Казанский музее картины арсения мещерского. Мещерский арсений иванович – галерея произведений (72 изображения)


Автор многочисленных самобытных пейзажей Арсений Иванович Мещерский родился в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Двадцатилетним юношей поступил в Академию художеств, где проучился три года под руководством Ф.А. Бруни, С.М. Воробьева, Т.А. Неффа. Чем-то не понравилось молодому художнику обучение в Академии - после трех лет пребывания в ней и получения за свою работу первой серебряной медали он за свой счет уезжает в Швейцарию, где становится учеником известного пейзажиста Калама.


Мещерский Арсений Иванович

Большую часть его картин составляют пейзажи. Это удивительные, необыкновенно реалистичные, яркие и дышащие жизнью картины. Многое в манере художника напоминает его учителя, пейзажиста Калама.

(Швейцарский художник - пейзажист Александр Калам (1810-1864)
)

Однако Мещерский не только заимствовал приемы швейцарца, но и развил собственный стиль пейзажа, который был и остается его «фирменным знаком». Арсений Иванович всегда считал себя «рисовальщиком» природы.

В 1859 году художник присылает на суд Совета Академии конкурсную работу "Швейцарский вид", за которую получает золотую медаль и право пребывания за границей за казенный счет.


Швейцарский вид


Швейцарский пейзаж
Вторая половина XIX века
Холст, масло. 78 x 117 см
Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко

Помимо Швейцарии он побывал во время командировок и в Крыму. Его пейзажи Швейцарии и Крыма пользовались большим успехом на академических выставках.

Официальное признание также не заставило себя ждать. В 1864 году А.И. Мещерский получил звание академика, а в 1876 - звание профессора пейзажной живописи. На холстах А.И. Мещерского запечатлены виды Крыма и Кавказа, Малороссии и окрестностей Петербурга. Зима и лесные чащи - любимые мотивы в творчестве художника.


«Пейзаж с елями»
1860-е
Холст, масло. 96 x 77.7 см
Частное собрание


«Озеро в горах»
1860-е
Холст, масло. 98 x 143 см
Частное собрание


«Горный пейзаж»
1860-е
Холст, масло. 59.2 x 77.7 см
Частное собрание


" У воды"
1860
Холст, масло.38,5 x 47 см
Частное собрание


«Горное озеро»
1865
Холст, масло. 81 x 117.5 см
Частное собрание


Прибой


«Горный ручей»
1865
Холст, масло. 74 x 118 см
Частное собрание


«Зимний вечер в Финляндии»
1866
Холст, масло 173 х 266
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств


«Водопад»
1867
Холст, масло. 36 x 59 см
Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого


«Пейзаж с козами»
1868
Холст, масло. 51 x 72 см
Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой


«Ледоход»
1869
Холст, масло 35,7 х 53,8

Москва


«Грот на берегу моря»
Холст, масло. 83 x 121 см
Частное собрание


«Альпийская река»
1870-е
Холст, масло. 46 x 64 см
Частное собрание


У родника
1870
Холст, масло.60 x 48 см
Частное собрание


«Зимний пейзаж»
1870
Холст, масло. 42 x 61.5 см
Частное собрание


«Река в горах Швейцарии»
1870-е
Холст, масло. 128 x 198 см
Частное собрание


«Озеро в горах»
1870
Картон, масло. 18.2 x 30.6 см
Частное собрание


«Парк в Сестрорецке»
Холст, масло. 64 x 52 см
Тульский областной художественный музей


«Парусник в море»
1870
Картон, масло. 43.5 x 61.4 см
Частное собрание


«Морской пейзаж»
1870-е
Холст, масло. 40 x 60 см
Частное собрание


«Подень в лесу»
1870-е
Холст, масло. 43 x 32.5 см
Частное собрание


Пейзаж с озером»
1870-е
Холст, масло. 92 x 66 см
Частное собрание


«Крымский пейзаж»
1870
Холст, масло. 63 x 42.4 см
Частное собрание


«Скалистый берег»
1870-е
Холст, масло. 45.5 x 61.5 см
Частное собрание


«Дарьяльское ущелье»
1871
Холст, масло
Государственный Русский музей


«Наводнение в деревне»
1872
Холст, масло. 61 x 128 см
Чувашский государственный художественный музей


«Кавказ»
1873
Холст, масло. 155 x 115 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля


«Лунная ночь. Тишина»
1875
Холст, масло. 82.5 x 52.5 см
Частное собрание


«Вид турецкого города»
1878
Холст, масло. 79 x 64 см


«Зима. Ледокол»
1878
Холст, масло 109 х 177
Государственная Третьяковская галерея
Москва


" У берега "
1879
Холст, масло. 47,5 x 33 см
Частное собрание

Современники Мещерского утверждали, что 1879 год стал для него роковым. Мещерский сильно заболел. Вскоре Арсений слег. Пневмония не отпускала его почти два месяца. В какой-то момент врачи потеряли надежду спасти художника. Да и сам он, измученный лихорадкой и сотрясающим грудь кашлем, не слишком надеялся на выздоровление. Он начинает страдать приступами удушья, немало осложнявшими его существование, особенно с наступлением холодов.


«Тихая заводь»
1879
Холст, масло. 125 x 96 см
Луганский областной художественный музей


«Тропинка в лесу»
1880-е
Холст, масло. 35.5 x 21.5 см
Частное собрание


«Горный поток»
1880-е
Холст, масло. 86 x 66 см
Частное собрание


«Обрывистый берег. Сосны»
1880-е
Холст, масло. 81.2 x 57.2 см
Частное собрание


«Водопад»
1880-е
Холст, масло. 146 x 107 см
Частное собрание


«Альпийский пейзаж»
1880
Холст, масло. 101 x 75.5 см
Частное собрание


У лесного озера
1884
Холст, масло. 98 x 134 см.
Сумский художественный музей


«Солнечный день»
1884
Холст, масло. 46.5 x 37.5 см
Частное собрание


«Зимний пейзаж с мостиком»
1885
Холст на картоне, масло. 34 x 49 см
Частное собрание


«Парусное судно при солнечном закате»
1886
Холст, масло. 34 x 67 см
Музей изобразительных искусств Республики Карелия

В 1886 году Арсений Мещерский награждается орденом Анны третьей степени «за особые труды на художественном поприще». На протяжении 1898 года Мещерский путешествует. Он побывал в Турции, на Афоне и на некоторых островах Греческого архипелага, вновь посетил Италию и Швейцарию.


«Горная тропа»
1887
Холст, масло. 58 x 40 см
Частное собрание


«Сосны на берегу моря»
1887
Холст, масло. 84 x 54.5 см
Частное собрание


«В кочках»
1889
Холст, масло. 108 x 165 см
Нижегородский художественный музей


«Лесной пейзаж с ручьем»
1889
Холст, масло. 73 x 54.8 см
Частное собрание

Мещерский А.И. Зимний вечер. 1866.

Водопад. 1867.

Мещерский А.И. Зимний пейзаж. 1870.

Крымский пейзаж. 1870.

Кавказ.1873.

Мещерский А.И. Зима. Ледокол.1878.

Кавказ, 1880-е гг.

Лесной пейзаж. 1881.

У лесного озера. 1884.

В Кочках 1889.

Озеро Эзель-Ам в Дагестане. 1890.

Морской вид. 1897.

На реке. 1898.

Морской пейзаж.1899.

Дарьяльское ущелье.

Пейзаж с озером.

У родника.

Арсений Иванович Мещерский (1834-1902) - живописец-пейзажист. Большую часть картин Мещерского составляют пейзажи. Это удивительные, необыкновенно реалистичные, яркие и дышащие жизнью картины. Многое в манере художника напоминает его учителя, пейзажиста Калама. Однако Мещерский не только заимствовал приемы швейцарца, но и развил собственный стиль пейзажа, который был и остается его «фирменным знаком». Арсений Иванович всегда считал себя «рисовальщиком» природы.
Арсений Иванович Мещерский родился в 1834 году в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Сведений о родителях данного живописца не сохранилось. Но бытует мнение, что так или иначе живописец принадлежал к знатному роду Мещерских. Но его происхождение до сих пор вызывает споры, а ранняя биография полна тайн и загадок.
В 1854 году, когда Арсению было 20 лет, он уже имел основательную художественную подготовку. Он был зачислен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, где проучился три года под руководством Ф. А. Бруни, С. М. Воробьева, Т. А. Неффа. В следующем году он уже участвует в академической выставке. Для неё он предоставляет два пейзажа, таких как «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости». За эти картины Мещерский получает вторую серебряную медаль. 1857 год приносит Арсению Мещерскому новую удачу. За его полотно «Утро в окрестностях города Фридрихсгамена» Академия награждает Арсения первой серебряной медалью. Также в этом году Мещерский решает покинуть стены Академии и оставить занятия. Также были слухи, что Мещерский на свои средства или на средства своего высокопоставленного покровителя отправляется на усовершенствования своей живописи в Швейцарию. За представленную на Академической выставке 1859 года исполненную в Швейцарии картину «Швейцарский вид» Мещерский получает даже не вторую, а сразу же первую золотую медаль, звание классного художника и право на заграничное пенсионерство. Позже он получил широкое признание и в России, и за рубежом, а также стал профессором Академии художеств. В 1864 году А. И. Мещерский вновь возвращается на родину. Здесь он проживает в Петербурге, но изредка посещает и Финляндию, Прибалтику и Кавказ.
1867 год стал для Арсения знаменательным. А. И. Мещерскому поручено сопровождать великого князя Алексея Александровича в его кругосветном путешествии. В 1876 году за свое полотно «Вид у истоков Риона» Мещерский удостаивается звания профессора. В конце 1870 - начале 1880-х годов Мещерский регулярно участвует в академических выставках в созданном при Академии Обществе выставок художественных произведений.
Современники Мещерского утверждали, что 1879 год стал для него роковым. Мещерский сильно заболел. Вскоре Арсений слег. Пневмония не отпускала его почти два месяца. В какой-то момент врачи потеряли надежду спасти художника. Да и сам он, измученный лихорадкой и сотрясающим грудь кашлем, не слишком надеялся на выздоровление. Он начинает страдать приступами удушья, немало осложнявшими его существование, особенно с наступлением холодов. В 1886 году Арсений Мещерский награждается орденом Анны третьей степени «за особые труды на художественном поприще». На протяжении 1898 года Мещерский путешествует. Он побывал в Турции, на Афоне и на некоторых островах Греческого архипелага, вновь посетил Италию и Швейцарию.
В середине ноября 1902 года в газете «Новое время» появился некролог. Он сообщал о том, что «13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга… Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы».
Работы Арсения Мещерского выставлены в Русском музее и Третьяковской галерее.

Арсений Мещерский
Фотография
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёба:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Стиль:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Покровители:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Влияние:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Влияние на:
Награды:
Звания:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Арсе́ний Ива́нович Меще́рский (1834-1902) - живописец -пейзажист ; пейзажи из природы южной и северной России, Крыма и Кавказа. Большую часть картин Мещерского составляют пейзажи . Это удивительные, необыкновенно реалистичные, яркие и дышащие жизнью картины. Многое в манере художника напоминает его учителя, пейзажиста Калама . Однако Мещерский не только заимствовал приемы швейцарца, но и развил собственный стиль пейзажа, который был и остается его «фирменным знаком». Арсений Иванович всегда считал себя «рисовальщиком» природы.

Биография

Арсений Иванович Мещерский родился в 1834 году в Вышневолоцком уезде Тверской губернии . Сведений о родителях данного живописца не сохранилось. Но бытует мнение, что так или иначе живописец принадлежал к знатному роду Мещерских. Но его происхождение до сих пор вызывает споры, а ранняя биография полна тайн и загадок. В этот период маленький юноша берется за карандаши, краски. Юношей руководит творческая интуиция, которая присуща многим художникам, а также наставления первого учителя. Мальчик делает первые наброски. Имя первого учителя мальчика так и осталось загадкой для историков.

И все же за представленную на Академической выставке 1859 года исполненную в Швейцарии картину «Швейцарский вид» Мещерский получает даже не вторую, а сразу же первую золотую медаль, звание классного художника и право на заграничное пенсионерство. Позже он получил широкое признание и в России, и за рубежом, а также стал профессором Академии художеств.

В конце 1870 - начале 1880-х годов Мещерский регулярно участвует в академических выставках в созданном при Академии Обществе выставок художественных произведений .

Современники Мещерского утверждали, что 1879 год стал для него роковым. Мещерский сильно заболел. Вскоре Арсений слег. Пневмония не отпускала его из своих тугих душных объятий почти два месяца. В какой-то момент врачи потеряли надежду спасти художника. Да и сам он, измученный лихорадкой и сотрясающим грудь кашлем, не слишком надеялся на выздоровление. Он начинает страдать приступами удушья, немало осложнявшими его существование, особенно с наступлением холодов.

Картины

  • Швейцарский вид
  • Ржаное поле у лесной дороги
  • Тихая заводь
  • Смерть Камиллы, сестры Горация
  • Нарвский рейд
  • Зимний вечер в Финляндии

    Arseny Meshchersky In Finland.jpg

    Зимний вечер в Финляндии

    Арсений Иванович Мещерский - Пики в снегу.jpg

    Пики в снегу

    Арсений Иванович Мещерский - Бешеный быстрому.jpg

    Бешеный быстрому

    Арсений Иванович Мещерский - Илта.jpg

Напишите отзыв о статье "Мещерский, Арсений Иванович"

Примечания

Ссылки

  • Мещерский, Арсений Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Мещерский, Арсений Иванович

Я лишь кивнула. И Север терпеливо продолжил свою потрясающую историю...
– Когда церковь через того же рыцаря узнала, что Магдалина так же является ещё и Хранителем Умного Кристалла, у «святых отцов» возникло непреодолимое желание получить в свои руки эту удивительную силу. Ну и, естественно, желание уничтожить Золотую Марию умножилось в тысячи раз.
По великолепно рассчитанному «святыми отцами» плану, в день, кода должна была погибнуть Магдалина, предавшему её рыцарю в руки было вручено от посланника церкви письмо, якобы написанное самой Магдалиной. В этом злосчастном «послании» Магдалина «заклинала» первых Рыцарей Храма (своих самых близких друзей) никогда не пользоваться более оружием (даже при защите!), так же как и никаким другим, известным им способом, который мог бы отнять чью-то чужую жизнь. Иначе, – говорилось в письме, – при непослушании, Рыцари Храма потеряют Ключ Богов... так как окажутся его недостойными.

Это был абсурд!!! Это было самое лживое послание, которое им когда-либо приходилось слышать! Но Магдалины с ними уже не было... И никто не мог её более ни о чём спросить.
– Но разве они не могли после смерти с нею общаться, Север? – удивилась я. – Ведь насколько я знаю, многие Маги могут общаться с умершими?
– Не многие, Изидора... Многие могут видеть сущности после смерти, но не многие могут их точно слышать. Только один из друзей Магдалины мог с ней свободно общаться. Но именно он погиб всего через несколько дней после её смерти. Она приходила к ним сущностью, надеясь, что они увидят её и поймут... Она приносила им меч, стараясь показать, что должны бороться.
Какое-то время мнения Совершенных перевешивали то в одну, то в другую сторону. Их было теперь намного больше, и хотя остальные (ново пришедшие) никогда не слышали о Ключе Богов, «письмо Магдалины», по справедливости, было оглашено и им, пропуская не предназначавшиеся их уху строки.
Некоторые новые Совершенные, хотевшие жить поспокойнее, предпочитали верить «письму» Марии. Те же, которые сердцем и душой были преданы ей и Радомиру, не могли поверить в такую дикую ложь... Но и они так же боялись, что, ошибись в своём решении, и Ключ Богов, о котором они знали очень мало, мог просто исчезнуть. Тяжесть доверенного им Долга давила на их умы и сердца, рождая в них на какое-то время шаткую неуверенность и сомнения… Рыцари Храма, скрепя сердца, искренне пытались как-то принять это странное «послание». Тем более, что оно якобы являлось последним посланием, последней просьбой их Золотой Марии. И какой бы странной эта просьба ни казалась, они обязаны были ей подчиняться. Хотя бы самые ей близкие Храмовники... Как подчинились они когда-то последней просьбе Радомира. Ключ Богов теперь оставался с ними. И они отвечали за его сохранность своими жизнями... Но именно им, первым Рыцарям Храма, и было всего трудней – они слишком хорошо знали и помнили – Радомир был Воином, так же, как была воином и Мария. И ничто на свете не могло заставить их отвернуться от их изначальной Веры. Ничто не могло заставить забыть заповеди настоящих Катар.
И первые Рыцари Храма, со многими ново пришедшими Храмовиками, решили не сдаваться...
Даже понимая, что, возможно, они идут против последней воли Золотой Марии, они всё же не могли так просто сдать оружие, когда каких-то пятнадцать лет спустя после смерти Магдалины, армия церкви послала своих верных слуг навсегда «усмирить» Катар... Стереть их с лица Окситании, чтобы никогда не прорастали более новые побеги их светлой Веры, чтобы не помнили более на Земле их Древнего и Чистого Знания...
Но число Рыцарей Храма было слишком малым по сравнению с заказной «армией дьявола», и Тамплиеры гибли сотнями, идя против десятков тысяч...
Они искренне верили в своих преданных сердцах, что не предают Марию. Они верили, что правы, несмотря на наказы друзей, несмотря на давление со стороны «новых» катар. Но вскоре Рыцарей Храма почти не осталось. Как не осталось более в Окситании и настоящих Катар...
Ну, а позже, почти никто уже и не помнил, что когда-то, пока жила Золотая Мария, это Учение было совершенно другим... Было сильным, воинственным и гордым.
У меня на душе было муторно и зябко. Неужели кто-то, бывший с Марией столько лет, смог под конец так страшно предать её?..
– Скажи, Север, можешь ли ты мне подробнее рассказать момент предательства? Я не могу ни сердцем, ни душой понять этого. И даже мой мозг этого не принимает...

– Думаю, будет лучше, если я опять же покажу тебе, Изидора, – задумчиво ответил Север.
Посредине небольшого каменного зала одиноко стоял огромный, круглый, очень старый каменный стол. Он занимал почти всё помещение. По внешнему кругу стол был сильно стёрт частым прикосновениям рук человека. Видимо, много судеб решалось за этим столом, много человеческих дум он «слышал» за свою долгую жизнь...
Вокруг стола сидели семеро человек. Это были старые друзья Магдалины и Радомира, первые Рыцари Храма. Седьмым среди них был Радан... Услышав через гонца, как жестоко и бесчеловечно умерла Магдалина и его юная племянница – Веста, Радан не выдержал. Оставив Светодара (рвавшегося поехать вместе) на полное попечение своих испанских друзей, он примчался в Монтсегюр, загнав по дороге нескольких лошадей, но хоронить Марию уже было поздно. Друзья сложили ей и Весте погребальный костёр, и свободные души Золотой Марии и её любимой дочери улетели туда, где находился теперь их новый Дом...
Только лишь в 2009 году, находясь в Окситании, я узнала, что Сущность Магдалины всё ещё не ушла с нашей Мидгард-Земли. Что все эти долгие сотни лет она охраняла здесь кое-что, очень для нас ценное и дорогое – охраняла для людей Ключ Богов... И сколько бы ни старались всевозможные «искатели» до него добраться, Магдалина помнила наказ Радомира – она хранила его своей жизнью, даже после того, как из неё ушла.
Рыцари угрюмо молчали. Да и что можно было сказать, дабы унять их печаль? Их Золотой Марии не стало... Они готовы были за неё умереть, отдать за неё свои жизни. Но умерла ОНА... И уже ничего нельзя было изменить, ничего более поделать. Это был 1094 год по летоисчислению от жизни никому не известного еврейского пророка... Которого, по воле святейшей церкви, сделали велико-страдавшим «сыном Бога»... Магдалине во время смерти было всего-навсего лишь двадцать девять лет...

Мещерский А.И. Зимний вечер. 1866.

Водопад. 1867.

Мещерский А.И. Зимний пейзаж. 1870.

Крымский пейзаж. 1870.

Кавказ.1873.

Мещерский А.И. Зима. Ледокол.1878.

Кавказ, 1880-е гг.

Лесной пейзаж. 1881.

У лесного озера. 1884.

В Кочках 1889.

Озеро Эзель-Ам в Дагестане. 1890.

Морской вид. 1897.

На реке. 1898.

Морской пейзаж.1899.

Дарьяльское ущелье.

Пейзаж с озером.

У родника.

Арсений Иванович Мещерский (1834-1902) - живописец-пейзажист. Большую часть картин Мещерского составляют пейзажи. Это удивительные, необыкновенно реалистичные, яркие и дышащие жизнью картины. Многое в манере художника напоминает его учителя, пейзажиста Калама. Однако Мещерский не только заимствовал приемы швейцарца, но и развил собственный стиль пейзажа, который был и остается его «фирменным знаком». Арсений Иванович всегда считал себя «рисовальщиком» природы.
Арсений Иванович Мещерский родился в 1834 году в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Сведений о родителях данного живописца не сохранилось. Но бытует мнение, что так или иначе живописец принадлежал к знатному роду Мещерских. Но его происхождение до сих пор вызывает споры, а ранняя биография полна тайн и загадок.
В 1854 году, когда Арсению было 20 лет, он уже имел основательную художественную подготовку. Он был зачислен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, где проучился три года под руководством Ф. А. Бруни, С. М. Воробьева, Т. А. Неффа. В следующем году он уже участвует в академической выставке. Для неё он предоставляет два пейзажа, таких как «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости». За эти картины Мещерский получает вторую серебряную медаль. 1857 год приносит Арсению Мещерскому новую удачу. За его полотно «Утро в окрестностях города Фридрихсгамена» Академия награждает Арсения первой серебряной медалью. Также в этом году Мещерский решает покинуть стены Академии и оставить занятия. Также были слухи, что Мещерский на свои средства или на средства своего высокопоставленного покровителя отправляется на усовершенствования своей живописи в Швейцарию. За представленную на Академической выставке 1859 года исполненную в Швейцарии картину «Швейцарский вид» Мещерский получает даже не вторую, а сразу же первую золотую медаль, звание классного художника и право на заграничное пенсионерство. Позже он получил широкое признание и в России, и за рубежом, а также стал профессором Академии художеств. В 1864 году А. И. Мещерский вновь возвращается на родину. Здесь он проживает в Петербурге, но изредка посещает и Финляндию, Прибалтику и Кавказ.
1867 год стал для Арсения знаменательным. А. И. Мещерскому поручено сопровождать великого князя Алексея Александровича в его кругосветном путешествии. В 1876 году за свое полотно «Вид у истоков Риона» Мещерский удостаивается звания профессора. В конце 1870 - начале 1880-х годов Мещерский регулярно участвует в академических выставках в созданном при Академии Обществе выставок художественных произведений.
Современники Мещерского утверждали, что 1879 год стал для него роковым. Мещерский сильно заболел. Вскоре Арсений слег. Пневмония не отпускала его почти два месяца. В какой-то момент врачи потеряли надежду спасти художника. Да и сам он, измученный лихорадкой и сотрясающим грудь кашлем, не слишком надеялся на выздоровление. Он начинает страдать приступами удушья, немало осложнявшими его существование, особенно с наступлением холодов. В 1886 году Арсений Мещерский награждается орденом Анны третьей степени «за особые труды на художественном поприще». На протяжении 1898 года Мещерский путешествует. Он побывал в Турции, на Афоне и на некоторых островах Греческого архипелага, вновь посетил Италию и Швейцарию.
В середине ноября 1902 года в газете «Новое время» появился некролог. Он сообщал о том, что «13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга… Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы».
Работы Арсения Мещерского выставлены в Русском музее и Третьяковской галерее.

(1834-1902)

Арсений Мещерский – один из ведущих представителей академической школы пейзажа в русской живописи второй половины 19 века.

В его творчестве очень заметно влияние Александра Калама, это неудивительно – ведь окончив Академию Художеств молодой художник отправился на стажировку именно к знаменитому пейзажисту.
От Калама Арсений Мещерский усвоил свободную романтическую манеру, приятный колорит и тщательность исполнения работ. Приморские и морские виды, льды и снега, величественные горные пейзажи Мещерского пользовались большой популярностью в академических кругах. Вместе с тем он принимал участие и выставках передвижников.

Арсений Иванович Мещерский родился в 1834 году в Твери. Учился в Императорской Академии Художеств в 1854-1857 годах в классе исторической живописи у Ф.А. Бруни и Т.А. Неффа и в пейзажном классе у С.М. Воробьева.

На собственные средства уехал в 1857 за границу, жил в Женеве, где работал под руководством А. Калама. В 1859 году за присланную картину «Швейцарский вид (Льды на Ландеке)» был награжден большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки за границу.

В 1864 по возвращении в Петербург Арсений Мещерский за свои картины был удостоен звания академика, в 1876 году получил звание профессора.

Совершил многочисленные поездки в Крым, на Кавказ, в Финляндию, Грецию, в 1898-1899 годах работал на Афоне. Посетил также Италию, Турцию, сопровождал великого князя Алексея Александровича в его кругосветном путешествии (1867).

Член Общества выставок художественных произведений ОВХП (1875-1884), был председателем правления Общества, член-соучредитель и первый председатель Санкт-Петербургского общества художников. Участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок.

Живописец, акварелист, работал в технике сепии, занимался литографией.




Top