Картины рериха в частных музеях. Гибнущее наследие Рерихов из музея Востока (фоторепортаж)


Николай Рерих: от балета до Шамбалы

В Русском музее в Санкт-Петербурге показывают неизвестные ранее работы живописца


Николай Рерих жил как настоящий йог: того невероятного количества событий, мест жительства, встреч и открытий, которые случились в его жизни за 73 года, с обычным ритмом жизни охватить никак невозможно. Очевидно, тут не обошлось без мистических откровений и энергетического допинга. Но об этом вслух говорить не рекомендуется. Выставка исследует другого Рериха, не эзотерика, а художника.

Все, что он создал, Рерих завещал своей стране

Рожденный в очень благополучной петербургской семье, водившей дружбу с Менделеевым, Микешиным, Костомаровым и другими видными людьми того времени, Николай Рерих на протяжении всей своей жизни оставался удивительно благополучным человеком. Как в личной жизни, так и в творчестве. «Бедный художник» – это не про Николая Константиновича Рериха. Он был фигурой одиозной, но бесконечно талантливой. Человеком замкнутым, но порядочным. Единственным русским, которого индусы наградили званием «Махариши», что в переводе с санскрита означает «великий мудрец». Как ему это удалось? Ответ на этот вопрос может дать ретроспективная выставка художника, которая открывается 9 апреля в Русском музее в корпусе Бенуа при поддержке банка ВТБ.

1. 40 лет спустя

Выставка «Николай Рерих. 1874–1947» открывается в год 140-летия Рериха. В последний раз подобная экспозиция, посвященная этому художнику, проходила в Русском музее ровно 40 лет назад, в 1974 году. В основе выставки – порядка 300 работ, большая часть которых представлена именно Русским музеем, чье собрание работ Рериха считается крупнейшим в мире. Три работы предоставила Третьяковская галерея. Одну работу – ГМЗ «Петергоф». Еще три – научно-исследовательский музей РАХ (Музей-квартира И. И. Бродского). И две работы прибыли в корпус Бенуа из частных коллекций.
Так как выставка очень большая, она представляет ретроспективу творчества Рериха: от первых работ, еще в качестве ученика мастерской Архипа Куинджи («Украинский пейзаж», 1897, работа ранее не экспонировалась) до картины «Помни», написанной художником незадолго до смерти. Последний зал огромной экспозиции посвящен ранним графическим работам Николая Рериха.

2. Тапочки учтите

Николай Рерих имел два образования: юридическое и художественное. Современники отмечали его работоспособность, помноженную на хорошие манеры, умение найти подход к собеседнику и личное обаяние. Все это в совокупности, разумеется, давало положительный результат. Сам Рерих и его картины всегда были в центре внимания. Их в равной степени как сильно ругали, так и безостановочно хвалили. Как бы то ни было, но имя Николая Константиновича практически с момента окончания академии было на слуху во всем мире.

« Работа с Дягилевым подарила миру такие шедевры, как декорации к «Весне священной»»

Художнику не хватало так называемой крепости рисунка (чем славилась петербургская школа), о чем он знал и поначалу старался исправить. Но впоследствии решил компенсировать насыщенным цветом работ. А главное – выбором темы, которую до него никто не разрабатывал. Древние славяне, капища, первобытные племена и древнерусские баталии – с этого начал художник свой путь к славе. Исторический тренд, выражаясь современным языком, ввел в моду именно Рерих – для 1890-х годов древнеславянская тема была в диковинку. Увлеченный археологией с детства, член Русского археологического общества, со студенческих лет самостоятельно проводивший ряд раскопок, Рерих хорошо знал, что писал, поэтому был крайне достоверен в деталях и одновременно очень поэтичен. Такие работы, как «Идолы», «Город строят», «Заморские гости», задали новую моду в искусстве. Рерих дружил с мэтром художественной критики Владимиром Стасовым, который восторженно приветствовал молодой талант. И талант не стеснялся, вел активную переписку со Стасовым, детально обсуждая каждую деталь своих работ, даже фасон кожаных тапочек на ногах одного из персонажей своей картины.

Дипломной работой Николая Рериха стала картина «Гонец», которую приобрел для своей коллекции московский собиратель Павел Михайлович Третьяков. Тогда Стасов и порекомендовал своему протеже познакомиться со Львом Толстым: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведет вас в художники». Встреча действительно состоялась, и Толстой дал юному Рериху совет на всю жизнь: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет!» Кстати, впоследствии, так же, как Лев Николаевич, Николай Константинович будет отлучен от церкви за свои религиозные убеждения.

4. Легенда № 19

В центре внимания нынешней выставки – «Богатырский фриз», созданный Рерихом в 1910 году для столовой в доме купца и промышленника Филадельфа Бажанова в Петербурге. Фриз на героическую тему состоит из семи больших панно («Вольга», «Микула», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Садко», «Баян» и «Витязь»), общая длина которых достигает 25,75 метра. Помимо них у фриза еще 12 полотен поменьше. Четыре части этой работы висят в постоянной экспозиции музея, но целиком панно выставляется впервые. Почему не экспонируется целиком? Ответ прозаический. Проблема в размерах. Центральное полотно – «Садко» (2x7 м) – трудно разместить в зале. Так что увидеть весь фриз целиком – большая удача и редкость. Кроме того, впервые после реставрации выставляется фрагмент фриза «Городище».

5. Жизнь – театр

Николай Рерих был патриотом и не хотел покидать свою страну. Его эмиграция оказалась вынужденной. В 1916 году из-за болезни легких по настоянию врачей художник вместе с семьей – женой Еленой и двумя сыновьями – переехал в Финляндию. После революции 1917 года граница закрылась, и Рерих оказался отрезанным. Так начался его путь эмигранта: сначала выставочный тур по Скандинавии, затем в Англии, в Лондоне, позже в США, где заработал репутацию гуру от искусства, а после – в Индии, где и закончил свою жизнь.
В 1919 году Рерих получает от Сергея Дягилева приглашение поработать над оформлением русских опер на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина. Так одна из картин, написанных в разгар Первой мировой войны, в 1916 году, «Три радости», – стала эскизом театральной декорации. Рерих только убрал с полотна людей.
Работа с Дягилевым подарила миру такие шедевры, как декорации к «Весне священной», освистанной на премьере за новаторство.
Театральному периоду (условно говоря) на выставке в Русском музее посвящена отдельная часть экспозиции. Здесь есть и эскизы костюмов Снегурочки и Деда Мороза к «взорвавшему» чикагский зрительный зал спектаклю «Снегурочка» на музыку Римского-Корсакова (1922), и эскиз к «Сестре Беатрисе» Метерлинка (театр Музыкальной драмы, впоследствии БДТ), эскиз декорации к постановке МХТ «Пер Гюнт» (1912)…

6. В поисках Шамбалы

В 1923 году духовные искания Николая Рериха привели его в Бомбей. В 1928-м он купил дом в Индии и уже не покидал эту страну. Именно здесь он из общественной фигуры стал политической (что в 1990-е годы дало основание множеству желтых газет новой России называть Рериха сотрудником КГБ). Он ратовал за объединение восточных и западных буддистов.

« Николай Рерих стал единственным русским, которого индусы наградили званием «Махариши», что в переводе с санскрита означает «великий мудрец».»

Выставка в Русском музее намеренно избегает темы оккультизма, с которой неразрывно связано имя Рериха. Однако невозможно не сказать о его поиске Шамбалы, мистической страны великих мудрецов. Именно поиски Шамбалы стали истинной причиной организованной Рерихом Центрально-Азиатской экспедиции.
Однако, несмотря на духовные метания, общественную деятельность и две номинации на Нобелевскую премию за так называемый Пакт Рериха, Николай Рерих никогда не переставал работать как живописец. Выставка представляет его «Гималайский цикл» (который в общей сложности насчитывал порядка 2000 работ). Но настоящим событием экспозиции можно назвать серию его тибетских этюдов: практически все, несколько десятков темперных эскизов, выставлены впервые.

7. Конец пути

После окончания Второй мировой войны Николай Рерих запросил визу в Советский Союз: он очень хотел вернуться на родину. Практически все вещи его были упакованы и готовы к перевозке, когда 13 декабря 1947 года его не стало. А вскоре после этого по индийскому адресу Рериха пришел отказ в визе, которого он, к счастью, не дождался.
По завещанию Рериха его прах был развеян. В долине Кулу на месте погребального костра установили большой прямоугольный камень с надписью: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».
В наследии художника около 7000 работ. Все, что он создал, Рерих завещал своей стране. Поэтому когда не стало вдовы художника Елены Рерих, их сын Юрий вернулся из Индии в Советский Союз и привез с собой все отцовское наследие. Второй сын Николая и Елены Рерих, Святослав, остался жить в Индии. Род Рерихов прервался: ни у Юрия, ни у Святослава детей не родилось.

Вот уже несколько недель в Усадьбе Лопухиных открыта выставка 31 картины из коллекции музея Востока, кстати, являющихся также собственностью Общественного Музея им. Рериха МЦР, много лет незаконно удерживаемой ими.

Сегодня в этом фоторепортаже мы хотим показать всем посетителям портала, во что превратились картины на государственном, так сказать, хранении в ГМВ. Эта печальная фотоэкскурсия будет сопровождаться записями очевидцев, посетивших эту выставку и запечатлевших увиденное там безобразие.

Подобная выставка без всяких слов говорит о том, кому именно нельзя доверять народное достояние. Захватчики и их помощники много лет кричали о том, что все передано Рерихами народу, а значит должно принадлежать государству. Кратко напомним еще раз о том, что С.Н. Рерих, передавал все наследие при условии, что оно будет находиться именно в Общественном музее.

Но подойдем к этому вопросу с другой стороны. А разве мы все, написавшие тысячи писем с просьбой о помощи МЦР, так и оставшиеся безответными, не имеем отношения к российскому народу? Государство — это не чиновники, они всего лишь государственный аппарат, так называемые «слуги народа». Государство — это народ нашей страны, а значит и мы с вами.

Посмотрите сколько организаций подписали Открытое письмо Президенту (крик о помощи) — 163 организации. Эти подписи собирались в т. ч. и на нашем портале, на них никто не настаивал, никто насильно никого не принуждал присылать их к нам. Мы же открыли возможность подписи тоже только по собственной инициативе, потому что понимали, что многие просто не знают куда и как (особенно теперь) можно направить свой голос в защиту МЦР.

Вот так грубо, по-бандитски перечеркнуть 26 лет прекрасной плодотворной работы, в результате которой был создан Музей, ставшей одной из ярчайших жемчужин культуры России — разве это все во имя и на пользу Государства?

Ну а пока нет ответа на этот вопрос, вернемся к качеству «ответственного государственного» хранения наших картин. А перед этим вспомним, как в МЦР реставрировались и восстанавливались картины еще в добрые времена. Такой картиной является, например, портрет Е.И. Рерих кисти С.Н. Рериха. А позже, уже в 2016 году мы всем миром собирали средства на восстановление последнего прижизненного портрета Н.К. Рериха. И собрали нужную сумму, портрет был возвращен буквально из небытия. И тем более горько до слез, что этому портрету нужна была адаптация, но тут набежали захватчики, отключили все системы, и что теперь стало с этим портретом, что происходит с другими картинами, что ранее были обласканы отвечающими за хранение сотрудниками — мы можем только догадываться.

С.Н. Рерих. Портрет Е. И. Рерих (2). 1937

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха. Холст. Масло.

В этом фоторепортаже представлено 6 картин, о состоянии остальных, особенно тех, что лежат в т.н. запасниках ГМВ, остается только тревожно догадываться. Но даже те 6 картин из 31, размещенных на выставке — согласитесь, это уже немало. Возникает закономерный вопрос — для чего захватывать такое наследие, если с тем что прихвачено много лет назад, было не управиться?

Татьяна Бойкова

* * *


С. Н. Рерих, Молчание, 1964




Осыпается краска


С. Н. Рерих. Канченджанга. Белая цитадель, 1954




Травмированная картина с глубокой вмятиной посередине,

сильно осыпавшийся слой темперы, не говоря о плачевном состоянии рам.

Израненные картины С. Н. Рериха из запасников музея Востока, которые по завещанию С. Н. Рериха должны принадлежать Международному Центру Рерихов. Государственный музей так «заботится» о шедеврах мирового искусства. (22.03.2018г. Ирина Шмигельская. Латвия.)

С. Н. Рерих, Канченджанга. Тайный час, 1955





На картине масса царапин

На открывшейся выставке в захваченном здании МЦР продемонстрировано, что Наследие С.Н. Рериха после хранения в музее Востока погибает. Варвары не позаботились о должном хранении. Пока чиновники пытались все годы деятельности МЦР отобрать здание и картины, а в это время... картины всемирно известного художника С.Н. Рериха в результате недостойного их хранения требуют срочной реставрации. Осыпающаяся темпера, следы грязных рук, вмятина. Канченджанга. Ясно видим осыпающуюся темперу. В результате недопустимого хранения эта работа требует срочной реставрации. SOS! (25.03.2018г. Ольга Антонова. Кемерово)

С. Н. Рерих, Священная флейта 3, 1955





Царапины и грязные пятна

* * *


С.Н. Рерих. Канченджунга (Канченджанга. Вечер).1954




Грязные пятна, сильно осыпающаяся темпера.

Украденное у МЦР наследие Рерихов медленно погибает в стенах музея Востока.

На открывшейся выставке (сложно назвать это выставкой) в захваченном здании МЦР представлено часть картин С.Н. Рериха, эти картины находились долгие годы в Музее Востока в своё время переданные им на временное хранение так и не возращенные истинному владельцу т.е. МЦР Они удерживались Музеем Востока незаконно. И вот сейчас мы вынуждены с болью в сердце видеть не халатность, а преступное отношение к наследию, видим, что происходит с картинами после их длительного "плена" в музее Востока. Картины погибают. Варвары не позаботились о должном хранении тех картин, которые они "приватизировали". Тем не менее чиновникам мало того, что держали незаконно эти картины. они все годы атаковали плодотворно работающий культурный и научный центр (Международного центра Рериха), вели атаку на МЦР и усадьбу в которой музей находился, усадьбу, восстановленную из руин общественностью без помощи государства. Теперь мы видим, что те, давно пленённые картины всемирно известного художника Святослава Николаевича. Рериха, в результате недостойного хранения требуют срочной реставрации. Осыпающаяся темпера, следы грязных рук, вмятины и царапины. И у музея Востока, вместе с Министерством культуры хватает наглости, и уверенности в безнаказанности демонстрировать своё преступное отношение к хранению и сбережению народного достояния. А о чём говорят события по захвату усадьбы Лопухиных вместе со всем уникальным наследием в 2017 году??? Все захваченные, вооруженной "гвардией" и вывезенные картины, всё бесценное наследие семьи Рерихов "уплыло" в неизвестном направлении. ГДЕ, всё наследие, вывезенное из музея? "История умалчивает". Всё покрыто мраком. Можно только предполагать, как Минкульт распорядился имуществом — СТУЧИМ, КРИЧИМ, ПИШЕМ, ЗВОНИМ и Т И Ш И Н А!!! (23.03.2018г. Наталья Еремина. Рига, Латвия)

«Международный Центр Рерихов » в Малом Знаменском переулке попал в «культурный» скандал, но эта история скорее не об искусстве, а о мошенничестве . Ранним утром 7 марта в частный музей вошли следователи и представители ОМОНа . Во время обыска были изъяты свыше 200 картин и рисунков Николая Рериха.

Это незаконно, - скажет позже на пресс-конференции вице-президент МЦР Александр Стеценко . - По нашему мнению, это вооруженный захват музея под предлогом расследования уголовного дела лопнувшего «Мастер-Банка».

Шокированные музейные сотрудники не хотели впускать сотрудников ОМОНа. Тем пришлось взломать двери и все равно упаковать картины Николая Рериха в 57 коробок и вывезти на экспертизу.

Нам сказали, что они были приобретены на «ворованные» деньги Бориса Булочника, который долгие годы являлся меценатом «Международного Центра Рерихов», - сказал Александр Стеценко.

Кто такой Булочник?

Борис Ильич до 2013 года был председателем правления «Мастер-Банка», пока в Центральном Банке России не узнали о том, что Булочник с компаньонами провел крупномасштабные сомнительные операции. У «Мастер-Банка» отозвали лицензию на осуществление банковских операций. Булочник, по данным СМИ, обокрал своих вкладчиков почти на 70 млрд рублей. Кстати, и «Международный Центр Рерихов» хранил свои сбережения на счетах этого банка и потерял около 4,5 миллионов рублей. Но задержать правоохранительным органам Бориса Ильича не удалось – он скрылся через черный ход управления и уехал в Израиль . Позже, по некоторым данным, вернулся вместе с женой на родину – в Винницкую область Украины . Исчезнувшего банкира объявили в федеральный и международный розыск, а Тверской суд Москвы заочно санкционировал в апреле 2016 года арест Булочника, обвиняемого в преднамеренном банкротстве кредитной организации.

Но в музее и слышать не хотят о сомнительных строчках биографии, о Борисе Ильиче здесь говорят только положительно. Почти пятнадцать лет он был их меценатом – выделял средства на реставрацию усадьбу Лопухиных , где сейчас базируется музей. Банкира якобы так увлекло творчество Рериха, что Булочник скупил на аукционах более 30 картин Рериха и передал их в дар музею. Каждая картина стоила по 2-3 миллиона долларов, сейчас за некоторые экспонаты просят и больше - по 12 миллионов долларов.

Где сейчас Булочник мы не знаем. Он после того, как на него завели уголовное дело, в музее не появлялся, - рассказала «Комсомольской правде» Ольга Миронова , руководитель отдела развития Музея имени Н.К. Рериха. – Вы бы видели его с женой – это скромнейшие люди. К ним домой, когда пришли с обыском, так для конфискации ценного и взять нечего было.

Какие картины забрали?

Точное количество не называют и в самом музее. Говорят, до 200. Среди них всего девять картин, которые были подарены Борисом Булочником.

- А остальные картины? Что изъяли? – поинтересовалась я.

Это картины и рисунки Рериха, которые появились в нашем музее в период с 2002 по 2017 год. Но какие конкретно назвать не могут - нас предупредили о неразглашении такой информации, так как это является государственной тайной, - ответил вице-президент МЦР Александр Стеценко. - Я вам скажу, что на все картины, которые дарил нам Борис Ильич, у него нет прав собственности. Документов сейчас нет и у нас – их забрали во время изъятия картин. Есть основания предполагать, что потом в Министерстве культуры вообще скажут, что у нас нет документов на картины.

В самом же ведомстве публично пока на эти обвинения не прореагировали. Но источник в правоохранительных органах сообщил, что обыски в музее никак не связаны с Министерством культуры России.

- Долгое время Булочник был одним из главных спонсоров, а кто сейчас?

Это открытая информация - мы общественная организация, созданная по инициативе Святослава Рериха (прим. автора – сына Николая Рериха). В ней определенное количество членов, есть устав…

Называть имена и фамилии влиятельных спонсоров не стали, но сборы средств ведутся постоянно, даже на территории музея - стоят прозрачные коробки с просьбами помочь. Зато озвучили мысль, что Министерство культуры уже давно «охотится» за культурными ценностями, которыми обладает частный Музей им. Н.К. Рериха. Здесь переживают, что картины продадут или отдадут в Государственный музей искусств Востока , а у них и вовсе отберут усадьбу Лопухиных.

У нас давно неофициальная «война» с государственным музеем. Ведь там есть часть коллекции Рериха, в основном там ранние работы, которые были нарисованы в России – до отъезда художника в Индию , - рассказывает одна из сотрудниц музея. – Но, если у нас к каждой картине есть бирка с параметрами, потому что картины перед развалом СССР нам передал сам Святослав Рерих, то там – все цифры не сходятся. У нас вообще сомнения к подлинности. А, если они захотят отобрать у нас нашу коллекцию, которая значительно больше, то им даже ее разместить негде будет. Мы уже слышали, что картины отвезли не в Следственный комитет, а в Государственный музей искусств Востока.

Почему закрыли кабинет Рериха?

Для выяснения информации отправляюсь на Никитский бульвар, где и находится Государственный музей искусств Востока. В нем два зала с картинами Николая и Святослава Рерихов и мемориальный кабинет с личными вещами.

Только кабинет с сегодняшнего дня закрыт, - говорит мне на входе кассир.

- Почему? – интересуюсь я.

Нам не объясняли. Сказали говорить, что по техническим причинам. Хотя ремонт вроде и закончили недавно.

Под входной дверью в мемориальный кабинет и, правда, стоит белый стул. А сотрудник в зале говорит, чтобы я приходила завтра.

- А картины из музея Рериха уже вам привезли? Их где можно увидеть? – спрашиваю, ссылаясь на информацию из СМИ.

Ну, пока о таком речь не идет. Еще же будет суд. Но, если так решат, то об обновленной экспозиции вы прочитаете у нас на официальном сайте – остальных не читайте, - говорит сотрудник музея.

Вернувшись в кассу, я попросила, чтобы меня пустили завтра в тот самый кабинет, который по загадочным обстоятельствам был закрыт.

Завтра не откроют. Приходите через месяц, а лучше через два, когда все закончится, - прерывая наш разговор, сказал охранник музея.

- Что закончится? – уточняю.

Ну, вся эта история.


МВД ОФИЦИАЛЬНО

Изъятые картины Николая и Святослава Рерихов были приобретены бывшим председателем правления одного из столичных банков на похищенные у кредитной организации денежные средства, - сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Следователи установили, что Борис Булочник, действуя в составе организованной группы, заключил ряд фиктивных кредитных договоров с более чем 170 физическими и 200 юридическими лицами. Известно, что он же являлся спонсором Музея им. Н.К. Рериха, куда в период с 1990 по 2010 год передал в дар картины Николая и Святослава Рерихов, приобретенные на денежные средства, полученные аффилированными физическими лицами по фиктивным кредитам в банке. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей «Преднамеренное банкротство», которое позже было переквалифицировано по статье «Мошенничество» УК РФ .

МНЕНИЕ ЮРИСТА

На вопросы «Комсомольской правды» ответил юрист Олег Павлович.

- Имели ли следователи право изъять картины до суда?

Если возбуждено уголовное дело, то в период его расследования допускается и проведение осмотра, обыск и изъятие вещей, которые в перспективе могут быть признаны предметами преступления. Они могут быть переданы на ответственное хранение либо оставлены там, где они были. Если позже суд признает, что обвиняемые люди не виновны, то вещественные доказательства возвращаются. Если же решение суда иное, то вещи передаются собственнику или государству.

- А сотрудников музея должны были предупредить об обыске, о приходе ОМОНа?

Нет. Так делается чаще всего, если люди виноваты, чтобы они не успели скрыть следы преступления. В данном случае, уничтожить картины или спрятать. Смысл обыска в том, что он проводится внезапно.

Путешествуя по старинным залам усадьбы Лопухиных, в которых разместился Музей имени Н.К. Рериха, соприкасаясь с великим творчеством человеческого духа, мы словно совершаем путешествие во времени. Из суетного настоящего переносимся в другое измерение - вечное время космических истин, исканий духа и творческих озарений. Из небольшого пространства Музея попадаем в необъятный мир, многогранный, красивый и загадочный, – мир семьи Рерихов, которые своей жизнью и творчеством показали, что самые чудесные легенды могут стать для нас реальностью, если мы встаем на путь нравственного, духовного совершенствования, расширения сознания, если мы вспоминаем о своих основах, если принимаем в свое сознание понятие Вечности и Беспредельности.

Эпиграфом ко всей музейной экспозиции служит Вводный зал . На стенах этого зала – уникальные картины Н.Г. Волковой, в которых символически отражены важнейшие этапы культурно-духовной эволюции человечества.



Образ Земли Русской возникает на живописных полотнах Н.К. Рериха, представленных в Русском зале . Созданные в разные годы, проникнутые любовью к Родине, картины художника несут в себе «слово и завет о России». О многогранной деятельности Николая Константиновича на благо великой русской культуры рассказывают экспонаты зала.



Духовным наставникам Рерихов, Мудрецам Индии, Великим Учителям человечества, в сотрудничестве с которыми было создано Учение Живой Этики, посвящен Зал Учителей – один из самых красивых залов Музея, восстановленный по архивным материалам точно таким, каким он был в 18 веке.



Первый в мире Гималайский Институт научных исследований был создан семьей Рерихов в гималайской долине Кулу, где они провели большую часть своей жизни в Индии. В зале Кулу – первые выпуски «Журнала Гималайского института «Урусвати» и печать Института, фотографии дома, где жили Рерихи, личные вещи Николая Константиновича и его семьи, старинная бронза из их коллекции, картины Н.К. и С.Н. Рерихов.


Исторические документы из архива Рерихов, размещенные в экспозиции зала Знамени Мира , представляют Николая Константиновича как личность планетарного масштаба, как общественного деятеля, поднявшего над Землей Знамя Мира – Знамя Культуры. Знамя Мира стало символом Пакта Рериха – первого международно-правового акта, специально посвященного охране культурных ценностей.



Зал Юрия Рериха посвящен старшему сыну Елены Ивановны и Николая Константиновича – востоковеду, путешественнику, археологу, искусствоведу, историку и лингвисту.

Каждый, кому не безразличен духовный мир стран Азии и философские течения Востока, должен был хотя бы слышать фамилию Рерих. Художник-философ Николай Константинович Рерих за свою долгую и насыщенную событиями жизнь совершил настоящий переворот в культурном мировоззрении не только России, но и других стран мира.

Личность и самого Николая Константиновича, и его семья овеяны таинственной мистической аурой открывшегося им знания, а картины живописца пропитаны духом мудрости и вечности, имея свойство не только показывать прошлое, но и заглядывать в будущее.

О его существовании знают немногие, хотя он находится в самом центре Москвы в старинной усадьбе Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5). Там в 1993 году состоялась первая экспозиция картин и личных вещей Рериха. Свою деятельность музей начал после многолетней «войны» за наследие семьи художника. Затрагивались интересы государства, чиновники и другие частные лица боролись за имущество Рерихов, и поэтому музей до сих пор испытывает сложности: сказываются последствия этого противостояния.

Но, несмотря на долгие тяжбы, сотрудникам Центра Рерихов удалось создать в его стенах атмосферу, которая настраивает посетителей на восприятие и понимание работ и учения Николая Константиновича. Ведь ключевым элементом наследия Рерихов является именно учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Новая система мировоззрения, указывающая на связь человечества с бесконечным космосом, взгляды на культурную и политическую эволюцию человека через посылаемое свыше знание сформировалась через общение с Учителями Индии. «Живая Этика» по-новому трактовала символы буддизма и традиционных верований народов Азии. Шамбала, карма, Матерь Мира – эти образы регулярно появлялись в восточных сериях картин Николая Рериха.

В первом же зале музея вас буквально погружают в мир символов учения художника. Этот эффект создает серия работ Нины Волковой, прослеживающих этапы «космической» эволюции человека. Картины выполнены в золотых тонах и апеллируют к античным и религиозным мифам. И хотя это авторская трактовка учения Рериха, она позволяет настроиться на правильное восприятие работ художника.

Следующие экспонаты музея знакомят вас со становлением великого художника, не только как человека, но и как философа. Переходя из Петербургского зала в Русский, можно увидеть всю историю семьи Рерихов и путь ее представителей в искусстве.

А Зал Живой Этики знакомит посетителей с духовным становлением семьи. В нем представлены полотна с изображениями ярчайших деятелей духовного мира, а также эпизоды из их жизни. Центром зала является стенд с бюстами людей, которых, согласно Живой Этике, называли «Вестниками Космической эволюции». Это выдающиеся деятели разных этапов истории развития человечества: Иисус Христос, Жанна Д"Арк, Энштейн и даже Циолковский.

К этому залу примыкает Зал Учителей, духовных наставников и мудрецов Индии. Это наглядно демонстрирует, что Рерихи были не только художниками, но и последователями древнего учения, которое пронесли по всему миру во время своих путешествий, экспедиций и выставок.

Но их философия была гораздо шире – она не только преодолела границы между государствами, но и покорила космическое пространство. Это хорошо видно в Зале Знамени Мира. Знамя Мира - символ не только духовный, но и вполне материальный.



Ведь он стал гербом Пакта Рериха, первого международно-правового акта, декларирующего охрану культурных ценностей. Начинание было поддержано многими государствами и возвело личность Рериха в ранг мирового масштаба.

Центр-музей им. Н.К. Рериха сегодня открывает посетителям двери не только в дом искусства великого художника и его семьи, но и в храм науки и учения, преодолевшего мировое и временное пространство.




Top