Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси (Гундяев Владимир Михайлович).

Дата рождения: 20 ноября 1946 г. Страна: Россия Биография:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.

Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор , настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.

В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал и в их поездках за рубеж.

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви официально посетил Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Польскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.).

Межхристианские отношения и сотрудничество

Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.

Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.).

Был участником Второй Европейской Ассамблеи КЕЦ в Граце, Австрия (23-29 июня 1997 г.) и Третьей в Сибиу, Румыния (5-9 сентября 2007 г.).

Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).

С 1977 г. — секретарь Международной технической комиссии по подготовке диалога между Православной и Римско-Католической Церквами. С 1980 г. — член Международной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: (Патмос-Родос, Греция, 1980 г.; Мюнхен, ФРГ, 1982 г.; Крит, 1984 г.; Валаам, Финляндия, 1988 г.) и в работе ее Координационного комитета.

Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.).

Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.

В должности председателя ОВЦС по поручению Священноначалия Русской Православной Церкви принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции.

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, провел ряд встреч с главами и представителями инославных Церквей и христианских организаций.

В 2012 г. состоялось подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции .

Участие в Соборах Русской Православной Церкви

Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором.

Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989 г.) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г., а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.

Председательствовал на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г.) и Поместном Соборах (2009 г.), на остальных указанных Соборах Русской Православной Церкви являлся председателем Редакционной комиссии.

Как председатель ОВЦС делал доклады о работе ОВЦС. На Юбилейном Соборе 2000 г. в качестве председателя соответствующих Синодальной Рабочей группы и Синодальной комиссии представил Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Устав Русской Православной Церкви.

На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. выступил также с докладом «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядцами».

Управление Смоленско-Калининградской епархией (1984-2009 гг.)

За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов (94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области). Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм.

В 1989 г. было открыто Смоленское духовное училище, преобразованное в 1995 г. в Смоленскую духовную семинарию.

С 1998 г. действует Межъепархиальное духовное училище, готовящее регентов церковных хоров, катехизаторов, иконописцев и сестер милосердия. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады.

С 1992 г. ведется преподавание Основ православной культуры в государственных школах Смоленской и Калининградской области.

Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)

Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах.

Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. и октября 1993 г.

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.).

В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.

Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г.

С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.

Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.).

Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. .

В должности председателя ОВЦС посетил Эстонию (многократно), Швейцарию (многократно), Францию (многократно), Испанию (многократно), Италию (многократно), Бельгию (многократно), Голландию (многократно), Германию (многократно), Израиль (многократно), Финляндию (многократно), Украину (многократно), Японию (многократно), Канаду (многократно), Китай (многократно), Венгрию (многократно), Молдову (многократно), Норвегию (многократно), Ливан и Сирию (многократно), Сербию (многократно), США (многократно), Турцию (многократно), Бразилию (многократно), Австралию (1991 г.), Австрию (многократно), Латвию (1992 г.), Чили (1992 г.), Болгарию (1994, 1998, 2005 гг.), Чехию (1996, 2004, 2007 гг.), Словакию (1996 г.), Иран (1996 г.), Литву (1997 г.), Данию (1997 г.), Марокко (1997 г.), Аргентину (1997, 2006 гг.), Мексику (1998 г.), Панаму (1998 г.), Перу (1998 г.), Кубу (1998, 2004, 2008 гг.), Люксембург (1999 г.), Непал (2000 г.), Словению (2001 г.), Мальту (2001 г.), Тунис (2001 г.), Монголию (2001 г.), Хорватию (2001 г.), Вьетнам (2001 г.), Кампучию (2001 г.), Таиланд (2001 г.), Ирландию (2001 г.), Ирак (2002 г.), Лихтенштейн (2002 г.), Филиппины (2002 г.), специальные районы КНР — Гонконг (2001, 2002 гг.), Макао (2002 г.), ЮАР (2003, 2008 гг.), Малайзию (2003 г.), Индонезию (2003 г.), Сингапур (2003 г.), ОАЭ (2004 г.), Польшу (2004 г.), Нидерланды (2004 г), Доминиканскую республику (2004 г.), Йемен (2005 г.), КНДР (2006 г.), Индию (2006 г.), Румынию (2007 г.), Туркмению (2008 г.), Коста-Рику (2008 г.), Венесуэлу (2008 г.), Колумбию (2008 г.), Эквадор (2008 г.), Анголу (2008 г.), Намибию (2008 г.). Венгрию, Монголию, Словению, Иран, Ирак и Йемен посетил с официальными визитами по приглашению правительств этих стран.

Патриаршее служение. Управление Русской Православной Церковью

В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность , уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Русской Православной Церкви и , проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность .

В 2012-2013 гг. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 гг. На базе принятых документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.

За время Патриаршего служения образованы:

— Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.)

— Органы церковной исполнительной власти:

  • Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (2011 г.)
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.)
  • Синодальный информационный отдел (2009 г.)
  • Финансово-хозяйственное управление (2009 г.)
  • Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.)
  • Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.)
  • Патриарший совет по культуре (2010 г.)
  • Синодальный отдел по монастырям и монашеству (2012 г.), преобразован из Синодальной комиссии по делам монастырей (2010 г.)

— Общецерковные коллегиальные органы:

  • Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства (2012 г.), прежнее название — Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства (2011 г.)

— Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.)

— Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (2012 г.)

— Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2013 г.), прежнее наименование — Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских (2012 г.)

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, в 2009-2013 гг. посетил страны: Азербайджан (2009 г., 2010 г.), Армению (2010 г., 2011 г.), Беларусь (2009 г., 2012 г., 2013 г.), Болгарию (2012 г.), Грецию (2013 г.) Египет (2010 г.), Израиль (2012 г.), Иорданию (2012 г.), Казахстан (2010 г., 2012 г.), Кипр (2012 г.), Китай (2013 г.), Ливан (2011 г.), Молдавию (2011 г., 2013 г.), Палестинскую автономию (2012 г.), Польшу (2012 г.), Сирию (2011 г.), Сербию (2013 г.), Турцию (2009 г.), Украину (2009 г., 2010 г. — 3 раза, 2011 г. — 5 раз, 2012 г., 2013 г.), Черногорию (2013 г.), Эстонию (2013 г.), Японию (2012 г.).

К февралю 2014 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил 124 выезда в 67 епархий, 156 выездов в 26 ставропигиальных монастырей, в 21 из них неоднократно. Посетил 7 подворий ставропигиальных монастырей. Совершил 432 выезда в 105 храмов г. Москвы (данные на 31 января 2014 г.).

За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы:

  • 46 митрополий Русской Православной Церкви;
  • 113 епархий, в том числе в России — 95 епархий*;
  • Среднеазиатский митрополичий округ (2011 г.);
  • викариатства в Московской епархии (2011 г.).

Количество епархий Русской Православной Церкви увеличилось со 159 на начало 2009 г. до 273 на начало 2014 г. (в России — с 69 до 164).

На начало 2009 г. в Русской Православной Церкви было 200 архиереев, в начале 2014 г. — 312*.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 109 епископских хиротоний, в том числе: в 2009 г. — 5; в 2010 г. — 9; в 2011 г. — 31; в 2012 г. — 41; в 2013 г. — 22; в 2014 г. — 1*.

Также за 5 лет Патриаршего служения совершил 144 хиротонии во диакона и пресвитера (18 во диакона и 126 во пресвитера)*.

Награды

Награды Русской Православной Церкви

Общецерковные награды

  • 1973 г. — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени)
  • 1986 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (II степени)
  • 1996 г. — Орден святого благоверного князя Даниила Московского (I степени)
  • 2001 г. — Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (II степени)
  • 2004 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (I степени)
  • 2006 г. — Орден святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (II степени)

Ордена Самоуправляемых и Автономных Церквей Русской Православной Церкви

  • 2006 г. — Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских (I степени) (Украинская Православная Церковь)
  • 2006 г. — Орден «Благоверный Воевод Стефан Великий и Святой» (II степени) (Православная Церковь Молдовы)
  • 2009 г. — Орден священномученика Исидора Юрьевского (I степени) (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата)
  • 2009 г. — Орден в честь 450-летия принесения на землю Волынскую Почаевской иконы Божией Матери (Украинская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святителя Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь)

Награды Поместных Православных Церквей

  • 2007 г. — Орден преподобного Саввы Освященного (II степени) (Александрийская Православная Церковь)
  • 2009 г. — Золотая медаль святителя Иннокентия (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Памятная медаль Свято-Владимирской духовной семинарии (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Большой крест ордена святого апостола и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святых апостолов Петра и Павла (I степени) (Антиохийская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святого царя Бориса (Болгарская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Золотой орден апостола Варнавы (Кипрская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (I степени) (Польская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден Живоносного Гроба Господня «Большой крест Святогробского братства» (Иерусалимская Православная Церковь)

Награды других религиозных организаций и христианских конфессий

  • 2006 г. — Орден святого Григория Парумальского (Маланкарская Церковь, Индия)
  • 2010 г. — Орден святого Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь)
  • 2011 г. — Орден «Шейх-уль-ислам» (Управление мусульман Кавказа)
  • 2012 г. — Орден за услуги перед Уммой I степени (Координационный центр мусульман Северного Кавказа)

Государственные награды Российской Федерации

  • 1988 г. — Орден Дружбы Народов
  • 1995 г. — Орден Дружбы
  • 1996 г. — Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • 1997 г. — Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • 2001 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени)
  • 2006 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени)
  • 2011 г. — Орден Александра Невского

Государственные награды иностранных государств

  • 2009 г. — Орден Дружбы народов (Республика Беларусь)
  • 2010 г. — Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика)
  • 2010 г. — Орден «Шараф» (Азербайджанская Республика)
  • 2011 г. — Орден Республики («OrdinulRepublicii») (Республика Молдова)
  • 2011 г. — Орден святого Месропа Маштоца (Республика Армения)
  • 2012 г. — Орден «Звезда Вифлеема» (Палестинская национальная администрация)

Святейший Патриарх Кирилл удостоен также ряда других федеральных, ведомственных и региональных государственных наград; имеет более 120 наград российских и зарубежных общественных организаций; является почетным гражданином городов Смоленск, Калининград, Неман (Калининградская обл.), Муром (Владимирская обл.), Смоленской, Калининградской, Кемеровской областей, Республики Мордовия и других регионов и населенных пунктов Российской Федерации.

Публикации на портале Патриархия.ru

Святейший Патриарх Кирилл: Невозможно прекратить войны в мире нелюбви [Патриарх: Интервью]

«Религиозное воспитание в эпоху постмодерна». Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на XV Рождественских чтениях [Документы]

В подарок от Владимира Путина Патриарх получил картину "Успенский собор Кремля", которую написал художник Владимир Лаповок в 2007 году. "Хочу вас сердечно поздравить с днем рождения, поблагодарить вас за ваше служение и пожелать, пожелать всего самого-самого доброго, здоровья", - сказал Владимир Путин. "Поменьше работать", - добавил глава государства.

Предстоятель РПЦ поблагодарил президента за поддержку сотрудничества государства и церкви. "Все соработничество направлено на простую одну цель - чтобы людям было лучше, чтобы люди жили хорошо - и духовно, и материально, чтобы процветала наша страна, и чтобы счастье было в каждой семье. Я благодарю вас за то, что сегодня это соработничество набирает силу, и думаю, что многие его положительно оценивают. Так что сердечно вас благодарю", - сказал он.

"Замечательная картина, Успенский собор. Очень хорошая картина, приятная, написана хорошо. Спасибо вам большое!" - поблагодарил Патриарх.

"Вам большое спасибо! - ответил Путин. - Спасибо за все, что вы делаете для страны, для людей наших".

Все соработничество направлено на простую одну цель - чтобы людям было лучше

Художник рассказал, что это уже вторая его картина, которую дарит Владимир Путин: в 2016 году в день Славянской письменности Предстоятель РПЦ также получил полотно, написанное Лаповком, от главы государства, сообщает информагентство РИА Новости. А вот отвечать на вопрос о стоимости картины мастер отказался. "Вот это как раз секрет, коммерческая тайна", - заметил он.

Напомним, что в прошлом году к юбилею президент наградил Патриарха орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени.

"Благодаря Вам сегодня государство и Русская православная церковь развивают конструктивный диалог. Вместе многое делают для того, чтобы люди в нашей стране жили лучше. Участвуют в важных социальных и благотворительных проектах, обустраивают больницы и приюты. Восстанавливают памятники истории и культуры. Общими усилиями воспитывают у молодежи уважительное отношение к людям разных религий и национальностей", - говорится в поздравлении Патриарху премьер-министра Дмитрия Медведева. Глава правительства заявил, что многолетнее первосвятительское служение Кирилла значимо не только для церкви, но и для всей страны. "Вы всегда призываете к миру и согласию, справедливости и милосердию. С верой в сердце и большой любовью стремитесь объединить людей вокруг ценностей, важных для каждого. Это находит большой отклик в обществе. Заслуживает самой глубокой признательности", - отметил Дмитрий Медведев.

Тем временем

"Патриарх говорит" - так называется сайт, представляющий новую книгу Патриарха Кирилла "Мысли. Высказывания. Суждения", которая в день рождения предстоятеля Русской православной церкви была презентована журналистам.

В книге представлены самые яркие, емкие и важные слова, сказанные Патриархом за 48 лет служения - с момента рукоположения в 1969 году и до наших дней.

Я стал писать достаточно рано, - сказал Патриарх Кирилл на презентации книги, - но еще было советское время, и большинство текстов никогда не увидело свет. Какие-то тексты однако сохранились и вошли в 9-томник собрания сочинений. Но всякий раз, когда я беру в руки этот 9-томник, я чаще всего откладываю его в сторону. Потому что... сегодня нет времени читать длинные тексты, мы все живем в условиях дефицита времени и избытка информации. А эта книжечка, может быть, кому-то поможет узнать, увидеть и прочувствовать что-то важное.

Поблагодарив составителей и издателей за предложенный ему "правильный формат" книги, Патриарх рассказал, как рождается и живет в нем та или иная мысль или текст.

У меня бывает иногда такое искушение. Приходит в голову какая-то поразительная мысль, ты раньше об этом не думал... (А я всегда к этому внимательно отношусь, потому что если эта мысль приводит к добрым и важным выводам, то для меня она, несомненно, есть некий сигнал свыше). И вот когда обретаешь такую мысль, то думаешь: это надо поберечь.

Но соблазн донести важную мысль до более широкой аудитории, перед телекамерами обычно кончается тем, что мысль уходит, забывается. Поэтому не надо приберегать, жалеть, гордиться своими мыслями, уверен Патриарх, но высказывать их перед любой аудиторией, даже самой скромной и маленькой.

Новая книга Патриарха содержит более 70 рубрик, в ней можно прочитать о Боге, Церкви, общественной морали, консерватизме, досуге, модернизации и многом другом.

20 ноября 2017 года, в понедельник седмицы 25-й по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день Его Святейшеству исполнился 71 год.

В 2017 году отмечается 170-летие основания официального представительства Русской Православной Церкви в Святой Земле ― Русской духовной миссии во Святом Граде Иерусалиме, а также 200-летие со дня рождения начальника Русской духовной миссии архимандрита Антонина (Капустина). В торжественном богослужении в Храме Христа Спасителя участвовали Преосвященные архипастыри и священнослужители, ранее занимавшие должность начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, а также действующий начальник Духовной миссии.

За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Игнатия (Суранова) во епископа Мариинско-Посадского, викария Чебоксарской епархии (Чувашская митрополия).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1963-1965 гг.; митрополит Валентин (Мищук); митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; митрополит Воронежский и Лискинский Сергий; митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1982-1986 гг.; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1986-1988 гг.; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1993-2002 гг.; митрополит Рязанский и Михайловский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий; митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; архиепископ Сурожский Елисей, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 2002-2006 гг.; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Якутский и Ленский Роман; епископ Гурий (Шалимов); епископ Видновский Тихон; епископ Звенигородский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Серпуховской Роман; епископ Подольский Тихон, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 2006-2009 гг.; епископ Краснослободский и Темниковский Климент; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Волгодонский и Сальский Корнилий; епископ Канашский и Янтиковский Стефан; епископ Балашихинский Николай; епископ Нефтекамский и Октябрьский Амвросий; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Алатырский и Порецкий Феодор; епископ Шахтинский и Миллеровский Симон; епископ Вяземский и Гагаринский Сергий; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий; епископ Переславский и Угличский Феодор; епископ Луховицкий Петр; епископ Люберецкий Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Рославльский и Десногорский Мелетий.

Также Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архимандрит Александр (Елисов), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме; архимандрит Никита (Латушко), настоятель Свято-Троицкого храма в Всеволожске (Санкт-Петербургская митрополия), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1988-1993 гг.; архимандрит Исидор (Минаев), настоятель храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала) в Санкт-Петербурге, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 2009-2013 гг.; игумен Феофан (Лукьянов), заведующий Сектором протокола ОВЦС МП, и.о. начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме в 2013-2015 гг.; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; духовенство г. Москвы и Чувашской митрополии.

На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; президент Приднестровской Молдавской Республики В.Н. Красносельский; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Гаврилов; вице-президент Республики Абхазия В.В. Габния; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра Москвы и советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Абхазия в Российской Федерации И.М. Ахба; Чрезвычайны и Полномочный посол Латвийской Республики в Российской Федерации Марис Риекстиньш; председатель Государственного совета Чувашской Республики В.Н. Филимонов; руководитель Департамента национальной политики межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.И. Сучков; заместитель председателя совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Н. Гурьев; председатель правления, генеральный директор ПАО «ФосАгро» А.А. Гурьев.

За Литургией молились председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, духовенство, монашествующие и миряне, пришедшие в Храм Христа Спасителя помолиться со Святейшим Патриархом Кириллом в день рождения Его Святейшества.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция богослужения.

В сугубую ектению были включены особые прошения о здравии Святейшего Патриарха Кирилла. После сугубой ектении митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий прочитал молитву о Предстоятеле Русской Православной Церкви.

Затем Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.

На заупокойной ектении были вознесены прошения о упокоении душ усопших наставников и родственников Его Святейшества, в том числе рабов Божиих митрополита Никодима, протоиерея Михаила, Раисы, иерея Василия, Параскевы.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Максим Кравченко, настоятель храма Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию по почившим начальникам Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Затем Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Мариинско-Посадского Игнатия, викария Чебоксарской епархии, на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Игнатий!

Днесь всемощная благодать от Отца исходящего и Сыном ниспосылаемого Утешителя Духа освятила твое естество. Окруженный сонмом иерархов, пастырей и мирян, видимых очами телесными, и осененный крылами бесплотных Сил Небесных, зримых очами духовными, ты приял под сводами сего храма дар епископства, дабы «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

Соделавшись преемником апостольского служения, облекшись во святительские одеяния, ты, как и твои предшественники - собратья-архипастыри, стоишь пред нами в ожидании напутствия Предстоятеля. Внемли же Патриаршему наставлению и запечатлей его в своем сердце. Да поможет тебе оно надлежащим образом проходить епископское поприще, представлять себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15).

Архипастырское служение сколь высоко, столь и многотрудно. Высоко потому, что является продолжением на земле великого и славного служения учеников Христовых, тех, чьи очи сподобились видеть, руки - осязать, а уши - слышать воплотившегося нас ради Сына Отчего. Средоточием апостольской миссии стало благовестие о Иисусе Воскресшем. Посланники от имени Христова (2 Кор. 5:20), они шествовали даже до края земли (Деян. 1:8), призывая людей примириться с Богом (2 Кор. 5:20), покаяться, обратить к Нему свои сердца. Отныне и тебе надлежит продолжать их дело на земле, осолять этот мир спасительными евангельскими глаголами, быть ему светом (Мф. 5:13).

Как я уже сказал, епископское служение не только высоко, но и многотрудно. Оно требует самоотверженности и терпения, верности долгу и мужества. Помни, что апостолы без остатка отдали жизнь своему возлюбленному Учителю. Помни, что они не искали покоя, не страшились трудов и испытаний, не боялись ни мучителей, ни мучений, ни самой смерти. Помни и подражай им в служении.

В этом году вместе со 100-летиемвосстановления Поместным Собором Патриаршества мы вспоминаем начало скорбного пути Русской Церкви, явившей великий сонм свидетелей Истины, мучеников и исповедников. По милости Божией сегодня мы не сталкиваемся с открытыми гонениями, не подвергаемся преследованиям за веру. Однако в любую эпоху подлинное исповедание Господа и Спасителя нашего требует стойкости и силы духа, ибо нередко сопровождается различными трудностями и притеснениями. Этому исповеданию могут сопутствовать и беды от лжебратии, и восстающие на душу соблазны и искушения.

«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33), - говорит Христос Своим ученикам. Ничего не страшись, ибо «князь мира сего осужден» (Ин. 16:11). Дерзай, не бойся, только веруй, и вера твоя спасет тебя (Лк. 8:48-50). Совершая епископские труды, никогда не забывай эти слова Победителя смерти и Подателя жизни. Пусть они ободряют тебя в предстоящем служении. Итак, дерзай и, подобно апостолам, со смелостью не переставай учить и благовествовать об Иисусе Христе (Деян. 5:42). Дерзай и со тщанием паси Его словесное стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно (1 Пет. 5:2). Дерзай и с горячей верой, с непреложным упованием на Господа совершай возложенное на тебя ответственное послушание.

Пусть примером епископского служения будет для тебя святитель Игнатий, епископ Кавказский, в честь коего ты наречен в монашестве. Сей усердный молитвенник и строгий воздержник явил нам также яркий образ ревностного архипастыря и вдохновенного проповедника, опытного душепопечителя и деятельного храмостроителя. По немощи телесной он недолго был правящим архиереем. Однако за время пребывания на кафедре этот дивный служитель Господень сумел вопреки непростым внешним обстоятельствам взрастить многие плоды на ниве Христовой. Призываю тебя в епископском делании уподобиться своему небесному покровителю, неустанно ревновавшему о славе Божие.

Как же явить себя пастырем добрым - таким, каким был святитель Игнатий? Где обрести силы, разумение, волю? Для этого нужно «быть епископом своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом» . Эти замечательные слова произнес некогда настоятель Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий при наречении во епископа Кавказского и Черноморского, и этим словам он всегда старался следовать сам. Прежде всего будь епископом своего сердца, благоразумным управителем дома своей души. Тогда ты сможешь стать настоящим епископом человеческих сердец, мудрым управителем вверяемого твоему попечению удела церковного.

Священный Синод определил тебе проходить служение на земле Чувашии, где ты родился и вырос, принял священный сан и нес различные ответственные послушания. Призываю тебя быть ревностным и единомысленным соработником Преосвященного Варнавы, митрополита Чебоксарского и Чувашского, который долгие годы заботится об устроении церковной жизни в регионе. Помогай правящему архиерею в трудах по развитию в епархии просветительской и катехизаторской деятельности, в работе с молодежью, в служении милосердия, а также в иных благих начинаниях на пользу церковную. Яви себя, по слову Писания, добрым домостроителем многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4:10), который все свои силы и способности полагает к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4:12).

С таким напутствием вручаю тебе этот епископский жезл - символ архипастырской власти и сопряженной с ней великой ответственности за души человеческие. Теперь же благослови предстоящих людей, молитвенно соучаствовавших ныне в твоей хиротонии. Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

После возглашения многолетия Предстоятелю Русской Церкви митрополит Ювеналий обратился к Святейшему Владыке: «Ваше Святейшество! Только что Вы совершили поминовение тружеников Русской духовной миссии в Иерусалиме. Я хотел бы выразить Вам сердечную признательность за то, что несколько дней тому назад Вы благословили бывшим начальникам и труженикам Русской духовной миссии в Иерусалиме совершить паломничество в Святую Землю и отметить там 170-летие со дня основания Русской духовной миссии в Иерусалиме. Я имею долг передать Вам любовь и благопожелания Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского, который вместе с нашей делегацией совершал молитву и у Гроба Господня, и в нашей Русской духовной миссии в Иерусалиме».

Затем митрополит Ювеналий зачитал членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу.

Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству дары от Священного Синода ― копию интронизационных куколя и мантии святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, а также букет роз. «В этом году мы отмечаем 100-летие восстановления Патриаршества, и в эти дни мы вспоминаем интронизацию Святейшего Патриарха Тихона. Примите точную копию Патриарших куколя и мантии, в которых Святейший Патриарх Тихон был в тот исторический момент», ― сказал митрополит Ювеналий.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Всечестные отцы! Братья и сестры!

Я хотел бы сердечно всех вас поблагодарить за то, что вы в этот будний день собрались в таком множестве, чтобы вместе со мной помолиться. Я не праздную сегодня никакой круглой даты - просто очередная веха жизни. Но если она сопровождается общецерковной молитвой, то становится очень важным духовным моментом лично для меня. Я сознаю, что мои немощные силы укрепляются молитвой многих архипастырей, пастырей, народа Божиего.

В рядовом Евангельском чтении (Лк. 12:42-48), которое мы сегодня слышали, есть замечательные слова: с того, кому много вручено, много и взыщется. Эти слова прямо относятся, в том числе, к служению Патриарха. Патриарху многое вручено Церковью. Избирая Патриарха, Церковь надеется, что он, став во главе епископата, клира, мирян, не будет делать ошибок, которые нанесли бы непоправимый урон церковной жизни; что он будет хранить непоколебимо, неизменно веру православную; что он будет объединять епископат, клир, верующий народ; что он будет прозревать проблемы текущего времени и, опираясь на Церковь, формировать общецерковный ответ на эти проблемы. Сегодня я могу с полной уверенностью сказать: именно благодаря поддержке епископата - Архиерейского Собора, Священного Синода, - благодаря мощной поддержке народа, которую я чувствую и в молитвах, и в ваших письмах, и в ваших добрых взглядах, Церковь наша, проходящая через очень непростые исторические условия, сегодня по милости Божией укрепляется. Открываются новые епархии, храмы, монастыри, много воскресных школ, разного рода учебные заведения. Проводится значительная работа и с молодежью, и с социально незащищенными людьми - нуждающимися, инвалидами. Ведется большая воспитательная и образовательная работа, миссионеры трудятся по всему лицу нашей Церкви. Все это, конечно, наполняет мою душу радостью, но одновременно повышает и уровень ответственности. Когда у Церкви практически не было никаких возможностей, кроме совершения богослужений в храмах и монастырях, тогда и спрос был другой. А сегодня перед нами открыты возможности оказания реального духовного влияния на весь наш народ, и потому спрашивать нас будут, по слову сегодняшнего Евангелия, по максимуму: что в этих новых исторических условиях, условиях свободы для Церкви, несмотря на постоянно препятствующие церковному деланию темные силы, каждый из нас сделал и делает. Планка ответственности сегодня очень высока. И первое, что нужно нам всем, - осознать высоту этой планки и измерять свои труды не только по количеству совершенных богослужений и произнесенных проповедей, не по тому, как откликаются на наши слова верующие люди, собравшиеся в храмах, а по тому, что происходит в нашем народе и с нашим народом.

По мере возрастания возможностей для церковной проповеди многократно возрастают соблазны, которыми искушаются души наших людей. Сегодня грех не просто очевиден, хотя на протяжении всей истории люди пытались грехи скрывать, считая их чем-то непристойным, неправильным. Сегодня грех демонстрируется самым притягательным способом через кинематограф, через театр, через иные формы искусства. Искусство, которое призвано культивировать человеческую личность, обогащать ее, поднимать ее к небу, становится гирей, которая не дает человеку взлететь. Конечно, я имею в виду не все искусство, но то, которое в последние годы заявляет о своей особой роли и о своем праве нести народу искушение и грех, сбивая людей с толку. К сожалению, значительная часть нашей интеллигенции повторяет губительную ошибку своих предшественников, доведших страну до гибельных революционных событий, столетие которых мы в этом году вспоминаем.

Сегодня не то время, чтобы раскачивать лодку человеческих страстей, потому что и без того на человека оказывается слишком большое негативное воздействие, разрушающее его духовную жизнь. Сегодня время сплочения всех здоровых сил. Церковь, искусство, культура, наши писатели, ученые, все те, кто любит Родину, должны сегодня быть вместе, потому что мы входим в критический период развития человеческой цивилизации. Это видно невооруженным глазом, и нужно быть слепым, чтобы не видеть приближения грозных мгновений истории, о которых говорил в книге Откровения апостол и евангелист Иоанн Богослов. О времени том никто не знает (Мф. 24:36), но приближение или удаление этого времени зависит от нас - от Церкви Божией и от каждого человека. Тот, кто живет по правде, кто борется с грехом, - он на стороне света и правды, он своей жизнью, своим творчеством, особенно если этот человек публичный и способный влиять на других, может затормозить это сползание всего человечества в бездну окончания истории.

Наша брань действительно не против плоти и крови, но против миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). И поэтому сегодня, когда я слышу добрые слова в мой адрес, я радуюсь вашей доброте, вашей братской поддержке, но одновременно прошу и каждого из вас, братья-архипастыри и духовенство, осознать нашу общую историческую ответственность за наш народ, за нашу страну, если хотите, за род человеческий. Потому что в Русской Церкви, как и в каждой Церкви, как и в каждом приходе отображается вся полнота Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Верим, что Господь будет с нами. Но для того чтобы не поддаваться искушениям, мы должны быть сильны, мы должны быть сплочены как никогда. Единство нашей Церкви, преодоление разделений и расколов, в том числе на Украине, является важной задачей, которая стоит перед всеми нами.

Православная Церковь, терзаемая извне в самое опасное время послереволюционного бытия, претерпевала нестерпимые муки и от внутренних разделений. Но знаем, что Господь, проведя народ наш через многие страдания, Церковь нашу через Голгофу, силой Своей даровал Церкви единство, а в народе возродил веру. Верим, что и сегодня Господь наш, Спаситель и Промыслитель мира, сохранит нас в единстве, восстановит единство там, где оно разрушено, всех нас укрепит в вере, народ наш - в благочестии, и даст возможность проводить мирную жизнь в вере, надежде, любви, своими трудами утверждая Божию правду в истории, а значит, приостанавливая действие темной силы, обращающее человеческую историю в движение к пропасти. И да поможет нам во всем этом Господь. Благодарю вас всех за ваши святые молитвы».

По окончании богослужения в Храме Христа Спасителя состоялся прием в честь дня рождения Его Святейшества. Со словами поздравления выступил президент Приднестровской Молдавской Республики В.Н. Красносельский, было зачитано приветствие Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

В Патриарших покоях Храма Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви принял поздравления от епископата, столичного духовенства, монашества и мирян. Поздравить Святейшего Патриарха Кирилла также прибыли председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, заместитель председателя Правительства РФ О.А. Голодец, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко, мэр Москвы С.С. Собянин и др.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал деятелей культуры «не сбивать людей с толку», чтобы в России не повторились революционные события столетней давности, передает «Интерфакс».

Он отметил, что сегодня «грех демонстрируется самым притягательным способом — через кинематограф, через театр». «И искусство, которое призвано культивировать человеческую личность, обогащать ее, подымать ее к небу, становится гирей, которая не дает человеку взлететь», — приводит агентство слова из проповеди патриарха после литургии в храме Христа Спасителя.

Глава Русской православной церкви уточнил, что имеет в виду не все искусство, а то, которое в последние годы заявляет о «некой своей особой роли, об особых правах нести народу искушение и грех».

Патриарх посетовал, что творческая интеллигенции «повторяет губительную ошибку своих предшественников, доведших страну до гибели — революционных событий, столетие которых мы в этом году вспоминаем».

По убеждению главы РПЦ, «сегодня не то время, чтобы раскачивать лодку человеческих страстей».

«Это уже видно невооруженным глазом. Нужно быть слепым, чтобы не видеть приближение грозных мгновений истории, о которых говорил в своем Откровении апостол и евангелист Иоанн Богослов», — сказал патриарх. При этом он напомнил, что, согласно христианскому вероучению, приближение и удаление конца света зависит от нас самих, и призвал «затормозить наше сползание в бездну окончания истории».

Эта проповедь была прочитана патриархом в понедельник, 20 ноября, в день его рождения. Патриарху всея Руси, главе Русской православной церкви Кириллу (в миру Владимиру Михайловичу Гундяеву) исполняется 71 год.

Президент России Владимир Путин лично поздравил патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем рождения. Путин поблагодарил патриарха за служение и пожелал «всего самого, самого доброго, здоровья». «Поменьше работать», — добавил президент. Он также подарил патриарху Кириллу картину с изображением Успенского собора в Кремле.

Патриарх в свою очередь поблагодарил президента за поддержку сотрудничества между православной церковью и государством.

Патриарха поздравил также и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Белорусский лидер подарил священнослужителю букет минских роз и картину белорусского художника Антона Вырво с изображением Свято-Никольского гарнизонного собора в Бресте.

Еще один подарок, приготовленный для патриарха — издание книги «Мысли. Высказывания. Суждения», автором которой является сам Кирилл. Презентации книги, подготовленной в печать Русской экспертной школой, запланирована на понедельник сегодня в храме Христа Спасителя.

Выпуская книгу изречений патриарха церковь не забыла сделать скидку на современность и заявила о переводе еще не выпущенного произведения в электронный формат в виде сайта с емким названием «Патриарх говорит».

Патриарх Кирилл родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье священника. Будущий патриарх принял постриг и священный сан в 1968 году. Всего через восемь лет он уже получил титул епископа Выборгский, викария Ленинградской епархии, управляющего патриаршими приходами в Финляндии.

В 1984 году Кирилл становится архиепископом Смоленским и Вяземским. В 1991 году, после развала СССР священнослужитель получает статус митрополита Смоленского и Калининградского.

1 февраля 2009 года Кирилл был избран шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси.

Формально патриарх не является политиком, однако по своему влиянию одна из крупнейших общественных фигур в стране. Сегодня многие воспринимают его как консерватора, хотя вначале его правления на него возлагали надежды как на модерниста. Патриарх Кирилл умеет находить общий язык с любой аудиторией — ему приходилось выступать и перед студентами, и перед байкерами. Несколько лет он вел на телевидении передачу «Слово пастыря», которую с интересом смотрели не только верующие.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (мирское имя – Владимир Михайлович Гундяев) возглавил русскую православную Церковь (РПЦ) 1 февраля 2009 года после смерти его предшественника Алексия II.

Детство и семья

Владимир Гундяев родился в Ленинграде 20 ноября 1946 года в религиозной, несмотря на царившие в те годы антицерковные настроения, семье.

Его дед Василий Степанович (1879 г.р.), уроженец Лукояновского уезда, был машинистом по образованию, сам начал изучать богословскую литературу. В 1922 году оказался в Соловках по доносу обновленцев (религиозное течение, вставшее в оппозицию православной церкви после революции и какое-то время поддерживавшееся большевиками), противником которых он являлся. Но и в лагере Василий не отказался от своей веры, проводил тайные богослужения, за что однажды месяц провел в штрафном изоляторе. В ссылке христианин пробыл до 1955 года.


Отец будущего патриарха Михаил Васильевич Гундяев (1907 г.р.) мечтал стать священнослужителем с младых ногтей. После окончания школы он какое-то время работал помощником в церкви Лукоянова, а в 1926 переехал в Ленинград, где поступил на Высшие богословские курсы. Он исправно посещал все лекции и дословно записывал их.


Через два года курсы закрыли, Михаил ушел в армию. Отслужив, он поступил в техникум, затем в индустриальный университет. Изначально он планирован пойти учиться на врача, но из-за отметки о богословских курсах в личном деле его «завернули». В 1934 году его арестовали по «Кировскому делу» за службу в церкви и пение на клиросе – всего за несколько дней до свадьбы. Михаила обвинили в покушении на жизнь Иосифа Сталина.


Его жена, Раиса Владимировна Кучина (1909 г.р.), преподавала немецкий язык в школе. Также будучи религиозным человеком, она с удовольствием пела в церковном хоре, где и познакомилась с будущим мужем.

Вместе с женой Михаил три года провел на Колыме, затем вернулся в Ленинград, работал на заводе. В 1940 году на свет появился первенец Николай. В военные годы Михаил помогал укреплять город во время осады, в 1943 ушел на фронт. После победы семья стала жить в городе, оправлявшемся от блокады, вскоре родился их второй сын Владимир. В это время государство стало налаживать диалог с церковью, а потому Гундяев, рискуя потерять высокое положение в обществе, все же попросил о рукоположении. В 1947 году Михаил был возведен в сан дьякона и назначен в храм Смоленской иконы Божией Матери.


Два года спустя потеплевшие было отношения церкви и государства снова начали портиться. За служение на Михаила был наложен немыслимый по тем временам штраф – 120 тысяч рублей (для сравнения, на автомобиль «Победа», который стоил примерно тысяч 15, даже обеспеченные люди копили годами). Часть денег собрали по ленинградским приходам, но до самой смерти Михаила многодетная семья (кроме Николая и Владимира у супругов подрастала дочь Елена, 1949 г.р.) безвылазно пребывала в долгах и терпела страшную нужду. Спасали благодарные прихожане, выручавшие продуктами.


На становление взглядов Владимира сильно повлиял дед, вернувшийся домой в середине 50-х. Он рассказал внуку, что даже во время самых суровых лагерных испытаний, уносивших жизни большинства людей, он никогда не испытывал страха. «Для меня это был живой опыт и живой образ человека, который знал, что такое любовь Божия», – позже вспоминал патриарх.

Каждый школьный день был для Владимира испытанием. Противник коммунистического режима, он не стал ни пионером, ни комсомольцем. Когда директор школы убеждал Гундяева надеть пионерский галстук, тот ответил: «Хорошо. Если вы не против, что я буду в красном галстуке ходить в церковь. Потому что я буду». Постоянные педсоветы и выволочки у директора не мешали Вове хорошо учиться. Душа будущего патриарха лежала к физике и другим точным дисциплинам.

Образование

Окончив восьмилетку, Владимир не стал продолжать школьное образование. Он решил зажить самостоятельной жизнью, не обременяя нуждающихся родителей, у которых на попечении все еще оставалась его младшая сестра. Устроившись в «вечерку», в 1962 году Владимир стал работать картографом в Ленинградской комплексной геологической экспедиции.


В 1965 году Гундяев поступил в Ленинградскую духовную семинарию, в 1967 продолжил обучение в духовной академии. По встречающейся в некоторых источниках информации, проходил программу в ускоренном режиме по требованию митрополита Никодима Ротова, келейником (т.е. секретарем) которого Владимир стал позже, в 1970 году.

Религиозная деятельность

В апреле 1969 года Владимир Гундяев был пострижен в монахи и наречен Кириллом, рукоположен в иеродиакона, следом – в иеромонаха. Годом позже он окончил академию с отличием и степенью кандидата богословских наук.


Деятельность на должности секретаря Никодима он совмещал с преподаванием в своей альма-матер. В 1971 году Кирилл был возведен в сан архимандрита, в октябре того же года стал настоятелем православного храма в Женеве, Швейцария.


С этого момента Кирилл начинает продвигаться вверх по служебной, если можно так сказать, лестнице. За 20 лет он прошел путь от архимандрита до митрополита; был председателем комиссии Священного Синода, которая занимается решением текущих вопросов РПЦ.

Интервью будущего патриарха (1989 год)

Общественная деятельность

В 90-х годах Патриарх Кирилл все больше углубляется в общественную деятельность. В 1994 году вышла телевизионная передача «Слово пастыря» с его участием, которая освещала духовно-просветительские вопросы понятным для простого зрителя языком.

«Слово пастыря» с митрополитом Кириллом (1997)

В то же время Кирилл, будучи председателем Отдела внешних связей РПЦ МП, организовал работу над созданием концепции Русской православной церкви в сфере церковно-государственных отношений. Результатом его работы стали принятые в 2000 году на архиерейском соборе «Основы социальной концепции РПЦ» – документ, излагавший официальную позицию православной церкви при взаимодействии с государством.


С 1995 года начинается плодотворная работа Патриарха Кирилла совместно с Правительством Российской Федерации. Он неоднократно был членом в различных консультативных органах, принимал участие в решении вопросов, связанных с Чеченской Республикой, в пору военных кампаний; занимался организацией различных культурных мероприятий: празднование 2000-летия христианства, проведение года Российской Федерации в ряде стран.


Патриаршество

В 2008 году умер Патриарх Алексий II. На должность Патриаршего Местоблюстителя был назначен митрополит Кирилл. В 2009 году был избран Патриархом Московским и всея Руси, набрав на голосовании Поместного Собора РПЦ около 75% голосов.


Патриарх Кирилл сделал многое для объединения РПЦ за рубежом. Регулярные визиты в соседние страны и встречи с религиозными деятелями и представителями других конфессий значительно укрепили положение церкви, а также расширили границы сотрудничества между государствами.


Несмотря на преданность делу, Патриарх неоднократно высказывался по поводу радикально настроенных групп, заявляя, что подобных проповедников необходимо опасаться. По его словам, все чаще в народе появляются лжеучители, которые ввергают людей в смуту, ведь за красиво оформленные лозунгами прячется мощное орудие разрушения церкви.

Скандалы

Одним из первых скандалов, возникших с упоминанием имени тогда еще митрополита Кирилла, стало дело об использовании налоговых льгот на импорт алкогольной и табачной продукции в начале 90-х годов. Издание «Новая газета» опубликовало статью, в которой говорилось о личной заинтересованности митрополита в сделках по импорту подакцизных товаров. Однако абсолютное большинство религиозных деятелей заявило, что это – не что иное, как провокация; спланированная кампания, которая преследует цель запятнать имя честного человека.


Также митрополита Кирилла обвиняли в связях с КГБ. В 2003 году президент Владимир Путин получил письмо, в котором прямо говорилось о том, что Кирилл является агентом КГБ. Автором письма выступил священник Московской хельсинкской группы, однако его действия, расцененные обществом как провокация, не принесли никаких результатов.

В 2010 году вокруг имени патриарха разгорелся новый скандал. Соратница Кирилла Лидия Леонова обнаружила в его квартире толстый слой пыли. Прибывшая комиссия постановила, что вещество попало из квартиры снизу – ее владелец, академик и священнослужитель УПЦ МП Юрий Шевченко делал ремонт. Экспертиза показала, что в пыли содержатся канцерогенные вещества. Нанесенный имуществу ущерб составил более 20 млн. рублей, которые Лидия Леонова в результате отсудила у Шевченко.

Патриарх Кирилл: «Не стремитесь лучше жить»

Однако прессу заинтересовал не столько нанесенный имуществу патриарха ущерб, сколько статус Лидии Леоновой, видимо, проживавшей в квартире Владимира Гундяева. Позже в эфире радиопередачи Владимира Соловьева владелец недвижимости пояснил, что квартира была подарена ему заместителем Юрия Лужкова по указу Бориса Ельцина , при этом сам патриарх «не прожил в ней и недели», а передал ее в пользование троюродной сестре – Лидии Леоновой.

В 2012 году на сайте РПЦ была выложена фотография патриарха с дорогими часами Breguet на запястье. Позже часы исчезли с фотографии, однако остались в отражении на столе. В пресс-службе РПЦ этот инцидент назвали «нелепой ошибкой фоторедактора». Вскоре на сайт вернулась оригинальная версия фотографии – с часами.

Журналисты считают, что на этом фото Владимир Гундяев сфотографирован с Лидией Леоновой и их сыном

Несмотря на то, что лично патриарх назвал ее своей троюродной сестрой, в прессе ее называли «сожительницей Кирилла Гундяева», а его самого – «примерным семьянином», и даже приводили в пример их совместную фотографию 1988 года. Однако заявление о какой-либо любовной связи между ними не выдерживает никакой критики, ведь патриарх Кирилл полностью отказался от личной жизни во имя служения Господу. Соответственно, жены (а тем более сожительницы) и детей у него быть не может.

Патриарх Кирилл сейчас

В феврале 2016 года впервые в истории глава РПЦ встретился с папой римским. Патриарх Кирилл и папа римский Франциск поцеловались, сфотографировались и, выпроводив из конференц-зала журналистов, приступили к беседе, которая продлилась более двух часов.





Top