Кете кольвиц произведения. Кольвиц Кете — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Имя Кете Кольвиц стоит в одном ряду с именами таких признанных немецких художников, как Георг Грос, Отто Дикс, Макс Бекман, Эрнст Барлах, Макс Пехштейн. И надо признать, что голос Кете Кольвиц звучит вполне определенно, его нельзя спутать ни с каким другим.

Кете Кольвиц родилась в Кенигсберге. Ее детство и юность прошли в семье, с сочувствием относящейся к идеям социализма. Большое влияние на формирование политических взглядов Кете оказал ее брат Конрад, в молодости друживший с Фридрихом Энгельсом. Он привил сестре вкус к литературе, также способствовавшей формированию ее взглядов. Она узнала произведения Гете, Гейне, Толстого, Достоевского, Ибсена, Золя, Горького. Рано проявившиеся одаренность и тяга к искусству юной Кете встретили полную поддержку в семье. Начала свое художественное образование Кете Кольвиц в Кенигсберге, продолжила в Берлине, а закончила в Мюнхене. Она считала себя живописцем, но стала графиком. Еще в годы учения Кольвиц испытала сильное влияние искусства Макса Клингера, сыгравшего в ее творчестве особую роль. У него она переняла и приемы офорта с тончайшей светотеневой моделировкой, и темы, имеющие вечное, непреходящее значение.

Первой значительной работой Кете Кольвиц был цикл литографий и офортов "Восстание ткачей", относящийся к концу 1890-х годов. Этот цикл был замечен самим Адольфом Менделем и его стараниями экспонирован на "Большой ежегодной выставке изобразительного искусства". В начале века Кольвиц много и плодотворно работала в технике офорта. К этому времени относится цикл "Крестьянская война", отражающий события 1525 года так, как их себе представляла художница. Восставших Кете Кольвиц показывает людьми, доведенными до отчаяния, исковерканными тяжестью жизни. Это подчеркивается их очевидной некрасивостью, почти уродством. В искусстве Кете Кольвиц появляется и уже никогда не исчезает тема женщины. Тут сказались и влияние на художницу искусства Мунка, и чрезвычайно остро стоящий вопрос женской эмансипации. Женщина у Кете Кольвиц - активный участник происходящих событий, она - защитник детей. Женщина оплакивает мертвых и зовет в бой. Такова "черная Анна", одна из предводительниц крестьянской войны, центральная фигура листа "Взрыв" (цикл "Крестьянская война").

К 1904 году относится поездка Кете Кольвиц в Париж и учеба в скульптурном классе академии Жюлиана. В Париже на нее большое влияние оказал Огюст Роден. Это влияние было настолько сильным, что на время графика отошла на второй план и казалось, что ее место заняла скульптура. Кете Кольвиц всегда тяготела к монументальности, к могучим, пластическим формам. В 1916 году она начинает работу над двухфигурной композицией - надгробием Петера, ее сына, погибшего во Фландрии в первые месяцы мировой войны. Личная скорбь, невозвратимая утрата раскрыли Кете глаза на войну, бойню, уносящую жизни детей и оставляющую осиротевших матерей. Кете часто выступает в роли героинь своих произведений. Образ женщины в ее искусстве сливается с ней самой, приобретает ее внешние черты.

В январе 1919 года был убит Карл Либкнехт. Кете попросили нарисовать его лежащим в гробу, запечатлеть его облик. Так появился лист "Памяти Либкнехта", которому предшествовала долгая работа в поисках наиболее убедительного решения. Художница, пробуя добиться наивысшего напряжения, экспрессии, работала в разных техниках: офорте, литографии и гравюре на дереве. Тема оплакивания нашла свое воплощение в традиционно немецкой технике гравюры на дереве, с ее выразительной линией и ритмом, создающими атмосферу высокого эмоционального напряжения.

В 1921 году В. И. Ленин в международной коммунистической прессе обратился к мировому пролетариату с просьбой поддержать голодающую Россию. По заданию немецкого отделения "Международной рабочей помощи" Кете Коль-виц создает литографию "Помогите России". В эти годы больших ожиданий, пронизанные верой в скорую победу прогрессивных сил, Кете отдавала все силы, всеми доступными ей средствами отстаивала те идеалы, в которые верила. Кете Кольвиц вместе с Отто Диксом, Генрихом Цилле, Отто Нагелем и другими прогрессивными художниками приняла участие в знаменитом альбоме "Голод". Ей принадлежала литография "Хлеба!", изображающая голодных детей, бессильно опустившую руки мать. В эти годы Кете Кольвиц бросает офорт, блестящим мастером которого была, ради литографии, позволяющей создавать крупные монументальные произведения, плакаты.

В 1927 году художница побывала в СССР на праздновании десятилетия Октябрьской революции. К приезду Кете Кольвиц в Москве открылась выставка ее работ. Она вернулась в Германию, воодушевленная тем, что увидела в России. Под впечатлением этой поездки была создана литография "Солидарность". Подпись под ней была сделана на русском языке - "Мы защищаем Советский Союз". К 1931 году относится литография "Демонстрация", изображающая людей, марширующих под знаменами. Обе литографии означают новый этап в творчестве художницы. Герои ее произведений изменились - спокойной уверенностью, ощущением собственной силы веет от этих образов.

В 1932 году Кете закончила свой скорбный труд. Памятник убитому на войне сыну состоит из двух фигур - "Отца" и "Матери". Склонность Кете Кольвиц к монументализации образа проявилась здесь в полной мере. Фигуры установлены на небольшом расстоянии друг от друга. Кажется, что каждый из них переживает общее горе по-своему: погружена в тихую скорбь "Мать", устоял перед страшной бедой "Отец". В мрачные годы фашизма Кете Кольвиц, немолодая уже женщина, не захотела смириться, затаиться в ожидании лучших времен. Лишенная права голоса - права преподавать и выставлять свои работы, лишенная своей мастерской, Кете все же решилась на своеобразный протест, который мог стоить ей свободы и жизни. Кете не побоялась прийти проститься с телом умершего Макса Либермана, знаменитого немецкого художника, по национальности еврея. В ее мастерской постоянно собирались художники-антифашисты, она помогала всем, кто нуждался в помощи.

Когда скончался замечательный немецкий художник и очень близкий Кете человек - Эрнст Варлах, она выразила охватившее ее чувство отчаяния в скульптурном произведении. "Плач по Барлаху" - потрясающее по лаконизму, по концентрации чувства (как маска Трагедии) произведение. У скорбящей женщины лицо самой Кете. Скорбь, которую она не могла высказать публично, была выражена образными средствами.

В 1934-37 годах Кете Кольвиц работала над серией литографий под названием "Смерть". Тема смерти, традиционная для немецкого искусства, не впервые привлекла художницу. Смерть как избавление, освобождение от непомерных страданий, от безысходного отчаяния - таково настроение листов "Смерть признана другом" и "Смерть на проселочной дороге".

В предвоенные годы Кете Кольвиц много работает в скульптуре, как бы желая создать что-то долговременное, вечное в этом зыбком и расползающемся мире. Таковы "Пьета", в которой образ оплакивающей сына матери снова напоминает нам саму Кете, "Башня матерей", "Прощающиеся солдатки". Уже в годы войны, в 1942 году, была создана известная литография "Семена, предназначенные для посева, не должны быть перемолоты", в которой ощущается проснувшаяся надежда, вера в то, что разум победит.

Искусство Кете Кольвиц - большое и искреннее, честное искусство. Ни разу она не покривила душой, не создала ничего, от чего могла бы потом отречься. "Я беру на себя ответственность за любую из моих работ", - написала она за год до смерти.

Кете Кольвиц совсем немного не дожила до победы над фашизмом. Она умерла 22 апреля 1945 года.

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.

Ке́те Ко́львиц (также Кэте, (нем. Käthe Kollwitz, урожд. Шмидт (Schmidt); 8 июля 1867 года, Кёнигсберг, Пруссия - 22 апреля 1945 года, Морицбург, Саксония) - немецкая художница, график и скульптор.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИЦЫ

В 1885-1890 годах учёба у Штауффер-Берна в Берлине и Людвига Хертериха в Мюнхене.

В 1890 году - первые офорты.

В 1891 году вышла замуж за врача Карла Кольвица, который поселился на севере Берлина. В 1892 году родился сын Ханс. В том же году Кольвиц была на премьере спектакля «Ткачи» по пьесе Герхарта Гауптмана, которая послужила толчком для серии её графических работ «Восстание ткачей» (1895-1898).

В 1896 году родился сын Петер. В 1898 году серия «Восстание ткачей» была показана на Большой Берлинской художественной выставке.

В 1898-1903 годах преподаватель в Женском художественном училище в Берлине. В 1902-1908 годах выполнила серию офортов «Крестьянская война».

В 1904 году жила в Париже. В 1907 году, получив приз «Вилла Романа», жила во Флоренции.

В 1910 году первые попытки в области скульптуры. В 1914 году на войне погиб её сын Петер.

В 1917 году Пауль Кассирер организовал её юбилейную выставку. В 1919 году получила звание профессора.

В 1922-1925 годах создала серию гравюр на дереве «Война» и «Пролетариат».

В 1927 году посетила Москву. В 1928 году стала руководителем художественной мастерской графики в Прусской академии искусств.

В 1933 году после прихода к власти национал-социалистов была вынуждена покинуть Академию искусств. В 1934-1935 годах создала серию литографий «Смерть».

В 1936 году было негласно запрещено выставлять её работы. В 1940 году умер её муж Карл Кольвиц.

В 1943-1944 годах эвакуировалась в Нордхаузен, а затем переехала в Морицбург под Дрезденом по приглашению принца Эрнста Генриха Саксонского.

Кете Кольвиц скончалась 22 апреля 1945 года на 77 году жизни. Похоронена вместе с мужем в семейной могиле на Центральном кладбище Фридрихсфельде.

ТВОРЧЕСТВО

Она училась в художественных школах в Берлине и Мюнхене, в профессиональной Берлинской академии художеств. Она обучалась станковой гравюре, что в последующем использовала в своих литографических циклах. Ее самостоятельные циклы офортов и литографий впервые остро и с экспрессией отобразили взгляд художника на нужды и тяжелую жизнь простого народа.

Внимание мастера сосредоточено главным образом на тех трагических обстоятельствах, в которых выплеснулась вся жестокость и бескомпромиссность переломной эпохи. Большинство своих произведений К. Кольвиц посвящала пролетариату Германии.

«Именно пролетариат был для меня прекрасен. Пролетариат в типических его проявлениях творчески вдохновлял меня. …Позднее, когда при близком соприкосновении с рабочими я по настоящему узнала их нищету и беды, у меня возникло также чувство долга своим искусством служить пролетариату». Кэте Кольвиц

Сосредоточенность и напряженность отображена и в ее «Карманьоле», написанной в 1901 г. От танцующих около гильотины парижанок веет не праздником, но трагедией целого поколения простого народа, вовлеченного в кровопролитную борьбу. Вероятнее всего, «Карманьола» была создана под впечатлением от книги Диккенса «Повесть о двух городах». Техника выполнения работы отличается невероятной сложностью, в ней сочетаются акватинта и офорт, композиция же строится на основе объединения отдельных фигур в некое общее целое.

Поиски новых средств выражения привели Кольвиц к использованию острой экспрессии в построении монументальных форм, художественное же решение нашлось в противопоставлении резкого белого и черного.

В своих произведениях Кольвиц постаралась с предельной точностью отобразить нужду и горе народа в период безработицы и социальных волнений. Гравюра «Нужда» производит на зрителя наиболее сильное впечатление. Кольвиц изобразила мать, сидящую у постели умирающего ребенка, прозрачное личико которого теряется на фоне большой подушки. Тусклый свет, едва проникающий сквозь небольшое оконце, только подчеркивает трагическую картину. Горе матери усугубляется ощущением собственного бессилия, она не может помочь своему ребенку, т.к. у нее нет денег не только на врача, но и на самую необходимую пищу.

Острота и выразительность работ Кольвиц были столь сильны, что в Германии был запрещен ее плакат, изображающий трагедию работницы. Осознавая трибунную роль живописи модерна, художница в годы Второй мировой войны работала в духе антимилитаризма, внося свою весомую лепту в международное художественное движение, протестующее против всяких войн. Многочисленные графические циклы Кольвиц, ее литографии, скульптуры были проникнуты идеями социального гуманизма.


Кольвиц принимает активное участие в культурном антифашистском сопротивлении. За считанные месяцы до утверждения господства гитлеровцев она создает плакат рабочей солидарности — «Мы защищаем Советский Союз!» и подписывает антифашистское воззвание к политическим партиям Германии. Вместе с выдающимся писателем Генрихом Манном, ее со скандалом изгоняют из Прусской Академии искусств.

Ке́те Ко́львиц, также - Кэте (нем. Käthe Kollwitz, урожд. Шмидт, 8 июля 1867, Кёнигсберг - 22 апреля 1945, Морицбург, Саксония) - немецкая художница, график и скульптор.

Кете Кольвиц родилась в начале июля 1867 года в Кенигсберге. Первое художественное образование она получила у гравера Маурера, который заставлял учеников рисовать с гипсов и точно копировать рисунки. В 1884 году Кете поступила в мастерскую Штауффер-Берна, что находилась в Берлине. Тот сразу понял, что у Кете есть склонность к графике. С 1888 года Кете обучалась в Мюнхене, но затем опять вернулась в Берлин, где вышла замуж за доктора Карла Кольвица, который был не только другом ее детства, но еще и социалистом. Карл получил место врача рабочей кассы профсоюза портных в Берлине, мастерская Кете находилась почти около места работы мужа.

В 1893 году она, потрясенная запрещенной драмой «Ткачи» Г. Гауптмана, с 1893 по 1897 гг. вдохновенно работает. Итогом этого труда стала серия графических работ «Восстание ткачей». Успех серии был неожиданным. Ее наградили Малой золотой медалью, несмотря на то, что кайзер Вильгельм запретил это делать. Кольвиц даже избрали членом берлинского Сецессиона. В 1907 году она была удостоена стипендии Макса Клингера, которая давала возможность художникам работать на вилле во Флоренции.

В период с 1903 по 1908 гг. Кете создавала следующее свое великое произведение – «Крестьянская война». Среди множества рисунков и гравюр того времени, выделяются такие: «Растоптанная», «Карманьола», «Восстание». Несмотря на популярность, Кете недовольна своими работами и она говорит себе, что может добиться более сильных форм воздействия. С 1910 года начинается работа Кольвиц как скульптора.

1914 год – переломный год в жизни и творчестве женщины. В октябре 1914 года ее младший сын отправился на Западный фронт в Бельгию добровольцем, где погиб спустя несколько дней. Личное несчастье у художницы переросло в общее чувство протеста. Кольвиц говорила, что период с 1910 года по 1920 является кризисным в ее творчестве. Это «перерыв», переходный этап, пусть даже она в то время усердно работала. В 1928 году Кете стала профессором Высшей школы изобразительных искусств. Когда к власти пришли национал-социалисты, Кете потеряла работу преподавателя. Выставляться Кете тоже не смогла. Ее работы убирались в запасники музеев, снимались с выставок.

В 1932 году Кольвиц закончила и установила на деревенском кладбище в Роггевельде памятник погибшему сыну Петеру. В 1938 году скульптор начала работу над своим, возможно, главным произведением – скульптурной группой «Мать с мертвым сыном». Эта скульптура, бесспорно, шедевр Кете Кольвиц. Вторая мировая война принесла художнице еще больше страданий, ведь тогда на фронте погиб ее внук, бомбы уничтожили ее мастерскую в Берлине, где она трудилась около пятидесяти лет. Во время войны Кете переехала в небольшой городок под Дрезденом, где умерла 8 мая 1945 года. Ее последней большой работой стала «Башня матерей».

100 великих скульпторов Мусский Сергей Анатольевич

Кете Кольвиц (1867–1945)

Кете Кольвиц

Кете Кольвиц (урождённая Шмидт) родилась в Кёнигсберге 8 июля 1867 года. Первое художественное образование Кете получила у гравёра Маурера, который заставлял своих учеников рисовать с гипсов и точно копировать рисунки. В 1884 году Кольвиц поступает в Берлине в мастерскую швейцарца «офортного портретиста» Штауффер-Берна. Тот верно оценил её дарование как графика и познакомил ученицу с творчеством Макса Клингера. Произведения Клингера производят на неё глубочайшее впечатление.

С 1888 года она училась в Мюнхене, а затем снова вернулась в Берлин. В 1891 году Кете выходит замуж за доктора Карла Кольвица, друга её детства, социалиста. Карл получил место врача рабочей кассы профсоюза портных в Берлине. Мастерская Кете находилась рядом с местом работы мужа. Естественно, Кольвиц часто приходилось соприкасаться с рабочей беднотой, видеть несчастья, горе, безысходность страдающих людей.

В 1893 году происходит важное событие в жизни Кольвиц. Её потрясает публичное представление запрещённой полицией сильной социальной драмы молодого драматурга Герхарта Гауптмана «Ткачи». Вдохновлённая этой постановкой, она примерно с 1893 по 1897 год напряжённо и вдохновенно работает. В итоге Кольвиц создаёт графическую серию «Восстание ткачей».

Успех этой серии оказался неожиданно громким. Сюиту «Восстание ткачей» представили к малой золотой медали. И хотя кайзер Вильгельм наложил на это запрет, но Дрезденский гравюрный кабинет приобрёл всю серию и добился присуждения художнице медали. Признание открывало прямой путь к дальнейшим успехам. Кольвиц избирают в члены берлинского Сецессиона. В 1907 году ей вручают стипендию Макса Клингера, дававшую художникам право работать на вилле Романо во Флоренции.

Своё следующее великое произведение, «Крестьянская война», Кольвиц создавала в период с 1903 по 1908 год. Среди большого числа рисунков и гравюр этих лет выделяются три: «Растоптанная» (1900), «Карманьола» (1901) и «Восстание» (1899). «Растоптанная» - это трагедия матери, потерявшей ребёнка, умершего от голода. Темы смерти и материнства займут в дальнейшем огромное место в творчестве Кольвиц, тем более что подрастали её сыновья Петер и Ганс.

Несмотря на большой успех, Кольвиц недовольна своими работами. Ей хочется более сильных форм воздействия. С 1910 года она начинает много работать как скульптор.

События её личной жизни, связанные с войной, обостряют сознание необходимости воздействовать на людей силами своего искусства. 1914 год - это год перелома в её жизни и творчестве. В октябре 1914 года её младший сын, одержимый идеей жертвы для отечества, отправляется добровольцем на Западный фронт в Бельгию, где и погибает через несколько дней. Личное несчастье у Кольвиц перерастает в общее чувство протеста. Слова Гёте из «Вильгельма Мейстера»: «Семена посева не должны быть перемолоты» становятся основным содержанием её лучших работ всех последующих лет. Это определяет и её многолетнюю работу над надгробным памятником сыну.

Кольвиц признавала десятилетие 1910–1920 годов кризисным временем в своём творчестве, «перерывом», переходным этапом, несмотря на то, что она исключительно много и разнообразно трудилась и в скульптуре (основная линия поисков), и в рисунке, и в литографии.

В 1928 году Кольвиц стала профессором Высшей школы изобразительных искусств в Берлине и получила мастерскую в Академии искусств. С захватом власти национал-социалистами в 1933 году она лишилась преподавательской работы. Кольвиц уже не смогла выставляться: с выставок её вещи снимались, в музеях они были удалены в запасники.

Только в 1932 году после долгих лет работы ей удалось закончить и установить на деревенском кладбище в Роггевельде (Фландрия) надгробие погибшему на войне сыну Петеру. Первоначально художница предполагала возле простёртого тела павшего юноши поставить фигуры родителей - отца в голове, а матери - у ног сына. Но окончательное решение и проще, и красноречивее. Две фигуры стоят на коленях. Склонённая мать в широком плаще, выделяющем только голову. Отец тоже на коленях, но больше откинулся назад, крепко охватил свою грудь скрещёнными руками. Кольвиц придала свои черты матери, а мужа - Карла Кольвица - фигуре отца. Кете Кольвиц вообще часто придавала свой облик образам страдающих женщин. Она с исключительно проникновенной наблюдательностью, не щадя себя, изучала перед зеркалом самоё себя как «человеческий документ», иногда мучая себя в качестве модели. Кольвиц как человек стала образом измученной немецкой женщины из народа.

Когда национал-социалисты пришли к власти и стали ясны их военные планы, она не могла не вспоминать об ужасах войны, смерти и уничтожения. В 1938 году Кете Кольвиц начинает работу над новым и главным своим произведением - скульптурной группой «Мать с мёртвым сыном».

Эта скульптура - не только один из бесспорных шедевров Кете Кольвиц, но, как всегда у этой очень эмоциональной художницы, личное признание о пережитой тяжёлой утрате. С завершением работы над памятником сыну Петеру и его товарищам в Роггевельде чувство великого горя не оставляло художницу и понуждало её вновь и вновь обращаться к этой теме.

«Мать с мёртвым сыном» - это скульптура монументально-героического плана. Не случайно она ещё известна под названием «Пьета» - оплакивание. Так в итальянском искусстве называли сцену оплакивания Марией умершего Христа, смерть которого понималась как героическая, отданная за спасение человечества. Героический пафос пронизывает и скульптурную группу Кольвиц. Тело мёртвого сына торжественно и безмолвно покоится рядом со склонившейся над ним матерью. Но героическое начало этого произведения смягчается такой теплотой, такой искренностью переживания, что вызывает у зрителя безмерное потрясение. В юношески нежных чертах умершего, в его исхудалой шее выражены пронзительная горечь утраты и великая любовь к людям. Его навеки запрокинутая голова словно прильнула, доверчиво погрузилась в покой и ласку материнского тела, найдя здесь вечное успокоение. Бронзовая скульптура создана до начала Второй мировой войны. Это был образ, исполненный тяжёлого предчувствия, которое, к сожалению, сбылось.

Война 1939–1945 годов принесла Кольвиц новые удары. На фронте погиб внук, бомбами была уничтожена мастерская в Берлине, где она жила и трудилась пятьдесят лет. Вторая мировая война заставила её уехать в маленький городок Морицбург под Дрезденом, где она умерла 22 апреля 1945 года, незадолго до окончания кровопролитной войны.

Её голос стал голосом всех матерей. В скульптуре её последней большой работой стала «Башня матерей», защищающих своих детей. Этой же теме посвящена и её последняя литография, изображающая мать, в отчаянном объятии охватившую группу испуганных детей (1942).

Созданные Кольвиц произведения и сегодня - активный протест против войны. Ромен Роллан нашёл проникновенные слова о её творчестве: «Произведения Кете Кольвиц - самая большая поэма Германии этого времени, отражающая испытания и горе простых и отверженных. Эта женщина с мужественным сердцем приняла их своими глазами и заключила в свои материнские объятия, с печальной и нежной жалостью. Она голос молчания народов, принесённых в жертву».

Из книги 100 великих архитекторов автора Самин Дмитрий

ЙОЗЕФ ОЛЬБРИХ (1867-1908) Йозеф Мария Ольбрих был уроженцем города Троппау в Силезии, теперь это чешский город Опава. Родился Йозеф 22 декабря 1867 года. В 1882-1893 годах Ольбрих занимался сначала в Венской школе прикладных искусств, затем в Академии искусств. В академии он учился

Из книги 100 великих вокалистов автора Самин Дмитрий

ИВАН ЕРШОВ (1867-1943) "Если Собинов был совершеннейшим из русских лирических теноров, то среди исполнителей героико-драматических теноровых партий такое же место принадлежало Ершову, - пишет Д.Н. Лебедев. - Крупнейший представитель реалистической вокальной школы, Ершов

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛО) автора БСЭ

Из книги 100 великих диктаторов автора Мусский Игорь Анатольевич

ПИЛСУДСКИЙ ЮЗЕФ (1867–1935) Польский государственный деятель, маршал (1920). Один из лидеров Польской социалистической партии. В1919-1922 годах глава государства («начальник» государства). После осуществленного им в мае 1926 года государственного переворота установил в стране

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

ВЕРЕСАЕВ Викентий Викентьевич (1867-1945), писатель 49 Живая жизнь.Загл. книги (1910-1915) Выражение встречалось и раньше, в т.ч. у Ф. Достоевского («Записки из подполья», II, 10). Вероятно, оно восходит к латинскому «vita vitalis» – букв. «жизнь жизненная», т.е. подлинная (цитата из римского

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Викентий Викентьевич Вересаев В тупике Роман (1922)Черное море. Крым. Белогривые волны подкатываются под самую террасу уютного домика с черепичной крышей и зелеными ставнями. Здесь в дачном поселке Арматлук, рядом с Коктебелем, живет вместе с женой и дочерью старый

Из книги Историческое описание перемен в одежде и вооружении российских войск.Том 31 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги 100 великих русских эмигрантов автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Константин Бальмонт (1867–1942) Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 г. в деревне Гумнищи Владимирской губернии в большой семье председателя уездной земской управы Дмитрия Константиновича Бальмонта и его жены Веры Николаевны, урожденной Лебедевой.

Из книги автора

ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович (1867-1931) - русский социолог, правовед, философ. Закончил юридический факультет Киевского университета, позднее учился в Берлине. В 1897 защитил докторскую диссертацию. В 1898-1918 возглавлял кафедру в Петербургском университете. Депутат I

Кете Кольвиц (1867-1945) - немецкий график. В день, когда Кете Кольвиц должно было исполниться 78 лет, почти все газеты напечатали поздравительные статьи. И только через девять дней люди узнали, что выдающейся немецкой художницы уже более полутора месяцев нет в живых. Ее не стало 24 апреля 1945 года, и звук погребального колокола в часовне Морицбургского кладбища сливался с гулом вплотную приблизившегося фронта. Кете Кольвиц, которая так любила мир, вынуждена была бежать из Берлина в далекий Морицбург, где и умерла. На скромном гробу лежала веточка зелени... Из близких на похоронах были дочери ее первенца, о котором она очень тосковала в последние дни своей жизни. "Война преследует меня до конца..." Эти слова, написанные родственникам незадолго до смерти, стали пророческими. Она очень остро, экспрессивно воспринимала и передавала в своих ксилографиях, литографиях, рисунках ужасы войны и трагедию обездоленных людей, бесконечно любила людей и верила в победу добра и света.

Кете была пятым ребенком Карла Шмидта и его жены Катерины, урожденной Рупп, и появилась на свет 8 июня 1867 года. Она смутно помнила комнату, где сидела и рисовала окрестные сады и дворы, особенно большой сад, простиравшийся до самого берега Прегеля, где стояли плоские баржи для кирпича. Она запомнила и старого формовщика гипса, жившего в длинном сарае, лошадей с повозками, на которых привозили кирпич для стройки, кучера Гудоувиса.

Отец, Карл Шмидт, был для своего времени особенной личностью: выдержав экзамены на должность рефендария, он предпочел стать каменщиком и строить дома, потому что по своим взглядам и убеждениям не мог быть судьей в тогдашней Пруссии. Отец рано заметил художественную одаренность своей дочери Кете, радовался этому от всего сердца и хотел помочь ей стать художницей. "Он рассчитывал при этом, что любовные истории мне не особенно помешают на этом пути, поскольку хорошенькой девушкой я не слыла. И потому был сильно разочарован, когда уже в семнадцать лет я была помолвлена с Кольвицем".

Ее будущий муж, молодой студент-медик Карл Кольвиц, и его друзья увлекались, как и ее брат Конрад, идеями социализма. Общение с этими молодыми людьми неизбежно оказывало влияние на девушку, воспитанную в свободолюбивой атмосфере родительского дома и восприимчивую ко всем прогрессивным мыслям. Особенно хороши были вечера, когда отец в кругу семьи читал вслух.

Близких, сердечных отношений с матерью у девочки не сложилось. Даже в старости она говорила об "отдаленности мадонны". Более тесные отношения связывали Кете с дедушкой Руппом. Он импонировал ей своей мужественностью. Дедушка Юлиус Рупп изучал теологию, историю и философию и, когда еще был молодым учителем, отличался тем, что получил право преподавать во всех классах гимназии. Тридцати трех лет он был назначен дивизионным священником и вскоре стал признанным проповедником. Его прогрессивный образ мыслей и их открытое высказывание изумляли. Реакционному государству Фридриха Вильгельма IV он отваживался противопоставлять свое представление о свободном государстве. Следствием этого были недовольство начальства, выговоры и, наконец, освобождение от должности. Основав свободную общину "Друзья света", Юлиус Рупп руководил ею, преодолевал препятствия и преследования со стороны полиции. Поскольку община не придерживалась никакого религиозного вероисповедания, она была объявлена политическим союзом. Реакционные "поборники права" стали требовать, чтобы государство во имя собственных интересов запретило "революционную организацию".

Первые уроки изобразительного искусства Кете брала у офортиста Р. Мауэра. Она рисовала головы с гипсовых моделей и по образцам. В свободное время вместе с любимой сестрой Лизой часами бродила по городу. Не главные улицы с их магазинами привлекали сестер, а окраины и особенно гавань. Кете Кольвиц рассказывала в своих воспоминаниях об этих прогулках:

"Вот мы снова стоим и смотрим на грузчиков, на погрузку и разгрузку судов... Мы знали, где стоят суда, груженные хлебом. На палубах - грузчики, в тулупах, с ногами, обмотанными тряпками. Это были русские или литовцы, добродушные люди. По вечерам с палуб судов доносились звуки гармошки, под которые они танцевали. Эти кажущиеся бесцельными прогулки, несомненно, способствовали художественному развитию. И если позднее в течение долгого периода содержанием моих работ был мир рабочих, то причина этому - в тех прогулках по тесному торговому городу с его бьющей ключом трудовой жизнью".

Кете увлекалась произведениями Гете, Толстого, Гейне, гравюрами английского критика нравов У. Хогарта.

Когда в 1885 году восемнадцатилетняя Кете Кольвиц впервые приехала из Кенигсберга в Берлин, обстановка там была очень напряженной. Повсеместно лихорадочно учреждались новые акционерные общества, банки, страховые компании, что было следствием победы в войне 1870-1871 годов, и это вызвало внешнее благосостояние, но неминуемо должно было привести к массовому банкротству. Нечто подобное происходило также в духовной и художественной жизни. Президентом Академии был скучный Антон фон Вернер, автор скромных батальных картин. На молодую художницу большое влияние оказал в этот период швейцарский художник Карл Штеуффер-Берн.

Штеуффер-Берн познакомил Кете с гравюрами Макса Клингера. Его цикл "Жизнь" сильно взволновал молодую девушку, Штеуффер настойчиво посоветовал ей заняться графикой, хотя до этого ее больше всего привлекала живопись.

Год в Берлине прошел быстро. Кете вернулась в свой родной город, обогащенная новыми знаниями, переживаниями и впечатлениями. Ее первоначальное намерение вернуться в Берлин к Штеуфферу не осуществилось. Год спустя этот художник умер в Италии от тяжелого умственного расстройства. Первое время Кете оставалась в доме родителей и начала брать уроки у Эмиля Нейде, вышедшего из мюнхенской школы Вильгельма Дица. За два года перед тем картина этого сорокатрехлетнего живописца "Уставшие от жизни" имела сенсационный успех на выставке в Берлине. Эмиль Нейде, создавший впоследствии еще ряд картин на подобные сентиментальные темы, был, в сущности, незначительным художником. Но тот факт, что он испытал на себе влияние натурализма француза Курбе, оказался плодотворным в его воздействии на молодую Кете.

Художники всего мира стремились в то время попасть в Мюнхен, и отец Кете решил отослать дочь в Мюнхен - для учебы в женской художественной школе, где преподавал живописец Людвиг Гертерих.

Привольную жизнь в Мюнхене молодая девушка нашла "интересной и увлекательной". Впоследствии она с удовольствием вспоминала о вечерах, на которых ученицы ее класса оживленно спорили с молодыми художниками. "Для этих вечеров ставилась какая-либо тема. Так, я обдумывала тему "Борьба". Я выбрала сцену из "Жерминаль", когда в прокуренном кабачке двое мужчин дерутся из-за молодой Катрин. Композиция была встречена с одобрением. Впервые я почувствовала поддержку на выбранном мной пути, перед моим воображением открылись большие перспективы, ночь была бессонной от предчувствия счастья".

Влияние Клингера оказалось решающим. Его сочинение о живописи и рисунке, которое как раз вышло в свет, стало для Кете решающим толчком. Теперь она окончательно осознала то, о чем до сих пор лишь догадывалась. Она решила заняться графикой.

Вскоре Кете вернулась в свой родной город, чтобы там на свой страх и риск продолжить работу. Она посещала окрестности гавани, матросские кабачки, рабочие переулки.

Тем временем молодой доктор Кольвиц успешно окончил свой испытательный год и получил в Берлине возможность открыть практику как врач страховой кассы портных. Таким образом, появились средства к существованию, и молодые люди, решили пожениться и приехали в Берлин. "Мой отец сказал мне незадолго до бракосочетания: "Теперь ты выбрала. И то и другое соединить тебе будет трудно. Отдайся целиком тому, что ты выбрала".

Весной 1891 года Кете с мужем переехали в Берлин, где ей приходилось соприкасаться с пациентами своего мужа - простыми рабочими. Она знакомилась со стремлениями, маленькими радостями, заботами и борьбой простых мужчин и женщин. Незадолго до рождения своего первого ребенка Кете создала прекрасный "Автопортрет", а в начале мая 1892 года начала офорт "Встреча", который можно считать своего рода дружеским приветствием входящему в мир. Медная доска еще лежала в кислоте, когда у художницы начались родовые схватки. Потом приходилось убирать темноту передержанного офорта.

Год спустя Кольвиц получила медаль на конкурсе в Дрездене, где, кроме того, ее гравюры были приобретены гравюрным кабинетом Дрезденской галереи. Это была большая честь, поскольку при жизни художника такие приобретения обычно не делались. Кольвиц пригласили преподавать в натурный и графический классы берлинской женской художественной школы.

Вскоре у Кете появилась идея нового большого цикла - "Крестьянская война". Прежде чем приступить к этой огромной работе, она создала ряд значительных гравюр, не входящих в какой-либо цикл. Особенно интересен созданный в 1900 году офорт "Растоптанные", который состоит из трех частей. Его средняя часть, точно так же, как и правая, создана, очевидно, под сильным влиянием Клингера. Кольвиц обратилась к языку символов, и работы эти явно выпадают из ее обычной манеры. Позже она сама признала, что только левая часть офорта оказалась художественно состоятельной. На ней изображена нужда рабочей семьи. Существует карандашный рисунок Кольвиц к этой работе: две руки матери, которые бережно придерживают головку любимого ребенка. Здесь, собственно, в первый раз Кольвиц раскрылась во всем ее величии матери.

Среди других работ, возникших после "Ткачей", выделяются "Женщина со скрещенными руками", "Карманьола" и "Восстание". В двух последних листах художница снова разрабатывала историко-художественную тему.

В 1902 году К. Кольвиц приступила к работе над "Крестьянской войной" (по заказу Объединения исторического искусства). Вначале она сделала много набросков и рисунков с натуры.

В 1903 году возник первый лист серии. Это вообще самая сильная работа цикла "Крестьянская война" и изображает она "Прорыв". Небезынтересен и немаловажен тот факт, что художница, нарушая порядок серии, первой закончила этот лист, а не лист "Пахари", над которым она раньше много работала. Порядок листов цикла таков: лист первый - "Пахари" (1906) (крестьяне, как скот, впряжены в плуг); лист второй - "Изнасилованная" (1905), на котором показана жестокость проходящей по стране враждебной крестьянам солдатни; лист третий - "За отточкой косы" (1905) (разъяренная крестьянка оттачивает косу); четвертый лист изображает вооружающихся крестьян ("Вооружение в подвале", 1902), затем следует "Прорыв" (1905); шестой лист - "Поле битвы" (1907) и, наконец, заключительный лист - "Узники" (1908).

Поразительно многого добилась эта хрупкая женщина! Особенно если подумать, что одновременно с офортами из "Крестьянской войны" возникло еще много отдельных листов, не относящихся к циклу, например, созданная в 1903 году "Женщина с первым ребенком".

Все работы серии "Крестьянская война" исполнены с широким композиционным размахом. Фигуры свободно расположены в пространстве листа, почти без кулис и стаффорта.

Во время работы над циклом Кольвиц получила от Макса Клингера премию "Вилла-Романа" - художник Макс Клингер купил во Флоренции дом и предоставлял одаренным людям возможность в течение целого года бесплатно в нем жить и работать.

В 1906 году во время работы над "Крестьянской войной" Кольвиц сделала плакат, в котором открыто выразила свое сочувствие трудящимся. Он попал в экспозицию одной из берлинских выставок. Императрица, зная об этом плакате, заявила, что посетит выставку лишь в том случае, если плакат Кете будет удален.

После создания цикла "Крестьянская война" К. Кольвиц попала в первые ряды немецких художников-графиков. Мюнхенский сатирический журнал "Симгашциссиус" использовал большие творческие возможности Кольвиц и в 1909-1911 годах опубликовал ряд ее социально-критических работ (в основном это были рисунки углем). Специально для этого прогрессивного немецкого журнала, который возглавлял Томас Теодор Гейне, она создала цикл "Картины нищеты".

В последующие годы творческая манера Кольвиц менялась, композиции становились более продуманными и цельными. Все чаще обращалась она к изображению матери с ребенком. На ее офортах, часто больших по размеру, изображены матери, которые борются со смертью за своего ребенка или держат его мертвого на коленях ("Женщина с мертвым ребенком", "Смерть и женщина").

С 1909 года художница вела дневник. Эти записи позволяют нам заглянуть в ее думы и замыслы, по ним можно в какой-то мере истолковать многие созданные ею произведения. Если до этого времени в своих циклах она разрабатывала исторические темы, изображала пролетарских женщин или пыталась осмыслить общечеловеческие проблемы, как, например, тему матери и ребенка, то где-то с 1910 года художница все чаще обращалась к современности. В 1910 году появился офорт "Раздавили ребенка", потрясающий лист, в котором с небывалой остротой передано страдание родителей. Чуть позже был создан один из наиболее известных - офорт "Мать с ребенком на руках" (1911). Снова и снова возникали офорты на тему "Мать - дитя - смерть". До 1912 года был создан и целый ряд великолепных автопортретов (в том числе и "Автопортрет с рукой, подпирающей голову"). Офорт больше не удовлетворял художницу: "Я нахожу, что я должна в своих работах следить за тем, чтобы они во все более лаконичной форме содержали то, что в них сейчас несколько излишне детализировано".

С 1913 года Кольвиц меняет технику, начинает создавать литографии, но исполняет их иначе, чем в "Ткачах". Главной делается свободная, широкая линия углем на зернистом камне. Наступил 1914 год и вместе с ним - великая безжалостная война. В начале августа, когда она началась, Кете вместе с мужем была в Кенигсберге, где из номера гостиницы слышала пение проходивших мимо солдат. "Я сидела на кровати и плакала, плакала. Я знала все уже тогда". После того как через два дня пребывания на фронте умер Петер, любимый сын Кете Кольвиц, у художницы произошел кризис мировоззрения. Горе поставило перед ней новую важную задачу в творчестве. Она захотела создать сыну памятник и работала неустанно. Сначала она предполагала, что памятник должен быть возведен только в память о Петере, потом решила посвятить его добровольцам и, наконец, вообще молодежи, обманутой и бесцельно принесенной в жертву.

К концу войны памятник Петеру был еще далек от завершения. Ноябрьская революция 1918 года и последующие события ввергли Кольвиц в новые душевные противоречия. После четырех с половиной ужасных лет она хотела наконец покоя и порядка, но одновременно чувствовала, что путь к ним не прост, и старалась понять "притягательную силу коммунизма".

Беате Бонус, своей подруге со времен учения в Мюнхене, она писала: "...мне ужасно трудно определить мою позицию... К тому же пришли эти дни, когда Либкнехт и Роза Люксембург были убиты самым подлым, возмутительным образом".

Она сообщала своей подруге, что в день похорон рано утром сделала в морге рисунок с Либкнехта.

В 1919 году Кольвиц избрали действительным членом Прусской академии художеств. Художницу уже больше не удовлетворяют выразительные средства графического языка, которыми она до сих пор пользовалась. В качестве новой техники она начала использовать гравюру на дереве (ксилографию). И первой работой, выполненной в 1919-1920 годах в этой технике, была гравюра "Памяти убитого Карла Либкнехта".

20-е годы были для Кете Кольвиц временем активной творческой и общественной деятельности. Она создавала антивоенные плакаты, листовки. В 1921 году вместе с Горьким, Анатолем Франсом и другими вошла в Международный комитет помощи голодающим России. В 1922 году начала работу над новым циклом, в котором переосмысливала еще свежие страшные переживания последней войны, от которых никак не могла освободиться. В цикл вошли семь листов - "Жертва", "Добровольцы", "Родители", "Вдова I", "Вдова II", "Матери" и "Народ". В некоторых из этих работ, особенно в листах "Родители" и "Матери", сильно давали себя знать ее занятия скульптурой: изображения замкнуты, цельны в своей форме, в них есть что-то монументальное.

Появилось много отдельных листов, резанных на дереве или рисованных на камне, в которых переосмысливалась тема смерти: "Горе" (1921), "Смерть отнимает мать у детей" (1922).

В 1924 году предприниматели начали генеральное наступление на восьмичасовой рабочий день, с таким трудом завоеванный рабочими в первые послевоенные годы. Инфляция достигла высшей точки. Нужда простых людей была неописуемо велика. В этих условиях Кольвиц создала плакат "Дети Германии голодают". На нем дети, требуя помощи, высоко поднимают пустые миски...

Многие художники объединялись тогда в общество "Помощь художников", которое для дальнейшей финансовой поддержки бастующих рабочих устроило аукцион в универмаге "Вертхейм" на Александерплац в Берлине, где было распрода- но около 250 работ, среди которых и несколько ценных произведений Кете Кольвиц. Тогда же появилась папка литографий под названием "Голод". Для нее Кольвиц создала лист "Хлеба!", который потряс всех обнаженным выражением человеческих чувств.

Полны неподдельной тревоги и созданные в 1924-1925 годах гравюры Кете Кольвиц из серии "Пролетариат". Теперь она достигла в своей манере такой простоты, которую может себе позволить только гений. Предельно скупо вносила она белый цвет в черный цвет плоскостей и достигала этим огромнейшего воздействия. В этой серии, как уже и в более ранних работах, едва ли не основную роль играют руки изображенных.

Возникли и новые листы, теперь чаще всего литографии, на тему "Мать и дитя". Среди самых ярких - созданная в 1925 году литография "Посещение детской больницы".

В ноябре 1927 года по приглашению советского правительства Кольвицы посетили СССР, где ранее прошел ряд выставок художницы. В это время число безработных в Германии достигло шести миллионов человек. Страна находилась на самом пике нищеты и голода. В Берлине дошло до больших манифестаций против голода. Кете Кольвиц создала в эти годы лишь несколько значительных графических произведений: уединившись в своей мастерской, она неустанно работала над "Памятником павших" для солдатского кладбища.

Окончательный вариант - две отдельные фигуры, изображавшие мать и отца,- был наконец близок к завершению, но оставалось еще что-то, что казалось Кольвиц не совсем решенным. Внезапно ей пришла в голову мысль придать лицу матери свои черты, а лицу отца - черты своего мужа. Художница в этот завершающий период никого не пускала в свою мастерскую. Даже своих близких.

В начале 1931 года скульптуры были показаны на весенней выставке в Академии. Обе фигуры, результат упорного, более чем пятнадцатилетнего труда, были художественной сенсацией этого дня и получили высокую оценку коллег.

В начале 30-х годов появилось несколько остросоциальных литографий Кете Кольвиц, в том числе "Демонстрация", "Интернационал" и др.

С приходом к власти нацистов для обоих Кольвицей, как и для многих других честных антифашистов, настали плохие времена. К этому прибавилось и личное горе: тяжелая болезнь глаз мужа, которому требовалась срочная операция.

За два дня до открытия выставки скульптуры в Академии оттуда были удалены работы Кольвиц. Как и Генрих Манн, Кете Кольвиц вынуждена была выйти из Академии и покинула свою мастерскую на Харденбергштрассе. В это время она уже начала работу над своим последним большим графическим произведением - циклом "Смерть". Тема смерти, к которой художница так часто обращалась в своем творчестве, теперь, в конце ее жизни, была воплощена во многих вариантах. Она трудилась и над скульптурными произведениями - такими, как "Башня матерей" (1937), "Пьета" (1938), "Материнство" (1937).

Время было очень тяжелое. Из дворца кронпринца, где целая комната была заполнена работами Кете Кольвиц, все эти работы (и скульптуру, и графику) отправили в подвал, точно так же, как и работы Эрнста Бореаха, которого художница ценила едва ли не выше всех современных художников. Сама Кете Кольвиц подверглась яростному шельмованию и травле в нацистской прессе.

Большой цикл "Смерть", над которым Кете Кольвиц начала работать в 1934 году, после множества подготовительных рисунков в конце 1935 года был готов. Это было ее последнее большое произведение, ставшее, в известной мере, началом прощания художницы с творческой работой графика. В восьми литографиях с огромной художественной силой изобразила она смерть в различных аспектах. Для Кольвиц в этом цикле главное было не в раскрытии художественных возможностей, а в передаче мудрого художественного знания. Подобные произведения мог создать только тот, кто, будучи совсем близко к смерти, уже готовился к первому шагу во мрак. Как изобразила она смерть, ворвавшуюся в группу детей! Как просто нарисована "Смерть на деревенской улице"! Кольвиц создала и другие работы на тему смерти. В последнем листе серии - "Зов смерти" художница показала саму себя. Рука смерти касается ее плеча, приглашая следовать за собой. Кете Кольвиц увидела себя готовой следовать зову, с закрытыми печальными глазами.

Последние годы жизни художницы были отмечены болезнями, войной и личными трагедиями. В 1940 году умер муж, погиб на фронте внук.

В 1941 году Кете Кольвиц в последний раз рисовала себя, сделав портрет в профиль. Почти 90 раз она себя рисовала, воплощала свой образ в литографии, офорте, гравюре на дереве, лепила. Она изображала себя девушкой, молодой и старой женщиной, пессимистически настроенной и боевой, полной надежд и стареющей, услышавшей зов смерти.

Последний портрет потрясает. Здесь больше нет какого-либо художественного поиска, все - отражение человеческого состояния. Старая, бесконечно усталая женщина, которую ничто больше не радует; темный профиль с тяжелыми глазами, которые так много видели и взгляд которых так печален; поредевшие седые волосы лишь слегка намечены, сгорбленная фигура укутана скромной шалью. Рассматривая эту работу, можно провести параллели с поздними автопортретами Рембрандта, которого так любила Кольвиц. Ее собственная судьба в старости была не так далека от его судьбы.

В 1942 году как восклицательный знак появилась последняя графическая работа Кольвиц - литография, на которой изображена мать, защищающая своих детей. В ней есть что-то от орла, крыльями ограждающего своих птенцов. Для подписи к рисунку она взяла цитату из "Поучения" Гете: "Семена для посева не должны быть перемолоты".

В последнее время около Кольвиц в ее добровольном изгнании в Морицбурге была ее внучка Ютта. В самом конце жизни Кете Кольвиц написала своему другу - художнику-антифашисту Рейнгардту Шмидхагену: "...я чувствовала себя "призванной", призванной к действию, которое именно мной, только мной должно быть совершено. И если я сегодня вынуждена выпустить карандаш из рук, то я знаю, что я сделала все, что было в моих силах..."

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.




Top