Картины рафаэля на выставке в пушкинском. Мадонна, немая и сам рафаэль

Итальянское искусство для ГМИИ им. Пушкина относится к числу приоритетных. В музее уже показывали работы Караваджо, Тициана и Лоренцо Лотто, а этой осенью продемонстрируют сразу 11 произведений «титана» эпохи Возрождения — Рафаэля. Всего в Пушкинский музей привезли восемь картин и три рисунка мастера. И, по словам посла Италии в России Чезаре Марии Рагальини, стоимость этих работ художника оценивается в €500 млн. Все они предоставлены итальянскими музеями, и в том числе флорентийской галереей Уффици .

Именно из Уффици в Москву приехал знаменитый «Автопортрет» Рафаэля. Его художник написал в 22 года. Правильные черты юношеского лица Рафаэля гармонируют с элегантностью одежды. Этот образ не раз вдохновлял художников последующих веков на создание своих интерпретаций. На выставке в Пушкинском музее общее внимание уделяют именно портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета: его герой, наделенный узнаваемыми чертами конкретного человека, предстает и как обобщенный образ своего времени.


В конце 1504 года, после приезда Рафаэля во Флоренцию, его популярность стала расти. Он получал много заказов на образы святых. Художник создал около 20 изображений Мадонн. В Москве покажут «Мадонну Грандука» , написанную в 1505 году. Композиция полотна, ставшего своего рода эталоном изображения Богоматери в творчестве Рафаэля, отражает влияние Леонардо да Винчи. Два великих художника познакомились как раз во Флоренции. И Рафаэль тщательно изучал технику Леонардо. На выставке в ГМИИ им. Пушкина также покажут подготовительный рисунок, раскрывающий один из этапов работы Рафаэля над «Мадонной Грандука» .


Выставка работ Рафаэля продлится до начала декабря. И еще до открытия экспозиции директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак прогнозировала очереди на нее. «Мы подготовились, и есть билеты онлайн. Но все равно очереди будут, я верю в нашего зрителя. Он будет стоять в очередях так же, как стоим мы, приезжая куда-то, чтобы увидеть что-то важное для себя», — отметила Лошак. В музее также ввели ограничения по времени посещения выставки. Сеансы будут длиться по 45 минут.

Рафаэля наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело называют одним из «титанов» эпохи Возрождения. Еще при жизни современники наделили его эпитетом «божественный», а в написанной его другом кардиналом Бембо эпитафии на могиле в римском Пантеоне начертано: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего — Природа — боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним». По словам куратора выставки Виктории Марковой, Рафаэль «абсолютно ассоциируется с эпохой, а эпоха ассоциируется с Рафаэлем».

С 13 сентября по 11 декабря. Из нескольких итальянских собраний, включая галерею Уффици, в Москву прибыли восемь картин и три рисунка. Рассказывает Софья Багдасарова.

Рафаэль прославился и как портретист, и как мастер религиозной живописи: на выставке в Пушкинском музее зритель может насладиться обеими гранями его таланта. Портретный жанр представлен хрестоматийным автопортретом юного мастера (1506, Уффици), портретом его государыни урбинской герцогини Елизаветы Гонзаго (1504, Уффици), а также парными изображениями супругов Аньоло и Маддалены Дони (1506, Палатинская галерея). Здесь же - знаменитая безымянная, прозванная за крепко сжатые губы «Немой» (1507, Национальная галерея Марке, Урбино). Рисунок с изображением девушки (ок. 1505, Уффици) демонстрирует подход мастера к созданию традиционного профильного портрета.

Религиозные полотна - не настолько узнаваемы, ведь в наследии Рафаэля их намного больше, чем портретов. Самая крупная из представленных работ - многофигурный «Экстаз святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» (ок. 1515, Болонья, Национальная пинакотека). Святая Цецилия, одетая в золотую парчу, изображена держащей в руках переносной орган, другие ренессансные музыкальные инструменты грудой лежат у ее ног, а в небесах поют ангелы, держа в руках ноты. Самая трогательная - «Мадонна Грандука» (1505, Палатинская галерея): несмотря на свой небольшой, по сравнению с «Экстазом...», размер, она наполнена сиянием той самой красоты, которое сделало словосочетание «рафаэлевская Мадонна» крылатым. Подготовительный рисунок к «Мадонне Грандука» (ок. 1505, Уффици) позволяет нам разглядеть, что первоначально художник задумывал вписать ее в круг. Редкий гость на зарубежных выставках - небольшая «Голова ангела» (1501, Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа). Когда-то он был вырезан из большого алтарного образа, переписан и продан как «Голова молодого человека». Ныне зеленые крылья за его плечами, открытые после реставрации, ясно выдают его небесную сущность.

Рафаэль. Мадонна Грандука, 1507

Рафаэль. Ангел, 1501

Рафаэль. Святая Цецилия, 1517

Зал, где выставляются шедевры, эффектно оформлен с помощью контрастного освещения. Чувство погружения усиливается благодаря звуковой композиции, созданной Андреем Гурьяновым и Антоном Курышевым - это шум мастерской художника: подготовка холста, шорох карандаша, смешивание пигментов. Стены зала также украшены итальянской ренессансной лирикой Бальтазаре Кастильоне, Антонио Тебальдео, Лодовико Дольче, Агостино Беаццано и самого Рафаэля и их переводами на русский, сделанными Павлом Алешиным и Александром Маховым. К выставке подготовлена образовательная программа: лекции об ренессансном искусстве прочтут Василий Расторгуев, Иван Тучков, Виктория Маркова и другие специалисты.

ГМИИ разработал тщательный план, чтобы избежать очередей при посещении выставки. Предусмотрены сеансы по 45 минут, при этом в залах одновременно могут находиться не более 150 человек без учета экскурсионных групп. Стоимость билетов: с 11:00 до 13:59 - 400 рублей, льготный - 200 рублей; с 14:00 до закрытия музея - 500 рублей, льготный - 250 рублей. Открыта онлайн-продажа, причем сообщается, что продано уже более шести тысяч билетов и на сентябрь мест не осталось.

Тем же, кто желает посетить постоянную экспозицию Пушкинского музея, но боится попасть в очередь, мы рекомендуем проект виртуальных прогулок по музею , в том числе с помощью очков виртуальной реальности, запущенный в начале сентября.

11 работ великого итальянца впервые приехали в Россию. Выставка открывается сегодня и проработает в Музее изобразительных искусств до 11 декабря 2016 года. Очереди уже стоят.

Рафаэль Санти - традиционно один из самых почитаемых в России западных художников. Например, писатели Лев Толстой и Фёдор Достоевский в своих кабинетах вместо икон держали репродукцию "Сикстинской Мадонны", считая её вершиной религиозного живописного творчества. Мало кто уже помнит, но именно "Сикстинская Мадонна" после Второй мировой войны хранилась в запасниках Пушкинского музея в Москве, откуда была вывезена на историческую родину только в 1955 году.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак уверена, что стены музея Рафаэля "помнят" и место для его выставки в России выбрано самое подходящее.

- Эта выставка не просто набор полотен, в ней есть некая идея, смыслы, которые обращают нас и к Рафаэлю, и к эпохе, и к его влиянию на мировую культуру в целом, и на русскую в частности. Меня спрашивают об удивительных историях, связанных с выставкой. Так вот, главная история, чудо, заключается в том, что в сложных условиях нам таки удалось её организовать, в краткие сроки и на высшем уровне, - сказала Марина Лошак, имея в виду сложности с вывозом картин, которые пришлось застраховать на беспрецедентные 500 миллионов евро.

На стенах выставки кроме картин Рафаэля разместили стихи его современников - поэтов и друзей художника, а также его отца. Как и все титаны Возрождения, Рафаэль и сам увлекался поэзией (помимо живописи и архитектуры), поэтому на экспозиции нашлось место и его собственной лирике.

По словам директора галерей Уффици, предоставивших большинство работ для московской выставки, Айке Шмидт, отличительной чертой экспозиции является внимание к личности человека, которую наиболее полно проявил в своём творчестве именно Рафаэль. Шмидт сравнил впечатления от картин Рафаэля с художественным приёмом Тарковского в фильме "Солярис":

Если зритель внимательно всмотрится в портреты Рафаэля, то он увидит не просто живых людей, но он увидит их мыслительный процесс. Таким образом Рафаэль решает задачу изображения созерцательной и активной жизни. Как в сцене "Соляриса", когда долгие минуты перед зрителем выплывают герои, которые ничего не делают, - это их образы, смена портретов, которые надо созерцать.

Замминистра иностранных дел России и бывший посол России в Италии Алексей Мешков отметил, что пример организации этой выставки показывает: в непростые времена в России и Европе именно взаимное доверие позволяет вывозить гениальные вещи в чужую страну и не бояться, что они вернутся на родину.

Отметим, что выставка Рафаэля открывает особенный, итальянский, сезон в России. Это и гастроли театра "Ла Скала", и уникальные работы Рафаэля в ГМИИ, а также открывающаяся там же 20 сентября выставка великого итальянского художника-гравёра XVIII века Джованни Баттиста Пиранези.

Новость из мира искусства

Рафаэль Санти. Фрагмент работы "Мадонна Грандука", 1504, Палаццо Питти, Флоренция

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представит в сентябре первую в России выставку нескольких шедевров Рафаэля Санти. Выставка откроется 13 сентября и продлится до 11 декабря 2016 года. Одиннадцать произведений одного из величайших мастеров итальянского Возрождения - восемь картин и три графических листа, из итальянских музейных собраний, в том числе из галереи Уффицы, будут показаны в Москве.
Организаторы, несмотря на небольшое количество произведений на выставке, постарались подобрать их таким образом, чтобы максимально полно отразить разные периоды творчества Рафаэля.

В паре с наброском покажут "Мадонну с младенцем (Мадонну Грандука)" из галереи Уффици, написанную вскоре после переезда Рафаэля во Флоренцию и относящуюся к раннему периоду его творчества. Считается, что в этой картине особенно явственно прочитываются связи с манерой Леонардо да Винчи, а известно о ней стало в конце XVIII века, когда директор галереи Уффици Томмазо Пуччини сообщил правителю Тосканы, великому герцогу Фердинанду III Лотарингскому, о возможности приобрести работу Рафаэля. Тот был настолько впечатлен картиной, что разместил ее в своей спальне, так она стала "Мадонной великого герцога".


Рафаэль Санти. Мадонна Грандука,1504

Галерею портретов откроет небольшой "Автопортрет" Рафаэля, который он написал в возрасте 23 лет, а продолжат парадные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены Строцци, портрет Элизабетты Гонзага (все из галереи Уффици) и женский портрет, известный как "Немая" из Национальной галереи Марке (Урбино).


Рафаэль Санти. Автопортрет, 1504−1506


Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони, 1506


Рафаэль Санти. Портрет Маддалены Дони, 1506


Рафаэль Санти. Портрет Элизабетты Гонзага, 1505


Рафаэль Санти. Женский портрет (Немая), 1507

В ГМИИ представят и две алтарные работы художника - картину "Святая Цецилия", которая была выполнена для церкви Сан-Джованни-ин-Монте в Болонье (ныне находится в Национальной пинакотеке, Болонья) и "Голову ангела" - одну из трех сохранившихся деталей алтаря "Коронация святого Николая", заказанного Андреа Барончи для своей домашней капеллы церкви Сан-Агостиньо в Читта-де-Кастелло. Она датируется 1501 годом и является самой ранней работой Рафаэля на московской выставке, в то время как "Святая Цецилия", напротив, - самой поздней.


Рафаэль Санти. Экстаз Святой Цецилии, 1517


Рафаэль Санти. Святая Мария Магдалена, фрагмент алтаря "Экстаз Святой Цецилии"

"Ангела" привезут из Художественной галереи Тозио Мартиненго в Брешии.


Рафаэль Санти. Ангел,1501

В 2020 году во всем мире будет широко отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина станет первой в череде знаменательных событий, приуроченных к этой дате. Подготовка выставки Рафаэля проходит под патронажем посольства Италии в РФ и лично посла Чезаре Марии Рагальини.
"Вряд ли что-то подобное этой выставке мы сможем повторить в ближайшие пять лет, некоторые из картин никогда не покидали пределы Италии. Мне кажется, что по научному уровню выставка будет крупнейший и важнейшей выставкой Рафаэля во всем мире. Она станет важным этапом в нашей культурной дипломатии в России", - сказал посол Италии в РФ Чезаре Мария Рагальини.

Ранее лишь немногие работы художника экспонировались в ГМИИ им. А. С. Пушкина в рамках различных выставок. В 1989 году в ГМИИ выставлялась "Донна Велата" Рафаэля Санти из собрания Галереи Палатина (Палаццо Питти, Флоренция). В 2004 году это полотно вновь привозили в Москву в рамках выставки "Италия - Россия".


Рафаэль Санти. Донна Велата (Женщина под покрывалом, портрет Форнарины),1516

В 2011 году Пушкинский показывал "Даму с единорогом" из галереи Боргезе в Риме.


Рафаэль Санти. Дама с единорогом, 1504

В России хранятся две ранние картины Рафаэля, обе - в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.


Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле. 1502-04


Рафаэль Санти. Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом), 1506

По материалам ТАСС и сайта ГМИИ им. Пушкина

«Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» - проект-событие. Хотя выставка небольшая. Как-никак нужно решиться на то, чтобы отпустить на гастроли даже восемь картин и три рисунка этого художника. В 2020 году мир будет отмечать 500-летие со дня смерти мастера эпохи Высокого Возрождения, и ГМИИ им. Пушкина первым вписался в череду грядущих событий. Первая в России выставка работ Рафаэля инициирована послом Италии в России Чезаре Марией Рагальини и проходит под патронатом президентов России и Италии, а также при спонсорской поддержке «Роснефти».

До этого в Пушкинском показывали в 1955 году «Сикстинскую мадонну», перед возвращением немецкой коллекции в рамках «Выставки картин Дрезденской галереи». В 1989-м на Волхонке побывала «Донна Велата» из флорентийской Палатинской галереи, а пять лет назад - «Дама с единорогом» из римской галереи Боргезе.

Все произведения открывшейся выставки, помещенные в одном зале, можно сразу охватить взглядом: пространство довольно камерное, сильно затемненное, лишь лучи света выхватывают с темно-фиолетовых, приглушенного тона фальшстен драгоценные работы. И хрестоматийный юношеский «Автопортрет», и «Мадонну Грандука». Состояние лирической созерцательности - вот, кажется, что хотели придать нынешней выставке и на уровне экспозиционного решения (которым занималась архитектор Даниэла Ферретти), и на уровне концепции (кураторы проекта - главный научный сотрудник ГМИИ, хранитель итальянской живописи Виктория Маркова и заведующая Кабинетом рисунка и гравюры Галерей Уффици Марция Файетти).

И поскольку живопись Рафаэля многих привлекала своей поэтичностью, и раз многие - от рафаэлева современника, писателя Бальдассаре Кастильоне до Пушкина - с восхищением о его картинах отзывались, устроители выставки решили поместить произведения художника в контекст сделанных ему поэтических оммажей. Включив сюда, кстати, и стихотворение самого главного героя.

37 лет - трагическая для многих гениев цифра, и Рафаэль (1483-1520) из их числа. За короткую жизнь он, искавший в живописи гармонию, успел прославиться и встать в один ряд с Леонардо и Микеланджело. «Поэзию образа» не назовешь ретроспективой - и цель у показа иная, но пунктирно проследить хронологию творчества Рафаэля тут все-таки можно.

Искусство уроженца Урбино делят на три этапа. Предположительно в 1497 году Рафаэль поступает в мастерскую Перуджино в Перудже (часто пишут, что это произошло около 1500-го, но выставочная биографическая справка приводит более раннюю дату). Самое раннее произведение здесь - и вообще едва ли не самое раннее из документально известных - «Голова ангела» (1501, Брешиа, пинакотека Тозио Мартиненго). Она была частью алтаря для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло, позднее, за исключением нескольких фрагментов, погибшего от землетрясения. Миловидный, розовощекий ангел с золотистыми волосами, золотистость которых Рафаэль дополнительно подчеркивает, пройдясь более светлыми завитками по русым прядям. Он ищет живопись спокойную и гармоничную. Образцом тут можно считать в том числе и его «Автопортрет» (датированный уже флорентийским периодом, 1505 годом, но, как указывают в каталоге, возможно, созданный еще в Урбино), всего в несколько тонов создающий образ и задумчивый, и невероятно нежный (Флоренция, Галереи Уффици, Галерея статуй и картин). Не зря эта картина так растиражирована, что попала в свое время даже на итальянскую лиру, о чем вспоминает посол Чезаре Мария Рагальини.

В 1504 году художник переезжает во Флоренцию, где его живопись постепенно становится, если угодно, более структурной или скульптурной, что видно на парных портретах супругов Аньоло и Маддалены Дони (1505-1506, Флоренция, галерея Уффици), где жест последней напоминает жест леонардовой Джоконды. Но вместе с тем от Леонардо Рафаэль воспринял и мягкую дымку сфумато, придавшую особую интонацию светлой печали Марии с младенцем в знаменитой «Мадонне Грандука» (1504-1508, Флоренция, Галереи Уффици, Палатинская галерея). Эта работа доехала до Москвы вместе с подготовительным рисунком, по которому видно, как изменилось в итоге композиционное решение произведения. Лиричность, хрупкость образа, - то, что Рафаэль разовьет в «Немой» (1507, Урбино, Национальная галерея Марке), смотрящей и на зрителя, и вместе с тем сквозь него, погруженной в свои размышления.

Наконец, в 1508-м Рафаэля зовут в Рим ко двору папы Юлия II и при содействии архитектора Браманте (после смерти которого как раз Рафаэля назначат главным архитектором собора Св. Петра), где он прославится в первую очередь росписями ватиканских станц. В Пушкинском же от позднего Рафаэля есть одна работа - «Экстаз Св. Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» (ок. 1515, Болонья, Национальная пинакотека). Здесь не только поэтичность, но и музыкальность его живописи явлена почти буквально, через сюжет и, соответственно, слушающую небесную музыку главную героиню-мученицу.

Портреты и мадонны - из главных линий искусства Рафаэля, и как он искал линию гармонии и красоты для этих самых портретов, видно по двум рисункам с женскими профилями. В одном изображение более обобщенное, в другом - детальнее проработанное, но и там, и там важнее всего для художника абрис лица - одновременно скульптурно-точеный и очень плавный.

Экспозиция «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» открыта до 11 декабря.




Top