Картины рубенса в мюнхенской галерее. Старая Пинакотека, Мюнхен

В славном городе Мюнхене есть три замечательных музея, несущих одно общее название: "Пинакотека". За два дня я успела осмотреть половину старой и новую Пинакотеки. Пинакотеку модерна осилить уже не успела из-за недостатка времени.

Пинакотека (фр. pinacotheque, от греч. πιναχουηκη, πιναξ - доска, картина и υηκη - хранилище) - у древних греков помещение для хранения живописных изображений. Так называлось левое крыло пропилей афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине. В нескольких шестиколонных залах были собраны картины, написанные на досках, глиняные таблицы и другие произведения с росписью. Это собрание было открыто для посещения афинскими гражданами. Ещё на рубеже III-II вв. до н. э. был составлен первый каталог этой пинакотеки, автором которого был Полемон Илионский. Кроме афинской подобные пинакотеки существовали и в других местах в Греции, например, в Герайоне - храме Геры на острове Самос.

Древние римляне использовали этот термин для обозначения комнаты, в которой находились произведения искусства.

Начиная с периода Ренессанса, название пинакотека стало использоваться для обозначения коллекций произведений живописи, открытых для публичного посещения. В наши дни пинакотеками называют картинные галереи.

«Старая Пинакотека» (нем. Alte Pinakothek) - картинная галерея в Мюнхене. Является одной из самых известных галерей мира. В ней представлены произведения мастеров Средневековья до середины XVIII столетия.

Почти уже обычное для меня предупреждение для тех, кому траффик дорог: очень много фотографий и информации. Перед вами предстанет очень много работ великих и известных, так и малоизвестных мастеров из старой Пинакотеки. Я специально убрала с фотографий рамы. На это было пару причин. Первая - кривые ручки и вторая - многие картины приходилось снимать под загадочным углом, т.к. по-другому они жутко отсвечивали. Сначала я пыталась как-то все каталогизировать для постов, но мой сайт, где я выкладываю фотографии решил все за меня. Он отсортировал мне фото в алфавитном порядке по именам художников. Так и поступим. Да, и мне очень помогала Википедия. Много информации из нее, хотя скажу честно: львиную долю тектстов приходилось переводить с немецкого, т.к. русский сегмент Вики почему-то слабо интересуется художниками и скульпторами. Если я брала фотографию из Википедии, то под ней стоит указание. Все остальные фотографии - сделаны мной.

Король Баварии Людвиг I приобретал многочисленные художественные произведения. Все эти работы находились в разных дворцах и были недоступны для посещения. Людвиг I не только систематизировал свою собирательскую деятельность, но также, считая своей обязанностью приобщить к искусству народные массы, поручил архитектору Лео фон Кленце строительство музея. Музей был заложен в 1826 г., а уже в 1836 г. строительство было завершено. Хотя вход в музей по воскресеньям был свободный, многие жители Мюнхена поначалу предпочитали посещению музея пикник на лужайке у его входа. Во время Второй мировой войны «Старая пинакотека» сильно пострадала и была восстановлена в 1952-1957 гг.


« » на Яндекс.Фотках

В старой пинакотеке размещено около 700 полотен. Вход в музей стоит 13 евро и шатайся хоть целый день. Фотографировать можно, но без вспышки. Строгие линии залов, темные цвета стен, чтобы картины лучше были видны. Бродить там можно целый день. Я сообразила одеть сапоги на каблуках и через четыре часа осмотра могла исключительно ковылять, как на ходулях. Граждане девушки! Мой вам большой совет: при посещении художественных галерей - одевайте обувь на низкой подошве.

Из зала в зал, из зала в зал - в этом музее не найти скульптур, графики либо предметов прикладного искусства или старинной мебели. Здесь аскетично, строго, тихо, здесь только полотна, здесь ничто не отвлекает от самого главного - от созерцания. Ничто не рассеивает внимания и не отвлекает, не надо переключать восприятие с одного вида искусства на другой.

Я устала и присела на банкетку. Попыталась почитать ЖЖ с мобильного. Тут же нарисовалась строгая тетя, осведомившая меня, что звонить и посылать смс тут нельзя. На мои возражения, что я не звоню и ничего не посылаю на фиг, было замечено, что стыдно при таком количестве гениальных работ рассеиваться на сатрапские бирюльки современности. Я устыдилась и на бирюльку больше времени не тратила.

Самая большая беда в старой Пинакотеке - это очень слабое освещение для фотографирования и размеры картин, развешанных от уровня носа до потолка. Все-таки в 15-18 веках у людей была явная гигантомания. Хотя, если бы ее не было, не видать нам сегодня великолепных работ, разглядывать которые нужно исключительно с расстояния 5-10 метров. Поражает трудолюбие и удивительное чувство гармонии художников.

1. Адриен Браувер (Adriaen Brouwer) (1605/06, родился предположительно в Оденарде, Бельгия - похоронен 1 февраля 1638 года в Антверпене) - фламандский художник.

Из Википедии

О детстве и юношестве художника известно очень мало. Родился в семье ремесленника. Его отец занимался росписью картонов для ковров. Оденардские ковры ценились во всей Европе. С детства будущий художник помогал отцу в мастерской, рисуя причудливые узоры будущих ковров. Предполагается, что в 1621 г. он покинул Бельгию, а в 1631-1632 г. художник переехал в Антверпен.

Браувер учился живописи у художника Франса Халса и в 1630 г. его принимают в антверпенскую гильдию художников св. Луки. Несмотря на фламандское происхождение, Браувер ипытывал большое влияние голландской живописи и был далек от пышной барочной фламандской школы. Несмотря на это, картины Браувера очень ценил Рубенс, который приобрёл у него несколько полотен для своей художественной коллекции и старался оказывать «неисправимому гуляке» свое покровительство. В 1633 г. Браувер арестован испанскими властями. Точная причина его ареста не известна, возможно он был арестован за участие в гентском восстании 1631 года. С 1634 г. и вплоть до своей смерти от чумы в январе 1638 г. Браувер проживал у антверпенского гравера Паулюса Понтиуса.

Браувер писал жанровые сцены из крестьянской жизни, крестьянские танцы, игроков в карты, курильщиков, бражников и драки, которые отличаются живостью и гениальностью замысла. Однако при жизни художника его полотна не были в цене, поэтому он испытывал нужду, так что его домашнее имущество было взыскано в пользу его кредиторов. Что самое удивительное, Браувер никогда не ставил даты создания на своих картинах. Большинство полотен Браувера хранится в мюнхенской Пинакотеке, в Санкт-Петербурге, Мадриде, Дрездене и Вене.

Браувер умер в возрасте 32 лет в Антверпене и был похоронен в общей могиле. Позднее, при содействии членов гильдии был перезахоронен 1.02.1638 г. на территории церкви кармелитов.


« » на Яндекс.Фотках
Крестьяне в таверне, играющие в карты


« » на Яндекс.Фотках
Пьющие и курящие крестьяне


« » на Яндекс.Фотках
Питейное заведение


« » на Яндекс.Фотках
Деревенский квартет


« » на Яндекс.Фотках
Драка между пятью крестьянами


« » на Яндекс.Фотках
Двое дерущихся

2. Альбрехт Альтдорфер (Albrecht Altdorfer) - немецкий художник, мастер живописных картин и гравюр на исторические и религиозные сюжеты. Самым известным произведением Альтдорфера стала грандиозная картина «Битва Александра». Глава и самый выдающийся представитель Дунайской школы живописи.

Альбрехт Альтдорфер родился около 1480 г. в Регенсбурге, где его отец, Ульрих Альтдорфер, за несколько лет до этого получил статус горожанина. В 1491 г. Ульрих, испытывающий материальные затруднения, отказывается от регенсбургского гражданства и покидает город. В 1505 г. Альбрехт возвращается и восстанавливает своё гражданство в родном городе. В 1506 г. Альтдорфер впервые начинает ставить на гравюрах свою подпись, созданную в подражание знаменитой монограмме Альбрехта Дюрера. Умер Альтдорфер 14 февраля 1538 года. Первые известные исследователям живописные работы художника датированы 1507 г.

(Из Википедии)

«Битва Александра» - также известна под названием "Битва при Иссе".

Картина создавалась в 1528-1529 гг. по заказу герцога Баварии Вильгельма IV как одно из восьми первоначально задуманных герцогом полотен, изображающих битвы античности. В 1800 году мюнхенское собрание было разворовано французскими солдатами и более 70 полотен были доставлены во Францию. «Битва Александра» пришлась по вкусу Наполеону и находилась в ванной комнате дворца Сен-Клу, где ее и обнаружили прусские войска в 1814 году.

На полотне изображено сражение между македонской армией Александра Великого и персидским войском царя Дария. Художник изобразил сражающихся в современных его эпохе доспехах. На переднем плане сошлись греки и персы. Греков можно узнать по бело-голубым доспехам. Персы сражаются в красном облачении, на некоторых из них надеты тюрбаны.

Особенностью картины является ландшафт с заходящим солнцем и восходящей луной. В центральной части картины мы видим колесницу Дария, преследуемую Александром. В левой части картины возвышается гора с замком. На заднем плане представлена восточная часть Средиземного моря с островом Кипр, за ним Красное море, правее Альтдорфер изобразил Египет с дельтой Нила, которую можно узнать по семи рукавам.

В воздухе свободно парит табличка с латинской надписью. В русском переводе: "Александр Великий победил последнего Дария, после того как были убиты 100000 пеших персидских воинов и более 10000 всадников и взяты в плен мать, супруга и дети короля Дария, в то время как Дарий скрылся с 1000 всадников."


« » на Яндекс.Фотках
Лиственный лес со Св. Геогром

3. Джованни Антонио Каналь (Giovanni Antonio Canal, известный также под именем Canaletto - Каналетто) - итальянский художник, глава венецианской школы ведуистов, мастер городских пейзажей в стиле барокко. Прозвище Каналетто кроме Антонио Каналя носил и его племянник, Бернардо Белотто, также знаменитый пейзажист.

(Из Википедии)

Антонио Каналь родился 7 октября 1697 г. в Венеции. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника. В 1719 г. посетил Рим, где познакомился с творчеством знаменитого ведутиста Джованни Паоло Паннини. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции. В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой * (см.сноску)

Многие работы Каналетто были с успехом проданы англичанам, приезжавшим в Венецию для обучения. В 1740 г. этот источник дохода исчез: началась война за австрийское наследство, и британцы стали реже приезжать на континент. В 1746 г. Каналетто едет в Лондон, чтобы быть ближе к каналам сбыта своих картин. В течение девяти лет он живет в Англии, пишет виды местных дворцов и домов. В этот период в его творчестве появляется вторичность, техника перестает нравиться заказчикам. В 1755 г. художник возвращается в Венецию. В 1763 г. его избирают в Венецианскую академию художеств. Каналетто умер 19 апреля 1768 г. в родной Венеции.


« » на Яндекс.Фотках
Santa Maria della Salute und die Riva degli Schiavoni in Venedig

4. Бартоломе́ Эсте́бан Мури́льо (исп. Bartolomé Esteban Murillo) - знаменитый испанский живописец, глава севильской школы.

(Из Википедии)

Родился в Севилье, в конце декабря 1617 года. Учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той поры, пока приезд в названный город П. де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности. Желание отделаться от неё и вообще усовершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие. В 1645г. Мурильо вернулся в Севилью совсем другим художником и вскоре заслужил известность среди своих сограждан 11 картинами на сюжеты из деяний прославленных францисканцев, исполненными для местного монастыря их ордена. Уже в этих произведениях, несмотря на тяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер Мурильо, берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа.

Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные под названием «Уличных ребятишек» - мальчиков и девочек, занятых едой, игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т.п.


« » на Яндекс.Фотках
Дети, едящие паштет


« » на Яндекс.Фотках
Неприятная процедура

5. Я не знаю, что курил автор сего поста, когда обрабатывал фотографии, но имя художника, создавшего это полотно в первой половине 17 века - он написал совершенно неправильно. Поэтому рассказывать нечего. Но картина мне очень нравится, поэтому пущай будет.


« » на Яндекс.Фотках

6. Франческо Гварди (Francesco Guardi) (5 октября 1712, Венеция - 1 января 1793, там же) - итальянский художник, представитель венецианской школы ведуистов.

Портрет Франческо Гварди кисти Пьетро Лонги (Из Википедии)

Об этом художнике известно достаточно мало, во всяком случае я мало что нашла в атласе из Пинакотеки. Долгое время работал в мастерской своего брата Джованни Антонио Каналь (см. номер 3) и был мало кем замечен. Впервые стал самостоятельно работать с 1750 года и еще долгое время в его работах просматривалось влияние брата. Так же как и Каналь, Гварди привлекают венецианские и фантастические мотивы. Считается одним из последних представителей классической венецианской школы живописи.


« » на Портрет Франсуа Буше кисти Густава Лундберга (Из Википедии)

Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Поклонницей Буше была фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах. Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполненением.

Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.

Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.

В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства - с высокопоставленными клиентами своего наставника.

В 1723 году Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния. Эта победа давала ему право на обучение в Риме, но в итальянском филиале академии не нашлось для победителя вакантного места. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году.

Вернувшись из Италии, Буше почти сразу же стал кандидатом в Королевскую академию по отделению исторической живописи, а уже в 1734 году его утвердили как полноправного члена академии.

В 1733 году он женится на семнадцатилетней прелестнице Мари-Жанн Бюзо, с которой написаны многие «нимфы» Буше. Чуть позже он стал преподавать в академии, сначала как ассистент, а затем - как мастер. Но несмотря на это Буше в то время был ограничен в средствах. В 1761 году - он становится её ректором, в 1765 году - директором. Своей карьерой Буше обязан не только своему таланту, но и покровительству маркизы де Помпадур, всесильной фаворитки Людовика XV.

Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5–5 мм, создают перевёрнутое изображение на экране. На основе камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры.

Первые камеры-обскуры представляли собой затемнённые помещения (или большие ящики) с отверстием в одной из стен. Упоминания о камере-обскуре встречаются ещё в IV веке до н. э. - последователи китайского философа Мо Ди - моисты - описали возникновение перевернутого изображения на стене затемнённой комнаты. Упоминания о камере-обскуре встречаются и у Аристотеля. Судя по всему, первым использовал камеру-обскуру для зарисовок с натуры Леонардо да Винчи. Он также подробно описал её в своём «Трактате о живописи».

(Из Википедии)

Все, первая часть прогулки закончена. У меня вопрос: это кому-нибудь надо, интересно? Мне продолжать? А то сами знаете, сколько времени уходит на такой пост, а у меня его мало. Вдруг это никому не интересно, а я тут распинаюсь. Я серьезно, я не кокетничаю!

Король Баварии Людвиг I, будучи еще кронпринцем, сразу после избавления от Наполеона направил всю свою энергию на превращение Мюнхена в столицу его мечты, привлек для этого большое число художников, музыкантов, архитекторов. Их общими усилиями Мюнхен постепенно превращался в «Афины на Изаре» - образец неогреческого классицизма, вид которого будил мысли о величии и славе монарха, владеющего такой прекрасной столицей, величии его народа.

Но самые прекрасные образцы архитектуры могут оставаться холодным камнем, если не осенить их присутствием некой духовной составляющей в виде, например, сокровищницы произведений искусства мастеров различных стран и эпох, собранных поколениями коллекционеров – энтузиастов. Назвать же эту сокровищницу надо всенепременно как-нибудь этак необычно, непривычному уху даже вначале непонятно. Ну, например, «Пинакотека» (Pinakothek) - такой термин молодой король, увлеченно изучающий античность, нашел в рукописях древнеримского архитектора Виртуриуса.

В 1826 году главный архитектор короля Лео фон Кленце приступил к строительству большого здания в малонаселенном мюнхенском пригороде Maxvorstadt, чуть западнее главной строительной площадки на Людвигштрассе, за тогдашней городской чертой, на лугах (в точности, как открытая в 1819 году испанским королем Фердинандом VII в Мадриде галерея «Prado» - «луга» по-испански). Такое расположение нарушало традиции, согласно которым подобные собрания размещались, как правило, во дворцах владетельных особ, где наслаждаться их лицезрением мог очень ограниченный круг высшей аристократии, придворных, богатых людей, но никак не народ, чернь. В противовес этому и в соответствии с духом времени Людвиг I считал обязанностью просвещенного монарха приобщение народа к искусству, стремился продемонстрировать демократическую открытость, доступность. Вход в музей по воскресеньям долгое время был бесплатный.

Вместе со знаменитым архитектором в возведении здания для музея деятельное участие принимал первый директор галереи Иоганн Георг фон Диллис. В процессе их плодотворного сотрудничества были рождены и применены на практике многие новаторские идеи.


Структура здания, планировка внутренних помещений была выстроена с точки зрения его функционального назначения. Архитектор стремился избежать стереотипной помпезности, использовал стиль высокого Ренессанса, чтобы создать архитектурную форму, вмещающую произведения искусства в их исторической ретроспективе. Внутреннее пространство галереи было разделено на большие залы и небольшие, кабинетные помещения с изобильным дневным верхним светом, высвобождающим вертикальное пространство стен для картин и обеспечивающим неслепящее освещение. Выставочные залы Пинакотеки отличаются аскетизмом оформления, скупостью убранства. В них нет каких-либо декоративных элементов, скульптур, предметов старинной мебели, не относящихся к экспозиции и отвлекающих, рассеивающих внимание. Только живопись.


Вслед за Лувром было применено разделение экспозиции на «школы», периоды и страны, чтобы гарантировать объективный и справедливый показ достижений художников, которые работали в разное время и разных условиях. Уже тогда при строительстве были использованы стандарты сохранности, действующие и поныне: постоянные условия окружающей среды (температура, влажность), защита от пыли.

В 1836 году Пинакотека была торжественно открыта. Чем же заполнили все эти большие и удобные залы?

Огромное собрание живописных полотен уже долгое время ждало своего часа. Людвиг I вместе с короной унаследовал и все богатство, накопленное в течение столетий его предшественниками, представителями различных линий и ответвлений правящего рода Виттельсбах, размещенное в замках и дворцах Мюнхена, Шлайссхайма, Дахау.

Начало этой коллекции положили герцог Вильгельм IV и его супруга Якобея Баденская, которые в 1528 году решили украсить мюнхенскую Резиденцию циклом картин, рассказывающих о подвигах различных героев. Они хотели всего лишь развесить в залах дворца назидательные изображения, выражающие идеи морали. Однако именно этот цикл оказался стержнем последующего богатейшего собрания, а в дальнейшем и Пинакотеки.

В 1598 году каталог коллекции уже насчитывал 778 живописных картин.

Курфюрст Максимилиан I, правивший с 1597 по 1651 год, был одним из самых первых коллекционеров работ Альбрехта Дюрера и других немецких художников эпохи Ренессанса. Он целенаправленно заказывал картины у современного ему Питера Поля Рубенса.

Значительно расширилась коллекция в период правления Максимилиана II Эммануэля (1679 – 1726 годы). Некоторое время он был наместником в испанских Нидерландах и воспользовался этим для приобретения крупного частного собрания фламандских мастеров. Свыше тысячи картин собрал Макс II Эммануэль в Шлайссхаймском Новом замке.

Курфюрст Иоганн Вильгельм Пфальцский (1690 – 1716 годы) разместил в своем имении в Дюссельдорфе небольшую, но отборную коллекцию, включавшую шедевры Ван Дейка, Иорданса, Рембрандта.

В 1798 году курфюрст Карл Теодор (1777 – 1799 годы) переехав из Маннгейма в Мюнхен, забрал с собой и 758 картин, в основном голландских и фламандских художников XVII века.

Король Баварии Максмилиан I Иосиф (1799 – 1825 годы) также плодотворно занимался собирательством, добавив в коллекцию более двух тысяч картин. В 1806 году он унаследовал Дюссельдорфскую галерею, считавшуюся одной из самых великолепных в Европе, и передал её в Мюнхен.

Одним из результатов наполеоновской секуляризации церковного имущества 1803 года явилось существенное прибавление мюнхенской коллекции. В нее передали более 1500 картин.

Людвиг I в свою очередь внес значительный вклад в создание общего собрания приобретением итальянской, голландской живописи, коллекций Оттинген-Валлерштайна, Буассере.

В последующие годы, вплоть до настоящего времени, приобретались также множество значительных работ. Огромную помощь в деле расширения и обновления коллекции оказывали и оказывают в настоящее время различные финансовые предприятия Мюнхена.

Представленная в Пинакотеке огромная экспозиция включает в себя работы мастеров, созданные в период от Средневековья до примерно конца XVIII века. Она разбита на разделы:

  • ранняя голландская живопись – плодотворный в художественном отношении период с середины XV века до двадцатых годов XVI века. Влияние двух северных провинций современной Бельгии – Фландрии и Брабанта – было в то время господствующим. В городах Брюгге, Генте, Брюсселе, Лувэне, Антверпене процветали торговля, ремесла и искусство. Рогиер ван-дер-Вейден, Деррик Боутс, Ганс Мемлинг, Жерар Давид, Иеронимус Босх, Андриан Изенбрант, Лука-ван-Лейден – вот имена авторов произведений этого раздела.
  • немецкая живопись – это самая обширная коллекция немецкой живописи позднего периода готики и периода творчества Дюрера с XIV века до XVII века. Лучше всего представлены живописцы периода наибольшего расцвета немецкого искусства в XV – XVI веках. В их числе: Альбрехт Альтдорфер, Михаэль Пахер, Бартель Бехам, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах-старший, Ганс Буркмайер, Ганс Гольбейн-старший, Стефан Лохнер, Адам Эльшайнер, Иоганн Лисс, Питер де Витт, Георг Флегель.
  • итальянская живопись - этот раздел невелик, но выделяется непревзойденным мастерством художников большого периода XIII – XVII веков: Леонардо да Винчи, Либерале да Верона, Антонелло да Мазина, Тициан, Тинторетто, Рафаэлло Санти, Джованни Батиста Тьеполо, Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли.

  • голландская живопись . Бурное развитие голландской живописи последовало непосредственно за освобождением от испанского владычества протестантских провинций Нидерландов в самом начале XVII века, в период политического и экономического роста. Пинакотека располагает одной из самых больших коллекций голландского искусства в мире. Здесь можно увидеть работы художников: Рембрандт ван Рейн, ван дер Верфф, Ян Веникс, ван дер Неер, Абрахам Блоемерт, Питер Ластман, Якоб ван Рейсдаль, Франс фон Миерс, Эсаиас ван дер Вельд, Питер Ханс Заенридам, Франс Халс, Герард тер Борх, Иммануил де Витт
  • фламандская живопись . Здесь представлено фламандское барокко XVII века. Центральное место занимает крупнейшая в мире коллекция картин Питера Поля Рубенса, состоящая в основном из тех, что были заказаны Рубенсу Максимилианом I и его шурином Вольфгангом Вильгельмом Пфальцским. Кроме того, в этом разделе можно увидеть картины Питера Брейгеля старшего, Яна Брейгеля старшего, Якоба Иорданса, Абрахама Янссенса, сэра Антони Ван Дейка, Адриана Браувера, Яна Сиберехтса

  • испанская живопись . В самом малочисленном разделе выставлены только 22 картины. Однако здесь представлены все значительные матера, поэтому его можно считать полным: Бартоломе Эстебан Мурильо, Пантойя де ла Круз, Эль Греко, Диего Родригес де Сильва Веласкес, Хосе де Рибера, Франциск де Сурбаран.
  • французская живопись . Баварские правители имели тесные политические связи с Францией, даже кровные узы. Однако французскую живопись они собирали на удивление мало, поэтому французский раздел немногочислен. Вот имена французских мастеров, чьё искусство представлено в Старой Пинакотеке: Франсуа Буше, Клод Лоррен, Себастьян Бордон, Николя Пуссэн, Мариус Квентин де ля Тур, Жан Батист Грез, Жак Луи Давид, Эсташ ле Сюр, Николя Ланкре, Жан Батист Жозеф Патер, Жан Оноре Фрагонар, Хьюберт Робер.

Первоначально посетители входили в Пинакотеку с восточной стороны здания по крыльцу, украшенному львами. При восстановлении в 1952 – 1957 годах сильно пострадавшего во время войны здания главный вход был организован со стороны северного фасада. Восточное крыльцо теперь используется для входа в залы специальных выставок, расположенные на первом этаже.


В ходе образования Королевства Бавария в самом начале XIX века была произведена административная реформа, в рамках которой учредили центральное административное управление - Баварское Государственное собрание картин (Bayerische Staatsgemäldesammlungen). Оно и поныне существует и плодотворно работает, заботясь о произведениях искусства, принадлежащих государству.

Огромное количество произведений живописи вынудило провести некоторую децентрализацию, организацию «галерей-филиалов», что сохраняется до сих пор.

После закладки в 1853 году королем Людвигом I Новой Пинакотеки уже действующая галерея получила название «Старая Пинакотека». Она стала ядром, вокруг которого постепенно был создан уникальный район Мюнхена, известный по многочисленным путеводителям как «Музейный квартал». В пределах шаговой доступности любителям искусства сегодня предоставлена возможность посетить большое число музеев и выставочных площадок:

  • Старая Пинакотека – европейская живопись XIII – XVIII веков.
  • Новая Пинакотека – европейская живопись и скульптура XVIII – XIX веков.
  • Пинакотека современности – мировая живопись, скульптура и фотография XX – XXI веков, произведения дизайна, графики, архитектуры.
  • Дворец Дюркхайм – Центр распространения искусств.
  • Турецкие ворота – площадка для художественных выставок.
  • Музей Брандхорста – частная коллекция современной живописи.
  • Глиптотека – древнегреческая, римская и этрусская скульптура.
  • Государственное античное собрание – древнегреческие, римские и этрусские вазы, ювелирное искусство, искусство малых форм.
  • Городская галерея в доме Ленбаха (Ленбаххаус ) – старая мюнхенская живопись, группы «Синий всадник» (В.Кандинский) и «Новая вещественность», мировая живопись и скульптура XX – XXI веков.
  • Государственное графическое собрание – мировая графика от Ренессанса до современности.
  • Музей копий классической скульптуры.

Как доехать до Старой Пинакотеки

Как можно заметить, на карте-схеме Музейного квартала станции U-bahn линии U2 – «Theresienstraße» и «Königsplatz» и линий U3/U6 – «Universität» и «Odeonsplatz» образуют трапецию, в фокусе которой хорошо видна Alte Pinakothek. От любой станции метро дойти к ней можно пешком минут за десять. Кроме того, в центр Музейного квартала можно доехать на автобусах №100 и №154, или трамваем №27.

Адрес: - Старая Пинакотека - Barer Str. 27, München; - Новая Пинакотека - Barer Str. 29, München; - Пинакотека Современности - Barer Str. 40, München. Как добраться Пинакотеки находятся в Музейном квартале - трамвай № 27, автобус № 100, 154 до ост. Pinakotheken, метро линия U 2 (станции "Theresienstraße", "Königsplatz") или линий U3/U6 (станции "Universität", "Odeonsplatz"), от любой из этих станций метро можно дойти пешком минут за десять. Время работы: - Старая Пинакотека: среда - 10:00-20:00, четверг-понедельник - 10:00-18:00, вторник - выходной; - Новая Пинакотека: вторник - 10:00-20:00, среда-воскресенье - 10:00-18:00, понедельник - выходной; - Пинакотека Современности - четверг - 10:00-20:00, остальные дни - 10:00-18:00, понедельник - выходной. Входной билет: - Старая Пинакотека (цены временно снижены до 2018 г. на период усовершенствования системы освещения) - в будни 4 евро, льготный (студентам и пенсионерам) 2 евро, детям до 18 лет бесплатно, в воскресенье 1 евро; - Новая Пинакотека - взрослым 7 евро, льготный 5 евро, детям до 18 лет бесплатно, по воскресеньям 1 евро; - Пинакотека Современности - взрослым 10 евро, льготный 7 евро, детям до 18 лет бесплатно, по воскресеньям 1 евро.

Мелькают секунды, минуты, часы, уносятся с непостижимой скоростью месяцы, годы, века. Размываются в мареве былого лица, события, даты. Нетленным остается лишь отмеченное знаком свыше божественное искусство, донося до потомков застывшую в красках, звуках, камнях сокровенную мысль величайших мастеров о красоте, мире, социуме. Если хотите убедиться воочию - добро пожаловать в столицу Баварии - дождливый и теплый Мюнхен.

Меценаты мюнхенских пинакотек

Принцы старинного аристократического рода Виттельсбахов на протяжении трехсот лет собирали лучшее из художественного наследия края, украшая дворцовые хоромы шедеврами здешних живописцев. Вильгельм IV со своей супругой герцогиней Якобиной Баденской приобрели великолепную картину Альтдорфера "Битва Александра", ставшую ядром будущей коллекции (1529 г.). С ювелирной точностью в ней передано передвижение множества фигурок, людей, животных. Словно океанские волны наваливаются римские воины на полчища персов. В центре на колеснице, запряженной тройкой гнедых лошадей, мчится прочь Дарий, за ним с обнаженной наголо шпагой и пикой - великий полководец. Виртуозности, полета фантазии художника нет предела: даже солнце, освещая небеса, уходя за горизонт, пронзает своими лучами-стрелами проплывающую в облаках луну.
Кажется, и сам творец парит над полем сражения, скрупулезно выписывая миллионы деталей. Не зря эта баталия очень понравилась Наполеону. Нередко, лежа в ванной дворца Сан-Клу, он изучал мельчайшие подробности боя, сравнивая себя с Македонским. Уворованное чудо возвратилось в родные пенаты вместе с 26-ю из 43-х конфискованных Бонапартом произведений (1815 г.).
Альберт V считался истинным коллекционером, собирал под свое покровительство таланты, знатоков живописи, перекупал раритеты (редкие ценные вещи). По его приказу выстроили Антиквариум, обустроив там выставку. Здесь же принимал гостей, проводил разнообразные пышные празднества. Это была наибольшая гражданская постройка, вытянутая в длину, увенчанная сводчатым потолком.
Герцог Максимилиан I выкупил значительное количество творений Дюрера, среди коих - знаменитый "Алтарь Паумгартнеров", созданный для церкви Св. Екатерины Нюрнберга. Триптих повествует о появлении на свет Иисуса. На средней панели - Дева Мария с младенцем. Простенькое, незамысловатое одеяние подчеркивает особенность, величие земной женщины, родившей ребенка-Бога. У ее ног склонился Иосиф, волхвы с дарами, резвящиеся ангелы. На левой створке - Св. Георгий, поражающий жуткое извивающееся чудовище. На правой - Св. Евстигней со знаменем, на котором - голова оленя с крестом между рогами. Лики святых - портреты сыновей заказчика, Стефана и Лукаса Паумгартнеров.
В апреле 1988 г. Ханс-Иохим Больман, душевно больной вандал, пронеся под одеждой бутылку кислоты, плеснул на эксклюзивную доску. Пока охрана среагировала, едкая жидкость разъела поверхность. Сегодня, любуясь алтарной частью, не все знают, какого труда и умения понадобилось реставратору, чтобы скрыть все повреждения, нанесенные новоиспеченным Геростратом.
В ходе 30-летней войны (1618 - 1648 гг.) город был разграблен шведами, немногое вернулось назад. Внук Максимилиана продолжил начатую дедом деятельность, став щедрым благотворителем, любителем роскошных интерьеров. Появились гобелены, украшения, бронза, мебель. Кроме всего прочего - 12 полотен Рубенса, 15 Ван Дейка, холсты Снайдерса, Брейгеля, Мурильо, прославленных итальянцев.
Принц перебрался из столицы в замок Шляйсхайм, амбициозно желая, чтобы эта резиденция затмила Версаль. В 1777 г. отошло в историю правление династии Виттельсбахов, на престол взошел Карл Теодор Зульцбах. Утративший интерес к деяниям предков, он все же построил выставочную галерею, где представлялись обзору около 700 работ. Впервые искусство перестало выполнять функцию декора, приобретя статус культурной ценности.
Просвещенный монарх в отличие от предшественников разрешил публичный просмотр. В течение многих лет после Французской революции сокровищница успешно пополнялась за счет ликвидации близлежащих монастырей. Позднее важным, значимым приобретением стали экспонаты из Дюссельдорфа. Впечатляя, волнуя воображение, засияли творения Рафаэля, Рембрандта и др.
1822 г. принес ценнейшие вливания: обретение собраний из Цвайбрюккена, Мангейма. Остро встал вопрос о необходимости возведения просторного помещения для размещения всего нажитого на протяжении веков.

Старая Пинакотека - памятник славным предкам

Лео фон Кленце, придворный зодчий Людвига I, получил задание спроектировать здание, обширное и светлое, где могли бы обосноваться коллекции дедов, прадедов. Тонкий ценитель прекрасного, коронованный эрудит, не понятый соотечественниками, личность трагической судьбы с неисчерпаемым азартом скупал полотна огромной художественной значимости.
За собственные средства выкуплены утонченным эстетом множественные уникальные собрания, включая голландских, немецких "примитивистов", 219 холстов приобретены у графа Оттингена-Валлерштайна. Жизненный путь правителя, наполненный неслыханной романтической увлеченностью, мечтательностью, жертвенностью, трагизмом, поразил режиссера Лукино Висконти, вдохновив на создание посвященного ему фильма, появившегося на экранах в 1974 г.
10 лет шло строительство, и, наконец, 16 октября 1836 г. музей радушно распахнул свои двери публике. Корпус его, длинный, узкий, по краям завершен крыльями (4 шт.), немного выступающими вперед, освещающимися многочисленными светильниками. Здание оправдало назначение: сохранить произведения Возрождения и Средневековья. Конструкция идеально подходит для проникновенного разглядывания посетителями выставляемых экспонатов. Здесь нет скульптурных композиций, керамики, мебели. Всматриваются друг в друга на интимной аудиенции лишь автор и почитатель красивого, мастер и ученик. Чего стоят только имена: Антонелло да Мессина, Джотто ди Бондоне, Диего Веласкес, Леонардо да Винчи, Ганс Гольбейн Старший.
Неспешно переходя из одного зала в другой, вглядываясь в сцены и образы, пред взором встают сюжеты о появлении на свет, распятии, воскрешении страдавшего за человечество Господа. Маттиас Грюневальд в "Поругании Христа" (1503 г.) запечатлел эпизод, когда евреи, завязав мессии глаза, с остервенением под барабанный стук, визжащие звуки дудки бьют богочеловека. Злобные, искаженные агрессией физиономии персонажей, их судорожные движения, указывают, как отчаявшаяся грешная совесть явно конфликтует с глубочайшей верой во всепрощение. Сюжет заставляет задуматься над тем, как живем, чем дышим, какие расставляем приоритеты.
С нежностью и любовью выписаны члены "Святого семейства" Рафаэля. Материнские чувства понятны, близки, правдивы: можно часами смотреть на руки Богородицы, поддерживающие малыша, обнимающие хрупкое детское тельце. Женственность, грация, присущая материнству, пленяет, надолго удерживая, умиляет.
Хочется сказать еще об одном диве, наполненном уже совершенно иными мыслями и ощущениями, - "Стране изобилия" Питера Брейгеля, известного под прозвищем "Мужицкий", умного, одаренного циника. Он выставил на всеобщее посмеяние людскую тупость, скудость ума, низменные потребности, отсутствие духовности. Основным в композиции является дерево - символ жизни, вверху и внизу коего творятся чудеса. Очевидно, утомленные люди, улеглись под кроной отдохнуть: священник, крестьянин, рыцарь. Бежит прочь выеденное яйцо, жареный цыпленок на тарелке выделывает фортеля. С ножом в боку несется поросенок, обилие тортов - все фантастические элементы напоминают о седьмом смертном грехе - чревоугодии. Казалось бы, обычная сцена отдыха: у одного - псалтырь под головой, другой не выпускает цепь, третий бросил копье - у всех набиты животы, расстегнуты ширинки. Вот она, оголенная человеческая сущность, подмеченная гением: покой, сытная еда, сон - наиболее желаемые грезы некоторых людишек, живущих на планете Земля.
Завораживая, не отпускает от себя реалистическое письмо Шардена, Буше, Яна Стена. В 19-ти помещениях, 49-ти кабинетах царствует его Величество Восторг, приобщение к которому шло достаточно тяжело. Король стремился просветить бюргеров, даровав им бесплатное посещение в воскресный день, а они с превеликим удовольствием устраивали пикники на лужайке рядом - чем не Брейгель в реальности?!
В годы Второй мировой войны постройка чрезвычайно пострадала, восстановили ее только в 1952-1957 гг. После преступления душевнобольного, повредившего во всей стране более 56-ти произведений старых мастеров, наступила необходимость позаботиться о сохранности сокровищ. Каверзная, враждебная выходка безумца имела свои последствия: после очередного ремонта (1988 г.) кураторы настояли на гарантированной защите, безопасности каждого находящегося здесь шедевра.
Сейчас они взяты под стекло, оснащены сигнализацией, оповещающей охрану громко воющей сиреной, если кто-либо приблизится слишком близко. Стеклянная поверхность выдерживает до 17 мощных ударов, однако, ни один "молотобоец" больше не объявился.
Здесь можно передохнуть, перекусить: уютный кафетерий - к вашим услугам. В книжном магазине - буклеты, репродукции, историческая литература о художниках и их творчестве. К 18 часам в подтянутой шеренге вытянется весь персонал, провожая посетителей.

Новая Пинакотека - королевское наследие

В 1841 г. умер незаменимый управляющий столичными баварскими музеями Георг фон Дилис, оставив в завещании просьбу - возвести сооружение для современной живописи. Отдав дань праотцам, монарх с энтузиазмом взялся за строительство. 12 октября 1846 г., закладывая краеугольный камень в фундамент, он сказал, что эта коллекция - нынешнего и следующих столетий. Позднее, отрекшись от престола, признанный безумцем, оклеветанный, оплеванный толпой, продолжил путь простого смертного, оставив после себя 425 бессмертных творений.
На фасаде - удивительные фрески ранее повествовали о добродетели, покровительстве венценосца, охотно пополняющего собрания в основном работами местных талантов. Именно немецкие романтики заняли ведущую позицию. 1931 г. осветил город страшным пожаром, нанесшим невосполнимую потерю фонду. Бомбардировка кровавого 1944 года принесла полное разрушение.
150 млн. марок потратило правительство Германии на возведение музейного строения. Архитектор Александр фон Бранки предоставил проект, вызвавший жесточайшие споры: от беспрекословного одобрения до абсолютного неприятия. Постройка в стиле постмодернизма все-таки завершилась (1981 г.). Внутреннее пространство разместилось вокруг 2-х залов, образуя некую цифру 8, лежащую по диагонали. Благодаря прозрачной крыше неправильной формы освещение стало настоящим дивом, являясь неотъемлемой частью.
В запасниках насчитывается более 3000 холстов, триста скульптур: из них выставлено 400 картин и 50 изваяний, меняющихся постоянно. В главных обширных комнатах разместились фантазии К. Ротмана (23 шт.), явившие человечеству пейзажные изображения Греции, расписанные до мелочей. Дальше - все отражает вкус основателя: творчество Йозефа Коха, Франца Кателя, Диллиса.
Сюжетная композиция на тему мифологии "Аполлон и музы" Петера Гесса возвращает к сказаниям, мифам, седой древности, говоря, как сильно любили создатели человека, очаровываясь изгибами его тела, силой разума, богатством души. Характер выставки с приходом Гюго фон Чуди (другого директора) меняется. Он настаивает на покупке у французов 44-х полотен, 9-ти статуй, более 20-ти рисунков. Так стены оживили импрессионисты, изгнавшие черную тональность со своих палитр. Подглядев, что в природе ее практически не существует, они писали только вне студии, на просторе. Мелкими подвижными мазками передавали трепетание листвы, легкие, едва уловимые порывы ветерка. "Пейзаж Мартиники" Поля Гогена именно таков.
Клод Моне, обратив внимание на звучание цвета, лучезарную прозрачность воздуха, моря, изображает "Мост через Сену в Аржантее". Беглые небрежные штрихи создают ощущение колышущегося под ветром паруса, знойного летнего денька. Яркие, колоритные, радующие "Подсолнухи" Винсента Ван Гога, как и прежде, манят к себе. Разглядывая их, рождается желание подойти и поправить цветы в глиняном горшке, откуда они будто хотят вырваться на волю. Шероховатая поверхность, рельефность делают изображение подлинным, живым.
Статуи XIX начала XX века поражают реалистичностью. "Парис" Антонио Канова восхищает совершенством тела, "Амур и муза" Конрада Эберхарда напоминает о нашей зависимости от божественной воли, барельеф Юлиуса Трошеля "Персей и Андромеда" заставляет призадуматься о силе любви: даже не сняв крылатые сандалии, победитель Горгоны освобождает от уз юную пленницу, влюбившись в нее до безумия.
Изваяния Родена, Матисса, Карье - прекрасны, достойны самых высоких слов, которых подчас не хватает. Удивительно трогательна "Флора" Альбера Беллеза: очаровательная девичья головка, замысловатая прическа, пухлые губы в милой улыбке, выразительный взгляд.
Проницательный взор "Шута" Пабло Пикассо, ироничной усмешкой растянут рот - все говорит о недюжинном уме, умении искусно играть свою роль, виртуозно перевоплощаться. "Венера с бусами" Аристида Майоля кого угодно введет в состояние эйфории: безупречные линии, изысканная прелесть. Не томитесь, не подсчитывайте свои несовершенства, для кого-то и вы - идеал.
Замрите у "Вальса" Камиллы Клодель. Отлитое в металле мгновение танца, поэзия прикосновений, грациозность позы восторгает. Обольстительные фигуры кружатся под неслышную, но ощутимую кожей мелодию, поглощенные танцевальным экстазом. Касание рук, ног, лиц нашептывает о чувственном слиянии музыки и человека.
Морис Дени, Эдвард Мунк, Тулуз-Лотрек притягательны своей дивной символикой. Пройдя 22 большие комнаты, 10 поменьше, закончите осмотр, но приобщение к духовным родникам, посланию небес, непревзойденным талантищам продолжится и в быту, скрашивая серость, унылость будней.

Пинакотека Современности

Оно славится на всю Европу. Бетонный фасад в серо-белых тонах рассекают громадные оконные проемы, стройные колонны подпирают кровлю. Здесь - более 70-ти дизайнерских нововведений, чертежи, оригинальные макеты, авторские зарисовки, графика. Невероятные создания кубистов, сюрреалистов, представителей поп-арта, экспрессионистов, сторонников минимализма, фовизма занимают верховенство. Немцы уверенно лидируют, отбирая первенство у других народов: Эрнст Кирхнер, Эрих Хеккель, превосходный акварелист Франц Марк.
Эмиль Нольде в "Танце вокруг золотого тельца" пытается донести идею разобщенности, недоброжелательства, отторжения личности обществом. В бесноватой безудержной пляске изломаны, искажены образы пляшущих. Полузакрыты веки, сладострастной истомой разверзлись уста. На желтом, коричнево-красном фоне мечутся пряди волос, сбрасываются одежды - все для господствующего звонкого металла. Позабыли о человечности, сострадании, милосердии, гуманности.
Подолгу задерживаются туристы у полотен Пикассо "Мать и дитя", "Мадам Солер", нарисованных пастелью. Сальвадор Дали, предвидя свой уход в вечность, в "Апофеозе Гомера", как бы резцом и скальпелем вырезает самое милое сердцу, своему и великого старца: ослепительную чувственность, совершенные формы возлюбленной Галы, сравнивая ее с Еленой Прекрасной из "Илиады".
Авангардисты, идущие впереди сквозь шипы, преграды, разбрасывают знаки-символы по обеим сторонам пути, не всегда внятно понимаемые теми, кто идет позади. Современники спешат проникнуться мечтаниями Пауля Клее, Анри Матисса, более всего - Йозефа Бойса. Его войлочный костюм, жировой стул, странное фортепиано никогда не бывают без поклонников.
Особую заинтересованность вызывают группа "Мост", отличающаяся своеобразным коллективным стилем, и творческое объединение "Синий всадник", восставшее против окостеневшего академизма. Если первые стремятся передать личностное восприятие через фигуративный экспрессионизм, вторые тяготеют к абстракции, акцентируя внимание на цветовую гамму. Современное творчество, дизайн - не классика. Это интересно, но не всегда понятно. Когда-то наши потомки, так же с любопытством рассматривая изображенный динамичный XXI в., узнают, как мы жили-были, что собой представляли, оценят или осудят, будут завидовать или злословить. Смотрите, изумляйтесь, думайте, делайте выводы, наполняйтесь ярчайшими впечатлениями. "Красота - это проявление тайных законов природы, которые без нее остались бы скрыты навечно".

Мюнхенская картинная галерея «Alte Pinakothek» (Старая пинакотека) известна во всем мире. Пинакотека – этим словом древние греки обозначали хранилище картин. И мюнхенская галерея полностью соответствует этому термину – здесь нет скульптур, старинной мебели или любых других предметов прикладного искусства, которые могли бы отвлечь внимание от представленных картин, позволяя тем самым посетителям полностью сосредоточиться на созерцании.

Старая пинакотека была основана в 1836 году, но история коллекции началась на несколько веков раньше, когда герцог Вильгельм IV заказал у известных художников того времени несколько картин на историческую тему. Например, признанный шедевр, картина «Битва Александра Македонского с царем Дарием», написанная в 1529 году одной из первых вошла в баварскую коллекцию. В последующем правители государства вносили свою посильную лепту, добавляя картины прославленных европейских художников своего времени.

В Старой пинакотеке, как видно из названия, собраны работы величайших мастеров прошлого – от Средневековья до XVIII века. Рембрандт ван Рейн, Эль Греко, Питер Пауль Рубенс, Тициан, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи – это далеко не полный перечень художников, чьи картины украшают стены галереи. Посетители по достоинству оценят мастеров немецкой живописи, представителей голландской школы, изысканных итальянцев и французов, а также собрание фламандской и испанской живописи.

Интересный факт – по воскресеньям посещение галереи было бесплатным, но жители Мюнхена предпочитали устраивать пикники на газоне перед зданием, чем проводить день внутри, рассматривая впечатляющую коллекцию.

Во время второй мировой войны здание пинакотеки сильно пострадало, и было восстановлено только в 50-ых годах прошлого века.

В 1988 году душевнобольной посетитель напал на картины Альбрехта Дюрера, облив их серной кислотой. Преступника задержали, а работы выдающегося немецкого живописца и графика восстанавливали довольно длительное время.

Как добраться до Старой пинакотеки

Попасть в Старую пинакотеку можно: на трамвае № 27, остановка Pinakotheken, метро: U2, станция Königsplatz или Theresienstraße, U3, U6, станция Odeonsplatz или Universität, U4, U5, станция Odeonsplatz, или на автобусе: № 154, остановка Schellingstraße, № 100 остановка Pinakotheken или Maxvorstadt/Sammlung Brandhorst.

Режим работы Старой пинакотеки

Картинная галерея работает каждый день, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00; во вторник: с 10:00 до 20:00.

Стоимость входного билета

Цена взрослого билета: 4 евро, льготная: 3 евро, по воскресеньям: 1 евро. Данные тарифы действуют на период реконструкции до 2018 года. Билеты можно приобрести на месте или в интернете.

Официальный сайт

Узнать актуальный телефон или купить билет можно на сайте

Старая пинакотека

Вторник – с 10:00 до 20:00

Новая пинакотека будет закрыта для публики ввиду проведения строительных работ и подготовки комплексных мер по реконструкции – ориентировочно до 2025 года. Экспозиция избранных шедевров искусства 19-го века будет открыта с лета 2019 года на первом этаже Старой пинакотеки (Восточное крыло) и в Галерее Шака.

Пинакотека современности
Ежедневно, кроме понедельника, – с 10:00 до 18:00
Четверг – с 10:00 до 20:00

Музей Брандхорста
Ежедневно, кроме понедельника, – с 10:00 до 18:00
Четверг – с 10:00 до 20:00

Галерея Шака
Среда-воскресенье – с 10:00 до 18:00
Каждая первая и третья среда месяца – до 20:00

Режим работы в праздничные дни
Новый год (1 января): все музеи открыты для посещения
Богоявление/Три короля (6 января): все музеи открыты для посещения
Карнавальный вторник: все музеи закрыты для посещения
Страстная пятница: все музеи открыты для посещения
Пасхальное воскресенье: все музеи открыты для посещения
Светлый понедельник: все музеи открыты для посещения
День труда (1 мая): все музеи закрыты для посещения
Вознесение Господне: все музеи открыты для посещения
Троицa: все музеи открыты для посещения
День Св. Духа: все музеи открыты для посещения
Праздник Тела и Крови Христовых: все музеи, кроме Галереи Шака, открыты для посещения
Вознесение Богородицы (15 августа): Новая пинакотека открыта, все остальные музеи закрыты для посещения
День немецкого единства (3 октября): все музеи открыты для посещения
Праздник Всех Святых (1 ноября): все музеи, кроме Новой пинакотеки и Галереи Шака, открыты для посещения
Сочельник (24 декабря): все музеи закрыты для посещения
1-й день Рождества Христова (25 декабря): все музеи закрыты для посещения
2-й день Рождества Христова (26 декабря): все музеи открыты для посещения
31 декабря: все музеи закрыты для посещения

Актуальная информация: закрытие Новой Пинакотеки

Уважаемые посетители!

31 декабря 2018 года галерея Новая пинакотека будет закрыта для публики ввиду проведения строительных работ и подготовки комплексных мер по реконструкции. Экспозиция избранных шедевров искусства 19-го века будет открыта с лета 2019 года на первом этаже Старой пинакотеки (Восточное крыло) и в Галерее Шака.

Обратите внимание на эти изменения, планируя посещение Ареала искусства и Пинакотек. С октября нынешнего года подробную информацию об экспозиции можно будет получить на нашем веб-сайте.

ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ

Старая пинакотека
Сниженные цены на входные билеты во время проведения модернизации системы освещения в 2014-2018 гг.
Постоянная экспозиция
4 евро | льготная цена 2 евро
По воскресеньям –­ 1 евро

Пинакотека современности

По воскресеньям –­ 1 евро

Музей Брандхорста
Выставка «Painting 2.0: изобразительное искусство в эпоху информационных технологий» до 30.04.2016 г.
10 eвро | льготная цена 7 евро

Обратите внимание: в Музее Брандхорста на период до 30.04.2016 г. льготных цен на входные билеты по воскресеньям не предусмотрено; кроме того, в этот период на Музей Брандхорста не распространяется действие единого входного билета и входного билета на пять посещений.

Галерея Шака
4 евро | льготная цена 3 евро
По воскресеньям –­ 1 евро
Отдельные цены на входные билеты для посещения специальных выставок.

Единый входной билет – 12 евро (Пинакотеки, Музей Брандхорста, Галерея Шака)
Входной билет на пять посещений – 29 евро (Пинакотеки, Музей Брандхорста, Галерея Шака)
Не даёт права на посещение специальных выставок.

Правом бесплатного посещения музеев пользуются следующие категории граждан: дети и лица, не достигшие 18 лет; студенты факультетов искусства, истории искусства, искусствoведения, а также теории и методики преподавания искусств; школьные классы, дети дошкольного возраста, группы продлённого дня и молодёжные группы из стран-членов ЕС (в сопровождении учителей или воспитателей).

Вход бесплатный или по льготной цене

Дополнительная информация – здесь (PDF) .

ПРОЕЗД

Пинакотека и Музей Брандхорста:

Tрамвай
№ 27: остановка Pinakotheken

Метро
U2: станция Königsplatz или Theresienstraße
U3 | U6: станция Odeonsplatz или Universität
U4 | U5: станция Odeonsplatz

Aвтобус
№ 154: остановка Schellingstraße, № 100 (музейный маршрут): остановка Pinakotheken, № 100 (музейный маршрут): остановка Maxvorstadt/Sammlung Brandhorst

Экскурсионный автобус
Перед Новой пинакотекой имеется две автостоянки для экскурсионных автобусов. Между 10.00 и 20.00 время стоянки (с парковочным диском) ограничено двумя часами.

Галерея Шака :

Aвтобус
№ 100 (музейный маршрут): остановка Reitmorstraße / Schack Galerie

Tрамвай
№ 17: остановка Nationalmuseum
Рекомендуем воспользоваться общественным транспортом, так как в непосредственной близости от музеев нет автостоянки.

СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА


Старая Пинакотека знакомит с основными вехами европейской живописи: здесь наиболее полно представлено развитие художественного искусства от Средневековья и эпохи Возрождения до барокко и конца периода рококо. Постоянная экспозиция включает более 700 полотен, это настоящая сокровищница немецкой, фламандской, голландской, французской, итальянской и испанской живописи. Здание музея – творение архитектора Лео фон Кленце – было построено в 1836 году в классическом стиле и стало эталоном европейского музея, предлагая достойное обрамление для картин, составляющих золотой фонд западного искусства.

Альбрехт Дюрер (1471-1528)
«Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (1500)
Дерево (липа – Tilia зр.), 67,1 х 48,9 см
Портрет приобретён в 1805 году Центральной дирекцией Картинной галереи
Инв. № 537

НАШИ ШЕДЕВРЫ СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА

Эта картина 28-летнего художника, пожалуй, самое необычное творение в истории портретного искусства. Поворот анфас и высокая степень совершенства образа напоминают изображения Христа, однако оба аспекта следует рассматривать в контексте начатых Дюрером в это время исследований человеческих пропорций. Акцент сделан на выразительном взгляде и руке человека-творца, инструменте художника, которым написан портрет, что позволяет увидеть в этой работе программное произведение художника. Данную мысль почёркивает и надпись на латыни, допускающая разные толкования: «Таким я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, создал себя характерными красками в возрасте 28 лет».

НОВАЯ ПИНАКОТЕКА


«От Гойи до Пикассо» – таков девиз Новой пинакотеки, основанной королем Людвигом I в середине 19-го века. Первый музей в Европе, открытый для широкой публики, стал также первым музеем современного искусства – по словам баварского монарха, «коллекцией живописи нынешнего и будущих веков». Знаковые произведения классицизма, романтизма, югендстиля и импрессионизма, назарейцев и немецких римлян представлены здесь наряду со знаменитыми полотнами эпохи модерна. Во время Второй мировой войны здание Новой пинакотеки было разрушено; новое здание (проект архитектора Александра фон Бранки) открыло свои двери в 1981 году.

Винсент Ван Гог (1853-1890)
«Подсолнухи» (1888)
Холст, масло. 92,0 х 73,0 см
Картина приобретена в 1912 году
от анонимного дарителя в рамках «пожертвований Гуго фон Чуди»
Инв. № 8672

НАШИ ШЕДЕВРЫ НОВАЯ ПИНАКОТЕКА

Эту картину в её сияющих красках и жизнеутверждающей красоте Винсент Ван Гог создал в августе 1888 года: она должна была украсить студию художника в Арле, где он намеревался работать вместе с Полем Гогеном. Чрезвычайно просто, даже плоско, художник изобразил цветы, вазу, поверхность, на которой она стоит, и фон. Ледяная бирюза фона в значительной степени усиливает экспрессию жёлтых и жёлто-коричневых тонов, и цветы дают почувствовать не только зной летнего Прованса, но и накал чувств в самой жизни Ван Гога. По замыслу художника подсолнух представляет собой солнце, которое мастер понимает как символ жизни и именно так изображает в ряде своих работ.

Простая форма и насыщенные цвета объясняются влиянием японской гравюры, однако одновременно с этим просматривается и связь с так называемым клуазонизмом, воспринятым Гогеном и его последователями. Ван Гог воспринимал юг Франции в широком смысле как «Японию», где можно обрести счастье, и «Подсолнухи» подтверждают эту великую идею художника.

Картина, хранящаяся в Мюнхене, – это не единственный, но крайне важный вариант «Подсолнухов» кисти Ван Гога. Художник всегда считал данное полотно достойной парой варианту, хранящемуся в Лондонской Национальной галерее. В последствии он намеревался использовать оба натюрморта для создания триптиха, празднично обрамив ими полотно «Колыбельная».

ПИНАКОТЕКА СОВРЕМЕННОСТИ


Под её крышей разместилось четыре значимых, независимых друг от друга, музея – Коллекция современного искусства (входит в состав Баварских государственных собраний картин), Новая коллекция (Музей прикладного искусства), Архитектурный музей Мюнхенского технического университета, а также Государственное графическое собрание Мюнхена. Tаким образом, Пинакотека современности входит в число крупнейших в мире музеев искусства, архитектуры и дизайна 20 и 21 веков. Междисциплинарная направленность Пинакотеки современности позволяет сохранить индивидуальное своеобразие каждого из музеев и в то же время представить их как взаимосвязанные части широкого культурного контекста. Просторное здание интересной архитектуры, со стеклянной ротондой в центре, помогает открыть посетителям идею взаимопроникновения искусств и предлагает новый, неожиданный взгляд на вещи.

Макс Бекман (1884-1950)
«Автопортрет в чёрном» (1944)
Холст, масло. 95 х 60 см
Инв. № 10974
© Общество защиты авторских прав в искусстве (VG Bild-Kunst), Бонн, 2016 г.

НАШИ ШЕДЕВРЫ ПИНАКОТЕКА СОВРЕМЕННОСТИ

В 1937 году Макс Бекман эмигрировал в Амстердам, где, преодолевая большие сложности, работал и во время немецкой оккупации. Именно здесь на рубеже 1943-44 годов был создан этот автопортрет, на котором художник предстаёт властным и несломленным, но с лицом, похожим на застывшую нечёткую маску. Чёрный парадный костюм здесь всего лишь атрибут, который уже не соответствует реальному положению дел, но подчёркивает некую отстранённость художника от окружающей действительности, его недоступность и в то же время формально замыкает композицию в направлении зрителя. Такое впечатление ещё более усиливает рука, согнутая под углом, которой художник будто отгораживается от мира, а также спинка стула. Среди многочисленных автопортретов художника, этот, пожалуй, оставляет наиболее тяжёлое чувство, так как нескрываемая агрессивность отчуждает художника не только от враждебного мира, но и от самого себя. Никакое переодевание не смогло бы отдалить Бекмана от самого себя в большей степени, чем этот на первый взгляд заурядный облик. Трагическое оцепенение отпустит художника лишь после эмиграции в Америку, где он обретёт внешнюю свободу.

МУЗЕЙ БРАНДХОРСТА


Музей Брандхорста в составе Баварских государственных собраний картин был открыт в 2009 году по соседству с Пинакотеками и гармонично дополняет мюнхенский Ареал искусства впечатляющим собранием произведений классического модерна и современного искусства. Новый музей отличается эффектной архитектурой и предлагает вниманию посетителей две значительные коллекции работ Энди Уорхола и Сая Твомбли, а также полотна Зигмара Польке, Герхарда Рихтера, Майка Келли, Брюса Наумана, Дэмьена Хёрста и др.

Интерьер Музея Брандхорста
с циклом «Лепанто» Сая Твомбли

НАШИ ШЕДЕВРЫ МУЗЕЙ БРАНДХОРСТА

Картины американского художника Сая Твомбли, родившегося в 1928 году в Лексингтоне, штат Вирджиния, и умершего в 2011 году в Риме, приобрели знаковый характер для Галереи Брандхорста. После изучения искусства в целом ряде высших учебных заведений Сай Твомбли недолгое время посещал колледж Black Mountain, а затем вместе с Робертом Раушенбергом отправился в путешествие по Европе и Северной Африке. Именно в тот период Твомбли обратился к теме Средиземноморья, которое стало одним из основных источников его вдохновения.

Твомбли не знает себе равных в тонком и лиричном сочетании рисунка и текста. Наряду с Робертом Раушенбергом и Джаспером Джонсом он является самым важным представителем своего поколения, пришедшего на смену абстрактному экспрессионизму. Как Раушенберг и Джонс, Твомбли сумел не только ознаменовать новую значительную эпоху в американском искусстве, но и разработать совершенно уникальный, мощный в своей экспрессии язык зрительных образов.

Монументальный цикл «Лепанто» (2001), состоящий из двенадцати частей, вошёл в постоянную экспозицию, развёрнутую в центральном зале, который был оформлен в соответствии с пожеланиями художника. Более чем 170 экспонатов, представленных в Галерее Брандхорста, – среди них картины, скульптуры и рисунки разных периодов – знакомят с творческим развитием этого самобытного художника; данное собрание считается наиболее значительной коллекцией произведений Твомбли за пределами США, сравнимой только с «Галереей Сая

Арнольд Бёклин (1827-1901)
«Тритон и Нереида» (1874)
Холст, масло. 105,3 х 194,0 см
© Баварские государственные собрания картин, Мюнхен – Галерея Шака

НАШИ ШЕДЕВРЫ ГАЛЕРЕЯ ШАКА

«Тритон и Нереида» является последним полотном Бёклина, приобретённым для собрания Шака. Тему для картины художник в очередной раз почерпнул из древней мифологии: он изображает морских существ в психологически напряженной ситуации, что побуждает зрителя к размышлениям о взаимоотношениях между отдельными персонажами, представленными на полотне. Тритон, сын Посейдона и Амфитриты, сочетает в своём облике черты человека и рыбы: у него фигура мужчины с рыбьим хвостом. По замыслу Бёклина, Тритон предстаёт бородатым, диким существом: повернувшись к зрителю своей покрытой волосами спиной, он трубит в большую раковину. Нереида, одна из дочерей морского старца Нерея, изображена в виде молодой женщины с длинными каштановыми волосами и тёмными глазами, которая в двусмысленной позе раскинулась на скале. Она обнажена, и лишь тонкая красноватого цвета ткань прикрывает её ноги. Будто поддавшись внезапному порыву, она повернулась к огромной морской змее, вынырнувшей перед ней из пучины морской.




Top