Кауфман ангелика картины вакх и ариадна 1764. Прекрасная художница Ангелика Кауфман (Angelika Kaufman)

Ангелика (Анжелика) Мария Анна Катарина Кауфман (30.10.1741 – 05.11.1807) – немецкая художница, представительница классицизма и одна из талантливейших женщин эпохи Просвещения.

Ей восхищались многие современники, среди которых такие ценители прекрасного, как Гете и Винкельман. Державин написал оду «К Анжелике Кауфман» (начало 1795):
Живописица преславна,
Кауфман, подруга муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувство, вкус,
И, списав данаев, древних
Нам богинь и красных жен,
Пережить в своих бесценных
Ты могла картинах тлен…

Природа щедро одарила Ангелику Кауфман талантом живописца, музыкальными способностями, незаурядным умом и красотой. Но, несмотря на исключительную одаренность и раннее признание, жизнь Ангелики не была безоблачной.

Ангелика Кауфман. Автопортрет в образе вакханки

Родилась она 30 октября 1741 года в Куре (Швейцария) в семье небогатого немецкого художника Йозефа Иоханна Кауфмана. Девочка рано начала рисовать и с ранних лет помогала отцу, а в одиннадцать лет получила свой первый заказ. Когда Ангелике исполнилось тринадцать, она попала в Италию, где познакомилась с полотнами старых мастеров. Здесь она окончательно утвердилась в своем решении стать художницей.

В 1763 году отец с дочерью приехали в Рим, куда отовсюду съезжались художники, музыканты, поэты... В то время в столице Италии царил дух поклонения античности. Этому во многом способствовала деятельность известного немецкого ученого-археолога и искусствоведа Иоганна Иоахима Винкельмана, занимавшегося раскопками в Помпеях и Геркулануме.

Ангелика Кауфман. Портрет И.-И. Винкельмана, 1764

Ангелика познакомилась с Винкельманом в Риме в 1764 году, когда писала его портрет. С этого и началось увлечение художницы античностью. Она изучала работы древних авторов, делала рисунки с античных скульптур, набрасывала планы построек.

Ангелика Кауфман. "Зевксис выбирает модель для картины "Елена Троянская", 1764

Ангелика Кауфман. "Одиссей и Кирка (Цирцея)", 1786

К Ангелике рано пришло признание. В 1765 году 24-летняя Ангелика была принята в члены Академии Св. Луки в Риме, а спустя три года – Французской Королевской академии, став первой женщиной-академиком.

Ангелика Кауфман. Автопортрет

В 1766 году Ангелика переезжает в Лондон, где ее ожидает огромный успех. Молодая, красивая, талантливая художница становится любимицей королевской семьи, в салонах она покоряет многих мужчин, сам Рейнольдс, президент английской Академии художеств, предлагает Ангелике стать его женой, однако получает отказ.

Франческо Бартолоцци (1727 - 1815). Портрет Ангелики Кауфман

Последующие события послужили основой для драмы В. Гюго «Рюи Блаз». Отвергнутый поклонник затевает интригу, главным действующим лицом которой становится красавец-авантюрист, выдающий себя за графа Хорна. В XVIII веке было много таких авантюристов, всем известны имена Казановы и графа Калиостро. Ничего не подозревавшая Ангелика увлекается молодым графом и становится его женой. Когда обман раскрылся, разразился скандал. История эта наделала много шума. Как это обычно бывает, сплетни, распространившиеся «со скоростью звука» по всей Европе, обросли новыми фантастическими подробностями. Якобы какой-то отвергнутый ею лорд способствовал браку Ангелики со шведским графом, оказавшимся (как выяснилось уже после свадьбы) его лакеем.

Только в 1768 году ей удалось развязаться с самозваным графом (брак был признан недействительным). После этого Ангелика, перенесшая горячку, замкнулась в себе и перестала бывать на светских приемах…

Ангелика Кауфман. "Покинутая Ариадна", 1774

От серьезного нервного расстройства ее вылечил врач, которого звали… Жан-Поль Марат. Будущий «Друг народа» проживал тогда в эмиграции в Лондоне, где занимался медицинской практикой и писал политические, и философские трактаты.

Благодарная Ангелика становится на время любовницей Марата. Марату в это время было 25 лет, Ангелике - 27. Мишле писал в "Истории Французской революции", что Марат был уродом. Красавцем он, конечно, не был, но умел быть обаятельным. У него был смуглый цвет лица, очень темные волосы, орлиный нос, приплюснутый на конце, высокий лоб и большие блестящие глаза. В те годы Марат заботился о своей внешности и был далек от того облика клошара с грязным платком на голове, который он приобрел в годы революции.

Жан-Поль Марат. Неизвестный художник конца XVIII в.

Прожив 15 лет в Лондоне, в 1782 году художница возвращается в Италию, в Рим, и по настоянию отца выходит замуж за 50-летнего художника-гравера Антонио Дзукки (Zucchi). В Риме Ангелика знакомится с Гете. «Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна...» – так о ней отзывался великий немецкий поэт и мыслитель. Выполненный Ангеликой портрет Гете считается одной из лучших ее работ.

Ангелика Кауфман. Портрет И.-В. Гете, 1787/88

Картины Ангелики Кауфман по-прежнему пользовались большим успехом. Ее заказчиками были многие аристократы и монархи Европы, в том числе из России: княгиня Дашкова, Екатерина II, император Павел с супругой и т.д.

Ангелика Кауфман. Портрет князя Станислава Понятовского, 1788

Это портрет ошибочно называют портретом короля Станислава-Августа Понятовского. В действительности, на нем изображен князь Станислав Понятовский (1754-1833) – герой исторической повести Мариана Брандыса «Неизвестный князь Понятовский» (в русском издании: «Племянник короля»).

После смерти отца Ангелика с мужем переезжает в Неаполь, где становится придворной художницей королевы Марии-Каролины. Умерла Ангелика Кауфман в Риме 5 ноября 1807 года.

Ангелика Кауфман. "Смерть Алкесты", 1790

КАУФМАН АНГЕЛИКА

(род. в 1741 г. – ум. в 1807 г.)

Знаменитая немецкая художница и график, представитель классицизма. Член Академии Св. Луки в Риме (1765 г.), Французской королевской академии (1768 г.), Английской академии художеств (1768 г.), Венецианской академии.

Только один из автопортретов знаменитых художников, хранящихся во всемирной галерее Уффицы, принадлежит женщине. Ее имя мало что говорит нынешнему поколению любителей живописи. А ведь это о ней, об Ангелике Кауфман, великий немецкий поэт И. В. Гете сказал: «Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна…» Умна, скромна и обаятельна… С автопортрета на зрителя смотрит милое, спокойное лицо женщины, оживленное чуть заметной улыбкой. Но почему же столько грусти в лице художницы, на долю которой при жизни выпали великий успех и признание? Причина кроется в ее женской судьбе, полной разочарований, обмана и обид. Личная жизнь Ангелики очень похожа на дамский роман, над которым можно проливать слезы. Такая книга – «Ангелика Кауфман» – действительно была написана Леоном де Вайи в 1838 г. и издана в Париже и Брюсселе на французском языке. Кроме того, один из самых драматических моментов ее биографии лег в основу драмы В. Гюго «Рюи Блаз».

Ангелика родилась в 1741 г. в маленьком швейцарском городке Кур (Хур). Спустя год ее отец, небогатый немецкий художник Иоганн Иосиф Кауфман, с женой и крошечной дочкой перебрался в Италию, где, переезжая из города в город, расписывал небольшие церкви и делал заказные портреты. Ангелику Бог одарил красотой, умом, прекрасным голосом, добрым нравом и огромным живописным талантом. Отец быстро оценил способности дочери и, хотя сам был слабым художником, стал для нее первым и единственным учителем. С шести лет Ангелика училась и работала с нагрузкой и упорством взрослого мужчины, в девять – пробовала писать маслом, а в одиннадцать – исполнила в технике пастели первый заказной портрет епископа Наврони. И часто у ворот богатых особняков можно было увидеть хорошенькую девочку с папкой рисунков, которые она продавала, чтобы помочь деньгами семье.

В 1754 г. Кауфманы переехали в Милан, и вскоре дворцовая знать выстроилась в очередь, чтобы заказать у юной художницы свои портреты. Ангелика, тонко чувствовавшая веяния галантного века, изображала на своих картинах кукольных красавиц в виде пастушек на лоне природы или в уютных золотых будуарах. Ей были приятны поклонение и ранняя слава, но и работала она, как каторжная. Тот факт, что юной Кауфман, единственной женщине, разрешили копировать произведения великих мастеров в Миланской галерее, говорит о профессиональном признании ее таланта.

После смерти матери в 1757 г. отец увез дочь к себе на родину в Шванценберг (территория нынешней Австрии). Но здесь никто не интересовался галантными картинами, и Ангелика исполнила фрески для приходской церкви. Затем она работала при дворе графа Монфорта, а в 1763 г. вместе с отцом переехала в Рим, где попала в художественную среду, увлеченную античностью. Огромное влияние на формирование дарования Ангелики оказал известный немецкий ученый-археолог и историк искусства И. И. Винкельман. Его находки при раскопках в Помпеях и Геркулануме открыли перед восхищенной девушкой античное искусство и направили ее художественное мировоззрение в сторону классицизма. Винкельман высоко ценил талант Кауфман: «Мой портрет для одного друга сделан исключительной личностью, одной немецкой художницей. Она очень сильна в портретах…» Парадный портрет археолога (1764 г.) искусствовед Ханне Гагель считает более тонким и психологичным, чем другие изображения Винкельмана, исполненные мужчинами, так как он «подчеркивает не столько официальный фасад, сколько внутренние свойства изображенного лица».

Полное профессиональное признание Кауфман получила в 1765 г., когда была принята в члены Академии Св. Луки в Риме, а спустя три года – Французской королевской академии.

В 1766 г. Ангелика, заручившись многочисленными приглашениями, переехала в Лондон. Пятнадцать лет, проведенные в Англии, были самыми плодотворными в ее жизни. Успех и слава Кауфман были ничуть не меньше, чем у таких прославленных английских живописцев, как Гейнсборо и Рейнолдс. К тому же хорошенькая девушка, прекрасная певица, музыкантша и художница была богата, независима, принята в высшем свете и не знала отбоя от женихов. Президент Английской академии художеств Рейнолдс предлагал Ангелике заключить блестящий союз, но она отказала ему. Дальнейшие события больше похожи на детективный роман. Именно они впоследствии послужили сюжетом для драмы «Рюи Блаз». Обиженный отказом, художник воспользовался путаницей в документах внебрачного сына графа Горна, Фредерика Брандта. Он оказал поддержку неутвержденному в правах мнимому наследнику и представил его Ангелике как своего друга и графа. Юноша был красив, воспитан, умен. Молодые люди полюбили друг друга и обвенчались, и тогда мстительный Рейнолдс вскрыл обман. Эта сенсация наделала много шума. За присвоение чужого имени Ф. Брандт был арестован. Ангелика не смогла простить обмана и через два месяца, в феврале 1768 г., использовав все связи, получила развод. Потрясение окончилось жестокой горячкой. Кауфман стала нелюдимой, но из Лондона все же не уехала. Она активно работала там еще тринадцать лет, со всех сторон получая многочисленные заказы и знаки внимания. Высшим признанием ее таланта стал факт избрания художницы в 1768 г. членом Английской академии художеств.

Личная трагедия отдалила Ангелику от высшего общества, теперь она общалась только с узким кругом интеллигенции и продолжала много работать. Ее престарелого отца очень волновало, что дочь после его кончины остается совершенно одинокой и беззащитной. И он настоял в 1781 г. на ее браке с посредственным венецианским художником и гравером Антонио Дзукки (Цукки). С ним Ангелика вернулась в Италию. Вначале они жили в Неаполе, где Кауфман работала при дворе Марии-Каролины. Но очень скоро ей надоело создавать красивенькие, похожие один на другой, заказные портреты придворных, и в 1782 г. художница переехала в Рим.

Живописное наследие Кауфман велико и по-настоящему не изучено. Она была разносторонней художницей, писала на мифологические и библейские, аллегорические и исторические сюжеты. Картины на мифологические темы ей не всегда удавались, так как требовали умения писать обнаженную натуру, а знаний анатомии – ни женской, ни тем более мужской – Ангелика не получила. Полотно «Амур и Психея» (1792 г.) выглядит приторно-сладким и безжизненным. В полностью одетой Психее и Амуре с ангелоподобными крыльями нет ни малейшего намека на эротику. Но там, где сюжет не требовал изображения обнаженных тел, художница отличалась тонкой моделировкой композиции, виртуозным исполнением и прекрасным чувством колорита («Вергилий, читающий «Энеиду» Октавии и Августу», 1788 г., «Венера уговаривает Елену любить Париса», 1790 г., «Овидий в изгнании пишет “Метамарфозы”», 1790 г.). Хотя термин «иллюстратор» не применим к творчеству Кауфман, но многие свои работы она создала на основе литературных произведений («Прощание Абеляра и Элоизы» – по мотивам стихотворения А. Подпа; «Безумная Мария» – по сюжету романа Л. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»).

Кауфман увлекалась энкаустикой (живописью восковыми красками) и прекрасно справлялась с этой сложной техникой восковой живописи, выполняемой горячим способом и расплавленными красками. Она отлично гравировала и много работала в области разработки мебели и интерьера, создавала сложные графические узоры для росписи посуды, была настоящим мастером портрета («Портрет фон Бауэр», 1786 г.; «Портрет графини Протасовой с племянницами», 1788 г.). «Портрет Н. И. Плещеевой» специалисты оценивают как одну из лучших работ художницы. Он сочетает в себе воздушную прелесть и ту одухотворенность, которую может передать только большой талант. К числу самых тонких и психологических изображений относится «Портрет И. В. Гете» (1787–1788 гг.), хотя сама Кауфман считала, что не сумела передать все многообразие творческого гения поэта и оставила работу незавершенной.

Ангелика познакомилась с Гете в Риме, и они стали близкими друзьями, беседовали об искусстве, ходили на выставки. Единственный дом, который поэт посещал в Риме, принадлежал Кауфман. Гете не пропустил ни одного музыкального и литературного вечера в ее салоне. Он видел, как эта родственная ему душа, эта модная и хорошо оплачиваемая художница была одинока и скучала в обществе бесталанного, скупого, старого супруга, но не роптала на судьбу. Поэт высоко ценил профессионализм, талант и богатый внутренний мир этой интересной женщины и ей первой читал только что написанные строки. Эта дружба долгое время согревала душу стареющей Ангелики.

Кауфман умерла 5 ноября 1807 г. в Риме. Вся Академия Св. Луки проводила ее в последний путь, а за гробом, как на похоронах Рафаэля, несли две последние картины, написанные ее рукой. В Римском пантеоне впоследствии был установлен бюст Ангелики Кауфман – красивой женщины и талантливой художницы.

Из книги Гений войны Скобелев [«Белый генерал»] автора Рунов Валентин Александрович

Кауфман Константин Петрович Происходил из австрийских дворян, которые за приверженность к учению Лютера были изгнаны со своей родины и в начале XVIII века нашли убежище в России, служа ее императорам.Константин Петрович также в четырнадцать лет от роду был записан на

Из книги Супружеские измены автора Иванова Наталья Владимировна

Анжелика Кауфман Анжелика Кауфман – знаменитый немецкий художник и график. Она родилась в семье художника Иоанна Иосифа Кауфмана в маленьком французском городке Туре. Отец не любил сидеть на месте, поэтому семья часто переезжала. Когда Анжелике исполнилось 11 месяцев,

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Кауфман Ангелика (род. в 1741 г. – ум. в 1807 г.) Знаменитая немецкая художница и график, представитель классицизма. Член Академии Св. Луки в Риме (1765 г.), Французской королевской академии (1768 г.), Английской академии художеств (1768 г.), Венецианской академии.Только один из

Из книги Популярная история - от электричества до телевидения автора Кучин Владимир

Анге́лика (Анжели́ка) Ка́уфман (Kauffmann, Angelica Maria Anna Catharina) (1741–1807), немецкая художница эпохи классицизма.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИЦЫ

В детстве училась у своего отца, живописца Йозефа Иоханна Кауфмана, большую часть юности провела в Италии.

Испытала влияние А.Р.Менгса. С конца 1750-х годов Ангелика Кауфман стала получать заказы на портреты; ее работы отличались гладкой манерой письма и тщательной передачей деталей.

Очень рано приобрела широкую европейскую известность.

В 1764 в Риме она написала портрет И.И.Винкельмана.

В 1766 художница приехала в Лондон, где прожила 15 лет, пользуясь большой популярностью как портретист и декоратор. Наряду с портретами она писала сцены на мифологические литературные сюжеты.

Её почитателем был Фальконе (бывший также другом и почитателем творчества Рейнольдса). В 1774 году, во время работы в Петербурге над памятником Петра I, Фальконе делился с английским путешественником Рэкселлом своими впечатлениями от работ художницы и сообщил, что «является обладателем почти всех её произведений». Великая княгиня, а затем императрица Мария Фёдоровна, супруга императора Павла I, писала миниатюры на стекле с произведений художницы.

Ангелика Кауфман была членом Флорентийской, Римской, Венецианской и Лондонской академий художеств.

В 1781 она вышла замуж за венецианского художника Антонио Зуччи и в 1782 поселилась в Риме, где также работала по заказам.

ТВОРЧЕСТВО

Анжелика Кауфман писала портреты, картины на мифологические, исторические и литературные сюжеты, выполняла декоративные росписи. В ее полотнах раннего периода изображение персонажей в позах героев произведений античной скульптуры, четкий, преобладающий над колоритом, рисунок свидетельствуют об интересе к живописи А. Р. Менгса, восприятии эстетических идей неоклассицизма (Вакх и Ариадна, 1764, Брегенц, Художественный музей). Сюжеты из произведений Гомера и античной истории во вкусе XVIII в. овеяны сентиментальным чувством, в их трактовке ощущается влияние рококо.

В 1763-1765 посетила Милан, Венецию, Неаполь, Флоренцию. Во Флоренции по заказу галереи Уфицци А. Кауфман исполняет свой автопортрет и становится членом Королевской Академии Художеств.

В 1766-1781 она живет и работает в Лондоне. В Англии Анжелика Кауфман стала единственной женщиной-художницей, избранной членом лондонской Королевской академии. Исполненные в Англии портреты представителей английской знати принесли художнице большой успех. Знакомство с традициями английского портрета XVIII в. усилило колористическую звучность ее палитры, свободу и живописность композиционного решения. Для одного из залов лондонского Соммерсет Хауса она исполнила четыре фрески в форме тондо с аллегорическими фигурами Гения, Архитектуры, Живописи, Композиции. Фигуры, изображенные на фоне пейзажа и античных памятников полны элегического чувства, присущего живописи европейского предромантизма.

Valentine Rescues Silvia in ‘The Two Gentlemen of Verona’ 1789

Мастерская Кауфман в Риме становится центром всеобщего притяжения. Здесь она работает преимущественно в жанре портрета. Обращаясь к типу парадного портрета, художница изображает модели в интерьере или в пейзаже с обязательными атрибутами античности. Ее автопортреты, полные изящной грации, исполнены в более камерной манере. Портреты И. И. Винкельмана (1764, Цюрих, Кунстхалле) и И.В. Гёте (1787, Веймар, Музей Гёте) выразили высокую духовную настроенность искусства эпохи Просвещения.

Анжелика Кауфман представляется сегодня художником интернациональным. Ее элегантный и светский стиль, сформировавшийся в значительной мере под влиянием английского искусства, оказал заметное влияние на римские аристократические круги конца XVIII века. Ее исторические полотна типичны для интернационального неоклассицизма.

В 1810 году её биографию написал известный итальянский историк Джованни Баттиста де Росси, с тех пор её жизнь не раз становилась сюжетом романов.

Художница была знаменита и в современной ей России, ода «К Анжелике Кауфман» (1798) принадлежит Державину. Произведения Кауфман тиражировались и, таким образом, популяризировались в Европе, граверами Ф. Бартолоцци и Г. Скородумовым в технике пунктира (наиболее подходящей для передачи нюансов живописного полотна).

Гравюры с произведений Кауфман служили образцом для создания скульптуры. В частности, их использовал скульптор Ф. Шубин, работая над серией медальонов для украшения Мраморного зала Мраморного дворца в Петербурге.

Однажды Анжелику посетил меценат, приобретавший картины художников за высокую цену, граф Хорн. Анжелика уже успела поддаться влиянию славы, и на этот раз восторженная лесть графа глубоко проникла в ее сердце. Последовало предложение, от которого Анжелика не смогла отказаться. Как-то раз граф тайно явился к ней и в отчаянии поведал, что его подозревают в серьезном политическом преступлении. Естественно, что спасение жениха целиком зависело от решения невесты. Дело в том, что Анжелика входила в приближенный круг королевской семьи. Венценосные супруги нежно любили художницу и, следовательно, изменили бы мнение о графе. Девушка, не искушенная в интригах, не сталкивавшаяся с подлостью, любила графа и поверила ему сразу. Семейная жизнь не принесла Анжелике счастья. Граф часто не ночевал дома, выезжал из города и отличался странным поведением. В конце концов девушка переехала к отцу, а 10 февраля 1768 года состоялся развод. Разочаровавшись в любви, художница замкнулась в себе.

В Риме художница встретилась с Гёте, поклонницей таланта которого она всегда была. Знаменитого писателя и Анжелику долгое время связывали теплые дружеские отношения. Но его портрет она так и не закончила. Видимо, не хватило мастерства, чтобы передать все оттенки богатого внутреннего мира гениального поэта.


Когда женщина одарена столькими талантами и красотой, как наша героиня, то ей редко удаётся добиться чего то путного. Однако имя Анжелики Кауфман многое говорит подлинным ценителям живописи, ибо в своё время она была очень знаменитым художником, заказать портрет которому считалось престижным.

Девочка родилась в семье немецкого художника Иоанна Иосифа Кауфмана на захудалом постоялом дворе в маленьком французском городке Туре, ибо отец был склонен к перемене мест. Одиннадцати месяцев Анжелику перевезли в Италию, где, наконец то, семья осела надолго.

Chur Aufgang Kathedrale

Богато одарённая натура девочки проявилась очень рано. С шести лет Анжелика начала рисовать, да и трудно было удержаться от того, чтобы не взять в руки уголёк или кисточку, проводя целые дни в мастерской отца. Иоанн Иосиф Кауфман не отличался особыми талантами живописца и обделенность природой стремился восполнить трудом, с детства он приучал и дочь к каждодневной изнуряющей работе.

Автопортрет

Анжелика была чрезвычайно привязана к отцу, потому что он заменил ей и подружек, и детские развлечения, и учителей. Часами девочка упражнялась в живописи, а иногда это маленькое красивое существо с папкой рисунков заходило на богатые виллы, чтобы продать свои работы и помочь семье. Трудно было отказать столь очаровательному ребёнку, и однажды даже местный епископ согласился позировать Анжелике.

Автопортрет

Старый Кауфман отлично сознавал, что талант дочери позволит ей достичь гораздо большего, чем удалось это ему самому, и потому не жалел ни средств, ни сил для шлифовки таланта Анжелики. Во первых, они предприняли длительное путешествие по Италии. По мнению отца, эта благословенная страна могла стать для девушки источником вдохновения, как и для великих мастеров Возрождения. Во вторых, старик по прежнему уповал на изнуряющую работу и не разрешал Анжелике ни часа развлечений. Девушка была покорной дочерью и только однажды её натура взбунтовалась. Безусловно, читатель угадает, если подумает, что это была любовь. Странствуя по свету, но ведя замкнутый образ жизни из за запретов отца, Анжелика всё таки умудрилась познакомиться с молодым музыкантом.

Автопортрет

Девушка была одарена от природы удивительным голосом. Парень умолял Анжелику бросить живопись, отца тирана и посвятить себя пению, уйти с ним. Для девушки наступили дни мучительных сомнений. Впервые она не могла посоветоваться с отцом, впервые в её размеренную жизнь вошли смута и нежелание работать. Решить сама эту жизненную проблему Анжелика не смогла и отправилась к духовнику. Конечно, тот посоветовал ей остаться с отцом, забыть о греховной карьере певицы и выбрать более благородную стезю живописца. От дней влюблённости в творчестве художницы осталась картина, на которой изображён Орфей, пытающийся увести Эвридику из Ада.

The Artist in the Character of Design Listening to the Inspiration of Poetry .

Черты навсегда покинутого любимого она придала своему живописному герою. Есть и ещё одно полотно: сама Анжелика между двух муз — Музыки и Живописи, обе зовут её, но она склоняется ко второй.

Self-portrait Hesitating between the Arts of Music and Painting . Oil on canvas, 1470 x 2160mm (58 x 85"). The St Oswald Collection, Nostell Priory. (The National

Portraits in the Characters of the Muses in the Temple of Apollo - left to right

Итак, выбор состоялся и больше, казалось, ничто не мешало таланту девушки. Действительно, она остро почувствовала веяния галантного века с его стремлением к игре, подражаниям, с его ленивым полумраком и уютными креслами, с его кукольными пастушками и золотистыми будуарами.

Женский портрет

Вскоре слава молодой художницы долетела до Миланского дворца, куда она и была приглашена. Двор был пленён мастерством Анжелики, желающие занимали очередь, чтобы заказать у неё портрет. Девушка, упоённая поклонением и славой, с успехом воспроизводила поверхностный и модный в то время стиль блестящего французского двора, работая с пастелью. Пастушье платье — писк сезона, атласные туфельки, шляпа с лентами на напудренном парике, куколка, окружённая массой поклонников — вот портрет Анжелики того времени.

Anna Maria Jenkins;Thomas Jenkins (1722-1798), painted in oil by Angelica Kauffmann (1741-1807).

Смерть матери заставила семью вновь покинуть насиженное место и отправиться на этот раз в родную Браганцу. Однако здесь отец с дочерью прожили недолго. Кому нужны были нарисованные пастушки, если вокруг полно настоящих. Анжелика едва успела закончить фрески для приходской церкви, как отец решил уехать ко двору графа Монфорта, где для девушки была работа. От весёлого двора Монфорта она отправилась в Рим. Здесь она познакомилась с Иоанном Иоахимом Винкельманом, немецким историком искусств, который имел огромное влияние на современные умы.

Portrait of Johann Joachim Winckelmann

Анжелика тоже поверила его учению, наконец то, у девушки появился первый сторонний учитель. Винкельман исключительно высоко отзывался об одарённой художнице: «Мой портрет для одного друга сделан исключительной личностью, одной немецкой художницей. Она очень сильна в портретах… Её имя — Анжелика Кауфман». В Риме девушка познакомилась со многими лондонцами и, увлёкшись их рассказами о родном городе, решила попытать счастья в туманном Альбионе.

Автопортрет

22 июля 1766 года Анжелика прибыла в Лондон, где её ждал настоящий успех. «Королева всего два дня как приехала. Лишь только ей будет лучше, я буду ей представлена», — писала девушка отцу всего лишь через месяц после приезда. На следующее лето старик Кауфман переехал к дочери.

"Bildnis des Vaters Johann Joseph Kauffmann"

Почти двадцать лет прожила Анжелика в Лондоне. Здесь она написала портреты английской королевы, датского короля Христиана. От заказчиков не было отбоя. Окутанные дымкой загадочности лица на её картинах полны если не красоты, то во всяком случае очарования. Салонная художница, Анжелика Кауфман, имела успех и как женщина, покоряя мужчин прекрасной фигурой, свежим цветом лица и наивными живыми глазами.

Автопортрет

Portrait of Ferdinand IV of Naples, and his Family

Многие современники отмечали магический взгляд художницы и её оригинальность. На Анжелику даже обратил внимание президент английской Академии художеств — Рейнольдс. Он предлагал девушке разделить его судьбу, богатство и славу. Но Анжелика испугалась гениальности Рейнольдса, она понимала, что такому таланту жена должна принадлежать всецело, а в ней ещё не угасло желание собственного самоутверждения.

Автопортрет

Женихи, однако, не убывали, и однажды мастерскую Кауфман посетил меценат, приобретавший картины художников за баснословно высокие цены, граф Хорн. Даже привыкшая к восторгам зрителей Анжелика не смогла удержаться от довольной улыбки, слушая лестные отзывы графа о своём творчестве. Вскоре Хорн сделал ей предложение. Казалось, личное счастье наконец то улыбнулось знаменитой художнице — блестящий молодой человек, принятый в самых уважаемых домах Лондона, богатый, обаятельный светский лев. Только старик Кауфман сразу же невзлюбил жениха, но у него не было права второй раз встать дочери поперёк дороги, поэтому, скрипя зубами, он постарался промолчать.

Angelika Kauffmann: Portrait des Herzogs von Ceri (muss wohl gemeint sein, vom Händler betitelt als ominöser "Duca di Chiesi" als Sohn des Livio Odescalchi und der Vittoria Corsini; eventuell könnte auch der Schwiegersohn Duca di Chigi gemeint sein?)

Вскоре граф тайно явился к Анжелике и в полном отчаянии поведал ей, что его подозревают в серьёзном политическом преступлении, в котором он, конечно, не виноват, и ему грозит позорная смерть. Только невеста может спасти графа, немедленно с ним обвенчавшись, ибо только имя Анжелики Кауфман заставит королевскую семью, нежно любящую художницу, внимательно разобраться со случаем её мужа. Наивная девушка, не искушённая в интригах, не сталкивавшаяся с подлостью, любила графа и поверила ему сразу.

«Portrait of a Woman Dressed as Vestal Virgin»

Семейная жизнь, однако, не задалась. Граф требовал немедленно покинуть город, он часто не являлся домой и вообще вёл себя довольно странно. На вопросы Анжелики отвечал истериками и грубостью. Всё закончилось тем, что женщина вынуждена была переселиться обратно к отцу. Вскоре Анжелика узнала правду — муж её был авантюристом и жил под разными вымышленными именами. Последнюю свою фамилию он взял после того, как некоторое время служил у настоящего графа Хорна в Германии.

Portrait of Krystyna Potocka watering flowers on her mother"s grave .

На прощание муж выманил у Анжелики триста фунтов. 10 февраля 1768 года состоялся их развод. Пережив личную трагедию, художница замкнулась в себе и перестала бывать на светских раутах, только небольшой круг интеллигенции продолжал интересовать её по прежнему. Клопшток писал одному из своих друзей: «С некоторых пор я почти влюблён в одну немецкую художницу в Лондоне — Анжелику Кауфман».

Идеальный портрет Шекспира

Наша героиня все больше думала о возвращении в Италию. Отец стал совсем стар и часто говорил, что хочет умереть на земле, когда то взрастившей его. Только одно заботило Кауфмана — Анжелика оставалась совершенно одинокой. Отец сам позаботился о достойном человеке для своей дочери. По настоянию старика Анжелика вышла замуж за посредственного венецианского художника, которому к тому времени исполнилось пятьдесят — Антонио Цукки.

Angelica Kauffmann: Bildnis ihres Ehemanns, des Malers Antonio Zucchi

В Италии в 1783 году Кауфман умер, а Анжелика с мужем поселились в Неаполе при дворе королевы Марии Каролины. Но и здесь ей тяжело было жить, бесконечно эксплуатируя своё мастерство и создавая похожие один на другой портреты придворных.

Portrait of Lady Georgiana, Lady Henrietta Frances and George John Spencer, Viscount Althorp.

Новое местожительство — Рим — подарил ей встречу с главным человеком своей жизни — с Гёте. Великий поэт по достоинству оценил оригинальность и богатый внутренний мир художницы. Долгое время их связывала нежная дружба. Анжелика писала портрет Гёте но он не удался и остался незаконченным. Мастерства Кауфман не хватило, чтобы передать гениальность немецкого титана.

Портрет Johann Wolfgang von Goethe

Уходил в прошлое галантный век. Вместе с ним старилась и медленно угасала Анжелика Кауфман. Одинокая, забытая всеми она умерла на руках своего дяди 5 ноября 1807 года.

Self-portrait as singer, holding a sheet of music

Автопортрет

«Paintings by Angelica Kauffmann»

Portrait of Domenica Morghen as Tragedy and Maddalena Volpato as Comedy .

Holy Family with an angel .

El juicio de Paris

Venus Induces Helen to Fall in Love with Paris

Abschied Abélards von Héloise, Tondo

Der Mönch aus Calais

Scene with Miranda and Ferdinand

Venus überredet Helena Paris zu erhören

Ariadne Abandoned by Theseus

A Sleeping Nymph Watched by a Shepherd , about 1780, Angelica Kauffman

Portrais in the Characters of the Nine Muses in the Temple of Apollo

Papirius Praetextatus Entreated by his Mother to Disclose the Secrets of the Deliberations of the Roman Senate.

Valentine Rescues Silvia in The Two Gentlemen of Verona

Schwarzenberg (Vorarlberg). Holy Trinity parish church: High altar - Altar painting (1802) showing the coronation of Mary by Angelika Kauffmann.

Christ and the Samaritan woman at the well

«Portraits by Angelica Kauffmann»

Протасова Анна Степановна (портрет с племянницами, 1788)

  1. Александра Петровна (р. 1774 г., ум. 1842 г.), в замужестве за князем Алексеем Андревичем Голицыным
  2. Екатерина Петровна (р. 1775 г., ум. 1826 г.), в замужестве за графомФёдором Ростопчиным , и Ростопчин при жизни Екатерины весьма пользовался покровительством тетушки.
  3. Варвара Петровна , умершая в девицах
  4. Вера Петровна (ум. 1814 г.), в замужестве, за Иларионом Васильевичем Васильчиковым, впоследствии князем
  5. Анна Петровна , бывшую потом за гр. Варфоломеем Васильевичем Толстым

Porträt der Gräfin Anna Protassowa mit ihren Nichten, Detail

Giovanni Volpato (1735-1803)

Портрет John Simpson

Портрет Lady Elizabeth Foster

Bildnis der Fürstin Franziska von Kaunitz-Rietberg, geb. Ungnad, Gräfin von Weißenwolff

Bildnis Maria Karoline von Österreich, Königin von Neapel

Графиня Александра Васильевна Браницкая (1754-1838) с детьми.




Top