Кес ван донген картины с названиями. Портретист Кес ван Донген – поэт женской красоты

Художник, проживший долгую жизнь, обожал женщин, и они отвечали ему тем же. Уникальный портретист, являвшийся настоящим баловнем судьбы, одержал победу над модой, примирив авангардную живопись с великосветским салоном.

Влюбленный в женщин

Нидерландский художник Кес ван Донген родился в 1877 году. Молодой бунтарь и скандалист переехал из небольшого поселения в крупнейший в мире портовый город. Обаятельного юношу манили сценки обычной жизни, а сюжетами первых его полотен стали самые злачные места Роттердама. Главными персонажами работ рисовальщика являлись моряки и очень колоритные обитатели гавани, не обращающие внимания на моральные устои общества.

Юноша, влюбленный в женщин, рисует девиц легкого поведения, с которыми знакомится в притонах. Кроме того, он продает карикатуры на злобу дня в местные газеты, публикующие пробы пера молодого автора.

Популярность и богатство

В 20 лет Кес ван Донген переезжает в столицу Франции, которая пленяет удивительной атмосферой праздника. Несмотря на ужасающие условия жизни в ветхом и холодном бараке, юноша был счастлив. Он знакомится со многими художниками и поэтами, у которых не хватало денег даже на уголь для отопления. Парижские дамы заботятся о молодом человеке, обладающим даром влюблять в себя людей. Его работы приглянулись богатой маркизе Луизе Казати, вводящей моду на своего фаворита. Вскоре автор-портретист, обретающий долгожданную популярность, становится богатым.

Открыватель нового направления

Кес ван Донген слывет настоящим гением, обладающим индивидуальной манерой письма. В 1905 году буржуа, получающий дорогие заказы, становится участником Осеннего салона - объединения деятелей Он открывает новое направление в живописи - фовизм. Это название закрепилось за небольшой группой художников, работы которых поразили публику новизной. Выразительность ярких красок, страсть и эмоциональная сила вызвали восторг у критиков, сравнивших авторов необычных произведений с дикими зверями (по-французски это словосочетание звучит как les fauves).

Фовисты, вдохновленные полотнами Ван Гога и Гогена, заявили о себе всему миру, однако вскоре объединение распадается, а пути его участников расходятся. Через три года Кес ван Донген примыкает к новой группе "Мост", считая, что на зрителя надо воздействовать контрастными красками. Последние годы жизни художника прошли в Монте-Карло, где он и умер в возрасте 91 года.

Выразительные полотна

Гений представлял на суд публики полотна, наполненные яркими красками. Это даже не просто женские портреты, а настоящий эмоциональный взрыв, передающий импульсивное начало представительниц прекрасного пола. Его выразительные персонажи отстранены от окружающего мира, а насыщенные контрасты передают смысл происходящего. Женщины на полотнах обладают внешним очарованием. Автор находит разнообразные позы, отражающие властность, задумчивость или уверенность в себе, умело подчеркивая привлекательность своих героинь.

Особое внимание зрителей привлекла с голубыми глазами". И в самом деле зеркало души милой блондинки занимает большую часть полотна. Огромные очи василькового цвета притягивают взгляды мужчин, оценивающих и приоткрытые губы ярко-алого оттенка.

Коммерчески успешные работы

Исследователи творчества гения считают, что его новаторский стиль - синтез экспрессионизма и фовизма. Это роскошь и почти китчевый шик, который так нравился зрителю. Позднее мастер пробует себя в арт-деко (новом направлении искусства стран Западной Европы и Америки). Женская тематика всегда присутствует на полотнах автора, однако в более поздних работах уходит откровенная эротика и чересчур яркие краски. Умудренный опытом живописец часто работает над большими заказными миссис Аньели", "Портрет мадам V", "Монсеньор Александр со своей собакой").

Его полотна коммерчески успешны, однако исследователи не видят в них былую мощь художника. Они словно стилизованы под картинки из гламурных журналов. И в них чувствуется равнодушный взгляд мастера, привычно рисующего стройные спины женщин и роскошные драгоценности.

Экспрессия и символизм

Сам талантливый портретист Кес ван Донген не связывал свое творчество с каким-либо направлением в живописи. Он отводил огромную роль цветовому символизму и выражал свои эмоции через яркие оттенки. Так, например, синий отвечал за духовное, а красный означал страсть. Автор часто импровизировал и уделял внимание мелким деталям. Краски живописца, отлично разбирающегося в светотени, называли "наэлектризованными" за экспрессию и сочетание несочетаемого.

Сокровище Эрмитажа

Несколько картин Кес ван Донгена, оставившего бесценное наследие, находятся в Эрмитаже, и каждый посетитель может полюбоваться проникновенными женскими образами, запечатленными на произведениях автора. Самым интересным полотном является "Дама в Неизвестная модель, выразительное лицо которой состоит из ярких цветовых пятен, изображает актрису мюзик-холла. Несмотря на то что шедевр наполнен темным цветом, он не производит мрачное впечатление. А черный, соединенный с зеленым, придает картине нарядность.

Найти полотно можно в разделе "Европейское изобразительное искусство", коллекция "Французская живопись XIX-XX вв."

Кес ван Донген
нидерл. Kees van Dongen

Имя при рождении Cornelis Theodorus Maria van Dongen
Псевдонимы Kees van Dongen
Дата рождения 26 января (1877-01-26 )
Место рождения Дельфсхафен
Дата смерти 28 мая (1968-05-28 ) (91 год)
Место смерти Монте-Карло
Страна
Жанр портрет
Учёба Королевская Академия изящных искусств, Роттердам
Стиль фовизм
Награды
Подпись
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Родился в Дельфсхафене. Он был в семье вторым из четырех детей. В -1897 годах учился в Королевской Академии изящных искусств в Роттердаме; от этого периода в творчестве ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей. Вдохновленный идеями анархизма , в 1895 году он проиллюстрировал голландское издание книги Петра Кропоткина «Анархия» .

Одновременно с фовизмом, ван Донген являлся участником немецкой группы экспрессионистов «Мост» и рисовал карикатуры для парижской газеты La Revue blanche . Примерно в это же время Ван Донген пишет портрет Фернанды Оливье , который, как пишет Гертруда Стайн в «Автобиографии Алисы Б. Токлас», принес ему известность. По словам Стайн:

Ван-Донген конечно же отрицал что эта картина была портретом Фернанды, хотя она ему и позировала, и по этому поводу изливалось много яду. Ван-Донген в то время бедствовал, у него была голландская жена-вегетарианка и питались они только шпинатом. Ван-Донген часто сбегал от шпината в какое-нибудь заведение на Монмартре где он ел и пил на деньги девиц .

В 1911 году женился на художнице Августе Прайтингер, с которой познакомился в Академии. У них было двое детей: сын умер через пару дней после рождения в декабре 1901 года, а их дочь, Долли, родилась 18 апреля 1905 года. Во время Первой мировой Донген находился в Роттердаме, а после возвращения в Париж к нему стали обращаться состоятельные люди, желая заказать у него свои портреты .

С некоторым цинизмом он объяснял свою популярность в качестве портретиста среди женщин из высшего общества: «Главное - это удлинить женщин и особенно сделать их стройными. После этого остается только увеличить их драгоценности. Они восхищены». Это замечание напоминает другое его высказывание: «Живопись - самая красивая из лжи» .

Настоящее время

В феврале 2008 года полотно ван Донгена Ouled Naïl было продано по рекордной цене 7,5 миллионов евро на лондонских торгах аукционного дома Christie"s .

1 февраля 2010 года работы художника La Gitane (The Gypsy ) и Les escarpins mauves были проданы за 8 с лишним миллионов евро и 2,3 миллиона евро соответственно .

1877 — 1968 г. Голландский художник, основоположник фовизма, мастер женского портрета.

С «глотком» сладкого яда парижской свободы, двадцатилетний голландский живописец Кес Ван Донген получил стойкую «зависимость» от бурной жизни, кипящей в этом городе-празднике; так ряды французского изобразительного искусства пополнились художником-новатором, ярко проявившим себя в жанре фовизма.

Родился Корнелис Теодор Мария Ван Донген 26 января 1877 в пригороде Роттердама – Дельфсхафене, в семье пивовара. Склонность к рисованию проявилась у юноши в раннем возрасте, и в 1892 он становится учеником Королевской Академии художеств в Роттердаме, которую заканчивает в 1897. Портовый город, в котором он обучался живописи, просто кишел колоритными асоциальными персонажами, и сцены этой «живой» жизни привлекали Ван Донгена своей необузданной энергией. Наибольший интерес молодого художника вызывал непостижимый женский мир, в особенности, те его представители, которые не обращали внимания моральные устои общества. Изображая колоритную портовую жизнь, художник не только совершенствовал свои творческие навыки, но и зарабатывал на жизнь, получая за рисунки деньги от местной прессы.

После окончания Академии, Ван Донген посетил Париж, пленивший его своей яркой, открытой, и праздничной атмосферой, но, не решившись остаться в городе-мечте, он возвращается на родину, правда, ненадолго.

Окончательно переехав в Париж, художник обосновался в легендарном Бато Лавуар, влача, как и остальные богемные личности этого «корабля-прачечной», полунищенское существование, компенсируемое невероятными событиями, которые, обычно, сопровождают жизнь гениев не от мира сего. Близкий Ван Донгену карикатурный жанр снова помогал выжить, а его услуги оплачивала пресса анархистского толка. Помимо этого, наделенный отменной физической силой, художник не стеснялся участвовать в борцовских схватках в цирке.

В столице Франции, имевшей наибольшую «концентрацию» творческих личностей на душу населения, заявить о себе было проблематично, но «заезжему голландцу» помогла дружба с Пикассо, у которого Кес «одолжил» подругу – модель Фернанду Оливье. Неясно, действительно ли в связи с этим возникли обиды, но то, что после портрета Фернанды, художника заметили, факт.

Любовь Ван Донгена к женщинам была взаимной, именно они сделали его богатым, знаменитым, вывели в свет, и возвели в ранг чуть ли не штатного портретиста блистательного общества.

В 1905 художник принял участие в знаменитом Осеннем салоне, на котором фовисты поразили зрителя сиянием ярких, чистых красок, громко заявив о «самостоятельном» статусе этого стиля.

Хотя Ван Донген не связывал свое творчество с какими-либо направлениями живописи, его чистые, мощно звучащие цвета, а также темпераментное «неистовство», которым насыщены отдельные картины, подталкивают к мысли, что стиль художника – своеобразный синтез экспрессионизма и фовизма. Значительная роль отводилась цветовому символизму, и если требовалось передать мотив страсти, эту эмоцию выражал красный цвет; синий «отвечал» за духовное, а желтый символизировал надежду.

В 1908-м экспрессионистское движение «Мост» приняло Ван Донгена в свои ряды, и этот жанр более точно выражает манеру живописи художника, но при этом, большинство критиков видит в нем фовиста.

После путешествия в Египет, состоявшегося в 1913-м, стиль работ живописца упрощается, он тяготеет к двухмерности. Кроме этого, произведения приобретают более светский налет, чему способствовала дружба с маркизой Казати, и модельершей Жасмин (Леа) Жакоб. Также в этом году Ван Донген здорово эпатировал публику, выставив на экспозиции Салона портрет полностью обнаженной собственной жены, который полиция потребовала убрать.

В 1929 художник получил французское гражданство и, приблизительно, на это время пришлось изменение стиля живописи, приблизившегося к «арт-деко». Великосветская публика наперебой заказывала портреты, а в картинах стало появляться больше символизма. Работу «Танго с архангелом» можно считать отражением не только творческого кредо Ван Донгена, но и его стиля жизни, полностью подчиненного светским законам.

Женская тематика присутствовала и в поздних работах художника, но та откровенная эротика, граничившая с цинизмом, ушла, а с ней и вызывающе яркие краски.

В 1958 художник написал «Портрет Бриджит Бардо», в котором французская знаменитость устало смотрит на зрителя.

Последние годы жизни художника прошли в Монте Карло, где он умер на собственной вилле 28 мая 1968, прожив 91 год.

Фотографии Кеса ван Донгена





Кеса ван Донген Картины 1

Красный клоун Женщина с кошкой Танцоры Ревель и Коко Женщина в голубой шляпе
Мак Жозефина Бейкер Прогулка женщины с собакой по пляжу Ночь разрезает луна
Покой
Танго с архангелом Скрипачка Эквилибристка
Монпарнас Блюз Старый клоун Женский портрет Женщина на диване

ВАН ДОНГЕН Кес Van Dongen, Kees

(1877, Делфсхавен, близ Роттердама - 1968, Монте Карло) французский художник голландского происхождения

Сначала Кес Ван Донген работал в солодовне своего отца и учился в роттердамской Академии (1895). Он делал рисунки для газет «Groene» и «Rotterdamsche Nieuwsbiad» (1896); эти сцены в порту и проститутки вызвали настоящий скандал. В живописи он обращается к аналогичным сюжетам, но формы упрощаются. 4 июля 1897 Ван Донген приезжает в Париж и устраивается на Монмартре, где в 1906-1907 посещает «Бато-Лавуар». Он выставляется в гал. Судье (близ цирка Медрано) и в гал. «Ле Барк де Бутвиль» (1898) на улице Ле Пелетье, где знакомится с произведениями набидов.

Он создает акварели для многочисленных газет: «Assiette au beuire» (анкета о проститутках, 1901), «Frou-Frou», «Indiscret», «Le Rabelais». Он встречает Фенеона, который в 1903 приглашает его войти в редакцию «La Revue Blanche» и в следующем году склоняет Воллара посвятить художнику большую выставку. В его творчестве наступает краткий период дивизионизма, а затем увлечения искусством группы «Наби». Еще до возникновения фовизма, одним из самых ярких представителей которого он станет, в творчестве Кеса Ван Донгена проявились черты, сохранившиеся на протяжении нескольких последующих лет: дерзкая, но согласованная гармония, живые мазки в сочетании с более равномерными зонами, чувствительность, подчас вульгарная («Уличный гимнаст», 1907-1908, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; серия ню, «Торс», 1905, частное собрание). Одним из источников его вдохновения стал цирк Медрано, где он часто бывал («Белое трико», 1906, частное собрание). В 1908 Ван Донген работает вместе с керамистом Меттеем и выставляется в Дюссельдорфе по совету Канвейлера, а затем в Дрездене, куда он посылает рисунки на выставку группы «Мост».

В действительности, он более близок немецким экспрессионистам, нежели франзузским фовистам («В Булонском лесу», 1907-1908, Гавр. музей). Он приобретает известность и заключает контракт с гал. Бернхейм-Жён (19091915). Художник отправляется в путешествие в Испанию и Марокко (1910-1911), откуда привозит прекрасные полотна, полные свежих чувств («Женщины на балюстраде», ок. 1911, Сен-Тропез, музей), легкие и остроумные («Феллахи», Париж, Нац. музей совре-менного искусства, Центр Помпиду). В 1911 появляются декоративные композиции с большими красочными плоскостями («Красное и желтое», «Красное и синее», частное собрание); после путешествия в Египет (1913) художник тяготеет к иератическому, двухмерному стилю («Синий мужчина и красная женщина», ок. 1918, Ницца, музей Шере). В 1913 связь Ван Донгена с маркизой Казати, а затем дружба с Лео Жасми (которая продлится до 1932) направили творчество художника в сторону более светской стилистики, которая принесла ему известность в послевоенные годы - своеобразный компромисс между официальным портретом и плакатом: в композиции господствуют ритмы длинных вертикалей, в которые превращаются теперь его женские модели («Цветущий водоем», 1917, Париж, Гор. музей современного искусства), цвет, хотя и сохраняет часто дерзновенность, но теряет былую утонченность.

Ван Донген становится известным художником высшего света в Париже и Довиле. Серия картин, жестких по своей правдивости, стала как бы портретом общества между двумя войнами («Бони де Кастеллане», 1922, частное собрание; «Сестры Долли», 1925, Париж, частное собрание). Портреты работы Ван Донгена появились достаточно поздно, но после 1930 в них начинает проявляться его условный и чувствительный взгляд на модель («Утрилло», 1948, частное собрание; «Бриджит Бардо», 1954, частное собрание). В пейзажах, написанных в те годы, художник возрождает счастье и выразительность своих ранних работ («Маленькая АН на пляже», ок. 1930, СенТропез, музей). Его произведения, лучшие из которых созданы до 1920, верны экпрессионистскому фовизму, как по духу, так и по приемам, несмотря на все превратности современного искусства. В 1929 Кес Ван Донген принял французское гражданство и в 1959 переехал в Монако на виллу, названную Бато-Лавуар.

Он написал несколько сочинений («Голландия, женщины и искусство», Париж, 1927; «Жизнь Рембрандта», Париж, 1927, «Живопись, практические советы», Париж, 1937), а также исполнил литографии к сочинениям Монтерлана (1946), Вольтера (1948) и Анатоля Франса (1951), портрет которого он написал еще в 1917. Творчество Ван Донгена хорошо представлено в Париже (Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), Сент-Тро-пезе, Ницце, Гренобле, Монпелье, Женеве, Нью-Йорке (Музей современного искусства) и в голландских музеях.

Кес ван Донген (Kees van Dongen , настоящее имя Cornelis Theodorus Maria van Dongen, 1877-1968) - известный нидерландский художник, мастер типажных женских образов. Он был сторонником фовизма, лидерами которого являлись и .

Художник родился в Голландии, в городке близ Роттердама. Чтобы получить художественное образование, в 16 лет он поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Роттердаме.

Одним из полотен раннего периода творчества Донгена был «Автопортрет» (Self-Portrait, 1895). Искусствоведы относят эту работу и к экспрессионизму, и к фовизму, в направлении которого автор будет работать в дальнейшем.


После окончания Академии юноша переехал в Париж. В этом прекрасном городе он участвовал в различных выставках, например, в том числе в знаменитом Осеннем салоне 1905 года, где выставлялся наряду с такими корифеями, как Матисс, Дерен и .

Через год художник вместе с женой переехал в поистине феноменальное место - общежитие Бато-Лавуар на Монмартре. Своим названием - «корабль-прачечная» или «плавучая прачечная» - оно было обязано тому, что напоминало старые баржи, на которых прачки стирали белье. Интересно, что именно в Бато-Лавуаре находили приют многие знаменитые мастера, среди которых был даже сам . Собственно, во время проживания там, ван Донген и познакомился с художниками из группы испанского виртуоза холста и масла.

А в 1908 году живописец присоединился к членам объединения немецких художников-экспрессионистов «Мост». Для творчества Донгена того периода были характерны яркие и живые полотна, подчеркивающие принадлежность автора к группам из его окружения. «Женщина с вишнями на шляпке» (Woman with Cherries on Her Hat, 1905) и «Женщина с голубыми глазами» (Woman with Blue Eyes, 1908) стали первыми дамами, написанными в стиле фовизм.

Особое внимание привлекает картина «Женщина с голубыми глазами», на которой большую часть полотна занимают огромные очи главной героини, написанные яркими голубыми, как бездна океана, красками. А на оставшемся месте изображены ее не менее выразительные приоткрытые алые губы. Действительно, невозможно поспорить с тем, что художник умел подчеркнуть женскую привлекательность!

Немалую часть в творчестве маэстро занимает обнаженная натура. Так, полотно «Торс идола» (Torso the Idol, 1905), выполненное в стилистике постимпрессионизма, изображает весьма нехудощавую барышню, а, точнее сказать - крепкую женщину. Из названия можно сделать вывод, что это и есть «кумир» автора.

Контрастны «Идолу» нежная, невесомая и прекрасная «Сидящая обнаженная» (1906-1907), а также изящная и немного игривая дама с полотна «Танго с архангелом» (1922-1935).

Поздние работы художника отличаются от тех, с которых он начинал. Конечно, они пользовались успехом у публики и хорошо продавались, но от эротизма в них почти не осталось следа.

Кес ван Донген прославился картинами, посвященными «современной женщине». Его героини - это девушки, живущие в мире неги, моды и развлечений, яркие и неповторимые.

Великий мастер оставил неплохое наследие. Шесть его работ можно увидеть в Государственном музее Эрмитаж, поэтому российские зрители имеют возможность сами убедиться, насколько чудесны и проникновенны женские образы, запечатленные на картинах нидерландского мастера.




Top