Картина человек из овощей и фруктов. Вакханалия природы в полотнах джузеппе арчимбольдо

Портреты из фруктов, цветов и овощей от Клауса Энрике Джерджеса.

Клаус Энрике является последователем идеи художника Джузеппе Арчимбольдо.

«Когда я впервые увидел картину художника Джузеппе Арчимбольдо, то впал в отчаяние. Не было никакого смысла осуществлять мою «новую» концепцию серии портретов – все было сделано более 400 лет назад, и сделано великолепно. Но я не сдался, продолжил поиски и обнаружил: идея была не нова и тогда. Подобные портреты появились, когда человек выложил на земле пару камней и палку и сказал: «Поглядите, это лицо».

Композиция, сложенная из реальных предметов, вызывает гораздо более сильные впечатления.

Сегодня меня не волнует, что я время от времени получаю письма со словами: «Ты – вор» или «Ты – ничтожество» – как будто я отправился в Лувр и просто написал свое имя на всех работах знаменитого итальянца. Я думаю, что фотография – лучший способ для воплощения этой идеи. Композиция, сложенная из реальных предметов, вызывает гораздо более сильные впечатления. В ней есть непосредственность, которой невозможно добиться с помощью живописи. Я представляю, как со временем какой-нибудь художник использует генную инженерию для создания живой картины, которая будет выглядеть точь-в-точь как «Вертумн» Арчимбольдо. И это будет замечательно.»


Слева: «Огородник» Арчимбольдо, около 1590 года.
Как я и планировал, на шляпе – моя подпись. Но даже в перевернутом виде изображение выглядит как тарелка с овощами.


Слева: «Лето», написано в 1563 году.
Чем больше я работаю, тем свободнее себя чувствую, как здесь, например. Это как ветвь дерева, вырастающая из ствола и отклоняющаяся то влево, то вправо. Я даже начал делать «Арчимбольдески», среди которых – портрет принцессы Дианы.


Слева: «Зима», написана в 1572 году.
Помню, я уже отчаялся найти нужный кусок древесной коры. Я бродил по лесам – но все напрасно. В конце концов я сдался и заказал кору пробкового дерева. И первый же кусок, который я вытащил из коробки, оказался именно тем, что я искал много недель.


Слева: «Весна», написана в 1573 году.
Некоторые говорят: «Это действительно красиво, портрет сделан из цветов». Но природа таких изображений обманчива, она сложнее, чем кажется. Я воспользовался помощью своего друга, флориста Джулиана Кальдерона. Мы работали три дня без остановки.

Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо после смерти был надолго забыт. Его полотна хранились в частных коллекциях, и только в ХХ веке они стали доступны широкой публике. Поначалу их сочли курьезом или шуткой мастера, составлявшего портреты из цветов, овощей, книг, корней деревьев. Но затем устойчивый интерес к его картинам открыл миру великого художника.

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Его дедушка был архиепископом, отец - художником. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо, изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.

Двадцатидвухлетним юношей Джузеппе помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Из его росписей в сохранилось совсем немного - цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе.


Эти работы не имеют ничего общего с прославившими художника произведениями, кроме пышного декоративного оформления.

В 1562 году Джузеппе был приглашен в Вену на должность придворного портретиста. Многолетняя придворная жизнь художника включала в себя различные занятия: он изобретал и строил различные гидравлические механизмы, музыкальные машины, у которых звук соответствовал тому или иному цвету, содержал в порядке экспонаты знаменитого кабинета, где хранилась коллекция произведений искусства и разных редкостей, и конечно, писал портреты.

До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Обычно - это портреты по грудь, в профиль, реже - в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же - музыкальных и иных инструментов. Например, голова «Повара» составлена из жаркого и кухонной посуды.



Повар



Библиотекарь, понятно, - книжный червь.

На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом мастера, имеется надпись: «Природа, выраженная искусством Арчимбольдо». Эти слова свидетельствуют, что современники не относили искусство художника к разряду курьёзов. Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.


Автопортрет

В то время новая наука натурфилософия завоёвывала образованные умы европейцев. Одна из ее главных идей - учение о живом космосе и единстве человека и природы. При этом времена года и стихии сопоставлялись с органическими процессами, происходящими в человеке. У Арчимбольдо, который безусловно был знаком с этими идеями, на картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и радости.


Весна

Картина «Лето» создает ощущение знойного полдня, который соответствует расцвету человеческой жизни.


Лето

«Осень» изобилует земными плодами, подобно тому, как зрелый возраст - мудростью и добродетелями.


Осень

Зима неприветлива и сурова, ее скудные плоды безрадостны и сводят смертным скулы...


Зима

Портрет императора Рудольфа II Арчимбольдо назвал «Вертумн» - по имени этрусского божества садов. Королю так понравилось собственное изображение, сплетенное из садовых цветов, овощей и злаков, что он пожаловал художнику титул пфальцграфа - придворного сановника, что для выходца из ремесленной среды было чрезвычайно почетной наградой.


Рудольф II в образе Вертумна

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 году вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи гульденов.

11 июля 1593 года живописец умер. Причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Творчество Арчимбольдо стало столь популярно, что породило множество подражателей. Но стилизаторы, чьи полотна называли «арчимбольдесками», заимствуя лишь его внешние приемы и не понимая идей, заложенных художником в свои творения, так и не поднялись до высот мастера. Арчимбольдо навсегда остался непревзойденным художником натурфилософской школы.

В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. В его творчестве также усматривают предвосхищение сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь», см. выше) считается триумфом абстрактного искусства в XVI столетии.

Джузеппе Арчимбольдо и его творчество

Портрет монарха Рудольфа П, сложенное из овощей и фруктов

Маньеризм - всегда искусство высокой игры. И никогда не сводится к простому соответствию зримого и сущего. Это искусство стремилось связать в единую цепь мир природы и мир человека, живых и мёртвых, небо и землю, звёзды и людские характеры, цвет, букву, число, даже звук.
Не кто иной, как Арчимбольдо, изобрёл цветомузыкальный клавесин, игра на котором вызывала различные цветовые эффекты. Это искусство искало синтеза, но так и не обрело его. Оно предлагало смелые решения, но порой заходило в тупик.
Родился Джузеппе в Милане в 1527г. в патрицианской семье. Получил уроки искусства в мастерской отца. С 1562г. работал при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I и сменившего его императора Рудольфа II. В 1591г. получил графский титул.
Он воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий.
Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий.
В то же время он - инженер, конструктор гидравлических машин, создатель фонтанов, принимает участие в основании музея искусств.
В 1570г. Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление и остался служить Рудольфу II, когда тот занял трон в 1575 году после смерти Максимилиана II.
Искусство было вечной любовью сына Максимилиана - Рудольфа II, он отдал под мастерские часть дворца и способствовал тому, что в Праге сложилось тесное сообщество художников, получивших впоследствии название "рудольфинцы".
Лучшая, может быть, работа Арчимбольдо - его портрет Рудольфа.

Он кажется, на первый взгляд, не очень соответствующим представлению об императорском величии и парадном искусстве.
Вот отзыв искусствоведов о творчестве художника на выставке в Кремле "Кунсткамеры Габсбургов: магия природы и механизм Вселенной" венского Музея истории искусств (Kunsthistorisches Museum) в 2005 году:
«Портрет Рудольфа II в виде бога Вертумна кисти Джузеппе Арчимбольдо. Висит он на почетном месте, что и понятно: по степени всеобщей известности это полотно (изображающее лицо монарха, сложенное из овощей и фруктов) может тягаться хоть с Джокондой. Портрет, прозябающий в шведском замке Скоклостер, привезли в Москву едва ли не впервые, и оказалось, что в действительности эта странная арчимбольдовская живопись выглядит вовсе не такой смешной и пошловатой нелепицей, как на репродукциях. Многочисленные садово-огородные плоды, складывающиеся в портрет, выписаны без тени улыбки, с такой же аккуратностью и серьезностью, как если бы Арчимбольдо рисовал не шуточный портрет, а ученый натюрморт на тему "Vanitas" - "Суета сует". Зачем государю Священной Римской империи, главному монарху на земле, портрет из кабачков и яблок? Зачем этот портрет из кабачков и яблок делать с таким глубокомысленным тщанием? Вероятно, затем же, зачем и кунсткамера собирается. Потому что, сколько ни рефлексируй по поводу этих вещей, все их толкования - ученая игра и игрой останутся. А помимо игры есть только беспрецедентный набор уников - редкостных, красивых и бессмысленных».

***
Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года».

Весна

Лето
Вблизи картина "Лето" кажется чем-то наподобие воплощения мечты зеленщика. Но если несколько отступить назад, возникают очертания человеческой головы. Она сплошь составлена из летних плодов и овощей, но известно, что Арчимбольдо использовал также изображения горшков, кастрюль и даже рабочих инструментов, создавая свои загадочные образы.

Осень

Зима
***
Несколько позже (1566) появились «Элементы». Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т.е. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. В обоих циклах применен один и тот же изобразительный прием: на глухом черном фоне воздвигаются антропоморфные пирамиды из отдельных, нагроможденных друг на друга предметов. Написанные с абсолютной зрительной адекватностью, красочные, на свой лад одушевленные, они обладают почти сюрреалистической навязчивостью. Изобретательные импровизированные композиции из фруктов, цветов, вещей и животных складываются в причудливые полуфигуры.

Например, «Огонь», он же Марс, т.е. победитель – одна из аллегорий на императора, - украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому). Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов. Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото.

Воздух

Земля

Вода

Флора
***
Картины-метаморфозы, которые надо смотреть в прямом и перевернутом виде:

Огородник


Садовница

Одиннадцать лет, который художник служил Рудольфу II, были, вероятно пиком его карьеры. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).

В 1587 после многочисленных просьб Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Mилан. В том же самом году Арчимбольдо получил просьбу императора продолжить писать для него, хотя он больше не служил при дворе. В 1591 написаны, вероятно, наиболее известные из его картин - «Флора» (1591) и «Вертемнус» (1590-1591), которые он послал в Прагу.
Умер Арчимбольдо в Милане 11 июля 1593 года.


Библиотекарь

Юрист




Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.
В XX веке в связи с появлением и развитием сюрреализма этот художник вошёл в моду.
В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма.
(Использованы материалы Ангелины Беляевой, Блоги.ру)

Те, кто не любит много букв и просто хочет посмотреть четыре стихии и времена года Джузеппе Арчимбольдо — сразу вниз листайте. В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины.

Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо смотрит на современное искусство как на…
Автопортрет Джузеппе.

Джузеппе Арчимбольдо родился 1527 г в Милане. История умалчивает о том, где он научился так хорошо писать, но капитан очевидность утверждает, что скорее всего Джузеппе учил собственный батя, также художник. Отец и дед (архиепископ кстати) были людьми интеллигентными и образованными, так что хорошая компания Джузеппе были обеспечены (например в виде ученика Леонардо да Винчи — Бернардино Луини).

Видео (слайд шоу) с картинами Джузеппе Арчимбольдо.

Карьера Джузеппе Арчимбольдо

Свою карьеру Арчимбольдо начинал банально для художников того времени — рисуя фрески со сценками жития святых. По видимому, делал это успешно, так как был приглашен императором Фердинандом на службу придворным живописцем. Вскоре сделал весьма неплохую карьеру при Габсбургах. С момента восхождения на престол Максимиллиана он работает главным придворным художником. В этот период живописец создает серии «Четыре стихии», «Времена года» и «Профессии».

Кроме написания картин, Джузеппе организовывал все сабантуи, игры, оргии и прочую показуху при дворе императора. Помимо этого он занимался художественным оформлением, архитектурой и выполнял обязанности инженера (придумывал гидравлические машины, внезапно). Продолжил он эту деятельность и при Рудольфе II. В общем, мужик был настоящим «арт директором» и даже больше. Впрочем, современные арт директора нервно курят. Мне он своей разносторонностью напоминает того самого незабвенного Леонардо.

Успешно прослужив при дворе трех императоров в Праге художник ушел в отставку и вернулся в Милан. В 1591 Джузеппе написал свои последние две работы — «Вертумн» и «Флора», от которых император писал кипятком и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Ну еще бы, так польстить, нарисовав в виде бога плодородия, да еще искусно и с фантазией — я бы тоже писал. В 1593 году Арчимбольдо умер от задержки мочи вызванной банальной мочекаменной болезнью. И это печально. А мог бы ведь написать еще много картин.

Картины Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины . Знаете, когда-то, как возможно и вы сейчас, я думал, что необычные, фантастические, сказочные или сюрреалистические работы характерны только для современных художников, а старые мастера довольствовались лишь изображением реальности. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. И если в работах Босха лишь прослеживаются сюрреалистические элементы, то увидев картины Арчимбольдо, говоришь себе: «Да какой к черту маньеризм! Это же самый настоящий сюрреализм 16 века».

Впечатления от картин Арчимбольдо

Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Великолепная компоновка фруктов, овощей, зверей и цветов из которых состоят персонажи дают ощущение реального, хоть и слегка гротескного портрета. Несмотря на очевидную фантастичность эти коллажи словно имеют свой характер — глядя на название картины понимаешь насколько точен и характерен образ. А каково качество исполнения — настолько мастерски выписаны эти портреты натюрморты, в духе лучших мастеров эпохи Возрождения. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.

Этот странный гротеск из-за которого произведения иногда смотрятся немного смешными только добавляют какой-то жутковатой реалистичности его картинам. Но самое удивительное это то, что творчество Арчимбольдо было чрезвычайно популярно при его жизни. Честно скажу — одна из основных мыслей, что проникли в мой разум при первом взгляде на работы Джузеппе была: «И как его не сожгли тогда на костре за такую опасную ересь».

Оказывается, его не только не сожгли, более того Арчимбольдо подражали и копировали, а император щедро наградил его за свой портрет (ну еще бы, когда тебя изображают в виде бога плодородия закрываешь глаза на то, что картина необычная). Хотя были также и такие, кто считал Джузеппе сумасбродом, который попирает традиции. Ну что поделать, в каждом времени существуют суровые мастодонты консерваторы, любители вопеть о том, что раньше девки были краше, художники лучше, водка слаще, а трава зеленее.

Времена года Арчимбольдо

Вариантов «Времен года» было несколько. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, поэтому выложил именно ее. Cерия времена года , пожалуй самая моя любимая, хотя четыре стихии, перевертыши и профессии тоже весьма. С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.

Кликабельно.

Теперь понимаете, что я имел ввиду про характер? Лето похоже на веселую румяную бабульку, осень — дедуля уже посерьезнее. Весна похожа на жизнерадостного паяца. Ну а зима, судя по всему, у них главная.

Четыре стихии Арчимбольдо

Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с ведьминской книги, образ. Даже оторопь берет. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Вообще художнику очень повезло с покровителями. И Максимиллиан, и Рудольф очень любили изящные искусства и, в особенности, все странное и необычное. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.




Top