Киевская художественная академия искусств. Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры (наииа)
#places@kyivtoday
Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры - центральное на Украине высшее художественное учебное заведение имеющее академическое направление и готовящее специалистов живописи, скульптуры, графики, театрально-декорационного искусства, архитектуры, реставрации произведений искусства, искусствоведения и артменеджмента.
История академии:
1917-1922
Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры является наследницей Украинской академии искусства, которая была основана в 1917 году в Киеве Учредительной комиссией во главе с Г. Павлуцким.
В августе 1919 года, после взятия Киева Добровольческой армией Деникина, Украинская академия художеств была зачислена в разряд не финансируемых властями частных учебных заведений. Ей было дано новое название: «Академия художества в Киеве, существующая на основании отношения начальника Управления народного просвещения при Особом совещании при главнокомандующем вооружёнными силами на Юге России на имя г. попечителя Киевского учебного округа от 5 октября 1919 года за № 4998».
К тому же Академия была изгнана из своего здания, а все её имущество выброшено на чердак. Украинское кооперативное объединение «Днепр-Союз» помогло Нарбуту приобрести две пустовавшие квартиры в том же доме в Георгиевском переулке, 11, где жил он сам с В. Л. Модзалевским. В них разместились живописные мастерские, библиотека и канцелярия. Под мастерскую графики Нарбут отвёл свою бывшую гостиную, приёмной ректора стал бывший кабинет Модзалевского. В декабре 1920 года, после восстановления Советской власти в Киеве, Академия разместилась в здании бывшего Дворянского собрания.
1922-1934
В 1922 году распоряжением Губернского отдела профессионального образования при Наркомате просвещения Академию реорганизовали в Киевский институт пластических искусств. В 1924 году к нему на правах факультета присоединили Украинский архитектурный институт, существовавший с 1918. Новообразованный вуз назвали Киевский художественный институт. Институт разместился в здании бывшей Киевской духовной семинарии, где располагается и поныне. Ректором его назначили Ивана Ивановича Врона.
По-новому была определена и структура учебного заведения. Она стала направлена, главным образом, на подготовку художников «для гармонического формирования окружающего среды, быта, производства». Так, на живописном факультете, кроме отделений станкового и монументального искусства, открылось новое - теа-кино-фото. На скульптурном факультете вместе с монументальной и станковой скульптурой осваивались художественная обработка дерева и керамика. С учетом нужд книгопечатания осуществлялось всестороннее изучение графических техник на полиграфическом факультете, где воспитывались будущие художники-полиграфисты. Отдельное место занимал художественно-педагогический факультет, на котором готовили художников-педагогов и, так называемых, художники-политпросветников для клубной работы.
За короткое время Киевский художественный институт занял одно из ведущих мест среди художественных учебных заведений СССР.
Однако, начавшаяся в конце 1920-х - начале 1930-х годов междоусобная борьба за гегемонию в искусстве, личные распри и усиление идеологического прессинга свели на нет все достижения. Профессура начала оставлять институт. В 1930 году был закрыт полиграфический факультет и ряд отделений. В том же году был уволен с должности ректора И. Врона и проведена новая реорганизация вуза согласно пролеткультовской идеологии. Учебное заведение получило название Киевский институт пролетарской художественной культуры, были образованы такие факультеты, как художественно-пропагандистский, художественного оформления пролетарского быта, скульптурного оформления социалистических городов, коммунистического художественного воспитания. Из учебных планов изымалось множество дисциплин, важных для развития профессиональных навыков.
1934-1992
В 1934 году, после коренной реформы заведения, вуз получил новое название - Всеукраинский художественный институт. Его ректором был назначен Бенькович. В конце 1930-х годов Киевский государственный художественный институт, вернулся к академическим методам образования. Вследствие реорганизации приоритет был отдан станковым формам. Станковое искусство на длительное время стало основой методики обучения, которое состояло в тщательном штудировании натуры средствами рисунка и живописи и последовательном усложнении упражнений, с целью подготовки студента к выполнению сюжетно-тематической композиции в той или той области изобразительного искусства.
В послевоенные годы институт существенно расширился, в частности увеличилось количество его структурных подразделений. Так, в 1948 году был восстановлен графический факультет с мастерскими книжной, станковой графики, политического плаката. Факультет создавался на базе мастерской графических искусств, открытой в 1945 году при живописном факультете. В 1958 году был основан художественно-педагогический факультет, а в следующем - факультет теории и истории искусства. Расширился и живописный факультет: в 1965 году при нём была открыта мастерские монументального и театрально-декорационного искусства, а позднее - отделение технологии и реставрации живописи.
с 1992
Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 декабря 1992 года вузу возвращено первоначальное название - Украинская академия искусств, а согласно постановлению Кабинета министров Украины от 17 марта 1998 года она стала Академией изобразительного искусства и архитектуры. Решением Государственной аккредитационной комиссии Украины от 8 июля 1997 года академия аккредитована IV уровнем, а 23 ноября
1999 года - аттестована.
Как выдающемуся художественному образовательному центру, за значительные достижения в учебной и научной деятельности, подготовке художественных и научно-педагогических кадров в области изобразительного искусства и архитектуры академии Указом Президента Украины от 11 сентября 2000 года предоставлен статус Национального учебного заведения.
Это комплекс зданий киевской Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры на улице Смирнова-Ласточкина.
Перед входом на территорию академии стоит памятник художникам -- жертвам политических репрессий. В Западной Европе в каждом городке есть памятник павшим в Первую мировую. Обычно с поимённым перечислением. В России я не знаю ни одного такого памятника. Говорить о репрессированных тоже было не принято. Хотя поубивали и заморили голодом миллионы. Поэтому для меня отрадно было увидеть такой памятник с десятками фамилий в Киеве. К тому же сам памятник сделан очень профессионально и однозначно не портит пейзаж.
Внутри же памятниками и скульптурами заставлена вся территория. Предназначены эти памятники были для каких-то площадей и скверов, но то ли заказчики их не выкупили, то ли ещё что... Так они и остались там, где их делали. Вот памятник народной художнице Марии Приймаченко.
Это Тарасу Шевченко.
Зато эта мемориальная доска висит на своём окончательном месте.
И эта парковая скульптура смотрится на академических газонах вполне уместно.
Мемориал погибшим в Великую Отечественную студентам и преподавателям.
В этом корпусе располагаются художественные мастерские преподавателей академии. Это очень правильно. Когда всё рядом и можно заниматься со студентами не только в аудитории, но и в своей личной мастерской. Тем более преподаватели, получая большие заказы, часто припахивают к ним в качестве подмастерьев своих студентов. Для последних это и реальная практика и возможность заработать.
Вот товарищ Приходько явно должен был стоять в другом месте. Не добрался...
Между афиш художественных выставок висит эта объява: "Виддам гарных цуценят у добри рукы". Все знают выражение "замёрз, как цуцик". Но мало кто знает, что цуцик -- это собачёнок, щенок. Вот девушка Соня готова отдать симпатичных щенят в добрые руки.
Все коридоры скульптурного отделения заставлены работами. Тут и слепки античных авторов и дипломные работы собственных выпускников. В правом нижнем углу лежит разобранная гипсовая форма.
Приготовившийся к расстрелу красный комиссар с фигурой матёрого качка на фоне головы античной богини.
Завёрнутые в разноцветный полиэтилен глиняные скульптуры. С сухой глиной работать невозможно. Скульптура же лепится неделями. Оставленную до завтрашнего дня работу приходится накрывать мокрыми тряпками. А сверху ещё заматывать полиэтиленом -- чтобы тряпки не сохли.
Девушка любезно согласилась показать свою работу. Рассказывала, что в каникулы была в польском Кракове и зашла в тамошнюю Академию художеств. Попросила в их ректорате разрешить посмотреть, как у них организован учебный процесс. Узнав, что она учится на скульптора в Киеве, её стали пускать на любые занятия. Такая вот художническая солидарность.
В Кракове ей понравилось. Совсем другой уровень финансирования. Студентов обеспечивают камнем, хорошим инструментом...
После занятий студент остаётся в институте, чтобы порисовать гипсы. Обучение в художественном вузе не может вестись из-под палки. Оно требует энтузиазма.
Стены живописного отделения заполнены работами выпускников. Есть очень приличные работы. Быть вывешенным в коридоре своей альма матер -- большая честь.
Испещрённые надписями стены не красились много лет. Щелястые окна, разбитые двери, текущие краны в сортирах. Но всё равно висеть на этих стенах -- надо ещё заслужить.
На оконном откосе кто-то маркером записал стихотворение Набокова.
На двери аудитории вывешены объявы. В том числе: "Будьте осторожны. Мыши лазают по сумкам. Без шуток."
Девочки с первого курса занимаются литографией.
А в этом кресле сидят натурщики. По креслу 10 лет плачет мусорка. Справа стоит обогреватель -- в аудиториях частенько бывает не жарко.
Не помню, Зевс это или Посейдон? Для солидности ему надели бумажную корону.
Если в других вузах студенты не хотят заниматься даже на занятиях, то здесь остаться для занятий после занятий -- обычное дело. Человек поставил мольберт в коридоре и копирует классические рисунки.
Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры (НАИИА) - дополнительная информация о высшем учебном заведении
Общая информация
Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры (НАИИА) - единственный в Украине многопрофильный вуз художественного образования, который имеет академическое направление и готовит специалистов живописи, скульптуры, графики, театрально-декорационного искусства, архитектуры, реставрации произведений искусства, искусствоведения и артменеджмента.
Многолетняя преподавательская деятельность творческо-педагогического коллектива Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры стала прочным фундаментом, на котором на протяжении десятилетий осуществляется подготовка специалистов по всем основным видам изобразительного искусства, архитектуры и искусствоведения.
Основными структурными подразделениями Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры являются факультеты:
- Факультет изобразительного искусства - готовит специалистов живописи, графики, графического дизайна, скульптуры, театрально-декорационного искусства, реставрации произведений искусства.
- Факультет архитектуры.
- Факультет теории и истории искусства с отделениями: искусствоведения (теория и история искусства); искусствоведения, организации и управления развитием художественной культуры.
Главная форма приобретения профессиональных знаний в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры - обучение студентов в 25 учебно-творческих мастерских, которыми успешно руководят авторитетные мастера искусства и архитектуры.
Каждая мастерская имеет свое творческое лицо, направление и индивидуальную методику выполнения программы, а каждый из ее руководителей - это своеобразная личность. Постоянно обновляется содержание учебного процесса, внедряются новейшие методики по подготовке специалистов. Индивидуальный подход к воспитанию молодых художников дает возможность каждому студенту проявить свой талант в творческих работах.
Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры готовит специалистов на образовательно-квалификационном уровне бакалавр, специалист, магистр по направлениям подготовки:
1. Изобразительное искусство
а) специализация - ЖИВОПИСЬ
- станковая живопись
- монументальная живопись
- сценография и киносценография
- кино-телесценография
б) специализация - ГРАФИКА
- свободная графика
- оформление и иллюстрация книги
- графический дизайн
в) специализация - СКУЛЬПТУРА
- станковая и монументальная скульптура
г) специализация - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
- теория и история искусства
- организация и управление развитием художественной культуры
2. Архитектура
- специализация - архитектура зданий и сооружений
3. Реставрация произведений искусства
- специализация - реставрация станковой и монументальной живописи
- реставрация скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства (из металла, камня керамики и стекла)
Крымский филиал:
Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры имеет Крымский филиал, который готовит бакалавров по направлению "Изобразительное искусство" - специализации "Станковая живопись" и "Графика (графический дизайн)".
- специализация - станковая живопись, графический дизайн.
Подготовка специалистов по образовательно-квалификационному уровню специалист, магистр по всем специальностям и специализациям осуществляется в Академии после успешного завершения программы на образовательно-квалификационном уровне бакалавр.
Срок обучения по всем специальностям и специализациям изобразительного искусства и реставрации на образовательно-квалификационном уровне бакалавр - 4 года; специалист и магистр - 2 года; по специализации искусствоведение - бакалавр - 4 года, специалист, магистр - 1 год - дневная форма обучения; заочная форма обучения - соответственно 5 лет и 1 год; по специализации архитектура - бакалавр - 4 года; специалист, магистр - 2 года.
Международные связи Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры
Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры поддерживает научные и творческие связи с высшими художественными учебными заведениями и ведущими музеями изобразительного искусства зарубежных стран, в частности таких, как Бельгия, Болгария, Голландия, Китай, Германия, Польша, США, Венгрия. Хорватия. Студенты и преподаватели участвуют во всеукраинских и международных выставках, а также в международных пленэрах.
Материально-техническая база Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры
Заведение имеет современную учебно-методическую и материально-техническую базу. Учебно-воспитательный и научно творческий процесс обеспечивают 14 кафедр, на которых работают 22 академика и члена-корреспондента Академии искусств Украины и Украинской академии архитектуры; 49 докторов наук, профессоров, 37 кандидатов наук, доцентов; 59 преподавателей имеют почетные звания, 7 являются лауреатами Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко.
Высокая международная репутация академии подтверждается и тем, что здесь получают художественное образование и иностранные граждане. Воспитание национальной элиты по высоким культурным и духовным стандартами мы считаем приоритетной стратегией Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.
Национа́льная акаде́мия изобрази́тельного иску́сства и архитекту́ры (укр. Націона́льна акаде́мія образотво́рчого мисте́цтва і архітекту́ри ; НАОМА) - украинское высшее художественное учебное заведение имеющее академическое направление и готовящее специалистов живописи , скульптуры , графики , театрально-декорационного искусства, архитектуры , реставрации произведений искусства, искусствоведения и артменеджмента.
История
1917-1922
Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры является наследницей Украинской академии искусства , которая была основана в 1917 году в Киеве Учредительной комиссией во главе с Г. Павлуцким. Эта комиссия была создана по инициативе генерального секретаря Министерства образования Украинской Народной Республики И. Стешенко . Устав Академии утвердила Центральная Рада 5 (18) ноября 1917 года. Торжественное открытие состоялось 5 (18) декабря того же года в помещении Центральной Рады.
Академию возглавлял Совет Академии в составе Д. Антоновича , П. Зайцева , Д. Щербаковского (учёный секретарь) и др. Первым ректором стал Фёдор Кричевский .
Первыми профессорами Академии были: М. Бойчук (монументальное искусство), Н. Бурачек (пейзаж), В. Кричевский (архитектура , композиция), Ф. Кричевский (живопись , портрет), А. Маневич , А. Мурашко , М. Жук (станковая живопись , рисунок), Г. Нарбут (графика). В 1921 году в профессорский состав дополнительно вошли: Л. Крамаренко (монументально-декоративная живопись), В. Меллер (театральное оформление), С. Налепинская-Бойчук (гравюра), Е. Сагайдачный , Б. Кратко (скульптура), А. Таран (мозаика) и другие.
Первоначально Академия располагалась в помещении бывшего Педагогического музея, затем её перевели в здание бывшей торговой школы. В феврале 1919 года , после взятия Киева войсками РККА , Академия искусств стала государственным учреждением. По предложению Г. Нарбута, утверждённого в феврале 1918 года в ректорской должности, она получила статус научно-исследовательского института.
В августе 1919 года, после взятия Киева Добровольческой армией Деникина , Украинская академия художеств была зачислена в разряд не финансируемых властями частных учебных заведений. Ей было дано новое название: «Академия художества в Киеве, существующая на основании отношения начальника Управления народного просвещения при Особом совещании при главнокомандующем вооружёнными силами на Юге России на имя г. попечителя Киевского учебного округа от 5 октября 1919 года за № 4998» . К тому же Академия была изгнана из своего здания, а все её имущество выброшено на чердак. Украинское кооперативное объединение «Днепр-Союз» помогло Нарбуту приобрести две пустовавшие квартиры в том же доме в Георгиевском переулке, 11, где жил он сам с В. Л. Модзалевским . В них разместились живописные мастерские, библиотека и канцелярия. Под мастерскую графики Нарбут отвёл свою бывшую гостиную, приёмной ректора стал бывший кабинет Модзалевского. В декабре 1920 года , после восстановления Советской власти в Киеве, Академия разместилась в здании бывшего Дворянского собрания.
1922-1934
По-новому была определена и структура учебного заведения. Она стала направлена, главным образом, на подготовку художников «для гармонического формирования окружающего среды, быта, производства». Так, на живописном факультете, кроме отделений станкового и монументального искусства, открылось новое - теа-кино-фото. На скульптурном факультете вместе с монументальной и станковой скульптурой осваивались художественная обработка дерева и керамика. С учётом нужд книгопечатания осуществлялось всестороннее изучение графических техник на полиграфическом факультете, где воспитывались будущие художники-полиграфисты. Отдельное место занимал художественно-педагогический факультет, на котором готовили художников-педагогов и, так называемых, художники-политпросветников для клубной работы.
За короткое время Киевский художественный институт занял одно из ведущих мест среди художественных учебных заведений СССР . Однако, начавшаяся в конце 1920-х - начале 1930-х годов междоусобная борьба за гегемонию в искусстве, личные распри и усиление идеологического прессинга свели на нет все достижения. Профессура начала оставлять институт. В 1930 году был закрыт полиграфический факультет и ряд отделений. В том же году был уволен с должности ректора И. Врона и проведена новая реорганизация вуза согласно пролеткультовской идеологии. Учебное заведение получило название Киевский институт пролетарской художественной культуры , были образованы такие факультеты, как художественно-пропагандистский, художественного оформления пролетарского быта, скульптурного оформления социалистических городов, коммунистического художественного воспитания. Из учебных планов изымалось множество дисциплин, важных для развития профессиональных навыков.
1934-1992
В 1934 году , после коренной реформы заведения, вуз получил новое название - Всеукраинский художественный институт . Его ректором был назначен Бенькович. В конце 1930-х годов Киевский государственный художественный институт , вернулся к академическим методам образования. Вследствие реорганизации приоритет был отдан станковым формам. Станковое искусство на длительное время стало основой методики обучения, которое состояло в тщательном штудировании натуры средствами рисунка и живописи и последовательном усложнении упражнений, с целью подготовки студента к выполнению сюжетно-тематической композиции в той или той области изобразительного искусства.
В послевоенные годы институт существенно расширился, в частности увеличилось количество его структурных подразделений. Так, в 1948 году был восстановлен графический факультет с мастерскими книжной, станковой графики, политического плаката. Факультет создавался на базе мастерской графических искусств, открытой в 1945 году при живописном факультете. В 1958 году был основан художественно-педагогический факультет, а в следующем - факультет теории и истории искусства. Расширился и живописный факультет: в 1965 году при нём была открыта мастерские монументального и театрально-декорационного искусства, а позднее - отделение технологии и реставрации живописи.Президента Украины
Щит, малинового цвета (геральдическое название - пурпурный). Барочная форма щита неслучайна, так как барокко является характернейшим для истории украинской культуры художественным направлением. Над щитом изображено золотое солнце, которое символизирует источник знаний и мастерства, просветительно-учебный характер академии.
Щит окружён венком из лавровых и дубовых листьев, обвитых лентой с надписью «Українська академія мистецтв» . Венок ярко-зелёного цвета, символизирующем жизнь, богатство и бессмертие таланта и творчества. Лицевая сторона ленты - белого цвета, оборотная - голубого.
Художественное решение герба выполнил 1997 году как дипломную работу выпускник факультета графики Алексей Викторович Карпенко.
Структура академии
В структуре вуза существует 3 факультета, 8 специализированных и 5 общеакадемических кафедр:
- объединённый факультет изобразительного искусства
- кафедра живописи и композиции
- кафедра графических искусств
- кафедра скульптуры
- кафедра реставрации произведений искусств
- кафедра сценографии
- факультет архитектуры
- кафедра архитектурного проектирования
- кафедра синтеза искусств
- кафедра архитектурных конструкций
- факультет теории и истории искусств
- кафедра теории и истории искусств
- общеакадемические кафедры
- кафедра рисунка
- класс рисунка
- кафедра культуры и социальных дисциплин
- кафедра иностранных языков
- кафедра физвоспитания
С целью подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в области изобразительного искусства и архитектуры в академии создана аспирантура