Картины кандинского с музыкальными названиями. Василий Васильевич Кандинский: картины и биография

На долю Василия Кандинского выпало немало испытаний. Он смог пережить и войны и революции, диктаторский режим. Его искусство не понимали, что вызывало возмущение со стороны критиков.

На 1911 год приходится становление Кандинского как абстракциониста. Он называет свои работы композициями, впечатлениями, импровизациями. Классический пример полотно «Импровизация 21А». Это абстрактная композиция, но если всмотреться, можно увидеть реальные предметы. Например, в центральной части видна гора с башней. Четкие чёрные линии окружают участки интенсивного цвета. Такие линии станут основными в творчестве Кандинского.

Одной из редких картин написанной маслом является «В сером». Она была задумана как композиция с горами, лодками и фигурами людей. Но на окончательном полотне эти предметы и фигуры почти не различимы. Все сведено к абстрактным иероглифам. Картина отражает стремление художника к продуманной композиции живописного пространства. Палитра мастера становится более мягкой. Приглушенные серые, коричневые, голубые тона характерны для так называемого русского периода творчества Кандинского. Уехав в Германию, цвета становятся однотипными и плоскими.

В Веймаре создана картина «Вибрация». Здесь много геометрических фигур. Примечательный элемент – это шахматная доска. Треугольник взаимодействует с кругом. Передается противопоставление форм и цветов. В целом же композиция достаточна, цельна и продумана, а единство цвета и формы создало сложную структуру. Палитра, кроме шахматной доски, приглушенна.

В своей абстрактной живописи Кандинский использует реальные предметы, но передает их с помощью геометрических форм. Например, картина «Казаки». Сюжет навеян во время революции 1905, когда по Москве скакали казаки. На полотне особо изображены два казака, под ними радуга, которая образует дорогу, ведущую к дворцу на холме. Кандинский не стремится, что предметы хорошо были распознаваемы, он хочет, чтобы зритель проникся духовностью. В это время у него происходит поиски нового языка, с помощью которого можно было выразить новое мироощущение. Формы рассыпаются на глазах, оставляя после себя только следы.

Весь путь Кандинского это, прежде всего эволюция. Начинал он с общих рассуждений о духовности, то позже пришла конкретика. Он разрабатывает математическую теорию пластического искусства, которая базируется на взаимодействии геометрических форм на человека, и соотношении их с цветом в живописи.

Васи́лий Васи́льевич Канди́нский (4 (16) декабря 1866, Москва - 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) - русский художник и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма . Был одним из основателей группы «Синий всадник».

Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, куда семья Кандинского переехала в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского университета, где в 1893 начинает преподавать и назначается доцентом. В 1896 знаменитый Дерптский университет предлагает Кандинскому место профессора, но он отказывается. В 30 лет Кандинский принимает решение стать художником. Во многом это происходит под влиянием выставки импрессионистов, проведенной в Москве в 1895 году и впечатлением от картины «Стог сена» Клода Моне . В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами . После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауза нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества.

Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832-1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, а также получил художественное и музыкальное образование. В 1885-1893 (с перерывом в 1889-1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова, изучая экономику и право. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.

В 1893 году Кандинский окончил юридический факультет. В 1895-1896 работал художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°», на Пименовской улице, в Москве.

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. В 1896 году он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 года. В Мюнхене знакомится с русскими художниками: А. Г. Явленским , М. В. Верёвкиной , В. Г. Бехтеевым, Д. Н. Кардовским, М. В. Добужинским , И. Я. Билибиным , К. С. Петровым-Водкиным , И. Э. Грабарем.

С 1897 года обучался живописи в частной студии А. Ашбе .

В 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств , где обучался у Франца фон Штука . С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нём школу, в которой преподавал.

С 1900 года Кандинский много путешествует, посещает Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвует в выставках Московского товарищества художников.

Летом 1902 Кандинский пригласил Мюнтер, Габриеле на его летние уроки живописи под Мюнхеном, в Альпы. Так их отношения из профессиональных перешли более в личные.

В 1910 и 1912 годах также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи.

В 1909 году Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 - альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные

Художники Эпохи Возрождения задали высокую планку в изобразительном искусстве. Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли, . В лучшие Музеи Мира редко попадают дилетанты.

Василий Кандинский (1866-1944) – один из крупнейших художников XX века, тех, кто не только смог конкурировать с великими живописцами прошлого, но открыл новое направление в искусстве – абстракционизм.

В 30 лет он оставил карьеру профессора юриспруденции, посетив оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре и выставку импрессионистов, где он увидел работу «Стога сена».

В 1896 году Кандинский, решив стать художником, отправляется в Мюнхен, и записывается в престижную частную школу югославского художника Антона Ажбе. Позднее Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука, «первого немецкого рисовальщика». Там были довольны студентом, но его палитру считают слишком яркой. Кандинский целый год пишет исключительно в черно-белой гамме, «изучая форму как таковую» .

И именно эта работа над композицией двигает его вперед, так как в монохромной живописи он не отвлекается на так любимый им цвет. И в дальнейшем это дает возможность стремительному развитию Кандинского в искусстве.

Одна из моих любимых работ - зимний пейзаж Василия Кандинского. Эта работа идеальна по цвету, простоте линий, композиции, ее сложно повторить, при всей кажущейся простоте. Она была написана в Мюнхенский период, когда художник быстро стремительно удалялся от изображения вееров, кринолинов и всадников в сторону абстрактного пейзажа и позднее чистой абстракции.

По мнению Кандинского, то произведение прекрасно, где форма соответствует внутреннему содержанию. Пространство в виде формы ее ограничивающей. Эти два элемента – краска и рисунок – существенный, вечный, неизменный язык живописи.

Совершенно неожиданные цвета. Желтая, розовая, голубая и синяя гамма «Зимнего пейзажа» передает настроение зимы, хотя традиционно зима изображалась в белых и голубых тонах.

Цвет здесь создает определенную эмоцию, и несмотря на теплую цветовую гамму – мы чувствуем тишину зимы, уют, камерность картины.

В своей статье Кандинский говорит о том, что произведения искусства состоят из двух элементов: внутреннего и внешнего. Внутренний элемент, взятый отдельно, есть эмоция души художника, которая подобно материальному музыкальному тону одного инструмента, усиливает соответствующий музыкальный тон другого, вызывает душевную вибрацию человека, который смотрит на картину.

В то время, когда душа связана с телом, она обыкновенно может воспринимать всякую вибрацию только через чувства. Эта вибрация и есть связь нематериального и материального мира.

Другая работа Василия Кандинского: «Восточное», написанная в 1909 году. Здесь с помощью цветового сочетания желтого, красного, белого, синего создается энергия полотна. Интересно, что именно белый цвет и акценты синего и красного держат композицию картины. Точно подобранная цветовая гамма создает настроение, персонажи изображены условно, поскольку важна общая энергия происходящего события.



«Качество художественного произведения может быть оценено вполне только его автором: только ему дано видеть, соответствует ли и насколько найденная им форма содержанию» (Василий Кандинский «О духовном в искусстве»)

В работе «Мягкая напряженность» (1923) мы видим, как через линию и острые элементы, можно передать психологическое состояние человека.

Вот еще одна из работ Кандинского – «Композиция VIII» 1923 года. Здесь уже видно, что художник сложился, уже была написана работа «О духовном в искусстве». На полотне мы видим, как с помощью линий и точек, создается динамика. В работе нет ничего лишнего, ни одной фальшивой ноты.

В обычной жизни мы легко можем определить встречу с истинным произведением искусства – сходив на выставку того или иного художника, мы еще несколько часов или дней находимся под впечатлением от увиденного: энергия искусства согревает наше сердце, душа умиротворена гармонией цвета и формы.

Диалог с Василием Кандинским актуален и сегодня – его картины – артефакты подлинного высокого искусства. Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника». Отделившись от него, оно получает самостоятельную жизнь, становится личностью, самостоятельным, духовно дышащим субъектом, ведущим также и материально реальную жизнь; оно является существом. И к этому надо стремиться всем людям, которые решили связать свою жизнь с искусством и творить.

Василий Кандинский родился 16 декабря (4 декабря ст. ст.) 1866 г. в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832–1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, получает также художественное и музыкальное образование. В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета, где изучал экономику и право. В 1889 г. прервал учебу по состоянию здоровья, участвовал в этнографической экспедиции в Вологодской губернии.

"Изар" 1901

В 1893 г. В.Кандинский окончил юридический факультет. Работал художественным директором Кушнерёвской типографии в Москве (1895).

"Старый город" 1902

"Прогулка" 1903

"Прощание" 1903

"Синий всадник " 1903

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. В 1896 г. он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 г.

"Двое на лощади" 1906

С 1897 г. обучался живописи в частной студии А. Ашбе.

"Осенний пейзаж" 1908

В 1900 г. поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нем школу, в которой сам же и преподавал.

"Импровизация №6" 1909

С 1900 г. Кандинский много путешествует, посетив Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвовал в выставках Московского товарищества художников.

"Мурнау. Сад" 1909

В 1910 и 1912 г. также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи.

Первая абстрактная акварель 1910

"Лирическое" 1911

В 1909 г. Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 - альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.

"Картина с белой каймой" 1913

В 1914 г. художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами.

"Всадник Святой Георгий" 1916

После революции 1917 г. Кандинский активно занимался общественной работой.
В 1918 г. он участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал свою автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918).

"Синий гребень" 1907(?)

"Смутное" 1917

"Сумеречное 1917"

"Южное" 1917

В 1918-1919 г. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919-1921 г. - председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, почётным профессором Московского университета. Кандинский также был избран вице-президентом РАХН. Продолжал он и писать - в этот период, в частности, созданы декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919).

"Белая линия" 1920

В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию он уже не вернулся.

"Чёрная решётка" 1922

В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.

"Несколько кругов" 1926

В 1928 г. художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 г. к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию.

"Этажи" 1929

С 1933 по 1944 г. он жил в Париже, активно участвуя в интернациональном художественном процессе.

"Причудливое" 1930

В 1939 г. Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер Кандинский 13 декабря 1944 г.
в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен.

"Небесно-голубое" 1940

Последняя акварель 1944

"Художник - "царь" (как его называет Сар Пеладан" не только потому, что велика его власть, а потому, что велики и его обязанности.

Раз художник является жрецом "прекрасного", то это прекрасное следует искать при помогли того же принципа внутренней ценности, который мы всюду находили. Это "прекрасное" можно мерить только масштабом внутреннего величия и необходимости, которые до сих пор всюду и всегда верно служили нам.

Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости. Прекрасно то, что прекрасно внутренне.

Под этим прекрасным, само собою разумеется, не следует понимать внешнюю или даже внутреннюю общепринятую нравственность, а все то, что даже и в совсем неосязаемой форме совершенствует и обогащает душу. Поэтому, например, в живописи внутренне прекрасен каждый цвет, ибо каждый цвет вызывает душевную вибрацию, и каждая вибрация обогащает душу. И поэтому, наконец, внутренне прекрасным может быть все то, что внешне "уродливо". Так это в искусстве, так оно и в жизни. И поэтому во внутреннем результате, т. е. в воздействии на душу других, нет ничего "уродливого".

Метерлинк (который является одним из передовых поборников, одним из первых душевных композиторов сегодняшнего искусства, из которого возникнет искусство завтрашнее) говорит: "Нет на земле ничего, что сильнее жаждало бы прекрасного и легче бы в прекрасное преображалось, чем душа. Поэтому-то лишь немногие души на земле противостоят господству отдающейся прекрасному души".

И это качество души есть то масло, с помощью которого возможно медленное, едва заметное, временами внешне задерживающееся, но неизменное, непрерывное движение духовного треугольника вперед и ввысь."





"Композиция 9" 1936

"Фуга" 1914



"Композиция 10" 1939





"Gloomy Situation" (Мрачное состояние) 1933

"Чёрное пятно" 1912



"Interior my dining room" 1909


"Решительное розовое" 1932


"Вокруг круга" 1940




"Композиция 218"


"Композиция 321"

"Композиция 224"


"Светлая картина" 1913

"Зимний пейзаж"


"Без названия" 1916

Творчество Василия Васильевича Кандинского - уникальное явление русского и европейского искусства. Именно этому художнику, наделённому могучим дарованием, блестящим интеллектом и тонкой духовной интуицией, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции.

Судьба Кандинского складывалась не совсем обычно. До тридцати лет он и не помышлял об искусстве. Закончив в 1893 г. юридический факультет Московского университета, он начал работать над диссертацией, участвовал в этнографической экспедиции на север России, а в 1896 г. получил приглашение из университета в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) занять должность приват-доцента. Но в том же году Кандинский внезапно изменил свою жизнь. Поводом для этого послужило впечатление от картины «Стог сена» Клода Моне на Французской индустриальной и художественной выставке в Москве. Отказавшись от кафедры, он уехал в Германию учиться живописи. Кандинский обосновался в Мюнхене, который на рубеже веков был признанным центром немецкого модерна. Он занимался сначала в частной школе живописи, а позднее в Мюнхенской академии художеств у Франца фон Штука.

Живя в Германии, Кандинский почти каждый год приезжал в Россию и представлял свои работы на выставках Московского товарищества художников, Нового общества художников и др. В журналах «Мир искусства» и «Аполлон» появлялись его статьи об искусстве Германии, сыгравшем столь важную роль в формировании творческой личности живописца. В то же время Кандинского волновала и вдохновляла русская художественная традиция: иконы, древние храмы, сказочные персонажи. Все они часто присутствуют в его работах, что говорит о влиянии на него мастеров «Мира искусства».

Кандинский был прирождённым лидером. Уже с 1901 г., едва закончив обучение, он возглавил художественное общество «Фаланга», участвовал в его выставках и работал в созданной при нём школе. В 1909 г, мастер организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», а в 1912 г. - группу «Синий всадник».

В работах Кандинского 1900- 1910 гг. чувствуются разнообразные влияния: от немецкого экспрессионизма и французского фовизма («Вид Мурнау», 1908 г.; «Дома в Мурнау на Обермаркте», 1908 г.) до российского «Мира искусства» («Дамы в кринолинах», 1909 г.). Не без воздействия символизма Кандинский обратился к графике, создав цикл гравюр на дереве «Стихи без слов» (1903 г.).

В начале 10-х гг. ясно определилось главное направление творческих поисков Кандинского: он хотел сосредоточить все средства живописи на передаче сложной системы чувств и ощущений, которые живут в потаённых глубинах души художника и не зависят от материального мира. Теоретически мастер сформулировал эту проблему в книге «6 духовном в искусстве» (1911 г.), но практическое решение пришло к нему внезапно и необычно. Художник сам описал происшедший в его сознании переворот в работе «Ступени» (1918 г.): «Я... вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислонённая к стене и стоявшая на боку... В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».

Наверное, в ту минуту потрясённый мастер вряд ли осознавал, что случайно поставленная на бок картина станет истоком нового направления в искусстве - абстракционизма. По Кандинскому, именно линия и цветовое пятно, а не сюжет являются носителями духовного начала, их сочетания рождают «внутренний звук», вызывающий отклик в душе зрителя.

Все абстрактные произведения Кандинского, по его собственным словам, разделяются на три группы (по степени отдаления от предмета): импрессии, импровизации и композиции. Если импрессия рождается как прямое впечатление от внешнего мира, то импровизация бессознательно выражает внутренние впечатления. Наконец, композиция - это высшая и самая последовательная форма абстрактной живописи. В ней нет прямых связей с реальностью. Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию движения. Композиции Кандинского не имели индивидуальных названий - только номера (из десяти таких работ сохранилось семь).

Создавая абстрактные композиции, Кандинский фактически изменил природу живописи - искусства, тесно связанного с повествованием, - и приблизил её к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее сложные душевные состояния.

В 1914 г., после начала Первой мировой войны, Кандинский вернулся в Москву. Вторая половина 10-х и 20-е гг. были для него периодом активной общественной и педагогической деятельности: он работал в организации по охране памятников, руководил Институтом художественной культуры (ИНХУК), преподавал в Государственных художественных свободных мастерских, не прекращая при этом работать как живописец. Абстрактные полотна Кандинского тех лет стали мягче и светлее по колориту, усилилась роль линии, большее внимание уделялось свободному пространству.

Пребывание Кандинского в России было недолгим, в конце 1921 г. он навсегда покинул страну. Известный немецкий архитектор Вальтер Гропиус пригласил его преподавать в «Баухаузе» - высшей архитектурной и художественной школе, которая находилась в Веймаре, а в 1925 г. переехала в Дессау. Здесь он написал книгу «Линия и точка на плоскости». Тогда же к Кандинскому пришло настоящее мировое признание. Он участвовал в многочисленных выставках в городах Германии, публиковал теоретические труды, в 1923 г. устроил первую персональную выставку в Нью-Йорке.

В отличие от «романтического» мюнхенского этот период в творчестве Кандинского обычно называют «холодным» или «классическим». В его работах пятно всё более уступало место линии, живописность - сухому геометризму, динамика - равновесию. Наряду с треугольниками и квадратами композиции включали в себя круг как символ совершенства и полноты мироздания.

В 1933 г., после прихода к власти нацистов и закрытия «Баухауза», художник эмигрировал во Францию. Он напряжённо работал в 30-х гг., но его творчество оказалось в стороне от главной линии развития современного искусства. Другие мастера шли по пути освоения новых форм абстрактной живописи, который когда-то проложил Кандинский.

Катрину «Гравитация» Василий Васильевич Кандинский написал в 1935 году. На темном фоне картины художник изобразил композицию из четких линий, кругов и квадратов. Центр полотна он разметил своего рода осью из одной горизонтальной […]

Полотно создано в период творческой подъема художника. Оно замечательно отражает его личность в то время. В одном из своих первых фундаментальных абстрактных холстов живописец употребляет черные штрихи на фоне яркого колорита, образуя […]

Полотно было создано в период, когда художник написал свои лучшие работы. После его возвращения в Германию он работал в обстановке оживления всех видов искусства и внимания к абстрактной живописи среди замечательных коллег, […]

Картина Василия Кандинского «Старый город» написана в период творческих исканий, в 1902 году и относится к ранним работам художника. Произведение создано в направлении югендстиль, отличающееся обобщенностью форм. Как и многие другие ранние […]

В период с 1900 по 1910 Василий Кандинский работал в журнале «Мир искусства», которое занималось изданием русского символизма. Основной тематикой для творчества символистов того времени, была культура русского дворянства 17 века и […]

Картина написана маслом на холсте в 1919 году, в период рассвета творческого пути Василия Кандинского. Искусствоведы сравнивают «Белый овал» с воплощенной в картину музыкой, проникнутой состоянием души автора, его глубокими чувствами. Такое […]




Top