Картина лицо из фруктов. Портреты из фруктов, цветов и овощей от Клауса Энрике Джерджеса

Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо после смерти был надолго забыт. Его полотна хранились в частных коллекциях, и только в ХХ веке они стали доступны широкой публике. Поначалу их сочли курьезом или шуткой мастера, составлявшего портреты из цветов, овощей, книг, корней деревьев. Но затем устойчивый интерес к его картинам открыл миру великого художника.

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Его дедушка был архиепископом, отец - художником. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо, изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.

Двадцатидвухлетним юношей Джузеппе помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Из его росписей в сохранилось совсем немного - цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе.


Эти работы не имеют ничего общего с прославившими художника произведениями, кроме пышного декоративного оформления.

В 1562 году Джузеппе был приглашен в Вену на должность придворного портретиста. Многолетняя придворная жизнь художника включала в себя различные занятия: он изобретал и строил различные гидравлические механизмы, музыкальные машины, у которых звук соответствовал тому или иному цвету, содержал в порядке экспонаты знаменитого кабинета, где хранилась коллекция произведений искусства и разных редкостей, и конечно, писал портреты.

До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Обычно - это портреты по грудь, в профиль, реже - в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же - музыкальных и иных инструментов. Например, голова «Повара» составлена из жаркого и кухонной посуды.



Повар



Библиотекарь, понятно, - книжный червь.

На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом мастера, имеется надпись: «Природа, выраженная искусством Арчимбольдо». Эти слова свидетельствуют, что современники не относили искусство художника к разряду курьёзов. Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.


Автопортрет

В то время новая наука натурфилософия завоёвывала образованные умы европейцев. Одна из ее главных идей - учение о живом космосе и единстве человека и природы. При этом времена года и стихии сопоставлялись с органическими процессами, происходящими в человеке. У Арчимбольдо, который безусловно был знаком с этими идеями, на картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и радости.


Весна

Картина «Лето» создает ощущение знойного полдня, который соответствует расцвету человеческой жизни.


Лето

«Осень» изобилует земными плодами, подобно тому, как зрелый возраст - мудростью и добродетелями.


Осень

Зима неприветлива и сурова, ее скудные плоды безрадостны и сводят смертным скулы...


Зима

Портрет императора Рудольфа II Арчимбольдо назвал «Вертумн» - по имени этрусского божества садов. Королю так понравилось собственное изображение, сплетенное из садовых цветов, овощей и злаков, что он пожаловал художнику титул пфальцграфа - придворного сановника, что для выходца из ремесленной среды было чрезвычайно почетной наградой.


Рудольф II в образе Вертумна

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 году вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи гульденов.

11 июля 1593 года живописец умер. Причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Творчество Арчимбольдо стало столь популярно, что породило множество подражателей. Но стилизаторы, чьи полотна называли «арчимбольдесками», заимствуя лишь его внешние приемы и не понимая идей, заложенных художником в свои творения, так и не поднялись до высот мастера. Арчимбольдо навсегда остался непревзойденным художником натурфилософской школы.

В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. В его творчестве также усматривают предвосхищение сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь», см. выше) считается триумфом абстрактного искусства в XVI столетии.

Портреты из фруктов, цветов и овощей от Клауса Энрике Джерджеса.

Клаус Энрике является последователем идеи художника Джузеппе Арчимбольдо.

«Когда я впервые увидел картину художника Джузеппе Арчимбольдо, то впал в отчаяние. Не было никакого смысла осуществлять мою «новую» концепцию серии портретов – все было сделано более 400 лет назад, и сделано великолепно. Но я не сдался, продолжил поиски и обнаружил: идея была не нова и тогда. Подобные портреты появились, когда человек выложил на земле пару камней и палку и сказал: «Поглядите, это лицо».

Композиция, сложенная из реальных предметов, вызывает гораздо более сильные впечатления.

Сегодня меня не волнует, что я время от времени получаю письма со словами: «Ты – вор» или «Ты – ничтожество» – как будто я отправился в Лувр и просто написал свое имя на всех работах знаменитого итальянца. Я думаю, что фотография – лучший способ для воплощения этой идеи. Композиция, сложенная из реальных предметов, вызывает гораздо более сильные впечатления. В ней есть непосредственность, которой невозможно добиться с помощью живописи. Я представляю, как со временем какой-нибудь художник использует генную инженерию для создания живой картины, которая будет выглядеть точь-в-точь как «Вертумн» Арчимбольдо. И это будет замечательно.»


Слева: «Огородник» Арчимбольдо, около 1590 года.
Как я и планировал, на шляпе – моя подпись. Но даже в перевернутом виде изображение выглядит как тарелка с овощами.


Слева: «Лето», написано в 1563 году.
Чем больше я работаю, тем свободнее себя чувствую, как здесь, например. Это как ветвь дерева, вырастающая из ствола и отклоняющаяся то влево, то вправо. Я даже начал делать «Арчимбольдески», среди которых – портрет принцессы Дианы.


Слева: «Зима», написана в 1572 году.
Помню, я уже отчаялся найти нужный кусок древесной коры. Я бродил по лесам – но все напрасно. В конце концов я сдался и заказал кору пробкового дерева. И первый же кусок, который я вытащил из коробки, оказался именно тем, что я искал много недель.


Слева: «Весна», написана в 1573 году.
Некоторые говорят: «Это действительно красиво, портрет сделан из цветов». Но природа таких изображений обманчива, она сложнее, чем кажется. Я воспользовался помощью своего друга, флориста Джулиана Кальдерона. Мы работали три дня без остановки.

Клаус Энрике Джердес, фотограф из Нью-Йорка, который создал серию оригинальных портретов, сделанных исключительно из овощей, фруктов и цветов.

Джузеппе Арсимбольдо

Видя эти невероятные художественные работы впервые, я подумала, что эти работы являются шедеврами известного Джузеппе Арсимбольдо (1527 – 1593) – итальянского художника, который известен своими образными портретами, сделанными полностью из фруктов, овощей и цветов.

Клаус Энрике Джердес

Джузеппе Арсимбольдо

Но есть существенные различия Арсимбольдо рисовал свои портреты, а Джерджес создает их из реальных фруктов, овощей и цветов, после чего, фотографирует их. Сложно представить, на сколько хорошо должна работать фантазия. Чтобы из группы овощей получилось лицо. В такой не простой работе нужно на перед видеть. Что куда поставить, чтобы перед зрителем появился человек.

Клаус Энрике Джердес

Джузеппе Арсимбольдо

Джерджес признается, что идея столь оригинальных портретов посетила его во время серии фотографий с листьями. Он фотографировал человеческие глаза, которые выглядывали из листьев, и придумал образ. Который состоял из листьев, и представлял собой портрет или маску.

Нью-йоркский фотограф Клаус Энрике Гердес, вдохновленный итальянским художником Джузеппе Арчимбольдо, создал реальные портреты с помощью фруктов, овощей и цветов. Арчимбольдо (читайте о нем ) рисовал уникальные живописные портреты в период между 1564 и 1576. Практически Клаус Энрике Гердес сейчас сделал то же самое, за исключением того, что фотография позволяет ему «заморозить» картину в одно мгновение, до того, как любой из ингредиентов начинает портиться.

Кликните для увеличения изображения

Говорит Клаус: «Я работал над серией фотографий, в которой я окружал какую-то часть человеческого тела большим количеством различных предметов. Когда я фотографировал руку среди листьев, то подумал, что можно создать эту руку из тех же листьев. Я посмотрел, не создавали ли другие художники что-то подобное, и обнаружил, что, как обычно бывает, кто-то где-то уже сделал нечто подобное. В данном случае это был художник Джузеппе Арчимбольдо, который рисовал картины в этой концепции более 400 лет назад.

Я решил воссоздать работы Арчимбольдо, и в конечном итоге создать свои собственные изображения на основе его картин. Оформление каждого портрета занимает около трех дней, и эмоционально этот процесс очень напряженный.

В начале, когда картина начинает обретать форму, все идет более-менее гладко. Однако, как только работа доходит до деталей, и нужно четко сверятся с оригинальной живописью, начинают вылезать несоответствия.

Критики много рассказывают о том, что предметы в картинах Арчимбольдо являются пропорционально правильными, но каждый из этих элементов является вымышленным, и, как показывает мой эксперимент, художник немного деформировал их для своих целей. Например, в одной из картин роль носа играет небольшая груша прекрасной формы. Когда я не смог найти подходящей, то решил заменить грушу небольшим сладким картофелем.

После того как я делаю все изменения, мало-помалу начинает вырисовываться скульптурная композиция. Несколько дней спустя она, наконец, напоминает оригинального Арчимбольдо, и это невероятное удовольствие.

Хотя большинство людей сразу же идентифицирует изображения как портреты, многие видят только отдельные части изображения: фрукты, цветы, овощи. Но, рассматривая фото некоторое время, они понимают, что это портрет человека ».

Источник: dailymail.co.uk

Сайт фотографа: www.klausenrique.com/art/67/gallery.html

Читайте также о 20 века (удивительно, что ее так и не украли окончательно), о , которое продавалось лучше известных полотен (его продавали в консервных банках и с красивой этикеткой), а также об искусстве, которое , и на это стоит посмотреть (но только с одной точки).




Top