждым номером.

«Я очень люблю выступать, - говорит Кристина. - До сего дня радуюсь каждому шоу, это порядка 400-500 выходов в год. Мой персонаж давал мне возможность видеть вблизи и играть на сцене со всеми артистами. Конечно, я очень старалась как можно большему у них научиться, чтобы выступить как можно лучше. Я всегда стремлюсь к полной самоотдаче, ведь мы очень любим свое дело, и надеюсь, что публика это чувствует. Когда люди встают во время овации, это дает чувство огромного удовлетворения, - мы видим, что люди счастливы. Это та цель, к которой мы стремимся. Каждый из выступающих старается показать лучшее, на что он способен, и это то, что мне нравится в работе с Цирком дю Солей больше всего.»

Мама Кристины, Наташа Иванова, отлично знает, чего стоило дочке достижение заветной мечты. Когда стало известно, что Кристине дают контракт, они с ней прибыли из Гон-Конга, где шли гастроли, в Монреальскую студию, основной центр Цирка дю Солей. Это было в ноябре 1996 года. Потом потянулись долгие 3 месяца подготовки, во время которых с Кристиной работало пятеро учителей: тренер по специфическим прыжкам на батутной дорожке, хореографы, мим, а так же костюмеры и учитель английского языка. Вставать приходилось в семь утра и возвращаться домой около девяти вечера. Пять полных рабочих дней в неделю. Два выходных. Благо, привитые с раннего детства такие качества, как трудолюбие и усердие помогли справиться девочке с отнюдь не детскими нагрузками. А ещё помогало то, что она всегда росла очень весёлым и жизнерадостным человеком.Чуть-чуть шутки и улыбка освещала её утомлённое сосредоточенное личико. Учителя любили Кристину и с удовольствием работали с ней. Вернувшись в тур после репетиций уже в Европу, в Амстердам в феврале 1997 года, Кристина быстро включилась в работу в шоу, наравне со взрослыми артистами. Потребовалось полное напряжение физических и моральных сил. Общение всё шло на английском. Школа при цирке давала право учиться детям-артистам, но только на французском языке. Можно себе представить 11-ти летнего ребёнка, утром шагающего в школу постигать науки на французском, а днём идти на репетицию, где все команды на английском и потом к вечеру начинается работа в шоу, где оба языка, минус родной русский. Причём, надо отметить,что мама в цирке - это посторонний человек, не должно быть рядом, а папа-он такой же артист, у которого своё репетиционное и рабочее время. Бывало,что и слова некогда сказать друг-другу на русском.

Наталья Иванова говорит со вздохом:

«Да, было очень трудно. Но это видела я, мама. А вот Кристина как бы воспринимала всё, как и должно быть. Трудно, да, но надо. И нет слова "не хочу". Так мы с детства её воспитывали. Премьера для неё прошла удачно, без провалов. Выступать на сцене Кристине всегда нравилось,с самого начала. А артистическое мастерство росло постепенно, она ведь не была артисткой, училась этому в процессе работы именно на сцене, на публике. Наша семья в прошлом, изначально, - это семья спортсменов, а не артистов. Это разное...»

Сама Кристина вспоминает другое:

«Путешествие с туром - один из самых прекрасных периодов в моей жизни, потому что дало мне возможность повидать множество стран, встретиться с разнообразными людьми, культурами, традициями, укладами жизни. Я ездила с Алегрией 7 лет. Кроме прочего, я закончила школу при туре, которая базируется на Квебекской системе школьного образования, так что у меня диплом об окончании канадской школы. Я выучила там английский и французский языки, на который сейчас говорю свободно. В мое время у нас было 4 учителя, которые постоянно работали при туре и занимались с 11 учениками. Я знаю, что сейчас там даже больше учеников, чем раньше, и мой младший брат Тимоша нынче тоже учится там.»

При том, что Кристина постоянно выступает, по выходным дням - два в шоу в день, она, работая в «Ля Нубе», в Орландо, умудрилась без отрыва от производства закончить местный колледж на заочном отделении, получив диплом дизайнера по интерьеру для возможной будущей карьеры. Деньги на обучение заработала сама. Иной бы с ног свалился от такой нагрузки, но не Кристина. С родителями она видится по нескольку раз в год, прилетает к ним, когда у нее выдаются выходные, или начинается отпуск. Старается вместе с ними ежегодно летать в Россию. Конечно, у Кристины бывают и травмы, и минуты слабости, когда все кажется адским трудом. Такой образ жизни - не для слабых. Но любимое дело - самая лучшая мотивация с детства.

Труппы на гастролях - предмет особой гордости и заботы Цирка дю Солей. В среднем цирковой табор насчитывает до двух сотен человек вместе с обслуживающим персоналом и домочадцами. Обычно это выглядит так: вокруг белоснежного (или полосатого сине-желтого) шапито на две с половиной тысячи мест, с многочисленными разновысокими шпилями и флагами, обширным фойе с магазинами и буфетами, располагается цирковой городок, куда входят билетные кассы, комплексы административных вагончиков, столовая для персонала и артистов, техно-зона для монтажников, электроустановки, водопроводно-туалетные коммуникации, загончик для полусотни временно нанимаемых билетеров и три школьных корпуса на колесах. Надо отметить, что Цирку от города нужна только вода и телефонная связь, а прочее, вплоть до выработки электричества - автономное свое. На входе в цирковой городок - внушительная вахтерская будка, сама территория обнесена деликатной, но высокой и прочной сеткой.

Это микрокосм со своими правилами, законами,сложившимися традициями. Например, раз в пару лет традиционно устраиваются так называемые «Талант-шоу», когда на специальном концерте все желающие демонстрируют друг перед другом свои альтернативные таланты: поют, пляшут чечетку, исполняют тяжелый металл в музыке. Или есть еще «Техно-шоу», нечто вроде капустника, при закрытом показе, когда зрителями являются артисты шоу, а обслуживающий персонал и члены семей делают пародию на шоу и взаимоотношения в туре, иногда в весьма ироничном ключе. Жены артистов - самый осведомленный народ, работает сарафанное радио, распространена всемерная помощь в том, что касается, например, ухода за детьми. Молодежь с удовольствием ходит танцевать в ночные клубы. Цирковая комунна переодически массово увлекается то шахматами, устраивая неформальные турниры, то пинг-понгом, то ходит на курсы мексиканской салсы, то едет на выездную игру в пейнт-бол.

У цирковых детей - огромный опыт адаптации к самым разным условиям в разных странах. У них есть такие привилегии, которые не доступны обычным детям, например, посещение великосветских празднований после каждой премьеры в обществе высокопоставленных особ и родителей-артистов. Или поездки по лучшим музеям и достопримечательностям в тех городах, куда приезжает шоу. Детям разрешается сидеть в классе за партами в поперечном шпагате или заложив коленку за плечо, потому что запрещать это бесполезно. Все они бегло владеют тремя-четырьмя языками, хотя на родном языке разговаривают без акцента, умеют давать бойкие интервью очередным явившимся в школу репортерам, а так же поддерживать светские беседы на раутах.

Они отдают себе отчет, что все находятся как бы в одной лодке, поэтому надо быть более ответственными и осторожными по отношению друг к другу, - круг близкого общения принудительно ограничен из-за постоянных переездов. Отсюда - толерантность в том, что касается чужих национальных, культурных и прочих воззрений. Старшеклассники для младших - почти как родные сестры и братья, с ними - постоянное плотное общение.

Наташа Иванова рассказывает:

«Семейные традиции в туре-это отдельный разговор.Например, в нашей семье-это весело отметить свой день рождения, и не только вкусно накормить гостей, но и развеселить всех, чтобы никто не скучал. Поиграть, попеть, потанцевать. К сожалению, обычные семейные традиции в турах сохранять трудно. Их легко поддерживать дома, когда тебя окружают любимые предметы, люди родные и близкие. А на гастролях этого нет. Приходиться приспосабливаться всегда к новым условиям.»

Конечно, при бесконечных переездах им не хватает общения с близкими друзьями в России, они скучают по родному Ярославлю, постоянно звонят домой, каких бы денег это не стоило. Но зато используют любые возможности пригласить к себе родителей или друзей погостить в туре, посмотреть вместе с ними на мир. И очень ценят возможность посещать красивые места, музеи, видеть разнообразную природу, дружить с людьми иных национальностей.

За время своей работы семья Ивановых сделала с туром не один виток вокруг земного шара: через Японию и Новую Зеландию с Австралией, многие страны Европы, вдоль и поперек США и Канады, вплоть до Бразилии, Аргентины и Чили. Каждый год они прилетают в отпуск домой, в Ярославль, повидаться с близкими, а их уютная квартира постепенно наполняется экзотическими сувенирами.

Евгений добавляет:

«На гастролях разное бывает. Однажды мы летели на самолете из страны в страну и проходили таможенный досмотр. Офицер таможни с подозрением попросил пройти через проверочные ворота, вывернуть карманы, поднять руки, короче, осмотрел со всех сторон, а потом кивает мне куда-то в ноги и спрашивает: А что у вас там? Я говорю: Где? Поворачиваюсь вокруг оси, ничего не понимаю. Ноги, - говорю. Он мне приказывает: приподнимите брюки. Я слегка задираю штанины и таможенник начинает густо краснеть, так ему стало стыдно и неловко. Он, видимо, даже не мог себе представить, что на человеческих икрах реально могут быть такие мышцы. Извинялся потом.»

Евгению очень понравились гастроли по Австралии, Японии, Европе. По его словам, в Японии зрители реагировали чуть сдержаннее, в Европе, особенно Испании, визг, крики, бешеные овации. А когда Женя стал играть роль Красного Горбуна, то стал больше замечать нюансов в реакции зрителей. По его мнению, самая лучшая публика - в пятницу вечером, независимо от страны. После окончания недели идет расслабление и прочие удовольствия. Самая вялая публика - в воскресение утром. Кто-то опоздал, кто-то не выспался. Детишек очень много, которые отвлекаются. Американцы - как дети, им надо постоянное действие, если пауза, то они сразу начинают есть поп-корн, общаться. А японцы будут смотреть с распахнутыми глазами и открытым ртом сколько угодно, сколько бы ты ни стоял на месте.

Там есть на что посмотреть с открытым ртом.

Переговоры о приезде в Россию уже ведутся, так что вскоре гастроли Цирка дю Солей пройдут и у нас.

Стационарные шоу - другая «история с продолжением». Каждый проект рссчитан на много лет эксплуатации. Например шоу «Mistere» идет с 1993 года, причем очень успешно по сей день. Работники цирка снимают или покупают себе жилье в месте дислокации и живут обычной городской жизнью, но работают в особенных услових. О масштабах возможностей цирка свидетельствует небольшая цитата из интервью Робера Лепажа, который поставил для Цирка дю Солей шоу «Ка», имеющего стационарный зал в самом бурно-развивающемся городе штата Невада:

«В Лас Вегасе очень странная ситуация. Там очень много денег, кругом одни мультимиллиардеры, поэтому о деньгах там вообще нет речи. Они говорят: "Единственное наше желание - работать с вами". - "Хорошо. Чем могу быть ва полезен?" - "Изобретите что-нибудь, чего никто прежде не видел. Делайте, что хотите, экспериментируйте, пробуйте, придумывайте новые технологии, проводите любые исследования, испытания, какие вам только нужны. Вы можете работать столько времени, сколько вам нужно, пока вы не почувствуете, что пришли к вещам, которых ещё до вас не было". Такие вот условия. Мы работали, ставили всевозможные опыты, изобретали, экспериментировали... И общая сумма бюджета для шоу появилась только в самом конце - 200 миллионов долларов.»

В результате за изобретение новых технологий, шоу «Ка» (эпическая сказка в духе восточных единоборств) получило в 2008 году особую награду за выдающиеся достижения в техническом оснащении. На сценическом пространстве используются семь независимых платформ: основная площадка может вставать на дыбы и вращаться в трех измерениях на огромном рычаге, снизу выныривают и снова исчезают пять столбов, по которым прыгают акробаты, а глубоко внизу невидимая публике страховочная сетка предохраняет пикирующих сверху артистов. Даже от просмотра видео-ролика этого шоу на сайте цирка дух захватывает.

Будущие проекты будут включать в себя все больше новаций и сплавов жанров, таких как мультимедийные возможности, танец, разные виды единоборств, иллюзионные трюки, как например, для нового шоу «CRISS ANGEL® Believe™». Сам Крис Энджел говорит о новом спектакле вот что:

«Ко мне подходят люди и спрашивают, на что похоже твое шоу? И вот вам правда: ожидайте неожиданного, потому что это зрелище вышло за пределы моих самых дикий фантазий. Это выше понимания. Шоу предлагает вам особый опыт переживаний, отличающийся от всего, что мир развлечений предлагал до сих пор. Поверьте.»

Такая история успеха, как с Цирком дю Солей, уникальна. Это возможно один раз на свою эпоху. Сейчас Цирк дю Солей разворачивает поистине глобальную коммерческую индустрию развлечений. Лалиберте берет размахом и устоявшимся именем своего цирка. Его проекты дают путевку в жизнь совершенно новым идеям и кормят огромное количество народу, компания участвует в многочисленных благотворительных инициативах.

Один из лучших современных экспертов по истории мирового цирка Паскаль Жакоб считает, что в будущем Цирк дю Солей станет абсолютной монополией из-за процессов глобализации в мировом бизнесе. На Западе в этой области Цирк дю Солей скоро будет вездесущ, как Кока Кола. Там постепенно происходит слияние смысла слова «Цирк» и Цирком дю Солей, как в позапрошлом веке слово «Цирк» в Америке означало зрелище «Barnum & Bailey Greatest Show On Earth».

Павел Брюн, некогда Артистический директор и Художественный руководитель Лас Вегасского Дивизиона Цирка дю Солей, о котором мы уже упоминали в начале, говорит:

«Трудно переоценить значение русских в Цирке дю Солей. Почему? Да потому, что русские традиции и технологии в искусстве цирка и театра и в спорте очень высоки и глубоки. Цирк дю Солей начинал буквально на улицах Квебека, ничего не зная о вышесказанном, но, к их же чести - ничего не боясь. Шажок за шажком, приводя в Цирк дю Солей одного российского артиста за другим, создавая номер за номером, привлекая тренера за тренером мы знакомили Цирк с тем, что знаем и умеем лучше многих (если не всех) в мире.»

Влияние этого примера на остальной цирковой мир невозможно переоценить. Уже сейчас количество зрителей увидевших постановки Цирка дю Солей подходит к 80 миллионам зрителей на пяти континентах.

Посмотрев какое-либо шоу Цирка дю Солей, любой из вас может купить себе красочную программку, открыть ее на последней странице, посмотреть на состав труппы, с фотографиями, именами и странами, кто откуда родом, и выяснить, сколько там наших людей. А потом подойти после окончания спектакля к служебному выходу и сказать им по-русски: «Здравствуйте, друзья. Спасибо вам за ваше искусство. А как там нынче поживают Ивановы?»

Ирина ТЕРЕНТЬЕВА.

Компания, работающая в сфере развлечений, определяющая свою деятельность как «художественное сочетание циркового искусства и уличных представлений». Была основана в 1984 году Ги Лалиберте и Жилем Сент-Круа и базируется в Монреале (Канада). Цирк известен принципиальным отказом от участия животных в спектаклях и своими синтетическими представлениями, в которых цирковое мастерство соединяется с музыкой, причудливым дизайном и хореографией. Считается, что он вдохнул новую жизнь в цирковое искусство.

В штате компании более 4000 человек, работающих в разных группах, что позволяет давать представления в разных городах одновременно. Основная часть труппы даёт представления в Лас-Вегасе , гастрольная часть ездит с различными шоу по всему миру, выступая как на арене под временным шатром (шапито) или на постоянной цирковой арене, так и на театральных сценах и в концертных залах. Годовая выручка цирка превышает 600 млн долларов.

С цирком сотрудничали композитор Рене Дюпере , режиссёр Робер Лепаж , модельер Тьери Мюглер . Режиссёром-постановщиком цирка на протяжении многих лет является Павел Брюн (англ. Pavel Brun ), хореографом - Дебра Линн Браун (англ. Debra Lynne Brown ).

Постановки

Названия многих спектаклей являются именами собственными и не нуждаются в переводе.

Saltimbanco

Alegría

Alegría (исп. - «ликование, радость»), 1994 - это ода энергии, грации и силе молодости. Шоу раскрывает целый ряд тем: могущество, которое со временем ослабевает, эволюция от древней монархии к современной демократии, старость и молодость. Атмосферу создают короли, дураки, бродячие артисты, попрошайки, старые аристократы и дети, а также клоуны - единственные, кто в силе пережить течение времени и те изменения, которое оно накладывает.

Quidam

Ovo

Другие выступления

Артисты цирка выступали на 74-й церемонии вручения премии «Оскар » (2002), 50-й юбилейной церемонии «Грэмми» и матча Супер Боул XLI . В 2009 году артисты цирка открывали финал музыкального конкурса «Евровидение » в Москве, в 2010 году часть выступления была показана на празднике «Алые паруса » в Санкт-Петербурге. Артисты цирка выступали на конференции EC (2010) и на церемонии открытия чемпионата FIFA U-17 Women’s World Cup в Азербайджане (2012).

См. также

Напишите отзыв о статье "Cirque du Soleil"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Cirque du Soleil

– Г…"аз! Два! Т"и!… – сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам всё ближе и ближе, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки.
– Так когда хочу – могу стрелять! – сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова, и потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что то сказал ему.
– Не…е…т, – проговорил сквозь зубы Долохов, – нет, не кончено, – и сделав еще несколько падающих, ковыляющих шагов до самой сабли, упал на снег подле нее. Левая рука его была в крови, он обтер ее о сюртук и оперся ею. Лицо его было бледно, нахмуренно и дрожало.
– Пожалу… – начал Долохов, но не мог сразу выговорить… – пожалуйте, договорил он с усилием. Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: – к барьеру! – и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но всё улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.
– Боком, закройтесь пистолетом, – проговорил Несвицкий.
– 3ак"ойтесь! – не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику.
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
– Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:
– Глупо… глупо! Смерть… ложь… – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой.
Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова.
Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова.
– Ну, что? как ты чувствуешь себя? – спросил Ростов.
– Скверно! но не в том дело. Друг мой, – сказал Долохов прерывающимся голосом, – где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет…
– Кто? – спросил Ростов.
– Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, – и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.
Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат.

Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями. В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий.
Он прилег на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть всё, что было с ним, но он не мог этого сделать. Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. То ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал на снег.
«Что ж было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? – Оттого, что ты женился на ней, – отвечал внутренний голос.
«Но в чем же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, – и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.] Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании. Особенно живо, оскорбительно и постыдно было для него воспоминание о том, как однажды, вскоре после своей женитьбы, он в 12 м часу дня, в шелковом халате пришел из спальни в кабинет, и в кабинете застал главного управляющего, который почтительно поклонился, поглядел на лицо Пьера, на его халат и слегка улыбнулся, как бы выражая этой улыбкой почтительное сочувствие счастию своего принципала.
«А сколько раз я гордился ею, гордился ее величавой красотой, ее светским тактом, думал он; гордился тем своим домом, в котором она принимала весь Петербург, гордился ее неприступностью и красотой. Так вот чем я гордился?! Я тогда думал, что не понимаю ее. Как часто, вдумываясь в ее характер, я говорил себе, что я виноват, что не понимаю ее, не понимаю этого всегдашнего спокойствия, удовлетворенности и отсутствия всяких пристрастий и желаний, а вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и всё стало ясно!
«Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя. Отец, шутя, возбуждал ее ревность; она с спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой: пусть делает, что хочет, говорила она про меня. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что она не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет».

Канадец Ги Лалиберте заработал состояние в $1,9 млрд, построив знаменитый на весь мир Cirque du Soleil. Спустя 31 год он продал 90% компании за $1,5 млрд, а сам решил сосредоточиться на своих детях и благотворительности

Канадец Ги Лалиберте (Фото: REUTERS 2015)

В апреле Cirque du Soleil — один из самых знаменитых в мире операторов театрализованных цирковых представлений — объявил о переходе под контроль новых владельцев: американской инвестиционной компании TPG (ей теперь принадлежит 60%), китайской Fosun International (20%) и канадского пенсионного фонда Caisse de dépôt et placement du Québec (10%). По сообщениям СМИ, сделка стоит около $1,5 млрд (официально сумма не раскрывается). У основателя «Цирка Солнца» (так переводится с французского Cirque du Soleil) — 55-летнего эксцентричного канадца-миллиардера Ги Лалиберте останется 10% компании.

Лалиберте основал Cirque du Soleil, когда ему было всего 25 лет. С тех пор он не только изменил представление о цирке во всем мире, но и стал одним из богатейших людей Канады (21-й в канадском списке Forbes, журнал оценивает его состояние в $1,9 млрд), слетал в космос туристом и создал фонд, который помогает бороться с проблемой нехватки питьевой воды во всем мире.

Искатель приключений

Ги Лалиберте было 18 лет, когда он отправился путешествовать по Европе, став бродячим артистом. Там он зарабатывал тем, что играл на аккордеоне традиционную канадскую музыку на улицах, и однажды из-за отсутствия денег был вынужден ночевать на скамейке в лондонском Гайд-парке. За год своих странствий по Европе он также научился жонглировать, глотать огонь и ходить на ходулях, после чего вернулся в Канаду.

«Это было просто приключение, — говорил он в одном из интервью про свой европейский опыт. — Я планировал продолжить учебу и вести обычную жизнь». Но найти «нормальную» работу ему не удалось, и он присоединился к цирковой труппе акробатов на ходулях Les Echassiers в Бэ-Сен-Поль (пригород Квебека), где познакомился с ее основателем Жилем Сент-Круа. В 1982 году они вместе начнут делать карнавал циркового искусства La Fête Foraine.

Цирк, замечала New York Times, является только третьей страстью Ги Лалиберте. Вторая — это путешествия, а вот на первом месте — бизнес: с самого начала Лалиберте сам занимался привлечением денег для развития компании. В 1984 году он «выбьет» у властей провинции Квебек финансирование в размере $1,3 млн на проведение праздничных мероприятий к 450-летию открытия Канады, писала The New York Times. Так родился Cirque du Soleil, при том что сама труппа на тот момент тренировалась в арендованном спортивном зале.

Первое шоу принесло совсем небольшую прибыль — $40 тыс., а после второго сезона компания и вовсе оказалась на грани банкротства. Но цирк Лалиберте нравился публике, и его постепенно стали воспринимать как национальное достояние, и власти еще раз поддержали компанию.

В 1987 году Cirque du Soleil пригласили на открытие фестиваля искусств в Лос-Анджелесе. «Я поставил на этот вечер все, что у нас было», — вспоминал предприниматель то первое американское выступление в интервью New York Times в 2011 году. На поездку в Лос-Анджелес «скидывалась» вся труппа. «Если бы мы тогда провалились, нам пришлось бы возвращаться домой пешком — у нас не было денег даже на бензин на обратную дорогу», — рассказывал он. Но уже на следующий день после открытия фестиваля город выстроился в очереди за билетами на Cirque du Soleil.

Азарт у Лалиберте, очевидно, в крови — в 2005 году он увлечется покером и два года спустя займет четвертое место во всемирном покерном турнире Five Star World Poker Classic, выиграв приз в размере почти $700 тыс.

Изобретая цирк заново

Настоящий триумф к Cirque du Soleil пришел в Лас-Вегасе. Первым шоу в городе-казино стало Mystère в декабре 1993 года, оно также было первым «стационарным» шоу (которое не гастролирует по миру, а проходит в специально построенном для него театре). «В мире есть три столицы развлечений — Лас-Вегас, Нью-Йорк и Лондон», — говорил NYT Лалиберте, и, по его словам, по-настоящему завоевать ему пока удалось только Лас-Вегас. Сейчас на долю мировой столицы развлечений, где у Cirque du Soleil восемь «стационарных» представлений, приходится около половины выручки компании. Бизнесом там управляет специально созданная дочерняя фирма.

Одно из шоу Cirque du Solei l в Лас-Вегасе — Love — родилось в 2006 году и было навеяно дружбой с ДжорждемХаррисоном. Ради постановки этого шоу по одноименному альбому The Beatles бизнесмену удалось посадить за стол переговоров оставшихся в живых «битлов» — Пола Маккартни и РингоСтарра, а также Йоко Оно и ОливиюХаррисон, представлявших покойных Леннона и Харрисона. Специально для шоу песни с альбома Love «пересобрали» в единую органичную композицию, а в общей сложности в музыкальном оформлении были использованы сэмплы из более 120 песен The Beatles.​

Историю успеха Cirque du Soleil изучают в бизнес-школах на курсах по стратегии Blue Ocean («голубой океан» как метафора новой, свободной ниши на рынке в противовес рынку с уже созданной конкурентной средой — «красный океан»). Как писал российский Forbes, ее «знает наизусть каждый студент «Сколково». Лалиберте не только сумел вновь привлечь интерес к акробатическим театрализованным представлениям, но по сути «изобрел цирк заново», отказавшись от номеров с животными и традиционных конферансье. Изначально в Cirque du Soleil уделяли особое внимание драматургии представления: создание каждого шоу начинается с разработки концепции (основной идеи) и сценария, и только затем продумывается акробатический «костяк». В 1990-х годах Лалиберте стал приглашать к сотрудничеству режиссеров-постановщиков театра и кино, не имевших опыта работы с цирком, например знаменитого канадского театрального режиссера Робера Лепажа.

Такой подход помог привлечь более взрослую (по сравнению с традиционным цирком) и соответственно платежеспособную аудиторию. Менее чем за 20 лет Cirque du Soleil удалось достичь уровня выручки, до которого Ringling Bros. and Barnum & Bailey Circus [американский цирк, основанный в 1919 году; принадлежит компании Feld Entertainment] добирались сто лет, отмечали в своей книге «Стратегия голубого океана» профессора французской бизнес-школы INSEAD Чан Ким и Рене Моборн. В 2011 году выручка Cirque du Soleil впервые превысила $1 млрд.

Впрочем, год спустя компания столкнется с финансовыми трудностями: несмотря на миллиардную выручку, она останется без прибыли, а в 2013 году оборот сократится до $850 млн. Одной из причин сокращения доходов сам Лалиберте назовет чрезмерную экспансию: Cirque du Soleil стал ставить слишком дорогие шоу, которые медленно окупались. В рамках реструктуризации Лалиберте пришлось сократить 400 сотрудников. Если в какой-то момент штат цирка достигал 5 тыс. человек, то теперь их осталось только 4 тыс.

Сколько стоит шоу Cirque du Soleil

Стационарное шоу (представления, которые Cirque du Soleil не возит по миру, а демонстрирует всегда только в определенных городах) стоит около $40-50 млн. Стоимость перевозных шоу, как правило, ниже, однако Zarkana или трибьют Майлу Джексону стоили более $50 млн и показывались в нескольких странах мира, в том числе в России. На сегодняшний день Cirque du Soleil показывал свои представления на всех континентах мира (кроме Антарктиды), в 48 странах. Репертуар цирка за всю историю насчитывает около 30 шоу.

Отчасти именно с финансовыми проблемами были связаны поиск инвесторов и последовавшая продажа цирка в апреле 2015 года. Лалиберте надеется, что китайская Fosun Capital поможет выходу и развитию Cirque du Soleil в Китае, где компания до сих пор была не очень успешна. Сам он объясняет продажу еще и тем, что, поговорив со своими пятью детьми (им сейчас от 7 до 18 лет), понял, что никто из них дело отца продолжать не хочет.

Теперь Лалиберте планирует сосредоточиться на своем благотворительном фонде One Drop Foundation, который занимается проблемами нехватки питьевой воды в мире. Он создал его в 2007 году, а в 2009 году во время своего полета на Международную космическую станцию в качестве туриста провел двухчасовое «поэтическое шоу» — телемост, чтобы привлечь внимание к проблеме водных ресурсов. За космический «аттракцион» канадец предположительно заплатил $35 млн. На связь с Лалиберте в космосе вышли бывший вице-президент США Ал Гор, Шакира, Сальма Хайек, группа U2 и другие. И это мероприятие как нельзя лучше иллюстрирует идеологию предпринимателя, которой он руководствовался, создавая Cirque du Soleil, — «вместе искусство и бизнес могут сделать мир лучше».

Cirque du Soleil в России

Знаменитый Cirque du Soleil впервые приехал в Россию только в 2009 году. Организацией и продвижением российских (и украинских) спектаклей занимается не головной офис в Монреале, а созданная в 2008 году компания Cirque du Soleil Rus — она на 75% принадлежит канадскому Cirque du Soleil, остальными 25% владеют канадцы Джордж и Крейг Кохоны (Джордж открывал McDonald’s в Канаде и России, а его сын Крейг в начале 1990-х годов «привез» на российский рынок Coca-Cola).

По словам гендиректора Cirque du Soleil Rus Натальи Романовой, у Cirque du Soleil только две дочерних компании в мире, которые занимаются управлением на конкретном рынке: в России и «дочка» в Лас-Вегасе, которая курирует «стационарные» шоу в городе-казино. «Фактически мы создали бизнес в России с нуля», — замечает Романова в разговоре с РБК. Проведенные перед выходом на российский рынок маркетинговые исследования показывали, что уровень узнавания бренда в Москве и Петербурге с подсказкой составил около 2%, это уровень статической погрешности, говорит она.

«Поначалу мы чувствовали к себе отношение [со стороны монреальского офиса], как к промоутерам, — говорит Романова, — однако сейчас российская компания принимает Cirque du Soleil в России «под ключ»: занимается всем, от продажи билетов и маркетинга вплоть до технического обслуживания шоу, логистики и размещения артистов... Мы стали частью большой семьи Cirque du Soleil».

Ги Лалиберте, с которым она знакома лично, Романова характеризует как человека, «от которого ты загораешься как лампочка». С Россией и российскими артистами (выходцы из стран бывшего СССР составляют 30% труппы Cirque du Soleil) предприниматель познакомился в начале 1990-х годов и приезжал практически на все премьерные показы шоу Cirque du Soleil в России. Показ самого первого — Varekai — совпал по времени с окончанием космического путешествия Лалиберте: он в течение 9 месяцев проходил подготовку в России и полетел в космос именно на российском корабле. Он всегда с большим интересом относился к России и считал российский рынок очень перспективным, говорит Романова.

На вопрос о том, не смущает ли Cirque du Soleil экономическая обстановка в России, Романова отвечает, что уже с началом рецессии, в конце прошлого года, в Россию привезли «сестру» Cirque du Soleil — Cirque Eloize, спектакли которого показали в 12 городах. Опять же, напоминает Романова, идея привезти Cirque du Soleil в Россию родилась в разгар мирового экономического кризиса — она смеется, рассказывая, как на пресс-конференции в 2008 году журналисты спрашивали: «в своем ли вы уме» выводить на рынок столь дорогостоящий иностранный продукт в непростое время? Но время доказало правильность этого выбора, говорит она (хотя и отказывается назвать операционные показатели российского бизнеса). ​

С 2009 года представления Cirque du Soleil посетили почти два миллиона российских зрителей — юбилейного посетителя компания ждет на пятничном показе шоу Quidam.

Cirque du Soleil в цифрах

31 год существует Cirque du Soleil

Более 160 млн зрителей посетили представления Cirque du Soleil с момента его основания

$40-50 млн составляет средняя стоимость производства одного шоу Cirque du Soleil

$850 млн выручил цирк в 2013 году

Больше 2,6 тыс. зрителей вмещает традиционное шапито Cirque du Soleil

$1,5 млрд составляет оценочная стоимость сделки по покупке 90% Cirque du Soleil (точная сумма не раскрывалась)



ТАЛАНТ В СОЛНЕЧНОЙ ОПРАВЕ

Цирк дю Солей и его русские артисты

"Это круче, чем кайф от колес". "Визуальный оргазм". "Я так смеялся, что почти описался". "Я больше никогда не смогу ходить в другие цирки". Такие записи оставляют зрители в книге отзывов "Цирка дю Солей".

Семь его разных шоу одновременно идут в разных точках мира. Любопытно, что в одном из представлений, "Алегрия" , среди 50 выступающих на сцене артистов - 30 из стран бывшего Союза. В других труппах процент меньше, но тоже впечатляет. Интересно, почему там столько россиян и как наши земляки влияют на развитие современного цирка?

Цирковой организм

Кульминация многоходовой клоунады - придуманный им номер "Шторм" (авторские права защищены), в котором главный герой (исп. Юрий Медведев), собираясь в дорогу, влезает одной рукой в плащ, висящий на вешалке под шляпой, и чистит себе полы щеткой. Вдруг как в триллере, плащ оживает, отчуждая руку клоуна, и не отпускает его, отнимая щетку. Бедный клоун обмирает в тихом ужасе, а плащ неожиданно гладит его, снимает с плеча пылинки, по-женски приголубливает и незаметно сует ему в пиджак записку. Но раздается свисток на отправление, клоун вырывается, бежит к чемодану, надевает дымящуюся, как труба, черную шляпу и поездом объезжает вокруг сцены. Запыхавшись, он присаживается на чемодан, достает носовой платок, видит выпавшую записку, жадно ее читает... Потом медленно рвет и грустно бросает клочки вверх. Они кружатся, как снежинки, а сверху вслед за ними сыплется легкий бумажный снег, переходящий в густой непрерывный вал. Через минуту нарастающего завывания ветра начинается апокалиптический шторм. В глаза залу врубается ослепительный пожектор и ветряная турбина, которая разносит бумажные сугробы аж до верхнего яруса шапито. Громовая музыка продирает до костей. Полный зрительский катарсис. Истерическая овация. Антракт.

После окончания шоу народу надо минимум 15 минут, чтобы вдосталь наораться-насвистеться. В финале - особенный такой номер, когда артисты выбегают на поклон и срывают с себя маски.

Прости, что меня занесло в слезливый восторг, но ничего с этим поделать не могу. Слезы текли сами, не спросясь. От радости.

Эпилог под фанфары

Думается, что столь глобальный успех цирка, достигнутый всего за 15 лет, обусловлен великолепным руководством, мощной художественной концепцией и неординарной эстетикой, абсолютным мастерством всех создателей шоу и артистов, новейшим техническим оборудованием, и, как следствие всего перечисленного, - элементарным денежным богатством. Влияние этого примера на остальной цирковой мир невозможно переоценить, и мы вправе гордиться соотечественниками, которые своим искусством потрясают такое количество зрителей во всех концах света.

Cirque du Soleil (Цирк Солнца) - яркий представитель современного жанра циркового искусства. Цирк Солнца насчитывает более 4000 человек, работающих в разных труппах, что позволяет компании давать представления в нескольких точках мира одновременно. Выступает со зрелищными спектаклями, постановка которых осуществлена на арене под временным шатром (шапито), на постоянной цирковой арене, а также на театральной сцене. Годовая выручка цирка превышает 600 млн долларов.

Про цирк Солнца говорят, что он вдохнул новую жизнь в цирковое искусство. Наряду с суперзвёздами популярной музыки он развлекал публику во время 74-й церемонии вручения премии «Оскар», 50-й юбилейной церемонии «Грэмми» и матча Супер Боул XLI. Его достижения награждены ведущими премиями циркового мира, а запись одного из их шоу - ещё и телепремией «Эмми». В 2009 году в Москве этот цирк открывал финал музыкального конкурса «Евровидение». В 2010 году часть выступления была показана на празднике «Алые паруса» в Санкт-Петербурге. В 2010 году цирк выступал на конференции EC.

Цирк Солнца придумали в 1984 году Ги Лалиберт (Guy Laliberté) и Даниэль Готье (Daniel Gauthier). С тех пор он базируется в Монреале, Канада.Ги Лалиберте родился 2 сентября 1959 года в г. Квебек, франкоязычной канадской провинции Квебек. Карьеру начал в 14 лет, выступая на улицах родного города – глотал огонь, ходил на ходулях, играл на аккордеоне. В 18 лет бросил колледж и уехал на гастроли с труппой бродячих циркачей. Объездил полмира. Лучшие впечатления сохранил о Гавайских островах и Франции.

Вернувшись в Канаду, Ги Лалиберте вместо сказочных богатств привёз мешок сумасшедших идей и опыт организатора цирковых представлений. Здесь он находит единомышленников среди друзей детства. Это владелец консалтинговой компании Даниэль Готье и уличный циркач Жиль Сен-Круа. Вместе они разрабатывают концепцию нового цирка и составляют план её реализации. Жаль, легенда рождения Цирка Солнца умалчивает имя муниципального чиновника, к которому обратился за помощью молодой «глотатель огня». Своей страстной речью Лалиберте убедил его, что пройдёт совсем немного времени, и новый цирк станет визитной карточкой Канады, наравне с кленовым листком и хоккеем. Власти Монреаля (столицы провинции Квебек) пошли навстречу самоуверенному «факиру» и выделили сумму, нужную для постановки спектакля в честь 450-летия открытия Канады. Так в 1984 году была создана компания Cirque du Soleil.

Далеко не всё было безоблачно в судьбе молодого цирка. Вслед за успешными выступлениями во всех крупных городах Канады последовал провал представления в шапито, построенном возле Ниагарского водопада. Туристы предпочитали наслаждаться красотами природы, игнорируя рекламу неизвестного шоу. Цирк Солнца едва не прогорел. Полной авантюрой была и поездка на цирковой фестиваль в США. В случае провала у труппы не оставалось денег даже на обратную дорогу. Однако здесь Цирк Солнца ожидал головокружительный успех и внимание серьёзных инвесторов.
В 90-е годы Лалиберте много путешествует, изучая цирковое искусство разных стран и народов. Со временем, это опыт стал основой большинства спектаклей.

О детище Ги Лалиберте говорят, что это единственный цирк, где не мучают животных. Действительно, всех животных в представлении изображают люди. Кроме морального удовлетворения, это приносит компании существенную материальную и медийную поддержку партии зелёных. Сценическая площадка Цирка Солнца – это арена, вывернутая наизнанку. Зрители находятся ниже основной сцены. Артисты падают или спускаются сверху, появляются из запутанной системы лабиринтов и люков. Исполнив свою роль, незаметно растворяются в искусственном тумане или среди многочисленных декораций.

Главное отличие Цирка Солнца: любое представление – это цельный спектакль с единой драматургической основой. Номера плавно перетекают один в другой, не разрушая общую атмосферу зрелища. Наравне с захватывающими и рискованными цирковыми номерами, ведущая роль в организации действа принадлежит музыке, цветовому и световому оформлению. Таких фантастически-красивых костюмов и декораций вы не увидите больше нигде. С успехом используются технические новинки, многие из которых обязаны своим появлением «креативному кабинету» компании, где Ги Лалиберте собирает 7-8 своих близких друзей для совместного творчества. Так, зрители «Евровидения», проходившего в Москве, были поражены «летающими бассейнами».

Все, кому повезло побывать на спектаклях Цирка дю Солей, говорят об ощущении праздника и полного счастья, рождённого фантазиями великого Ги Лалиберте и его команды.

Многие названия спектаклей Цирка Солнца являются именами собственными и не нуждаются в переводе.

  • 1984 Le Grand Tour (Большое Путешествие )
  • 1987 Le Cirque Réinventé (Цирк, выдуманный заново )
  • 1990 Nouvelle Expérience (Новый опыт )
  • 1990 Fascination (Очарование )
  • 1992 Saltimbanco (Бродячий акробат ) (первая постановка в шапито)
  • 1993 Mystère (Мистерия )
  • 1994 Alegría (Радость, Веселье )
  • 1996 Quidam (Некто )
  • 1998 «O»
  • 1998 La Nouba (Кутить, прожигать жизнь )
  • 1999 Dralion
  • 2002 Varekai
  • 2003 Zumanity - The sensual Side of Cirque du Soleil (Чувственная сторона Цирка Солнца )
  • 2004
  • 2005 Corteo (Кортеж )
  • 2006 Delirium (Бред )
  • 2006 Love (Любовь )
  • 2007 Koozå
  • 2007 Saltimbanco (спектакль восстановлен на постоянной арене)
  • 2007 Wintuk
  • 2008 Criss Angel Believe
  • 2009 Ovo (Яйцо ) - захватывающее «путешествие» в заполненный энергией и постоянным движением мир насекомых



Top