Картина крестный ход репина. Илья Репин

Репин. Крестный ход в Курской губернии: что на самом деле изображено на картине

Крестный ход в Курской губернии (1880-1883) — одна из самых знаменитых картин Ильи Репина. Традиционно считается, что картина изображает крестный ход, сопровождающий чудотворную Курскую Коренную икону Божией Матери, переносимую ежегодно, в 9-ю пятницу по Пасхе, из Знаменского собора в Курске и Курскую Коренную пустынь, где икона пребывала до 12-го (24-го) сентября, после чего возвращалась в Курск.

Крестный ход собирал во второй половине XIX века от 30 до 60 тысяч участников и был в числе наиболее популярных религиозных шествий в России.

Художник критично отнесся к изображаемому шествию. "Чистая" публика, охраняемая конной стражей от "серой" представляет собой некоторого рода фрик-шоу, одно лицо нелепей другого.

Охрана свирепствует. Чем проще персонажи картины, тем они симпатичнее Репину. Мужики, несущие икону, выглядят уже достойно. Горбун, отгоняемый от иконы, вызывает сочувствие.

В общем, перед нами полотно, сочетающее великолепие живописной техники и традиционное передвижнически-народническое отношение к изображаемому: очевидно, что автор в бога не особенно верует (во всяком случае, не считает нужным таскаться огромной толпой за иконами), а социальное расслоение его расстраивает.

Картина — не фотография.

Мы знаем церемониал крестных ходов с Коренной иконой, утвержденный еще в 1830-е годы, и это позволяет нам понять, что художник достаточно вольно обошелся с тем, что он видел. Из шествия изъяты все его элементы и участники, которые казались Репину вредными для композиции.

Например, в реальном крестном ходе участвовало множество кавалеристов Казанского драгунского полка.

Но, видимо, Репин считал нужным подчеркнуть роль полиции, а армия казалась ему несоответствующей направлению картины — и вот драгуны исчезли.

Во всяком случае, его не следует принимать за Коренную икону — во всех крестных ходах главную святыню традиционно (и в наше время тоже) несут впереди, перед ней носятся только кресты, хоругви и церковные фонари.

Кстати, объект на носилках справа на переднем плане — это тоже не Коренная икона.

Духовенство поразбежалось.

У городской черты отчаливало и курское духовенство. Для дальнейшего сопровождения иконы путь разбивался на четыре отрезка, на каждом из которых икону сопровождало сельское духовенство: благочинный, шесть священников и четыре диакона. И только у самого монастыря крестный ход встречала его братия с архимандритом.

Репин, не придерживаясь фотографической точности, еще более усилил эту ноту: на картине мы видим всего лишь двух священников, двух иеромонахов и диакона.

В сравнении с несметной толпой простого народа духовенство почти что отсутствует. При этом, по-видимому, четыре священника на являются официальными участниками, они идут в толпе.

В общем, из одиннадцати духовных лиц, назначенных сопровождать икону, десять куда-то слиняли, оставив дьякона отдуваться за всех.

Репин попал в самую точку: духовенство, а в особенности ученое, академическое, мало одобряло религиозный стиль простого народа, связанный с почитанием артефактов. Архиереи, начиная с елизаветинской эпохи, относились к мощам, иконам, крестным ходам, лобызанию святынь и пр. с позиций, напоминающих англиканскую Низкую церковь: нам самим это не интересно и кажется ненужным, но если кто-то верит, то мы мешаться не будем.

Как наиболее известные эпизоды этого подспудного конфликта можно вспомнить смерть московского митрополита Амвросия, растерзанного в 1771 году в клочья ревнителями православия за то, что во время эпидемии чумы воспретил народу целование Боголюбской иконы, а также явное сопротивление духовенства канонизации Серафима Саровского в 1903.

Расчистив полотно от духовных лиц, Репин говорит зрителю: перед вами вера простого народа и правящего класса, которые при этом не могут объединиться в вере и преодолеть социальные барьеры, но не вера духовенства.

Бояре, мужики и полиция прилежно тащатся по жаре за святыней, волоча за собой свои привычные конфликты, духовенство же тем временем куда-то слилось.

Очень мало полиции.

Полиция на картине — отличная иллюстрация принципа "правда жизни не есть правда искусства". Картина кажется переполненной полицейскими, которые кого-то бьют, стращают и не пускают.

На самом же деле на всю огромную толпу приходится четыре чина полиции: становой пристав, его помощник и два урядника (это нижние чины).

Все остальные конные люди с бляхами — это выборные должностные лица сельских обществ, сельские старосты либо сотские.

И не мудрено: по нормативам той эпохи на 2500 человек сельского населения приходился лишь один штатный чин полиции.

Всех остальные — нечто вроде дружинников, которых привлекли к охране порядка принудительно — от выбора в сельские старосты и сотские нельзя было отказаться, а сотским часто даже и не платили, а вот распоряжения полиции (например, явится для охраны церковной процессии) они были обязаны выполнять.


В нашу эпоху после появления на улице старичка с написанным от руки плакатиком "миру-мир" в течение трех минут появляется автобус с омоном и десять сотрудников центра "Э" в штатском.

Не так была устроена старая Россия: толпа в тридцать тысяч человек спокойно шла через полуезда в сопровождении четырех полицейских.

Не зная будущего, современники (и явно Репин в их числе) наивно считали Россию страной, переполненной полицейскими, что и отразилось на нашем полотне в полной мере.

Заметим, что икону было от чего охранять. В 1898 году двинутый на всю голову юноша Анатолий Уфимцев устроил в Знаменском соборе взрыв с целью уничтожить икону. Государь император не продемонстрировал рвения в защите чувств верующих от кощунников, ожидаемого от властей сегодня: учитывая, что идиот устроил взрыв ночью, чтобы не пострадали люди, царь повелел прекратить уголовное преследование и просто сослал его на пять лет в Акмолинск.

Лес.

Процессия проходит мимо пригорка, на котором совсем недавно рос лес, срубленный самым варварским образом.

Вместо того, чтобы провести в разновозрастном лесу выборочную рубку зрелых деревьев, весь лес просто свели под корень.

Это — проявление огромной экологической проблемы той эпохи, обезлесения Центральной России. Сельское население быстро росло, и крестьяне, остро нуждавшиеся в земле (равно как и помещики, остро нуждавшиеся в деньгах), приступили к бесхозяйственному и вредоносному уничтожению лесов.

Результаты не заставили себя ожидать: климат попортился, засухи усилились, реки стали более полноводными весной и маловодными зимой.

В широком смысле, вязкая жара, хорошо переданная художником (разумеется, все крестьяне в процессии надеются на то, что икона пошлет им дождь, необходимый для урожая), и есть следствие видимого нами вырубания леска.

Бедность.

На переднем плане мы видим фонарь, который несут мужики, явно приодевшиеся по праздничному случаю: на них надеты добротные синие кафтаны, подпоясанные пестрыми кушаками.

Мы видим ноги пятерых, и все они в лаптях. Невозможно поверить, что эти люди имели сапоги, но их не надели.

Охранник, преграждающий путь горбуну, тоже в лаптях. И только более важный староста, сопровождающий толстую барыню с иконой, является счастливым обладателем сапог.

https://dirty.ru/

К. БАСИЛАШВИЛИ – 14 часов 11 минут, у микрофона Ксения Басилашвили. Это программа «Собрание Третьяковки». Мою соведущую Ксению Ларину мы отпустили пораньше домой, она, наверное, из-за погоды немножечко себя неважно почувствовала. Так что, Ксенечка, тебе здоровья, не болей. Ну, а мы с Татьяной Юденковой, старшим научным сотрудником государственной Третьяковской галереи, открываем двери Третьяковки. Как всегда это происходит у нас по воскресеньям, и приглашаем сегодня взглянуть на одну из самых известных картин галереи – это «Крестный ход в Курской губернии», Илья Ефимович Репин. Здравствуйте, Татьяна.

Т. ЮДЕНКОВА – Здравствуйте.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Но, наверно, нет таких советских и российских школьников, которые бы этого… и бывших, и настоящих, которые бы эту картину не знали, в «Родной речи» она была всегда, и по ней изложения писали. Никогда не была запрещена, хотя мнения, ой, какие разные об этой картине были всегда.

Т. ЮДЕНКОВА – Да, действительно, картина нам всем с детства знакома, всеми нами любима, она всегда висела в экспозиции в Третьяковской галереи. Очень редко когда она вывозилась в другие страны на выставки.

К. БАСИЛАШВИЛИ – А в чем здесь дело?

Т. ЮДЕНКОВА – Ну, потому что это одно из центральных произведений русского искусства, и в галерее всегда считалось, что такого рода узловые вещи, значимые, должны находиться в экспозиции.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Ну, мы сейчас войдем в тот зал, где висит эта картина, подробно о ней поговорим. Но, сперва, как всегда, в начале нашей передачи «Случай в музее», и на этот раз от его генерального директора Валентина Родионова.

В. РОДИОНОВ – Я заметил у перехода в галерею человек 15 молодых людей лет 20-22-25-ти, их было человек 15, один был постарше. И они стояли и курили все вместе. Может быть, я не обратил внимания, но я заметил, что они все были в кирзовых сапогах. А как раз была распутица и посевная кампания, я подумал: наверно, эти люди из Серебряных прудов, или из Каширского района, или из Ступинского. Они стояли и курили, и потом старший говорит: ребята, кончаем перекур, пошли в храм. Он сказал «в храм», а не «в музей». И они пошли к главному входу Третьяковской галереи.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Валентин Родионов, который приглашает всех в свою галерею, мы вслед за ним, но, сперва, естественно, вопрос сейчас прозвучит, и призы, которые мы вам сегодня отдаем, это приглашение на открытие выставки Дмитрия Жилинского, «Живопись-графика». Выставка откроется в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Это из цикла «Живые классики, живые легенды», замечательный современный художник Дмитрий Жилинский на вернисаж, вернисаж состоится 13-го сентября в 4 часа дня. У нас есть несколько для вас приглашений. Кроме того, CD-ROMы с прогулками по Третьяковской галерее и новый выпуск журнала «Третьяковская галерея», тоже с подробными анонсами тех выставок, которые будут, с теми коллекциями, и частными в том числе, с которыми вы можете познакомиться на страницах «Третьяковской галереи» и в самой Третьяковке. И теперь вопрос, внимание. Супруга Ильи Репина Наталья Борисовна Нордманн-Северова увлекалась всем новым, страстно увлекалась. В том числе была последовательной вегетарианкой, феминисткой, а также зачитывалась новейшими философскими учениями, в том числе была поклонницей учения этой знаменитой в то время теософки, тогда ее имя стало греметь на всю Россию, ну и на весь мир. Я надеюсь, что вы сами сможете назвать имя этой теософки, если нет, я помогу, назову вам некоторые ее сочинения. Просто боюсь заранее это делать – все сразу тогда ответят. Итак. Что это за теософка, чьим учением увлекалась Наталья Борисовна Нордманн-Северова, супруга художника Ильи Репина? Присылайте, пожалуйста, ваши ответы на наш смс +7-985-970-45-45. Ну, и не забывайте вопросы задавать нашей гостье Татьяне Юденковой. Ну а мы приступаем к картине. Итак, «Крестный ход в Курской губернии». Ругали картину, хвалили.

Т. ЮДЕНКОВА – Ну, когда картина появилась на выставке, на передвижной выставке в 83-м году в Петербурге, естественно, она вызвала шквал критических рецензий очень такого отрицательного резко негативного свойства, хотя цензура достаточно благосклонно отнеслась к этой картине, она не была изъята из каталога, не была снята с выставки. Но критики были недовольны. Критики в основном были недовольны изображением, собственно… сам по себе сюжет Крестный ход, такая торжественная религиозная процессия, и критику возмущало, что вот в этой процессии русского люда, русского народа, который, в общем-то, понятно, олицетворяет здесь всю Россию. В подборе самих людей критика находила нарочито уродливые зверские идиотические типы.

К. БАСИЛАШВИЛИ – А мне как-то кажется, все вполне реалистично.

Т. ЮДЕНКОВА – Да и мне тоже так кажется.

К. БАСИЛАШВИЛИ – В общественном транспорте я езжу – в общем, ничего в лицах не изменилось.

Т. ЮДЕНКОВА – Вот, собственно, таково было мнение современников Репина. «Московские новости» писали: «Эта саженая карикатура Крестного хода, это насмешка над сюжетом. В главных своих фигурах есть лишь одно обличение, несправедливое, сильное, преувеличенное. Нет, это не беспристрастное изображение русской жизни, а изобличение взглядов художника на эту жизнь». Надо сказать, что вот эта тема карикатуры, тема критики современной России, она звучала всякий раз по отношению к картине Репина, и также, собственно, советские историки искусств, они продолжали эту тему, тему критики различных социальных слоев России, которые изображены здесь в этой картине.

К. БАСИЛАШВИЛИ – А давайте напомним тогда саму картину. Перед нами такое необозримое поле, или это дорога.

Т. ЮДЕНКОВА – Нет, перед нами большая дорога, это тракт, который ведет от города Курска, где в Знаменском соборе находилась великая святыня – это икона Божьей матери Знамения Курская Коренная. Коренная, она так называлась потому, что она была найдена у корня дерева, она лежала как по обороту в земле, и один крестьянин, гуляя в лесу – это произошло в конце 13-го века…

К. БАСИЛАШВИЛИ – Такая легенда существует.

Т. ЮДЕНКОВА – Да, существует такое предание. Вот, собственно, наткнулся на эту икону. Когда он ее поднял, от корня дерева забил живоносный источник. И около этого времени была сооружена часовня на этом месте. Некоторое время спустя возник монастырь, который назывался Рождество-Богородичная Пустынь, мужской монастырь. То есть это место обретения этой иконы, которая стала в последствии чудотворной и совершила множество чудес. Но хранилась она весь год в Знаменском соборе в Курске, и лишь на некоторое время она выносилась Крестным ходом из собора. Вот Коренную Пустынь…

К. БАСИЛАШВИЛИ – То есть, совершала тот самый путь…

Т. ЮДЕНКОВА – Совершала вот этот путь, выносилась Крестным ходом.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Происходило это обычно летом…

Т. ЮДЕНКОВА – Это всегда происходило летом и было приурочено к празднику Рождества Богородицы, который по старому стилю проходил 8 сентября, а по новому 21 сентября. Выносили эту икону на девятую пятницу по Пасхе, то есть это всегда было в разное врем, зависело от, собственно, дня Пасхи. А уже обратно и икона проживала, так сказать, праздник Рождества Богородицы в Коренной Пустыни, и уже после этого праздника ее возвращали обратно в Курск менее торжественным Крестным ходом. То есть то, что мы видим – это вот самое торжественное шествие из Курска в Коренную Пустынь, в монастырь.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Но это были очень известные Крестные ходы.

Т. ЮДЕНКОВА – Это был один из самых известных Крестных ходов, который собирал множество паломников, у этого Крестного хода есть своя, своя история. Он то как-то угасал, сходил на нет. Одно время он был при Екатерине II… эти Крестные ходы были запрещены. Потом по ходатайству купцов Крестные ходы были снова возобновлены, потому что в момент перенесения иконы в Коренной Пустыни открывалась большая Коренная ярмарка, которая была третьей по своему значению и достоинству после Нижегородской ярмарки и Ирбицкой, которая разворачивалась в Сибири.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Кстати говоря, сейчас, мы когда готовились к передаче с вами, мы и в Интернете много находили, и в печатных изданиях, и я, например, обнаружила, что в Курске сейчас возобновили вот эту ярмарку, и они вновь вспоминают картину «Крестный ход в Курской губернии»…

Т. ЮДЕНКОВА – Они вспоминают вновь эту картину…

К. БАСИЛАШВИЛИ – … власти курские.

Т. ЮДЕНКОВА – Да, и, более того, у этой иконы есть, конечно же, своя история интересная и трагическая…

К. БАСИЛАШВИЛИ – Мы сейчас об этом поговорим еще, мне просто хотелось обратиться непосредственно к самому полотну. Оно большое, да, очень?

Т. ЮДЕНКОВА – Да, это полотно большое, но, естественно, люди изображены меньше, чем, собственно, в натуре, потому что иначе это было бы колоссальных размеров полотно. Но он большое, монументальное, и здесь совершенно Репин, помимо того, что он обращается к сюжету достаточно традиционному в русской живописи, потому что мы знаем, что к теме Крестного хода обращались и многие известные русские художники: и Перов, и Соломаткин, и Прянишников, но Репин удивительным образом решает этот сюжет с точки зрения композиционной и колористической. И вот в этом смысле он выступает просто новатором, новатором-реалистом, который изображает шествие, не имеющие конца и начала.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Абсолютно. Здесь какое-то огромное… на первом плане мы еще различаем лица, как бы три первых плана, а потом просто огромное поле голов, почему я с полем сравнила.

Т. ЮДЕНКОВА – Действительно вот они идут по пустынной дороге, по пыльной дороге, мы видим над ними голубое ясное небо, которое тоже играет большую роль вот в этой композиции цветовой и пластической. Мы видим золото песка, этой пыли серебряной, которая…

К. БАСИЛАШВИЛИ – Ощущение, что давным-давно не было дождя, засуха такая.

Т. ЮДЕНКОВА – Да, да, да. И обычно еще, когда молились этой иконе, обращались с просьбой о плодородии и о ниспослании дождя, потому что все Крестные ходы, они проходили летом. И здесь, собственно, и интересно также, что, по воспоминаниям очевидцев, в день совершения Крестного хода всегда светило солнце. И это тоже было одним из чудес, которые вот даровала, собственно, эта святыня. И Репин изображает на картине момент полуденного шествия вот этого Крестного хода, полуденного знойного солнца. Вы видите, какие короткие тени на картине. Репин, как реалист, как любитель деталей, здесь масса разного рода интересных подробностей, мельчайших деталей, которые мы с интересом и с упоением просто рассматриваем, таким образом погружаясь вот в это шествие торжественное, степенное, и, как сказать,… увлекаясь каждым образом. Над каждым образом Репин работает, разрабатывает его и характеризует. Кого-то при помощи действия, движения, кого-то при помощи позы, там, жест…

К. БАСИЛАШВИЛИ – А это все реально, реальные люди? У каждого был какой-то прототип, прообраз, модель?

Т. ЮДЕНКОВА – Я думаю, что, безусловно, было много прототипов. Репин непосредственно над холстом работал в течение двух лет, создал великое множество этюдов, и он специально… ведь Репин был человеком, который работал по непосредственному впечатлению, ему важно было увидеть некое событие, а потом как-то его творчески переработать. И он специально едет в Курскую губернию на этот Крестный ход. То есть, он сам – очевидец и свидетель этого Крестного хода. Кроме того…

К. БАСИЛАШВИЛИ – И он прошел, или он наблюдал?

Т. ЮДЕНКОВА – Вот этих подробностей мы не знаем, но мы знаем, что вот он специально ездил туда, наблюдал, делал разного рода эскизы и наброски, а потом в течение двух лет он жил в Хотьково, недалеко от Абрамцево, где мимо него шли богомольцы-паломницы к Троице-Сергиевой Лавре, и он наблюдал там, собственно, эти типы, изыскивал их. И есть масса писем, где он пишет о том, что вот я очень много интенсивно работал, всю неделю, потому что всю эту неделю светило солнце. Ему нужны были…

К. БАСИЛАШВИЛИ – Та самая погода.

Т. ЮДЕНКОВА – Ему нужна была солнечная погода, да, ему нужно было солнце.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Вот здесь есть типы, которые просто на отдельные портреты как-то вырисовываются. Вот этот мальчик, калека с палочкой…

Т. ЮДЕНКОВА – Вот калека-горбун – это один из, в общем-то, центральных образов этого полотна. И Репин довольно долго искал этот образ…

К. БАСИЛАШВИЛИ – Есть же портреты, да, по-моему, отдельные?

Т. ЮДЕНКОВА – Целая серия есть этюдов живописных этого горбуна. Репин беседовал с ним. Вот есть горбун, у нас горбун, сидящий на лавочке, акварельный этюд, есть сепия, есть маслом. То есть, он работал над этим образом несколько лет.

К. БАСИЛАШВИЛИ – И оставил какие-то воспоминания об этом человеке?

Т. ЮДЕНКОВА – Оставил о нем даже словесный портрет. Вот что интересно, что Репину, чтобы постичь вот образ человека, ему мало было переживать его пластически и художественно в акварели, в масло, он еще и создает литературный портрет некоторых своих образов. Это тоже нам рассказывает о методе работы этого художника, в общем, достаточно неординарном. Вот что Репин пишет об этом горбуне: «Горбун, монастырский приживалка, он любит большие женские монастыри, и монахини его очень любят, особенно старушки. На монастырской кухне он – необходимый помощник. Своими длинными руками горбатый с необыкновенной ловкостью и проворством моет тарелки, убирает посуду. Он – молодец. У него тонкий голосок. Много характера и энергии. На Крестных ходах с помощью костыля этот молодец несколько раз успевает обогнать процессию, забежать вперед для собирания милостыни. Он религиозный, по-своему порядочный, честный юноша, на него можно положиться. Он неболтлив и сдержит данное слово».

К. БАСИЛАШВИЛИ – Вот интересно…

Т. ЮДЕНКОВА – Интересно на самом деле, что вот Репин…

К. БАСИЛАШВИЛИ – Целая судьба…

Т. ЮДЕНКОВА – Целая судьба, которую он прописывает в портрете и потом вводит его в картину. В картине, собственно, это один из тех очень важных образов, потому что сама драматургия в картине построена таким образом, что Репину важно выявить в картине разные оттенки отношения к вере, к иконе. И вот горбун – это вот то высшее, чистое, искреннее отношение к происходящему, и горбун – один из немногих на этой картине, кто преисполнен подлинной веры.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Но я могу понять, почему, предположим, власти не сразу же приняли эту картину, потому что власть здесь показана в неприглядном виде. Кто здесь? Конвоир, или кто это?

Т. ЮДЕНКОВА – Это военные, десятники, которые…

К. БАСИЛАШВИЛИ – … просто нагайкой вот сейчас ударит кого-то из толпы. Судя по всему…

Т. ЮДЕНКОВА – … какого-то нарушителя.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Судя по всему, даже женщину, потому что здесь женская рука.

Т. ЮДЕНКОВА – Здесь женская рука и мужская рука. И вот этот тип урядника…

К. БАСИЛАШВИЛИ – Он сейчас хлестнет очень больно!

Т. ЮДЕНКОВА – Да, да. Тип этот урядника, он не давал покоя многим современникам Репина, в том числе и Верещагину, и Третьякову. Они были крайне недовольны и советовали Репину убрать этого урядника, и даже у Третьякова в одном из писем врывается такое сожаление: вот бы убрался бы этот урядник, который… размахивающий палкой.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Потому что боялись, что не будут выставлять из-за этого?

Т. ЮДЕНКОВА – Нет, не боялись, картина уже была выставлена. Но картину, естественно, очень живо обсуждали, и в прессе, и в письмах, как я уже сказала. Вот урядник, он как бы был противен очень многим современникам. Но давайте с вами разберемся. Многотысячная толпа идет по дороге, причем, как это пишут современники, когда собственно шествие приходило в свой окончательный пункт в Коренную пустынь, в монастырь, часть людей еще выходила из Курска. То есть, это шествие растягивалось на несколько километров, путь сам был около 30 верст. Естественно, такое скопление народа должно было как-то регулироваться…

К. БАСИЛАШВИЛИ – Все понятно, но не быть же нагайкой по головам!

Т. ЮДЕНКОВА – … безусловно, да. Но Репин, собственно, он, как он пишет во многих своих письмах и не раз, что он – поклонник правды, и он никогда не приукрашивает натуру, не идеализирует ее. Вот то, что он видит, он, собственно, и пытается на своем холсте передать.

К. БАСИЛАШВИЛИ – А правда, что…

Т. ЮДЕНКОВА – И он не стеснялся этой правды.

К. БАСИЛАШВИЛИ – А правда, что Третьяков еще просил переписать вот образ… здесь идет, по-моему, кто-то из крестьян, да, таких вот бородачей. И просил переписать на девушек более благовидных.

Т. ЮДЕНКОВА – Ну, здесь есть некое предисловие, о котором я скажу, потому что так просто вырывать из контекста не хочется. Дело в том, что у Репина было две картины. Сам замысел «Крестного хода» возник в Чугуеве в 76-77-м году, когда Репин приезжает из Парижа на свою родину, и вот он первый раз видит Крестный ход, местный Крестный ход, чугуевский, в поле, и делает первую икону. И вот первая икона – это такая как бы какая-то неразбериха происходит в этом Крестном ходе, когда крестьяне пытаются бороться за право нести икону. И этот этюд оказывается брошенным. Второй большой эскиз картины – это «Крестный ход в дубовом лесу» или «Явленная икона», которая как бы воспроизводит патриархальный, так сказать, очень чинный Крестный ход, и для Репина это воспоминание о чугуевской жизни, воспоминания о детских годах. И вот в этом Крестном ходе, вот в первом варианте этой большой картины, была благочинная девушка, которая несла икону с восторгом, с благоговением. И ее-то вспоминал Павел Михайлович Третьяков и просил Репина внести вот в этот второй последний окончательный вариант картины «Крестный ход в Курской губернии». И у меня есть вот слова Павла Михайловича Третьякова, которые я бы хотела зачитать.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Давайте сделаем это обязательно, но после короткого выпуска новостей.

НОВОСТИ

К. БАСИЛАШВИЛИ – 14 часов 34 минуты, продолжается «Собрание Третьяковки», у микрофона Ксения Басилашвили, у нас в гостях старший научный сотрудник Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. Мы говорим об Илье Репине и его картине «Крестный ход в Курской губернии». Но для начала, начиная эту вторую половину нашей программы, я отвечу на вопрос, уже есть победители. Мы задавали вам вопрос: супруга Репина, Наталья Борисовна Нордманн-Северова увлекалась всем новым, в том числе была последовательной вегетарианкой, искренней феминисткой, а также зачитывалась новейшими философскими учениями, была поклонницей учения этой знаменитой теософки, так вот, действительно, правильный ответ - это Елена Блавацкая. И много правильно ответивших, а вот имена победителей: это Лора 912, Ирина 686, Андрей 8-904-700, Виктор 8-909-919, Андрей 916907 и Анна 916-212, всем вам обязательно позвонят, вы получите ваши законные призы. Ну, а мы возвращаемся к самой картине. Так, интересно, что же ответил Третьяков на пожелание, на слова Репина о том, что ему ближе всего правда, тот самый реализм?

Т. ЮДЕНКОВА – Нет, Павел Михайлович Третьяков как раз сказал о том, что, вот… он так очень тонко сказал. Он сказал, что я на днях слышал разговор между художниками, что у Репина в картинах люди все некрасивые. Вот, как раз то, о чем и говорила пресса, что они все ухудшены против натуры. И в этом есть, пожалуй, доля правды, говорит Павел Михайлович Третьяков, в прежнем «Крестном ходе» была одна-единственная девушка, благообразная девушка, которая несла икону с какой-то надеждой, с верой или даже с надеждой. Хорошо бы… а вы ее уничтожили. Вот, хорошо бы, если бы вы избегли всего карикатурного, и проникли бы все фигуры верою, тогда бы это была действительно глубоко русская картина. Такие слова написал Третьяков Репину. Репин отвечает Третьякову: с разговором художников, о котором вы пишете, согласиться не могу. Это все устарелые самоделковые теории и шаблоны. Для меня выше всего правда, посмотрите-ка в толпу где угодно. Много ли вы встретите красивых лиц, да еще непременно для вашего удовольствия вылезших на первый план. А потом посмотрите на картины Рембрандта, Веласкеса, много ли вы насчитаете в них красавцев и красавиц? В картине можно оставить только такое лицо, какое в общем смысле художественном терпится. Приукрашивание, любое приукрашивание сгубило бы картину, для живой гармонической правды целого нельзя не жертвовать деталями. Картина - очень сложная, тонкая и трудная вещь. И только напряжением всех внутренних сил в одно чувство можно воспринять картину. И тогда вы только почувствуете, что выше всего - правда жизни. А исправлять ее я, типа, отказываюсь, это считаю профанацией и святотатством.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Как-то резко он ответил, в общем-то, своему благодетелю, по большому счету, Третьякову. Который…

Т. ЮДЕНКОВА – …Репин довольно много кому отвечал резко…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …довольно дорого платил за приобретение его полотен. Ведь купил он эту картину!

Т. ЮДЕНКОВА – Купил эту картину, по-моему, Павел Михайлович Третьяков, более того, он договорился с Репиным в первый день открытия выставки о том, что он ее приобретет, но, как известно, у Третьякова в 80-е годы уже появляются конкуренты. И одним из таких маститых коллекционеров известным промышленником и меценатом был Федор Терещенко, который хотел приобрести эту картину.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Перекупить.

Т. ЮДЕНКОВА – И произошел даже небольшой скандал на этой… на выставке, вот. Но, тем не менее, Третьяков…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …а что за скандал?

Т. ЮДЕНКОВА – Ну, скандал, потому что Репин долгое время не выставлял стоимость этой картины и не было… на картине не висело таблички, что картина продана. И было пять…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …интриговал так…

Т. ЮДЕНКОВА – …пять конкурентов было, да, на покупку. И к Репину приходили люди в мастерскую и обращались в правление Товарищества передвижных художественных выставок с просьбой назначить стоимость, определить цену картины. И даже был пущен слух, что Терещенко купил эту картину за 15 тысяч рублей. Но, тем не менее, Терещенко купил вторую очень популярную картину Репина «Поприщин», которую тоже хотел приобрести Третьяков, и Третьяков за это был обижен не Репина, вот, но «Крестный ход» за 10 тысяч рублей был куплен Павлом Михайловичем Третьяковым.

К. БАСИЛАШВИЛИ – А вот теперь послушаем историю о том, как картина пришла в галерею, дальнейшем ее пути от Елены Чиняковой.

Путь в галерею.

Картина «Крестный ход в Курской губернии» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1883 году. У автора было открытие 11-й передвижной выставки в Петербурге. Интересно отметить, что коллекционер пользовался особым правом посещать мастерские художников и смотреть картины до торжественного открытия экспозиции передвижных выставок. Увидев «Крестный ход» до вставки Третьяков оценил величину и значимость этой работы в истории русского искусства, решил, что это произведение непременно должно пополнить его коллекцию национального искусства. Собиратель в первый день выставки 2 марта 1883 года договорился с Репиным о стоимости картины, предложив за нее 10 тысяч рублей - огромную сумму по тем временам. Так произведение Ильи Ефимовича Репина «Крестный ход в Курской губернии» оказалась в Третьяковской галерее.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Татьяна, у меня вопрос такой. А почему здесь я вижу: во всех каталогах значится четкая дата, написание картины 1877-1883 годы. В то же время известно, что почему-то Репин ее дописывал у себя в Пенатах…

Т. ЮДЕНКОВА – Нет, нет, Ксения, это вариант…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …в 20-е годы.

Т. ЮДЕНКОВА – …во-первых, эта книжечка старая советского времени, здесь ошибка в датировке. «Крестный ход в Курской губернии», о которой мы сегодня говорим, они датируется 81-м годом, то есть, в тот момент, когда Репин начинает работу непосредственно на холсте, когда он побывал в Курской губернии на Крестном ходе и до 83-го года, когда он выставляет эту картину на выставке и …

К. БАСИЛАШВИЛИ – … но он потом не дописывал?

Т. ЮДЕНКОВА – Нет-нет-нет, он ее дописывал потом, вносил незначительные поправки, уже картина когда была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым непосредственно в залах, но это незначительный момент в ее истории. Но была другая картина, о которой я говорила, «Крестный ход Чудотворной иконы»…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …вот эта вот…

Т. ЮДЕНКОВА – …в дубовом лесу, который как бы воспроизводил прежний Крестный ход патриархальный Крестный ход…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …более благочинный такой…

Т. ЮДЕНКОВА – …более благочинный, о котором сам Репин писал вот такие хорошие слова: «…со всей святостью поднялся православный люд и несут торжественно явленную в лесу икону к месту ее явления». Это, собственно, слова самого Репина Крамскому в 78-м году, год, когда…

К. БАСИЛАШВИЛИ – … к ней он и вернулся в 24-м…

Т. ЮДЕНКОВА – …нет-нет, он к ней… этот холст стоял у него в мастерской, он был не дописан. Увлекшись «Крестным ходом в Курской губернии», он бросил «Чудотворную икону». Она стояла у него на мольберте. И, кстати, один из тех коллекционеров, который хотел купить «Крестный ход в Курской губернии», придя к Репину в мастерскую, просил у него продать «Чудотворную икону». Но Репин ему отказал, потому что она была не дописана. И к выставке своей персональной в 91-м году Репин дописывает эту картину большую «Чудотворная икона». И он ее выставляет. Сохранилась небольшая фотография этой иконы, вот я ее принесла. На ней, конечно, трудно…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …иконы?

Т. ЮДЕНКОВА – …извините, картины. Трудно разобрать, что здесь изображено, но мы видим, что здесь торжественное шествие проходит в дубовом лесу.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Крест я вижу огромный…

Т. ЮДЕНКОВА – …крест…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …священника на первом плане.

Т. ЮДЕНКОВА – Тот самый дьякон, вот, собственно, этюд протодьякона 77-го года, который был написан в Чугуеве, он явился прототипом вот этого образа, для этой картины он писался. Значит, картина была выставлена в 91-м году, ее никто не купил. И уже позже, в 16-24-м году перед продажей уже некому коллекционеру Репин переписывает эту картину. И сейчас эта картина, она датируется вот 1877-1924 год…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …понятно.

Т. ЮДЕНКОВА – …и находится она в Чехии в городской галерее Градец Кралова.

К. БАСИЛАШВИЛИ – В Чехии - почему?

Т. ЮДЕНКОВА – Она туда попала потому что уже после революции 17-го года Репин живет в Пенатах, да, он оказывается…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …в Финляндии.

Т. ЮДЕНКОВА – …в Финляндии, да. И, собственно, те работы, которые были с ним в мастерской, они расходятся, собственно, по Европе и его дочь, старшая дочь Вера, она помогала отцу, но, собственно, продавать его работы и вот эта работа ушла к некому чешскому, насколько я понимаю…а, нет, сначала она ушла в Чешский Промышленный банк, а потом уже…

К. БАСИЛАШВИЛИ – ...к собирателям.

Т. ЮДЕНКОВА – …в собрание некого Маврича.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Вот на той картине, которой посвящена наша передача, «Крестный ход в Курской губернии», там, все-таки, некая такая полная пышная барыня, она несет…

Т. ЮДЕНКОВА – ...она несет чудотворный образ…

К. БАСИЛАШВИЛИ – … вот, судьба этого чудотворного образа, этой конкретной иконы, известна, ведь это произведение, которое существовало, существует ли поныне?

Т. ЮДЕНКОВА – Оно существует, действительно, и сейчас.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Какая история?

Т. ЮДЕНКОВА – Вот, я уже начала говорить о том, что, собственно, эта икона Божьей Матери Знамения, Курская коренная, которая была обретена в конце 13 века. И, собственно, много было, как так сказать, нападок на эту икону, в часовню, где она хранилась, набегали татары, ее разрубали на две части, каким-то чудом эти две части находили, они срастались, эта икона исцеляла людей, она помогала… перед ней молился Петр Первый перед Полтавской битвой. Список с этой иконой посылался в ставку Кутузова и она осеняла Бородинское сражение. Эта икона исцелила преподобного Серафима Саровского, когда он был еще юным отроком… Прохор Мошнин. Его мама вынесла больного своего сына, приложила к этой иконе, и он исцелился. Интересно, что и, собственно, эту икону пытались взорвать в конце 19 века…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …взорвать? Боже мой…

Т. ЮДЕНКОВА – …взорвать террористы-революционеры. И все вокруг нее, вокруг этой иконы было взорвано и изуродовано бомбами, но икона сохранилась целой и невредимой. Эту икону похищали и …

К. БАСИЛАШВИЛИ – …а как похищали?

Т. ЮДЕНКОВА – …похищали во время революции в 17-м году, она пропала из храма. Потом ее снова нашли. И уже в 19-м году ее вывезли… вывез настоятель храма, вывез ее за границу, она находилась долгое время в Сербии во время войны, и там она тоже хранила людей, хранящих эту икону. И уже где-то в середине 50-х годов ее вывезли в США. И в США была основана новая Коренная Пустынь, где одно время хранилась эта икона, а сейчас она хранится в одном из соборов в Нью-Йорке, эта икона. И уже представители русской зарубежной церкви, хотя сейчас это уже единая как бы такая структура, институт, они называют эту икону Адигитрий русского зарубежья. В 1989 году, когда в нашей стране начались изменения, из Нью-Йорка пришел список этой иконы. И сейчас в Курском… в Знаменском соборе в Курске, да, он, собственно, восстановлен, он стал действующим, начались Крестные ходы, и там находится список этого икона, и горожане города Курска, они надеются что когда-то …

К. БАСИЛАШВИЛИ – …вернется. А ведутся такие переговоры?

Т. ЮДЕНКОВА – Такие переговоры ведутся, они, действительно, ведутся, но, насколько я понимаю, сейчас пока даже не стоит вопрос о том, чтобы на некоторое время эта святыня приехала в Курск и, собственно, посетила родную землю, пока нет.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Было бы интересно, рядом с этой картиной ее тоже выставить. Интересно, такой поворот был бы…

Т. ЮДЕНКОВА – Да.

К. БАСИЛАШВИЛИ – …для Третьяковской галереи.

Т. ЮДЕНКОВА – …тоже интересно, во всяком случае, у этой иконы своя история, очень интересная, и любопытно, что во многих воспоминаниях, посвященных этой иконе, истории Курского Знаменского собора, истории Коренной Пустыни, так или иначе, упоминается картина Репина, которая вот увековечила этот крестный ход. И всякий раз они пишут о том, что вот на этой картине, собственно, Репин и передал ту самую благодать, которая нисходит на людей, участвующих в крестном ходе. И вот сегодня эта картина таким образом воспринимается многими верующими. Это интересно. Между тем, как мы уже с вами говорили, в 19 веке к этой картине относились и со знаком плюс, и со знаком минус…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …вы потрясающие мне зачитывали…

Т. ЮДЕНКОВА – …да, да. Вот я хочу сейчас зачитать…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …мнение Корнея Чуковского…

Т. ЮДЕНКОВА – …ну, мнение Корнея Чуковского было достаточно негативным…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …ну, хорошо… Корней Чуковский, в общем-то, близко не общался с Ильей Репиным…жили рядом…

Т. ЮДЕНКОВА – …в одной из своих статей 907-го года он написал, что это оргия скотоподобия, свистопляска всего низменного, мутного и так далее. И он возмущен, что… он приводит пример о том, что благочинный… благообразный, вернее, немецкий… представитель немецкой буржуазии возмущен, что эта картина допущена правительством и находится в музее. А в то время, как в путеводителе Третьяковской галереи этого же года было написано, что на этой картине с большой яркостью передано живое народное чувство, религиозное благоговение к святыне. Но мне хочется привести пример нашего критика Стасова, который много писал о Репине и к этой картине достаточно хорошо отнесся, высоко ее оценил. И он описывал некоторые образы, и мне просто хочется сравнить…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …конечно…

Т. ЮДЕНКОВА – …и насколько нейтрально и, даже не нейтрально, а как-то вот благодушно описывал Стасов эту картину, вот, отдельные образы. И потом я приведу выдержки из работ советского периода советского искусствознания, просто любопытно для сравнения, для каких-то небольших акцентов.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Пожалуйста.

Т. ЮДЕНКОВА – Значит, сейчас, где наша барыня… вот она: «…центр, чудотворный образ, небольшой, весь в золоте, с ударившим в него лучом света, который несет с великим парадом и чванностью местная аристократка, купчиха или помещица, толстая, коренастая, упаренная солнцем, щурящаяся от него, вся в бантах и шелках. Рядом – местное влиятельное лицо, откупщик, золотой мешок, в немецком сюртуке, но явно из мужиков: грубый, нахальный, беспардонный кулак…»

К. БАСИЛАШВИЛИ – ...я вас прерву, как интересно, даже узнает занятия. Мы же… сейчас совершенно потеряно это чувство, кто есть кто… откупщик…

Т. ЮДЕНКОВА – …нужно всматриваться, и каждый образ, он удивительным образом охарактеризован, здесь дан характер очень метко…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …вопрос: а кто такой откупщик?

Т. ЮДЕНКОВА – …да, вот, собственно, образы вот этих двух мещанок, которые несут пустой киот от иконы, с какой набожностью…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …мещанки? А я думала – крестьянки.

Т. ЮДЕНКОВА – …как они осторожно ступают, они боятся оступиться. А вот за ними шествует… идет хор, и вот старый регент, он научает маленьких мальчиков, как правильно взять нужную ноту. И… а вот, собственно, возвращаясь к начатой теме, как в советское время описывали эту нашу барыню, которая идет с чудотворным образом.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Так.

Т. ЮДЕНКОВА – Заплывшее жиром лицо выражает тупое чванство, сознание превосходства над окружающими, рядом – разъяренный староста с бляхой на груди, который остервенело замахнулся палкой на крестьянина, осмелившегося приблизиться к святыне. А рядом с ней…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …по большому счету, и так тоже можно…

Т. ЮДЕНКОВА – …безусловно, а рядом с ней, слушайте дальше, вот этот вот откупщик, который вас заинтересовал: разопревший от жары толстомордый купец из кулаков, его тыквообразное лицо с маленькими злыми глазками выдает хищническую натуру кровопийцы, эксплуататора…вообще надо сказать, что…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …так мы и писали изложение.

Т. ЮДЕНКОВА – …так писали изложение, да. Дело в том, что вот сам Крестный ход, он проходит вот по этой дороге и на фоне пейзажа. Вот этот пейзаж с вырубленными пнями, он тоже неслучайно здесь оказывается. Репин сожалел, что в 80-е годы с приходом, собственно, большой буржуазии, началась вырубка лесов, и он с сожалением писал в одном из писем: они повырубили мои любимые леса. Вот, леса, собственно, его детства. И вот этот вот образ этих самых пней торчащих, это тоже образ современной для Репина России, пореформенной России. И, собственно, вот таким образом вот это все… весь этот люд с разными характерами, с разным социальным положением, с разным отношением к святыне, к вере; кстати, вот, очень верную вещь заметил Стасов, когда описывал эту картину. Что они идут, они уже устали, и каждый занят своим делом, постепенно отвлекается от того важного дела, которому они должны…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …Татьяна, у меня к вам вопрос, простите, я вас прерву, а вы были сами, не было так, из чистого любопытства съездить туда, проверить, как это…

Т. ЮДЕНКОВА – …вы знаете, после этой передачи обязательно поеду! Это уже точно.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Поедете, да?

Т. ЮДЕНКОВА – Конечно, с большим удовольствием.

К. БАСИЛАШВИЛИ – …а вы какую себе выберете позицию, вот как Репин, он смотрит, вроде бы он не из толпы, да, он чуть-чуть поодаль. Или, все-таки, вы войдете…

Т. ЮДЕНКОВА – …вы имеете в виду, поеду ли я на Крестный ход, я не знаю, но посмотреть я очень хотела бы…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …не смотрели, нет, не видели, просто для сравнения? Вот так это все или, действительно, выдумал что-то художник…

Т. ЮДЕНКОВА – Нет, я думаю, что, безусловно, то, что фиксирует Репин в своем полотне, собственно, так оно и было. Потому что если мы с вами детально начнем разбирать все образы, мы увидим, что здесь действительно нет никакого приукрашивания.

К. БАСИЛАШВИЛИ – А вопрос у меня такой, почему он вообще решил писать эту картину?

Т. ЮДЕНКОВА – Репин довольно…

К. БАСИЛАШВИЛИ – …это религиозная картина для него была, это было для него анекдот, это была действительно карикатура?

Т. ЮДЕНКОВА – Нет, ни в коем случае не анекдот и не карикатура.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Что это? Какова цель?

Т. ЮДЕНКОВА – Репин искал довольно долго сюжет, который бы воплощал основную как бы идею своего времени, нерв своего времени. Такой сюжет было довольно сложно найти. И вот в то время, когда он задумал тему Крестного хода, когда он нашел ее для себя, он же обращался к разного рода сюжетам. И у него были сюжеты на тему крестьянской жизни в основном, там, сельском волостном правлении, сельский суд, сельская школа, разного рода сюжеты, из революционной вот этой народовольческой темы, мы с вами разбирали это в прошлый раз. Сюжетов, которые его интересовали и привлекали, было множество, но когда он напал на сюжет Крестного хода, он понял, собственно, значимость этого сюжета. И когда в одном из писем он описывает этот сюжет Крамскому, Крамской ему отвечает: вы попали на золотоносную жилу, то есть сам по себе этот сюжет давал Репину возможность раскрытия, собственно, всей той всеохватности русской жизни, русской российской жизни, к которой, собственно, хотел и стремился Репин. Найти вот тот самый нерв.

К. БАСИЛАШВИЛИ – …был уже «Крестный ход на Пасху», страшная картина.

Т. ЮДЕНКОВА – был «Крестный ход на Пасху» Перова, был и Крестный ход Саврасова, и Прянишникова, и Соломаткина, было много этих Крестных ходов, которые писали художники. Потому что, что такое Крестный ход? Крестный ход – это момент такого наивысшего напряжения в духовной жизни народа. Да? Здесь, в данном случае, идет сама матушка Россия на нас, причем композиция выстраивается таким образом… я тоже об этом хотела сказать, что здесь Репин находит место и зрителю, и зритель находится на обочине дороги, и он является как бы свидетелем происходящего, композиция как бы втягивает зрителя вот в это вот пространство, в это шествие.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Но в то же время он был практически его современник, Нестеров – у нас недавно была передача, посвященная ему – который как-то совершенно по-иному относился к этой теме. Я думаю, что если вот он, наверное, вот мне кажется, абсолютно не принимал вот такую вот позицию, он бы не поставил, наверное, калек на первый план, у него на первом плане идет мальчик с тонким красивым лицом, такой благообразный, красивый.

Т. ЮДЕНКОВА – Очень хорошо, но дело в том, что Нестеров…

К. БАСИЛАШВИЛИ – … две такие разные, две абсолютно… два разных явления, если хотите…

Т. ЮДЕНКОВА –… Нестеров – художник младшего поколения, тем не менее. Он был младше Репина намного. Вот. Поэтому как бы это уже другой подход к жизни, другой анализ жизни, другое мировоззрение. А, собственно, то, что Репин ставит этого калеку на первый план, посмотрите на этого калеку, на это лицо. Это лицо, осененное верой, осененное надеждой. И это замечательный образ найден Репиным, который действительно… таких образов было много, было много вот этих странников, было много калек, юродивых, которые населяли нашу матушку-Русь. И Репин, собственно, не стеснялся этого, он не стеснялся этой правды, он не боялся ее. И всякий раз, когда он писал картину или портрет, он об этом, собственно, писал без боязни, не скрывая того, что он видел.

К. БАСИЛАШВИЛИ – А почему тогда он решил все-таки не возвращаться в Россию, вот когда так ему предлагали, так звали? И Луначарский высылал комиссии в Куоккалу, в Пенаты к Илье Ефимовичу, и писали письма, и приезжали солдаты и матросы. И эта картина гремела тогда на всю Россию, ее поднимали практически как такой плакатный образ той дореволюционной плохой России.

Т. ЮДЕНКОВА – Нет, поймите, что послереволюционное время было совсем другое время для Репина, и он уже был старым художником, у него уже какие-то были свои привычки, понятия, и как бы менять эту жизнь, ехать в неизвестность, ехать в неизвестность… что его ждало там в Санкт-Петербурге? Ведь доходили разные слухи, не только такая как бы идеальная какая-то раскраска с предложением Ворошилова, который писал ему письма, предлагая ему вернуться в Россию, или Луначарского, или рассказы Бродского, но, по-видимому, были и какие-то более трезвые взгляды на то, что происходило в советской России. И Репин был трезвым человеком, вполне прозорливым, он потом, видимо, вот тоже… известен этот факт, о том, как тяжело жилось его младшей дочери Татьяне, которая осталась со своей семьей в имении репинском Здравнево, и как много разного рода бед ей приходилось пережить. И Репину это тоже было известно.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Татьян, я чувствую, что мы к Репину просто еще не раз вернемся. Я недавно проезжала мимо Пенатов, мне так захотелось туда войти, не было времени. Вот мне кажется, к Репину в гости можно заходить до бесконечности. Мы обязательно с вами это сделаем…

Т. ЮДЕНКОВА – И, по-моему, надо еще вернуться к паре картин…

К. БАСИЛАШВИЛИ – Вернемся…

Т. ЮДЕНКОВА – … потому что мы мало-мало поговорили об этой картине.

К. БАСИЛАШВИЛИ – … и не к одной картине. А сейчас нам уже пора прощаться. Я благодарю Татьяну Юденкову, старшего научного сотрудника Третьяковской галереи и приглашаю вас в музеи и галереи Москвы.

Т. ЮДЕНКОВА – Спасибо большое.

К. БАСИЛАШВИЛИ – Среди нас ангелы! Неизвестный Анатолий Зверев, но сперва в Третьяковскую галерею. Из временных выставок в Третьяковке открыта лишь одна – галерея замерла в ожидании нового сезона, который вот-вот стартует, а пока смотрите в залах графики уютную экспозицию из собраний старых московских коллекционеров. На Крымском валу вас ждут обновленные залы «Искусства XX-го века». Теперь рядом с сановитыми классиками соцреализма соседствуют произведения репрессированных художников. В кругах москвичей поколения шестидесятников, наверное, трудно найти семью, не знакомую с творчеством Анатолия Зверева. Для столицы он был кем-то вроде живой легенды, как в Ленинграде Довлатов мог в домашних тапочках отправиться в ближайший магазин за углом. И его акварели множились на квартирах друзей и случайных знакомых. Теперь, когда рисунки Зверева уходят – и дорого – с аукционов, коллекционеры прознали ценности даров, написанных порой на бумажных лоскутках. Графика Анатолия Зверева, новая, из частных столичных собраний, вновь и в который раз выставляется, в галерее Дом Нащокина теперь. Продлится до 21 октября. Что символизирует увидеть ангела? Для кого-то – рождение бога, а для другого – весть о кончине мира. Как они выглядят? Действительно с крыльями за плечами, как думали предки, или уже иначе? Свои размышления об ангелах представляют современные художники, от человека-оркестра Мамышева-Монро до Зураба Церетели. Новый ангеларий открылся в Музее современного искусства в Ермолаевском переулке. Ангелы спустились на Патриаршие ненадолго – до 7 октября.

Василия Перова всегда волновали русские типажи. Он даже из поездки в Италию, куда его за заслуги отправила Академия художеств, вернулся раньше срока, т. к. посчитал, что та жизнь ему непонятна, и создать там что-то свое он не сможет. Пожалуй, самым резонансным его полотном стало «Сельский крестный ход на Пасхе». Одни хвалили картину за правдивость, а другие возмущались: как бы не попасть художнику в ссылку на Соловки за свою дерзость.



На первый взгляд, картина Василия Перова, написанная в 1861 году, изображает форменное безобразие. В стельку пьяный священник еле стоит на ногах, рядом с ним еще в худшем состоянии валяются мужики. Да и процессия не в лучшем виде. Икона в руках женщины поцарапанная, а рядом идущий старичок и вовсе держит образ перевернутым.


Действие происходит на светлую седьмицу (неделю после Пасхи), поэтому на картине изображен вовсе не крестный ход вокруг храма в Пасхальную ночь, как может показаться. Так что же тогда происходит на полотне Перова?

Дело в том, что в Российской империи зарплату священникам не платили. Как правило, приходы имели земельные наделы и крохотную дотацию от государства. Поэтому в стремлении увеличить свои доходы священники придумали обычай славления на Пасху. В неделю после Светлого праздника священники отправлялись по крестьянским подворьям. Они заходили в каждую избу и исполняли церковные песнопения. Крестьяне, в свою очередь, должны были отблагодарить попов за пожелание процветания подарком или деньгами.


На деле же все выглядело не так хорошо. Священники, пытаясь обойти как можно больше домов, исполняли песнопения очень быстро. Крестьяне же считали, что их просто обирают. Ведь время на Пасху было самым экономически тяжелым, когда после зимы денег уже не оставалось, да и продовольственные запасы подходили к концу. Чтобы отделаться от попов, им чаще всего наливали спиртное и выпроваживали из избы.


Именно эту сторону взаимоотношений церкви и крестьян изобразил Василий Перов на своей картине. Стоит отметить, что его полотно вызвало бурю негодования как в церковных кругах, так и среди художников. Живописец Василий Худяков написал эмоциональное обращение к Третьякову, который приобрел картину «Сельский крестный ход на Пасхе» для своей коллекции:

«А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки» .
Третьякову пришлось снять картину с экспозиции.

Но были и такие, кто рассмотрел в картине прадоруба Перова истинное положение крестьян. Критик Владимир Стасов отзывался о полотне, как о правдивом и искреннем, передавшим реальные типы людей.

Еще одно невероятно эмоциональное полотно Василия Перова не может никого оставить равнодушным.

С давних пор на Руси существовал благочестивый обычай отмечать дни памяти наиболее почитаемых чудотворных икон крестными ходами. Свидетелем одного из них в Чугуеве в 1877 году был И. Е. Репин. Яркое и впечатляющее зрелище послужило основой для сюжета картины «Крестный ход в Курской губернии». Полностью же идея картины оформилась после посещения знаменитой Коренной пустыни. Именно там крестные ходы собирали наибольшее число паломников.

«Крестный ход в Курской губернии». Описание картины

Окончательно работа над картиной была завершена в 1883 году. Полотно переносит зрителя в жаркий летний день. По пыльной дороге, среди знойного марева из глубины картины движется нескончаемая процессия крестного хода. Несут чудотворную икону к месту, где когда-то она была явлена людям.

Все детали картины написаны с поразительной конкретностью. Это и иссушающее всё вокруг солнце, лучи которого как бы концентрируются в золоте церковных облачений, воздух, наполненный пылью и монотонным рокотом движущейся на зрителя толпы, и, самое главное, лица участников. В них Репину удалось с необыкновенным мастерством передать и сознание значимости совершаемого ими дела, и в то же время привязанность к чисто земным помыслам и страстям.

Но «Крестный ход в Курской губернии» Репина - это не просто жанровая сцена, констатирующая определённое событие, это целая галерея портретных образов, мастерски созданных художником. В ней изображены представители различных слоёв общества пореформенной России. Даётся документально точная картина социального расслоения и неравенства.

Картина Репина ― критика ханжества и лицемерия

Илья Ефимович принадлежал к известному содружеству художников-передвижников, придерживающихся в основном остросоциальной направленности своих произведений. К этой сюжетной категории относится и «Крестный ход в Курской губернии». Однако следует понимать, что критика в данном случае направлена не на религию в целом и не на православную обрядность, как пытались это трактовать в период богоборчества, а лишь на лицемерное и ханжеское выражение религиозности.

«Хозяева жизни» и сельская беднота

В центральной части картины, в глубине, ярко и сатирически изображена толстая помещица с чванливым и высокомерным лицом, по-хозяйски прижавшая к себе икону, а рядом с ней грубый сельский староста, отгоняющий палкой от своей благодетельницы напирающих со всех сторон крестьян. В произведении художника «Крестный ход в Курской губернии» представлено чёткое разграничение С одной стороны «хозяева жизни», это и сама помещица, и идущая за ней свита, и вся так называемая чистая публика, составляющая основную часть процессии, с другой ― «голь перекатная», как принято называть на Руси низшие слои общества, бесправные и обездоленные. Они с обеих сторон сопровождают шествие, возревновав о спасении души, также хотят поклониться святыне, но их отгоняют от неё конные жандармы и не в меру усердные барские слуги.

Очень характерна фигура нищего-калеки на переднем плане картины «Крестный ход в Курской губернии». Он, как никто другой, нуждается в Божьей помощи и пытается хотя бы приблизиться к святыне. Видно, что горбун старается изо всех сил, но ему преграждает дорогу палка мужика, присвоившего себе право решать, кому быть вблизи чудотворной, а кому нет.

Обличение лицемерия духовенства

«Крестный ход в Курской губернии» Репина является сатирой и на представителей церковных кругов, подменяющих высокое духовное служение мирскими и суетными заботами. Это, прежде всего, группа священников, следующая за помещицей, несущей икону, окружившая полукольцом важного барина и ведущая с ним подобострастные разговоры. По всему видно, что всё их внимание отдано возможному благодетелю, а до чудотворной иконы им нет никакого дела.

Картины социальной жизни общества

Картина «Крестный ход в Курской губернии» (жанр которой, безусловно, относится к остросоциальным), по общему мнению, является наиболее ярким проявлением творческой направленности автора. Репина никогда не привлекали мелкие, эпизодические темы. Он всегда брался за масштабные сюжеты, включающие в себя разноплановые сцены жизни общества. Выдающийся мастер, Репин умел сочетать в своих картинах острый гротеск с глубокой индивидуальностью и психологизмом своих героев.

Картина Репина «Крестный ход в Курской губернии» была задумана художником в середине 1870-х годов. В это время мастер жил в родном Чугуеве. Начало работы относится к 1880 году, окончание - к 1883 году.

Предварительные эскизы

Уже в 1878 году Репин работает над эскизами к картине «Крестный ход в Курской губернии» в Москве, в монастырях в округе. Под Звенигородом он встречает горбуна.

Сначала он пишет только голову, затем по пояс и наконец в полный рост. В Курской губернии в Коренной пустыни, в Чернигове, под Киевом - везде побывал художник, чтобы проникнуться атмосферой крестного хода, чтобы потом перенести его на полотно.

Освещение в прессе

Когда картина «Крестный ход в Курской губернии» была выставлена на 11-й выставке передвижников, то она вызвала резкие негативные отзывы в прессе. Писалось, что это очень пристрастное изображение русской жизни.

Художник увидел лишь урядников с плетьми, гоняющих народ. Он специально подобрал жирную барыню, которая несет чудотворную икону, потому что она - самая почетная личность в городе. В то же время прогрессивные критики писали, что это только изображение внешней обрядности, а искренней веры на картине нет. Все это были точные и верные замечания, даже у противников полотна. Именно с этими мыслями был написан «Крестный ход в Курской губернии». Картина актуальна и сегодня. Она вызывает резкие отзывы приверженцев православия и некоторых политизированных журналистов.

Описание картины

В жаркий летний день по пыльной дороге движется многолюдная процессия к тому месту, где явилась к ним чудотворная икона. С одной стороны, это нищее забитое угнетенное простонародье, а с другой - власть предержащие. Урядники на конях не бездействуют. Один из них в белом мундире прямо в середине толпы народа хлещет по ней нагайкой, другой пока еще только угрожает, но в любой момент пустит ее в ход.

Местных аристократов, в особенности барыню с надменной безобразной физиономией, несущую икону, охраняет деревенский староста, который размахивает палкой, чтобы никто не мог приблизиться к ней. За ней идут представители духовенства в синих камилавках, оживленно беседуя на отвлеченные темы. Этот момент Репин видел сам и был горячо возмущен.

Чуть позади нее - плотный молодой мужчина, одетый в светло-серый костюм. Это, видимо, ее сын. Рядом с барыней в бантах слева шествует в штатском разбогатевший купец с окладистой бородой. Чуть позади - отставной офицер, видимо, влиятельный помещик. Чуть впереди двигается разморенный от жары, краснолицый и красноносый дьякон в золотых ризах с кадилом. Это - центральная часть шествия.

Крестный ход в Курской губернии медленно продвигается мимо холма, где некогда рос лес, от которого остались только пеньки. Он безобразно вырублен. Над всей картиной поднята клубами пыль от сотен сапог неисчислимого количества людей, двигающихся за иконой.

Композиционное построение

Крестный ход в Курской губернии идет по диагонали. Он медленно наплывает на зрителя от левого края горизонта к правой стороне картины. Толпа художником делится на две части. В левой стороне изображены странники и юродивые, среди которых больше всего выделяется горбатый калека на костылях. Именно его отгоняют палкой от центра шествия.

Типы лиц на картине

Рядом с калекой - две убогие нищенки с давно потерявшими цвет платками, которые глубоко надвинуты на загорелые и грязные лица. Выражение их лиц совершенно безнадежно: никакая икона не повернет их жизнь к лучшему.

Не менее интересна правая часть. Две женщины, сгибаясь не от тяжести, а от благолепия, несут пустой киот от иконы. За ними идут два чисто одетых 8-10-летних мальчика, приобщаясь к православным торжествам. За их поведением наблюдает отец в белой манишке и с белым галстуком и дед, который строго поднял палец, требуя от детей тишины.

Самыми первыми изображены осознающие торжественность и важность своего дела мужики и крестьяне, несущие изукрашенный лентами выносной фонарь. Они чисто и нарядно одеты, их волосы, как и у многих других, напомажены маслом. У кого-то есть сапоги, кто-то обут в новые лапти.

Репин писал не портреты, а определенные психологические типы людей. Поэтому интересно наблюдать, как он разворачивает на картине фигуры. Вот мальчик оборачивается и глядит на полицейского, а дальше полицейский наклоняется, разговаривая с кем-то в толпе.

Над всей неисчислимой процессией, конца которой не видно, жарко печет солнце и клубится пыль. Марево закрывает конец шествия и развевающиеся хоругви. Небо застыло в полной истоме. Все цвета на картине создают особую симфонию, сочную, но не декоративную. Каждый мазок необходим, чтобы определить место всякого предмета.

Репин всей душой отвергал чистое искусство. Для него было главным отобразить действительность, которую он видел рядом с собой. Когда писал Репин «Крестный ход в Курской губернии», им прежде всего двигала идея, что содержание определяет форму произведения. Так был создан один из самых реалистичных портретов России.




Top