Картина цветы и плоды описание. Урок обучения написанию сочинения по картине И

Крутяк! 48

анонс:

Перед нами картина известного белорусского художника Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды». Название удивительно точно передает содержание полотна. Здесь действительно изображен яркий букет цветов в вазе, под которым располагаются многочисленные плоды. Композиция передает атмосферу и настроение позднего лета и ранней осени.

сочинение:

Картина Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды» представляет собой натюрморт, в котором художнику удалось подчеркнуть наиболее яркие краски позднего лета. Именно в этот период все трудолюбивые крестьяне пожинают плоды своей долгой работы, природа одаривает нас щедрым урожаем фруктов и овощей, а также красивыми цветами.

В центре картины находится большая красивая ваза, украшенная изящными рельефными изображениями. В вазе находится множество цветов, этот летний букет пестрит самыми яркими оттенками. Здесь можно найти и прекрасные пионы белого и красного цвета, ромашки, розы и синие ириски, а также множество мелких цветочков. С большой любовью художник передает яркий колорит лета, разноцветные переливы цветов занимают центральное место на картине. Изображенные яркими красками на переднем плане, цветы отчетливо контрастируют с окружающим пространством, где преобладают темные тона. Это создает ощущение яркой освещенности в том месте, где находится ваза с цветами, при этом у зрителя может возникнуть иллюзия, будто бы сами цветы освещают тёмную комнату своими ослепительными красками.

От цветов наш взгляд плавно переходит к плодам, расположенным по бокам вазы. Слева от зрителя находится небольшой ящичек, в который сложены персики. Один из них разрезали пополам и обе части положили рядом с ящиком, поближе к вазе. По правую сторону видны несколько сочных жёлтых груш, а также половинка лимона и огромный арбуз. Скоро эти прекрасные плоды будут украшать стол во время семейного обеда или ужина. Люди будут лакомиться этими дарами природы, равно как и виноградом, ветка которого лежит поверх арбуза. С левой стороны, в затемненном пространстве за цветочной вазой, также можно разглядеть сочные виноградные гроздья. Только выглядят они гораздо более мелкими, нежели виноград на переднем плане. Но видимо это нисколько не ухудшает их свойств, так как мелкий виноград бывает еще более сочным и сладким, нежели крупный.

В правом углу виден большой графин, наполненный водой, а в самом центре картины, под вазой, стоит маленький стаканчик, наполненный жидкостью. Золотое время между летом и осенью – поистине жаркая пора, когда всё живое, в том числе и растения, сильно нуждаются в воде. Вот и красный пион наклонился к стаканчику, будто он хочет пить. Если не поливать эти прекрасные цветы, они быстро увянут, и мы больше не сможем любоваться их незабываемыми красками.

В своей картине Иван Хруцкий восхищается яркими богатствами, которые способна дарить нам природа. Как хорошо после тяжелого труда на поле или в саду любоваться изяществом цветов и вкушать сочные плоды зрелого лета! Но для того, чтобы осенний праздник состоялся, нужно кропотливо трудиться всё лето, и только тогда наш труд даст нам свои плоды.

Сочинение на тему: « »

Еще больше сочинений на тему: «Картина И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды»»:

Передо мною натюрморт выдающегося художника И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Эта картина имеет довольно сложную композицию, так как на ней изображено много крупных и мелких элементов. Несмотря на такое обилие деталей, картина не смотрится перегруженной.

В самом центре полотна – роскошный букет цветов в вазе. Здесь и пышные ярко-розовые пионы, и изящные ирисы, и скромные васильки. Цветы стоят вазе с рельефным орнаментом. Рядом с вазой расположен стакан кристально чистой воды с долькой лимона. Вероятно, эту воду налили из графина, который стоит справа за тыквой. Другая долька лежит на столе рядом с разрезанным лимоном.

Художник изобразил на картине не только лимон, но и много других плодов. Рядом с разрезанным лимоном лежат пять груш. Хруцкий использует теплый желтый цвет, чтобы передать спелость этих ароматных фруктов. На одной из груш висит маленькая веточка зеленого винограда. Всего несколько ягод свисают с груши, и эта деталь задает пространство картины. Две ягоды винограда висят чуть ниже поверхности стола и это настоящая находка художника. Этим он хотел показать, что красота, цвет, яркость и аромат цветов и фруктов не ограничиваются пространством стола, такая красота везде и ее нужно видеть в простых вещах.

За грушами на втором плане мы видим тыкву. Испокон веков русский человек выращивал эту культуру, и здесь прослеживается явная связь с русскими традициями. На тыкве лежит большая гроздь спелого винограда. Ягоды крупные, и художник мастерски изображает их спелость и сочность.

Слева от вазы с цветами лежит прямоугольная небольшая корзинка с абрикосами. Чтобы показать сочность плодов, художник изобразил один абрикос разрезанным пополам. Позади этих фруктов стоит другая корзина, полная облепихи. А сверху на ягодах лежит несколько колосьев пшеницы.

Вся картина – это своеобразный микс красок, цветов и плодов. На этом полотне присутствуют в основном яркие и сочные краски, которые задают общий тон всей картине. Теплый желтый, нежный розовый, скромный голубой, яркий зеленый – такие оттенки присущи лету. Именно оно дает столько фруктов, овощей, ягод и цветов. И художник очень тонко передал все богатство этого времени года и подобрал удивительно точное название картины – «Цветы и плоды».

Источник: 5class.ru

Центральное место картины, несмотря на обилие разнообразных деталей, занимает ваза с изображением гуляющих по дикой природе зверей. По-видимому, она сделана из фарфора, хотя может быть, что и из металла, так как ее окрас имеет темно-зеленый оттенок. В вазу художник поместил несколько цветов, среди которых красными бутонами выделяются пионы. Три из них опущены вниз, словно наступили дни увядания их красоты. Восхитительно выглядят и два синих ириса, раскинувших по сторонам свои лепестки.

Остальные цветки преимущественно желтых оттенков стоят либо парами, либо в одиночестве. Композицию разбавляют зеленые листья и кое-где торчащие вверх колосья пшеницы или некоей травы.

Справа от вазы стоит наполовину полный стеклянный стакан. В него свои лепестки опускает один из пионов, как будто желая испить питательной влаги. Если продолжить вести глазами дальше, то взгляд натыкается на скопление фруктов. Главное место среди них занимает большая тыква, часть которой «прячется» за букетом цветов. Сверху на нее художник поместил гроздь винограда. Но пять ягод словно отвалились и теперь свисают с края стола, закрывая собой часть спелых груш. В нижнем углу картины расположен надрезанный апельсин, за которым «скромно» прячется красное яблоко. Верхнюю часть изображения занимает графин с водой, местами плохо различимый на коричневом фоне.

В левой части картины находятся спелые персики, аккуратно уложенные на лиственную подстилку в плетеную коробку. Рядом с ней художник поместил разрезанный фрукт, как будто желая продемонстрировать, что он действительно спелый и готов к употреблению. Позади них виднеется большая корзинка, доверху заполненная гроздьями винограда.

Цвета художник избрал преимущественно насыщенные, по-настоящему летние. Лишь задний фон темный, но в то же время, он выполняет свою главную функцию: позволяет действительно насладиться красотой природных плодов.

Источник: opisanie-kartin.com

«Натюрморт» - французское слово, в буквальном смысле оно обозначает «мёртвая природа», но более справедливо, когда о подобном жанре говорят как о «тихой жизни вещей», ведь в каждой такой картине чувствуется присутствие человека, а предметы несут на себе тепло его рук. Прежде чем приступить к написанию натюрморта, художник заботливо отбирает всё необходимое и по своему вкусу расставляет, т.е. выстраивает композицию.

В центре картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» - высокая ваза с цветами. Корзина с персиками, тыква, груши, виноград уравно­вешивают пышный букет. Художник мог бы сместить вазу влево или вправо, а в центре оставить пустоту. Но тогда настроение натюр­морта лишилось бы покоя, появилось бы ощу­щение тревоги. Картина Хруцкого - это изображение изобилия, красоты, щедрых даров природы, поэтому в ней всё устойчиво, гармонично.

Живописец рассказывает о каждом предмете подробно. Они написаны так, что художник заставляет нас любоваться прозрачной хрупкостью стекла, водой в стакане - холодной, чистой и прозрачной, спелыми плодами. Тык­ва здесь большая, шероховатая и бугристая, её тяжело было бы удержать в руках. А ве­точка янтарного винограда с высвечивающи­мися изнутри косточками, кажется, так легка, что если поднять её за сухой хвостик, то не почувствуешь веса.

Хруцкий не только даёт почувствовать вес предметов, но и великолепно передаёт их фак­туру. У лимона пористая цедра, а рядом - глянцевитое яблоко, персики матовые, бархатистые, мрамор стола холодный и гладкий, корзиночка шероховатая… Натюрморт вызывает даже вкусовые ощущения: лимон и смородина кислые, груши и персики сочные и слад­кие.

На картине чудесным образом собраны цветы и плоды лета и осени: пионы цветут и июне, виноград созревает в сентябре, тыква - в октябре. Натюрморт рассказывает об устойчивом и неторопливом течении самой жизни.

Хруцкий Иван Трофимович - известный белорусский художник-живописец.
Названный многими исскуствознавцами мастером натюрмортов.
Среди множества его работ особое внимание гаммой цветов и насыщенностью привлекает к себе полотно «Цветы и плоды».
Сама по себе картина очень сложная.
В ней множество крупных и мелких элементов, которые переплетаются между собой.

В самом центре картины мы видим красивую вазу с огромным букетом цветов.
Среди них присутствуют красные и белые пионы, голубоватые ириски, нежные ромашки и еще множество больших и маленьких цветков.
Глиняная ваза зеленого цвета украшена рельефным рисунком.
Она очень гармонично вписывается во всю композицию картины.
Рядом с вазой, на столе, лежат различные фрукты.
По правую сторону от нее - ящик с персиками, а вглубь грона винограда.
Перед самым ящиком лежит один персик разломанный пополам.
С другой стороны вазы лежат груши, несколько плодов винограда, разрезанный лимон и большой арбуз.
За арбузом спрятанный изящный графин с водой.
Возле самой вазы стоит стакан, наполовину наполненный водою.
Один цветок пиона наклонился над самым стаканом, как бут-то хочет пить.

Цветовая гамма картины самая, что не наесть разнообразная.
Начиная от темных и тусклых цветов на заднем плане и переходя к ярким и красочным впереди.
Все фрукты и цветы исполнены с такой жизненной силой и любовью, что можно подумать бут-то автор масс их выращивал, срывал и складывал для своего произведения.
Очень точно прорисованы все тени и мелкие детали.
Самая большая часть света припадает именно на букет и, кажется, бут-то от него исходит неимоверное благоухание.

Своей картиной-натюрмортом «Цветы и плоды» Хруцкий показывает нам, как надо любить и относится к природе.
За свои старания мы всегда будем отблагодарены изяществами, которые изображены на картине.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт

(Гладков)

Перед нами натюрморт Хруцкого И.Т "Цветы и плоды".
Натюрморт один из самых известных сюжетов живописи, которому отдали дань чуть ли не все художники. Голландцы, англичане, французы с упоением писали цветы и фрукты.
Пышные пионы, фиолетовые ирисы стоят в чеканной вазе, радуя глаза. Немного дальше примостился графин с прозрачной жидкостью.которая едва угадывается в глубине картины.
На столе, в живописном беспорядке лежат виноград и тыква, стоит корзина с персиками. Все, что может предложить осень, щедрая на урожай, представлено здесь. Художник отлично уравновесил композицию рисунка и даже ввел в рисунок небольшую веточку полевого овса. Овес уже засох и своей золотой веточкой привлекает внимание к левому краю картины.
Все цветы и фрукы тщательно выписаны художником. Так и видишь прозрачные, налитые соком ягоды винограда, бархатистую кожу персиков, а как красиво написан стакан с водою, так и хочется взять и выпить подкисленную долькой лимона воду. Сам лимон с отрезанной долькой лежит тут же.
На картине смешались осень, весна и лето, потому, что цветы и плоды, изображенные здесь растут в разное время, но на картине это не вызывает зрительского отторжения и в целом это очень прекрасное произведение.

Иван Хруцкий родился 27 января 1810 года в семье греко-католического священника Фомы Ивановича Хруцкого. Белорус.
Среднее художественное образование Иван Хруцкий получил в Полоцком высшем пиарском училище. В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца Дж. Доу и одновременно занимался в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. Копировал в Эрмитаже. В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. Там он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьёв, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни.

В 1839 году, после смерти отца, Иван Фомич уезжает из Санкт-Петербурга. В 1844 году он приобрёл имение Захарничи в Полоцком уезде (в 20 км от Полоцка), где по собственному проекту построил дом и заложил сад. С 1845 года И. Хруцкий постоянно жил там.
Умер Иван Фомич 13 января 1885 года; был похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи.

Цветы и плоды. 1838г.

Иван Фомич Хруцкий известен как художник работавший в русле русской академической школы. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами.

Цветы и фрукты. 1839г.

Первые датированные этюды художника — «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой» — относятся к 1832 году. Главное направление творчества Хруцкого в это период — работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». В это время он создаёт группу похожих по стилю работ — «Плоды и птичка» (1833); «Фрукты» (1834); «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном», которые отличались простотой композиции.

Натюрморт с грибами

Вскоре И. Ф. Хруцкий перешёл от ранних постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, к значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: «Цветы и плоды» (1836, 1839); «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь», (все 1830-х годов).

Битая дичь, овощи и грибы. 1854г.

Фрукты. 1840-е

В 1836 году за картину «Цветы и плоды» И. Хруцкий был награждён Академическим Советом большой серебряной медалью. В том же году ему было присвоено звание свободного художника «во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи».

К святому месту. Конец 1840-х.

Пейзажной живописью Иван Хруцкий занимался на протяжении всего последующего творчества («Вид на Елагином острове в Петербурге», 1839; «Вид в имении», 1847).

Портрет жены с цветами и фруктами. 1838г.

Часто пейзаж служил фоном в портретах и жанровых полуфигурах художника. Так, в наиболее значительной его работе 1830-х годов — «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838) — молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решённый в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань романтизму.

Старуха, вяжущая чулок. 1838г.

Если работа И. Хруцкого «Портрет жены» стоит ближе к академическому направлению, представленному такими художниками, как К. П. Брюллов и Ф. А. Бруни, то другая картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью.

24 сентября 1839 года И. Ф. Хруцкий «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика живописи. С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты.

На портрете изображен Викентий Лисовский, иеромонах, духовник архиепископа Иосифа Семашко. 1847г.

После переезда в Полоцкую губернию Хруцкий не оставляет занятий живописью, однако теперь в его работах преобладает иная ориентация и иные направления. С 1845 по 1855 годы художник выполнил большое количество работ по заказам своего покровителя — литовского митрополита Иосифа Семашко. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851); для архиерейского дома в Вильно — 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров. В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Вильчинского — серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже.

В комнатах усадьбы художника И.Ф. Хруцкого «Захарничи». 1855г.

Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров — своеобразным жанром «в комнатах»: «Мастерская художника» (без года), «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854), «В комнате» (1854), «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи» (1855).

Портрет мальчика в соломенной шляпе

Также в этот период художник часто пишет портреты, которые, как правило, введены в его «интерьеры». В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, учеником скорее западной, чем русской школы. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Портрет Миколая Малиновского (1855) — возможно, лучший из созданного им в портретном жанре. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения — приём, к которому художник прибегал довольно часто.

Семейный портрет. 1854г.

Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет также групповые портреты. Образцом произведений такого рода может служить «Семейный портрет» (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображённых. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо сгармонированная работа, решённая в сдержанных, приглушённых тонах.

Портрет неизвестной. 1830г.

Портрет мальчика. 1834г.

Портрет неизвестной. 1843г.

Оригинал записи и комментарии на

И. Ф. Хруцкий , поляк по национальности, белорус по месту рождения, окончательно сформировался как художник в русле русской академической школы. Его дарование было скромным, однако весьма характерным для мастера салонно-академического направления, работавшего на рынок и ориентировавшегося на вкусы широких слоев публики. В историю русского искусства Хруцкий вошел своими натюрмортами - эффектными композициями, где предметы выписаны с иллюзионистической точностью. Эти его работы, выполненные в 1830-х гг. - период формирования и распространения натюрморта в России, имели большой успех у публики и породили волну подражаний. О ранних годах жизни Хрупкого известно не много. Был сыном униатского священника и в 1830-х годах посещал классы Императорской Академии Художеств на правах постоянного, вольноприходящего ученика.Самый старший сын униатского священника, в принципе, должен был продолжить дело отца. Именно для этого в 10 лет его отправляют из родной Усайи в Полоцк в лицей пиаров - монашеского ордена, занимающийся обучением юношества. Образование там давали блестящее, ведь лицеисты изучали математику, физику, метафизику, латынь, риторику, стихосложение. Правда, русский язык для польскоговорящих учеников шел как иностранный, наравне с французским и немецким языками.Но в 17 лет Иван решается ехать в Петербург, чтобы учиться на художника. Почему Петербург, ведь в Вильно уже был университет с кафедрой искусств? Но плохо говорящий по-русски юноша отправляется в столицу, которая, как известно, никого не ждет. Поддерживал ли его кто-то, был ли у него покровитель или меценат, об этом ничего не известно. Но, судя по всему, пришлось ему несладко.Среднее художественное образование он получил в Полоцком лицее. В 1827 г. Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 г. поступает в АХ. Здесь прямо или опосредованно он усваивает уроки таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьев, К П. Брюллов, Ф. А. Бруни.К 1832 г. относятся первые датированные этюды художника - "Натюрморт с вазой" и "Натюрморт с птичкой". К ним примыкает группа других подобных же работ ("Плоды и птичка", 1833; "Фрукты", 1834; "Виноград и фрукты", "Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном", оба б. г.), отличающихся довольно простыми композициями.Так обозначается главное направление творчества Хруцкого этого периода - работа над натюрмортом , именуемым в официальных документах как "живопись цветов и фруктов". От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов ("Цветы и плоды", 1836, 1839; "Натюрморт со свечой", "Цветы и фрукты", "Плоды, фрукты, битая дичь", все 1830-х, и др.).Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя "новые" предметы: подсвечник с горящей свечой либо тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Это вносило в композицию атмосферу человеческого присутствия.Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836 г. он был удостоен большой серебряной медали. В том же 1836 г. ему было присвоено звание свободного художника "во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи". Ученик М. Н. Воробьева, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества ("Вид на Елагином острове в Петербурге", 1839; "Вид в имении", 1847, и др.).


"Цветы и плоды" 1838.

"Натюрморт со свечой"

Роскошь и натуральность натюрмортов Ивана Фомича Хруцкого были столь привлекательны, что число художников, ставших работать в этом виде живописи в середине XIX века возросло многократно. Приехавший из Полоцка в Петербург семнадцатилетний юноша свое стремление стать живописцем осуществлял, занимаясь у писавшего портреты героев войны 1812 года английского мастера Дж. Доу и посещая посторонним учеником Академию художеств. С 1830 года И. Хруцкий учится в Академии и начинает писать свои известные цветы, фрукты, овощи и грибы. Именно за их качественное написание спустя три года после окончания обучения (1836) художнику присваивают звание академика (1839). В начале 1840-х годов И.Ф. Хруцкий покидает Петербург и поселяется в родовом имении Захареничи под Полоцком. Изменяется тематика его работ. Он много и охотно пишет портреты (в том числе религиозных руководителей западных губерний России), семейные портреты, интерьеры своей усадьбы, пейзажи, иконостасы для униатских церквей Вильнюса, Каунаса, Полоцка. Его работы соответствуют требованиям официального академического искусства. И это означает, что они выверены в рисунке, композиции, цветовой тональности, хотя это и приводит во многих картинах к известной статичности. Впрочем, есть у И.Ф. Хруцкого отдельные творения (Портрет Миколая Малиновского, 1855; Автопортрет, 1884), обладающие всеми признаками высокого искусства.

"Битая дичь"

"Цветы и плоды"


"Фрукты"


"Фрукты"


"Плоды и дыня"


"Плоды" (фрагмент).1839.


"Натюрморт с грибами"


"Мясо и овощи"1842

«Натюрморт с птичкой"

"Натюрморт с вазой"

Императорской Академии Художеств Господину Академику Ивану Хруцкому.Императорская Академия Художеств в торжественном Собрании своём 24 сентября сего (1839) года бывшим, признала вас Академиком во внимании к отличным трудам вашим в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей.Поздравляя вас с сим избранием в Члены Академии, я не сомневаюсь, что будущими трудами своими вы не оставите оправдать внимание к вам Академии и что Диплом на звание Академика вы получите по изготовлении.Президент. Оленин.
(фонды НПИКМЗ, Полоцк)

"Портрет мальчика"

«Портрет неизвестной в белом платье с книгой» (сер. XIX в.)Кстати, неизвестная очень похожа на Уленьку,Ульяну Клодт, жену знаменитого скульптора, но это только моё личное мнение.Пересекались ли они в жизни? По времени - возможно...


«Вид на Елагином острове в Петербурге» (1839)


«Семейный портрет»


«Старуха, вяжущая чулок»


Портрет молодой женщины с корзиной. 1835.


Портрет неизвестной с корзиной в руках. 1830-е


"В комнате"

Иван Хруцкий - самый знаменитый белорусский художник. Его картины знают все. Еще бы - фрагмент одного из натюрмортов белорусы каждый день держат в руках по многу раз. Ведь именно он расположен на тысячной купюре.


Серебряная монета Белоруссии номиналом 20 рублей, посвящённая 200-летию со дня рождения И. Ф. Хруцкого (2010)

Польские исследователи успели расспросить внука художника незадолго до его смерти. Но 84-летний старик поведал им скорее семейные легенды, чем факты. К примеру, что Хруцкий в Петербурге стал брать уроки у Джорджа Доу - блистательного английского живописца, который был приглашен в Зимний дворец для написания 327 портретов героев войны 1812 года. С какой стати ему давать уроки пареньку из Полоцка? Скорее всего, Хруцкий просто подносил англичанину краски. Да и в Академию художеств он поступает «посторонним» учеником.Но молодой человек, похоже, обладал сильным характером и безмерными амбициями. Ведь чтобы выжить, нужно было зарабатывать, а чтобы зарабатывать, нужно было иметь связи и признание. Впрочем, за прошедшие почти 200 лет ничего не изменилось.Связи Иван Хруцкий нашел в среде земляков, обосновавшихся в Петербурге. Академик Академии художеств, шляхтич Минской губернии, масон и добряк Езеф Олешкевич пробил ему посещение Эрмитажа, который еще не был музеем. Попасть в царский дворец можно только по рекомендации.- Именно там он делает копии с натюрмортов голландцев, причем адаптирует их под академический вкус и романтические тенденции, - рассказывает Надежда Усова.Вскоре натюрморты, вышедшие из-под кисти художника Ивана Хруцкого, украшают салоны и гостиные столичной публики. И это притом что жанр натюрморта был уже в упадке, Хруцкий возвращает на них моду и становится ее законодателем. Ему приходится делать по 6 - 7 повторений каждого натюрморта, настолько они становятся популярными. Так к нему приходят первые деньги и первое признание. За натюрморт «Цветы и плоды» он получает первую награду - малую серебряную медаль Академии художеств. И это в 26 лет. Через два года у него уже малая золотая медаль. Оставалось получить большую золотую медаль, чтобы сбылась мечта любого русского художника того времени. Обладатель золотых медалей мог претендовать на шесть лет в Италии за казенный счет. Академия художеств составляла для художников программу, написанные по ней работы они должны были присылать на родину. Именно так в Италию попал Александр Иванов, который 20 лет писал там «Явление Христа народу».Но этим грандиозным планам не суждено было сбыться.


Почтовая марка СССР. И. Ф. Хруцкий «Цветы и фрукты» (1839), 1979

Отец Хруцкого Фоман Хруцкий выступил против объединения униатской церкви с православной. Кстати, одним из инициаторов такого объединения был епископ Иосиф Семашко, который позже сыграл значительную роль в судьбе художника. В приход священника Хруцкого тут же нагрянула ревизия, на него накладывают епитимью и отправляют на хлеб и воду в монастырь, так как в тюрьму священников не сажали. Иван Хруцкий сразу же пишет письмо митрополиту Иосафату Булгаку, отца освобождают. А Иван, очевидно, в благодарность за это освобождение пишет портреты всего руководства униатской церкви. Но как только в 1839 году униатская церковь оказалась под запретом и священник Фома Хруцкий оказался без прихода, он умирает. Остается мать и пятеро младших братьев и сестер Ивана. Он должен взять все заботы о семье. Прощай, Италия! В 29 лет Иван добивается звания академика Академии художеств «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей». Это звание давало дворянство, причем не только личное, но и потомственное. Хруцкий стал, по сути, дважды дворянином, ведь примерно в это же время он смог подтвердить дворянский титул его семьи. Подтверждение дворянского сословия у шляхты Российская империя потребовала после восстания 1830 года. Но что делать с семьей? Младших братьев он забрал в Петербург, где были сестры и мать, неизвестно. Возможно, жили по родственникам. Хруцкий работает очень много. За три года он написал 21 портрет, то есть каждые 2 - 3 месяца. Сегодня таких людей называют трудоголиками. Причем пишет он сильных мира сего вроде городского головы Петербурга или издателя Пушкина и Лермонтова Ильи Глазунова. Ему очень нужны деньги.


Усадьба Хруцких. Захарничи (1910-е годы; ныне не сохранилась)

И вот в 1844 году, в 34 года, он покупает под Полоцком землю. На такую покупку в те времена имел право только православный, русскоговорящий дворянин. Хруцкий строит дом на берегу озера по собственному проекту, разбивает сад, что тогда считалось роскошью. Художник и тут налаживает связи - пишет портреты предводителей дворянства Витебской губернии, Полоцкой губернии, Лепельского уезда…Через год женится на соседке Анне-Катарине Бембновской и… вскоре уезжает. Тот самый епископ Семашко приглашает его в Вильно оформлять архиерейский дом, писать портеры священнослужителей.- Кто-то из исследователей считал, что Хруцкий попал в кабалу, - рассказывает Надежда Усова. - На самом деле это было большой удачей. Он обрел мецената, который регулярно давал ему заказы, обеспечивал жильем и деньгами.Наверное, эти десять лет, которые художник прожил на два дома, и объясняют, почему у него было только двое детей. Спустя годы Семашко перед своей смертью «отпускает» Хруцкого. Он возвращается в Захарничи и превращается в настоящего помещика. Он активно занимается хозяйством, хотя и продолжает писать портреты детей и свои любимые плоды, грибы и овощи. Но нам известно крайне мало работ того периода.- У меня есть своя версия, отчего так случилось. Во-первых, в 30-х годах появился дагерротип, и все бросились фотографироваться. На портреты уже не было такого спроса. А во-вторых, прошло кровавое восстание 1863 года, которое затронуло многих землевладельцев - кого-то сослали, кого-то расстреляли, кто-то эмигрировал. Но аполитичный и лояльный Хруцкий в нем никак не участвовал. Мне кажется, ему просто перестали давать заказы.Последние двадцать лет жизни Иван Хруцкий провел в полном забвении. Он, наверное, даже не узнал, что его натюрморт на одном из аукционов в Москве купил для своей галереи сам Третьяков. А попасть к Третьякову означало признание несомненного художественного достоинства картины.Перед смертью Хруцкий пишет два автопортрета - для сына и дочки. Это единственное изображение художника, которое дошло до нас. После его смерти в 1885 году некролога на смерть академика Академии художеств не появилось ни в Полоцке, ни в Витебске, ни в Петербурге. Полное забвение.Наследники художника жили в Захарничах еще в 20-х годах прошлого века. После имение было национализировано, дом сгорел, кладбище снесли, могила Ивана Хруцкого исчезла. Памятник стоит на месте, указанном по воспоминаниям правнучки .

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА

Неизвестная с цветами - жена или сестра ?

Очаровательных женских портретов у Хруцкого множество. Но до сих пор остается загадкой - кто эти женщины. Многие искусствоведы недоумевают, отчего ни на одном полотне художник не запечатлел свою жену, хотя писал всех родственников. - Но задолго до женитьбы он писал все время одну и ту же женщину, которую мы хорошо знаем по картине «Неизвестная с цветами и фруктами». Есть она на его полотнах маленькой девочкой, взрослой, беременной, постаревшей. В семье потомков Хруцких живет легенда, что это все-таки его жена, которую он знал еще 8-летней девочкой, а когда построил имение, женился на ней. Предполагают, что «Неизвестная» - его младшая сестра. И все девочки-женщины на его полотнах в образах «прекрасных садовниц» - его сестры. Ведь они похожи друг на друга.




Top