Киевская художественная академия искусств. Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры (наииа)

#places@kyivtoday

Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры - центральное на Украине высшее художественное учебное заведение имеющее академическое направление и готовящее специалистов живописи, скульптуры, графики, театрально-декорационного искусства, архитектуры, реставрации произведений искусства, искусствоведения и артменеджмента.

История академии:

1917-1922
Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры является наследницей Украинской академии искусства, которая была основана в 1917 году в Киеве Учредительной комиссией во главе с Г. Павлуцким.

В августе 1919 года, после взятия Киева Добровольческой армией Деникина, Украинская академия художеств была зачислена в разряд не финансируемых властями частных учебных заведений. Ей было дано новое название: «Академия художества в Киеве, существующая на основании отношения начальника Управления народного просвещения при Особом совещании при главнокомандующем вооружёнными силами на Юге России на имя г. попечителя Киевского учебного округа от 5 октября 1919 года за № 4998».

К тому же Академия была изгнана из своего здания, а все её имущество выброшено на чердак. Украинское кооперативное объединение «Днепр-Союз» помогло Нарбуту приобрести две пустовавшие квартиры в том же доме в Георгиевском переулке, 11, где жил он сам с В. Л. Модзалевским. В них разместились живописные мастерские, библиотека и канцелярия. Под мастерскую графики Нарбут отвёл свою бывшую гостиную, приёмной ректора стал бывший кабинет Модзалевского. В декабре 1920 года, после восстановления Советской власти в Киеве, Академия разместилась в здании бывшего Дворянского собрания.

1922-1934
В 1922 году распоряжением Губернского отдела профессионального образования при Наркомате просвещения Академию реорганизовали в Киевский институт пластических искусств. В 1924 году к нему на правах факультета присоединили Украинский архитектурный институт, существовавший с 1918. Новообразованный вуз назвали Киевский художественный институт. Институт разместился в здании бывшей Киевской духовной семинарии, где располагается и поныне. Ректором его назначили Ивана Ивановича Врона.

По-новому была определена и структура учебного заведения. Она стала направлена, главным образом, на подготовку художников «для гармонического формирования окружающего среды, быта, производства». Так, на живописном факультете, кроме отделений станкового и монументального искусства, открылось новое - теа-кино-фото. На скульптурном факультете вместе с монументальной и станковой скульптурой осваивались художественная обработка дерева и керамика. С учетом нужд книгопечатания осуществлялось всестороннее изучение графических техник на полиграфическом факультете, где воспитывались будущие художники-полиграфисты. Отдельное место занимал художественно-педагогический факультет, на котором готовили художников-педагогов и, так называемых, художники-политпросветников для клубной работы.
За короткое время Киевский художественный институт занял одно из ведущих мест среди художественных учебных заведений СССР.

Однако, начавшаяся в конце 1920-х - начале 1930-х годов междоусобная борьба за гегемонию в искусстве, личные распри и усиление идеологического прессинга свели на нет все достижения. Профессура начала оставлять институт. В 1930 году был закрыт полиграфический факультет и ряд отделений. В том же году был уволен с должности ректора И. Врона и проведена новая реорганизация вуза согласно пролеткультовской идеологии. Учебное заведение получило название Киевский институт пролетарской художественной культуры, были образованы такие факультеты, как художественно-пропагандистский, художественного оформления пролетарского быта, скульптурного оформления социалистических городов, коммунистического художественного воспитания. Из учебных планов изымалось множество дисциплин, важных для развития профессиональных навыков.

1934-1992
В 1934 году, после коренной реформы заведения, вуз получил новое название - Всеукраинский художественный институт. Его ректором был назначен Бенькович. В конце 1930-х годов Киевский государственный художественный институт, вернулся к академическим методам образования. Вследствие реорганизации приоритет был отдан станковым формам. Станковое искусство на длительное время стало основой методики обучения, которое состояло в тщательном штудировании натуры средствами рисунка и живописи и последовательном усложнении упражнений, с целью подготовки студента к выполнению сюжетно-тематической композиции в той или той области изобразительного искусства.

В послевоенные годы институт существенно расширился, в частности увеличилось количество его структурных подразделений. Так, в 1948 году был восстановлен графический факультет с мастерскими книжной, станковой графики, политического плаката. Факультет создавался на базе мастерской графических искусств, открытой в 1945 году при живописном факультете. В 1958 году был основан художественно-педагогический факультет, а в следующем - факультет теории и истории искусства. Расширился и живописный факультет: в 1965 году при нём была открыта мастерские монументального и театрально-декорационного искусства, а позднее - отделение технологии и реставрации живописи.

с 1992
Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 декабря 1992 года вузу возвращено первоначальное название - Украинская академия искусств, а согласно постановлению Кабинета министров Украины от 17 марта 1998 года она стала Академией изобразительного искусства и архитектуры. Решением Государственной аккредитационной комиссии Украины от 8 июля 1997 года академия аккредитована IV уровнем, а 23 ноября

1999 года - аттестована.
Как выдающемуся художественному образовательному центру, за значительные достижения в учебной и научной деятельности, подготовке художественных и научно-педагогических кадров в области изобразительного искусства и архитектуры академии Указом Президента Украины от 11 сентября 2000 года предоставлен статус Национального учебного заведения.

Это комплекс зданий киевской Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры на улице Смирнова-Ласточкина.

Перед входом на территорию академии стоит памятник художникам -- жертвам политических репрессий. В Западной Европе в каждом городке есть памятник павшим в Первую мировую. Обычно с поимённым перечислением. В России я не знаю ни одного такого памятника. Говорить о репрессированных тоже было не принято. Хотя поубивали и заморили голодом миллионы. Поэтому для меня отрадно было увидеть такой памятник с десятками фамилий в Киеве. К тому же сам памятник сделан очень профессионально и однозначно не портит пейзаж.



Внутри же памятниками и скульптурами заставлена вся территория. Предназначены эти памятники были для каких-то площадей и скверов, но то ли заказчики их не выкупили, то ли ещё что... Так они и остались там, где их делали. Вот памятник народной художнице Марии Приймаченко.

Это Тарасу Шевченко.

Зато эта мемориальная доска висит на своём окончательном месте.

И эта парковая скульптура смотрится на академических газонах вполне уместно.

Мемориал погибшим в Великую Отечественную студентам и преподавателям.


В этом корпусе располагаются художественные мастерские преподавателей академии. Это очень правильно. Когда всё рядом и можно заниматься со студентами не только в аудитории, но и в своей личной мастерской. Тем более преподаватели, получая большие заказы, часто припахивают к ним в качестве подмастерьев своих студентов. Для последних это и реальная практика и возможность заработать.

Вот товарищ Приходько явно должен был стоять в другом месте. Не добрался...


Между афиш художественных выставок висит эта объява: "Виддам гарных цуценят у добри рукы". Все знают выражение "замёрз, как цуцик". Но мало кто знает, что цуцик -- это собачёнок, щенок. Вот девушка Соня готова отдать симпатичных щенят в добрые руки.

Все коридоры скульптурного отделения заставлены работами. Тут и слепки античных авторов и дипломные работы собственных выпускников. В правом нижнем углу лежит разобранная гипсовая форма.

Приготовившийся к расстрелу красный комиссар с фигурой матёрого качка на фоне головы античной богини.

Завёрнутые в разноцветный полиэтилен глиняные скульптуры. С сухой глиной работать невозможно. Скульптура же лепится неделями. Оставленную до завтрашнего дня работу приходится накрывать мокрыми тряпками. А сверху ещё заматывать полиэтиленом -- чтобы тряпки не сохли.


Девушка любезно согласилась показать свою работу. Рассказывала, что в каникулы была в польском Кракове и зашла в тамошнюю Академию художеств. Попросила в их ректорате разрешить посмотреть, как у них организован учебный процесс. Узнав, что она учится на скульптора в Киеве, её стали пускать на любые занятия. Такая вот художническая солидарность.
В Кракове ей понравилось. Совсем другой уровень финансирования. Студентов обеспечивают камнем, хорошим инструментом...


После занятий студент остаётся в институте, чтобы порисовать гипсы. Обучение в художественном вузе не может вестись из-под палки. Оно требует энтузиазма.


Стены живописного отделения заполнены работами выпускников. Есть очень приличные работы. Быть вывешенным в коридоре своей альма матер -- большая честь.


Испещрённые надписями стены не красились много лет. Щелястые окна, разбитые двери, текущие краны в сортирах. Но всё равно висеть на этих стенах -- надо ещё заслужить.


На оконном откосе кто-то маркером записал стихотворение Набокова.

На двери аудитории вывешены объявы. В том числе: "Будьте осторожны. Мыши лазают по сумкам. Без шуток."

Девочки с первого курса занимаются литографией.


А в этом кресле сидят натурщики. По креслу 10 лет плачет мусорка. Справа стоит обогреватель -- в аудиториях частенько бывает не жарко.

Не помню, Зевс это или Посейдон? Для солидности ему надели бумажную корону.

Если в других вузах студенты не хотят заниматься даже на занятиях, то здесь остаться для занятий после занятий -- обычное дело. Человек поставил мольберт в коридоре и копирует классические рисунки.

Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры (НАИИА) - дополнительная информация о высшем учебном заведении

Общая информация

Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры (НАИИА) - единственный в Украине многопрофильный вуз художественного образования, который имеет академическое направление и готовит специалистов живописи, скульптуры, графики, театрально-декорационного искусства, архитектуры, реставрации произведений искусства, искусствоведения и артменеджмента.

Многолетняя преподавательская деятельность творческо-педагогического коллектива Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры стала прочным фундаментом, на котором на протяжении десятилетий осуществляется подготовка специалистов по всем основным видам изобразительного искусства, архитектуры и искусствоведения.

Основными структурными подразделениями Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры являются факультеты:

  • Факультет изобразительного искусства - готовит специалистов живописи, графики, графического дизайна, скульптуры, театрально-декорационного искусства, реставрации произведений искусства.
  • Факультет архитектуры.
  • Факультет теории и истории искусства с отделениями: искусствоведения (теория и история искусства); искусствоведения, организации и управления развитием художественной культуры.

Главная форма приобретения профессиональных знаний в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры - обучение студентов в 25 учебно-творческих мастерских, которыми успешно руководят авторитетные мастера искусства и архитектуры.

Каждая мастерская имеет свое творческое лицо, направление и индивидуальную методику выполнения программы, а каждый из ее руководителей - это своеобразная личность. Постоянно обновляется содержание учебного процесса, внедряются новейшие методики по подготовке специалистов. Индивидуальный подход к воспитанию молодых художников дает возможность каждому студенту проявить свой талант в творческих работах.

Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры готовит специалистов на образовательно-квалификационном уровне бакалавр, специалист, магистр по направлениям подготовки:

1. Изобразительное искусство

а) специализация - ЖИВОПИСЬ

  • станковая живопись
  • монументальная живопись
  • сценография и киносценография
  • кино-телесценография

б) специализация - ГРАФИКА

  • свободная графика
  • оформление и иллюстрация книги
  • графический дизайн

в) специализация - СКУЛЬПТУРА

  • станковая и монументальная скульптура

г) специализация - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

  • теория и история искусства
  • организация и управление развитием художественной культуры

2. Архитектура

  • специализация - архитектура зданий и сооружений

3. Реставрация произведений искусства

  • специализация - реставрация станковой и монументальной живописи
  • реставрация скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства (из металла, камня керамики и стекла)

Крымский филиал:

Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры имеет Крымский филиал, который готовит бакалавров по направлению "Изобразительное искусство" - специализации "Станковая живопись" и "Графика (графический дизайн)".

  • специализация - станковая живопись, графический дизайн.

Подготовка специалистов по образовательно-квалификационному уровню специалист, магистр по всем специальностям и специализациям осуществляется в Академии после успешного завершения программы на образовательно-квалификационном уровне бакалавр.

Срок обучения по всем специальностям и специализациям изобразительного искусства и реставрации на образовательно-квалификационном уровне бакалавр - 4 года; специалист и магистр - 2 года; по специализации искусствоведение - бакалавр - 4 года, специалист, магистр - 1 год - дневная форма обучения; заочная форма обучения - соответственно 5 лет и 1 год; по специализации архитектура - бакалавр - 4 года; специалист, магистр - 2 года.

Международные связи Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры

Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры поддерживает научные и творческие связи с высшими художественными учебными заведениями и ведущими музеями изобразительного искусства зарубежных стран, в частности таких, как Бельгия, Болгария, Голландия, Китай, Германия, Польша, США, Венгрия. Хорватия. Студенты и преподаватели участвуют во всеукраинских и международных выставках, а также в международных пленэрах.

Материально-техническая база Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры

Заведение имеет современную учебно-методическую и материально-техническую базу. Учебно-воспитательный и научно творческий процесс обеспечивают 14 кафедр, на которых работают 22 академика и члена-корреспондента Академии искусств Украины и Украинской академии архитектуры; 49 докторов наук, профессоров, 37 кандидатов наук, доцентов; 59 преподавателей имеют почетные звания, 7 являются лауреатами Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко.

Высокая международная репутация академии подтверждается и тем, что здесь получают художественное образование и иностранные граждане. Воспитание национальной элиты по высоким культурным и духовным стандартами мы считаем приоритетной стратегией Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.

Национа́льная акаде́мия изобрази́тельного иску́сства и архитекту́ры (укр. Націона́льна акаде́мія образотво́рчого мисте́цтва і архітекту́ри ; НАОМА) - украинское высшее художественное учебное заведение имеющее академическое направление и готовящее специалистов живописи , скульптуры , графики , театрально-декорационного искусства, архитектуры , реставрации произведений искусства, искусствоведения и артменеджмента.

История

1917-1922

Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры является наследницей Украинской академии искусства , которая была основана в 1917 году в Киеве Учредительной комиссией во главе с Г. Павлуцким. Эта комиссия была создана по инициативе генерального секретаря Министерства образования Украинской Народной Республики И. Стешенко . Устав Академии утвердила Центральная Рада 5 (18) ноября 1917 года. Торжественное открытие состоялось 5 (18) декабря того же года в помещении Центральной Рады.

Академию возглавлял Совет Академии в составе Д. Антоновича , П. Зайцева , Д. Щербаковского (учёный секретарь) и др. Первым ректором стал Фёдор Кричевский .

Первыми профессорами Академии были: М. Бойчук (монументальное искусство), Н. Бурачек (пейзаж), В. Кричевский (архитектура , композиция), Ф. Кричевский (живопись , портрет), А. Маневич , А. Мурашко , М. Жук (станковая живопись , рисунок), Г. Нарбут (графика). В 1921 году в профессорский состав дополнительно вошли: Л. Крамаренко (монументально-декоративная живопись), В. Меллер (театральное оформление), С. Налепинская-Бойчук (гравюра), Е. Сагайдачный , Б. Кратко (скульптура), А. Таран (мозаика) и другие.

Первоначально Академия располагалась в помещении бывшего Педагогического музея, затем её перевели в здание бывшей торговой школы. В феврале 1919 года , после взятия Киева войсками РККА , Академия искусств стала государственным учреждением. По предложению Г. Нарбута, утверждённого в феврале 1918 года в ректорской должности, она получила статус научно-исследовательского института.

В августе 1919 года, после взятия Киева Добровольческой армией Деникина , Украинская академия художеств была зачислена в разряд не финансируемых властями частных учебных заведений. Ей было дано новое название: «Академия художества в Киеве, существующая на основании отношения начальника Управления народного просвещения при Особом совещании при главнокомандующем вооружёнными силами на Юге России на имя г. попечителя Киевского учебного округа от 5 октября 1919 года за № 4998» . К тому же Академия была изгнана из своего здания, а все её имущество выброшено на чердак. Украинское кооперативное объединение «Днепр-Союз» помогло Нарбуту приобрести две пустовавшие квартиры в том же доме в Георгиевском переулке, 11, где жил он сам с В. Л. Модзалевским . В них разместились живописные мастерские, библиотека и канцелярия. Под мастерскую графики Нарбут отвёл свою бывшую гостиную, приёмной ректора стал бывший кабинет Модзалевского. В декабре 1920 года , после восстановления Советской власти в Киеве, Академия разместилась в здании бывшего Дворянского собрания.

1922-1934

По-новому была определена и структура учебного заведения. Она стала направлена, главным образом, на подготовку художников «для гармонического формирования окружающего среды, быта, производства». Так, на живописном факультете, кроме отделений станкового и монументального искусства, открылось новое - теа-кино-фото. На скульптурном факультете вместе с монументальной и станковой скульптурой осваивались художественная обработка дерева и керамика. С учётом нужд книгопечатания осуществлялось всестороннее изучение графических техник на полиграфическом факультете, где воспитывались будущие художники-полиграфисты. Отдельное место занимал художественно-педагогический факультет, на котором готовили художников-педагогов и, так называемых, художники-политпросветников для клубной работы.

За короткое время Киевский художественный институт занял одно из ведущих мест среди художественных учебных заведений СССР . Однако, начавшаяся в конце 1920-х - начале 1930-х годов междоусобная борьба за гегемонию в искусстве, личные распри и усиление идеологического прессинга свели на нет все достижения. Профессура начала оставлять институт. В 1930 году был закрыт полиграфический факультет и ряд отделений. В том же году был уволен с должности ректора И. Врона и проведена новая реорганизация вуза согласно пролеткультовской идеологии. Учебное заведение получило название Киевский институт пролетарской художественной культуры , были образованы такие факультеты, как художественно-пропагандистский, художественного оформления пролетарского быта, скульптурного оформления социалистических городов, коммунистического художественного воспитания. Из учебных планов изымалось множество дисциплин, важных для развития профессиональных навыков.

1934-1992

В 1934 году , после коренной реформы заведения, вуз получил новое название - Всеукраинский художественный институт . Его ректором был назначен Бенькович. В конце 1930-х годов Киевский государственный художественный институт , вернулся к академическим методам образования. Вследствие реорганизации приоритет был отдан станковым формам. Станковое искусство на длительное время стало основой методики обучения, которое состояло в тщательном штудировании натуры средствами рисунка и живописи и последовательном усложнении упражнений, с целью подготовки студента к выполнению сюжетно-тематической композиции в той или той области изобразительного искусства.

В послевоенные годы институт существенно расширился, в частности увеличилось количество его структурных подразделений. Так, в 1948 году был восстановлен графический факультет с мастерскими книжной, станковой графики, политического плаката. Факультет создавался на базе мастерской графических искусств, открытой в 1945 году при живописном факультете. В 1958 году был основан художественно-педагогический факультет, а в следующем - факультет теории и истории искусства. Расширился и живописный факультет: в 1965 году при нём была открыта мастерские монументального и театрально-декорационного искусства, а позднее - отделение технологии и реставрации живописи.Президента Украины

Щит, малинового цвета (геральдическое название - пурпурный). Барочная форма щита неслучайна, так как барокко является характернейшим для истории украинской культуры художественным направлением. Над щитом изображено золотое солнце, которое символизирует источник знаний и мастерства, просветительно-учебный характер академии.

Щит окружён венком из лавровых и дубовых листьев, обвитых лентой с надписью «Українська академія мистецтв» . Венок ярко-зелёного цвета, символизирующем жизнь, богатство и бессмертие таланта и творчества. Лицевая сторона ленты - белого цвета, оборотная - голубого.

Художественное решение герба выполнил 1997 году как дипломную работу выпускник факультета графики Алексей Викторович Карпенко.

Структура академии

В структуре вуза существует 3 факультета, 8 специализированных и 5 общеакадемических кафедр:

  • объединённый факультет изобразительного искусства
    • кафедра живописи и композиции
    • кафедра графических искусств
    • кафедра скульптуры
    • кафедра реставрации произведений искусств
    • кафедра сценографии
  • факультет архитектуры
    • кафедра архитектурного проектирования
    • кафедра синтеза искусств
    • кафедра архитектурных конструкций
  • факультет теории и истории искусств
    • кафедра теории и истории искусств
  • общеакадемические кафедры
    • кафедра рисунка
    • класс рисунка
    • кафедра культуры и социальных дисциплин
    • кафедра иностранных языков
    • кафедра физвоспитания

С целью подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в области изобразительного искусства и архитектуры в академии создана аспирантура

  • Газета Свобода - недільне видання, ч. 39. Нью-Джерси, 1952;
  • Національна академія образотворчого мистецтва і архітектури // Новий довідник для вступників до ВНЗ I, II, III, IV рівнів акредитації. - К.: Гранд-Ліцей, 2003. - С. 48.
  • Павловський В. Українська Державна Академія Мистецтв до 50-літт.я її створення, ж. Нотатки з мистецтва, ч. 7. Филадельфия, 1968.
  • Січинський В. Українська Академія Мистецтва (До 35-річчя її заснування);
  • Художній інститут // Київ: Енциклопедичний довідник. - К., 1981. - С. 672-673.


  • 
    Top