Классный час для школьников кукольный театр. Классный час о театре

Классный час "Мы и театр" разработан для детей 1 класса, где акцентируется внимание на знакомство обучающихся с историей возникновения театра, даются представления о различных видах театрах и их особенностях, учащиеся знакомятся с правилами этикета в театрах.

Материал занятия преподносится в интересной форме: используются стихотворения, проигрование ситуаций, инсценировка, обсуждения поступков героев; акцентируется внимание на практическую сторону занятия "Займи свое место", подведение итогов классного часа проводится в форме игры "Театральные билеты, на протяжении всего мероприятия идет презентация.

Цели:

· Познакомить детей с историей возникновения театра, дать представления о различных театрах в родном городе, вспомнить профессии людей, работающих в театрах, познакомить с правилами поведения в театре, повторить правила этикета при общении;

· Способствовать развитию речи, мышления, памяти;

· Воспитывать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час.

Тема: Мы и театр.

Цели:

  1. Познакомить детей с историей возникновения театра, дать представления о различных театрах в родном городе, вспомнить профессии людей, работающих в театрах, познакомить с правилами поведения в театре, повторить правила этикета при общении;
  2. Способствовать развитию речи, мышления, памяти;
  3. Воспитывать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета.

Ход занятия.

Учитель обращается к детям и предлагает закрыть глаза (включается музыка).

Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, на которые рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает, занавес, скрывавший сцену, поднимается. Где мы находимся? (2 сл.)

Дети : в театре.

Учитель : сегодня мы посетим театр, поговорим о его особенностях, узнаем как правильно себя вести в театре. Кто был в театре? Расскажите об этом. Что запомнилось?

Ответы детей .

Учитель : кто из вас знает, как появился театр? (3 сл.)

Очень, очень давно в городе Афины был построен первый в Греции театр для представлений, он был не таким, как театры сейчас. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали люди. Театр в переводе с греческого языка означает «Место для зрелищ». Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины, (4 сл) они играли все роли, в том числе и женские. Как называется профессия человека, который играет разные роли?

Дети : актер.

Учитель : (5 сл.) актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки. Особое место в театральных представлениях отводилось хору. После спектакля, комиссия, выбранная зрителями, присуждала победу лучшим актерам, их одаривали дорогими подарками и вручали венок из листьев лавра.

А в России первый театр был открыт 30 августа 1756 году . (6 сл.). Это был единственный театр в нашей стране. Конечно с тех пор, прошло очень много времени и сейчас нет ни одного крупного города, в котором бы не было театра. А какие театры в нашем городе Кемерово вы знаете?

Ответы детей.

Учитель: (7 сл.) в центре города, на проспекте Советском на театральной площади, возле фонтана возвышается Драматический театр имени А. В. Луначарского , в котором ставятся (8 сл.) пьесы – специально написанные произведения для исполнения на сцене, комедии – произведения с шутками, весельем, драмы – произведения с серьезным содержанием и со счастливым концом, трагедии – произведения, которые заканчиваются гибелью героя.

Немного дальше, на этом же проспекте, стоит столь же красивое здание (9 сл.), которое называется Музыкальный театр Кузбасса имени А. Боброва , в нем ставятся оперы (10 сл.), где герои вместо слов, выражают свои чувства пением, балеты – выражение чувств, движением.

(11 сл.) На улице Весенней расположен театр Кукол имени А. Гайдара . Здесь главными героями являются куклы , которыми управляют и озвучивают из-за ширм актеры – кукольники. Куклы бывают разные: (12 сл.) перчаточные – они надеваются на руку. Тростевые - к рукам куклы приделаны трости. Кукловод держит в свободной руке концы тростей и ими приводит в движение руки куклы. Пальчиковые- одеваются на пальцы руки.

Стихотворение «Театр»

Здесь слезами плачут куклы,

И огнем пылают буквы,

И пошла под гром оваций

Перемена декораций.

Учитель: назовите героя сказки, который так любил кукольный театр, что продал свою единственную книгу, азбуку? Кто автор?

Дети: Буратино, Л. Н.Толстой.

Учитель: а вот и он! (13 сл.) Узнав о том, что мы отправляемся в театр, он бросил все свои дела и примчался к нам. Возьмем его с собой?

Ответы детей.

Учитель: а что, в первую очередь, мы должны сделать, что бы пойти в театр?

Дети: купить билеты.

Учитель: где продаются билеты?

Дети : в театральной кассе.

Учитель : как называется профессия человека, который продает билеты?

Дети : кассир

Учитель : а как же нам выбрать, на какой спектакль мы пойдем, в каком театре будет представление и, в какое время оно начнется?

Эту информацию мы можем узнать из афиши – это объявление с указанием названия спектакля, театра, в котором он идет, числа и времени, иногда актеров исполняющих главные роли. (14 сл)

Но вот мы и определились, можно покупать билеты. Вот послушайте историю, которую вам расскажет Буратино, о своих знакомых Анечки и Феди, как они покупали билеты. Какие ошибки допустили дети?

История Буратино.

Аня тихо напевала: «Тетя, тетя кошка, выгляни в окошко….»

Аня, а сегодня в кукольном театре «Кошкин дом». Давай попросим маму, сводить нас на спектакль - говорит Федя.

Аня подбегает к маме.

Мама, пожалуйста, разреши нам сходить в кукольный театр! Нам очень хочется посмотреть «Кошкин дом»!?

Мама согласилась

Хорошо, а вы знаете, как купить билеты?

Федя воскликнул:

Еще бы не знать! Я подойду и скажу: «Тетечка, приветик, дай мне билетик, а я вам отдам свою хорошую шапочку с кисточкой.

Нет Федя, ведь ты же не Буратино! – сказала мама.

Аня развеселилась: - Вот так славная картина, наш Федюша Буратино!

А как же? – обиделся Федя.

Я знаю, сказала Аня. Нужно сказать: Быстро дайте нам билеты в первом ряду на спектакль «Кошкин дом»!

Учитель : итак, правильно ли говорили ребята? Как нужно было сказать, чтобы купить билеты?

Ответы детей.

Учитель : Какие вежливые слова нужно было сказать?

Дети: пожалуйста, будьте добры, поблагодарить и попрощаться.

Учитель : а сейчас разыграем сценку, которая называется «В театральной кассе». К доске приглашаются два ученика, один из которых кассир, другой покупатель. Итак, нужно купить на весь класс билеты в Музыкальный театр, на спектакль «Дюймовочка», на 16 мая. Что должен сказать покупатель и как ответит кассир?

Сценка. Правильно ли сделали ребята, были ли они вежливыми?

Ответы детей.

Учитель : теперь у меня есть билеты, а чтобы вам их получить, выполните задание.

Театр открывается,

К началу все готово,

Билеты отпускаются

За вежливое слово!

Дети говорят вежливые слова и получают билеты.

Учитель : теперь у всех ребят есть билеты, настал долгожданный день и мы идем в театр. Что мы оденем? Какая должна быть одежда?

Ответы детей .

Учитель : мы постараемся одеться нарядно, опрятно. Отправляясь в театр, надо особенно внимательно посмотреться на себя в зеркало: одежда, обувь, прическа – какие они должны быть? Послушайте историю и скажите, какие ошибки допустил мальчик Вася?

Наш соседский мальчик Вася, сегодня первый раз идет в театр, он немного опаздывает и поэтому спешит. Этот мальчик настоящий неряха, поэтому натянул старые джинсы, рубаху с оторванной пуговицей, надел кроссовки, которые не раз испытывал на прочность, играя в футбол, накинул куртку, натянул шапку и побежал. Вбежав в театр после звонка, он снял шапку, под которыми, оказались взъерошенные волосы, сдал куртку в гардероб и довольный пошел на спектакль. Что неверно сделал Вася?

Ответы детей . Приготовь заранее одежду.

Умойся, расчешись.

Выйди из дома заранее .

Учитель : представьте себе, что мы входим в театр, кого мы встречаем у входа?

Дети: билетера.

Дети: снять верхнюю одежду.

Учитель: а где это можно сделать?

Дети : в холле театра, в гардеробе. (15 сл)

Учитель : как называется профессия человека, который работает в гардеробе?

Дети : гардеробщик.

Учитель : после того, как вы сдали вещи, гардеробщик каждому из вас выдает номерок. Для чего они нужны и почему на каждом номерке разные числа?

Ответы детей .

Учител ь: вот послушайте, какие советы вам дает, знаменитая старуха Шапокляк.

Шапокляк : подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасываете пальто через барьер, пусть гардеробщик сам поработает. Этим самым вы позаботитесь о нем: если так будет поступать каждый из зрителей, то у гардеробщика разовьются такие прекрасные мускулы на руках. Номер лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в коридоре и во время спектакля, от такого вращения номерок обязательно улетит под кресла! А поиски номерка гораздо интереснее любого спектакля.

Учитель : все ли правильно в советах Шапокляк? Какие ошибки она допустила?

Ответы детей.

Учитель : затем мы входим в зрительный зал, как определить какие места нам нужно занять?

Дети : по билетам, на которых указано место.

Учитель : посмотрите на свои билеты (на билетах: место нахождения ряда, ряд, номер места). Что обозначают слова: партер, амфитеатр, ложа? (16 сл.)

Партер – нижние ряды зрительного зала.

Амфитеатр – возвышающие верхние ряды.

Ложа – места в зрительном зале, отделенные для нескольких человек, находятся по бокам. Итак, прозвенел звонок, который сообщает нам о том, что необходимо проходить и рассаживаться по своим местам.

(включается музыка, дети занимают свои места по билетам).

Учитель : на билетах указан ряд, место. Но если ваше место находится в середине ряда, то вам лучше занять его пораньше – чтобы не беспокоить зрителей, которые уже заняли свои места. Ну, а если вы опоздали, то при проходе к своему месту не следует показывать свою спину, сидящему человеку, проходить нужно лицом к сидящему.

Вот прозвенел третий звонок, все заняли свои места, погас свет, поднялся занавес, идет спектакль, звучат голоса актеров….. Вдруг раздается голос: «Бабушка, дай водички!» Как вы думаете, можно ли разговаривать во время спектакля? Почему?

Ответы детей .

Учитель : конечно же нет, ведь можно обсудить все во время антракта. А что такое антракт?

Ответы детей.

Дети: разговаривать в полголоса, не бегать.

Учитель : антракт обычно длится 10-15 мин. и об его окончании вам скажет звонок. Нам снова нужно занять свои места. И тут опять старухе Шапокляк не терпится дать свои советы. послушаем, что она скажет на этот раз?

Шапокляк : не забудьте, как только вы устроитесь на своих местах, начинайте хлопать. Так актеры узнают, что вы уже в зрительном зале. Ведь не справедливо, что вы уже готовы, а спектакль не начинается. Купленную шоколадку в буфете, не нужно было есть в антракте, звонко шурша фольгой, разверните ее, когда актеры выйдут на сцену. Есть шоколадку и конфеты под музыку особенно приятно! И помните, что долго сохранять неподвижность, очень вредно для организма – побольше двигайтесь! Если вам известно, что произойдет на сцене с героями, громко и быстро расскажите об этом рядом сидящим детям.

Обсуждение и выводы правил поведения. (17 сл)

  1. Будь вежлив с работниками театра и друзьями;
  2. Будь аккуратен и опрятен;
  3. Хлопать в ладоши нужно только между частями и в конце представления;
  4. Не шурши фантиками и не разговаривай;
  5. Не постукивай ногой в такт музыки и по креслам соседей;
  6. В антракте разговаривай в полголоса, не бегай;
  7. Веди себя скромно и воспитанно.

Нужны нам эти правила? Только ли в театре нужно их соблюдать?

Ответы детей .

Учитель : Буратино хочет проверить, на сколько вы хорошо вы запомнили правила поведения и что нового узнали о театре.

На билетах с обратной стороны написаны вопросы:

  1. Профессия человека, исполняющий разные роли.
  2. Перечисли Театры в городе Кемерово.
  3. Главные герои кукольного театра.
  4. Место, где продают билеты.
  5. Как должен выглядеть человек, идущий в театр.
  6. Место в театре, где можно перекусить.
  7. …………..

Учитель: я думаю, что правила которые вы сегодня узнали, обязательно помогут вам. А теперь закройте глаза, представьте что занавес закрывается, слышны аплодисменты, включается свет и мы снова в классе.

Дети : (18 сл.)

Стихотворение «Театр и мы»

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет вечно с нами,

Всегда готовый утверждать,

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!


1. Вступительное слово учителя: Ребята, вы, наверное, не раз бывали в театре и, ожидая поднятия занавеса, испытывали некоторое волнение. Наконец, занавес поднимается, открывая сцену, и перед вами возникает особая жизнь. Невольно вы начинаете переживать вместе с героями их радости и печали, становитесь как бы участниками происходящих на сцене событий. В этом году исполняется 75 лет со времени открытия в Краснодаре (Екатеринодаре) театра кукол (1939). У истоков создания первого на Кубани театра для детей стоял Самуил Маршак. 18 июня 1920 года в помещении Екатеринодарского драматического театра состоялся спектакль для детей «Летающий сундук». Именно эта постановка положила начало детскому театру в городе Екатеринодаре. Точная дата рождения нашего театра, увы, не установлена; известен только апрель 1939.

2. Экскурсия по театру (презентация)

3.Разгадывание кроссворда

По горизонтали:

1. Исполнитель ролей в театральных представлениях. (Актер.)

2. Работник театра, подсказывающий актеру слова. (Суфлер.)

3. Возглас, требующий по просьбе публики повторения фрагмента представления. (Бис.)

4. Когда поднимается занавес, то в зале прекращается... (шум.)

5. Место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц. (Ложа.)

Итак, по вертикали у нас получилось слово АФИША (афиша - объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции и т.п.) Именно афиша расскажет вам, где, когда и какой спектакль или концерт вы сможете посмотреть. Предлагаю угадать еще одно слово.

По горизонтали:

1. Место в задних рядах зрительного зала. (Галерка.)

2. Краткий перерыв между отделениями спектакля или концерта. (Антракт).

3. Слово, выражающее одобрение, восхищение. (Браво.)

4. Рукоплескания в знак одобрения или приветствия (Аплодисменты.)

5. Специальная площадка, на которой происходит театральное представление. (Сцена.)

6. Низкий барьер вдоль авансцены (передняя часть сцены), закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену. (Рампа.)

7. Изображение актером на сцене действующего лица пьесы. (Роль.)

8. Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой. (Балет.)

По вертикали у нас получилось слово «гардероб». Что это такое?

(Гардероб - это раздевалка.)

Именно с вешалки, по словам известного режиссера Константина Сергеевича Станиславского, начинается театр. Но кто создает этот удивительный, волнующий, незабываемый праздник-спектакль, концерт, цирковое представление? Артисты - скажете вы. Да, конечно, и артисты, и режиссер, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто помогает нам снять пальто, найти свое место в зале, кто продает лимонад в буфете. Подумайте сами, какое было бы у вас в театре настроение, если бы вы томились жаждой или бегали по лестницам, запутавшись в амфитеатрах, бельэтажах и ярусах. Или гардеробщик с хмурым лицом небрежно швырнул бы вашу шапку, раздраженно повесил ваше пальто и мрачно сунул вам в руки номерок.

4. Чтение рассказа

А теперь прослушайте небольшой рассказ артиста театра «Ты пришел в театр»:

«… Каждый день наш театр раскрывает свои двери перед сотнями зрителей. Они очень разные и по возрасту, и по настроению, и даже по внешнему виду.

Вот идут ребята, подтянутые, нарядные, и хотя им хочется поговорить, они сдерживаются, стараясь и говорить тише, и смеяться вполголоса. Они пришли в театр.

Группа мальчиков, проходя в зал, расталкивает тех, кто оказывается у них на пути. Обувь у ребят грязная, у одного пуговицы застегнуты через одну, у другого их вообще нет - оторвались.

Между тем дверь в театр - это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты. Это дверь, открывающая перед нами особый мир - мир искусства.

Приглядитесь внимательнее: уже в фойе царит та торжественно-приподнятая обстановка, которая как бы предупреждает вас о предстоящей встрече с чудом. Потому что сейчас вы перенесетесь в другое время, другое место...

Я не раз расспрашивал наших зрителей, как они готовились к спектаклю, как обсуждали его. Чаще всего ребята недоуменно пожимали плечами: «Это актеры должны готовиться! И что можно обсуждать, если спектакля еще не видел? Вот посмотрим, тогда обсудим...»

Это неверно. Конечно, большой разговор ПОСЛЕ спектакля необходим. Но не менее важен и серьезный разговор ДО него. Когда была написана пьеса, по которой поставлен спектакль? Кто ее автор? О чем он писал?..

Даже перед спектаклем-сказкой вам, ребята, надо хорошенько поговорить друг с другом, почитать книги сказок, войти заранее в сказочный мир. Иначе вам трудно будет воспринять некоторую условность театра - Конька-Горбунка с «человечьим» голосом и лицом или двухголового Тяни-Толкая.

Хочу еще сказать, что мы, работники театра, в момент встречи с вами сами становимся зрителями. Мы смотрим в зал и по тому, какие «спектакли» вы там разыгрываете, судим о вас, о вашей школе.

Вот, хотя свет погас, и зазвучала увертюра, выскочил мальчик из первого ряда и подпрыгнул, пытаясь заглянуть в оркестр. Какие-то ребята сорвались с места, не дожидаясь, пока упадет занавес, не поблагодарив актеров за их сложное, высокое мастерство. Сорвались для того, чтобы первыми попасть в гардероб.

А что тут еще ждать? Кого надо, поймали, кого надо спасли. Все ясно!

И выскакивают, не дослушав последних реплик, которые часто несут в себе основную мысль автора, идею спектакля.

Мне хочется, ребята, чтобы вы поняли: быть зрителем - это тоже искусство. Особое искусство, сложное, учиться которому надо с ранних лет, с ваших лет. Я верю, что вы научитесь» (В. Кузьмин).

5. Обсуждение прочитанного

Какое неправильное поведение ребят вы заметили?

(Высказывания учащихся.)

6. Знакомство с памяткой

Собираясь в театр, принято одеваться особенно опрятно, празднично и нарядно.

Нельзя опаздывать к началу спектакля.

Входя в театр, следует снять верхнюю одежду и привести себя в порядок: поправить платье и прическу.

Нельзя в театре занимать чужие места.

Проходя на свое место, нужно идти между рядами лицом к сидящим.

В зрительном зале нельзя мешать окружающим: вертеться, вскакивать, хлопать откидными сиденьями стульев, шуршать бумагой, свистеть, громко разговаривать, топать.

При входе и выходе из зала во время антракта проходи спокойно, не толкайся.

Будь аккуратен, не сори. Не ешь во время действия.

7. Экзамен «Хитрый этикет» (подведение итогов)

В заключение давайте проверим, насколько хорошо вы все поняли, попробуем сдать своеобразный экзамен на знание так называемого «хитрого этикета».

1. Следует ли, находясь в музее, на выставке и в театре, сдавать зонты, портфели, большие пакеты в гардероб?

а) Следует, если их там принимают.

б) Не следует, если они вам не мешают.

в) Следует, если их не принимают в гардероб, сдать их в камеру хранения.

2. Нужно ли приходить в театр или на концерт заранее?

а) Не нужно.

в) Желательно, но не обязательно.

3. В какой одежде лучше всего посещать театр?

а) В свитере и джинсах.

б) В легкой декольтированной одежде.

в) В нарядной одежде по сезону.

г) В брючном костюме.

4. Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

б) Сколько угодно.

в) В любом, кроме большой меховой шапки.

г) Только в небольшом, являющиеся частью нарядного вечернего костюма.

5. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед.

б) Лицом к сидящим.

в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.

6. Следует ли извиняться перед сидящими, проходя в середину ряда?

а) Следует.

б) Не следует.

в) Желательно.

7. Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту в ряду?

а) Обязательно.

б) Желательно.

в) Не следует.

8. Можно ли занимать оба подлокотника кресла?

а) Можно, если успеваешь это сделать первым.

б) Желательно.

в) Нежелательно.

9. Можно ли одалживать бинокль и программу у соседа по ряду?

б) Нельзя.

в) Нежелательно.

10. Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

б) Нельзя.

в) Нежелательно.

11. Можно ли аплодировать, когда занавес поднят, и спектакль вот-вот начнется?

а) Нельзя.

б) Нежелательно.

в) Можно в знак одобрения декораций.

12. Можно ли вслух комментировать спектакль?

а) Можно, если это интересно вашим соседям по ряду.

б) Нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей.

в) Нельзя - подождите антракта.

13. Можно ли на концерте в театре подпевать артистам?

б) Желательно, чтобы подбодрить артистов.

в) Нельзя.

14. Как правильно вести себя на концерте, в театре при сильном насморке или кашле?

а) Взять с собой несколько носовых платков.

б) Не предпринимать ничего особенного - окружающие увидят ваше нездоровье и посочувствуют вам.

в) В таком состоянии лучше остаться дома.

15. Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?

б) Нежелательно.

в) Нельзя.

16. Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?

а) Громким свистом и топаньем ногами.

б) Криками «браво» и вставанием.

в) Громкими и ритмическими аплодисментами (кроме концерта классической музыки).

17. Как проявить свое неодобрение содержанием спектакля или неудовлетворительной игрой актера?

а) Свистеть и топать ногами.

б) Немедленно встать и покинуть зал.

в) Молчать и не аплодировать.

18. Как вручить цветы актеру, певцу?

а) Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.

б) Подойти к сцене и вручить исполнителю.

в) Передать через работников театра, концертного зала.

19. Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?

б) Нельзя.

в) Допускается в крайнем случае, если вы спешите на поезд или последний автобус.

г) На ваше усмотрение.

8. Изготовление куклы для настольного театра.

Материалы: Набор ложек, шерстянные нитки, фетр или другой материал, ленточки и глазки.

Способ изготовления:

Волосы. Их шерстяных ниток делаем помпоны. Они приклеиваются клеем моментом с внутренней стороны ложки. Цвета ниток могут быть совершенно разные.

Одежда. Лучше конечно шить платье - конус из фетра, тогда подшивать не придется. Но можно также использовать и другие ткани, желательно плотные, чтобы держали форму. Сшиваем конус, делаем надрез в верхней части, чуть ниже угла. Вставляем в надрез ложку и завязываем крепко ленточкой, можно с бантиком.

Глаза. Глазки на ложке можно нарисовать, наклеить готовые бегающие глазки или сделать аппликацией, как в нашем варианте.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Светиловки

Сценарий составила:

учитель русского языка и литературы

Чалая М.В.

Цели внеклассного мероприятия:

– обучающая: познакомить учащихся с театральным искусством;
– развивающая: развивать кругозор, коммуникативные умения, воображение, внимание, память, эстетическое чувство; научить учащихся видеть прекрасное, пользоваться театральной лексикой.

– воспитательная: воспитывать толерантность, ответственность, инициативность, способствовать развитию классного коллектива.

Оформление и оборудование:

    Презентация о театральном искусстве.

    Театральные афиши, программы.

    Яркие высказывания о театре, оформленные на доске.

В правом углу доски театральный словарик:

Гардероб

Оркестровая яма

Дарить цветы

Аплодисменты

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Театры всякие бывают,
И чего в них только нет!
Здесь спектакли вам сыграют:
Драму, оперу, балет.
Здесь на сцене можно встретить
Разных кукол и зверей.
Театр очень любят дети,
Так пойдем туда скорей!

– Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности. Ему не раз предрекали гибель, но он каждый раз выживал – выдерживал конкуренцию и с кинематографом, и с телевидением, и с компьютером. Преодолевая границы и языковые барьеры, оно являет миру новые открытия.

    Вступительная часть:

Слово учителя

Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения театра. Никто не скажет, на каком листке календаря следовало бы обозначить его первоначальную дату. Время существования театра измеряется временем существования самого рода человеческого.

В золотую пору детства человечества первые поэты – греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид уже склонились над колыбелью театра. (слайд 3)

Эпоха следовала за эпохой, возникали и исчезали государства: в глубинах океана исчезла Атлантида, разгневанный вулкан Везувий горячей лавой залил несчастную Помпею,- но ничто не прерывало вечности театра. Его проклинали, его ненавидели, запрещали, подвергали гонениям, наказаниям и преследованиям, отлучали от церкви, грозили кнутами и виселицами.

Но ничто не сломило театр. Десятки тысяч зрителей собираются сейчас – десятки тысяч зрителей собирались на театральные представления и раньше, в Древней Греции.

Древнегреческий театр. (слайд 4,5)

Алина. Приехав в столицу нынешней Греции – Афины, мы увидим возвышающуюся над городом скалу. Спустившись по дорожке, можно дойти до развалин театра Диониса.

Дионис – древнегреческий бог, покровитель театра.

Перед нами что-то похожее на стадион. По склону полукругом идут каменные ряды сидений для зрителей и сцена. Таким был театр в пятом веке. Сейчас здесь безлюдно, между камнями растет трава. А раньше каменные сиденья были заполнены десятками тысяч зрителей. При ярком свете дня, под открытым небом появлялся и пел трагический хор. Слышались голоса актеров, которые нараспев декламировали стихи знаменитых греческих драматургов. Декораций не было, не было и занавеса.

(слайд 6, 7, 8, 9) У истоков греческого театра лежали праздники в честь бога Диониса (Вакха), покровителя виноделия.

Осенью, после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов - сатиров.

Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами - песнями, прославляющими Диониса.

В 6 в. до н.э. в эти праздники был введен сценарий. Так появились 1- ые спектакли.

Вскоре праздники были перенесены в специальные места-театры , а спустя некоторое время появились драматурги - люди сочинявшие пьесы для театра.

Театры строились на холме, чтобы скамьи для зрителей поднимались вверх и с любого места было бы хорошо видно сцену.

Сначала театры строили из дерева. Они быстро приходили в негодность, часто сгорали, поэтому позднее их стали строить из камня.

Ира Рано появились театральные машины, позволяющие действующим лицам спускаться сверху или «проваливаться» под землю.

Древнегреческие актеры были в длинном одеянии, обувь на высоких деревянных или толстых кожаных подошвах. Это увеличивало рост.

На голове были маски (громадные впадины глаз, широко открытый рот, резкие морщины, высоко поднятая прическа. В рот маски вставлялась металлическая пластинка, чтобы усилить голос. Роли исполнялись только мужчинами, рабов не допускали.(слайд 10)

Маски менялись в течение спектакля. Вид греческого актера мог напугать.

(слайд 11) Древний автор писал: «Актер показался им страшным, даже пока он молчал на сцене. Не без ужаса смотрели они на него, делающего громадные шаги, сильно разинувшего рот, стоящего на высоких каблуках, завернутого в диковинные одежды. Когда же, нарушив молчание, он выкрикнул первые слова, большинство зрителей обратились в бегство».

Карина. Греки были страстными любителями своего театра. В дни весенних праздников десятки тысяч зрителей наполняли театр, где давались трагедии. Зрители высиживали в театре с утра до заката солнца. Другого освещения, кроме солнца, не было. Перед началом представления были подарки, приносили жертвы богам, в частности Дионису. По сигналу трубы начиналось представление. Четыре пьесы шли друг за другом. Зрители ели и пили во время спектакля, но слушали внимательно. Плата была очень низкая – за билет 2 обола (около 400 р.); зритель получал билет – бронзовый или свинцовый жетон. (слайд 12)

Все посетители театра делились на 2 группы: почетные гости и обычные зрители.

Почетными гостями были - жрецы Диониса, олимпионики и стратеги.

Обычные посетители покупали билеты. Власти для привлечения зрителей выдавали деньги.

Рита. Позднее стали аплодировать, а неудачную игру освистывать или топтать ногами в знак неодобрения. Бывали случаи, когда в актера или автора пьесы кидали камни. После представления из среды зрителей избиралось жюри, присуждавшее награды актерам. Театр не был забавой, актеры не были потешниками зрителей, писали ради славы и почета, а не ради наживы. До нас дошли целиком 33 трагедии. Они составляют большую ценность и переведены на все языки мира.

В разные времена театральное искусство призвано было то развлекать, то воспитывать. И с этим театр справлялся – его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Театр всегда сравнивали с храмом, осуждая «низкие нравы и заблуждения пробуждает людей к жизни достойной», для Н.В. Гоголя он был кафедрой, «с которой можно много сказать миру добра».

2 . Театр – искусство не одного человека, а коллективное. Спектакль – это результат деятельности многих людей.
В театре сочетаются многие виды искусств: музыка, живопись, танец. В зависимости от преобладающего жанра выделяют несколько видов театра. Давайте посмотрим, какие бывают театры: (слайд 13 – 19)

Мы первый раз сюда пришли,
Когда мы были малыши.
На сцене нет почти людей,
В театре КУКОЛ для детей..

На стене появилось пятно.
То в зайца, то в волка превращалось оно.
Фонарь вдруг погас – и нету зверей,
Это был театр ТЕНЕЙ.

Сей жанр родился в США.
Сейчас популярен, как никогда.
Послом назначен был Notre Dame,
Я представляю МЮЗИКЛ вам.

От латинского слова «танцевать»
Этот театр стали все называть.
Куда купила я билет?
Вечером вместе идем на БАЛЕТ.

Все девять муз объединились,
В эстрадных сценках воплотились.
В подвале ночного кафе
Приветствует вас театр – КАБАРЕ.

Жест – главнее, чем слова,
Пластика актера очень важна.
Без звука сюжет разыграли
В театре ПАНТОМИМЫ мы побывали.

Здесь не актеры, а певцы
Для нас играют, и все мы
Услышим арию от них,
ОПЕРУ однажды посетив.

– Театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли. Здание театра: зрительный зал, фойе и волшебное закулисье удивительный мир.
3 . Театры России. (слайд 20)

4. Благовещенский театр (слайд 21, 22, 23)

Театр как искусство появился в г. Благовещенске два года спустя после Указа императора Александра II об учреждении города на Амуре - то есть в 1860 году.
Первые любительские спектакли проходили в солдатской столовой. Такие представления возобновлялись с приездом очередного энтузиаста, страстно влюбленного в театр, и оживлялось благовещенское общество, состоявшее в основном из офицеров, купцов, чиновников и их семей. Открылся в декабре 1883 спектаклем "Ревизор" Н.Гоголя на сцене Общественного собрания Благовещенска. В 1886 на добровольные пожертвования предпринимателей, купцов и горожан разного сословия построено здание, в котором театр играет по сей день. За последние годы участвовал в фестивале "Благая весть" в Благовещенске (2000). Гастролировал в Москве (1983), Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, Поволжье, Якутии, на БАМе, Сахалине, Украине, Хабаровске (2002). После выступлений в КНР артисты театра неоднократно приглашались для съемок в китайских кинокартинах.

5. Театральные афиши, программки (слайд 24, 25)

6. Конкурсы: (слайд 26)

1. Блиц – опрос

Театральное представление. (Спектакль)

    Первое публичное выступление. (Дебют)

    Объявление о том, что все билеты проданы. (Аншлаг)

    Нужное для игры на сцене оформление лица. (Грим)

    Разговор между двумя лицами. (Диалог)

    Первые места в зрительном зале. (Партер)

    Возгласы, требующие повторения. (Бис)

    Повторение, повторение. (Репетиция)

    Предварительное объявление о спектакле. (Анонс)

    Исполнитель ролей в театральном представлении. (Актер)

    Полотнище, разделяющее зрительный зал от сцены. (Занавес)

    Краткий перерыв между действиями спектакля. (Антракт)

    Специальная накладка, скрывающая лицо, с вырезами для глаз. (маска)

    Актер пьесы. (Драматург)

    Заменитель основного исполнителя роли. (Дублер)

    Накладные волосы, нашитые на матерчатую основу. (Парик)

    Тот, кто подсказывает актерам текст роли. (Суфлер)

    Поставщик спектакля. (Режиссер)

    Первое представление нового спектакля. (Премьера)

    Театральная осветительная аппаратура, установленная на полу сцены вдоль ее переднего края. (Рампа)

    Драматическое произведение для спектакля. (Пьеса)

2. Изобразить стихотворения (одна команда изображает, другая отгадывает):

А) Идет бычок, качается, вздыхает на ходу.
Ох, доска кончается, сейчас я упаду!

В). Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

3. «Ну и мимика!».

Конкурс с масками.

7.Мастер – класс по изготовлению театральной маски.

4. Как вы уже узнали, особенностью древнегреческого театра было то, что актеры играли в масках.

Что же такое маска?
Маска – это то, что надевали на лицо. Маска – это предмет, с помощью которого скрывали лицо. Она что-то изображает, например, человека или животное.

Маска – специальная накладка с вырезами для глаз и рта, надеваемая на лицо, изображение в виде человеческого лица, звериной морды, бога или духа и т.д.

Давайте попробуем сделать маски для Древнегреческого театра. Они могут выглядеть так. Учитель показывает две заранее сделанные из бумаги маски. Ребята определяют, что они выражают разные эмоции. Одна грустная (маска трагедии), вторая веселая (маска комедии).

Вы сами решите, какую маску вам сделать, грустную или веселую?

5. Изготовление масок.

8. Подведение итогов классного часа.

Классный час.

Тема : Мы и театр.

Цели:


  • познакомить детей с историей возникновения театра;

  • дать представления о различных театрах в родном городе;

  • вспомнить профессии людей, работающих в театрах;

  • познакомить с правилами поведения в театре;

  • повторить правила этикета при общении;

  • способствовать развитию речи, мышления, памяти;

  • воспитывать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета.
Ход занятия.

Организатор обращается к детям и предлагает закрыть глаза (включается музыка).

Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, на которые рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает, занавес, скрывавший сцену, поднимается. Где мы находимся?

Дети : в театре.

Организатор : сегодня мы посетим театр, поговорим о его особенностях, узнаем как правильно себя вести в театре. Кто был в театре? Расскажите об этом. Что запомнилось?

Ответы детей .

Организатор : кто из вас знает, как появился театр? (1сл.)

Очень, очень давно в городе Афины был построен первый в Греции театр для представлений, он был не таким, как театры сейчас. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали люди. Театр в переводе с греческого языка означает «Место для зрелищ» . (2,3 сл.) Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины, они играли все роли, в том числе и женские. Как называется профессия человека, который играет разные роли?

Дети : актер.

Организатор : актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки. Особое место в театральных представлениях отводилось хору. После спектакля, комиссия, выбранная зрителями, присуждала победу лучшим актерам, их одаривали дорогими подарками и вручали венок из листьев лавра.

А в России первый театр был открыт 30 августа 1756 году. Это был единственный театр в нашей стране. Конечно с тех пор, прошло очень много времени и сейчас нет ни одного крупного города, в котором бы не было театра. А какие театры вы знаете?

Ответы детей.

Организатор: (5,6 сл.) В Драматическом театре ставятся пьесы – специально написанные произведения для исполнения на сцене, комедии – произведения с шутками, весельем, драмы – произведения с серьезным содержанием и со счастливым концом, трагедии – произведения, которые заканчиваются гибелью героев

(7,8 сл.) В Музыкальных театрах ставятся оперы , где герои вместо слов, выражают свои чувства пением, балеты – выражение чувств,движением. Есть театры Кукол.(9сл.) Здесь главными героями являются куклы, которыми управляют и озвучивают из-за ширм актеры – кукольники. Куклы бывают разные(10 сл.) перчаточные – они надеваются на руку. Тростевые - к рукам куклы приделаны трости. Кукловод держит в свободной руке концы тростей и ими приводит в движение руки куклы.(11сл.) Пальчиковые- одеваются на пальцы руки.(12сл.)Ростовые по росту которые бывают на много выше человека.

(13сл.) Есть Театры зверей, где актёрами являются животные и птицы.

Стихотворение «Театр»

Здесь слезами плачут куклы,

И огнем пылают буквы,

И пошла под гром оваций

Перемена декораций.

Организатор: назовите героя сказки, который так любил кукольный театр, что продал свою единственную книгу, азбуку? Кто автор?

Дети: Буратино, Л. Н.Толстой.

Организатор: А вот и он!(14сл.) Узнав о том, что мы отправляемся в театр, он бросил все свои дела и примчался к нам. Возьмем его с собой?

Ответы детей.

Организатор: а что, в первую очередь, мы должны сделать, что бы пойти в театр?

Дети: купить билеты.

Организатор: где продаются билеты?

Дети : в театральной кассе.

Организатор : как называется профессия человека, который продает билеты?

Дети : кассир

Организатор : а как же нам выбрать, на какой спектакль мы пойдем, в каком театре будет представление и, в какое время оно начнется?

Эту информацию мы можем узнать из афиши – это объявление с указанием названия спектакля, театра, в котором он идет, числа и времени, иногда актеров исполняющих главные роли. (15,16сл.)

Но вот мы и определились, можно покупать билеты. Вот послушайте историю, которую вам расскажет Буратино, о своих знакомых Анечки и Феди, как они покупали билеты. Какие ошибки допустили дети?

История Буратино.

Аня тихо напевала: «Тетя, тетя кошка, выгляни в окошко….»

Аня, а сегодня в кукольном театре «Кошкин дом». Давай попросим маму, сводить нас на спектакль - говорит Федя.

Аня подбегает к маме.

Мама, пожалуйста, разреши нам сходить в кукольный театр! Нам очень хочется посмотреть «Кошкин дом»!?

Мама согласилась

Хорошо, а вы знаете, как купить билеты?

Федя воскликнул:

Еще бы не знать! Я подойду и скажу: «Тетечка, приветик, дай мне билетик, а я вам отдам свою хорошую шапочку с кисточкой.

Нет Федя, ведь ты же не Буратино! – сказала мама.

Аня развеселилась: - Вот так славная картина, наш Федюша Буратино!

А как же? – обиделся Федя.

Я знаю, сказала Аня. Нужно сказать: Быстро дайте нам билеты в первом ряду на спектакль «Кошкин дом»!

Организатор : итак, правильно ли говорили ребята? Как нужно было сказать, чтобы купить билеты?

Ответы детей.

Организатор : Какие вежливые слова нужно было сказать?

Дети: пожалуйста, будьте добры, поблагодарить и попрощаться.

Организатор : а сейчас разыграем сценку, которая называется «В театральной кассе». К доске приглашаются два ученика, один из которых кассир, другой покупатель. Итак, нужно купить на весь класс билеты в Музыкальный театр, на спектакль « Дюймовочка ». Что должен сказать покупатель и как ответит кассир?

Правильно ли сделали ребята, были ли они вежливыми?

Ответы детей.

Организатор : теперь у меня есть билеты, а чтобы вам их получить, выполните задание.

Театр открывается,

К началу все готово,

Билеты отпускаются

За вежливое слово!

Дети говорят вежливые слова и получают билеты.

Организатор : теперь у всех ребят есть билеты, настал долгожданный день и мы идем в театр. Что мы оденем? Какая должна быть одежда?

Ответы детей .

Организатор : мы постараемся одеться нарядно, опрятно. Отправляясь в театр, надо особенно внимательно посмотреться на себя в зеркало: одежда, обувь, прическа – какие они должны быть? Послушайте историю и скажите, какие ошибки допустил мальчик Вася?

Наш соседский мальчик Вася, сегодня первый раз идет в театр, он немного опаздывает и поэтому спешит. Этот мальчик настоящий неряха, поэтому натянул старые джинсы, рубаху с оторванной пуговицей, надел кроссовки, которые не раз испытывал на прочность, играя в футбол, накинул куртку, натянул шапку и побежал. Вбежав в театр после звонка, он снял шапку, под которыми, оказались взъерошенные волосы, сдал куртку в гардероб и довольный пошел на спектакль. Что неверно сделал Вася?

Ответы детей.


  • Приготовь заранее одежду.

  • Умойся, расчешись.

  • Выйди из дома заранее.
Организатор : представьте себе, что мы входим в театр, кого мы встречаем у входа?

Дети: билетера.

Дети: снять верхнюю одежду.

Организатор: а где это можно сделать?

Дети : в холле театра, в гардеробе.

Организатор : как называется профессия человека, который работает в гардеробе?

Дети : гардеробщик.

Организатор : после того, как вы сдали вещи, гардеробщик каждому из вас выдает номерок. Для чего они нужны и почему на каждом номерке разные числа?

Ответы детей .

Организатор : вот послушайте, какие советы вам дает, знаменитая старуха Шапокляк.(17сл.)

Шапокляк : подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасываете пальто через барьер, пусть гардеробщик сам поработает. Этим самым вы позаботитесь о нем: если так будет поступать каждый из зрителей, то у гардеробщика разовьются такие прекрасные мускулы на руках. Номер лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в коридоре и во время спектакля, от такого вращения номерок обязательно улетит под кресла! А поиски номерка гораздо интереснее любого спектакля.

Организатор : все ли правильно в советах Шапокляк? Какие ошибки она допустила?

Ответы детей.

Организатор : затем мы входим в зрительный зал, как определить какие места нам нужно занять?

Дети : по билетам, на которых указано место.

Организатор : посмотрите на свои билеты на билетах: место нахождения ряда, ряд, номер места. Что обозначают слова: партер, амфитеатр, ложа?

Партер – нижние ряды зрительного зала.

Амфитеатр – возвышающие верхние ряды.

Ложа – места в зрительном зале, отделенные для нескольких человек, находятся по бокам. (18,19,20,21,22сл.) Итак, прозвенел звонок, который сообщает нам о том, что необходимо проходить и рассаживаться по своим местам.

(включается музыка, дети занимают свои места по билетам).

Организатор : на билетах указан ряд, место. Но если ваше место находится в середине ряда, то вам лучше занять его пораньше – чтобы не беспокоить зрителей, которые уже заняли свои места. Ну, а если вы опоздали, то при проходе к своему месту не следует показывать свою спину, сидящему человеку, проходить нужно лицом к сидящему.

Вот прозвенел третий звонок, все заняли свои места, погас свет, поднялся занавес, идет спектакль, звучат голоса актеров….. Вдруг раздается голос: «Бабушка, дай водички!» Как вы думаете, можно ли разговаривать во время спектакля? Почему?

Ответы детей .

Организатор : конечно же, нет, ведь можно обсудить все во время антракта. А что такое антракт?

Ответы детей.

Организатор : антракт обычно длится 10-15 мин. и об его окончании вам скажет звонок. Нам снова нужно занять свои места. И тут опять старухе Шапокляк не терпится дать свои советы. Послушаем, что она скажет на этот раз?(17сл.)

Шапокляк : не забудьте, как только вы устроитесь на своих местах, начинайте хлопать. Так актеры узнают, что вы уже в зрительном зале. Ведь не справедливо, что вы уже готовы, а спектакль не начинается. Купленную шоколадку в буфете, не нужно было есть в антракте, звонко шурша фольгой, разверните ее, когда актеры выйдут на сцену. Есть шоколадку и конфеты под музыку особенно приятно! И помните, что долго сохранять неподвижность, очень вредно для организма – «побольше двигайтесь»! Если вам известно, что произойдет на сцене с героями, громко и быстро расскажите об этом рядом сидящим детям.

Обсуждение и выводы правил поведения .


  • Будь вежлив с работниками театра и друзьями;

  • Будь аккуратен и опрятен;

  • Хлопать в ладоши нужно только между частями и в конце представления;

  • Не шурши фантиками и не разговаривай;

  • Не постукивай ногой в такт музыки и по креслам соседей;

  • В антракте разговаривай в полголоса, не бегай;

  • Веди себя скромно и воспитанно.
Организатор: Нужны нам эти правила? Только ли в театре нужно их соблюдать?

Ответы детей .

Организатор : Буратино хочет проверить, на сколько вы хорошо вы запомнили правила поведения и что нового узнали о театре.

На билетах с обратной стороны написаны вопросы:


  • Профессия человека, исполняющий разные роли.

  • Перечисли Театры, какие ты знаешь.

  • Главные герои кукольного театра.

  • Место, где продают билеты.

  • Как должен выглядеть человек, идущий в театр.

  • Место в театре, где можно перекусить.
Организатор: я думаю, что правила, которые вы сегодня узнали, обязательно помогут вам. А теперь закройте глаза, представьте, что занавес закрывается, слышны аплодисменты, включается свет и мы снова в классе.(23сл.)

Дети :

Стихотворение «Театр и мы»

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет вечно с нами,

Всегда готовый утверждать,

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Классный час.

Тема: Мы и театр.

Цели:

    Познакомить детей с историей возникновения театра, дать представления о различных театрах в родном городе, вспомнить профессии людей, работающих в театрах, познакомить с правилами поведения в театре, повторить правила этикета при общении;

    Способствовать развитию речи, мышления, памяти;

    Воспитывать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета.

Ход занятия.

Учитель обращается к детям и предлагает закрыть глаза (включается музыка).

Представьте себе, что вы находитесь в огромном зале, где рядами стоят удобные кресла из мягкой бархатной ткани, на которые рассаживаются нарядно одетые люди, огни огромной люстры медленно гаснут, оркестр постепенно умолкает, занавес, скрывавший сцену, поднимается. Где мы находимся? (2 сл.)

Дети : в театре.

Учитель : сегодня мы посетим театр, поговорим о его особенностях, узнаем как правильно себя вести в театре. Кто был в театре? Расскажите об этом. Что запомнилось?

Ответы детей .

Учитель : кто из вас знает, как появился театр? (3 сл.)

Очень, очень давно в городе Афины был построен первый в Греции театр для представлений, он был не таким, как театры сейчас. Сцена стояла на песке, под открытым небом, где и выступали люди. Театр в переводе с греческого языка означает «Место для зрелищ». Театральные представления устраивались только в праздники и продолжались несколько дней, с утра до вечера. Выступали в театрах только мужчины, (4 сл) они играли все роли, в том числе и женские. Как называется профессия человека, который играет разные роли?

Дети : актер.

Учитель : (5 сл.) актеры надевали на лица маски, женские и мужские, изображающие гнев и мольбу, веселье и грусть. А чтобы казаться выше, актеры надевали на ноги специальные скамеечки. Особое место в театральных представлениях отводилось хору. После спектакля, комиссия, выбранная зрителями, присуждала победу лучшим актерам, их одаривали дорогими подарками и вручали венок из листьев лавра.

А в России первый театр был открыт 30 августа 1756 году . (6 сл.). Это был единственный театр в нашей стране. Конечно с тех пор, прошло очень много времени и сейчас нет ни одного крупного города, в котором бы не было театра. А какие театры в нашем городе Кемерово вы знаете?

Ответы детей.

Учитель: (7 сл.) в центре города, на проспекте Советском на театральной площади, возле фонтана возвышается Драматический театр имени А. В. Луначарского , в котором ставятся (8 сл.) пьесы – специально написанные произведения для исполнения на сцене, комедии – произведения с шутками, весельем, драмы – произведения с серьезным содержанием и со счастливым концом, трагедии – произведения, которые заканчиваются гибелью героя.

Немного дальше, на этом же проспекте, стоит столь же красивое здание (9 сл.), которое называется Музыкальный театр Кузбасса имени А. Боброва , в нем ставятся оперы (10 сл.), где герои вместо слов, выражают свои чувства пением, балеты – выражение чувств, движением.

(11 сл.) На улице Весенней расположен театр Кукол имени А. Гайдара . Здесь главными героями являются куклы , которыми управляют и озвучивают из-за ширм актеры – кукольники. Куклы бывают разные: (12 сл.) перчаточные – они надеваются на руку. Тростевые - к рукам куклы приделаны трости. Кукловод держит в свободной руке концы тростей и ими приводит в движение руки куклы. Пальчиковые- одеваются на пальцы руки.

Стихотворение «Театр»

Здесь слезами плачут куклы,

И огнем пылают буквы,

И пошла под гром оваций

Перемена декораций.

Учитель: назовите героя сказки, который так любил кукольный театр, что продал свою единственную книгу, азбуку? Кто автор?

Дети: Буратино, Л. Н.Толстой.

Учитель: а вот и он! (13 сл.) Узнав о том, что мы отправляемся в театр, он бросил все свои дела и примчался к нам. Возьмем его с собой?

Ответы детей.

Учитель: а что, в первую очередь, мы должны сделать, что бы пойти в театр?

Дети: купить билеты.

Учитель: где продаются билеты?

Дети : в театральной кассе.

Учитель : как называется профессия человека, который продает билеты?

Дети : кассир

Учитель : а как же нам выбрать, на какой спектакль мы пойдем, в каком театре будет представление и, в какое время оно начнется?

Эту информацию мы можем узнать из афиши – это объявление с указанием названия спектакля, театра, в котором он идет, числа и времени, иногда актеров исполняющих главные роли. (14 сл)

Но вот мы и определились, можно покупать билеты. Вот послушайте историю, которую вам расскажет Буратино, о своих знакомых Анечки и Феди, как они покупали билеты. Какие ошибки допустили дети?

История Буратино.

Аня тихо напевала: «Тетя, тетя кошка, выгляни в окошко….»

Аня, а сегодня в кукольном театре «Кошкин дом». Давай попросим маму, сводить нас на спектакль - говорит Федя.

Аня подбегает к маме.

Мама, пожалуйста, разреши нам сходить в кукольный театр! Нам очень хочется посмотреть «Кошкин дом»!?

Мама согласилась

Хорошо, а вы знаете, как купить билеты?

Федя воскликнул:

Еще бы не знать! Я подойду и скажу: «Тетечка, приветик, дай мне билетик, а я вам отдам свою хорошую шапочку с кисточкой.

Нет Федя, ведь ты же не Буратино! – сказала мама.

Аня развеселилась: - Вот так славная картина, наш Федюша Буратино!

А как же? – обиделся Федя.

Я знаю, сказала Аня. Нужно сказать: Быстро дайте нам билеты в первом ряду на спектакль «Кошкин дом»!

Учитель : итак, правильно ли говорили ребята? Как нужно было сказать, чтобы купить билеты?

Ответы детей.

Учитель : Какие вежливые слова нужно было сказать?

Дети: пожалуйста, будьте добры, поблагодарить и попрощаться.

Учитель : а сейчас разыграем сценку, которая называется «В театральной кассе». К доске приглашаются два ученика, один из которых кассир, другой покупатель. Итак, нужно купить на весь класс билеты в Музыкальный театр, на спектакль «Дюймовочка», на 16 мая. Что должен сказать покупатель и как ответит кассир?

Сценка. Правильно ли сделали ребята, были ли они вежливыми?

Ответы детей.

Учитель : теперь у меня есть билеты, а чтобы вам их получить, выполните задание.

Театр открывается,

К началу все готово,

Билеты отпускаются

За вежливое слово!

Дети говорят вежливые слова и получают билеты.

Учитель : теперь у всех ребят есть билеты, настал долгожданный день и мы идем в театр. Что мы оденем? Какая должна быть одежда?

Ответы детей .

Учитель : мы постараемся одеться нарядно, опрятно. Отправляясь в театр, надо особенно внимательно посмотреться на себя в зеркало: одежда, обувь, прическа – какие они должны быть? Послушайте историю и скажите, какие ошибки допустил мальчик Вася?

Наш соседский мальчик Вася, сегодня первый раз идет в театр, он немного опаздывает и поэтому спешит. Этот мальчик настоящий неряха, поэтому натянул старые джинсы, рубаху с оторванной пуговицей, надел кроссовки, которые не раз испытывал на прочность, играя в футбол, накинул куртку, натянул шапку и побежал. Вбежав в театр после звонка, он снял шапку, под которыми, оказались взъерошенные волосы, сдал куртку в гардероб и довольный пошел на спектакль. Что неверно сделал Вася?

Ответы детей . Приготовь заранее одежду.

Умойся, расчешись.

Выйди из дома заранее .

Учитель : представьте себе, что мы входим в театр, кого мы встречаем у входа?

Дети: билетера.

Учитель : проходим дальше, что мы должны сделать?

Дети: снять верхнюю одежду.

Учитель: а где это можно сделать?

Дети : в холле театра, в гардеробе. (15 сл)

Учитель : как называется профессия человека, который работает в гардеробе?

Дети : гардеробщик.

Учитель : после того, как вы сдали вещи, гардеробщик каждому из вас выдает номерок. Для чего они нужны и почему на каждом номерке разные числа?

Ответы детей .

Учител ь: вот послушайте, какие советы вам дает, знаменитая старуха Шапокляк.

Шапокляк : подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасываете пальто через барьер, пусть гардеробщик сам поработает. Этим самым вы позаботитесь о нем: если так будет поступать каждый из зрителей, то у гардеробщика разовьются такие прекрасные мускулы на руках. Номер лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в коридоре и во время спектакля, от такого вращения номерок обязательно улетит под кресла! А поиски номерка гораздо интереснее любого спектакля.

Учитель : все ли правильно в советах Шапокляк? Какие ошибки она допустила?

Ответы детей.

Учитель : затем мы входим в зрительный зал, как определить какие места нам нужно занять?

Дети : по билетам, на которых указано место.

Учитель : посмотрите на свои билеты (на билетах: место нахождения ряда, ряд, номер места). Что обозначают слова: партер, амфитеатр, ложа? (16 сл.)

Партер – нижние ряды зрительного зала.

Амфитеатр – возвышающие верхние ряды.

Ложа – места в зрительном зале, отделенные для нескольких человек, находятся по бокам. Итак, прозвенел звонок, который сообщает нам о том, что необходимо проходить и рассаживаться по своим местам.

(включается музыка, дети занимают свои места по билетам).

Учитель : на билетах указан ряд, место. Но если ваше место находится в середине ряда, то вам лучше занять его пораньше – чтобы не беспокоить зрителей, которые уже заняли свои места. Ну, а если вы опоздали, то при проходе к своему месту не следует показывать свою спину, сидящему человеку, проходить нужно лицом к сидящему.

Вот прозвенел третий звонок, все заняли свои места, погас свет, поднялся занавес, идет спектакль, звучат голоса актеров….. Вдруг раздается голос: «Бабушка, дай водички!» Как вы думаете, можно ли разговаривать во время спектакля? Почему?

Ответы детей .

Учитель : конечно же нет, ведь можно обсудить все во время антракта. А что такое антракт?

Ответы детей.

Дети: разговаривать в полголоса, не бегать.

Учитель : антракт обычно длится 10-15 мин. и об его окончании вам скажет звонок. Нам снова нужно занять свои места. И тут опять старухе Шапокляк не терпится дать свои советы. послушаем, что она скажет на этот раз?

Шапокляк : не забудьте, как только вы устроитесь на своих местах, начинайте хлопать. Так актеры узнают, что вы уже в зрительном зале. Ведь не справедливо, что вы уже готовы, а спектакль не начинается. Купленную шоколадку в буфете, не нужно было есть в антракте, звонко шурша фольгой, разверните ее, когда актеры выйдут на сцену. Есть шоколадку и конфеты под музыку особенно приятно! И помните, что долго сохранять неподвижность, очень вредно для организма – побольше двигайтесь! Если вам известно, что произойдет на сцене с героями, громко и быстро расскажите об этом рядом сидящим детям.

Обсуждение и выводы правил поведения. (17 сл)

    Будь вежлив с работниками театра и друзьями;

    Будь аккуратен и опрятен;

    Хлопать в ладоши нужно только между частями и в конце представления;

    Не шурши фантиками и не разговаривай;

    Не постукивай ногой в такт музыки и по креслам соседей;

    В антракте разговаривай в полголоса, не бегай;

    Веди себя скромно и воспитанно.

Нужны нам эти правила? Только ли в театре нужно их соблюдать?

Ответы детей .

Учитель : Буратино хочет проверить, на сколько вы хорошо вы запомнили правила поведения и что нового узнали о театре.

На билетах с обратной стороны написаны вопросы:

    Профессия человека, исполняющий разные роли.

    Перечисли Театры в городе Кемерово.

    Главные герои кукольного театра.

    Место, где продают билеты.

    Как должен выглядеть человек, идущий в театр.

    Место в театре, где можно перекусить.

    …………..

Учитель: я думаю, что правила которые вы сегодня узнали, обязательно помогут вам. А теперь закройте глаза, представьте что занавес закрывается, слышны аплодисменты, включается свет и мы снова в классе.

Дети : (18 сл.)

Стихотворение «Театр и мы»

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет вечно с нами,

Всегда готовый утверждать,

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!




Top