Картины Васнецова на сказочные сюжеты. Как познакомить детей с творчеством художника

Васнецов В. М. (реализм)

Мастер исторической и мифологической живописи, написал более 30 произведений на темы русских сказок, песен, былин, исторических событий. "Я всегда жил Русью", - говорил Виктор Михайлович Васнецов. Он прославился такими произведениями, как "Богатыри", Витязь на распутье", "Аленушка" и другие. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном русском народе, о славной национальной старине и ее бессмертных русских героях.

Детство и ранняя юность Васнецова прошли в полупатриархальной семье, в далекой Вятской стороне, в небольшом селе Рябово. Отец, сельский священник, сам учил сыновей грамоте. В долгие зимние вечера дети любили слушать сказки про Аленушку, про Кащея Бессмертного. А еще маленький Витя любил рисовать - синее море, парусные корабли плывут по вздымающимся волнам. Рисованием занимался в семье и брат Виктора - Апполинарий Васнецов.

Учился Виктор сначала в Вятке, в духовной семинарии. Но его больше влекло рисование. И по окончании семинарии Виктор Васнецов поехал учиться в Петербург, в Акдемию художеств. Деньги на поездку он заработал сам. Поступил в Академию не сразу, учился в Рисовальной школе.

Во время обучения в Академии, денег постоянно не хватало, и Васнецов подрабатывал иллюстратором в журналах и дешевых изданиях. Его иллюстрации пользовались популярностью, они полны живой наблюдательности, искренние, порой юмористические и заслужили бронзовую медаль на всемирной выставке в Лондоне.

Начинал Васнецов работать в бытовом жанре, завоевав известность такими картинами, как "Нищие-певцы", "Книжная лавочка" и другие. В них художник показывал без прикрас жизнь бедноты, социальную несправедливость в русском обществе.

На рубеже 70-х - 80-х годов в искусстве Васнецова наступает перелом. Он становится мастером русской исторической и мифологической живописи. В 1878 году Васнецов переехал в Москву, которая очень повлияла на творчество художника - своими патриархальными улочками, древним Кремлем, старинными церквями она вдохновляла его, воодушевляла.

В Москве братья Васнецовы активно учавствовали в Мамонтовском кружке художников, любителей искусства, которые собирались в имении Мамонтова в Абрамцево. Туда входили такие русские художники, как Репин, Поленов, Левитан, Неврев, Врубель и многие другие. И это тоже способствовало расцвету таланта художника Виктора Васнецова.

Никто, как Васнецов, не черпал так широко и свободно из мира древнего, русского народного, безымянного творчества и не оставил во славу его так много замечательных произведений.

Он был верующим человеком и написал много картин на религиозную тему. Он так сам писал об этом:"Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как Православный и как искренне верующий Русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта и из грубого воску, но поставлена она от души",

В своих полотнах Васнецов прославлял русский народ, его богатырскую удаль, храбрость, его доброту и благородство. Он расписывал декорации к театральным спектаклям, придумывал эскизы к костюмам. Подлинным шедевром стал созданный им проект фасада Третьяковской галереи, выполненный в духе древнерусских построек.


Аленушка (1881)



Сюжет этой картины зародился в голове Васнецова случайно, когда он увидел в местечке Ахтырка, неподалеку от Абрамцева, одну простоволосую девушку, поразившую воображение художника. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что Васнецов сразу представил себе картину. Долго бродил по окрестностям, искал подходящий пейзаж, рисовал эскизы, писал этюды...

Это один из самых трогательных, задушевных образов в русской живописи, волнующий душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе беззащитной сиротинки.

Худенькая, хрупкая девочка с ласковым русским именем Аленушка тоскует над речкой. Печально склонила она голову, тонкими руками обхватила колени, задумалась, может быть, о своей горькой доле или о братце Иванушке. Загрубевшие босые ноги, старенькая, местами выцветшая одежонка - казалось бы, малоприглядны, но для художника, сострадающего своей героине, здесь целый мир красоты, так же, как и в скромном русском пейзаже - темных елочках, бледном небе, обычных тонкоствольных осинках да березках, как будто оберегающих покой Аленушки. В душе исстрадавшейся девочки-подростка таится глубокая скорбь, она сквозит и в бессильно поникшей фигурке, и в бледном лице с запекшимися губами, и в больших глазах, полных невыплаканных слез.

Аленушка показана Васнецовым сидящей на сером "горючем" камне в окружении родной ей природы - на опушке леса. Этот скромный и простой русский пейзаж своей задумчивой чуткой тишиной, нарушаемой лишь неясным шелестом пожелтевшей листвы осин и берез, трепещущих при каждом движении воздуха, отвечает душевному состоянию сиротки.

Богатыри (1898)



Над этой картиной Васнецов работал почти 25 лет и, наконец, в 1898 году это большое эпическое полотно было закончено.

Крепкой богатырской заставой стоят на защите святой Руси три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Посередине на вороном коне - "атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын". Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом. С таким конем не пропадешь: "С горы на гору он перескакивает, с холмы на холму перемахивает". Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам,а на руке "палица булатная сорока пудов". Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую его руку на белом мохнатом коне - богатырь Добрыня Никитич, вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, прерливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи - на золотистом коне - самый младший богатырь, Алеша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к звонкой тетиве тугого лука. а у седла висят гусли-самогуды.

Одеты богатыри в богатые, красивые одежды, закованы в брони крепкие, на голове у них шлемы. День осенний, серый - небо низкое, по небу ходят облака; примята трава под ногами коней, нежно зеленеют елочки. Широко раскинулась перед богатырями вольная русская степь, а за ними леса дремучие, холмы и горы, города и села - вся родная страна Русь.

Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное...

"Язык этой картины-баллады прост, величав и могуч; его прочтет каждый русский с гордостью, каждый иностранец с опаской, если он враг, с чувством спокойной веры в такую мощь - если он друг", - так очень хорошо сказал советский художник В.Н.Яковлев.

Царевна - лягушка (1918)



А вот пляшет в царских палатах веселая и умная Царевна-лягушка: "махнула левой рукой - сделалось озеро, махнула правой, и поплыли по воде белые лебеди..."

Чаепитие в трактире (харчевне) 1874



В первые голодные месяцы петербургской жизни, когда он бродил по городу, искал, где можно было дешево поесть и посидеть в тепле, не раз заходил в захудалый трактир, в чайную. Подолгу смотрел, слушал разговоры разных посетителей, иногда делал зарисовки. Так сложился замысел картины.

Дверь в чайную раскрыта. Направо от двери за столом сидит группа крестьян, по-видимому это артель плотников, приехавшая в Петербург на заработки. Они отдыхают после работы. На столе два чайника, как тогда полагалось, один большой - с кипятком, другой маленький, цветастый - для чая. Чай пьют медленно, степенно. Парень помоложе других уже отпил чай, опрокинул чашку, прислушивается к тому, что читает артельный грамотей, у которого в руказ газета. Налево от двери за столом сидит старик; он глубоко задумался, и у него такое измученное лицо, что можно сразу сказать - он прожил нелегкую жизнь. В дверях остановился мальчик - трактирный слуга; он смотрит на одинокого старика, которому, вероятно, несет чайник и блюдце с сахаром. А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового.

Картина была выставлена на третьей передвижной выставке, где она произвела хорошее впечатление на зрителей.

Эскиз здания для Третьяковской художественной галереи


Иван Грозный (1897)


Перед нами портрет Ивана Грозного, образ одного из самых неоднозначных правителей Русского государства. Иван Грозный представлен во весь рост, так, что зритель вынужден смотреть на него как бы снизу вверх, что придает образу особую значительность и величие. Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. И в этой своей варварской пышности, с резным посохом, властно зажатым в жилистой руке, он кажется неким языческим божеством.

Вглядываясь в бледное и тонкое лицо Грозного, которое четко выделяется на полутемном пространстве лестницы, видишь в нем следы бурных, необузданных страстей самодержца. Перед нами натура страстная, неистовая и противоречивая.

Иван-царевич на Сером Волке (1889)


Еще одна "сказочная" картина Васнецова. Когда она появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как глухо шумит дремучий лес, нежно шелестят бледно-розовые цветы дикой яблоньки, шуршат листья под ногами волка - вот он, сильный, добрый волк-великан, запыхался, спасает от погони Ивана-царевича с Еленой Прекрасной. А на ветке сидят и смотрят на них любопытные птицы.

"Твой "Иван-царевич на волке" привел меня в восторг, я все кругом забыл, я ушел в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Все это мое, родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества". - Так писал после выставки картины Васнецову Савва Иванович Мамонтов, промышленник, знаменитый меценат и большой любитель искусства, человек исключительно одаренный.

Ковер - самолет (новый вариант) 1919-1926


А вот по поднебесью на ковре-самолете летит Иван-царевич со своей Еленой Прекрасной. Светит ясный месяц, дует веселый, вольный ветер, далеко внизу леса, поля, моря и реки - родная русская земля, Родина.

Ковер - самолет (1880)



Герой этой картины - Иванушка-дурачок - прекрасный царевич. Над ним всегда смеются старшие братья. А он, когда приходит беда, преодолевает все препятствия, и его умное, доброе сердце побеждает зло, как солнце побеждает тьму. Ему удается разбудить спящую красавицу, рассмешить царевну-Несмеяну, добыть жар-птицу, которая приносит людям счастье.

Высоко в небе летит ковер-самолет и крепко держит Иван-царевич жар-птицу в золотой клетке. Как огромная птица, распластал ковер-самолет свои крылья. В страхе улетают от неведомой птицы ночные совы...

Когда Васнецов писал эту картину, вспоминался ему тот первый русский человек, барский холоп, который на сделанных им самим крыльях еще во времена Ивана Грозного пытался с высокой башни взлететь в небо. И пусть он погиб, пусть люди осмеяли его тогда за дерзкую попытку, но никогда не исчезнут гордые мечты о полетах в небо, и всегда волшебный ковер-самолет будет вдохновлять людей на подвиги.

Нищие-певцы (богомольцы) 1873



Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была "Нищие-певцы". Сюжет возник из детских воспоминаний о тех нищих-певцах, которые в праздник обычно толпились у рябовской церкви, сидели на земле. В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. И вот началась подготовка к картине. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Работа над картиной продвигалась медленно, но упорство и трудолюбие Васнецова взяли свое и работа была закончена. И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки.

Подводный терем (1884)



Фантастический, сказочный мир, полный таинственных обитателей, неведомых чудес, таинственных мест, увлекательных событий!.

Поединок Пересвета с Челубеем (Телебеем) 1914



Согласно "Сказанию", Куликовская битва начинается эпическим единоборством "старца", то есть монаха, Пересвета с татарским исполином Телебеем. Телебей выехал из великого полка татарского, показывая свое мужество передо всеми. Его наружность описана в стиле былин:"пяти сажен высота его, а трех сажен ширина его". Навстречу татарину выехал Александр Пересвет. На нем был монашеский клобук вместо шлема и схима вместо доспехов. И ударились они крепко копьями, едва земля не преломилась под ними. И упали оба с коней на землю и скончались. Пересвет своею смертию спас многих русских воинов, которые пали бы от руки исполина-татарина. Его единоборство с татарином воспринималось как победа духа над грубой физической силой. После поединка Пересвета с Телебеем вступили в бой оба войска и крепко бились.

После побоища Игоря Святославича с половцами (1880)



Большое историческое полотно, написано на мотив "Слова о полку Игореве". Эпиграфом к произведению Васнецова являются строки из "Слова"..:

"От зари до вечера, день целый,
С вечера до света реют стрелы,
Гремлют остры сабли о шеломы,

С треском копья ломятся булатны...
...Третий день уж бьются;
Третий день к полудню уж подходит;
Тут и стяги Игоревы пали!

Уж у храбрых русичей не стало
Тут вина кровавого для пира,
Напоили сватов, да и сами
Полегли за отеческую землю."

Картина - не просто изображение битвы, а эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за Родину, за святую Русь героев. Картина изображает поле после битвы, художник рассказывает о том, как храбрые русичи умеют умирать, защищая свою родную землю.

Кончилась битва; медленно встает из-за туч луна. Тихо. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, - он кажется спящим. В глубине поля, справа, торжественно и спокойно, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатый лук. Не успели еще завянуть цветы - голубые колокольчики, ромашки, а над полем уже вьются орлы-стервятники, почуяв добычу. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью. На степь ложится сумрак. Глубокая печаль разлита по всей русской земле.

Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей земли и полегли за ее честь и неприкосновенность - таково содержание этой эпически величавой и глубоко лиричной картины.

Преферанс (1879)



Это последнее произведение Васнецова в бытовом жанре. Здесь художник показал обывательскую жизнь, лишенную ярких впечатлений, слишком неторопливую, слишком мелкую. Ничтожность человеческих характеров, интересов ярко выступает по контрасту с поэтической жизнью природы - красотой летней ночи, виднеющейся сквозь открытую на балкон дверь. Картина "Преферанс" заканчивает цикл бытовых полотен Васнецова. В творчестве художника наступает решительный перелом.

Распятие (1902)

С квартиры на квартиру (1876)



Сумрачный петербургский зимний день. Серое небо. Нева замерзла, и по грязному снегу через Неву идут двое людей - старик и старушка. Идут медленно, согнувшись, лица у них грустные, покорные. В руках узлы с жалким тряпьем, кофейник. С ними старая собаченка - верный товарищ и в горе, и в радости. Должно быть, не в первый раз вот так, среди зимы, перебираются они на новую квартиру подешевле. Картина написана в серовато-коричневых тонах, и это цветовое решение, так хорошо передающее мысль картины, пожалуй, впервые с такой тонкой задушевностью удалось найти Васнецову.

Снегурочка (1899)


Светлая, чудесная картина. Вот она, милая, легкая Снегурочка - дитя Мороза и Весны, - выходит из темного леса одна, к людям, в солнечную страну берендеев.

Барышня! Живая ли? - Живая!
В тулупчике, в сапожках, в рукавичках!

Спящая царевна (1919)



Заколдованный лес, спят деревья, травы, птицы, а во дворце давным-давно спит царевна, спят сенные девушки, скоморохи, спит стража; спит на ступеньках девочка-семилеточка, бурый медведь, лиса с зайцем...

Страшный суд (1904)



Полотно "Страшный суд" создавалось в 1896 - 1904 годах в числе других работ для Георгиевского собора в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области по заказу крупнейшего заводчика и мецената Ю.С.Нечаева-Мальцева, который и строил этот собор. Художник выполнил несколько работ на религиозную тему, но "Страшный суд" должен был занять центральное место в соборе.

Художник сделал к картине большое количество эскизов, поэтому знакомые и друзья, видевшие эти эскизы в мастерской Васнецова, заранее проявляли к картине огромный интерес. Сначала художнику предложили картину экспонировать в Третьяковской галерее, но эта затея не удалась, так как габариты картины значительно превышали размеры помещения. Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Позднее картина вместе с другими, выполненными для собора, выставлялась еще дважды: в залах Академии художеств в Петербурге и вновь в Историческом музее в Москве.

Наконец, в 1910 году картины были доставлены по месту назначения и укреплены на стенах Георгиевского собора, где они ненадолго обрели покой.

А вскоре после Октябрьской революции служба в соборе была прекращена. В феврале 1923 года власти вынесли решение: "...пустующее помещение Георгиевского собора передать культурно-просветительному учреждению..."В первое же воскресенье были устроены в помещении храма танцы, играл духовой оркестр...Устраивались диспуты на тему:"Есть ли бог?" В дальнейшем собор использовали то под мастерские, то под кинотеатр.

Тем временем картины были вывезены во владимирский Успенский собор. Вывозили как придется, без соблюдения осторожности. Более того, картину "Страшный суд" накатали на большую жердь, разорвав внизу и наскоро зашив бечевкой. А до этого он был сложен несколько раз и на сгибах потерся.

В 80-х годах прошлого века было решено вновь восстановить Геогиевский собор в Гусь-Хрустальном, а также вернуть на прежнее место картины Васнецова.

"Страшный суд" был в тяжелом состоянии. Поэтому его поручили реставрировать бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста А.Я.Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры требовали большого помещения, поэтому реставрировали полотно в Екатерининском дворце г.Пушкина.

Работа, проведенная специалистами, была уникальной по объему и сложности. Цельный холст размером 700X680 сантиметров оказался проколотым более, чем в 70-и местах, имелись многочисленные разрывы краев, прорывы. Холст был серьезно деформирован, в результате образовались осыпи, отслаивания краски. Около года велась напряженная работа. И вот специальная комиссия приняла работу с оценкой "отлично". В 1983 году картина заняла свое место в Георгиевском соборе.

Художник воплотил в картине идею свободного нравственного выбора человека между добром и злом. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета..Перед ним каждый мог ощутить себя на месте неведомой души, ожидающей приговора высшего суда. Пришедшие в собор люди должны были задуматься и сделать "свободной волей" свой выбор "пути в жизни". Васнецов красноречиво дает понять, что весы в руке ангела приходят в действие не только в момент Страшного суда. Вся средняя часть картины воспринимается как огромные весы, на чашах которых толпы праведников и грешников, свет и тьма... "Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным...", писал художник.

Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Среди праведников различимы фигуры византийских императоров Константина и Елены, княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Сергия Радонежского. Среди грешников - император Нерон, завоеватель Батый, восточные деспоты и римские кардиналы...Одновременно введено много персонажей-аллегорий: Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие и другие - с одной стороны, а с другой - Алчность, Пьянство, Разбой, Гнев ит.д. Активно использованы тексты и надписи.

Религия, история, фольклор здесь сложно переплетены. Так, скупец проглатывает золотые монеты - он похож чем-то на репинского Ивана Грозного...Среди праведников изображены старик со старухой, словно перенесенные на Суд из русской народной сказки, а блудницы, помещенные за спиной Дьявола, напоминают персонжей салонной живописи...

Один из критиков много лет назал писал так:"Страшный суд" - ряд символов, порой мощных, порой слабых, но в общем неотразимых. Это - страшная оратория вне времени и пространства. Но это одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда". И он был прав...

Три царевны подземного царства (1881)



Картина написана на сюжет русской народной сказки, которую не раз Васнецов слышал в детстве. Три брата искали себе невесту. Старший брат искал - не нашел. Средний искал - не нашел. А младший, Иванушка-дурачок, нашел заветный камень, отодвинул его и попал в подземное царство, где жили три царевны - Золота, Драгоценных камней и царевна Меди.

Стоят три царевны у темной скалы. Старшие - в богатых нарядах, усыпанных драгоценными камнями; младшая - в черном платье, и на голове, в черных ее волосах, горит уголек в знак того, что неисчерпаемы земли Донецкого края (картина была написана по заказу Донецкой железной дороги). Васнецов здесь допустил некоторую вольность и превратил царевну Медь в царевну Уголь. По сказке, младшая сестра выходит замуж за Иванушку-дурачка.

Витязь на распутье (1878)



У придорожного камня на белом могучем коне остановился русский богатырь - витязь в богатых доспехах, в шлеме, с копьем в руке. Вдаль уходит бескрайняя степь с разбросанными по ней валунами. Догорает вечерняя заря; на горизонте светлеет красноватая полоса, и последний слабый луч солнца чуть золотит шлем витязя. Поле, на котором когда-то бились русские воины, поросло ковыль-травой, белеют кости погибших людей, а над полем черные вороны. Витязь читает надпись на камне:

"Как прямо ехати - живу не бывати:
Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному".
Дальше строки скрыты под травой и мхом. Но витязь знает, о чем они говорят:
"Направу ехати - женатому быти,
Налеву - богатым быти".

Какой же путь изберет витязь? Васнецов уверен - зрители сами "дочитают" картину. Славный русский витязь не ищет легких путей, он выберет трудный, но прямой путь. Все другие пути ему заказаны. Вот сейчас отряхнет он ненужные мысли, подымет повод, пришпорит коня, и понесет его конь на битвы за русскую землю, за правду.

Баян (1897)



О Баян, о вещий песнотворец,
Соловей времен давно минувших...

Вот он, "вещий песнотворец" Баян, сидит на высоком могильном кургане, среди полевых трав и цветов, перебирает гусли, слагает и поет песни. Вокруг княжеская дружина и сам князь с маленьким своим княжичем, а по небу клубятся и плывут облака.

Декоративная, широко написанная картина, она вызвала много самых противоречивых толков! Но в этой простой и одновременно сложной картине сказалось присущее Васнецову удивительное чувство меры, вкуса, искреннрсти.

В царстве у Кощея Бессмертного (1926-27)



Где-то в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет в подземном дворце страшный Кощей Бессмертный, и держит в плену прекрасную царевну...

Встреча Олега с кудесником (1899)



Как ныне сбирается вещий Олег, отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в царьградской броне, князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному, заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег.
"Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня: в награду любого возьмешь ты коня".
"Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле; но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое: воителю слава - отрада;
Победой прославлено имя твое; твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран; незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов; он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов, то мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...Но примешь ты смерть от коня своего".

Богатырский скок (1914)


Гамаюн - птица вещая (1897)

Гусляры (1899)


Книжная лавочка (1876)

Крещение Руси (1890)

Портрет сына Бориса


Портрет Веры Мамонтовой

Сирин и Алконост (1898)


Воины Апокалипсиса (1887)


Когда говорят о Викторе Михайловиче Васнецове, в памяти возникает увлекательный мир русских народных сказок и былин: образы мужественных и сильных витязей, тоскующей Аленушки, злого и коварного Кащея Бессмертного, мудрой и доброй Царевны-лягушки.

Васнецов – художник сказок

Васнецов известен, прежде всего, как художник , проиллюстрировавший сюжеты известных русских народных сказок . Но первые произведения художника отображали современную ему народную жизнь. В этих картинах чувствуется глубокое сочувствие страданиям простых люден. «С квартиры на квартиру» - печальный рассказ о судьбах петербургской бедноты. Старик-чиновник и его жалкая старенькая жена бродят по городу в поисках пристанища.

В произведении «Преферанс» Васнецов предстает как враг мещанства и обывательщины.

Большие исторические события современности также находят отражение в начальном периоде творчества художника («Военная телеграмма»).

Всегда творческое воображение Васнецова привлекали народные сказания и былины. Острый интерес ко всему, что было связано с жизнью народа, его историей, не оставлял художника на протяжении всей жизни. Он зачитывался «Историей России» Соловьева и народными преданиями, воспевавшими героические дела русских людей.

Картины Васнецова по мотивам сказок

Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. На картине Васнецова гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли, и огнем сверкает пойманная им Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно.

На картине «Сказка о Спящей царевне» все погружено в мертвый сон. Спит золотоволосая красавица царевна, спят девушки-подружки, заскули веселые гусляры и седой старик-сказочник. Но придет прекрасный принц, поцелует царевну - и все оживет. Светлая любовь вернет всех к жизни.

Картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» , «Витязь на распутье», «Богатыри», «Бой скифов со славянами» полны горячей веры в богатырскую силу, несокрушимость доброго и мужественного русского народа.

Полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами» передает смысл «Слова о полку Игореве». Это гимн воинам, павшим в борьбе за свободу и честь земли русской.

…Перед мрачным камнем, поросшим мхом, остановился витязь. На камне зловещая надпись: «Как прямо ехати живу не бывати, нет пути ни проезжему, ни прохожему…»

Но не повернет назад витязь, не свернет с дороги. В его фигуре мужество и сила. Он олицетворяет весь народ. Никакие трудности и преграды не пугают русских.

Всматриваешься в картину «Богатыри» - и видишь, что это уже не три богатыря на заставе, а весь русский народ стоит на защите своей Родины, своей мирной жизни. И не сломить его, не запугать.

Т. Шахова, журнал “Семья и школа”, 1962 год, иллюстрации к сказкам Васнецова и описание картин

Приехав на выходные в гости к тестю и теще, я обнаружил заботливо подготовленную стопку детских книг для Дмитрия Сергеевича. Одна из них – “Русские народные сказки” с иллюстрациями Виктора Васнецова. С первого класса привыкший к канонической “Аленушке” или “Ивану Царевичу на сером волке” думал скучно зевнуть,но не тут-то было.

Тут-то было вот это!

Кому понравилась – в большом разрешении, 3401 x 2448

К сожалению весь разворот с этой потрясающей иллюстрацией в сканер не поместился, а посредством гугла, я был удивлен, именно этой картины найти не удалось. Часто встречается (да я и сам ее вспомнил) более известная, распространенная и, как мне кажется, скучная вариация на эту тему.

Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем

UPD: Все же нашел, правда размера маленького


Бой со змеем
Чем дальше я листал страницы, тем больше восхищался и наслаждался картинами, столь легкомысленно недооцененными в детстве. Поэтому приглашаю и вас повосхищаться вместе со мной.

Иван Царевич на сером волке


Три Богатыря/Богатыри


Ковер самолет


Алёнушка


Витязь на распутьи


Сирин и Алканост. Птица радости и птица печали


Царевна Лягушка


Спящая царевна


Царевна Несмеяна


Кащей Безсмертный/Кащей Бессмертный


Иван Царевич и лебедь


Снегурочка


Встреча Олега со старцем


Еще один – Ковер-самолёт

Ну а закончу я эту подборку вот этими красавицами.


Три царевны подземного царства

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой .

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой - дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем - два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами - племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна - почти 3 на 4,5 метра. Богатыри - образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины - детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат - символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны - воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны - хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу - в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева - достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, - молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.


Зал картин Виктора Михайловича Васнецова в Третьяковской галерее – один из самых любимых и юными, и взрослыми зрителями. Словно оказавшись в сказочном царстве, мы видим, как грустит Алёнушка над чёрной, зловеще молчащей водой, мчится верхом на волке Иван-Царевич, сияют самоцветами платья царевен подземного царства, остановился в раздумье витязь на распутье и стоят неодолимой заставой могучие богатыри… Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 г. в маленьком селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Вскоре семья Васнецовых, в которой было шестеро сыновей (Виктор второй по старшинству) переехала в соседнее село Рябово. Здесь, среди бескрайних лесов и полей прошло детство художника. Позднее братья Васнецовы вспоминали, как отец «уходил с детьми в поле, вдыхал аромат луговых трав, слушал бой перепелов и скрип коростелей, любовался мерцающим звёздным небом, рассказывал мальчикам о строении вселенной и показывал различные созвездия» и как во время этих прогулок в души детей вливалось «живое неистребимое представление о Живом, действительно сущем Боге!».


Васнецов первым среди русских художников обратился к русской старине и народному фольклору. По заказу Мамонтова художник написал картины «Битва славян со скифами» (1881), «Ковёр-самолёт» (1880), «Три царевны подземного царства» (1881). Продолжая традиции народного искусства, Васнецов в то же время создавал типичные для стиля модерн декоративные картины-панно, уносящие зрителя в мир волшебных грёз («Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», 1896).

Неподалёку от имения Мамонтова Абрамцево Васнецов однажды встретил свою Алёнушку.

"АЛЁНУШКА"

«Алёнушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке (вблизи Абрамцева), когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение, – говорил Васнецов. – Столько тоски, одиночества, чисто русской печали было в её глазах... Каким-то особым русским духом повеяло от нее».

В «Алёнушке» художник не следует буквально содержанию сказки, а создаёт поэтический образ, близкий печальной народной песне-плачу. В картине нет ни козлёночка, в которого превратился братец девочки Иванушка, ни тяжёлого камня на шее Алёнушки, утянувшего её на дно. Подобно безвестным народным мастерам, Васнецов творит свою собственную живописную сказку, находя её мотивы в красках русской природы. Пейзаж у Васнецова никогда не бывает лишь фоном для действия. Как в народных песнях и сказаниях, природа в его картинах – живое, одушевлённое существо; травы, деревья и звери лесные помогают героям обрести счастье и, наоборот, не дают тёмным силам осуществить их козни.

Одна-одинешенька, сжавшись в комочек, уронив на колени голову, сидит Алёнушка на холодном камне над зловеще застывшим чёрным омутом. Но в картине нет ощущения безысходности. И пусть среди людей Аленушка – беззащитная сирота, природа откликается на её горе и охраняет девушку. Васнецов нашёл удивительно тонкое созвучие между настроением Аленушки и состоянием природы. Медленно заходит солнце, гаснут яркие полдневные краски. Лето клонится к осени, начинают желтеть первые листья. Кажется – впереди лишь беспросветная тьма и жестокая зимняя стужа. Но ощетинились ёлки неприступной стеной, защищая Алёнушку от злых обидчиков. Из чёрной воды поднимаются камыши, нежным прикосновением утешая девушку. Тонкая осинка, олицетворяющая в сказках горе-горемычное, свивает свою нижнюю ветку веночком над головой Алёнушки, на ветке-веночке качаются ласточки. Вестницы весны словно щебечут о том, что горе и невзгоды непременно уйдут, уступив место выстраданному счастью, как неизменно весна сменяет зиму.

"ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ"

АлЁнушку защищают деревья и травы, а Иван Царевич с Еленой Прекрасной скачут верхом на волке сквозь тёмный и страшный заколдованный лес. Лес обступил героев картины со всех сторон, на каждом шагу здесь подстерегает опасность. Ни один луч солнца не проникает сквозь тесно сомкнутые ветви деревьев, покрытых седыми мхами. Клочья тумана наползают из тёмной чащи. Ни одной хоженой тропинки нет в этом лесу, под ногами – бездонная трясина. Один неверный шаг – и можно сгинуть навсегда в болоте. На первом плане картины притаилась среди травы и голубых незабудок лягушка. Может быть, это безобидная обитательница болота, а может быть – нечисть лесная приняла её облик, приготовив людям гибельную западню.

Но природа подарила Ивану Царевичу волшебного мудрого спутника – Серого Волка. Кажется, что огромный зверь не бежит по лесу, а летит над землёй, неся Ивана Царевича и Елену Прекрасную из царства тьмы к свету. Но даже здесь, посреди тёмного заколдованного леса, они уже окружены, окутаны светом. Драгоценными перламутровыми переливами сияют их парчовые одежды. Девушка доверчиво прильнула к царевичу. Как говорится в сказке, «Иван Царевич, сидя на Сером Волке с прекрасною Еленою, возлюбил её всем сердцем, а она – Ивана Царевича». Именно этот свет любви, который словно изнутри излучают их фигуры, защищает и хранит героев картины в подступившей вплотную тьме. И там, где они проплывают над землёй, происходит чудо – мёртвое дерево расцветает весенними нежными цветами.

"БОГАТЫРИ"

Знаменитых «Богатырей» (1881-1898) Васнецов начал писать в подмосковном Абрамцеве . Словно из самой абрамцевской природы родились образы и тоскующей Алёнушки, и трёх могучих сказочных витязей. Васнецов говорил, что три раскидистых дуба-великана неподалёку от дома хозяина усадьбы Саввы Ивановича Мамонтова помогли ему «увидеть» легендарных богатырей. Над картиной, которую художник считал своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом», он работал 18 лет. Начатая одновременно с «Алёнушкой» в 1881 году, она была завершена лишь к 1898 году.

Глядя на картину, мы словно ощущаем присутствие могучих и справедливых защитников земли русской. По словам художника, «на богатырском выезде они примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» В этом, наверное, самое главное для Васнецова – витязи защищают не только от иноземных захватчиков, но и – самое главное – от несправедливости, воплощая извечную народную мечту. Ничто не укроется от их зоркого взгляда, и они обязательно придут на помощь.

Слева – Добрыня Никитич, «сын богатого гостя (то есть купца) рязанского», дружинник князя Владимира Красное Солнышко. У него прямой открытый взгляд и благородная осанка; меч-кладенец, добытый им в поединке со Змеем Горынычем, наполовину выхвачен из ножен. Победитель Змея – борец с тёмной, нечистой силой, и конь под ним – белого цвета, олицетворяющего свет, чистоту и отвагу.

В центре – крестьянский сын Илья Муромец, самый главный и могучий из богатырей. Его мощная кряжистая фигура – плоть от плоти земли. Он зорко вглядывается вдаль из-под грозно сдвинутых бровей. Легко висит на его руке стопудовая палица, а другая рука сжимает копьё булатное. Вороной конь ему под стать – как грозовая туча; огонь пышет из ноздрей, а в глазах словно затаились молнии.

Алёша, «сын ростовского попа соборного» – самый молодой из богатырей. Он побеждает не силой, а хитростью, и оружие у него тоже самое «хитрое» – лук и стрелы, которые можно пустить во врага издалека, из засады, не вступая с ним в поединок. Его рыжий конь мирно щиплет траву, кося в то же время по сторонам лукавым глазом. Алёша Попович в картине – не только воин, но и певец, гусляр. Слева к его седлу приторочены гусли, древний струнный инструмент, под аккомпанемент которого народные сказители исполняли героические песни – былины. Задумчив его взгляд, словно погружённый внутрь себя: может быть, сейчас в нём звучит мелодия будущей песни.

Тот гармоничный сплав силы, доброты и мудрости, которым народная фантазия наделила былинных богатырей, Васнецов нашёл в крестьянине Владимирской губернии Иване Петрове. Он стал прообразом Ильи Муромца (портрет Ивана Петрова висит в зале Третьяковской галереи рядом с картиной "Богатыри"). В облике Добрыни Никитича можно найти черты сходства с самим художником, а Алёша Попович напоминает сына Саввы Ивановича Мамонтова – Андрея.

Всадники возвышаются на вершине холма. Их фигуры излучают спокойную и уверенную силу, в которой нет агрессивной угрозы. Мы смотрим на богатырей как бы от подножия горы, снизу вверх. Вдали, за холмом, простираются леса и поля. Наш взгляд парит над ними вместе с птицей, взлетевшей с серого камня справа. Совместив в картине две точки зрения, Васнецов помогает нам ощутить и необоримую мощь богатырей, и просторы, где гуляет вольный ветер. Ветер клонит к земле травы и деревья и гонит по небу облака, но над богатырями не властны бури и время, они – вечные хранители земли русской.

События русской истории в произведениях Васнецова также овеяны героическим былинным духом. В картине «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) погибшие русские воины выглядят не мёртвыми, а лишь спящими; они могучи и прекрасны, как сказочные богатыри.

В своих портретах («Портрет Б. В. Васнецова», 1889; «Портрет Е. А. Праховой», 1894; «Портрет В. С. Мамонтовой», 1896) Васнецов искал и находил русский национальный образ красоты.

"СНЕГУРОЧКА"

Вместе с художниками, собиравшимися в Абрамцеве , Васнецов участвовал в оформлении спектаклей Частной русской оперы С. И. Мамонтова. В своих костюмах и декорациях к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова по пьесе-сказке А. Н. Островского (1886), к «Русалке» А. С. Даргомыжского (1884) и др. спектаклям мастер стремился воссоздать колорит русской старины, поэтическую атмосферу народной жизни, её светлую задушевную красоту.

В АБРАМЦЕВО
по проектам Васнецова были построены церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882), один из первых образцов неорусского стиля, и знаменитая «Избушка на курьих ножках» (1882). В абрамцевской столярной мастерской по эскизам художника создавались предметы мебели и декоративно-прикладного искусства в духе русской старины. Образные мотивы и орнаменты Васнецов черпал в старинной деревянной резьбе, в миниатюрах древнерусских рукописных книг.
Здесь, в просторной мастерской на втором этаже были созданы картины, которые сам художник называл «Поэмой семи сказок»: «Баба-Яга» (1901-1917), «Кащей Бессмертный» (1917-1926), «Спящая царевна» (1900-1926), «Царевна Несмеяна» (1916-1926), «Сивка-Бурка» (1914-1926), «Царевна-Лягушка» (1918), «Ковёр-самолёт» (1919-1926), а также сказочные битвы: «Бой Ивана-Царевича с трёхглавым змеем» (1913-1918) и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем». В 1906 г. фасад Третьяковской галереи украсился парадным входом в стиле русских теремов, выполненным по рисунку Васнецова.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
В 1883-1885 гг. художник создал для Исторического музея монументальные панно «Каменный век». В трёхчастном фризе изображены сцены из жизни первобытных людей. Эскизы к ним выставлены в залах Третьяковской галереи.

Более 10 лет своей жизни Васнецов посвятил росписи Владимирского собора в Киеве. В 1885-1896 гг. проходила масштабная реставрация древних киевских соборов. В своих росписях художник стремился воскресить дух византийских и древнерусских фресок и икон. Перед началом работ он совершил путешествие в Италию, чтобы изучить особенный художественный язык и символику византийских мозаик, увидеть монументальную живопись эпохи Возрождения. Продолжая древние традиции, Васнецов привнёс в них проникновенное лирическое начало. Стилистика росписи Владимирского собора близка к русскому варианту стиля модерн.

До конца жизни Васнецов продолжал писать в своём московском тереме картины на сказочные сюжеты. Кругом царила разруха, шла гражданская война, а в доме Васнецова время словно остановилось, навсегда оставшись в сказке. Советская власть не решилась отобрать у Васнецова его дом, и после кончины художника в 1926 г. там продолжали жить его дети. В 1953 г. в доме В. М. Васнецова был открыт музей; ныне Дом-музей Васнецова является филиалом Государственной Третьяковской галереи.




Top