Кир булычев презентация для начальной школы. Путешествие алисы кир булычев

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Годы учёбы и работы После окончания школы поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН. В 1959 году вернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР.

Cлайд 5

В 1962 году окончил аспирантуру, с 1963 года работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы. В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии

Cлайд 6

Творчество Первый рассказ - «Маунг Джо будет жить» - опубликован в 1961 году. Фантастику начал писать в 1965 году, первое фантастическое произведение - рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи».

Cлайд 7

Остальные фантастические произведения публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв» - псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо - «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен.

Cлайд 8

Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений - сотни. Помимо написания своих произведений, Кир Булычёв занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.

Cлайд 9

По повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977) экранизирован фильм «Гостья из будущего» - пятисерийный фильм, один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х.

Cлайд 10

Кир Булычёв выступал и как редактор в фантастических журналах «Полдень. XXI век» и «Если». Журнал «Если» был даже спасён Булычёвым в середине 90-х, когда оказался под угрозой финансового краха. Кир Булычёв является лауреатом премии фантастики «Аэлита-97»

Cлайд 11

Умер Кир Булычёв 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Миусском кладбище. В 2004 году Кир Булычёв посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») в номинации «Критика и публицистика», за серию очерков «Падчерица эпохи».

Cлайд 12

Фантастика Назвать точное количество фантастических произведений Кира Булычёва довольно сложно. Во-первых, число только наиболее известных романов, повестей и рассказов превышает сотню, во-вторых, некоторые произведения Булычёва выходили в переизданиях в переработанном виде под разными названиями, или по частям в разных книгах.

Cлайд 13

Приключения Алисы Это - наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла - школьница (в первых рассказах - ещё дошкольница) XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1961 году. Первыми произведениями цикла стали рассказы, составившие сборник «Девочка, с которой ничего не случится».

Cлайд 14

Cлайд 15

Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени. Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах.

Cлайд 16

Cлайд 17

В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от лица профессора Селезнёва, отца Алисы. Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её ровесники - одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Да и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности.

Cлайд 18

Cлайд 19

Цикл книг об Алисе одновременно и самый популярный, и самый неоднозначный. Критики не раз отмечали, что ранние рассказы и повести об Алисе были гораздо сильнее, чем последующие. В поздних книгах встречаются повторения сюжетных ходов. Это и понятно: невозможно почти сорок лет на одинаково высоком уровне постоянно писать об одних и тех же героях. Сам Булычёв в интервью не раз говорил, что ему не хочется больше писать про Алису. Но персонаж оказался сильнее автора: Алиса Селезнёва стала таким же «вечным героем», как Шерлок Холмс Конан Дойля, и Кир Булычёв периодически снова возвращался к ней. Последняя повесть об Алисе - «Алиса и Алисия», была закончена автором в 2003 году, незадолго до смерти.

Урок литературного чтения

Подготовила: Малюкова Мария Юрьевна



Игорь Всеволодович Можейко – это настоящее имя Кира Булычёва. Он родился в Москве 18 октября 1934г.

Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие - геология и палеонтология..


  • Случилось так, что Можейко поступил в Московский институт иностранных языков.
  • Далее у Можейко подрастала дочка Алиса. Ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.
  • И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой.

Так серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» , «Сто лет тому вперёд» , «Миллион приключений» , «Непоседа» , «Новые приключения Алисы» …

А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой - были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего».


  • Барханы -

  • Ложбина


Круглое или прямоугольное окно в борту корпуса корабля, стене его надстройки или в верхней палубе для доступа света и свежего воздуха во внутренние помещения. Иллюминаторами также называются застеклённые, обычно круглые, окна подводных судов и летательных аппаратов.


  • Кают-компания

  • Огнемёт -

Внеклассное занятие по литературному чтению с презентацией, 4 класс

Сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению для 4 класса. Кир Булычёв. Миллион приключений


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению для 4 класса по теме: «Кир Булычёв. Миллион приключений». Данное мероприятие входит в цикл «Из списка литературы на лето». Материалы из цикла можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Информация будет полезна учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев. Данное внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся четвёртых классов.
Предварительная работа: принести книги Кира Булычёва, подготовить рассказ или презентацию о своём интересном увлечении или хобби – коллекционировании.
Цель: знакомство с творчеством Кира Булычёва и его произведением «Миллион приключений».
Задачи:
- уточнить знания детей о творчестве Кира Булычёва;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать навыки выразительного чтения;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- прививать любовь к чтению в целом;
- совершенствовать культуру младшего школьника.

Ход мероприятия

Учитель: Чтобы узнать о каком писателе сегодня пойдёт речь, предлагаю Вам разгадать следующие загадки. Если Вы дадите правильные ответы на все загадки, то сможете прочитать надпись на доске.
Примечание: Отгадывая загадки, учитель по порядку открывает буквы в надписи на доске.
Примерные загадки:
1.Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга).
Учитель открывает букву К.
2.Тебе дано, а люди им пользуются. (Имя).
Учитель открывает букву И.
3. В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет чёрный след. (Ручка).
Учитель открывает букву Р.
4.Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века,
Приходи в... (Библиотеку).
Учитель открывает букву Б.
5. Понимает каждый школьник,
Чтоб чертить, нужен … (Угольник).
Учитель открывает букву У.
6. Кто я, если прямота
Главная моя черта? (Линейка).
Учитель открывает букву Л.
7. Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквы все важны,
Эту букву знаешь ты. (Буква ы).
Учитель открывает букву Ы.
8. Ходит весь век, а не человек? (Часы).
Учитель открывает букву Ч.
9. Нет ушей, не видно ножек.
Шар в колючках - это … (Ёжик).
Учитель открывает букву Ё.
10. Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без... (Воды).
Учитель открывает букву В.
На доске открывается надпись: Кир Булычёв.


Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с Вами будем знакомиться с творчеством Кира Булычёва. Как Вы думаете это его настоящее имя или псевдоним? И почему Вы так считаете?

Учитель: Мы с Вами уже знаем, что такое псевдоним. Предлагаю вспомнить.

Учитель: Верно, псевдоним в переводе с греческого языка - ложное имя; выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает своё произведение. Назовите писателей, у которых были псевдонимы.
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Верно. Все псевдонимы, какими бы они не были, делятся на определённые группы, в основе которых лежит принцип их образования.
Вот некоторые группы:
1. Шуточный псевдоним , цель которого произвести комический эффект на читателей. Например, М. М. Зощенко - Назар Синебрюхов, Семён Курочкин и другие.
2. Псевдоним, связанный с географическими объектами , чаще всего с местом рождения или жительства. Он может служить добавлением к настоящей фамилии. Например, Д. Н. Мамин - Сибиряк (настоящее - Д. Н. Мамин). В раннем детстве его семья переехала в Сибирь, в которую он сразу и навсегда влюбился, отсюда и псевдоним - Сибиряк.
3. Псевдонимы, которые являются подлинными фамилиями других авторов . Вениамин Каверин . Настоящая фамилия - Зильбер Вениамин Александрович. Псевдоним «Каверин» взят от гусара, приятеля молодого Пушкина.
4. Псевдоним, образованный от фамилии близкого родственника. Такие псевдонимы имеют: Ахматова, Гарин-Михайловский, Гоголь, Маяковский, Плещеев и Кир Булычёв.
5. Можно выделить псевдонимы, образованные из имени или фамилии матери автора. Кир Булычёв.
Учитель: Таким образом, псевдоним Кир Булычёв относится сразу к двум группам и представляет интерес. Настоящее имя - Можейко Игорь Всеволодович. Псевдоним образован из имени жены писателя Киры Алексеевны Сошинской и девичьей фамилии матери, Марии Михайловны Булычёвой. Изначально псевдонимом Игоря Всеволодовича был «Кирилл Булычёв». Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо - «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв, хотя очень многие люди почему-то обращались к фантасту «Кир Кириллович».
Учитель: Как вы думаете, а нужны ли писателям псевдонимы? В чём причина того, что писатель берёт псевдоним?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Хорошо. Узнать о причинах некоторых известных и знакомых нам писателей поможет презентация.

Примерный текст:
Льюис Кэрролл - Чарлз Латуидж Доджон, знаменитый автор «Алисы в Стране Чудес», английский писатель, был математиком, фотографом, логиком, изобретателем. Псевдоним выбран не случайно: писатель перевёл своё имя - Чарлз Латуидж – на латинский, получилось «Каролюс Людовикус», что по-английски звучит как Кэрролл Льюис. Затем поменял слова местами. О том, чтобы серьёзному учёному публиковать сказки под собственной фамилией, не могло быть и речи. Настоящая фамилия писателя частично «проявилась» в сказочном персонаже - неуклюжей, но остроумной и находчивой птице Додо, в которой сказочник изобразил самого себя.
Настоящее имя Марка Твена Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, американский писатель. Для псевдонима он взял слова, которые произносят при измерении глубин реки, «мерка - две» (mark - twen). «Мерка - две» - это глубина, достаточная для прохода судов, и эти слова часто слышал молодой Клеменс, работая машинистом на пароходе.

Марк Твен - американский писатель (1835 - 1910 г. г.)

Анна Ахматова - Анна Андреевна Горенко, русская поэтесса, обязана своим литературным псевдонимом бабушке, которая вела свой род от татарского хана Ахмата. Фамилия бабушки Ахматова и стала литературным именем юной поэтессы.
Игорь Всеволодович Можейко или Кир Булычёв , вплоть до 1982 года скрывал своё настоящее имя, считая, что руководство Института, где он работал, посчитает его занятие несерьёзным и уволит своего сотрудника.


Учитель: А хотели бы вы присвоить себе псевдоним? Если да, то какой? И почему? Нарисуйте эмблему со своим псевдонимом.
(Далее следует работа в парах и ответы детей).
Примечание: Детям будет лучше выполнять это задание, работая именно в парах. Если ребёнку тяжело придумать псевдоним, то сосед может помочь ему, подсказать, задавая наводящие вопросы и т. д.
Учитель: Кир Булычёв – это не единственный псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Оказывается у него их было много. Вот некоторые из них:
Игорь Можейко
Игорь Всеволодович Всеволодов
Ю. Лесорубник
Сейн Джи Майн
Николай Ложкин
Лев Христофорович Минц
Юрий Митин
Свен Томас Пуркинэ
Б. Тишинский
С. Фан
и другие.
Учитель: Узнать об Игоре Всеволодовиче Можейко, его семье и творчестве, сможем, посмотрев презентацию.

Игорь Всеволодович Можейко (1934 - 2003 г. г.)

(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Учитель: Советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист, лауреат Государственной премии. Игорь Всеволодович Можейко родился в 1934 году в Москве в семье Всеволода Николаевича Можейко и Марии Михайловны Булычёвой. Во втором браке матери есть сестра - Наталья. В 1957 г. окончил Московский педагогический институт иностранных языков. Познакомился со своей будущей женой Кирой в студенческие годы в общей компании. Им обоим было тогда чуть больше двадцати лет. Игорь Всеволодович и Кира Алексеевна прожили вместе всю жизнь - свыше сорока лет. А тогда, в далёком 1957 году они, поженившись, уехали на год в Бирму , где в то время велось большое строительство.


Учитель: Кир Булычёв работал переводчиком и корреспондентом по специальности - востоковед.
Востоковедение - совокупность научных дисциплин, изучающих историю, экономику, литературу, языки, искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной культуры стран Востока. Будучи в Бирме недолго, семья вернулась в Москву. В 1959 году Кир Булычёв поступил в аспирантуру Института востоковедения. В 1960 году рождается дочь Алиса. После рождения дочери, семья снова отправляется в Бирму во второй раз, оставив маленькую дочку у бабушки. Первый рассказ, «Маунг Джо будет жить», опубликован в 1961 году. С 1963 года Кир Булычёв работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы. Писал научно-популярные очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня», потому что много ездил по стране. Кир Булычев очень много путешествовал и по миру.


Учитель: Побывал он в Китае, на Филиппинах, в странах Европы... Особенно запоминающейся была поездка в Индию в качестве переводчика с известным режиссером Александром Згуриди - первым ведущим телепередачи «В мире животных». Кир Булычёв был учёным-востоковедом, автором многих монографий, доктором исторических наук, имеет научные труды по истории Юго-Восточной Азии. Он действительно много путешествовал - объездил практически весь мир. Домой привозил необычные скульптурки, украшения, бирманские лаковые шкатулки. Очень тонкая, изящная работа местных мастеров.

Бирманские лаковые шкатулки

Учитель: В Институте востоковедения он работал до конца своих дней. А фантастику начал писать в свободное от работы время - в 32 года. Хоть он и издавал свои произведения исключительно под псевдонимом, Киром Булычёвым его никто не называл. В семье, друзья, коллеги всегда обращались к нему по имени. Фантастику начал писать в 1965 году. Первое фантастическое произведение - рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Этим именем Булычёв впоследствии пользовался ещё несколько раз, но большинство фантастических произведений публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв». Своё настоящее имя писателю удалось сохранить в тайне до 1982 года, когда за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и мультфильму «Тайна Третьей планеты» он был награждён Государственной премией. Учёный и фантаст в одном лице - сочетание необычное… Киру Булычёву многое было интересно. Он хорошо знал историю и современное положение в Бирме, куда дважды ездил в командировки и прожил там, в общей сложности более двух лет.


Учитель: При этом Кир Булычёв испытывал потребность писать фантастику. Во все времена человек любил пофантазировать. Страшные или милые фантазии о добрых и злых духах, о непонятных явлениях природы наполняют все народные сказки. Постепенно человек узнавал всё больше и больше об окружающем мире, и сам мир этот переставал быть непонятным, загадочным и мрачным. Человек понял, что может раскрыть многие загадки мира. С помощью науки он попытался даже заглянуть в будущее. Стал мечтать о том, какая жизнь наступит, когда человечество овладеет всеми силами природы. Так и возникла в литературе научная фантастика, дающая толчок мысли и простор фантазии человека. Первые такие произведения принадлежат перу замечательного французского писателя прошлого века Жюля Верна . По его следам пошли другие. Книги советских писателей-фантастов полны веры в человека, в его светлое будущее, веры в победу справедливости и счастья.

Жюль Верн (1828 – 1905 г. г.) - французский географ и писатель

Учитель: Посмотрите у Вас в руках книги Кира Булычёва. Как Вы думаете, ребята, что привлекает в них читателей? Почему не остывает к ним интерес?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: Верно, привлекают волнующие события, необыкновенные приключения, в которых раскрываются человеческие характеры, мечты, переживания. Ведь главный герой фантастической литературы - это наш, земной человек. Человек, от которого зависит будущее. Среди первых произведений писателя были сказочно-фантастические истории о девочке Алисе - жительнице XXI века. С этих историй начинается сказочно-фантастический цикл произведений под общим названием "Девочка с Земли", получивший широкую известность и популярность в 80-90 годы прошлого века. Самые первые фантастические произведения были опубликованы в 1965 году - это были сказки про Алису и рассказ «Когда вымерли динозавры». Спасая номер в журнале «Искатель», в котором уже была отпечатана в тираже обложка - на ней была нарисована банка с динозавром на стуле, Кир Булычёв поспорил, что напишет за ночь рассказ по обложке. Написал... и с тех пор не смог остановиться...


Учитель: Игорь Всеволодович и Кира Алексеевна назвали свою дочь в честь героини сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Так как имя было запоминающееся, и встречалось в тот момент не так нечасто. Прообразом Алисы Селезнёвой - главной героини произведений Булычёва - стала дочь писателя-фантаста. А фамилия Селезнёва была девичьей фамилией тёщи Кира Булычёва, матери жены. Кир Булычёв любил «заимствовать» для своих героев имена у родственников и друзей. Любимый читателями персонаж из историй про Гусляр профессор Лев Христофорович Минц очень похож на известного этнографа Льва Мироновича Минца, друга Кира Булычёва. Герой Булычёва - космический медик Павлыш, прототипом которого является корабельный врач сухогруза «Сегежа» Слава Павлыш.


Учитель: Российскую фантастику, литературу и науку невозможно представить без Кира Булычёва. Он был остроумным и оптимистичным человеком. Писал ночами, лёжа на полу. В это время суток ему работалось хорошо - можно было сосредоточиться. Днём его отвлекали бесконечные телефонные звонки. Кир Булычёв любил смотреть спортивные передачи, особенно футбол. В юности любил ходить в походы. Жена - Кира Алексеевна Сошинская - писательница-фантастка, художница, иллюстратор многих его книг, переводчица, архитектор по образованию. Дочь - Алиса Лютомская (Можейко) - архитектор.


Учитель: Помимо литературного творчества у Кира Булычёва был целый «веер интересов» . Ребята, а у Вас есть интересные увлечения или хобби? Какие? Расскажите о них?
(Далее следуют рассказы детей, возможно с презентациями).

Коллекция минералов 3 А класса

Коллекция кристаллов 3 А класса

Учитель: Как видим, многие из нас что-нибудь собирают: наклейки, открытки, магнитики, модельки автомобилей и так далее. Эти предметы являются одними из наиболее распространённых коллекционируемых вещей. Но бывают памятные вещи, которые являются гораздо более странными. Узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).

Коллекция кукол Барби

Коллекция утюгов

Учитель: У Кира Булычёва таким интересным увлечением была фалеристика . Кто из Вас знает, что это такое?
(Далее следуют ответы детей).
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
Фалеристика - имеет два значения: 1. Научная дисциплина, занимающаяся изучением истории орденов, медалей и других знаков отличия. 2. Коллекционирование нагрудных знаков, значков, сувенирных, юбилейных жетонов и т.п.
У Кира Булычёва была большая коллекция служебных знаков . Он проявлял большой интерес к истории. Кроме служебных знаков, он коллекционировал сначала старинные пистолеты , потом - сабли, военные головные уборы : каски, треуголки и т. д.

Старинный пистолет

В коллекции Кира Булычёва был, например, багор венецианского гондольера периода XIX века огромная палка с крюком на конце, «инкрустированная» экзотическими монетками, которые доставались владельцу. Все они прибивались маленькими латунными гвоздиками.


Причём коллекции он собирал не все одновременно. Когда прежнее увлечение вытеснялось новым, коллекция продавалась, начиналось создание следующей. Его коллекции были не очень большими и ценными. Кир Булычёв больше собирал не атрибутику, а информацию о ней. Затем он писал об этом книги. Считал себя большим знатоком фалеристики. Популярна книга Кира Булычёва «Беседы о фалеристике» (1990 год) по истории фалеристики и наградных систем, где доступно говорится о зарождении, истории и традициях награждений и знаков отличия.


Учитель: Кир Булычёв человек сделал большой вклад в развитие российской фантастики и науки. Если говорить о творчестве Кира Булычёва, то следует отметить, что общее количество изданных произведений, публиковавшихся под настоящим именем, исчисляется сотнями. Большей частью это работы по истории, востоковедению, и литературоведению, публиковавшиеся в специальных и популярных журналах. Кроме того, из-под пера Булычёва вышло более двухсот стихотворений и несколько рассказов-миниатюр. Чего только не придумал за свою жизнь этот фантастический писатель!
Популярные циклы: о самой необычной девочке 80-х Алисе Селезнёвой - «Приключения Алисы», о вымышленном городе «Великий Гусляр», о бесстрашном и благородном «Докторе Павлыше», о суперагенте Андрее Брюсе.
Произведения Кира Булычёва разных жанров: приключенческая, биографическая, научно-популярная и научно-художественная литература. Таким образом, талант писателя раскрылся в полной мере, он писал и детективы, и стихи, и пьесы, и разноплановые повести и рассказы. Его произведения переведены на многие языки мира.
Вот некоторые произведения Кира Булычева: «Котёл» (1992 г.), «Золушка на рынке» (1999 г.), «Сто лет тому вперёд», «Алиса и её друзья в лабиринтах истории» и многие другие. Помимо создания собственных произведений, Булычёв переводил на русский язык книги иностранных авторов.


Кроме того, Кир Булычёв является одним из первых создателей литературных сериалов . Книги каждого цикла писались много лет, причём, не всегда сквозной герой был главным, порой он играл эпизодическую роль. Над самым долгим и многотомным циклом об Алисе Селезнёвой писатель работал всю свою жизнь.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с одним произведением Кира Булычёва - «Миллион приключений» . Это детский научно-фантастический роман из цикла «Приключения Алисы». Роман был написан в 1976 году. В полном варианте впервые опубликован в 1982 году. Роман переведён на чешский, польский, узбекский, молдавский, монгольский языки.


Учитель: "Миллион приключений" - третье произведение про девочку из будущего, Алису Селезнёву. Первая книга - "Путешествие Алисы" - яркая, но слишком детская, повествование в ней ведётся от лица отца Алисы. Вторая - "Сто лет тому вперед" - тяжеловесна по содержанию. Третья - "Миллион приключений" - писателю удаётся на славу. Именно здесь самая удачная форма повествования. Четвёртая книга - "Заповедник сказок".


Учитель: Книга "Миллион приключений" до сих пор, в отличие от первых двух, не подверглась экранизации. В конце 1980-х Кир Булычёв написал сценарий для телевизионного фильма, но, к сожалению, он так и не был снят. В этом фильме один из главных героев, отчаянный романтик и любитель приключений Павел Гераскин, должен был исполнить песню, слова к которой также написал Булычёв.
(Далее следует работа по книге с прочитыванием некоторых моментов).
Примерный текст:
Произведение состоит из четырёх частей-повестей, мало связанных между собой. На самом деле, "Миллион приключений" состоит как бы из трёх с половиной частей. Какие рассказы входят в первую часть? Первая часть – это несколько рассказов. Где происходит действие? Действие происходит на московской станции юных биологов. Увлекательные исследования и подвиги питекантропа Геракла, только разжигают аппетит. На какой планете оказываются Алиса и её друзья? Они летят в настоящую экспедицию, на загадочную планету Пенелопа. Где их ждёт первая остановка? В городе туристов Жангле, где весьма странный субъект по имени Фуукс забросит Пашку и Алису в настоящий средневековый мир. Что ждёт героев в третьей части? В третьей части юные биологи разбивают лагерь в джунглях планеты Пенелопа. Однако, помимо захватывающих открытий, им придется столкнуться с коварством галактического преступника. Какого старого друга встречает Алиса? В четвёртой части Алиса принимает предложение своего старого друга, космоархелога Рррр "заехать в гости, отведать скррулей". Неугомонный Пашка не может простить ей отказа взять его с собой.
Примечание: Так как произведение объёмное, можно дать некоторое время для самостоятельного чтения по выбору и желанию детей.


Выводы по произведению: Фантастическая повесть знакомит нас с научными открытиями, гипотезами, идеями, воплощение которых - дело будущего. Герои повести, юные биологи, совершают путешествия на другие планеты. Алиса Селезнёва и её друзья попадают в удивительные приключения. Алиса добрая и весёлая - она совершает много необыкновенных поступков и помогает людям. Захватывающий сюжет прекрасно передан через богатый, но лёгкий язык Кира Булычева. Книга читается на одном дыхании.
Учитель: А теперь, ребята, я попрошу Вас выполнить задание – раскрасить картинки – иллюстрации к этому произведению. А если кто пожелает, тот может сам выступить в качестве художника и нарисовать что-то своё. Работать будем каждый индивидуально.
(Проводится индивидуальная работа с детьми).



(Далее на доске создаётся выставка творческих детских работ).
Примечание: Если время позволяет, то с комментарием и обсуждением выполненных работ, особенно тех, кто сам нарисовал иллюстрации к произведению.
Учитель: Ребята, представляете, когда я была примерно такого же возраста, как вы, книги Кира Булычёва читала вся страна, а фильмы, снятые по мотивам его произведений, были самыми популярными телесериалами для детей и подростков. Подробно об этом узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
По произведениям Кира Булычёва сняты многие художественные и мультипликационные фильмы, изданы комиксы, а также выпущены диафильмы.

Кадр из фильма "Шанс", 1984 год

И всё это несмотря на то, что отношения у писателя с кинематографом складывались весьма противоречиво. Лишь десять лет продолжалось творческое содружество сценариста Кира Булычёва с кино. Первый и последний фильм писателя были созданы на Киностудии имени Горького. Первый опыт работы в кино - "Через тернии к звездам" (режиссер Р. Викторов, 1980 г.) - оказался очень удачным и перспективным. Фильм был хорошо принят зрителями, получил международные призы и был удостоен Государственной премии . В наше время, учитывая популярность фильма, проведена техническая реставрация, после которой фильм на качественно новом техническом уровне вновь радует зрителей. Последней работой Кира Булычева в кино стал фильм - "Подземелье ведьм" (режиссер Ю. Мороз, 1990 г.).
Кир Булычев как актёр снимался в двух фильмах - "Родимое пятно" по своему рассказу.

Кадр из фильма "Родимое пятно"

И в эпизодической роли в фильме "Хоккеисты" . (Мосфильм, 1964, режиссер Р. Гольдин).

Кадр из фильма "Хоккеисты"

Кроме того, он был автором сценария и ведущим в документальном фильме "Свидание с "Кометой" . Более двадцати произведений Кира Булычёва были экранизированы. По повести «Сто лет тому вперёд» (1977 г.) снят пятисерийный фильм «Гостья из будущего» - один из самых популярных детских фильмов середины 1980-х. Именно Алиса Селезнёва стала героиней популярного фильма "Гостья из будущего".
В 1982 году Кир Булычёв стал лауреатом Государственной премии за фильм "Через тернии к звёздам" и мультфильм "Тайна третьей планеты" . Кроме того, он стал лауреатом премии фантастики «Аэлита-97».
Примечание: Полный перечень художественных кинофильмов, короткометражных, телевизионных, мультипликационных, документальных фильмов и фильмов-спектаклей в приложении.
Учитель: Ребята, поделитесь, что нового Вы сегодня узнали? Какая информация Вам запомнилась больше? Что показалось наиболее интересным? Где полученная Вами информация может пригодиться? Какие выводы можно сделать?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: Кир Булычёв - удивительный человек, сочетавший в себе огромную эрудицию, разностороннюю одарённость, художественное воображение, искренность, доброжелательность и поразительную скромность. В настоящее время, книга «Миллион приключений» является образцом старой, правильной и доброй фантастики.
Кир Булычёв говорил, что: «Для детей нужно писать так же, как и для взрослых, но только ещё лучше». Всю свою жизнь он стремился к этому.
Благодарю Вас за занятие!

Приложение
Художественные кинофильмы
Бросок, или Всё началось в субботу
Комета
Лиловый шар
Подземелье ведьм
Похищение чародея
Слёзы капали
Через тернии к звездам
Шанс
Короткометражные фильмы
Альтернатива
В одной знакомой улице
Золотые рыбки
Районные соревнования по домино
Родимое пятно
Эксперимент-200
Телевизионные фильмы и фильмы-спектакли
Выбор
Гостья из будущего
Миллион приключений. Остров ржавого генерала
Можно попросить Нину?
Осечка
Поляна сказок
Похищение чародея
Снегурочка
Умение кидать мяч
Мультипликационные фильмы
Два билета в Индию
Кладезь мудрости
Копилка
Перевал
Тайна третьей планеты
Узники "Ямагири-мару"
Чудеса в Гусляре
Яблоня
Документальные фильмы
Свидание с "Кометой"

Конспект итогового урока с презентацией. Литературное чтение по теме "Что за прелесть эти сказки!",

Слайд 1

Кир Булычёв
«Путешествие Алисы»
Урок 2

Слайд 2

Речевая разминка
В чудной стране, В одной стране, В чудной стране, Где не бывать тебе и мне, Ботинок чёрным язычком С утра лакает молочко. И целый день в окошко Глазком глядит картошка. Бутылка горлышком поёт, Концерты вечером даёт, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку. В одной стране, В чудной стране… Ты почему не веришь мне? (И.Токмакова)

Слайд 3

Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился 18 октября 1934 г. в Москве. В 1957 г. окончил Московский Государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Работал переводчиком и корреспондентом АПН в Бирме, корреспондентом в журнале «Вокруг света».

Слайд 4

В 1962 г. окончил аспирантуру Института востоковедения АН СССР. С 1963 г. работает в этом Институте. В 1965 г. защитил кандидатскую диссертацию, через 16 лет – докторскую. Начал писать фантастику в 1965 г. Переводил на русский язык фантастические произведения американских писателей.

Слайд 5

Экранизировано более 20 произведений, написанных Киром Булычёвым. Лауреат Государственной премии СССР 1982 г. за сценарии к фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». Лауреат премии фантастики «Аэлита-97». Умер 5 сентября 2003 г. в возрасте 69 лет.

Слайд 6

Проверка домашнего задания
стр. 150 – 157
О каком приключении Алисы вы прочитали? В чём его фантастичность? От чьего имени ведётся рассказ? Дай ему характеристику. Дай характеристику Алисе.

Слайд 7

Глава 7 ЗАГАДКА ПУСТОЙ ПЛАНЕТЫ - Куда сначала? - спросил Полосков. Он разглядывал космическую карту. На ней был проложен курс на Палапутру, где находится рынок зверей. Но там же пунктиром мы наметили курс на Пустую планету, о которой рассказывал Верховцев. - На Палапутру мы всегда попадем, - ответил я. - А вот Пустая планета не указана ни в одном космическом справочнике. Может быть, рискнем? - Но даже сам доктор Верховцев сказал, что на ней звери пропали. Может, они умерли и мы только зря время потеряем? - И горючего мало осталось, - вмешался в наш разговор Зеленый. - Все равно в Палапутре заправляться придется. А разве на Пустой планете заправишься? Вот и останемся без горючего - жди потом, пока кто-нибудь мимо пролетит. Но Зеленого мы не стали слушать. Он ведь пессимист. И мы были уверены, что у него горючего наверняка хватит. Он просто хотел перестраховаться. - И все-таки, - сказал я, - заглянем на Пустую планету. Это загадка, а нет на свете ничего интереснее, чем разгадывать загадки.

Слайд 8

И мы взяли курс на Пустую планету. К сожалению, через два дня оказалось, что доктор Верховцев дал не совсем точные координаты. Мы должны были уже увидеть звезду, вокруг которой эта планета вращается, а впереди была пустота. Что делать? Мы решили: летим еще один день и, если ничего не изменится, повернем обратно. Мы решили так вечером, перед ужином, и после этого Зеленый пошел в радиорубку, чтобы послать радиограмму на Землю о том, что у нас все в порядке, полет проходит нормально. Я отправился вслед за Зеленым. Я люблю слушать, когда Зеленый включает рацию и космос, такой пустынный и необъятный, оживает. Мы слышим, как разговаривают далекие космические базы и планеты, как перекликаются корабли и автоматические маяки передают информацию с ненаселенных планет и астероидов об обстановке, о путях метеоритных потоков и пульсирующих звездах. Пока Зеленый готовил радиограмму, я вертел ручку приемника.

Слайд 9

И вдруг услышал слабый женский голос: - Нахожусь в секторе 16-2, зарегистрировала неизвестный метеоритный поток, летящий в системе Блук. Через трое суток поток пересечет пассажирскую трассу Блук - Фикс. Прошу сообщить всем кораблям. - Мы как раз в этом секторе, - сказал я Зеленому. - Я слышал, - ответил Зеленый, который, оказывается, отложил радиограмму и занес сообщение неизвестного корабля в бортовой журнал. - А раз уж этот корабль в нашем секторе, давай спросим его о Пустой планете, - сказал я Зеленому. - Может быть, мы сбились с курса. Зеленый сказал, что тот корабль слишком далеко от нас и не услышит, что наша рация наверняка откажет, что та женщина, которая предупреждала о метеорах, все равно не знает ничего о планете, потому что ее не существует. Зеленый ворчал, а тем временем его руки крутили настройку рации и, когда неизвестный корабль принял наш вызов, он сказал: - Говорит корабль «Пегас». Мы находимся в вашем секторе и направляемся к Пустой планете, но не знаем, правильно ли летим.

Слайд 10

Сейчас проверю, - ответил женский голос. - Дайте мне ваши точные координаты. Мы включили связь с мостиком, и Полосков сообщил нам координаты. Мы их передали по назначению. - Все понятно, - ответил женский голос. - Между вами и Пустой планетой висит облако космической пыли, поэтому вам не видна звезда. Смело летите вперед и завтра минуете облако. - Большое спасибо, - сказал я неизвестному кораблю. - А то нам дали эти координаты на планете имени Трех Капитанов, но дал не космонавт, а хранитель музея, и мы опасались, что он ошибся. - Доктор Верховцев? - спросил женский голос. - Да. А вы его знаете? - Отлично знаю, - ответила женщина. - Он чудесный и добрый старик. Как жаль, что мы с вами не встретились раньше! Мне надо передать ему письмо, а я не смогу к нему залететь. Некогда. Вы не вернетесь к Верховцеву? - Нет, - ответил я. - Мы потом полетим на Блук, в город Палапутру. Мы биологи и ищем редких животных.

Слайд 11

Я тоже, - ответил женский голос. - Может, когда-нибудь мы встретимся. Но сейчас некогда. Сейчас я должна спешить. Я ищу живую туманность. - Последний вопрос, - сказал я. - Вы сами не бывали на Пустой планете? - Была, - ответил женский голос. - Моря там кишат рыбой, но на суше ни единого животного. Желаю успеха. В динамике раздался глухой шум, разряды. - Она включила двигатели на полную мощность, - сказал Зеленый, - она куда-то спешит. Что это за живая туманность? - Живой туманности не существует, - сказал я. - Эту женщину я встретил на конференции и сказал ей, что она заблуждается. Ты слышал, как она отзывалась о докторе Верховцеве? Чудесный, говорит, старик. - И все-таки я ему не доверяю, - проворчал Зеленый. - Если он такой чудесный, зачем говорил неправду? Почему он то пишет роман, то не пишет? Почему уверяет, что не летал на Малый Арктур? Почему не захотел показать нам дневники трех капитанов? И Зеленый снова принялся за радиограмму.

Слайд 12

Женщина была права. На следующий день мы засекли в локаторах маленькую звезду, вокруг которой вращалась всего одна планета. Судя по всему, это и была Пустая планета. Мы опустились в сумерках на берегу большого озера, на краю бесконечной равнины, поросшей ровной, пожелтевшей травой. Шел мелкий дождь, долгий и скучный. Мы долго стояли перед иллюминаторами - ни зверя, ни птицы. Может, и в самом деле здесь и нет ничего? Алиса с Зеленым пошли за водой к озеру. Вернулись они не скоро, но я не волновался, потому что мне из иллюминатора видно было, что они заняты чем-то на берегу. Потом Зеленый вернулся, но прошел не на мостик, а к себе в каюту. - Ты чего ищешь? - спросил я по внутренней связи. - Удочку, - ответил Зеленый. - Здесь рыбы в озере - тьма-тьмущая. Мы ведром воды зачерпнули, а в ведре сразу три рыбины. Неужели ты, профессор, не хочешь свежей ухи? - Нет, - ответил я. - И вам не советую. Даже на Земле бывают ядовитые рыбы, а варить уху на неизвестной планете по меньшей мере легкомысленно.

Слайд 13

Ну ладно, ладно, - сказал Зеленый. - Тогда поймаем чего-нибудь тебе в коллекцию. Зеленый убежал обратно на берег, а я захватил Алисин плащ, чтобы она не простудилась, взял сеть и пошел к озеру. Зеленый сетью ловить рыбу отказался, заявив мне, что это не спорт, а он спортсмен. Но мы с Алисой наловили целое ведро. Отнесли рыбу на корабль. Вслед за нами пришел промокший Зеленый, который тащил свой улов в садке. - Не забудь дверь на корабль закрыть, - сказал я, ставя ведро у люка. - Не забуду, - отозвался взволнованным голосом Зеленый, который так стосковался по рыбалке, что готов был ловить рыбу всю ночь, если б не было так темно. Утром я первым делом выглянул в иллюминатор. За стеклом светило яркое солнце, и множество птиц кружило над кораблем. - Вот тебе и Пустая планета, - сказал я вслух и пошел будить товарищей. - Вот тебе и Пустая планета, - повторял я. - Вчера рыбы наловили, сегодня птицы стаями кружат.

Слайд 14

Алису и Полоскова я разбудил, но Зеленый уже сам поднялся. Он разбирал крючки и лески. - Готовлю снасть на большую добычу, - сказал он мне. - Чует мое сердце, что здесь щуки водятся с меня ростом. - Только осторожно, - ответил я. - Смотри, чтоб какая-нибудь щука тебя не поймала. Потом я спустился к люку, чтобы поглядеть на птиц поближе. И обнаружил неприятную деталь: оказывается, охваченный рыбацким угаром, наш механик забыл закрыть на ночь дверь «Пегаса». Хорошо еще, что никакой зверь не забрался внутрь, но все до одной рыбы пропали. Видно, птицы залетали в люк, как в пещеру, и перетаскали весь наш вчерашний улов. - Это очень серьезное нарушение космической дисциплины, - сказал Полосков за завтраком, узнав об оплошности Зеленого. - Но я сам виноват в этом. Так же, как и профессор. Мы обязаны были проверить люк. - Но ничего же не произошло, - сказала Алиса. - Мы сейчас с Зеленым наловим хоть десять ведер. Вы не представляете, сколько в озере рыбы!

Слайд 15

Не в этом дело, - вздохнул Полосков. - Если такое еще раз повторится, мы можем смело поворачивать обратно домой. Значит, мы все такие легкомысленные, что в космосе нам делать нечего. - Прости, капитан, - сказал Зеленый. Он понимал, конечно, что натворил, но мысль о рыбалке так его взволновала, что одной ногой он был уже на берегу озера. Я заготовил сети для ловли птиц и вынес ружье, которое стреляет иглами, смазанными сонным составом. Пока я готовился к охоте на птиц, Зеленый сидел на берегу, и я краем глаза следил за ним. Меня удивило, что он такой понурый. «Может, переживает?» - подумал я. Тут погода внезапно испортилась. Откуда-то налетел сильный ветер. Он гнул траву, сдувал птиц с неба, поднял на озере высокие волны. Через несколько минут ни одной птицы на небе не осталось. Куда-то они попрятались. Зеленый поднялся и пошел к кораблю. Я тоже решил спрятать в корабль сети и подождать, пока погода исправится и птицы вернутся обратно.

Слайд 16

Ну как? - спросил я Зеленого. - Можно поздравить с уловом? - Никакого улова, - ответил Зеленый. - Не клюет. - Как - не клюет? Ты же сам говорил, что в озере рыбы полным-полно. - Это вчера было. А сейчас, видно, вся рыба в глубину ушла. - А у меня птицы разлетелись, - сказал я. - Так что нам обоим не повезло. Подождем, пока погода исправится. А ты вечером снова к озеру пойдешь? Может, здесь рыба только вечером клюет? - Не знаю, не верю я этой планете, - мрачно сказал Зеленый. - Ведь не зря ее Пустой планетой называют. Были рыбы - нет рыб. Были птицы - нет птиц. - Глядите, - сказала Алиса, которая стояла рядом и слышала весь наш разговор. - Смотрите, заяц! Какой-то зверек прыгал в траве. За ним гнался другой, побольше ростом. Мы не успели разглядеть их как следует, а они уже пропали, только трава колыхалась под ветром. - Вот видишь, - сказал я, - не пустая планета. Звери здесь есть. - И зверей тоже не будет, - ответил Зеленый. - Помнишь, что Верховцев говорил? Хоть я Верховцеву и не верю!

Слайд 17

Зеленый, - сказал я, - давай проверим, куда ушла твоя рыба. Запустим в озеро биоискатель. Настроим его на рыб, и как только он обнаружит рыбу, даст сигнал. - Как хочешь, - сказал Зеленый. - Только нет в озере рыбы. Я же старый рыбак, я знаю, когда озеро пустое. Я вынес из «Пегаса» биоискатель и запустил прибор в озеро. Биоискатель был в водонепроницаемом кожухе и снабжен двигателем. Я надел наушники и стал ждать сигналов. Приборы показывали, что биоискатель опустился к самому дну озера, потом отплыл дальше, к самой середине. Но сигналов не поступало. Озеро было мертвым. Через полчаса мне пришлось отказаться от поисков. Биоискатель ошибиться не мог - в озере не было ни единой рыбешки. - Если бы я вчера собственными руками не вытаскивал рыб из воды, никогда бы не поверил, что здесь может что-нибудь водиться, - признался я. - Верховцев был прав, планета странная.

Слайд 18

То-то я и говорю, - сказал Зеленый, смотал удочки и ушел в «Пегас». - На горизонте большое стадо антилоп, - громко сказал динамик. Это Полосков сверху, с мостика, увидел животных у самого горизонта. Но я и без него уже понял, что степь кишит зверьем. В траве бегали мыши-полевки, суслик поднялся столбиком неподалеку, какой-то зверь, очень похожий на медвежонка, прошел по берегу озера. - Ничего страшного, - сказал я. - Будем готовить вездеход и отправимся ловить зверей. И только мы вывели вездеход из «Пегаса», как начался ливень. Это был дождь куда сильнее вчерашнего; налетел он внезапно и гулко застучал по крыше вездехода. Мы с Алисой нырнули внутрь и, не обращая на стук дождя внимания, взяли курс в глубь степи, туда, где паслось стадо антилоп. Антилоп не было видно. Не нашли мы и других зверей. И когда я вылез из вездехода и наклонился, чтобы рассмотреть мышей, что бегали в траве совсем недавно, оказалось, что и мыши исчезли. На этот раз я запустил биоискатель над равниной. Биоискатель вернулся обратно, долетев до самого горизонта, и не было никаких сомнении - на этой планете нет ни одного зверя.

Слайд 19

Что же будешь делать? - спросил я с отчаянием у Полоскова, когда мы загнали вездеход обратно в «Пегас» и уселись в кают-компании. - В самом деле пустая планета. И мне не хочется улетать отсюда, пока мы не разгадаем эту тайну. - Мы же не можем здесь оставаться вечно, - сказал Полосков. - И мы не первые, кто столкнулся с этой загадкой. Может быть, тайна Пустой планеты так и останется неразгаданной. - Жалко, что Зеленый забыл люк закрыть, - сказала Алиса. - Хоть бы рыбы у нас остались. - Ладно, он и так расстроен, - прервал я Алису. - Это все-таки удивительно: прилетели вчера, дождь идет - рыб полно озеро, утром птицы летают, потом ветер поднялся, птиц разогнал - звери появились… - Пап, - сказала вдруг Алиса, - я разгадала тайну этой планеты. - Ну вот, конечно, - сказал мрачно Зеленый. - Никто не разгадал, а Шерлок Холмс, по прозвищу Алиса, разгадал! - Осторожней, Зеленый, - сказал Полосков, - я уже проиграл Алисе желание, когда мы искали головастов. - Правильно, - согласилась Алиса. - У меня ведь не научное мышление. - Ну, рассказывай, дочка, - сказал я. - А можно, я буду не рассказывать, а показывать?

Слайд 20

Если хочешь, показывай. - Тогда посидите здесь минутку, я скоро вернусь. - Ты наружу? Но там же дождь. - Не бойся. Я даже промокнуть не успею. А если ты боишься, что со мной что-нибудь случится, то смотри в иллюминатор. Я только до озера и обратно. Я подошел к иллюминатору. Видно было, как Алиса, прикрывая голову плащом, бежит к озеру, как она черпает в нем воду ведерком. Еще раз, еще… Вот она бежит обратно. Алиса вбежала в кают-компанию и поставила ведерко на стол. - Поглядите, - сказала она. В ведерке медленно плавала небольшая рыбка. - Ого! - сказал Зеленый. - Я совсем забыл, что здесь самый клев вечером. Где удочки? - Погоди, - сказала Алиса и сунула руку в ведро. Она достала из ведра рыбу и бросила ее на стол. - Ты что делаешь?

Слайд 21

Если я права… - начала Алиса, и тут же, у нас на глазах, произошло удивительное превращение. Рыбка раза два дернулась, взмахнула хвостом, и плавники начали превращаться в крылья, чешуя - в перья, и через минуту на столе уже прихорашивалась, оправляя перья, маленькая птичка. Пока мы смотрели, разинув рты от изумления, на то, как рыба стала птицей, птица взмахнула крыльями и взлетела. Она ударилась о потолок кают-компании. - Ловите ее! - крикнул я. - Она же расшибется! - Стой, папа, это еще не все, - сказала Алиса. Птичка несколько раз ударилась о потолок и упала обратно на стол. И, упав, она стала превращаться снова. На этот раз исчезли перья, съежились крылья, и перед нами оказался мышонок. Мышонок скользнул по ножке стола и исчез в углу. - Теперь все ясно? - спросила Алиса. Она торжествовала. Все-таки не каждый день удается разгадать тайну, которая оказалась не по плечу стольким биологам. - Но как же ты догадалась? - спросил я. - А ты мне подсказал. Ты вспомнил о том, что дождь шел вчера - были рыбы, солнце - птицы, ветер - звери.

Слайд 22

Все правильно, - сказал я. - Это удивительная приспособляемость, но вполне оправданная на этой планете. Живые существа принимают здесь такую форму, которая им наиболее удобна. Им не страшны ни ветры, ни дожди, ни солнце. Наверно, если наступает зима, они тоже что-нибудь придумывают. - Это можно проверить, - сказала Алиса. - Положим рыбу в холодильник. В холодильник мы пока рыбу класть не стали, но соорудили ей клетку, в которой стоял аквариум, и потом часами любовались тем, как рыба, вылезая из воды, взлетала в воздух или убегала в угол, к кормушке.

Слайд 23




Top