Кладбище монпарнас в париже, франция. Кладбище монпарнас Кладбище монпарнас в париже кто похоронен

По воскресеньям рынок занимают представители различных профессий, и он превращается в вещевой рынок: модельеры теснятся с художниками, так что здесь есть на что посмотреть.

На южной стороне бульвара Эдгар-Кине находится главный вход на кладбище Монпарнас – полный печали город мёртвых, с вереницей миниатюрных храмов, безотрадных и причудливых, и множеством прославленных имён, от Бодлера до Беккета и от Сен-Бёва до Сен-Санса.

Буклет с картой кладбища можно получить при входе у охранника. Справа от входа на бульваре Эдгар-Кине находится могила, где похоронены супруги Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар (последние десятилетия жизни Сартр проживал на бульваре Распай). Вниз по авеню Уэст, которое тянется вдоль внутренней западной стены кладбища, похоронены Бодлер (которому, помимо памятника на этой могиле, поставлен также ещё более впечатляющий памятник на этом же кладбище у улицы Эмиль-Ришар, на проспекте Трансверсаль) и скульптор Осип Цадкин.

Поблизости похоронен и Пьер Лаваль, член правительства Петена, который по окончании войны, после неудачной попытки самоубийства, был казнён за предательство. Вы можете оказать почести Прюдону – анархисту, которому принадлежит знаменитое изречение «Собственность есть воровство!», его могила находится в секторе № 2, около центральной кольцевой дорожки, а рядом с ним похоронен фотограф венгерского происхождения Брассай. В юго-западном углу кладбища находится старая водяная мельница, где обосновалась одна из таверн XVII века, её любят посещать разгульные, склонные к сочинительству стихов студенты, давшие, как считается, имя этому кварталу.

Восточный конец кладбища проходит через дорогу: в его северном углу находится могила, увенчанная вариантом скульптуры Бранкузи «Поцелуй» – горьким выражением печали. Любители экзотических надгробий могут направиться к внутренней стене кладбища вдоль авеню Бульвар (параллельного бульвару Распай). Здесь покоится изобретатель безопасной газовой лампы Шарль Пижон: на надгробии он лежит в постели рядом со спящей женой и читает книгу при свете своего изобретения.

Если вы готовы провести ещё какое-то время в царстве мёртвых, у вас есть возможность спуститься в глубокие парижские катакомбы , вход в которые находится рядом с кладбищем на площади Данфер-Рошро, которая раньше называлась площадью Анфер («площадь Ада»).

Изначально парижские катакомбы были просто частью огромного известнякового подземного карьера, куда из-за недостатка места для новых захоронений по решению муниципалитета в период между 1785 и 1871 годами были перевезены останки огромного числа горожан со старых парижских кладбищ (главное из кладбищ когда-то находилось в самом центре города, около многолюдного Центрального рынка).

По приблизительной оценке, здесь покоятся останки свыше 6 миллионов человек – это вдвое больше нынешнего населения Парижа, не считая пригородов. Вдоль длинного прохода в катакомбах концами друг к другу сложены бедренные кости, которые образуют стену, в которую чуть дальше хаотично свалены мелкие кости.

Эти высокие импровизированные стены вмещают также черепа и дощечки, на которых порой можно прочесть весёлые надписи типа следующей: «Счастлив тот, у кого час собственной смерти всегда перед глазами и кто каждый день готовится к ней». Дети постарше обычно проявляют интерес к этому путешествию, хотя пройти надо немало, около 2 километров. В худшем случае у вас может развиться клаустрофобия, особенно во второй половине дня, когда в подземелье много народа и вы, не дай Бог, окажетесь стиснутыми с двух сторон визжащими подростками.

В катакомбах бывает довольно прохладно, а под ногами грязно, так что подумайте о том, как следует одеться: в футболке и шлёпанцах вам будет здесь неуютно. Обратите также внимание на служащих в униформе (гардьен) – в их обязанности входит пресекать поползновения охотников за трофеями стащить какие-нибудь кости, а также следить за действиями молодёжи, которая норовит тихо ускользнуть в сторону, чтобы ночью устроить в подземелье полуночный шабаш в готическом стиле.

Достоин внимания и район, расположенный к западу от площади Данфер-Рошро. На улице Даггер вы увидите оживлённый продовольственный рынок, а также некоторые интересные образцы архитектуры недалеко от кладбища Монпарнас.

Подземный Париж

В сентябре 2004 года, исследуя подземные галереи под дворцом Шайо , парижская полиция наткнулась на тайное подземное помещение. Это был огромный зал площадью 400 квадратных метров, оборудованный как кинозал и находящийся в ведении клуба любителей «чёрных фильмов».

Как только эта информация просочилась в прессу, в центре внимания средств массовой информации оказалась некая группа обитателей трущоб. Выяснилось, что, начиная с 1980-х годов, сотни французских диггеров-катафилов проводили в подземелье разнообразные мероприятия, от вечеринок и художественных выставок до фестивалей, включая, как поговаривают, и оргии. Опытные знатоки подземных галерей рассказывали об искусно расписанных стенах и об огромном зале с колоннами под названием «Пляж».

На самом деле подземные галереи под дворцом Шайо – лишь часть разветвлённой системы туннелей, восходящей к эпохе Средневековья , когда гипс и известняк для постройки зданий добывался прямо из-под земли под ногами у горожан, поэтому можно сказать, что Париж был построен как отражение того, что было под землёй. Сегодня под городом пролегает более 300 километров таких подземных туннелей, особенно много их на Левом берегу в 5-м, 6-м, 14-м и 15-м округе, где на 100 километров тянется Большой южный карьер.

Другой такой отдельный карьер прячется под 13-м округом, а про 16-й округ обычно говорят, что его почва похожа на французский сыр «Грюйер». В 1770-х годах королевская комиссия, обнаружившая, что многие городские здания, стоящие на карьерах, шатаются и даже рушатся, приняла решения составить список карьеров и укрепить наиболее опасные из них.

Вдоль основных городских дорог были проложены большие подземные галереи, а пустоты в них заполнены грунтом. Сегодня некоторые из этих «подземных улиц» сохранились, а пролегавшие над ними сверху уже исчезли. Некоторые считают, что небольшое количество высотных зданий в Париже объясняется недостаточной надёжностью городского грунта.

В XIX веке многие подземные галереи использовались для выращивания шампиньонов (на рынках их называют «парижские грибы»), иногда также для выращивания эндивия (разновидности салата с горчинкой) и варки пива, а там, где сегодня находится

Перенесемся на кладбище Монпарнас. Тут встречает иная атмосфера. Зелени гораздо меньше, меньше размеры, меньше истории, всего меньше. Оно другое.

Почти никого не встретив, я активировал бесшумный режим себя и с энтузиазмом побрел в одиночестве.

3. Монпарнас в наше время — самое престижное место для захоронение в городе. Сам район считался интеллигентным — писатели, ученые и проч. Оттого прирост клиентуры нешуточный, примерно 1000 ежегодно.

4. Ну и какое это кладбище? Тихий парк для прогулок в центре города.

5. Человечище, символ Франции, Серж Генсбур передает привет Джиму Моррисону на Пер-Лашез:
— Как оно, наркоша?
— Вот, бюст свинтили, ироды. Сам-то как, бабник и алкоголик?
— Нормуль. Закидывают билетами на метро, бездарными рисунками и капустой.
— Капустой?!
— Да, они считают, что моя голова была похожа на капусту.

На каждом кладбище своя самая яркая звезда.

6. Отчасти компанию мне составили работники кладбища, деловито занимающиеся своим нужным для усопших трудом.

7. Странное пространство. Для нашего менталитета подавно. Вроде и жуть, но и красиво, пропитано стариной.

8. Каждому кладбищу — минимум по одному известному скульптору. Некий Проспер Депинэ.

9. Трудно перевести имя, пусть останется Шарль Pigeon. Об этой кровати я уже знал, знаменитая. Богатый промышленник задолго до своей смерти заказал изготовление по-хозяйски большой, 18-местной могилы с надгробием. Беспокоился о нас, любующихся сейчас трогательной сценой.

10. Неизвестный мне хитрый усач.

11. Андре-Гюстав Ситроен. Какие знатные автомобили, настоящие французы со смелым и изысканным дизайном. Смотришь иногда на такой, чеша затылок, не поймешь, красиво или слишком уж. Но президенты Франции (начиная с Шарля де Голля) не сомневались и до сих пор катаются.

12. Почувствуйте некоторую разницу. В надгробиях славян есть неуловимое совковое. Золотыми буквами вписано имя Александра Алехина в гранитную плиту. Создатели постарались сделать памятник-близнец тысяч надгробий на родине. И у них, к несчастью, получилось.

13. Или памятник на могиле Петлюры, грузный и отталкивающий. Свистопляска вокруг имени этого деятеля продолжается: здесь возлагал цветы бывший перзидент Украины Ющенко, а сама могила однажды осквернялась.

14. Но вернемся к европейцам, к симпатичным памятникам. Уже сейчас, более внимательно шерстя информацию, я обнаружил, что столько-престолько упустил. Некротурист недоделанный. Ну ничего, будет повод еще раз нанести визит.

15. До мельчайших подробностей ладно слепленная девочка умиленно поправляет цветы за мольбертом фактурного художника.

16. Бравый солдат с короткими голенями шагает с трубой, песни поет.

17. Памятник и не памятник вовсе, а кусок породы.

18. Ну вот отчего так, как не погост, так черный ворон? Всяческие странные личности объясняют мистицизмом. Мол, чувствует ворон, этот проводник между мирами, свежую могилушку. Так, для юношей объяснение. Непонятно, ведь класть печеньки и конфетки на могилы — такой традиции у французов вроде-бы нет. Правда, почему черные вороны, а не розовые фламинго?

19. На девятнадцатой фотографии девятнадцать табличек с разными фамилиями. И это даже не рекорд. Если уж хочешь похорониться на престижном кладбище, будь готов к многочисленному соседству.

О, есть еще малюсенькая табличка внизу, но это так, лэйбл изготовителя.

Кладбище Монпарнас, расположенное в одноименном южном районе Парижа, напоминает скорее не место захоронения, а городской парк – здесь гуляют, через кладбище свободно проходят, «срезая углы». Размеры его невелики, известность – куда значительнее.

Кладбище в этой части города появилось в 1824 году и поначалу называлось Южным. В первые десятилетия своего существования оно ничем особенным не выделялось. Однако с конца XIX века квартал Монпарнас из-за дешевизны жизни стал необыкновенно привлекательным для небогатых художников, скульпторов, писателей. Имена многих из них делались известными, и на местном кладбище хоронили уже прах мировой знаменитости. Вскоре кладбище стало престижным местом упокоения – здесь стали хоронить не только деятелей культуры, но и известных политиков, ученых.

Именно поэтому столь разнообразен список имен, высеченных на могильных плитах Монпарнаса. Лежат тут рядом премьер-министр Ирана Шахпур Бахтияр, президент Мексики Порфирио Диас, идеолог украинской независимости Симон Петлюра, основатель крупнейшей французской автомобильной компании Андре Ситроен. А неподалеку – математик Гюстав Кориолис, энциклопедист Пьер Ларусс, поэт Шарль Бодлер, писатели Ги де Мопассан и Жан-Поль Сартр, шахматист Александр Алёхин.

Памятники на кладбище зачастую весьма необычны. Вот надгробие над могилой изобретателя газовой лампы Шарля Пижона: под этой самой лампой на вылепленной во всех деталях бронзовой кровати спит жена изобретателя, сам Пижон рядом читает книгу.

Столь же необычны и традиции кладбища. На могилу Сержа Гинсбура, «французского Высоцкого», поклонники барда, актера и режиссера приносят сигареты и зажигалки. Кроме того, на могильной плите всегда лежат кочаны капусты – считается, что голова Гинсбура напоминала этот овощ.

Кладбище в полной мере играет роль городского парка: здесь в хорошую погоду всегда гуляют мамы с колясками, клерки из соседних офисов, устроившись на скамейках, перекусывают бутербродами. Позаботились здесь и о туристах: в домике охраны у входа можно получить бесплатный план кладбища.

Кладбище Монпарнас или как оно называлось когда-то «Южное кладбище», было основано в 1824 году на южной окраине города. С тех пор, как город значительно расширил свои границы, кладбище оказалось практически в центре города, где находится и по сей день.

Но не всегда, кладбище Монпарнас было кладбищем. Несколько веков назад, а именно до XVII века, здесь находилось несколько крупных ферм. Память об этих фермах увековечена в виде огромной мельницы, которая и сейчас сохранилась на кладбище.

В XVII веке землю, на которой стояли фермы, выкупили, а на их месте образовали монастырь. При монастыре на этой земле и появились первые захоронения монахов. Позже, после реформы префектора Фрошо, вся территория монастыря была отдана под захоронения.

Сначала образования кладбища, на нём планировали хоронить людей только с левого берега Парижа, а места на нём, даже сдавали в аренду на временное пользование. Но со временем правила изменились. Количество захоронений очень быстро увеличивалось, а землю стали продавать только в вечное пользование.

В том состоянии, в котором многие современные Парижане, французы и гости города привыкли видеть его сегодня, кладбище было далеко не всегда. Из обычного кладбища, к которым привыкли многие из нас, в прекрасный парк, оно превратилось в XIX веке и пребывает в таком состоянии до сегодняшнего дня.

Во время постройки бульвара Распай, часть кладбища была разрушена, а на том месте и по сей день находятся художественные мастерские, сувенирные магазины и даже дома.

Попасть на кладбище можно с бульвара Эдгар-Кине, где собственно находится главный вход в кладбище-парк. Для тех, кто здесь впервые, можно попросить план парка у охранника.

Все дорожки и аллеи на кладбище вымощены плиткой, вдоль аллеек стоят лавочки, на которых можно перевести дух во время, например, обеденного перерыва. Многие из местных так и делают. Здесь можно увидеть и офисного клерка, который в обеденное время вышел подышать свежим воздухом, и мамочку с коляской и играющих детишек.

На кладбище похоронены много известных людей, а местные жители утверждают, что около двадцати из них, даже с мировым именем. Например, Александр Алёхин, Шарль Бодлер, Симон Петлюра, Поль Дешенель и многие другие.

Шарль Бодлер – французский поэт с мировым именем, критик. Одними из самых ярких его произведений является «Цветы зла» и «Искусственный рай». Очень четко описывает состояние людей употребляющих гашиш. Имел пристрастие к опиуму которое преодолел, к наркотикам относился с призрением.

Как добраться?

Найти кладбище Монпарнас будет не сложно. Район, в котором оно расположено, достаточно знаменит в Париже. Это всем известный Boulevard Edgar Quinet 3. Добраться туда можно на , вам нужно сесть на ветку, которая приведет вас на станцию Montparnasse. Это может быть линия М4, М6, М12 и М13. Еще один, но более дорогой способ – такси.

Вход на кладбище свободный, поэтому посетить его могут все желающие. 

|
|
|
|
|

Кладбище Монпарнас (Cimetière du Montparnasse) находится на юге Парижа невдалеке от вокзала и станции метро с таким же названием, поэтому добраться до этого печального и интересного места можно без затруднений.

Три века истории

Несколько столетий назад на месте будущего некрополя существовало три фермерских хозяйства, владельцы которых поставляли продукты во французскую столицу. Как напоминание об этой странице истории в восточной части кладбища сохранилась водяная мельница, в которой теперь разместилось одно из парижских кафе с интерьером таверны XVII в.

В XVII в. эти земли были приобретены католической церковью и на участке началось строительство монастыря ордена госпитальеров. У его стен и появились первые захоронения монахов. В 1824 году земельный участок был выкуплен префектурой Сены для организации общегородского кладбища. Первое время оно ничем не выделялось из ряда аналогичных городских некрополей и служило местом упокоения только жителей левого берега Сены.

В середине XIX в. район Монпарнас из-за недорогих квартир стал популярным местом проживания талантливых, но небогатых художников, скульпторов и учёных. Многие из них впоследствии стали при жизни гордостью французской культуры и науки, а после смерти торжественно погребались на ближайшем кладбище. С течением времени это привело к тому, что из рядового некрополя оно стало одним из наиболее почётных мест захоронения.

Некрополь в Париже XXI века

Свой современный облик кладбище Монпарнас приобрело к концу XIX в. и с этого времени мало в чём изменилось. Главный вход в некрополь находится на южной стороне бульвара Э. Кине. Его территория площадью в 19 га разделена на две неравные части улицей Э. Ришар, которая пересекается с несколькими аллеями, вымощенными декоративной плиткой или засыпанных мраморной крошкой.

При входе на кладбище туристы получают подробный путеводитель, где указаны склепы и могилы мировых знаменитостей. При желании можно отдать дань уважения ушедшим, приняв участие в уходе за их могилами: служащие кладбища предоставляют инструменты для уборки сора и лейки для поливки цветов.


Среди 35 тыс. захороненных здесь людей есть не менее сотни имён известных всему миру. Это писатели С. Беккет, Ж. П. Сартр, М. Леблан, Э. Ионеску, поет Ш. Бодлер, скульптор Э. А. Бурдель, художник М. Рей, композитор К. Сен-Санс, кинорежиссёр Ж. Ури, математик Ж. А. Пуанкаре. Встречаются и русские фамилии: П. Лавров, Ф. А. Горецкий, И. Цадкин.

Необычные памятники и традиции

Одно из самых романтических надгробий установлено на могиле покончившей с собой из-за несчастной любви русской анархистки Т. Рачевской. Мраморная скульптура К. Бранкузи «Поцелуй» изображает страстно целующихся фигуры влюбленных, высеченных в кубическом стиле Древнего Египта.

На могиле умершего непревзойдённым чемпиона мира по шахматам А Алехина воспроизведена шахматная доска, а верхнюю часть вертикальной плиты украшает барельеф с погрудным изображением спортсмена.

Совершенно непривычным выглядит надгробие изобретателя газовой лампы Ш. Пижона. На могиле установлена скульптурная композиция, в которой изобретатель изображен лежащим на кровати рядом со спящей супругой и читающим книгу в свете своего изобретения.

Около могил некоторых знаменитостей сложились своеобразные ритуалы поминовения усопших. Так, к месту захоронения шансонье С. Гинзбура его фанаты регулярно приносят записки, игрушки, зажигалки и сигареты, а иногда и символизирующие голову певца, композитора и актёра кочаны капусты. На надгробной плите Х. Кортасара предусмотрено отверстие, куда поклонники творчества писателя могут опустить послания, но, тем не менее, многие из них предпочитают делать их маркерами прямо на камне.

В XXI в. старинное кладбище Монпарнас до сих пор остается действующим — здесь и сейчас можно встретиться с траурной процессией. В то же время оно давно стало одной из тех зелёных зон, куда жители ближайших домов приходят вместе с детьми для того, чтобы отдохнуть в тишине под сенью деревьев. На территории некрополя доступен бесплатный Интернет, поэтому на скамейках в тени лип и кедров можно постоянно встретить людей с планшетами и ноутбуками, погруженных в учёбу или повседневные заботы.

Как добраться

Адрес: 3 Boulevard Edgar Quinet, Paris 75014
Метро: Raspail, Théâtre Rive Gauche
Автобус: Raspail - Edgar Quinet, Froidevaux-Gassendi,Gaite
Время работы: 8:00-18:00
Обновлено: 19.10.2016


Top