Каноны изображения человека в древнеегипетской скульптуре. Древнеегипетский канон изображения человека

Контрольная работа для 10 класса

по теме «Художественная культура Древнего Египта»

    Перечислите основные периоды истории художественной культуры Древнего Египта.

(V- IV вв. до н.э.- додинастический период;

ХХХ – ХХVIII вв. до н.э. – раннее царство;

ХХVIII- ХХIII вв. до н.э. – древнее царство;

ХХI – ХVIII вв. до н.э. – среднее царство;

ХVI – ХI вв. до н.э. – новое царство;

ХI – 332 г. до н.э. – позднее время)

    Расскажите о верованиях египтян.

(испытывали чувство родства с живыми существами, населяющими землю. В мифологии сохранились поверья о происхождении человека от животного. Многоликость богов. Существовал ряд животных, птиц, насекомых, змей, которых обожествляли. В основе религии лежит мдея о вечной жизни человека).

    Бог Солнца –

а) Осирис;

б) Зевс;

в) Геракл;

г) Ра (г)

    Мумификация человеческого тела совершалась для того,

а) чтобы после смерти душа умершего человека смогла найти своё тело;

в) передать в музей восковых фигур (а)

    Первым восстал против многобожия и магии жрецов, утвердил культ единого Бога Солнца и провозгласил равенство перед ним всех племён и народов –

а) фараон Нармер;

б) фараон Аменхотеп IV – Эхнатон;

в) фараон Тутанхамон (б)

    Расскажите об особенности постройки пирамиды Джосера, назовите архитекторва проекта.

(архитектор Имхотеп, жрец, врач. Возводились в 3 этапа: первый 0 построена большая мастаба; второй – четырёхступенчатая пирамида;

2 -

третий – восточный фасад мастабы был доведён до шести ступеней; высота – более 60 метров)

    Мастаба – это

а) маленькая пирамида для вельмож;

б) прямоугольной формы усыпальница, по форме напоминавшая

скамью;

в) южная окраина Мемфиса (б)

    Самое большое сооружение, когда – либо построенное из камня:

а) пирамида Хеопса;

б) пирамида Осириса;

в) пирамида Хефрена (а)

    Расскажите, что вы знаете о «Книге мёртвых»?

(подробно описывается загробное странствование в загробный суд. В 125-й главе содержится текст оправдательной речи. Имеется специальное обращение к сердцу).

    Расскажите, что вы знаете о «Текстах пирамид»?

(писались зелёной краской – цвет жизни на стенах усыпальниц. Подробно описывалась счастливая жизнь владыки, вступающего в круг богов, попадающего в рай).

    Сфинкс – это

а) сакральный образ Хефрена в виде льва с головой фараона;

б) образ богини с человеческой головой и телом змеи;

в) памятник Хелопсу в виде мраморной скульптуры (а)

    Какие канонические установки сложились в египетской скульптуре. Приведите примеры.

(стоящие или сидящие люди в величавых позах с выдвинутой вперёд левой ногой с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Сходство с оригиналом. В глазницы вставляли кусочки алебастра и помещали драгоценный камень вместо зрачка. Например, принц Рахотеп и его жена; писец Каи).

    По канону египетского изобразительного искусства художники изображали человеческую фигуру на плоскости:

а) только в профиль;

б) только в фас;

в) поворачивали одновременно в фас и профиль (а)

3 -

    Расскажите о театре и музыке Древнего Египта.

(в городах разыгрывались мистерии. Большой популярностью пользовались действа, посвящённые Богу Осирису, его жизни, смерти, воскрешению. Добро побеждало зло – главная идея мистерии. Актёрами выступали жрецы).

    Назовите музыкальные инструменты, которыми пользовались египтяне.

(лютня, барабан, шумовые инструменты)

    Капитель – это

а) лепное украшение на стене здания;

б) изображение действий фараона при жизни на стенах гробниц;

в) венчающая часть колонны или столба (в)

    По мнению древних египтян, у человека имелось три души:

первая душа - … (имеет облик человека, от тела которого она отделилась);

вторая душа - … (представлялась в виде птицы с лицом человека);

третья душа - … (в виде солнечного луча)

4 –

АННОТАЦИЯ

Данная контрольная работа может быть проведена в 10 классе с целью проверки усвоения материала после изучения раздела «Художественная культура Древнего Египта» по программе Л.Рапацкой.

При необходимости задания могут быть разделены на два варианта.

Контрольная работа выполняется весь урок (45 минут).

В мастерской скульпторы трудились на передвижных деревянных подмост­ках, которые позволяли одновременно работать нескольким мастерам, а также обрабатывать очень большие статуи. Скульпторов египтяне называли «санх», что значит «творящий жизнь», ведь они создавали дом для жизни души. Чтобы душа не ошиблась, мастер должен был как мож­но точнее передать в статуе черты лица. А для этого он делал гипсовый слепок с лица умершего, а порой еще живого человека, если тот заранее заботился о своей гробнице.

Традиция создавать скульптуры для гробниц определяла законы изображе­ния человека:

· статуи и бюсты создавались в расчете на то, что на них будут смотреть с определенной точки зрения - спереди;

· фигура стоит или сидит;

· голова поставлена прямо, а взгляд устремлен вдаль;

· ноги сомкнуты, руки прижаты к телу;

· поза скованная, застывшая;

· статуя тесно связана со стеной здания, часто за ее спиной сохраняется в виде фона часть того прямоугольного блока, из которого она была высечена;

· условная раскраска (статую мужчины окрашивали красно-коричневой краской, женщины - светло-желтой), позволявшая создать впечатление живого челове­ка и усилить портретное сходство.

Эти законы помогали создавать величественные образы людей, умерших и вос­кресших для новой, вечной, жизни людей. Они укрепляли веру в незыблемость вла­сти богов, фараонов и вельмож. К середине 111 тысячелетия до н. э. относится статуя Писца. Он сидит на земле, скрестив ноги. На коленях у него лежит свиток папируса. Главное внимание скульптор сосредоточил на лице своего героя. Его глаза широко раскрыты. Белки глаз сделаны из алебастра, зрачки - из серебра. Однако, взгляд его не поймать, он обращен в вечность, а легкая улыбка дополняет ощущение незыб­лемости вечной жизни.
Спустя столетия в египетском искусстве нарастает интерес к пе­редаче окружающего мира. Теперь фараона изображают не только как недоступного вла­дыку, а в кругу семьи, во время обеда, в колес­нице на улицах города. Портреты людей наполняются дыханием ЖИЗНИ.

Примером тому служит портрет прекрасной Нефертити, жены фарао­на Эхнатона. Его создал скульптор Тутмес в XIV веке до н. э. Мастер сумел передать тонкие черты лица, не­жный изгиб шеи, изящество и величавость царицы.

О высоком мастерстве египетских скульпторов можно судить по золотой маске Тутанхамона. Со­хранились записи профессора Дерри, который ис­следовал мумию этого фараона: «Золотая маска изображает Тутанхамона милым и благородным юношей. Тот, кому выпало счастье увидеть лицо мумии, может подтвердить, насколько точно и вер­но передал искусный художник черты усопшего фараона!».

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Тест 1.

Рельеф «Львиных ворот» - единственный пример монументальной скульптуры периода Эгейской культуры. Назовите сооружение, где были установлены «Львиные ворота»:

а) дворец в Кноссе; б) «Царская вилла» в Агиа-Триаде; в) крепость в Тиринфе; г) дворец-крепость в Микенах.

Подземные помещения Кносского дворца царя Миноса назывались: 1) Архитрав; 2) Минотавр; 3) Аид; 4) Лабиринт

Тест 3.

Самая известная достопримечательность Кносского дворца: 1) круглая скульптура; 2) колоннада; 3) фресковая живопись ; 4) мозаики пола.

Тест 4.

Керамикой называют изделия из обожженной глины. Укажите, откуда пошло это название:

а) от названия инструмента для изготовления гончарных изделий; б) от названия материала, из которого изготовлялись изделия; в) от названия места, где осуществлялось гончарное производство; г) от имени мастера этого ремесла; д) от названия одного из гончарных изделий.

Тест 5.

Песни в честь Дионисия назывались: 1) теориконом; 2) дионисием; 3) дифирамбом ; 4) кантом

Тест 6.

Свадебная песня у древних греков назвалась: 1) кантата; 2) хорал; 3) эпиталама ; 4) тропарь

Тест 7.

В течение V в. до н.э. создается ансамбль афинского Акрополя, куда вошли: а) Парфенон - храм Афины Девы; б) Пропилеи - парадный вход на Акрополь; в) храм Ники Аптерос (бескрылой Победы); г) храм Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону, и царю Эрехтею. Укажите, какие из этих сооружений были созданы архитекторами Калликратом и Иктином

Тест 8.

Храм Эрехтейон имел три различных портика, один из которых - портик кариатид. Почему этот портик имел такое название? Найдите правильный ответ среди предложенных вам вариантов:

а) в связи с расположением колонн портика в виде каре; б) в связи со скульптурным изображением стоящих женских фигур, которые служили опорой балки портика ; в) в связи с женскими фигурами, украшающими фронтон портика; г) в связи со скульпторами женщин, стоящих перед входом в храм со стороны портика.

Тест 9.

В IV веке до н.э. в Галикарнасе создается сооружение, представляющее собой 24-ступенчатую пирамиду высотой около 50 метров, увенчанную четверкой коней - квадригой. Что это за сооружение? Выберите правильный ответ:



а) алтарь Зевса; б) святилище Афины; в) усыпальница царя Мавсола; г) храм Посейдона.

Тест 10.

В классический период культуры Древней Греции были созданы такие скульптуры, как а) «Дорифор», б) «Афина и Марсий», в) «Зевс Олимпийский», г) «Дискобол», д) «Раненая амазонка», е) «Афина Промахос», ж) «Диадумен», з) «Афина Парфенос», и) «Гера», к) «Афина Лемния». Найдите среди перечисленных работ произведения скульптора Поликлета

Тест 11.

В IV веке до н.э. в греческой скульптуре на смену величавости, ясности и гармонии приходят драматический пафос, лиризм и грациозность. Создаются такие великолепные произведения, как а) «Менада», б) «Отдыхающий сатир», в) «Аполлон Бельведерский», г) «Гермес с младенцем Дионисом», д) «Надгробие юноши», е) «Афродита Книдская», ж) «Апоксиомен», з) «Аполлон, убивающий ящериц».

Укажите, какие работы принадлежат скульптору Праксителю.

Тест 12.

Скульптурный канон первым сформулировал : 1) Мирон; 2) Фидий; 3) Поликлет; 4) Пракситель.

Тест 13.

Родоначальником трагического жанра, "отцом трагедии" считается: 1) Эсхил ; 2) Софокл; 3) Аристофан; 4) Еврипид

Тест 14.

Отцом бытовой комедии является: 1) Эсхил; 2) Ксенофонт; 3) Аристофан; 4) Фукидид

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Тест 1.

В архитектуре этрусков обязательным элементом городского дома был атриум, представлявший собой: а) купольное сооружение из клиновидных балок; б) главный вход в. дом; в) главное помещение дома с отверстием в крыше и бассейном ; г) крытую галерею, соединяющую помещения дома.

Тест 2.

Этруски в VII-VI вв. до н.э. на погребальных урнах и саркофагах делали скульптурные изображения головы или фигуры покойного. Какой из перечисленных материалов употреблялся этрусками для изготовления погребальных урн и саркофагов.

а) мрамор ; б) гранит; в) терракота; г) бронза.

Тест 3.

В период Римской республики получает развитие скульптурный образ типа тогатуса, представлявшего собой: а) рельефное изображение государственных деятелей; б) скульптурное изображение знатных римлян; в) образ облаченного в тогу римлянина; г) скульптурные портреты в духе этрусского культа почитания предков.

Что такое тогатус? Выберите правильный ответ.

Тест 4.

Наукой всех наук в Риме считалась (лось): 1) военное дело; 2) философия ; 3) риторика; 4) юриспруденция

Тест 5.

В 81 году в Риме воздвигается одна из лучших триумфальных арок, представляющая собой двадцатиметровое мраморное сооружение, украшенное бронзовой скульптурной группой, изображающей императора и богиню победы на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Укажите, в честь какого императора была воздвигнута эта арка: а) Веспасиана; б) Августа; в) Тита; г) Тиберия; д) Нерона.

Тест 6.

Среди площадей императорского Рима выделялся грандиозными размерами Форум, построенный в 109-113 гг. На площади Форума была установлена конная статуя императора и возвышалась тридцатиметровая колонна, названная его именем. Укажите, в честь какого императора был создан этот Форум, установлена на нем колонна и конный монумент:

а) Августа; б) Веспасиана; в) Траяна; г) Нерона; д) Калигулы.

Тест 7.

В 211--216 гг. в Риме императором Каракаллой возводится одно из самых крупных сооружений. Что это было за сооружение? Выберите из нижеперечисленных:

а) Пантеон; б) акведук; в) термы; г) базилика.

Тест 8.

По распоряжению императора Адриана в 125 году на Марсовом поле возводят храм всех богов - Пантеон, имеющий оригинальную конструкцию, своеобразные пропорции и решения по освещению интерьера. «Око Пантеона» представляет собой а) вход в здание, б) проем в стене, в) отверстие в купольном перекрытии ; г) систему купольных отверстий.

Около 170 г. создается знаменитая конная статуя римскому императору - «философу на троне», записавшему в своем дневнике: «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение - смутно, строение всего тела - бренно, душа - неустойчива, судьба -. загадочна, слава - недостоверна». Какому императору воздвигнут этот конный монумент:

а) Константину; б) Флавию; в) Марку Аврелию ; г) Октавиану Августу?

К произведениям величайших поэтов «золотого века» римской поэзии Вергилия, Горация, Овидия неоднократно обращались в своем творчестве поэты России. Так, А. С. Пушкин в стихотворениях «Баратынскому», «Чаадаеву» упоминает имя одного из этих поэтов, а в первой главе «Евгения Онегина» Пушкин пишет:

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, -

Была наука страсти нежной,

Которую воспел Назон.

Назовите полное имя великого римского поэта, которого упоминает в своих произведениях А. С. Пушкин.

Публий Овидий Назон

Скульптура Древнего Египта - одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток - от фигур богов до игрушек и посуды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса - с головой шакала. Все скульптуры создавалась по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Скульптура Раннего Царства

Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы - Она, Абидоса и Коптоса. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» - ритуалом обновления физической мощи фараона. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега - характерное исключительно для композиций в рельефе.

К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Здесь уже выявлены основные черты стиля - монументальность формы, фронтальность композиции. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период (Древний Египет)|додинастического периода]] уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.

Новые черты появились и в рельефах. Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения. Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, частных признаков, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, приобретающем многозначный смысл, возводящий его в категорию символа. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Здесь художник нашел простые и емкие по значению изобразительные средства. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.

Строгое вертикальное членение фасада, аналогичное архитектурным сооружениям, контрастирует в стеле Джета с гибким телом змеи. Изображение сокола Гора, входившее в состав имени фараонов нулевой династии и Раннего Царства, являлось образцом каллиграфического написания соответствующего иероглифического знака.

В композиции можно заметить смещение изображений влево относительно рамки стелы и центральной вертикальной оси. Этот прием основан на ритмическом равновесии пропорций «золотого сечения».

Скульптура Древнего Царства

От эпохи Древнего Царства сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение. Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших - ка, в которых сложились портретного искусства Египта. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» - слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.

Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые. Широко применялся канонический тип статуи писца. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет - живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки; царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера, известной под названием «Сельский староста»). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображавшие работающих людей. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.

Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах. Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Рельефные композиции дополнялись росписью.

Скульптура Среднего Царства

Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем Царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III, который изображался во всех возрастах - от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи - изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.

Искусство Среднего Царства - эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего Царства).

Скульптура Нового Царства

Искусство Нового Царства отличается значительным развитием монументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит за пределы сферы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового Царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и светскому искусству. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут.

В искусстве Нового Царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.

Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Амехотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности.

Амарнский период

Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона в Карнаке. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, поэтому особым смыслом наполняется слово «маат» - истина. Изображения Эхнатона - любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок - все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах - скульптурных моделях.

Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. Откровенным новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт: такова инкрустированная золотом и стекловидной пастой голова матери фараона, царицы Тии. Интимное лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.

Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и широко известная полихромная голова царицы Нефертити в синей тиаре. Вместе с завершёнными произведениями в раскопках скульптурных мастерских найдено и множество гипсовых масок, служивших моделями.

Скульптура Позднего Царства

Во времена Куша в области скульптуры навыки древнего высокого мастерства отчасти угасают - так, портретные изображения на погребальных масках и статуях часто заменяются условно-идеализированными. Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, проявляясь, главным образом, в декоративной области. Одной из лучших портретных работ является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистической достоверной манере.

В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц.

В немногочисленных памятниках эпохи персидского владычества также преобладают чисто египетские стилевые черты. Даже персидский царь Дарий изображен на рельефе в одеянии египетского воина с жертвенными дарами, причем его имя написано иероглифами.

Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Однако эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, внеся большую пластичность, мягкость и лиризм.

Древнеегипетский канон изображения человека. - Лицо и ноги изображают в профиль; - верхняя часть туловища – анфас; - бёдра - на три четверти анфас; - глаза увеличены и подчёркнуты; - верхняя часть туловища – спереди; ноги внизу – сбоку; - мужчину как главу семьи изображают выше всех; жена – ниже плеча мужа; детей изображают по росту ещё меньше взрослых, хотя на росписях они выглядят как маленькие взрослые; если дети совсем маленькие - их рисовали голыми. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении.

Слайд 7 из презентации «Скульптура Древнего Египта» . Размер архива с презентацией 2558 КБ.

МХК 7 класс

краткое содержание других презентаций

«Стиль барокко в архитектуре» - Шёнбрунн(Австрия). Ультрабарокко. Что такое барокко. Петергоф(Россия). Барокко в России. Самые крупные ансамбли барокко в мире. Карло Мадерна. Цвингер(Германия). Рококо. Характерные черты барокко. Версаль (Франция). Сармантское и виленское барокко. Стиль барокко. Аранхуэс(Испания).

«Музеи Лондона» - Музей Транспорта в Лондоне. Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Гарри и Уильям в музее Мадам Тюссо. Музеи Лондона являются культурными ценностями. Список некоторых музеев Лондона. Уимблдонский музей большого тенниса. Британский музей. Дом-музей Шерлока Холмса. Коллекции картин, исторических ценностей. Национальная галерея Лондона. Изучение музеев Лондона. Музеи Лондона. Дом-музей Георга Фридриха Генделя.

«Скульптура Древнего Египта» - Сфинкс Аменхотепа II на территории храма Птаха в Мемфисе. Звери, рыбы и птицы в росписи. Статуи фараонов. Остраконы. Бюст Нефертити. Фигурки работников и животных. Статуэтки кошек. Рельефы в Древнем Египте. Образцы рельефов. План презентации. Анубис. Скульптура Древнего Египта. Образцы росписи. Рельефы, статуи и росписи Древнего Египта. Рельефы украшали, как и росписи, стены и колонны египетских храмов.

«Известные скульптуры Древней Греции» - Скульптура Древней Эллады в современном мире. Венера Милосская. Триумф Венеры. Венера Милосская с выдвинутыми ящиками. Фрагмент картины «Рождение Венеры». Мы хотим доказать, что пропорции которые считаются идеальными во всём мире были сформированы ещё до нашей эры в Древней Греции. Розовая Венера. Сальвадор Дали. Эталон красоты со временем постоянно менялся,но современный вариант был сформирован ещё в глубокой древности.

«Древнегреческие сосуды» - Использовался для питья. Горлышко достаточно расширено к кромке. Пелика - распространившаяся в Аттике форма амфоры. Имеют отверстие в нижнем узком конце. Амфора. Канфар. Псиктер. Амфора - античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками. Псиктер помещался в жидкость, находящуюся в кратере. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра применялись для измерения жидкостей. Из истории декоративного искусства.

«Фонтаны мира» - Свето-музыкальный фонтан. Стеклянная пирамида. 10 самых красивых фонтанов мира. Киев. Самые красивые фонтаны. Фонтаны поражают своим величием и роскошью. Танцующий фонтан. Самые красивые фонтаны мира. Фонтаны. Огромный фонтан. Скорость выброса воды. Петергоф.




Top