Казахи и ногаи – разделённый народ. Кумыкско-казахские межэтнические связи к постановке проблемы Кумыки и казахи чуждые народы

Статья Юсупа Идрисова

Кумыки - это тюркский народ Северного Кавказа, живущий на противоположном казахам берегу Каспийского моря. Согласно переписи 2002 г. численность кумыков в Российской Федерации превысила 422500 человек. Язык - кыпчакский со значительными огузскими элементами. Несмотря на древнюю и яркую историю кумыки до сих пор остаются вне поля зрения крупных исследователей. Собственно кумыкскими учёными делаются лишь первые шаги в процессе осмысления историко-культурного наследия их народа. В последнее время всё больший интерес у них вызывает проблема взаимоотношений кумыков с другими тюркскими народами, однако в Казахстане тема кумыкско-казахских межэтнических связей до сих пор не находила своего исследователя.

Кумыкам казахи известны под этнонимом «къазакълар». Известно, что слово «къазакъ» имеет также значения «вольный», или «безюртный человек». В связи с этим не всегда можно провести точную грань между этническими и сословными дефинициями. Любопытно, что и сами кумыки в армянских источниках обозначены как «казахи». Прежде для обозначения казахов часто пользовались также этнонимом «кыргыз». В равнинном Дагестане (этнической родине кумыков) также можно встретить микротопонимы, связанные с этнонимами кыргыз и казах. Так, вблизи селения Старый Чиркей располагались курганы, называвшиеся кыргызскими могилами, а их появление в местных преданиях увязывается с нашествием Тамерлана. С этнонимом казах связаны названия местности Тавказах и области Чудур-казак, разграбленной Тимуром.

К этому также следует добавить, что по свидетельству карачаевского этнографа М.Дж. Каракетова у карачаевцев, вплоть до XVII в. составлявших единый с кумыками этнос, самых резвых коней называли кыргыз-тарпан.

Не меньший научный интерес на наш взгляд вызывают этнонимические и соционимические параллели кумыков и казахов.

Вполне вероятно, что упоминаемый в эпосе «Китаб Дадам Коркут» (казах. Коркут-Ата) титул владетеля кыпчаков Аладжа Атлу Шаукал-и Мелик имеет прямое отношение к имени легендарного прародителя казахов Алаш, которое, по мнению казанского учёного Д. Исхакова, восходит к кыпчакскому племенному названию улаш (улаш-оба). Следует обратить внимание на созвучность титула правителей Кумыкии - «шаухал», вышеназванному титулу владетелей кыпчаков и на факт популярности в прошлом у кумыков имени Улаш. Это имя носит и один из героев огузского эпоса, сын Кара-Будага.

С именем другого кыпчакского рода бурдж-оглы этимологичесики взаимосвязаны название казахского рода берш и кумыкский княжеский титул бурчи-бий. О пребывании на Северно-Восточном Кавказе тюркского рода аргун свидетельствует река и город Аргун в предгорной Чечне, в непосредственной близи с кумыкскими поселениями Грозненского и Гудермеского районов Чечни. Исторические судьбы кумыков и казахов взаимосвязаны и через посредство ногайцев. В частности предки кумыкоязычных ногайцев Бабаюртовского района и посёлка Сулак принадлежали к родам (кубам) алаш, конгурат, уйгур, маджар, найман, уйсун, ас и кипчак, широко представленным среди казахов. Особо примечательным можно считать присутствие у ногайцев рода алаш - одного из самоназваний казахов, давших название казахской государственности периода гражданской войны Алаш-Орде. Это подтверждает мнение Ч.Ч. Валиханова, что ногайцы в своём движении на запад могли увлечь за собой небольшую часть кочевавших совместно казахов и киргизов. Единственным исключением в общем списке казахских и ногайских родов можно было бы считать асов, однако тысячу лет назад одним из крупнейших народов на территории Южного Казахстана являлись ясы, из которых происходит мусульманский шейх Ахмет Ясави. Связь ясов с асами требует детального изучения. Это тем важнее, что племена асов сыграли самую значительную роль в этногенезе всех тюрков Северного Кавказа. В частности карачаево-балкарцы осетинам известны под именем ассиагов, среди ногайцев существуют рода дер-гулу-ас, костамгалы-ас, у кумыков первый известный мусульманский деятель носил характерное имя Асэльдер (ум. ок. 1404 г.) (дословно: «асский предводитель»).

Большинство исследователей отождествляют асов с северо-кавказскими аланами. В связи с этим интересно мнение В.А. Кузнецова о происхождении асов от усуней Семиречья, среди которых крупнейшими родовыми группами считались асиги и гэшу. Название последних в свою очередь обнаруживает очевидную близость с названием киргизских родов ассыг и кучук. Н. Ходнев считал асов прямыми предками кумыкского рода тюмен, которые согласно ногайскому родословному преданию XIX в. имели общих предков с уйсунями.

А.К. Аликберов на основе данных арабских авторов установил, что княжество Тюмен (Туман), занимавшее в XVI в. устье рек Терек и Сулак в Северной Кумыкии, простиралось в VIII в. от местности Ирхан (отождествляется обычно с селением Ирганай в Унцукульском районе Дагестана до города Хумри (Хумаринское городище в Карачаево-Черкессии). Как известно эти территории в указанный период входили в состав Хазарского каганата, гвардия которого формировалась из асов. Вероятно, под именем Туман арабам была известна одна из главных провинций Хазарии, имевшая своих автономных правителей, отвечавших за оборону Дарьяла. Имя Тюмен (Туман) одно из древнейших у тюрков, так например, звали отца основателя государства Хунну Моде (III в. до н.э.). Показательно, что в последней трети XVI в. в Тюменском владении правили князья Агишевы, сыновья героя казахских сказаний Тел-Агыса (Дели Агыша).

Полтора века назад венгерский тюрколог Арминий Вамбери писал об астраханских карагачах: «Кундуры или карагачи (карагаши) имеют смесь кумыков, кара-киргизов, собственно ногайцев». Как писал, ссылаясь на кумыкские предания, современник Вамбери Девлет-Мурза Шихалиев (Шейх-Али) астраханские карагаши получили своё имя в честь карагачских ногайцев, кочевавших в Северной Кумыкии между трёх лесов под общим названием «Кара агач» («Черный лес»). Их появление в устье Волги можно связать с пленением «многих тысяч старого и молодого обоих полов населения» Кумыкии армией Петра I во время Каспийского похода 1722 г. Сподвижник Петра I Генрих Брюс пишет, что пленников увели в Астрахань под охраной 5 тысяч казаков и 15 тысяч калмыков.

На связи кыпчакской эпохи указывают и топонимические параллели. Как пример можем привести названия селения Манас, ручья Бекенез, хребта Каркар в Центральной Кумыкии. В Восточном Казахстане им соответствуют: зимовка Манас, река Баканас и гора Каркар. С именем господствовавшего в Северном Приаралье кыпчакского племенного объединения Канглы можно сопоставить название двух хуторов Кангалы, существовавших до 1970-х гг. в Буйнакском районе.

Наличие этнонимических и топонимических параллелей естественно при учёте как языковых, так и исторических данных, ведь согласно сведениям Абул-Гази Хивинского многие из кыпчаков скрылись от монголов на Северном Кавказе, в области тюменов. Касательно наличия в Дагестане топонима Манас, отметим, что одноимённый герой киргизского эпоса по одним преданиям был кипчаком, а по другим ногоем, то есть ногайцем, В этом мы не видим противоречия, ибо этноним ногайцы в эпосах зачастую дублирует и подменяет более древний этноним кипчаки, прямыми потомками которых собственно ногайцы и являются. Московский этнограф А.А. Ярлыкапов, исследовавший ногайскую поэму «Сорок богатырей», пришел к интересным выводам. Сюжет поэмы достаточно отчетливо показывает на ее кыпчакско-половецкие корни, и, по мнению А.А. Ярлыкапова, в ней встречается единственное, известное историкам, совместное упоминание этнонимов кыпчак и куман - «куьман уьлке, кыпшагым» - «страна куманов, мои кыпчаки». Остаётся лишь добавить, что по наиболее достоверной версии происхождения этнонима «кумык» («къумукъ»), он образован от общего корня с этнонимом «куман», под которым знали западных кыпчаков их современники. В связи с этим большой интерес вызывает упоминание в диссертации С.А. Аманжолова казахского предания о принадлежности ряда курганов в Уланском районе Восточно-Казахстанской области «народу кумык». Все эти факты в дополнительный раз свидетельствуют об общности этногенеза кумыков, ногайцев, казахов и киргизов и опровергают догму советской историографии о происхождении кумыков от «отуреченных лезгин».

Интересны и казахско-кумыкские фольклорные параллели. Батыр Эр-Таргу упоминаемый в фольклоре кумыков имеет брата-близнеца в лице главного героя казахского эпоса «Ер-Таргын», Кёсе - герой нартских сказаний, соответствует казахскому Алдар-Коса, у кумыков также существует, бытующее и в Средней Азии предание о «къыркъ кыз» (сорока девах). Крупнейший цикл эпических песен у кумыков называется «Канна казак йырлар» («Короткие песни казаков»), причём их герои действуют не только в Дагестане, но и в пространстве между рек Дон и Волга.

Предки кумыков и казахов неоднократно входили в состав единых государств, сначала в Тюркский каганат, в Хазарский каганат, восточная граница которого достигала реки Эмба, затем в Золотую Орду и, в конце концов, в Российскую империю и СССР. Следует отметить, что в Тарковском шаухальстве в конце XIV в. утвердилась одна из линий потомков сына Джучи Тукай-Тимура, потомком которого являлся и Тохтамыш, чьим родовым улусом являлся полуостров Мангышлак.

Во второй половине XVI в. бухарский хан Абдулла II (1557-1598 гг.) из рода Шейбани утвердил в Сибири ханом своего родственника Кучума, заключил клятвенный союз о совместных действиях с казахскими ханами и завоевал Ургенч. Мечтая возродить Улус Джучи, Абдулла вступил в политический альянс крымскими ханами Гереями, к альянсу примкнули и враждовавшие с Москвой и владетели кумыков. Союзники поставили своей целью нанести одновременный удар по владениям Москвы с юга, запада и востока. Однако походу Абдуллы II на Астрахань помешало вторжение с юга армии персидского шаха Абаса. В войне с ним в 1598 г. бухарский хан потерпел поражение, приведшее к гибели его династию.

В XVII в. кумыки совместно с казахами, ногайцами и крымскими татарами вели борьбу уже против калмыкского вторжения.

Показательно, что казахи и кумыки одновременно вошли в состав Российской империи. К сожалению, в истории их взаимоотношений данный период полон белых пятен.

Омская губерния в период Российской империи была местом ссылки многих кумыков и других кавказцев. Затем в период коллективизации имело место выселение Казахстан огромной массы наиболее трудоспособных крестьян. Автор статьи, общаясь с потомками раскулаченных, неоднократно слышал их благодарные отзывы о тёплом отношении казахов к ссыльным кумыкам, образовавшим два временных населённых пункта. Это отношение, в их понимании, было тем удивительнее и дороже, что на родине и провожали в изгнание и встречали после возвращения с нескрываемой неприязнью. В 1930-е гг. в ссылке оказался также цвет кумыкской интеллигенции. Звание Героя Социалистического Труда в Казахстане удостоился за свои трудовые подвиги раскулаченный у себя на родине Тажутдин Аджиев. В Карагандинского лагере для инвалидов нашёл своё последнее пристанище создатель Кумыкского музыкально-драматического театра Темир-Булат Бейбулатов, долгие годы в ссылке провели поэты Багаутдин Астемиров и Адиль-Герей Измаилов, драматург Амир Курбанов. В ссылке в Джамбульской области выросли архитектор, полковник общественный деятель Паша Телекавов и публицист Даниял Тулпаров, описавший свои невзгоды детских лет в автобиографической повести «Так было».

Говоря о межэтнических связях, мы не можем обойти стороной судьбу одного из создателей казахской государственности, депутата II-й Государственной думы, премьер-министра Кокандской автономии, строителя Турксиба Мухамеджана Тынышпаева, третьей женой которого была дочь генерала Али Шейх-Али, Амина. После ареста мужа она по настоянию Тынышпаева дала их сыну свою девичью фамилию Шейх-Али. Потомки от этого брака ныне проживают и работают в Казахстане, это крупный учёный-нефтехимик Давлет Мухамеджанович Шейх-Али-Тынышпаев и его сын физик-металловед, профессор Казахстанско-Британского технического университета Аскар Шейх-Али. Стоит отметить, что предок Давлета Шейх-Али-Тынышпаева Девлет-Мурза Шейх-Али (Шихалиев) является одним из основоположников кумыкской этнографии.

Наше исследование является, по сути, предварительным сообщением, главной задачей, которого является привлечение интереса научной общественности к наиболее значимым аспектам вынесенной в заглавие статьи проблемы. Более детальное изучение истории кумыкско-казахских межэтнических контактов может представлять интерес для всех тюркологов, изучающих этногенез и фольклор тюркских народов Кавказа и Центральной Азии. К сожалению, острый дефицит в библиотечных фондах Махачкалы трудов казахских авторов, особенно изданных в последние 20 лет, служит серьёзным препятствием для полноценного анализа историко-культурного наследия казахского народа дагестанскими учёными. Существенной проблемой является отсутствие постоянного контакта и обмена мнениями между тюркологами Казахстана и Северного Кавказа, без которого многие важные факты, касающиеся истории наших народов остаются не до конца раскрытыми и осмысленными.

    По данным филологов Салава Алиева и Абдулакима Аджиева кумыки в армянских источниках обозначались как «казахи».

    В равнинном Дагестане – этнической родине кумыков также можно встретить микротопонимы связанные с этнонимами казах и кыргыз. Так, например, вблизи селения Старый Чиркей располагались курганы, называвшиеся кыргызскими могилами, их появление в местных преданиях увязывается с нашествием Аксак Тимура (Тамерлана). С этнонимом казах связаны названия местности Тав-казах и области Чудур-казак, разграбленной тем же Тимуром .

    С именем другого кыпчакского рода бурдж-оглы этимологичесики взаимосвязаны название казахского рода берш и кумыкский княжеский титул бурчи-бий, так называли правителей Карагаского бийлика в Северной Кумыкии.

    О пребывании на Северно-Восточном Кавказе тюркского рода аргун свидетельствует река и город Аргун в предгорной Чечне, в непосредственной близи с кумыкскими поселениями Грозненского и Гудермесского районов Чечни.

    Исторические судьбы кумыков и казахов взаимосвязаны и через посредство ногайцев. В частности предки ногайцев Бабаюртовского района и посёлка Сулак, живущих в ближайшем соседстве с кумыками, принадлежали к родам (кубам) алаш, конгурат, уйгур, маджар, найман, уйсун, ас и кипчак, широко представленным среди казахов. Особо примечательным можно считать присутствие у ногайцев рода алаш – одного из самоназваний казахов, давших название казахской государственности периода гражданской войны Алаш-Орде. По мнению казахского учёного-этнографа Ч.Ч. Валиханова, что ногайцы в своём движении на запад могли увлечь за собой небольшую часть кочевавших совместно с ними казахов.

    Тысячу лет назад на территории Южного Казахстана проживал народ ясы (сравните с летописными и венгерскими ясами) из которых происходил известный мусульманский шейх Ахмет Ясави. Большинство учёных считают, что ясы это тоже самое что и асы. Асы же сыграли самую значительную роль в этногенезе всех тюрков Северного Кавказа. В частности карачаево-балкарцы осетинам известны под именем ассиагов, среди ногайцев существуют рода дер-гулу-ас и костамгалы-ас, у кумыков первый известный мусульманский деятель носил характерное имя Асэльдер (умер в 1404 году) (дословно: «асский предводитель»), популярно также имя Астемир – «асское железо». Гору Эльбрус кумыкские и ногайские сказители называли Асхар-Тау – асской горой (сравните с Асгардом в скандинавской мифологии). Балкарский фольклорист Махти Джуртубаев указывает, что эпическими родоначальниками карачаево-балкарцевявлялись братья Ауар и Астар. Русский кавказовед XIX века Н. Ходнев считал асов прямыми предками кумыкского рода тюмен, который согласно ногайскому родословному преданию XIX века имел общего предка с ногайским родом уйсун, которого звали Майкы-Бий. Последний хорошо известен и по казахским шежире (родословиям). С этнонимом уйсун (ядро казахского старшего жуза) можно также связать упоминаемый Якобом Рейнегсом и Иоганном Бларамбергом населённый пункт Оксунгур (Усунгур), на месте которого ныне находится посёлок Ойсхара (Гудермесский район Чеченской республики). По данным этих авторов на рубеже XVIII XIX Оксунгур населяли «кумык-татары».

    Кайтагские даргинцы называют кумыков словом «джандарти». Сами кумыки значение этого слова не знают, но род джандар (жандар) представлен среди тюрков-карапахов Грузии и казахов, в частности подразделение жандар ру конгурат. В карте Кавказа начала XX века отмечены развалины укрепления Кунгурат на территории современного Бабаюртовском района, несомненно, связанного с пребыванием здесь известного тюркского рода кунграт (другие варианты названия рода – конграт, кумрат, кунгхират). Из этого рода происходила жена Чингисхана Бортэ, мать Джучи (отца основателя Золотой орды Бату). Род кунграт существует у ногайцев, каракалпаков, узбеков и казахов.

    Как известно значительная часть территории Казахстана входила в состав Огузского раннефеодального государства с центром в городе Янгикент. Огузы также оказали значительное влияние на кумыкский язык и фольклор. В Южной Кумыкии есть селение Янгикент.

    С именем господствовавшего в Северном Приаралье кыпчакского племенного объединения Канглы можно сопоставить название двух хуторов Кангалы, существовавших до 1970-х гг. в Буйнакском районе Дагестана. Канглы известный в китайских летописях ещё до нашей эры под именем кангюй.

    Согласно такому дагестанскому арабоязычному источнику, как «История Ирхана» город Гельбак (существовал на месте современного города Кизил-Юрт) в древности носил имя Каскар, в связи с чем интересно, что татарская исследовательница Х.Ч. Алишина упоминает в связи с этногенезом сибирских татар речку Каскарка и две деревни с тем же названием и связывает их с этнонимом «каскар», который она относит к структуре казахских жузов

    Тогуз-Огуз – название участка земли близ сел. Аксай в кумыкском Хасав-Юртовском районе Дагестана. Согласно историку Рашид-ад-Дину (XIV в.) тогуз-огузы являлись одним из родов он-уйгуров. Любопытно, что историк упоминает среди десяти родов он-уйгуров и род кумук-атыкуз, сообщая о нём следующее: «Тех же, которые по реке Утикан (Отюкен), десятой по счёту, называли народом кумук-атыкуз». Отюкен – это священная для всех древних тюрок местность. Топоним (протока) Тогуз-Огуз известна в Северной Кумыкии. Род токуз широко представлен и в структуре кыпчакских племён. Наиболее яркий пример – род токуз-оба (токсобичи русских летописей), долгое время доминировавшие среди западно-кыпчакских (куманских племён). К этому роду принадлежал венгерский тюрколог Иштван Конгур Мандоки, захороненный в Казахстане.

    На связи кыпчакской эпохи указывают и иные топонимические параллели. Как пример можем привести названия селения Манас, ручья Бекенез, хребта Каркар в Центральной Кумыкии. В Восточном Казахстане им соответствуют: зимовка Манас, река Баканас и гора Каркар.

    большой интерес вызывает упоминание в диссертации С.А. Аманжолова казахского предания о принадлежности ряда курганов в Уланском районе Восточно-Казахстанской области «народу кумык».

    Кёсе – хитроумный герой кумыкских сказаний, соответствует казахскому Алдар-Коса.

    Крупнейший цикл эпических песен у кумыков называется «Къанна къазакъ йырлар» («Короткие песни казаков»), причём их герои действуют не только в Кумыкии, но и в пространстве между реками Дон и Волга, то есть в Кипчакской степи.

    Предки кумыков и казахов неоднократно входили в состав единых государств, сначала в Тюркский каганат, в Хазарский каганат, восточная граница которого достигала реки Эмба, затем в Золотую Орду и, в конце концов, в Российскую империю и СССР.

    В XVII веке кумыки совместно с казахами, ногайцами и крымскими татарами вели борьбу против калмыкско-джунгарского вторжения.

    Показательно, что казахи и кумыки практически одновременно вошли в состав Российской империи.

    Судьба и фабула произведений крупнейших поэтов XIX века кумыкского и казахского народов Йырчы Казака и Махамбета Утемисулы также весьма сходны. Борьба за свободу являлась общим для них лейтмотивом. Оба они начинали свой путь как придворные поэты, но потом примкнули к антиколониальной борьбе и погибли от рук убийц. Общими были и их враги. Врагом Махамбета был хан Букеевской Орды Джангир, приятелем которого был идеолог и певца колониализма Ростислава Фадеева вызванный на дуэль воспетым Казаком политическим диссидентом («народным заступником») кумыкским князем Хасай-Ханом Уцмиевым.

    Омская губерния, занимавшая территорию проживания казахов, в период Российской империи была местом ссылки многих кумыков. Затем в период коллективизации имело место выселение в Казахстан огромной массы наиболее трудоспособных крестьян. Звание Героя Социалистического Труда в Казахстане удостоились за свои трудовые подвиги, раскулаченные у себя на родине кумыки Тажутдин Аджиев, Ихлас Токаев и Зариф Гаджиева. В ссылке в Джамбульской области (кумыков компактно селили близ посёлка Мерке) выросли полковник и общественный деятель Паша Телекавов, архитектор и публицист Даниял Тулпаров, описавший свои невзгоды детских лет в автобиографической повести «Так было» и многие другие.

    В 1930-е гг. в ссылке оказался также цвет кумыкской интеллигенции. В Карагандинском лагере для инвалидов нашёл своё последнее пристанище идеолог кумыкского национально-культурного возрождения, создатель Кумыкского музыкально-драматического театра, поэт, композитор и драматург Темир-Булат Бейбулатов. Долгие годы здесь в ссылке провели поэты Багаутдин Астемиров и Адиль-Герей Измаилов, драматург Амир Курбанов.

    Главой одной из военных бригад республики Казахстан является кумык полковник Султан-Ахмед Моллаев (данные 2009 года).

    Мухамеджан Тынышпаев

    Говоря о кумыкско-казахских связях, мы не можем обойти стороной судьбу одного из создателей казахской государственности, депутата II-й Государственной думы, премьер-министра Кокандской автономии, строителя Турксиба Мухамеджана Тынышпаева, третьей женой которого была дочь генерала Али Шейх-Али, Амина. После ареста мужа, она по его настоянию, дала их сыну свою девичью фамилию Шейх-Али. Потомки от этого брака ныне проживают и работают в Казахстане, это крупный учёный-нефтехимик Давлет Мухамеджанович Шейх-Али-Тынышпаев и его сын физик-металловед, профессор Казахстанско-Британского технического университета Аскар Шейх-Али. Стоит отметить, что предок Давлета Шейх-Али-Тынышпаева Девлет-Мурза Шейх-Али (Шихалиев) является одним из основоположников кумыкской этнографической науки.

    Главным тренером казахстанской сборной по дзюдо продолжительное время являлся кумык Алексей Атаев.

    Немало наград принёс Казахстану вольный борец бронзовый призёр Пекинской Олимпиады – выходец из знаменитого кумыкского селения Тарки Марид Муталимов.

Эрболат Казаков

На вопрос Если ногайцы и кумыки похожи друг на друга, а казахи на ногайцев. Значит и казахи и кумыки похожи друг на друга? заданный автором Асан Капузеев лучший ответ это Хотя кумыки, ногайцы и казахи и принадлежат к тюркоязычным народам, согласиться с Вами я не могу: кумыки не похожи ни на ногайцев, ни на казахов, потому что принадлежат к другой расе.

Антропологически у кумыков представлен каспийский подтип европеоидной расы. Сюда же включают азербайджанцев, курдов Закавказья, цахуров, татов-мусульман (вот с этими народами и надо искать сходство кумыков). Каспийский тип обычно рассматривают как разновидность средиземноморской расы или индо-афганской расы.

ЭТО ТОЖЕ КУМЫКИ. ГОРСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО.
Ногайцы и казахи, действительно внешне похожи, так как те и другие принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между большими монголоидной и европеоидной расами.

ПОРТРЕТ НОГАЙЦА УМАРА КИПАРОВА

НОГАЙЦЫ. Если бы мне просто показали эту фотографию и попросили определить национальную принадлежность изображённых на ней молодых людей, то не назвала бы их казахами только из-за головных уборов.

НОГАЙСКИЕ ДЕВУШКИ


ДЕВУШКИ-КАЗАШКИ
Источники:
1.
2.
3.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Если ногайцы и кумыки похожи друг на друга, а казахи на ногайцев. Значит и казахи и кумыки похожи друг на друга?

Ответ от спрос [новичек]
САЛЕМ!! КАЗАХИ И НОГАЙЦЫ -ЭТО ОДНА НАЦИЯ...ПОТОМУ КАК НОГАЙЦЫ -ЭТО КАЗАХИ ВЕРНЕЕ ИХ ПРЕДКИ..ЖИВШИЕ НА СВОЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗЕМЛЕ.. В СТЕПЯХ.. А ЕСЛИ ОНИ И РВУТСЯ К НАМ..ТО ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!! ОНИ ЕДУТ К СВОИМ БРАТЬЯМ..!


Ответ от Европеоидный [новичек]
Абсолютную чушь вы несете. Это две разные нации!!


Ответ от чистосортный [новичек]
когда казактар знакомятся сначала говорят я аргын или кыпчак а потом казак

Кумыкско-казахские межэтнические связи Кумыки – это тюркский народ Северного Кавказа, живущий на противоположном казахам берегу Каспийского моря. Кумыкам казахи известны под этнонимом «къазакълар». Известно, что слово «къазакъ» имеет также значения «вольный», или «безюртный человек». Любопытно, что и сами кумыки в армянских источниках обозначены как «казахи». Прежде для обозначения казахов часто пользовались также этнонимом «кыргыз». Так, вблизи селения Старый Чиркей располагались курганы, называвшиеся кыргызскими могилами, а их появление в местных преданиях увязывается с нашествием Тамерлана. С этнонимом казах связаны названия местности Тавказах и области Чудур-казак, разграбленной Тимуром. К этому также следует добавить, что по свидетельству карачаевского этнографа М.Дж. Каракетова у карачаевцев, вплоть до XVII в. составлявших единый с кумыками этнос, самых резвых коней называли кыргыз-тарпан. Не меньший научный интерес на наш взгляд вызывают этнонимические параллели кумыков и казахов. С именем кыпчакского рода бурдж-оглы этимологичесики взаимосвязаны название казахского рода берш и кумыкский княжеский титул бурчи-бий. О пребывании на Северно-Восточном Кавказе тюркского рода аргун свидетельствует река и город Аргун в предгорной Чечне, в непосредственной близи с кумыкскими поселениями Грозненского и Гудермеского районов Чечни. Исторические судьбы кумыков и казахов взаимосвязаны и через посредство ногайцев. В частности предки кумыкоязычных ногайцев Бабаюртовского района и посёлка Сулак принадлежали к родам (кубам) алаш, конгурат, уйгур, маджар, найман, уйсун, ас и кипчак, широко представленным среди казахов. Особо примечательным можно считать присутствие у ногайцев рода алаш – одного из самоназваний казахов, давших название казахской государственности периода гражданской войны Алаш-Орде. Единственным исключением в общем списке казахских и ногайских родов можно было бы считать асов, однако тысячу лет назад одним из крупнейших народов на территории Южного Казахстана являлись ясы, из которых происходит мусульманский шейх Ахмет Ясави. Это тем важнее, что племена асов сыграли самую значительную роль в этногенезе всех тюрков Северного Кавказа. Полтора века назад венгерский тюрколог Арминий Вамбери писал об астраханских карагачах: «Кундуры или карагачи (карагаши) имеют смесь кумыков, кара-киргизов, собственно ногайцев. Как писал, ссылаясь на кумыкские предания, современник Вамбери Девлет-Мурза Шихалиев (Шейх-Али) астраханские карагаши получили своё имя в честь карагачских ногайцев, кочевавших в Северной Кумыкии между трёх лесов под общим названием «Кара агач» («Черный лес»). На связи кыпчакской эпохи указывают и топонимические параллели. Как пример можем привести названия селения Манас, ручья Бекенез, хребта Каркар в Центральной Кумыкии. В Восточном Казахстане им соответствуют: зимовка Манас, река Баканас и гора Каркар. С именем господствовавшего в Северном Приаралье кыпчакского племенного объединения Канглы можно сопоставить название двух хуторов Кангалы, существовавших до 1970-х гг. в Буйнакском районе. Наличие этнонимических и топонимических параллелей естественно при учёте как языковых, так и исторических данных, ведь согласно сведениям Абул-Гази Хивинского многие из кыпчаков скрылись от монголов на Северном Кавказе, в области тюменов. большой интерес вызывает упоминание в диссертации С.А. Аманжолова казахского предания о принадлежности ряда курганов в Уланском районе Восточно-Казахстанской области «народу кумык». Все эти факты в дополнительный раз свидетельствуют об общности этногенеза кумыков, ногайцев, казахов и киргизов и опровергают догму советской историографии о происхождении кумыков от «отуреченных лезгин». Интересны и казахско-кумыкские фольклорные параллели. Батыр Эр-Таргу упоминаемый в фольклоре кумыков имеет брата-близнеца в лице главного героя казахского эпоса «Ер-Таргын», Кёсе – герой нартских сказаний, соответствует казахскому Алдар-Коса, у кумыков также существует, бытующее и в Средней Азии предание о «къыркъ кыз» (сорока девах). Крупнейший цикл эпических песен у кумыков называется «Канна казак йырлар» («Короткие песни казаков»), причём их герои действуют не только в Дагестане, но и в пространстве между рек Дон и Волга. Предки кумыков и казахов неоднократно входили в состав единых государств, сначала в Тюркский каганат, в Хазарский каганат, восточная граница которого достигала реки Эмба, затем в Золотую Орду и, в конце концов, в Российскую империю и СССР. В XVII в. кумыки совместно с казахами, ногайцами и крымскими татарами вели борьбу уже против калмыкского вторжения. К сожалению, в истории их взаимоотношений данный период полон белых пятен. Говоря о межэтнических связях, мы не можем обойти стороной судьбу одного из создателей казахской государственности, депутата II-й Государственной думы, премьер-министра Кокандской автономии, строителя Турксиба Мухамеджана Тынышпаева, третьей женой которого была дочь генерала Али Шейх-Али, Амина. После ареста мужа она по настоянию Тынышпаева дала их сыну свою девичью фамилию Шейх-Али. Потомки от этого брака ныне проживают и работают в Казахстане, это крупный учёный-нефтехимик Давлет Мухамеджанович Шейх-Али-Тынышпаев и его сын физик-металловед, профессор Казахстанско-Британского технического университета Аскар Шейх-Али]. Стоит отметить, что предок Давлета Шейх-Али-Тынышпаева Девлет-Мурза Шейх-Али (Шихалиев) является одним из основоположников кумыкской этнографии. Более детальное изучение истории кумыкско-казахских межэтнических контактов может представлять интерес для всех тюркологов, изучающих этногенез и фольклор тюркских народов. Существенной проблемой является отсутствие постоянного контакта и обмена мнениями между тюркологами Казахстана и Северного Кавказа, без которого многие важные факты, касающиеся истории наших народов остаются не до конца раскрытыми и осмысленными.

Кипчаки и казахи: что общего у средневековых кипчаков и современных казахов?

Даже Лев Гумилев (его казахская общественная мысль ценит настолько высоко, что добилась присвоения его имени государственному университету в новой столице) отрицал наличие прямой наследственной связи между средневековыми кипчаками и современными казахам. Более того, он считал, что наши предки никогда не добирались до Москвы. Но, с другой стороны, русское изобразительное искусство и кино всегда изображал завоевателей, приходивших в русские города со стороны Степи именно как казахов с их традиционными малахаями на головах. Впрочем, казахский фольклор тоже помнит многое из того, что сейчас привычно воспринимается как страницы истории кипчаков или половцев в Южнорусских степях и Крыму.

Удивительно то, что Л.Гумилев, считавшийся продолжателем идеи тех русских ученых, которые в 20-е г.г.XX века основали в эмиграции, в Праге, евразийскую школу, отрицает наличие прямых связей между средневековыми кипчаками (половцами) и нынешними казахами, а сами те – нет. К примеру, Г.Вернадский писал так: «Вполне возможно, что тырновские болгарские цари признавали кипчакских ханов до самого турецкого завоевания. Кипчаки – это половцы и киргизы» («Монгольское иго в русской истории», журнал «Наш современник», №3, 1992 г.) . Тут с «половцами» – все понятно. А вот в связи «киргизами» надо сказать следующее. Речь в данном случае идет о казахах. Поскольку Г.Вернадский был российским ученым царского времени, отправившимся в эмиграцию после Октябрьской революции, он их называл «киргизами» . То есть так, как было принято называть казахов в царской России. Однако это вовсе не означает, что в советское время представление о том, кто в действительности является нынче прямым потомком кипчаков или половцев, кочевавших когда-то в Южнорусских степях, изменилось. Просто как-то не принято было говорить вслух о такой, в общем-то, очевидности. Почему – другой вопрос. Но когда надо было называть вещи своими именами, ученые это делали. То есть тогда, когда вопрос о том, «Кто может считаться прямым потомком половцев?» , ставится ребром. Это подтверждается такой цитатой: «По языку наиболее близки половцам карачаевцы, балкарцы, кумыки и степные крымские татары, чей язык по данным лингвистов, наиболее близок половецкому языку, известному по словарю «Кодекса Куманикуса»… Но есть ли целый народ, которого можно считать прямым потомком половцев? Есть. По всем данным истории и этнографии (кроем религии) этим народом являются ногайцы» («Кумык из рода половецкого?..», Ю.Евстигнеев, канд. исторических наук, сотрудник НИИКСИ ЛГУ, «Вокруг света», №5, 1992 год).

Тут возникает закономерный вопрос: а казахи здесь при чем? Ответ будет такой: казахи и ногайцы – это бесспорно один и тот же народ. Другими словами, казахов можно считать этническими ногайцами, ногайцев - этническим казахами. Казахский народный фольклор в значительной своей части называется ногайским фольклором. В казахских сказках самым обычным обращением к малознакомому человеку является такая фраза: «Кай ногайсын?» - «Ты из каких ногайцев?» .А вот алшыны, то есть казахи Младшего жуза, те вообще самые настоящие ногайцы и теперь. Все три составляющие его поныне племенные группы – это прежние ногайские орды, отмеченные в российской истории. К примеру, Алты ата Алим – это Алтыульская орда Больших ногаев. А Жет i ата Жет i ру Эдисанская (Жет i санская) орда Малых ногаев. Центром ногайских земель прежде было Нижнее Поволжье. На западе они простирались до предгорий Северного Кавказа, а на востоке - до реки Эмба (Жем). После того, как Россия взяла Астрахань и стала обосновываться в районе Северного Прикаспия, ногайцы разделились на 2 части - Большие (восточных) и Малые ногаи.

Но связи у западных казахов с кавказскими ногайцами сохранялись и сохраняются даже сейчас. На Кавказе эти люди непосредственно ногайского происхождения называются «ногайцами» , в Калмыкии – «мангытами» , «алабугатскими ногайцами» или «кочующими алабугатскими татарами» , в Астраханской области – «каргашами» или «ногай-карагашами» , а в Атырауской области – «ногай-казахами» . Язык, традиции, быт, культура, физический облик – все практически одно к одному такое же, как у алшынов или западных казахов. Некоторые роды Байулы , третьего племенного союза Младшего жуза, по названию совпадают с северо-кавказскими народами. К примеру, малкар (балкар), шеркеш (черкес) . Нет сомнения в том, что в те времена, когда автохтонные народы Северного Кавказа испытывали сильнейшее влияние степных кочевников, вся территория от берегов рек Урал и Волга до предгорий Северного Кавказа была населена гомогенным кочевым народом. Последующие исторические события изменили эту ситуацию. Но его следы сохраняются по сей день.

Кем были кипчаки – азиатами или европеоидами?

Ответ вроде бы ясен давно. Кипчаки были тюрками. А тюрки народом дальневосточного происхождения. То есть они изначально были монголоидными людьми. Но поскольку нынче самые многочисленные тюркские этносы по своему физическому облику относятся к европеоидной или, как это принято называть в США, кавказской расе, порождается и упорно культивируется миф о том, что и тюрки, и кипчаки еще в раннее средневековье имели облик, в котором-де не было ничего общего с монгольской внешностью. Причем наиболее рьяно их распространяют именно историки, представляющие кавказские тюркские народы.

Ныне популярный в Казахстане Мурад Аджи, кумык по национальности, занявшийся кипчакской или половецкой темой поисках своих далеких корней, вначале императивно исходил из того, что «кипчаки» или «половцы» светловолосыми людьми. Мол, сама этимология («половцы» – «половый», то есть «желтый») говорит об этом. В начальном этапе его исследований не только о казахах, но и даже о ногайцах никакой речи не было, хотя их ареалом был Северный Кавказ, где нынче и обитает остатки некогда многочисленного ногайского народа. Тогда исследовательские изыскания приводили его и в Казахстан. Но, как это следует из трудов М.Аджи того периода, в то время он казахов в связи кипчакской или половецкой темой в учет не принимал, а посему совершенно не замечал. Кипчакский или половецкий след он в Казахстане искал среди Яицких, то есть Уральских казаков. Но со временем поиски сегодняшних потомков половцев и кипчаков все же вывели его на казахов. То есть он нашел ответ. Потому, наверное, что был достаточно искренен в своих исследованиях.Чего не скажешь о многих других исследователях прошлого, продолжающих исходить из того, что тюрки и кипчаки издавна были европеоидными людьми. Даже в самой казахской среде вера в правоту такого суждения очень широко распространена. До сих пор, во всяком случае, не редкость такое, когда достаточно разумные и образованные казахи говорят, что, мол, наши предки были светловолосыми и голубоглазыми. Удивительно, как эти люди не понимает того, что от европеоидов не рождаются азиаты, а от азиатов – соответственно, европеоиды?! Да, когда-то в этих степях жили народы иранского корня. Но потом пришли тюрки. Европеоидное население было частью вытеснено, частью ассимилировано. Но и после этого тюрки, сохранявшие кочевой образ жизни, на протяжении веков сохранялись как преимущественно монголоидный народ. Такой вывод подтверждается, к примеру, свидетельством арабского историка Йатимы, жившего в X веке. Он написал так: «Глаза у тюрка слишком узкие для гримировального карандаша» . Ко времени появления этой записи тюркские народы жили в западной части Азии, в прямом контакте с иранскими и другими индоевропейскими народами уже, по меньшей мере, полтысячи лет. То есть, если они за первые пять столетий сохранили свой первоначальный, то есть дальневосточный облик, с чего им было менять его в дальнейшем?! Тем более, что их физическое отличие от народов Западной Азии и Восточной Европы напрямую ассоциировалось с их бесспорным военным преимуществом над оседлым всем этим оседлым населением вплоть до появления огнестрельного оружия. Но поскольку тюрки на протяжении веков проявляли себя как завоеватели в этих регионах, а оседлым народам не было никакого интереса соваться в степные районы, метисизация имело место лишь в странах, куда эти кочевники приходили. Поскольку пришлых было всегда меньше, чем местного населения, ее следы за последние несколько столетий, когда утратившая могущество Степь престала воздействовать на обширные области Западной Азии и Восточной Европы с оседлым населением, были основательно размыты. Нынче определенные результаты смешения азиатских пришельцев извне и коренного европеоидного населения обнаруживается лишь в среднеазиатском регионе и Афганистане.

Куда более эффективными, чем у самих тюрков, оказались последствия проникновения в Западную Азию и Восточную Европу у их языка.На нем теперь говорят десятки являющихся испокон века оседлыми европеоидных народов. Однако им психологически в корне неприемлема ассоциация себя с азиатами, с их физическим типом. Отсюда и мифы у тех народов о том, что обитавшие в Западной Азии и Восточной Европе кочевые тюрки еще в средние века по внешнему виду были европейцами. А в принципе они подразумевают, что те тюрки, с которыми ассоциируются их варианты тюркского языка, никогда и не являлись азиатами. Это – огузы в Западной Азии и кипчаки (половцы, куманы) в Восточной Европе.

Кайрат КАЗАКПАЕВ




Top