Китайская живопись особенности. Китайская Живопись – история, традиции, стили, мастера живописи

Мир природы, ставший предметом философских размышлений в Китае, определил направление художественных поисков средневековья. Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы. В процессе долгих поисков ими была определена своеобразная форма картин - свитков, помогающих показать мир во всем его многообразии.

Китайские живописцы уже в 8 веке, наряду с прозрачными водяными минеральными красками, стали применять богатую оттенками черную тущь Тогда же сложились и разные манеры письма: одна - тщательная «гун-би» /»прилежная кисть»/, фиксирующая все детали и показывающая зрителю мельчайшие подробности картины, другая - свободная и как бы незавершенная «се-и» /» живопись идеи»/, позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник. Китайские пейзажные картины никогда не писались прямо с натуры. Они создавались по памяти и вбирали в себя все самые характерные черты природы, самые верные ее приметы. Отсюда и название, данное пейзажу в средние века, - «шань-шуй», то есть «горы-воды». Гора еще в древности олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы - «ян», а вода связывалась с темным мягким и пассивным женственным началом - «инь».

Отношение к природе и миру диктовало и особые законы построения пространства. В средневековых китайских пейзажах применялась не линейная, а рассеянная перспектива. Живописец смотрел на открывающийся вид словно с высокой горы, отчего горизонт поднимался перед ним на необыкновенную высоту. Вытянутая форма свитка способствовала передаче огромного пространства. Для того, чтобы создать впечатление дальних и ближних расстояний, художник делил картину на несколько планов, высоко поднятых один над другим. Таким образом, дальние предметы оказывались самыми высокими. На переднем плане размещалась обычно группа деревьев, скал или других крупных предметов, с которыми соотносились все части пейзажа. Планы связывались туманной дымкой или водным пространством, как бы отдаляющими на огромное расстояние дальние предметы.

Раннее средневековье (4-6 вв.)

Раннее средневековье - тревожная и смутная пора. Непрерывное вторжение кочевых племен длилось почти сто пятьдесят лет, Китай был разделен на ряд государств. Юг и север страны на несколько столетий оказались отрезанными друг от друга, там сложились свои государства, возникли свои столицы. На юге, куда бежала основная часть населения, важнейшим культурным центром стал Цзянькан, расположенный неподалеку от современного Нанкина. На севере, захваченном племенами кочевников-сяньбийцев, к концу 4 века образовалось крупное царство Северная Вэй, столичными центрами которою стали Пинчэн /современный Датун/ и Лоян. Захват севера кочевниками принес не только бедствия и разрушения, но и сыграл важную роль в судьбе Китая. Он помог установлению культурных связей с азиатскими народами. В это же время возник буддизм.


Популярности буддизма помогло его умение приспособиться к среде, куда он проникал. Буддизм сблизился с местными культами и верованиями, а Конфуция и Лао-цзы - основателей древних учений Китая - включил в число буддийских божеств. Вместе с буддизмом в Китай пришли неведомые раньше образы монументального зодчества, скульптуры и храмовых росписей. По примеру Индии и Афганистана в стране началось сооружение огромных пещерных монастырей, а также строительство пагод в честь буддийских святых и паломников.

Черты буддийской пластики периода Северная Вэй ощутимы и в живописи, в содержании и стиле которой произошли заметные сдвиги. В период раннего средневековья, наряду с храмовыми росписями, получил развитие и тип китайской повествовательной картины на свитках. Особенно расцвела эта светская линия живописи на юге страны, где традиции китайского искусства не были прерваны иноземными нашествиями, и где сгруппировался цвет китайской интеллигенции. Здесь окончательно установились форма и предназначение картин. Главную роль играли горизонтальные свитки-повести, включавшие в себя, помимо живописи, и текстовые вставки. Ими могли быть поэмы или изречения мудрецов. Они выполнялись красивым каллиграфическим почерком,по стилю близким почерку живописному. Хотя свитки и не были связаны, как правило, с буддийской тематикой, на характер светской живописи все же оказали влияние привнесенные в нее буддизмом созерцательные настроения.

Традиции китайской живописи в течение всей истории ее развития крепко связаны с графикой и каллиграфией, именно в этом виде искусства большое значение имеет такое средство художественной выразительности, как линия. Многие картины, написанные в традициях китайской живописи, выполняются в очень сдержанных цветах. Причина этого в том, что в старину мастера пользовались минеральными красками, изначально имеющими нежные тона.

Живопись в Китае, как и каллиграфия, пользовалась большим уважением и почетом среди людей всех классов, многие императоры и высокие сановники были прекрасными художниками. За многовековую историю Китая живописное искусство развивалось, художники различных поколений то отказывались от древних традиций, создавая новые школы изобразительного искусства, то опять возвращались к истокам. Китайская живопись ценится знатоками до сих пор, а современные технологии позволяют приобрести оригинальные произведения китайских художников в стране Восходящего Солнца без посредников.

Жанры китайской живописи

В живописи Китая есть несколько традиционных жанров, которые складывались веками, и до сих пор являются характерными для искусства этой страны. Одним из них является портретная живопись, люди на таких картинах писались в полный рост в окружении природных форм или объединенных какой-то сюжетной линией.

Смотреть на видео жанры и философия китайской живописи

Также в китайской живописи очень популярным до сих пор является жанр «цветы и птицы». На работах, выполненных в этом жанре, художники изображали прекрасных птиц и разнообразные растительные формы. В изображение каждого цветка или птицы мастером вкладывается определенный символический смысл, что делает толкование такого живописного произведения более глубоким и интересным. Еще один популярнейший жанр китайской живописи – анималистический, в нем китайские художники дошли до вершин мастерства при изображении животных в весьма своеобразном стиле. Также к этому жанру можно отнести живописные работы с птицей-фениксом и драконом.

Где можно купить китайскую живопись в интернете

Наиболее простой и удобный вариант приобрести китайские картины – заказать в интернет-магазине, который специализируется на поставке товаров этого вида из Китая. При желании купить китайскую живопись,

Мир природы, рано ставший предметом философских размышлений в Китае, определил направление художественных поисков Традиционного Китая. Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы. В процессе долгих поисков была найдена своеобразная форма картин - свитки. Этот вид живописи получил свое развитие в IV-VI вв.

Работы выполнялись на шелке или бумаге в виде свитков вертикальной или горизонтальной формы (настенные и ручные). Настенные свитки , достигавшие в длину 3 м, обязательно обрамляли тканями нескольких цветов. Ручные свитки были предназначены для того, чтобы смотреть их на столе. Размеры такого свитка составляли в высоту 20-25 см, а в длину - 10-15 м. Их смотрели, постепенно разворачивая, как любой рукописный текст, - сверху вниз и справа налево. Созерцание свитка было целым ритуалом. Свитки не были постоянным украшением помещений, поскольку их нельзя держать постоянно натянутыми (они от этого портятся). Хранились свитки в свернутом виде в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях несколько раз в год. Горизонтальные свитки нужно было рассматривать в руках подобно ленте, чтобы вникнуть в их содержание. Подобные свитки-повести содержали различные каллиграфические текстовые вставки, дополнявшие и раскрывавшие смысл живописи.

Обычно в китайской живописи использовались прозрачные и плотные краски минерального или растительного происхождения, напоминавшие акварель или гуашь. Но уже в VIII в. китайские художники стали применять богатую оттенками черную тушь. Китайские художники почти не пользовались светотенью, но выразительность линий контура и рисунка помогала им создавать в картине известную объемность. Определенного впечатления глубины и дали в картине художники добивались посредством передачи воздушной среды, или дымки тумана, а также членением композиции на ряд планов. Тогда же сложились и разные манеры письма: одна - тщательная, фиксирующая все детали и показывающая зрительно все мельчайшие подробности картины, другая - свободная, позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник.

Наиболее полно и ярко художественная культура Китая проявила себя во время существования двух крупных государств - Тан (618-907) и Сун (960-1279), культурные достижения которых оказались наиболее значимыми. Художественная жизнь Китая в эти столетия пережила высокий взлет.

Из всех видов художественного творчества самым важным китайцы считали живопись. И это не было заблуждением или данью моде. Именно живопись прославила искусство той поры и донесла до нас поэтический образ красоты природы, который высоко ценился многими поколениями китайцев. Живопись периодов Тан и Сун охватила многие явления жизни. Как никогда приблизилась тогда живопись к поэзии. И хотя выразительные средства этих искусств были различными, язык поэтов и художников стал почти единым. Картины не мыслились без стихотворной подписи на полотне или свитке, а через стихи рождались зримые, живописные образы.

К сунскому периоду относится созданный придворным художником Чжан Цзо-дуань (1085-1145) пятиметровый свиток «По реке в день поминовения усопших», изображающий в мельчайших подробностях повседневную жизнь Кайфына в XII в. На свитке изображены 814 человеческих фигур, 28 лодок, 94 животных и 170 деревьев.

Живописное искусство той эпохи проявило себя в различных формах - в настенной живописи дворцов и храмов, в миниатюрной живописи на веерах и т.д., но главным его видом оставалась все же свитковая живопись. Многометровые горизонтальные свитки служили своеобразной живописной книгой, куда художник мог вписать огромное множество впечатлений и деталей. При работе над такими свитками от художника требовалось особое умение передавать детали, просторы воды, громады гор. На различных исторических этапах излюбленной была то одна, то другая форма картины. В период Тан предпочтение отдавалось горизонтальным свиткам, в период Сун - вертикальным.

В период Тан происходит разделение живописи на жанры. Китайская эстетика выделяла 13 жанров живописи. Так появляются произведения на историкомифологические темы, парадный и частный портрет и бытовые сцены, жанр «цветы и птицы» (можно сравнить с европейским натюрмортом), а также пейзаж {«горы и воды»), имеющий несколько разновидностей.

Судя по всему, древнейшим жанром китайской живописи был портрет. Типологическими особенностями этого жанра является нарочитая бесстрастность лиц, заданность позы, наличие символических деталей, передающих не индивидуальность, а социальное положение человека. Бытовая живопись существует в двух главных разновидностях - изображения придворных и простонародных сцен.

Введение

Изобразительное искусство зародилось в Китае еще в эпоху неолита (около 6 тыс. лет назад). Об этом свидетельствуют археологические раскопки около г. Сиань, где были найдены изделия с изображением человека, животных и растений того периода.

Обаяние китайской живописи - в глубине поэтического проникновения в жизнь природы. Это искусство повествует о смене времен года, дает зрителю возможность заглянуть в мир лесных чащ, приобщает его к вечным тайнам земли.

Актуальность темы обусловлена тем, что в наше время в людях пробуждается всё больший интерес к азиатской культуре. Китай - не исключение. Китайская живопись отличается большим своеобразием и совершенно различна по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи.

Объект: китайское изобразительное искусство.

Предмет: примеры картин и описание техник письма.

Целью данной работы является выявление особенностей китайской живописи, интерпретация образов и символов, изучение стилистики картин на примере творчества Ци Байши.

Цель работы определяет следующие задачи:

1. На основе изученной литературы, выявить особенность китайской живописи;

2. На основе анализа литературы, рассмотреть понятие образа и символа в китайской литературе;

3. На основе анализа литературы, выделить особенности китайской живописи и отличия от европейского изобразительного искусства;

4. На основе анализа творчества художника Ци Байши выделить отличительные свойства китайского изобразительного искусства.

Поставленные в исследовании цели и задачи определили методы и приемы исследования . В данном исследовании совмещены несколько подходов к изучаемому явлению. В ходе написания первой главы применялись метод сопоставительного анализа, описательный и логико-понятийный методы. Для написания второй главы применялись метод компонентного анализа, а также приемы культурологического анализа.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Базой эмпирического материала послужили картины мастера живописи гохуа художника Ци Байши.

Особенности и разновидности китайской живописи

Основные приемы и отличительные черты китайской живописи

китайский живопись художественный ци байши

Китайская национальная живопись гохуа появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно различна по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным, как дракон. Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью 1 .

В Китае издавна говорят о близости живописи и каллиграфии. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Между китайской каллиграфией и живописью столько общего, что они считаются родными сестрами. Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимосвязаны и двигают друг друга вперед. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Самыми простыми линиями китайские живописцы создали произведения высокого художественного совершенства.

В живописи используется особая тушь, совершенно не похожая на употребляемую на Западе. В Китае для письма и рисунков всегда употребляют плитки первосортной, с чёрным лаковым блеском, туши, в приготовлении которой китайцы достигли большого совершенства. Растирая плитки с водой до густой или жидкой консистенции, получают тушь, с помощью которой художники создают широкое разнообразие тонов. Благодаря размывам разбавленной туши, живописцы передают наитончайшие оттенки от густого чёрного до прозрачного бледно-серого. В Китае письменные принадлежности: кисть, тушь, бумага и тушница-считались «четырьмя драгоценностями» [вэнь фан сы бао].

Для китайской живописи характерна многоточечная и рассеянная перспектива, лаконичная и ясная композиция из пятен локального цвета с выразительными и ритмичными контурами, а также плоскостная живопись без светотеневой лепки. Китайский художник может на длинном и узком бумажном или шелковом свитке воспроизвести реку, создавая ощущение бесконечности речного простора, увиденного сверху или сбоку, а также множество ландшафтов, казалось бы скрытых от зрителей линией горизонта. Этого нельзя достигнуть с помощью фокусной перспективы. Многоплановая перспектива китайской живописи позволяет художнику дать полный простор своему воображению и создать художественный мир, не связывая себя рамками ограниченного горизонтом пространства.

Реалистическое начало непосредственного наблюдения действительности сочетается в китайской живописи с рядом условных канонов. Её величавая простота и благородная строгость не исключают тонкости декоративных деталей.

Разработка урока МХК

Тема: Особенности традиционной китайской живописи (9 класс)

Цель урока: создание у учащихся целостного образа традиционной китайской живописи.

  • - содействие выявлению особенностей (жанровых, видовых и стилистических) традиционной китайской живописи;
  • - содействие развитию эмоциональной сферы подростков, эстетического вкуса, творческих способностей, художественного чутья;
  • - содействие воспитанию толерантности, формированию межкультурной компетентности.

Оборудование к уроку: аудиозапись морин хур (смычковый инструмент), ПК, экран, проектор, презентация «Традиционная китайская живопись» (репродукции работ китайских художников, обязательно - работы Ван Вэя), заготовки таблицы на партах, бумага, тушь, кисточка.

Ход урока

Экспозиция (3 мин.)

Учитель входит в класс. Плавным кивком приветствует учащихся, исполняет лирическое произведение на морин хуре - народном инструменте народов Восточной Азии (Китай, Монглия). На доске записано стихотворение «Домик в бамбуковой роще»:

В бамбуковой роще

Я ночь коротаю свою,

И трогаю лютню,

И песню протяжно пою.

И людям неведом приют мой,

И только луна

В бамбуковой роще

Меня навещает одна.

На экране - медиа-презентация репродукций шедевров традиционной китайской живописи.

Завязка (3 минуты)

  • 1. Беседа :
    • - Что вы представили, читая эти строки, слушая музыку? (Ночь, одиночество и т.д.)
    • - Легко ли было представлять? (Да, легко. Потому что написано точно, поэт словно рисует картину.)
    • - Какое впечатление производят картины, репродукции которых вы посмотрели? (Спокойствия, умиротворения, созерцательности и т.д.)
    • - Да. Ощущение умиротворения, вселенской гармонии и тишины создают эти шедевры традиционной китайской живописи.
    • - В чем же секрет притягательности китайской живописи? (Здесь возможны ряд разных вопросов в зависимости от реакции детей. Главное - создать ситуацию осознания своего незнания )
  • 2. Формулирование и запись темы урока :
    • - Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. (Узнать особенности китайской живописи, выявить отличительные черты и т.д.). И тему (Традиционная китайская живопись, живопись на шелку и т.д.).
    • - Запишем тему урока (По выбору учащихся ).
    • - Так в чем же заключаются особенности традиционной китайской живописи? живопись китайская художественный эстетический
  • 3. Начальные понятия. Лекция (15-18минут)

Традиционное искусство Китая представляет собой оригинальный и целостный исторический тип, складывавшийся в течение веков из разных этнических источников. В 4 тыс. до н. э. в бассейне р. Хуанхэ сложилась группа племен монголоидной расы (самоназвание "ханьжэнь"). Существуют предположения о тибетском происхождении китайцев и о "сино-кавказском" языковом родстве. В столкновении с племенами южного происхождения возникло царство династии Ся, а затем цивилизация Шан (1765--1122 гг. до н. э.) с центром в г. Аньян. В конце 2 тыс. до н. э. "шанцы" были завоеваны племенами Чжоу. Объединение древних царств происходило при династиях Цинь (632--628 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. -- 220 г. н. э.). На стадиях формирования этнической общности китайцы благодаря природной восприимчивости легко впитывали достижения иных культур -- Месопотамии, Персии эпохи Сасанидов, буддийской Индии, азиатских кочевых народов, эллинизированных ближневосточных племен. В IV--VI вв. Китай оказался разделенным на Север и Юг. Античные авторы называли северные племена семрами (греч. serikon, лат. seres -- по названию вывозимых из этой страны шелковых тканей), а южные -- симнами (ср.-лат. sinae -- по названию династии правителей Цинь). На карте мира, изданной в конце XVI в. орденом иезуитов для просвещения китайцев, их страна помещена в середине (происхождение тюркского слова kytan -- "срединный" -- объясняют названием маньчжурской народности K"itan). Мифологическую географию Китая символизируют пять тигров. Самый главный -- желтый тигр -- император, он находится в середине мира и управляет четырьмя тиграми. красный тигр правит на юге (который помещается в верхней части карты), в его ведении лето и стихия огня. Черный тигр правит севером, повелевая зимой и стихией воды. Синий тигр -- востоком, управляет весной и растительным миром. Белый -- западом, повелевает осенью и стихией металлов. Мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличаются от европейских. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве. Само понятие истории не имеет в Китае признаков "длительности", а искусство -- эволюции. Художественные направления не следуют одно за другим, а "стили" и "школы" связаны не с различиями творческих методов, а с техническими приемами и материалами. В Китае " мы застаем необычайно устойчивый, до мелочей продуманный и эстетически переработанный быт, цельное и последовательное миросозерцание, сложный, но прочный сплав художественных стилей Стилистическое единство китайского искусства -- это результат не только глубокого проникновения китайских мастеров в природу вещей но прежде всего их искреннего и безупречного доверия к жизни во всем ее разнообразии" В то время как в западноевропейской цивилизации рождался рационализм, в ближневосточной -- мистицизм, в Центральной Азии формировалась особая культура следования течению жизни. В Китае мерой всех вещей оказался не человек, а природа, которая бесконечна и поэтому непознаваема. В искусстве происходило не отражение жизни, а ее продолжение в движениях кисти и мазках туши. На этой своеобразной основе осуществлялась "самотипизация" китайского искусства, предметом которого становился не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы. Отсюда особенный эстетический вкус и художественный такт традиционного искусства Китая. В древних верованиях китайцев обожествлялись любые объекты природы: деревья, камни, ручьи, водопады. Религия считалась искусством жизни, а созерцательное мироощущение требовало полного и смиренного слияния с природой. Мудрецы Востока любят повторять, что если для деятельного европейца, обуреваемого идеей покорения природы и демонстрации силы, нет большего удовольствия, чем забраться на вершину высокой горы, то для китайца наибольшее счастье -- созерцать гору у ее подножия. Буддизм, распространявшийся в странах Юго-Восточной Азии с V в. до н. э., способствовал укреплению в Китае пантеистического мировоззрения. Поэтому центральное место в китайском искусстве занимает пейзаж -- изощренная техника рисования кистью и тушью гор, водопадов, растений. Традиционный жанр китайского пейзажа так и называется: шань-шуй ("горы-воды"). Гора (шань) олицетворяет Ян (светлый, активный принцип природы), вода (шуй) -- Инь (женственный, темный и пассивный). Философия китайской пейзажной живописи раскрывается во взаимодействии этих двух начал, которое передается взглядом на пейзаж сверху, с высокой точки зрения, чередованием планов: горных вершин, полос тумана, водопадов. Эстетика китайского пейзажа изложена в трактате живописца Го Си (ок. 1020 -- до 1100) "О высокой сути лесов и потоков". Объектом изображения в этом виде искусства является даже не сам пейзаж в европейском смысле этого слова, а неуловимо меняющееся состояние природы и переживание этого состояния человеком. Поэтому сам человек, даже если он изображается в пейзаже, никогда не занимает в нем главного места и выглядит маленькой фигуркой, сторонним наблюдателем. Настроение опоэтизированной реальности передается двумя манерами: гун-би ("тщательная кисть"), основанной на тончайшей графической проработке деталей и ясности линий, и се-и ("выражение мысли"), манере, отличающейся живописной свободой, размывами туши, которые создают ощущение "рассеянной перспективы", полос тумана и бесконечных далей. Пейзажи школы вэнь-жэнь-хуа ("живопись людей письменной культуры") дополнялись изысканной каллиграфией -- поэтическими и философскими надписями, прямо не раскрывающими содержание, но создающими "выражение мысли", а также тибами -- эпиграммами. Они пишутся поклонниками художника в разное время на свободных участках изображения. Символизм китайской живописи также отличается от европейского символизма, он раскрывается в опоэтизированной конкретности. Например, на пейзаже может быть надпись: "Весною озеро Сиху совсем не то, что в другие времена года". Подобное название трудно представить в европейской живописи.

В Китае увековечить себя означало не столько оставить о себе вещественный памятник, сколько прославить свое имя "записанным на бамбуке и шелке". Китайское искусство никогда не следовало интересам религии, философии или политики. Если религия и философия -- искусство жизни, то жизнь -- искусство. В учениях древних философов Лао-Цзы (кит., "Старый Учитель"; 604 г. до н. э. -- ?) и Конфуция (552--479 гг. до н. э.) утверждалось, что характер искусства не определяется материальными условиями жизни, а напротив -- художественное мироощущение учит труду, философии, морали и праву (отдельного понятия "художественность" в Китае не существовало, оно растворялось в жизни). По этой причине к традиционному китайскому искусству неприменима европейская категория морфологии искусства, разделение искусства на роды и виды, станковые и прикладные, изящные и технические, или художественные ремесла. В Китае, как и в традиционном искусстве Японии, все виды искусства -- одновременно станковые и прикладные, изобразительные и декоративные. Здесь совершенно неуместно латинское слово "декор" или наименование "китайское декоративное искусство". К примеру, в искусстве Китая вообще отсутствует станковая картина в раме -- одно из главных достижений европейских художников. Китайский мастер (живописец, график, каллиграф, поэт и философ одновременно) расписывает стены, шелковые свитки, бумажные ширмы и веера. Китайская традиция не знает разрыва между рациональным и экспрессивным, чувственным началом творчества, "идейным" и "безыдейным" искусством, реализмом и формализмом -- тех бед, которые несет с собой европейское возвеличивание человека. Поэтому в Китае не было отдельных художественных направлений -- Классицизма и Романтизма, борьбы идеологических движений. Существует традиция, основанная на вдумчивом созерцании природы, а стили живописи различаются не по амбициям художников, а по состоянию изображаемого пейзажа: "бегущий поток", "бамбуковый лист на ветру", "небеса, прояснившиеся после снегопада". Существовали стили "угловатой кисти" и "разбрызгивания туши". В теоретических трактатах говорится о восемнадцати видах контурных линий и шестнадцати видах мазков в изображении гор. Отстраненность личности художника определяет еще одну важную особенность традиционной китайской эстетики: мастер не размышляет о бренности своей жизни, а созерцает и эстетизирует бренность материальных вещей. Ценность приобретает незавершенная форма или патина времени, в сравнении с которой осмысляется символика "Восьми Бессмертных" и "Восьми драгоценностей". Любой обыденный предмет имеет символическое значение (такое отношение к вещам может быть только условно соотнесено с европейским понятием декоративности). Поэтому произведения китайского искусства нарядны и красочны, но не кажутся вычурными. В китайской литературе постоянны темы сна, сновидений и чудесных превращений, раскрывающих высший смысл простых вещей. Тело воспринимается не как материальная форма, оно -- продолжение мыслимого пространства. Поэтому, в частности, в китайском искусстве, даже в эротических картинках, отсутствует "обнаженная натура", эстетизация осязательной ценности формы. Символическое отношение к форме хорошо раскрывается в притче о китайском художнике, который в конце концов свел изображение дракона к одной-единственной черточке. Эзотеризм эстетики, философии и искусства жизни неизбежно вел страну к изоляции от внешнего мира. С III в. до н. э. Китай отгородился с севера Великой Китайской стеной, тогда же появилось название "внутренний Китай". В Пекине также имеется свой "внутренний", или "Запретный город". По географическому положению Китай -- не континентальная, а приморская страна. Имея в XIV--XV вв. военный флот, китайцы постепенно отказались от морских путешествий. Они стали ненужными. Поразительно, но изобретенный китайцами в X в. порох попал в расположенную рядом Японию только в XVII в. с помощью голландских мореплавателей! Такова судьба и многих других изобретений. Китай замкнулся в себе (в 1757 г. страна была официально закрыта для иностранцев) и со стороны казался в состоянии неподвижности. Поэтому периодизация китайского искусства также весьма своеобразна -- счет идет не по годам, а по царствующим династиям, причем их смена не означает поступательного развития. Главным достоинством в искусстве всегда считалось повторение работы старых мастеров, верность традиции. Поэтому иногда довольно трудно определить, скажем, сделана ли данная фарфоровая ваза в XII или в XVII в. Китайское искусство характерно и особым отношением к материалу, к его природным свойствам, тщательностью обработки и ясностью, чистотой технического приема. Эти качества свойственны самым ранним, архаичным ритуальным сосудам из бронзы зооморфного характера периодов Шан и Чжоу (2--1 тыс. до н. э.), но более всего -- китайскому фарфору. Первые образцы так называемого протофарфора относят к эпохе династии Хань (206 г. до н. э. -- 220 г. н. э.). Белый фарфор чистой и звонкой массы производили в период династии Тан (618--907). "Открытие" фарфора происходило постепенно, в течение столетий, но не случайно оно сделано китайцами. Технология его производства, помимо необходимых компонентов, требует идеальной чистоты, терпения и тщательной подготовки материалов. Фарфоровые изделия периода Сун (960--1279) отличаются пластичностью форм, глазурью белого или голубоватого оттенка либо цвета слоновой кости, иногда с узором краклэм или награвированным орнаментом типа сграффимто (рис. 388, 389). В период правления монгольской династии Юань (1279--1367) складывается классический стиль росписи фарфора синим кобальтом, получивший наибольшее распространение в эпоху Мин (1368--1644). Техника росписи фарфора основывается на многовековой традиции изощренного рисования и каллиграфии кистью и тушью по бумаге (также китайском изобретении). Особое отношение к материалу породило поэтические названия глазурей: "цвет луны", "голубой туман", "цвет неба после дождя", "павлинье перо", "цвет кожи желтой рыбы", "цвет только что родившейся мыши". В резьбе по дереву и изделиях из бронзы распространен геометрический орнамент, удивительно похожий на греческий меандр, мотив свастики (знак пожелания добра), спиральный орнамент -- так называемые китайские облака, волна, зигзаг -- лэй вэнь, знак молнии, символ благодатного дождя. Символом дождя, жизненно важного для земледельцев, был также дракон. Желтый дракон -- эмблема императора (девять драконов с пятью когтями на лапах можно было изображать только на императорском одеянии). Зелено-голубой дракон был символом императорской династии Хань. Птица феникс (так европейцы называли изображения фазана) -- знак пожелания силы, красоты и высшего блаженства. Каждый месяц года связывался с определенным цветком: хризантема -- символ осени, дикая слива -- зимы, пион -- весны, лотос -- лета. В самый жаркий месяц "человек с хорошим вкусом" будет наслаждаться у себя дома созерцанием "пейзажа с тенистыми рощами, в которых хорошо укрываться от жары", а изображения "высохших деревьев и бамбука среди камней" можно держать в комнате в любое время года. Китайцы изобрели шелковые ткани (самые ранние находки датируются концом 3 тыс. до н. э.). Вначале из шелка делали знамена и зонтики, их цвета служили знаками различия. Желтый полагался императору и императрице, лиловый -- членам императорской семьи, голубой -- высшим военным чинам, красный -- средним, черный -- чиновникам низшего ранга. С эпохи Тан получает развитие производство расписных и вышитых шелковых тканей. В правление маньчжурской династии Цин (1662--1796) создавали самые разные изделия, ставшие классическими для искусства Китая. Особенно славился фарфор периода правления императора Канси (K"ang Hsi, 1662--1722). В это время изготавливали бледно-зеленые селадоны, вазы с ярко-красной глазурью "бычья кровь" и искрящейся "фламбэ". Красочные росписи фарфоровых изделий названы европейцами "зеленым", "розовым" и "черным семейством". Изысканный декор изделий "розового семейства" именовали "парчовым стилем". К периоду Канси относят лучшие резные изделия из нефрита. Интересно, что, в отличие от цветного камня, дерева и фарфора, стекло в Китае практически не применялось. Наряду с резьбой по красному лаку в Китае делали мебель, шкатулки, пюпитры из "расписного лака" -- особой техники многослойного лакового покрытия деревянных изделий с росписью и междуслойной инкрустацией фольгой и перламутром. Эту технику заимствовали у китайцев японские и корейские мастера. До настоящего времени сохранилось искусство ажурных силуэтов из цветной бумаги и фольги. При изучении китайского искусства возникает ощущение, что его мастера наслаждались работой, придавая философский смысл решению самых сложных технических задач. К примеру, на грани разумного, с точки зрения европейца, находится работа над ажурной резьбой костяных шаров, вращающихся один внутри другого. На такую работу у мастеров уходили многие годы. Достаточно условно, удовлетворяя потребность в аналогиях с историей европейского искусства, эпоху Тан (VII--IX вв.) можно сравнить с ранним европейским Средневековьем, Сун (X--XIII вв.) назвать эпохой классического китайского искусства (позднее Средневековье). Эпоха Мин (XIV--XVII вв.), хронологически соотносимая с европейским Возрождением, более подходит под определение маньеризма и академизма. Китайские изделия всегда были интересны европейцам, они привлекали особой эстетикой, красотой материала и тщательностью его обработки. Китайский фарфор и шелк ценились на вес золота в буквальном смысле этого слова.

В период Модерна конца XIX -- начала XX в. европейские поэты-символисты обратили внимание на искусство Дальнего Востока. Они увидели в китайской живописи способность "зачаровывать предметы" и уводить от действительности "к снам наяву". Этим качеством китайское искусство соотносится с европейской романтической традицией, одним из выражений которой стало течение символизма "серебряного века". Ведь и стиль Ар Нуво начался с увлечения французских живописцев японской цветной гравюрой на дереве. А название китайского пейзажа "Вечерний звон далекого храма" соотносится с названиями картин дрезденских романтиков.

Разработка (Работа по группам)

Инструктаж по группам (4 мин.)

Ответы на этот вопрос мы будем искать по группам. Сформируйте, пожалуйста, 4 группы. Работаем 5 минут. Для каждой будет дано отдельное задание:

Группа 1. Выявление жанровых особенностей

Еще раз просмотрите репродукции. Попробуйте выявить, какие жанры существуют в китайской живописи. Вспомните, какие жанры вы знаете, сравните, попытайтесь заполнить таблицу.

Группа 2 и 3. Выявление видов и стилей живописи

Взгляните на репродукции, по какому признаку кроме жанра можно их сгруппировать? Постарайтесь выявить два разных признака: вид живописи и стиль. Затем каждая группа дает описание выявленной особенности.

Группа 4. Выявление единства живописи, поэзии и каллиграфии

  • - И еще одна особенность присуща китайской живописи в отличие от общеевропейской. Попробуйте выявить.
  • 2. Работа групп (5 мин.)
  • 3. Подведение итогов работы по группам (8 мин.)
  • - Итак, отведенное время истекло. Итак, в чем же заключаются особенности традиционной китайской живописи?
  • 1 группа:

Учитель должен помочь учащимся сформулировать вывод о жанровых особенностях живописи Китая, дать специфические названия жанров: «Горы и вода», «Цветы и птицы», «Парадный портрет».

  • 2 группа: Нами были выявлены два основных вида китайской живописи: цветная и черно-белая.
  • - Дайте наименование видов живописи, используя знания английского, возможно, латинского языков.

Учитель должен вывести учащихся на формулирование терминов «полихромная» и «монохромная» живопись.

  • 3 группа: Мы увидели, что одни работы написаны аккуратно, другие - небрежно. То есть существует 2 стиля китайской живописи (Дети по аналогии могут вывести термины, дать свои названия ).
  • - Совершенно верно. Это - два основных стиля. Один из них называется гун-би - прилежная кисть, а другой - сё-и - живопись идеи. Соотнесите название и полотна. (Гун-би - это аккуратные, тщательно проработанные картины, а сё-и - размашистые, ощущение, что писали быстро)
  • 4 группа: Мы нашли еще одну особенность: на всех картинах кроме изображения присутствуют надписи, возможно, это стихи.
  • - Единство живописи, поэзии и каллиграфии - еще одна особенность традиционной китайской живописи.

Кульминация (2 мин.)

Так в чем заключаются особенности традиционной китайской живописи? (Учащиеся обобщают, записывают особенности )

Развязка

Узнавание (предлагается 3-5 репродукций, последняя из которых работа Ван Вэя) (2 мин.)

  • - Теперь, зная особенности, сможете ли вы определить полотна китайской традиционной живописи? (Да)
  • - Посмотрите на репродукции. Относятся ли работы к европейской или китайской живописи? Обоснуйте свой ответ.

Дети выполняют задание на узнавание. Работу Ван Вэя тоже легко узнают. - Да. Это работа знаменитого китайского художника, поэта и каллиграфа Ван Вэя. Именно о его творчестве писали: «Его поэзия исполнена картинности, а картины исполнены поэзии». Справедливо? (Да)

Творческая работа (15 мин.)

А теперь я предлагаю вам самим стать художниками и за 10 минут создать свой шедевр в традициях китайской живописи. Перед вами изобретения китайцев: бумага, тушь и кисточка. Попробуйте создать иллюстрацию к строкам Ван Вэя.

Дети рисуют. Учитель играет на морин-хуре.(На наш взгляд, здесь важно создать интимность творческого акта, не вмешиваться в творческий процесс. Если поставлена аудиозапись, то учитель тоже должен рисовать.) В завершении творческой работы экспресс-выставка работ, созерцание работ. Демонстрация полотна Ван Вэя к стихам, записанным на доске. Завершающее прочтение стихотворения.

Подведение итогов урока (3 мин.)

  • - Итак, в чем заключаются особенности традиционной китайской живописи?
  • - Достигли ли мы цели урока?
  • - Какой образ китайской живописи у вас сформировался?
  • - Домашняя работа (Последействие) - создайте свой живописный шедевр в традициях китайской живописи.

Список используемых сайтов

  • 1. Малявин В. Китай в XVI--XVII вв. Традиция и культура. М.: Искусство, 1995. С. 5--6.
  • 2. Арапова Т. Китайские расписные эмали. М.: Искусство, 1988. С. 27.



Top