Кирилл Казанский, сщмч. Кирилл (Смирнов)

Году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия .

Твёрдость веры Владыки проявилась в таком эпизоде: когда по распоряжению санитарной комиссии в связи с эпидемией холеры в году было дано распоряжение освящать на Богоявление только кипячёную воду, Владыка отказался это делать и освящал речную. Замечательно, что это же убеждение: «Всё, что не от веры - грех», - высказано и в одном из последних его писем от 8 марта года.

Во время февральских событий года Владыка предупреждал с амвона: «Если не удержимся над своим прошлым, то напишем такую страницу своей истории, которую следующие будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать её, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории».

В Московской тюрьме он сидел в одной камере со священномучеником Фаддеем , архиепископом Астраханским. Вместе они написали обращение к верующим по поводу «Живой церкви », которое удалось разослать по России. Затем Владыку ссылают в Усть-Кулом (Коми А.О.), где он находится вместе с епископом Афанасием (Сахаровым) , а позже его переводят в город Котельничи Вятской области. Есть сведения, что из Усть-Куломы начальник отдела ГПУ Е. А. Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву для переговоров, предлагая «договориться», то есть пойти на компромиссы, но завершилась эта попытка неудачей для властей.

"Сдаётся мне, что и Вы сами и Ваш корреспондент не разграничиваете тех действий митрополита Сергия и его единомышленников, кои совершаются ими по надлежащему чину в силу благодатных прав, полученных через таинство священства , от таких деяний, кои совершаются с превышением своих сакраментальных прав по человеческим ухищрениям в ограждение и поддержание своих самоизмышленных прав в Церкви. Таковы деяния епископа Захарии (Лобова) и священника Потапова, о коих Вы упоминаете. Это только по форме тайнодействия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства совершаемые сергианами , правильно рукоположенными во священнослужении, не запрещёнными, являются несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающим к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду [...] и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви " .

7 июля года Владыка был арестован в ссылке и заключён в тюрьму городе Чимкент . На допросе, где обвинялся в том, что "возглавлял всё контрреволюционное духовенство", Владыка держался очень мужественно и всю ответственность по обвинению следствия взял на себя. 6 ноября он был осуждён тройкой УНКВД и приговорён к расстрелу.

Русской Православной Церкви в августе года для общецерковного почитания. На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю прославления, на пятнадцатом и последнем клейме было изображено убиение священномученика Кирилла и ихже с ним - владыка торжественно молится, обращенный ликом к зрителю; тёмный тройной профиль солдат-палачей резко контрастирует с фигурой святителя и пейзажем.

Молитвы

Тропарь, глас 5

Якоже солнце светозарное, / возсия днесь память твоя святителю и исповедниче, Кирилле,/ лучами благодати озаряя верных сердца, / к прославлению дивнаго во святых Своих Бога, / даровавшего тебе крепость во исповедании и терпение в скорбех, / не премолчи о нас угодниче Христов, / и избави нас от всякого зла, / Церковь Русскую сохрани от раздоров и нестроений, / мир мирови испроси / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 3

Столп и жертва Церкви Христовой отче быв, / сию непоколебиму от искушений лукавого премудро соблюл еси, / и козни вражия твердым умом разорил еси, / и единую Церковь апостольскую проповедал еси, / Кирилле блаженне, святителей Российских похвало, // моли спастися душам нашим.

Литература

  • "Церк.Вед." 1904, № 21, с. 257.
  • -"- 1908, № 9, с. 45.
  • -"- 1910, № 2, с. 3.
  • -"- 1913, № 17-18, с. 182.
  • -"- 1918, № 19-20, с. 114.
  • "Русск. Паломн." 1904, № 32, с. 558.
  • "Изв. Каз. Еп." 1914, № 5, с. 152.
  • "Красный Архив" 1928, № 26, с. 121.
  • "Мисс. Календ." 1907, с. 134.
  • "Вестн. Св. Син. Прав. Р. Ц." (обнов.) 1928, № 5, с. 3, 4, 1930, 3 48-49, с. 11.
  • "Прав. Собес." 1905, март, с. 537.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 126-127.
  • Елевферий митр.: "Неделя в Патриархии". Париж, 1933, с. 34, 74, 115, 118, 119, 120.
  • Елевферий митр.: "Соборность Церкви. Божие и Кесарево". Париж, 1938, с. 49, 177-178, 182-186, 193, 194, 201, 202, 204, 206, 207, 209, 210, 213, 215.
  • Епископ Иоанн (Снычев): "Церковные расколы", с. 387-401.
  • Переписка митр. Кирилла с митр. Сергием (материалы по Иосифлянскому расколу, т. 1, с. 5-22, 25-43).
  • Булгаков, с. 1412, 1414.
  • БЭС, т. II, с. 1309, 2145-2146.
  • ФПС I, ? 13, с. 1.
  • ФПС III, с. 4.
  • ФАМ I, № 141, с. 11.
  • Auszuge aus den Briefen, in: M. Pol"skij, Novye muceniki, II, 297-299; Regelson 166-168, 179-184, 469-471; M.I. Andreyev, Russiás Catacomb Saints, 242-259.
  • Zizneopisanie Mitropolita Kirilla, in: Prav. Rus" 1981, 17, 5-7.
  • M. Pol"skij, Novye muceniki, I, 181; 11, 295-297.
  • I.M. Andreyev, Russiás Catacomb Saints 235-241.
  • Regel"son 164-184, 236, 312, 394, 400, 413, 428, 452, 468f., 472f., 493-496, 528, 534, 559.
  • Joh. Chrysostomus, Kirchengescichte I, 97-334, 339; 11, 12, 23, 28, 121, 124, 129, 223-229, 242, 303, 305.
  • Prav. Put" 1980, 101-105.
  • E.L. Episkopy-ispovedniki (S. Francisco 1971) 26-35.
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 47-49, 329, 335, 337, 342.
  • D. Pospielovsky, The Russian Church, passim.
  • A. Levitin - V. Savrov, Ocerki po istorii 111, 38-42.

Использованные материалы

  • Страницы портала Православие.ру :
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life4839.htm - из календаря (сборник в 2-х частях), Москва: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1994, с. 702.

Священномученик Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский (в миру Смирнов Константин Иларионович) родился в семье псаломщика 26 апреля 1863 года в городе Кронштадт Санкт-Петербургской губернии.

В 1887 году Константин окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 21 ноября 1887 года он был рукоположен в священника и определён к Воскресенской церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности законоучителя Елисаветпольской гимназии и 2-й гимназии Санкт-Петербурга.

С 1900 года отец Константин был назначен на должность настоятеля Кронштадтского Свято-Троицкого кладбищенского храма. 15 лет батюшка прослужил в священническом сане. Неожиданная смерть маленькой Ольги, мучительно умиравшей от проглоченной иглы, вслед за тем и - жены, не пережившей горя, подвигла 38-летнего отца Константина в 1902 году принять монашество. Вскоре он назначается на должность начальника Урмийской Духовной Миссии в Персии с возведением в сан архимандрита.

6 августа 1904 года состоялась хиротония архимандрита Кирилла во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Желая, чтобы народ полнее участвовал в богослужении, Владыка ввёл всенародное пение за богослужением в Александро-Невской Лавре. Святой праведный Иоанн Кронштадтский перед смертью просил, чтобы его отпевал молодой епископ Кирилл, которого он знал по служению его в Кронштадте. С 1908 по 1928 годы Владыка управляет Тамбовской и Шацкой епархией. Он стремился как можно чаще совершать поездки в самые отдалённые места своей епархии ради общения с паствой. В 1913 году он возводится в сан архиепископа. В 1914 году трудами Владыки состоялось прославление Святителя Питирима Тамбовского (память 28 июля). Твёрдость веры Владыки проявилась в таком эпизоде: когда по распоряжению санитарной комиссии в связи с эпидемией холеры в 1909 году было дано распоряжение освящать на Богоявление только кипячёную воду, Владыка отказался это делать и освящал речную. Замечательно, что это же убеждение: «Всё, что не от веры - грех», - высказано и в одном из последних его писем от 8 марта 1937 года.

Во время февральских событий 1917 года Владыка предупреждал с амвона: «Если не удержимся над своим прошлым, то напишем такую страницу своей истории, которую следующие будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать её, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории». Во время войны, по инициативе Святителя организуются сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, различные комитеты помощи воинам.

На Поместном Соборе Владыка был выдвинуть вторым в числе первоначально избранных 25-ти кандидатов на Патриаршество. Также он был избран членом Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.
19 марта 1918 года Святитель назначается на митрополичью Тифлисскую и Бакинскую кафедру, а также на должность Экзарха Кавказского, однако к месту назначения выехать ему не удалось. В 1919 году его арестовали в Москве по обвинению «в контрреволюционной агитации путём рассылки воззваний и сношения с Колчаком и Деникиным» и заключили в тюрьму В. Ч. К.

В 1920 году, после освобождения, он назначается на Казанскую и Свияжскую кафедру, но через месяц вновь был арестован в Казани по обвинению, что «выехал из Москвы в г. Казань без разрешения В. Ч. К.». Владыка приговаривается к заключению в лагере на 5 лет. В Таганской Московской тюрьме он находится в одной камере со священномучениками архиепископом Феодором (Поздеевским) и епископом Гурием (Степановым). В 1921 году его освобождают по амнистии и Владыка возвращается в Казань, но в 1922 году его вновь арестовывают и после заключения в Московской тюрьме ссылают в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар).

В Московской тюрьме он сидел в одной камере со священномучеником Фаддеем, архиепископом Астраханским (память 18 декабря). Вместе они написали обращение к верующим по поводу «Живой церкви», которое удалось разослать по России. Затем Владыку ссылают в Усть-Кулом (Коми А. О.), где он находится вместе с епископом Афанасием (Сахаровым), а позже его переводят в город Котельничи Вятской области. Есть сведения, что из Усть-Куломы начальник отдела Г. П. У. Е. А. Тучков вызывал митрополита Кирилла в Москву для переговоров, предлагая «договориться», то есть пойти на компромиссы, но завершилась эта попытка неудачей для властей.

В 1924 году Святитель возвращается из ссылки и встречается в Москве с св. Патриархом Тихоном, успешно убеждая его отказаться от примирения и сотрудничества с обновленцем В. Красницким. Г. П. У. навязывало эти действия Святейшему, обещая тогда выпустить из тюрем архипастырей. На эти обещания Владыка сказал Святейшему: «Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы...». Выслушав это, Святейший вычеркнул из подписанной бумаги фамилию Красницкого.

Из Москвы Владыка переезжает под Ельск, затем в Перерволок. По завещательному распоряжению Святейшего Патриарха Тихона от 25 декабря 1924 года он назначается первым кандидатом на должность Патриаршего Местоблюстителя. Вскоре Святителя снова отправляют в ссылку. По этой причине, после кончины св. Патриарха Тихона, он не смог восприять должность Местоблюстителя и им стал священномученик митрополит Пётр (Полянский).

В 1926 году среди епископата возникла мысль о тайном избрании Патриарха. Под актом избрания митрополита Кирилла, у которого истекал срок ссылки, было собрано 72 архиерейские подписи (в то время за митрополита Сергия (Страгородского) всего одна. Таким образом, митрополит Кирилл был избран Патриархом, но интронизация его не состоялась, так как Г. П. У. стала известна эта акция.

Тучков, когда ему стали известны результаты голосования, заявил, что допустит интронизацию митрополита Кирилла на Патриарший Престол только с условием, что в будущем тот при поставлении епископов станет следовать его указаниям. Владыка ответил «Евгений Алексеевич, вы - не пушка, а я - не снаряд, при помощи которого вы надеетесь уничтожить Русскую Церковь».

Вскоре последовала волна арестов. Был арестован находившийся в ссылке Владыка Кирилл, которого заключили в тюрьму города Вятка. Владыку приговорили дополнительно к трём годам ссылки и с апреля 1927 года он высылается в станок Хантайка Туруханского района Красноярского округа, а затем в город Енисейск.

После выхода в 1927 году Декларации митрополита Сергия, Владыка отделился от общения с ним, так как не хотел участвовать в том, что его «совесть...признала греховным». В утверждённом митрополитом Сергием Временном Патриаршем Священном Синоде он видел угрозу целости Патриаршего строя и подмену его коллегиальным управлением.

В административной церковной деятельности митрополита Сергия, Владыка (как и Местоблюститель, священномученик митрополит Пётр (Полянский)) усматривал превышение полномочий, предоставленных ему званием Заместителя Местоблюстителя, что повлекло за собой раскол в Церкви. Владыка считал бессмысленным и вредным сохранение центральной церковной власти такой ценой. В условиях, когда легальное устроение центральной административно-церковной власти невозможно, и когда стало ясно, что «митрополит Сергий правит Церковью без руководства митрополита Петра», он призывал руководствоваться указом св. Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 г., согласно которому епископы должны были создавать местное самоуправление, чтобы потом при более благоприятных условиях дать отчёт Собору о своей деятельности.

С мая по ноябрь 1929 года Владыка вёл переписку с митрополитом Сергием, пытаясь убедить его сойти с пагубного пути компромиссов. Эти письма Владыки, глубоко продуманные и чётко аргументированное, вскрывают духовно-нравственную суть проблемы.

Митрополит Сергий отвечал угрозами канонического прещения, требуя сохранения церковной дисциплины. Владыка же, защищая тех, кто исповедал своё несогласие с церковным курсом Заместителя Местоблюстителя, не желая «участвовать в том, что совесть их признала греховным», так отвечает на это требование: «Это исповедание вменяют им в нарушение церковной дисциплины, но и дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действенным отражением иерархической совести соборной Церкви, заменить же собою эту совесть дисциплина никак не сможет. Лишь только она предъявит свои требования не в силу указаний этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви или неискренним, как индивидуальная иерархическая совесть непременно встанет на стражу соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно и то же с внешним "единением во что бы то ни стало"». В декабре 1929 года митрополит Сергий предаёт Святителя суду архиереев и увольняет его от управления Казанской кафедрой.

С 1932 года Владыка находился в ссылке в Туруханском крае. Полгода здесь длится ночь, прерываемая только Северным сиянием, полгода обитатели этого края оторваны от всего мира: ни писем, ни газет, ни посылок. Мороз доходит до 60-ти градусов. Короткое полярное лето и мириады мучительных комаров-гнусов, цинга, отсутствие предметов первой необходимости... Такова обстановка в ссылках за Полярным кругом… Здесь многие сосланные епископы жили в маленьких посёлках далеко друг от друга, так что видеться не могли. Лишь со священномучеником епископом Дамаскиным (Цедриком) удалось Владыке недолго пообщаться и с тех пор они стали друзьями навсегда.

После освобождения в августе 1933 года Святитель непродолжительное время проживал в городе Гжатске. Единомысленное духовенство настойчиво просило Святителя заявить свои права и взять на себя бремя управления страждущей Церковью. Но Владыка считал для себя невозможным это сделать, пока полностью не уяснит создавшееся положение. В 1934 году Святитель приехал в Москву и явился в Патриархию. Учинённый страж преградил ему вход, но высокий, когда-то могучий митрополит, отстранив его, шагнул в кабинет митрополита Сергия. Через несколько мгновений Владыка вышел; видимо, ему всё стало ясно. Это была их последняя встреча.

Вскоре летом 1934 года он был арестован в Гжатске по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и заключён во внутренний изолятор особого назначения Бутырской тюрьмы г. Москвы. Святителя приговорили к 3 годам ссылки, которую отбывал в пос. Яны-Курган (Южно-Казахстанская обл.). Неподалёку в той же ссылке жил митрополит Иосиф (Петровых) и два старца-митрополита были утешены хоть какой-то возможностью общения. «С митрополитом Иосифом, - так писал Владыка, - я нахожусь в братском общении, благодарно оценивая то, что с его именно благословения был высказан от Петроградской епархии первый протест против затеи митрополита Сергия и дано было всем предостережение в грядущей опасности».

Владыка, по словам его верного последователя-исповедника епископа Афанасия (Сахарова, память 15 октября), допускал в качестве протеста непосещение «сергианских» храмов, но при этом он осуждал хуления неразумных ревнителей в адрес совершаемых там богослужений. Для себя же он допускал только в случае смертной нужды исповедаться у «сергиевского» священника. В одном из писем 1929 года Святитель написал: «Совершённую им (м. Сергием) подмену власти, конечно, нельзя назвать отпадением от Церкви, но это есть, несомненно, тягчайший грех падения. Совершителей греха я не назову безблагодатными, но участвовать с ними в причащении не стану и других не благословляю, так как у меня нет другого способа к обличению согрешающего брата». Непосредственно митрополиту Сергию он писал: «Во всей полноте своё воздержание я отношу только к Вам, но не к рядовому духовенству и тем менее к мирянам. Среди рядового духовенства очень немного сознательных идеологов Вашей церковной деятельности». Однако, «для тех, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду», - писал Владыка в 1934 г., - «... своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви».

Но эта мягкая позиция Святителя несколько ужесточилась в последние годы жизни, возможно, благодаря общению в ссылке со священномучеником митрополитом Иосифом (Петровых), а также тому, что истекли все сроки ожидания раскаяния митрополита Сергия в пагубном курсе церковной политики.

7 июля 1937 года Владыка был арестован в ссылке и заключён в тюрьму г. Чимкент. На допросе, где обвинялся в том, что «возглавлял всё контрреволюционное духовенство», Владыка держался очень мужественно и всю ответственность по обвинению следствия взял на себя. 6 ноября он был осуждён тройкой У. Н. К. В. Д. и приговорён к расстрелу.

7 (20 н. ст.) ноября Святитель был расстрелян в Лисьем овраге под Чимкентом вместе со священномучениками митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым).

Митрополит Кирилл - один из самых выдающихся иерархов в истории Русской Православной Церкви. Этот особой духовной силы архипастырь был послан Господом в эпоху неслыханных гонений, как образец твёрдости в исповедании веры. Он был Святитель безупречный, соединивший молитвенный подвиг с активной архипастырской деятельностью, достоинство высокого сана с истинной простотой, смирением и любовью. Во всех местах служения Владыки проявляется его особый дар: к нему притягиваются люди, привлечённые его духовной красотой, несокрушимой верой.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Тропарь
свщмч. Кириллу, митрополиту Казанскому

Глас 5.
Якоже солнце светозарное,/ возсия днесь память твоя святителю и исповедниче,
Кирилле,/лучами благодати озаряя верных сердца, / к прославлению дивнаго во святых своих
Бога, / даровавшего тебе крепость во исповедании и терпение в скорбех, / не премолчи о нас,
угодниче Христов, / и избави нас от всякаго зла, / Церковь Русскую сохрани от
раздоров и нестроений,/ мир мирови испроси/и душам нашим велию милость.

Глас 3
Столп и жертва Церкве Христовы отче быв,/сию непоколебиму от искушений лукавого премудро
соблюл еси,/и козни вражия твердым умом разорил еси/,и единою Церковь апостольскую
проповедал еси,/Кирилле блаженне,святителей Российских похвало,//моли спастися душам нашим.

Мы продолжаем знакомить читателей с письмами новомучеников и исповедников Российских – удивительными документами, написанными в наше время современным языком, но теми людьми, кто уже предстоит в лике святых Богу. Удивительно видеть их письма, удивительно иметь возможность соприкоснуться с ними посредством сети интернет. Благодарим архив ПСТГУ за предоставленные материалы.

Х[ристос] В[оскресе]! Родной мой Авво!

Спаси Вас Христос за письмо 17. IV . Получил и 5 и 6 л[источек] первого псалма. Благодаря Ксюше познакомился с строгим суждением о нас Ларчика (Архиепископ Иларион Троицкий) и уразумел ранее писанное Вами. Имел возможность узнать, Ив[ан] Вас[ильевич] не столь двоедушен, как то было изображено. Но относительно Запрещений он склонен признавать, по-видимому, их полную значимость. Поэтому высказывает пожелание, чтобы мы обнаружили заботливость о снятии запрещения, которое будто бы в чем-то может послужить для нас препятствием. По-моему в этих размышлениях повинно всё то же непонимание завещания. С. В. К. не говорит о помехе, он желал бы смягчения остроты отношений, например, чрез совместное литургисанье. Разночтение только.

О соседе не слышу давно уже. Куда он направился, не знаю. М. даже расскажу, если Бог даст, увижу, как мудрена становится жизнь и с разными явлениями проходимства приходится встречаться. Заботница земно кланяется и просит молитв и благословения. Да хранит Вас Господь. Любящий Вас М. К.

Справка: Житие святого священномученика Кирилла (Смирнова) Митрополита Казанского и Свияжского

(1863-1937)
Митрополит Кирилл (в миру – Константин Илларионович Смирнов) родился 26 апреля 1863 года в г. Кронштадте Санкт-Петербургской губернии в семье благочестивых родителей, сумевших воспитать в сыне трепетную любовь к Церкви.
После завершения семинарского курса Константин Смирнов поступил в Петербургскую Духовную Академию, в которой, как и многие студенты тех лет, оказался под сильным влиянием незаурядной личности инспектора Академии архимандрита Антония (Вадковского), который очень скоро отметил прямодушного молодого студента, горящего жаждой будущего самоотверженного пастырского служения, юношу с глубоко православным сознанием и с ясными представлениями о высоте и достоинстве духовного служения русского пастыря.
Духовную Академию Константин Смирнов успешно окончил в 1887 году, защитив кандидатское сочинение, лестный отзыв о котором профессор Барсов завершил такими словами: «По интересу содержания оно настолько ценно, что желательно было бы видеть его … в качестве диссертации магистерской».

В 1887 году Константин Смирнов был рукоположен во священника епископом Выборгским Антонием (Вадковским). В течение следующих семи лет О.Константин был священником на Кавказе, затем – настоятелем гимназической церкви в Петербурге, а в 1900 году – священником Кронштадтской кладбищенской церкви. Но здесь, в этом городе детства, О.Константина поджидала трагедия. Мучительной смертью умирает маленькая дочь, а вскоре и супруга. Более ничего не связывало О.Константина с миром, и в мае 1902 года он принимает монашеский постриг с именем Кирилл, в честь святителя Кирилла Учителя Словенского. Постриг в монашество был совершен епископом Ямбургским Сергием (Страгородским). В том же 1902 году иеромонах Кирилл был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Урмийской духовной миссии в Персию. Архимандрита Кирилла рекомендовал сам митрополит Петербургский Антоний, характеризуя О.Кирилла, как одного из лучших представителей клира Петербургской епархии. «В его лице, – сказал владыка Антоний, – Урмийская Миссия приобретет начальника с твердым религиозно-нравственным настроением, просвещенного, учительного и способного управлять делами Миссии».
В Урмии, где Миссия окормляла сиро-халдеев из числа несториан, перешедших в православие, архимандриту Кириллу пришлось столкнуться со многими трудностями. Православной миссии к моменту его назначения исполнилось всего четыре года, существовали проблемы с местными мусульманскими властями, с инославными миссиями, не хватало и финансовых средств. Миссионерское служение проходило в обстановке тотальной слежки. Почта вскрывалась, за миссионерами следили. Были случаи, когда мусульмане нападали на духовенство миссии. Однако, архимандрит Кирилл энергично взялся за разрешение этих проблем. Всего за два года он сумел наладить переводческое и печатное дело, организовать миссионерскую школу, отстоять урмийские православные храмы от посягательств раскольников, добиться повышения статуса Миссии, которая стала подчиняться непосредственно митрополиту Антонию. Многие из персидских чиновников уже опасались открыто противодействовать русским миссионерам.

О делах Урмийской миссии был информирован сам Император Николай II, у которого 12 февраля 1904 года архимандрит Кирилл получил личную аудиенцию. Силами архимандрита Кирилла было создано «Кирилло-Сергиевское Урмийское Братство», которому попечительствовали императрица Мария Феодоровна, митрополит Антоний, товарищ обер-прокурора Св.Синода В.К.Саблер.
Выдающиеся качества архимандрита Кирилла не позволили ему долго трудиться на персидской окраине. В мае 1904 года решением Синода архимандрит Кирилл был определен на епископскую викарную Гдовскую кафедру, и 6 августа в Александро-Невской лавре был хиротонисан митрополитом Антонием.

Деятельность епископа Кирилла отличалась необычайной активностью: помимо разнообразных общественных и церковных служении, владыка активно участвовал в работе Урмийского братства, в Александро-Невской лавре ввел всенародное пение и внебогослужебные катехизаторские беседы, был высоко чтим единоверцами за полноуставное служение и часто совершал богослужения в единоверческих храмах. Да что – единоверцы, даже левая печать представившая поначалу назначение архимандрита Кирилла на Гдовскую кафедру как «высокую протекцию» Петербургского митрополита, вынуждена была умолкнуть перед очевидной справедливостью подобного выбора.
Ревностное служение епископа Кирилла было широко известно. Совершая в 1909 году Крещенское богослужение в присутствии Царской Семьи, владыка отказался выполнить требование министра двора, ввиду имевшейся эпидемии, совершить освящение великой агиасмы на кипяченой воде. Великое водосвятие владыкой Кириллом было, как и принято, осуществлено у проруби р.Невы. Епископа Кирилла связывали узы духовной дружбы с великим праведником XX века О.Иоанном Кронштадтским, который незадолго до своей смерти завещал отпевать себя именно епископу Кириллу.

В декабре 1909 года Синод назначил епископа Кирилла на самостоятельную Тамбовскую кафедру. Уже первой своей речью-импровизацией епископ Кирилл изумил тамбовское духовенство. Владыка предлагал быть готовыми совместно обсуждать возникающие вопросы, взаимно помогать друг другу, а в случае возникновения разногласий проявлять терпимость, покрывая все недоразумения взаимной любовью Подобные слова из уст правящего архиерея (да еще прибывшего из столичнол Петербурга) по тем временам были чрезвычайной редкостью. Вообще, как отмечалось тогда тамбовскими газетами, «новый Владыка произвел чарующее впечатление своею бодростью, добротой,.. и отеческим обращением со всеми». «Тамбовская епархия может радоваться, Бог послал ей одного из выдающихся иерархов» .

Все было ново для тамбовской паствы: и проникновенные проповеди епископа Кирилла, и полноуставные службы (всенощное бдение длилось пять и более часов), и неустанная энергия епископа, постоянно совершавшего архипастырские поездки по городам и весям епархии (в год владыка успевал объезжать до 120 храмов – и это при тех-то российских дорогах). Владыка ввел архипастырские с народом беседы и общенародное пение, а также ежегодное совершение заупокойных литургий в дни памяти тогда еще не канонизированных протоиерея Иоанна Кронштадтского, епископа Феофана Затворника, святителя Питирима Тамбовского, старца Оптинского Амвросия. После литургии все городское духовенство съезжалось на торжественную панихиду, а в Духовной Семинарии и прочих образовательных учреждениях устраивались чтения в память подвижников благочестия.

Владыка основал Церковно-Археологический комитет, учредил Тамбовское просветительско-миссионерское Питиримовское братство, организовал строительство нового семинарского храма, открыл несколько благотворительных обществ. Любовь к владыке Кириллу была всеобщей. Это было таким редким явлением, когда архипастырь был одинаково любим и почитаем духовенством, паствой, светскими властями и даже прессой.

Тяжелым испытанием для Церкви стало изменение общественно- политического строя государства Российского в феврале 1917 года. Владыка Кирилл со своей кафедры обратился к пастве со словом предостережения от бездумного ликования по поводу полученных свобод: «тяжким несчастием для Родины будет, если дни начавшейся свободы омрачатся проявлением какой-нибудь злобы или мстительности по отношению к прошлому, пусть в этом прошлом нашем было много, чем справедливо возмущались, но из были слова не выкинешь, прошлое это было все-таки наше, отечественное прошлое… Если не удержимся от глумлений над своим прошлым, то напишем такую новую страницу своей истории, которую следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории. Будем помнить это крепко и молить Бога, чтобы не впасть нам во искушение».

Архиепископ Кирилл являлся одним из наиболее деятельных участников Поместного Собора 1917 года, состоял председателем Соборного Отдела о преподавании Закона Божия, вместе с епископом Пермским Андроником выступил инициатором издания материалов о Соборе и был среди первые жертвователей на это дело. В октябре 1917 года состоялась встреча соборной делегации, возглавляемой архиепископом Кириллом, с А.Ф.Керенским для обсуждения возможности восстановления преподавания Закона Божия в школах. Впечатления от этой встречи делегированные Собором депутаты вынесли самые негативные, о чем архиепископ Кирилл подробно рассказал Собору.

1 апреля 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном архиепископ Кирилл был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. Но после неудавшейся из-за военных действий попытки добраться до Тифлиса митрополит Кирилл вернулся в столицу и продолжал служить в Москве, будучи избран членом Священного Синода, затем он был арестован Московской ЧК и два месяца протомился в тюрьме. А в апреле 1920 года владыка был назначен на вдовствующую Казанскую кафедру.
В Казани владыка Кирилл пребывал с июня по август 1920 года, пока не был арестован за выезд из Москвы без предупреждения ЧК, чем вызвал растерянность на Лубянке: «Наши агенты сбились с ног, выслеживая его в Москве, а он уже в Казани» , – рапортовали в Секретном отделе ВЧК. Владыка был заключен в Таганскую тюрьму, где уже томилось несколько иерархов: митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Филарет (Никольский), епископы Феодор (Поздеевский), Анатолий (Грисюк), Петр (Зверев), Гурий (Степанов). Все они признали безусловный авторитет Казанского митрополита. Тот, чей жизненный путь хотя бы единожды пересекся с исповеднической стезей владыки Кирилла, уже не мог забыть образ этого удивительного иерарха. Князь Сергей Трубецкой, старший сын русского философа Евгения Трубецкого, вспоминая о днях, проведенных в Бутырской тюрьме, писал о владыке Кирилле: «С достойной простотой нес он своей крест до конца, подавая пример многим и являясь немым укором тоже для многих… ».

В январе 1922 года последовало освобождение и владыка Кирилл вновь прибыл в Казань. Казанцы с ликованием встречали своего архипастыря почувствовав в нем того иерарха, который в состоянии сплотить церковный народ перед лицом надвигающегося безбожия. За свое недолгое пребывание В Казани владыка смог уладить церковные дела, совершить епископские хиротонии, сплотить паству вокруг Церкви. Владыка весьма высоко ставил достоинство и ответственность православного иерарха. Ему не простят его ответ на предложение председателя комиссии по изъятию церковных ценностей Денисова «помочь» своим авторитетом Советской власти: «За время революции очень много лили грязи на духовенство, – сказал владыка, – а теперь зовете нас к себе на службу. Этого не будет, я лично не хочу исполнять роль полицейского, прокладывающего путь работе комиссии по изъятию ценностей, и за последствия история нас может жестоко осудить. Для нас более славно не участвовать в этом деле, и менее славно – участвовать». Через три месяца, в августе 1922 года владыка Кирилл вновь будет арестован.

А затем была Московская тюрьма, ссылка в Усть-Сысольск, затем краткое освобождение и просьба владыки, обращенная к Святейшему Патриарху, не вводить Красницкого в состав Синода, не обманываться обещанием властей освободить заключенных иерархов: «Ваше Святейшество. – сказал митрополит Кирилл, -о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь толъко и годны на тюрьмы… ».
И вновь ссылка в Зырянский край. В 1925 году Святейший Патриарх Тихон мирно скончался и было обнародовано его завещание, в котором митрополит Кирилл называется первым в числе иерархов, достойных принять на себя бремя ответственности по управлению Церковью в период до избрания нового Патриарха. Этим свт.Тихон косвенно указывал на владыку Кирилла как на наиболее достойного кандидата в Патриархи. Но ввиду нахождени митрополита Кирилла в ссылке, Патриаршим Местоблюстителем был избра митрополит Петр Крутицкий, который вскоре тоже был арестован и изолирован властями. Во главе Церкви встал заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский).

Осенью 1926 года группа епископов, близких к митрополиту Сергию предприняла подготовку к т.н. «тайным выборам патриарха», в результате чего около 70 иерархов так или иначе высказалось за избрание Патриархом митрополита Кирилла. Однако, участники выборов были арестованы, а перед митрополитом Кириллом Тучковым была поставлена альтернатива: либо новая ссылка, либо – свобода и даже помощь в избрании на патриаршество, но с обязательством согласовывать свою церковную политику с ГПУ, в ответ владыка Кирилл произнес знаменитую фразу: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь». После этих слов владыка был отправлен в новую ссылку теперь уже Туруханский край

В 1929 году владыка Кирилл выступил против деятельности митрополита Сергия по перемещению с кафедр архиереев и запрещению в служении несогласных. Неприемлемо для владыки Кирилла было и учреждение Временного Патриаршего Синода.Он считал его новой формой правления, и это решение превышало полномочия даже Местоблюстителя, а не только его Заместителя. В результате в феврале 1930 года митрополит Сергий вместе с Синодом уволил митрополита Кирилла за штат. Несмотря на это владыка Кирилл не отказался от своей позиции, хотя не принял предложения части «непоминающих» вступить, в обход митрополита Сергия, а значит – и Петра Крутицкого, в права Патриаршего Местоблюстителя.

Мы не должны смущаться всеми этими обстоятельствами. Митрополиту Кириллу так поступать велела его архипастырская совесть. Митрополита Сергия вынуждала к подобным действиям политическая и историческа действительность. Святой апостол Павел в свое время писал: “Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные”(1 Кор.11,19).
Митрополит Кирилл был расстрелян 20 ноября 1937 года в возрасте 74 лет в Чимкенте вместе с другим старцем-митрополитом Иосифом (Петровых). 37 лет выпало прожить владыке Кириллу в XIX веке и 37 лет – в ХХ-м. На годы Советской власти выпало 20 лет жизни, но из них всего 4,5 года – на свободе. Мученический венец владыка Кирилл сподобился принять в преддверии 50- летия своего служения в духовном звании.

Выдающийся иерарх Русской Церкви, столп веры православной в 20 веке, мученик, ни разу не уронивший высокого иерархического достоинства, внушавший уважение даже своим врагам – гонителям веры Христовой почитается как в нашем Отечестве так и зарубежом.
День памяти митрополита Кирилла совершается

7/20 ноября (день мученической кончины), 4/17 октября (Собор Казанских святых) и 25 января /7 февраля (Собор новомучеников Российских).

Составитель жития А. В. Журавский, по материалам сайта “Православие в Татарстане”.

1 апреля - 8 апреля Предшественник: Платон (Рождественский) Преемник: экзархат упразднён 6 августа 1904 - 30 декабря 1909 Предшественник: Константин (Булычев) Преемник: Вениамин (Казанский) Имя при рождении: Константин Илларионович Смирнов Рождение: 26 апреля (8 мая) (1863-05-08 )
Кронштадт , Санкт-Петербургская губерния Смерть: 20 ноября (1937-11-20 ) (74 года)
близ Чимкента Принятие монашества: 10 мая Епископская хиротония: 6 августа

Митрополит Кири́лл (в миру Константи́н Илларио́нович Смирно́в ; 26 апреля (8 мая) , Кронштадт , Санкт-Петербургская губерния - 20 ноября , близ Чимкента) - епископ Православной Российской Церкви ; с 1918 года митрополит Казанский и Свияжский . Один из лидеров умеренного крыла иосифлянского движения .

Образование

Был одним из ближайших сотрудников петербургского митрополита Антония (Вадковского) , с которым был знаком ещё со времени учёбы в академии, в которой тогда будущий владыка Антоний занимал пост инспектора (владыка Антоний также рукоположил его в священники). Отличался принципиальным характером: совершая в 1909 года Крещенское богослужение в присутствии царской семьи, владыка отказался выполнить требование полиции и освящать кипяченую воду. Как принято, была освящена речная вода.

Тамбовский архиерей

Архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл

Казанский митрополит. Вопрос преемства высшей церковной власти

В 1929 году владыка Кирилл выступил против деятельности митрополита Сергия по перемещению с кафедр архиереев и запрещению в служении несогласных с его политикой достижения договорённостей с большевистским государством (которые значительная часть верующих считала предательскими). Выступил против создания при митрополите Сергии Временного Патриаршего Синода, считая, что это стало превышением его полномочий. В результате в 1930 году был уволен от управления Казанской епархией и предан суду епископов. Право священнодействия с разрешения епархиальных архиереев за ним оставлялось, но лишь при условии поминовения местного православного архиерея.

Эволюцию взглядов митр. Кирилла на «сергианство» можно проследить в его письмах и посланиях: Если в 1929 году он пишет, что «с моей стороны ничуть не утверждается и не заподозривается якобы безблагодатность совершаемых сергианами священнодействий и таинств…, но только подчёркивается нежелание и отказ участвовать в чужих грехах. …в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника сергиева поставления или подчиняющегося учрежденному им Синоду», к 1934 году митрополит Кирилл уже пересматривает своё отношение к «сергианской» церкви и пишет о том, что «Это только по форме тайнодействия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположёнными во священнослужении, не запрещёнными, являются, несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви. Вот почему православному епископу или священнику необходимо воздерживаться от общения с сергианами в молитве. То же необходимо для мирян, сознательно относящихся ко всем подробностям церковной жизни».

В православных кругах циркулировали различные опровергнутые впоследствии слухи по поводу последнего периода жизни митрополита Кирилла. Так, утверждалось, что он скончался своей смертью в 1941 году от укуса змеи и незадолго до кончины примирился с митрополитом Сергием.

Канонизация

Прославлен в лике святых новомучеников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе для общецерковного почитания. Это решение собора было положительно расценено некоторыми епископами Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), которая канонизировала владыку Кирилла ещё в 1981 году . Они в этом увидили, что современная Русская православная церковь дистанцируется от деятельности митрополита Сергия (Страгородского), признав святым человека, который был одной из «знаковых» фигур в оппозиции ему. Канонизация фактически дезавуировала и те прещения, которым владыка Кирилл подвергся в 1930 году со стороны Синода митр. Сергия (Страгородского).

Кирилл (Смирнов) На сайте Русское Православие

Родился 26 апреля 1863 года в семье псаломщика С.-Петербургской епархии. В 1887 году со степенью кандидата богословия закончил Петербургскую Духовную академию. 21 ноября 1887 г. рукоположен во иерея к Воскресенской церкви общества трезвости в С.-Петербурге. Одновременно законоучителем в Елизаветопольской, а затем во 2-й Петербургской гимназиях.

В 1900 году он стал настоятелем Кронштадской Троицкой церкви. Монашеский постриг Константин Смирнов принял, овдовев, 10 мая 1902 году. В 1902-1904 начальник Урмийской духовной миссии в сане архимандрита. 6 августа 1904 г. хиротонисан во епископ Гдовского, тертьего викария Санкт-Петербургской епархии. В 1905 году он уже второй викарий Петербургской епархии. 30 декабря 1909 года епископом Тамбовский и Шацкий Прибыл в Тамбов 24 января 1910 года.

Знакомство архипастыря с епархией началось с обследования городских и сельских церквей, церковноприходских школ и общения с паствой. В первый же год служения он совершил десять длительных поездок по епархии, осмотрел мужские и женские монастыри, 124 храма в епархиальной глубинке и 53 школы.

В 1914 г. епископ Кирилл организовал в Тамбове праздник Славянской письменности с богослужением и участием детских хоров. Торжественный акт состоялся в Нарышкинской читальне. При епископе Кирилле расширилась сеть образцовых школ и новых учебных зданий; так же закончилась перестройка здания семинарии; ее торжественное освящение состоялось 10 сентября 1911 года.

Церковно-школьному делу архипастырь отдавал много сил и времени. При нем состоялась реорганизация миссионерской службы, она начиналась с пересмотра и улучшения методик миссионерской школы и расширения здания, в котором она располагалась.

По предложению епископа Кирилла общее собрание Тамбовского Крестовоздвиженского Братства решило строить новый корпус для школы-приюта. Уже 30 сентября 1912 года было торжественно освящен епископом Кириллом престол домовой церкви во имя Богоматери Нечаянная Радость в новом корпусе приюта.

Обширная и многосторонняя деятельность епископа Кирилла не могла остаться незамеченной: 6 мая 1913 года Преосвященный Кирилл был возведен в сан архиепископа.

По рекомендации Кирилла Синод рассмотрел предложение о прославлении Святителя Питирима. При этом была создана особая комиссия, занимавшаяся исследованием случаев чудотворений по предстательству свт. Питирима. Протоколы комиссии стали основой для выпуска серии книг о Тамбовском Святителе. Синод утвердил «Чин церковных торжеств по случаю прославления Св. Питирима, Тамбовского чудотворца, 25-29 июля 1914 года».

Грандиозные по размаху и срокам работы преобразили Спасо-Преображенский собор. Новые росписи верхнего храма и придела во имя Св. Питирима были изумительными, в притворе стены были расписаны сюжетами из жизни Святителя.

Вместо деревянной часовни над местом Питиримовского источника появилась великолепная часовня из металлического кружева с зеркальными стеклами.

11 января 1912 года в архиерейских покоях собрались учредители Тамбовского Церковно-археологического комитета. Преосвященный Кирилл ознакомил приглашенных с указом Синода о представлении в Комиссию Синодального архива печатных трудов и отчетов епархиальных археологических учреждений. К сентябрю 1912 года был утвержден Устав Тамбовского Церковно-археологического комитета. Епископ Кирилл считал его главной задачей сбор сведений о седой старине, сбережение рукописей и старых книг и издание новых работ. Была подготовлена обширная программа описания тамбовских храмов.

Был собран богатый материал исторических документов. Многие из них нуждались в обработке и уточнении, но несомненно, материал имел огромную историческую ценность. Малая часть была опубликована в Епархиальных Ведомостях, некоторые летописи о храмах сохранились в фонде консистории Государственного архива Тамбовской области, но большая часть бесследно исчезла.

В 1914 году с благословения архиепископа Кирилла была составлена фотолетопись Тамбовской Духовной семинарии, изданная русско-французским агентством фирмы «Случанский и сын» (Париж). В ней запечатлены лица воспитанников и воспитателей семинарии, управляющего епархией и его викарного епископа, учебные корпуса, школа, больница, домовая церковь.

При архиепископе Кирилле была составлена точная опись Спасо-Преображенского собора с перечнем росписей и храмовых икон.

Решения Временного правительства принесли Преосвященному Кириллу много разочарований. Законом от 20 июня 1917 года церковно-приходские школы были переданы в ведомство народного просвещения и отменялось преподавание Закона Божия. Тамбовский архиепископ увидел в этом необдуманном решении огромный вред для Православной Церкви. Делегация Поместного собора во главе с Преосвященным Кириллом настойчиво убеждала Керенского отменить этот закон.

Титул митрополита Преосвященный Кирилл получил в марте 1918 года, когда он уже не добавлял славы и почета за труды, а обещал лишь мученичество и лишения. Близкий ему по духу и взглядам Киевский митрополит Владимир (Богоявленский), уроженец Тамбовской епархии, открыл трагический список страдальцев за веру. Весть о мучительной кончине виднейшего российского иерарха потрясла мир своей жестокостью. Для расследования преступления была создана церковная комиссия, которую возглавил Кирилл Тамбовский. Но добраться до Киева было уже невозможно - страну перерезала линия фронта.

Через два месяца после насильственной кончины Киевского Владимира митрополит Кирилл получил в управление Тифлисскую и Бакинскую кафедру, став Экзархом Кавказским. Однако политическая и военная карты страны менялись с невероятной быстротой и митрополит не смог выехать к месту назначения. В середине 1918 года он стал митрополитом Казанским и Свияжским.

Первый арест митрополита Кирилла отмечен уже в 1919 году. Вторично он был арестован в апреле 1922 года и этапирован сначала во Владимирскую тюрьму, затем в Красноярский край. Одной из причин преследований митрополита Кирилла было определение его кандидатом на должность патриаршего местоблюстителя. К концу 1924 года почти половина российского епископата пребывала в тюрьмах и ссылках. География вынужденного путешествия митрополита Кирилла обширна - Красноярский край, Зырянский край, Енисейск, Усть-Сысольск, Усть- Кулом.

Осенью 1926 года российскими архиереями обсуждалась возможность тайного избрания Патриарха. К ноябрю было собрано 72 подписи об избрании Всероссийским Патриархом митрополита Казанского Кирилла. Это стало причиной новой волны массовых арестов архиереев, в том числе и Кирилла Казанского. В это время административно-ссыльный К. И. Смирнов проживал под надзором в уездном городке Котельнич Вятской губернии. Кандидат в Патриархи был снова арестован и помещен в Вятский изолятор, хотя оснований для ареста не было. Владыка Кирилл был отправлен в Туруханский край. Митрополит Кирилл был убежденным сторонником патриаршей власти и всякую коллегиальность, проявленную Патриархом Тихоном (создание Синода) и митрополитом Сергием (создание Синода и общая церковная политика) расценивал как уничтожение Патриаршества.

Весной 1927 года Преосвященному Кириллу предлагалось возглавить Православную Церковь при условии помощи гражданской власти убирать от руководства неугодных архиереев. Митрополит отказался от предложения, определив действия властей как желание изнутри взорвать Церковь.

Драматическая история взаимоотношений митрополитов Кирилла и Сергия вошла в историю русской Православной Церкви и воспринимается по их переписке 1929-1930 годов, как яркая характеристика одного из этапов смутного времени. В феврале 1930 года митрополит Кирилл был предан суду Собора архиереев как отступивший от законного церковного священноначалия и образовавший раскол. Решением суда он был отстранен от управления кафедрой.

С января 1930 г. в ссылке в Туруханском районе, в 1933 г. освобожден и проживал в г. Гжатске Западной области. 14 июля 1934 г. снова арестован по обвинению «контрреволюционная деятельность» и осужден на 3 года ссылки. Находился в ссылке в пос. Яныкурган Южно-Казахстанской области. В 1937 г. снов арестован и приговорен тройкой УНКВД КазССР к расстрелу. 20 ноября 1937 г. расстрелян в Лисьем овраге под г. Чимкентом.

Прославлен как священномученик Определением Св. Синода в 2004 г.

Источники:
За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь 1917-1956 гг. М., 1997. С. 567-575.




Top